Упражнения: корни с чередованием гласных. Правописание чередующихся гласных в корне слова

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис , грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

В русском языке аблаут - явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать. Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

Происхождение чередующихся гласных в корне слова

Откуда в русском языке корни с аблаутом - обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница , пожима ть такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки. Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются. Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

критерий выбора правило и примеры исключения примечания и особые случаи
суффикс за корнем е/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях – е. берём – забираем, умирать – умереть, стирать – стереть, отжигать – сжечь, отпирать – отпереть застилать – стелить стирать – тереть блистать – блестеть, читать – прочесть сочетать, чета, протирка задира забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать – сжать, пожинать; понять – понимать зажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимка иногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае – о. касаться – коснуться, полагать положить полог, пролог
ударение -гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться – уклоняться, загар – гореть, плавать – пловец, творить – тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря – зоренька утварь, пловец , а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, зарево в корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной -рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать – выскочить росток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение -мак-, -мок-. Пишем а в значении “погрузить в жидкость”, о в значении “пропустить жидкость через” макать – мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении “одинаковый”, о в значении “прямой” равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении “обрызгать”, а в значении “покрыть мелкими пятнами” окропить – крапленый равнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффикс о/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить – уговаривать просить – упрашивать мочить – замачивать топтать – утаптывать не следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.

Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

От чего зависит написание

Корни с чередующимися гласными

Выбор гласной

Исключения

1. От последующей согласной

перед Г пишетсяА ,

перед Ж пишетсяО

`поло г

изла гать - изло жить

раст-/рос-

перед СТ иЩ пишетсяА ,

перед С пишетсяО

ро сток

Ро стов

Ро стислав

ро стовщик

отра сль

ра сти

выра щенный

выро сли

скак-/скоч-

перед К пишетсяА,

перед Ч пишетсяО

ска чок

ска чи

ска чите

ска чу

ска кать

выско чка

2. От наличия или отсутствия суффикса -а-

блест-/блист-

стел-/стил-

И , если нет, -Е

соче тать

словосоче тание

Выби рать – выбе ру

кля-/клин-

если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я

вни мательно

если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О

ка сание

ко снуться

3. От ударения

клон-/клан-

твор-/твар-

О

`утва рь

заго` релый

укло` ниться

тво` рение

плов-/плав-

в безударном положении пишется А

зо ре`вать

пло` вец

пло в`чиха

пло в`цы

плы ву`ны

оза` рение

спла в`лять

4. От лексического значения

О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость

непромо каемый

обма кнуть

ровн-/равн-

О – в значении: ровный, прямой, гладкий;

А – в значении: равный, одинаковый

ра внина (ровный, гладкий)

заро внять

сра внить

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.

Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.

Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения: зоревАть.

В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения: скачок, скачу.

В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

В корнях бер- и бир-
Например: собирАть, беру, собирАется.

В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: замирАть, замереть, умирАть.

В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: запирАть, запереть, запирАется.

В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стирАть, стереть, затирАет.

В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: четное, читАтель.
Исключения: сочетАть, сочетАние.

В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!