Упражнения по риторике и ораторскому искусству для детей. Как развивать красноречие ребенка

Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Как развить красноречие - это вопрос, который интересует многих людей, занимающихся общественной деятельностью. Красивое изложение информации значительно повышает статус оратора в глазах собеседников и акцентирует их внимание, помогает общаться уверенно и естественно с любой аудиторией. Такое искусство обогащает словарный запас, увеличивает грамотность, улучшает духовный мир человека. В настоящее время существует потребность в овладении навыком. Поэтому разработаны различные методики, с помощью которых можно обучиться говорить правильно.

Ораторское мастерство, как основная составляющая профессиональной деятельности

Развитие красноречия необходимо для многих профессий. Хорошо поставленная речь вызывает доверие у партнеров, способствует психоэмоциональному комфорту собеседников. Полученные способности однозначно будут полезны для людей, которые работают по следующим направлениям:

  1. Ведение бизнеса и предпринимательской деятельности - навык является обязательным требованием. Качественно преподнесенная информация увеличивает шанс карьерного роста, заключения выгодных договоров и сделок, от которых напрямую зависит прибыль предприятия.
  2. - как можно прокачать красноречие среди больших масс людей, знают консультанты известных народных избранников. Их задача завоевать расположение различных слоев общества, убедить голосовать за себя и свое дело. Нельзя привлечь сторонников, не будучи прекрасным оратором.
  3. Научная среда - специалисты, обладающие поставленной речью, лучше обучают студентов и готовят более квалифицированные кадры. Умение толково изложить технические и другие аспекты инвесторам, партнерам или сотрудникам, увеличивает вероятность получения грантов и финансирования для экспериментальных проектов и внедрения их в практическую деятельность на благо человечества.

Представителям других профессий ораторское мастерство помогает добиваться расположения окружающих. Грамотного человека с большей охотой возьмут на высокооплачиваемую работу, где сотрудники являются лицом компании. Домохозяйка или мама с красивой речью подает хороший пример своим детям.

Важно! Навык правильного общения - это показатель воспитания и саморазвития человека.

Способы развития красноречия

Развитие красноречия - это длительные и регулярные упражнения. Успех зависит от настойчивости и трудолюбия ученика. Если правильно подойти к решению задачи, то процесс будет увлекательным, а результат не заставит себя ждать. Даже если выбирать занятия с профессионалами ораторского мастерства, не помешают самостоятельные тренировки. Для того чтобы понять, как овладеть красноречием, существуют методики и средства, которые делают обучение быстрым и легким:

  • Чтение книг - любая тематическая, специализированная и художественная литература увеличивает объем памяти, количество новых слов и выражений, которые можно применить при общении.
  • - с их помощью улучшается артикуляция, плавность и скорость произношения звуков.
  • Декламация стихов или прозы - позволяет выработать красивое изложение материала.
  • Выработка ораторского стиля - создание индивидуального образа и подачи себя путем изучения поведения других знаменитых ораторов.
  • Использование вспомогательных средств - для начала лучше тренироваться перед зеркалом или близкими людьми, чтобы перешагнуть психологический барьер и .
  • Задействовать материалы на нашем сайте - мы располагаем большим количеством видеоинформации. Можно смотреть тренинги и уроки, в которых специалисты рассказывают, как понять красноречие и получить полезный навык.

Способность красиво и правильно излагать мысли напрямую зависит от душевного состояния и внутреннего равновесия. Очень важным является умение контролировать страх и переживание. Дополнительным фактором хорошего выступления перед публикой является предварительная подготовка доклада. Профессионалы всегда, накануне лекции или съемки, тренируют не только речевые навыки, но и жесты, и позиции. Качественная работа оратора - это показатель уважительного отношения к собеседникам.

Методы самостоятельной работы

Как научиться красноречию, можно узнать у специалистов по ораторскому мастерству или освоить навык своими силами. При самостоятельном обучении прибегают к следующим рекомендациям:

  1. Изучение новых слов - следует ежедневно знакомиться с каким-либо словом, которое редко употребляется в повседневном разговоре, и узнавать его значение. Таким образом, расширяется и обогащается словарный запас.
  2. Описание предмета - пробовать рассказывать о вещи, животном или человеке, не называя его.
  3. Поиск синонимов - можно подбирать похожие слова, разные по произношению, но схожие по лексическому значению.
  4. Маленькие эпосы - рассказывать о чем-то конкретном в течение 5-20 минут.
  5. Фиксирование своей речи на диктофон - помогает анализировать произношение и качество воспроизведения предложений, а также устранять ошибки.

Внимание! Для достижения максимального результата при развитии красноречия упражнения необходимо выполнять регулярно и проводить коррекцию неточных речевых оборотов.

Люди интересуются, как улучшить красноречие, не прибегая к специальным методикам. Многие профессиональные ораторы сходятся во мнении, что чтение художественной литературы повышает грамотность и расширяет словарный запас. Существует большое количество книг разных жанров, которые написаны легким и понятным языком. При этом качество и смысл сюжета описаны талантливыми авторами, способными созидать в человеческом воображении великолепные картины с помощью различных слов и фраз. Это воспитывает в читателе хорошее мышление и развивает качественные речевые навыки.


Чтобы узнать, как научиться красноречию взрослому человеку, следует прислушаться к советам специалистов. Существуют следующие правила, которые помогают быстро овладеть ораторским мастерством:

Великие ораторы - это люди особого круга. Если человек начинает интересоваться, как повысить красноречие, можно говорить о формировании нового этапа в его развитии. Поэтому овладение новыми знаниями способствует появлению личности с сильным характером и волевыми качествами. Чем больше она совершенствуется, тем выше становится уровень культуры и образованности.

Если вы из тех родителей, которые хотят, чтобы их ребенок вырос успешным человеком, то эта информация для вас. Почему же умение говорить красиво так важно? Как развить красноречие? Что нужно для того чтобы научить ребенка правильно говорить? И, когда начинать это делать?

Во-первых, умение говорить поможет вашему ребенку не только хорошо отвечать у доски, но и в будущем производить хорошее впечатление на окружающих, владеть аудиторией и добиваться своих целей. Подросток, которого не научили в детстве говорить красиво, может чувствовать себя неловко среди людей, а это будет мешать общению и развивать чувство неполноценности. Неправильная речь мешает заводить знакомства и ограничивает человека в выборе профессии. Поэтому родителям важно начать развивать речь ребенка как можно раньше. Желательно, сразу после рождения. Колыбельные песни, красивая музыка, разговор с малышом наклоняясь к колыбельке – это уже первые уроки по развитию красноречия.

Но если ваш ребенок уже вышел с младенческого возраста ничего страшного. Начинайте прямо сейчас. Итак, говорить правильно и красиво это:

— правильно строить предложения;

— иметь хороший словарный запас;

— использовать сравнения, синонимы, цитаты;

— делать паузы;

— менять интонацию, громче или тише;

— говорить эмоционально, как бы «заражать» слушающих;

— грамотно использовать слова;

— четко произносить звуки.

Что же делать родителям, чтобы научить ребенка говорить правильно и красиво? Не сложные советы помогут вам в этом.

1. Сходите к логопеду.

Уметь правильно произносить слова, также важно как уметь читать и писать. Кроме того, существует связь между правильным произношением слов и грамотностью их написания.

Если вы слышите, что ваш ребенок неправильно выговаривает какие-либо звуки, что у него «каша» во рту и его речь не звучит свободно и плавно, то вам нужно не затягивать время и обратиться к логопеду. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Если по какой-то причине у вас нет возможности ходить к логопеду, то советую заниматься с ребенком самостоятельно (

2. Читайте вслух книги.

Поначалу, когда ребенок еще маленький, читать будете вы, а когда он подрастет и научиться читать, то вам необходимо будет побуждать его делать это для вас. Заложите семейную традицию – перед сном, каждый день, читать книжки. Один вечер – вы, другой – он. Хвалите ребенка, потому что похвала «окрыляет», и побуждает стремиться к лучшим результатам. Благодарите за чтение. Будьте активным слушателем, обсуждайте прочитанное.

Можете попросить ребенка почитать вам тогда, когда вы заняты домашними делами, гладите или готовите. Носите в сумке небольшую книжечку и читайте ее, когда вы с ребенком ждете своей очереди, например в детской поликлинике или в другом месте.

3. Слушайте аудио сказки.

Во-первых, их можно обсуждать, а это тоже развивает речь. Во-вторых, сказки наполнены множеством красивых слов, оборотами, сравнениями, авторскими словами, гиперболами, и все это обогащает детскую речь.

4. Ходите в театр.

Конечно же, всей семьей. Театральная постановка, это, прежде всего, качественный текст, произнесенный с выражением и эмоциями, выполненный профессиональными актерами.

Постарайтесь регулярно, хотя-бы раз в месяц, посещать детские спектакли, польза будет огромная.

5. Развивайте мелкую моторику.

Мелкая моторика – это работа мелких мышц руки. Но, как же связаны, речь и рука? В головном мозге центры мелкой моторики и речи находятся рядом, и поэтому развитие одного влияет на развитие другого.

Развивается мелкая моторика с помощью занятий руками: лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, вышивка, конструирование, собирание пазлов, аппликация и др.

6. Займитесь пением.

Пение развивает правильное дыхание, а это необходимо деткам, которые говорят прерывисто, нервничают, когда нужно что-то сказать, или заикаются. Во время вокальных упражнений, отрабатывается четкая артикуляция, дыхание, выразительное пение и много всего полезного для ребенка. Возможно, вам не понадобится и логопед.

7. Устраивайте домашние представления.

Во время домашних представлений ребенок может прочитать стихотворение или выступить в простеньком спектакле, подготовленном заранее. Это поможет малышу научиться справляться с волнением и застенчивостью. А также, это отлично тренирует речь.

8. Меньше смотрите телевизор.

В наше время многое из того, что показывают по телевизору, является больше вредным для ребенка, чем полезным. Различные реалити-шоу, ток-шоу, фильмы сомнительного качества, американские мультфильмы, с ужасным переводом, по которому можно лишь догадываться о чем идет речь – все это не научит ребенка красиво говорить.

Грамотную речь можно услышать разве что в старых советских добрых мультиках и фильмах, на телеканале «Культура» и «Discovery».

9. Учите скороговорки и чистоговорки.

Выучите с ребенком скороговорку и повторяйте ее почаще. Главное произнести не быстро, а правильно, четко. Будущие актеры и дикторы только этим и занимаются. Можно найти чистоговорки и скороговорки с «проблемными» для ребенка звуками и таким образом оттачивать их произношение. Если ребенок отказывается произносить их, то повторяйте сами, пусть хотя-бы слышит правильную речь. Хвалите малыша за успехи.

Чистоговорки можно придумать и самим. Это такие рифмованные двустишия, в которых часто встречаются нужные, плохо выговариваемые звуки.

Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Наша Маша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, Ох, и яркие шары.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, Мы нашли в лесу ежа.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи, поскорей меня ищи.

10. Родители, говорите правильно и красиво.

Если, вы, взрослые, не будете говорить правильно и красиво, то и ребенок не станет этого делать. Ведь именно вашу речь дети слышат каждый день дома. И вы для них главный пример для подражания. Как выражается папа, если у него что-то не получается? Есть и мамы, которые не упустят «красное» словечко. Не удивляйтесь, если услышите из уст ребенка то, что говорите сами.

Чтобы не получить такой результат, контролируйте то, что говорите. Не только при ребенке, но и всегда. Ведь существует вероятность, что привыкнув так общаться, вы не сможете себя сдерживать. Так же, если вы сами произносите слова не правильно, то и ваш ребенок будет это делать.

11. Разговаривайте с ребенком.

Побуждайте ребенка говорить. Задавайте наводящие вопросы:

— Как ты думаешь?

— Расскажи мне, пожалуйста…

— О чем эта книга, сказка, мультфильм?

— Что тебе понравилось?

12. Слушайте ребенка.

Родители, дедушки и бабушки – это главные слушатели ребенка. Чтобы малыш хотел вам что-то рассказать, необходимо его внимательно слушать, проявлять интерес к тому, что он говорит.

— Смотрите на ребенка. Контакт глаз показывает, что собеседник заинтересован тем, о чем говорят.

— Ваша поза должна показывать заинтересованность в беседе. Можно кивать головой. Не надо выражать нетерпение, постукивая по столу, поглядывая на часы или в телевизор и т.д.

— Комментируйте рассказ ребенка. Задавайте вопросы, вставляйте реплики, показывающие как вы относитесь к тому, что рассказывает малыш.

Что же делать, если у вас был трудный день и вы устали. Не обижайте ребенка словами: «Помолчи», «Дай отдохнуть», «Уже голова болит от твоей болтовни». Лучше мягко сказать ребенку об этом или молча выслушать.

Помните, что главное в воспитании, это любовь и терпение. Счастья Вам и Вашим деткам.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Умение публично выступать ребенку пригодится уже со школьной скамьи. Так же как и некоторые взрослые испытывают страх перед софитами, так и ребенок может бояться выходить к доске. Развивать навыки ораторского искусства у детей лучше всего во время игры и ниже вы найдете три таких занятия, которые помогут вашему ребенку стать лучшим коммуникатором.

1. Путевые заметки вслух

В то время как вы ведете машину, гуляете или едете в общественном транспорте, предложите ребенку описывать все, что он видит, как можно подробнее в течение одной минуты. Пусть замечает формы, цвета, и то, что происходит. После нескольких таких упражнений ваше чадо будет говорить точнее и быстрее, у него обострятся наблюдательные способности, которые очень важны для освоения ораторского искусства.

2. Мяу-игра

Во время этой замечательной игры ваш ребенок научится соображать на ходу, что очень важно для умения публично выступать. Выберите простое слово вроде это или я. Задайте ребенку тему и пусть в течение 30 секунд говорит об этом. Но… выбранное слово следует заменять на мяу (гав, кукареку, — выберите сами). Например: Мяу ходила вчера на рыбалку. Мяу словила 5 рыбок. Мяу встала рано-рано, чтобы с папой пойти ловить рыбку.

3. Задуманное животное

Соберите группу играющих — дети-родственники-соседи-друзья. Попросите каждого задумать животное и пусть в течении минуты все подумают, как бы они описали его. Потом каждому играющему все задают вопросы — какого цвета, где живет, что кушает. До тех пор пока не отгадают задуманное животное. Это упражнение разовьет в ребенке уверенность, поскольку он научится выступать перед аудиторией как некто, у кого есть уникальная информация.

По материалам kidsactivitiesblog.com



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!