Все понимают важность развития речи ребёнка и уровень его культуры, который определяет не только дальнейшую судьбу человека, но и будущее великого русского языка.
По речи ребёнка судят о развитии, которое напрямую связано с его мышлением. Для дошкольника умение хорошо говорить - это значит:
- легко ориентироваться в окружающем мире;
- думать, выражать мысли и отстаивать личное мнение;
- находить контакты с детьми и взрослыми.
Важно помнить! Чтобы говорить чисто и правильно, ребёнок должен чётко слышать звучащую речь.
Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными и гибкими, умели совершать тонкие движения и переходы.
Этому учит артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.
Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.
В первую очередь следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.
Обратить его внимание на верхнюю и нижнюю губы, два ряда зубов и подвижный язычок.
Главная задача: заинтересовать ребёнка
Важно помнить! Систематические занятия закрепляют приобретенные навыки.
Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.
Показывайте букву и произносите звук.
Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.
Повторяйте игру несколько раз. Показывая буквы, просите ребёнка спеть самостоятельно.
А – открыть широко рот.
О – сделать кругленькие губы.
У – сделать губы «трубочкой».
И – улыбаться.
Э – приоткрыть рот, высунуть язык.
Игры для дыхания
Развитие навыков: тренировка дыхания, произнесение звуков, зрительно- моторной координации.
Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.
Ровные вдох и выдох - это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.
Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.
« Мяч в воротах»
Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы «трубочкой» с силой подуть на шарик, произнеся звук «у», забить гол.
«Кораблик»
Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.
Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук «ф».
Для имитации порывов ветра, сложите губы произнося звук «п».
При этом щеки не надувая.
«Пузыри»
Возьмите соломинку и стакан воды.
Дуйте в соломинку, которая находится в стакане с водой, образуя каскад пузырей.
При этом щеки не надувайте.
Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.
Игры для языка
Развитие навыков: произнесение звуков, обогащение словарного запаса, чувства ритма.
«Улыбка»
Растянуть в улыбке губы, произнося звук «и»
«Трубочка»
Вытянуть губы, произнося звук «у».
«Улыбка- трубочка»
Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук «и», затем « у».
«Забор»
Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.
«Тик- так»
Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо - тик - так, имитируя движение часиков.
«Качели»
Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу
«Чистим зубки»
Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.
«Лошадка»
Цокать язычком, широко открывая рот.
Литература:
Е.Н. Лункина Растим малыша 2-3 лет - М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96с.
Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи - всё это формирует речевое мышление.
1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)
Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.
«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.
«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.
«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.
«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.
«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.
«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.
«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.
«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх - «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад - «прокладывает курс».)
«Котик»
Есть у котика на лапках
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным
)
Второй в пластилине (большой со средним
)
Третий в шоколаде (большой с безымянным
)
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком
)
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть
)
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку
)
Кошка на ладошке
Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку
)
4 ПОТЕШКИ
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И - полетела!
Птички сели на лужок,
А котята - в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток стала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.
Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Взято из
******
Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.
Упражнение «Поцелуй маму» . Вытягиваем губы трубочкой.
Упражнение «Покажи зубки» . Растягиваем губы в улыбке.
Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.
Упражнение «Надуй щеки» . Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»
Упражнение «Язычок гуляет»
Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)
В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)
Звук [ А ]
Упражнение «Птенчики» . Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“ Ам»
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят,
Мама зёрнышко несет!
Открывай пошире рот!
Звук [И]
Упражнение «Улыбка» . Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.
Улыбнулись губки, показались зубки.
Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.
Звук [О]
Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед :
Шарик губками возьми,
«О-о-о» тихонько потяни.
Звук [Э]
Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.
«Э-э-э», -как мишка вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Звук [У]
Упражнение «Слоник» . Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу.
Звук [Ф]
Упражнение «Зайка» . Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.
Ушки - на макушке,
А зубки - на губке:
Ф-ф-ф-ф-ф-ф!
Звук [В]
Упражнение «Ветер» .Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.
Сильный ветер налетел,
Ручку к шейки прижимай,
Звук [П]
Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:
Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поет.
Воздух в носик набирайся,
«П»сквозь губы прорывайся!
Звук [Б]
Упражнение «Голосок» . Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [ П ] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло(«домик» голоса).
“Б» легко произнести,
Упражнение «Колыбельная»
Баю-баюшки -баю,
Баю куколку мою!
Звук [Т]
Упражнение “ Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)
Кто же так стучит - тук, тук?
Язычок, наш верный друг.
Звук [Д]
Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.
Мы построить дом хотим.
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмем,
Дружно гвоздики забьем.
«Д» легко произнеси,
Звук [М]
Упражнение «Корова». Произносить звук [ М ], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого - ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.
«Му-му-му,- мычит корова.-
Забодаю Таню с Вовой».
Звук [Х]
Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. И c пользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.
Теплый воздух выдыхай,
Свои ручки согревай!
Звук [С]
Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.
Язычок наш загорает.
Лежит, спокойно отдыхает
И тихонько напевает: «И-и-и» .
Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.
Взято из
Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.
Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.
Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:
- языка;
- уздечки.
Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.
Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.
В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.
Комплекс для детей 1-4 лет
Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:
- «Змейка»;
- «Замесили тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Сытый хомячок»;
- «Шарики».
Статические упражнения:
- «Бегемотик»;
- «Улыбочка»;
- «Хоботок»;
- «Блинчик»;
- «Голодный хомячок».
Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.
Комплекс упражнений для детей 4-7 лет
Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.
Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.
Блок упражнений для развития мышц губ.
- «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
- «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
- «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
- «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
- Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.
Блок для развития мышц языка.
- «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
- «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
- «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
- «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
- «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
- «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
- «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
- «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
- «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
- «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
- «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
- «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
- «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.
Для подъязычной связки языка.
- «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
- «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
- «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.
Упражнения для мышц щек.
- «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
- «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
- «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Родители или педагоги?
Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.
Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.
Евгения Дрозд
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет .
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми в рамках воспитательной и образовательной деятельности :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, нужно следить, чтобы ребенок усвоил основные движения.
К ребенку 4-5 лет требования повышаются : движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат воспитанников к правильному произношению, и составит отличный фундамент для работы со специалистом.
Для маленьких детей 3-4 лет занятия артикуляционной гимнастикой - серьёзная работа , какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, эту работу нужно превратить в весёлую игру, именно поэтому мною была разработана красочная презентация, с инструкциями в стихах собственного сочинения и демонстрационным видео. Ребятам очень весело заниматься с таким мультимедиа сопровождением, также использование презентации позволяет проводить артикуляционную гимнастику не только индивидуально, но и в группах.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].
1. «Заборчик» -
За дело мы возьмёмся смело-
Забор построим мы умело.
Улыбнёмся широко,
Зубки стиснем мы легко.
Ну а чтоб заборчик был
Крепок, неподвижен,
Зубки верхние поставим
Ровненько на нижние.
.
2. «Слон» -
Мы ничуть не удивимся,
Что в слонов вдруг превратимся.
Губы сложим трубочкой,
Вытянем вперёд.
Вырос хобот у слона,
Посмотрите-вот!
И про зубки не забудем,
Сжатыми держать их будем.
(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз) .
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник» -
И старательно, без спешки
Не составит нам труда
Превращаться вперемежку
То в заборчик,
То в слона!
(Нижняя челюсть не должна двигаться, двигаются только губы, повторять по 5-6 раз).
4. «Чистим зубки» -
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
И почистить наши зубки
Язычку прикажем.
Будет язычок скользить
Влево-вправо по зубам,
Верхние и нижние
Он почистит зубки нам.
(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).
5. «Горка» -
Широко откроем рот,
Зубки вновь покажем!
Язычку, на это раз,
Горкой стать прикажем.
Кончик язычка в зубки упрётся,
Спинка язычка гибко прогнётся.
(Удерживать в таком положении под счет до 5, повторить 4-5 р.) .
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
1. «Заборчик» .
2. «Слон»
3. «Непослушный язычок» -
Язычок сейчас мы с вами
Помнём тихонечко зубами,
И пошлёпаем губами.
Будем шлёпать мы когда,
Дружно скажем «пя-пя-пя» .
А когда будем мять,
«Тя-тя-тя» повторять.
(Повторить 4-5 раза) .
4. «Блинок» -
А сейчас наш язычок
Превратится вдруг в блинок.
Он на нижней на губе
Отдохнуть приляжет.
Верхней мы его пришлёпнем
«Пя» скорее скажем.
Испечётся наш блинок,
Улыбнётся язычок!
(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз) .
5. «Вкусное варенье» -
А теперь представьте
Вкусное варенье
С верхней губки его слижем,
Вот так наслаждение!
Нужно сверху – вниз лизать,
Нижние зубки показать.
(Нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык. Повторить 3-5 раз)
6. «Индюк» -
А сейчас мы с вами
Станем индюками.
Мы по верхней губке будем
Быстро двигать язычком.
Вперёд-назад, вперёд-назад
Скажем «бл-бл-бл» при том.
Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох).
7. «Чашечка» -
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
Язычку на этот раз
Чашкой стать прикажем.
Язычка края поднимем
Сбоку, впереди.
Получилась чашечка,
Ну-ка, погляди!
(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 4-5 раз) .
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л] , [Л’], [Р], [Р’].
1. «Заборчик»
2. «Слоник»
3. «Вкусное варенье»
4. «Маляр» -
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
Будем «красить потолок»
Язычком мы нашим.
Будем шустрый язычок
Мы водить назад-вперёд.
Маляром стал язычок,
Наше нёбо потолок.
(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону) .
5. «Лошадка»
Приоткроем рот немного,
Зубки всем покажем.
Будем цокать не спеша
Язычком нашим.
Сначала кончик язычка
К нёбу присосётся,
А потом свободно вдруг
Вниз легко сорвётся.
За язычком мы будем
Внимательно следить,
И челюстями нашими
Не будем шевелить.
«Цок-цок-цок» - пошла лошадка,
Вот для язычка зарядка!
(Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. Повторить 5-6 раз).
6. «Грибок» -
Приоткроем рот немного,
Зубки всем покажем.
А теперь мы язычку
Стать грибком прикажем.
Плоский кончик языка
К нёбу присосётся,
И его у нёба нам
Удержать придётся
Раз, два, три, четыре, пять,
«Цок» - и можно опускать.
(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 2-3 раза) .
7. «Гармошка» -
Приоткроем снова рот,
Зубки всем покажем.
Язычку, сейчас, гармошкой
Стать скорей прикажем.
Широкий кончик язычка
К нёбу присосётся,
И у нёба нам его
Удержать придётся.
А теперь начнём играть,
Рот открывать и закрывать,
И при этом не забудем
Язычок не опускать.
(Повторить 6-8 раз) .
(Презентация создана в программе Microsoft PowerPoint 2016. Все видеофайлы встроены в презентацию. Совместимость с предыдущими версиями программ Microsoft PowerPoint не гарантируется)
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др
Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Зачем нужна гимнастика
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.
Похожий материал:
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Материал по теме:
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».
Как это было:
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
- Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
- Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
- Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
- Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
- Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
- Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Лучше один раз посмотреть…
Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».
Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.
Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.