Урал. Начало освоения Урала

Основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. По мере заселения русскими новых территорий происходило расширение посевных площадей. Крупным хлебопроизводящим районом стала Вятка. Отсюда хлеб шел в Поморье и Сибирь. В земледельческом освоении Вятского края активно участвовало и местное удмуртское население. Если прежде в хозяйстве удмуртов главную роль играли охота, рыболовство, бортничество, то теперь эта роль переходит к хлебопашеству. Природно-климатические условия Верхнего Прикамья мало способствовали развитию земледелия.

Помогали присущая крестьянам-переселенцам смекалка — богатый опыт, привычка к нелегкому труду. Уже к началу столетия земледельцы Перми Великой обеспечивали хлебом не только самих себя, но и беспашенное население городов. По примеру переселенцев, земледелием стали заниматься местные татары и вогулы. В начале XVII в. делает первые успехи русское земледелие в бассейне Туры, Тавды, в нижнем течении Тобола, где возникают пашни вокруг Верхотурья, Туринска, Тюмени, Тобольска и около Пе-лыма. Здесь хлебопашеством занимались почти все группы населения, но ведущее место принадлежало крестьянам и служилым людям. К 1630 г. сложился крупный Верхотурско-Тобольский земледельческий район, который во второй половине столетия стал главной житницей всей восточной окраины Русского государства от Урала до Тихого океана.

Постепенно земледелие распространяется на юг Зауралья, хотя здесь обрабатывать пашню приходилось в условиях постоянной военной опасности — из-за набегов немирных соседей. Некоторые хлебопашцы, пострадавшие от воинственных степняков, бросали уже обжитые места по рр. Исети, Тече, Миассу и уходили на север. Правительство было заинтересовано в создании за Уралом собственной продовольственной базы (на первых порах хлеб приходилось туда доставлять из европейской части страны — прежде всего для обеспечения военных гарнизонов), поэтому предоставляло переселенцам ссуды (деньгами, зерном, рабочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем — безвозвратные и подлежащие обязательному возвращению), а также налоговые льготы.

Большую роль в восточных уральских уездах играла казенная (десятинная) пашня, обработка которой входила в число основных повинностей крестьянства. На казенной пашне возделывались только рожь и овес. Эти культуры были главными для всего Урала, хотя кроме них высевались также ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо. Яровые посевы преобладали над озимыми, хотя в отдельных районах (на Вятке, в Соликамском и Чердынском уездах, Зауралье) они оказывались примерно равными. Технические культуры были представлены на Урале коноплей, льном и хмелем. На огородах выращивали капусту, редьку, репу, морковь, чеснок, свеклу, брюкву, огурцы и хрен. Орудиями огородничества служили лопаты, заступы (тупицы), сечки для рубки капусты. Вспашку полей производили деревянной сохой с двумя железными сошниками.

Для боронования земли применяли деревянную борону. На севере при обработке отвоеванных у леса участков использовали борону-суковатку — из расколотых стволов елей с заостренными сучьями. Убирали хлеб серпами. После просушки снопов их молотили деревянными цепами. Земледельческое хозяйство не могло существовать без тягловой силы. Помимо рабочих лошадей и молодняка содержали коров, быков, телят, овец, свиней, домашнюю птицу. Рост на протяжении XVII в. сенокосных угодий свидетельствовал о постепенном увеличении домашнего стада. У русских крестьян наиболее развитым животноводство было в Кунгурском уезде, где площадь, занятая сенокосами, в 18 раз превышала размеры пашни. Полукочевое скотоводство являлось основным занятием большей части населения Башкирии.

Под влиянием переселенцев башкиры постепенно расширяли сенокосные угодья и увеличивали заготовку сена на зиму. Западные и северные башкиры делают первые шаги по переходу от полукочевого скотоводства к оседлому земледелию. Одновременно русские крестьяне, казаки, жившие по соседству с башкирами, перенимали многое из их скотоводческого опыта, включая организацию зимней тебеневки лошадей. Важное место в хозяйстве населения Урала занимали добывающие промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество, сбор кедровых шишек, хмеля и пр. Эти промыслы были распространены повсеместно, а для хантов и манси, яицких казаков, части крестьян и служилых людей северных районов являлись главной сферой хозяйственной деятельности. Русским запрещалось промышлять в угодьях коренных жителей. В особом положении находилось Яицкое казачье войско, сначала на практике, а затем и законодательно закрепившее свое монопольное право на рыбодобычу в р. Яик. Стерлядь, севрюга, осетры, белуга, паюсная и зернистая икра, вязига сотнями и тысячами пудов поставлялись отсюда на рынки Самары, Сызрани, Саранска, Москвы.

Рыба в обилии водилась и в других уральских реках и озерах. Камская и вятская красная рыба не уступала яицкой и далеко превосходила волжскую. Поэтому рыбные ловли по р. Вятке и прибрежным озерам отдавались на оброк с условием «языки белужьи, теш осетровый, молоки осетровые и пупки привозить на государев обиход». Осетрами, муксунами, сырками, нельмами, щокурами, стерлядью, налимами, пыжьянами изобиловали реки Зауралья. Водилась в них и менее ценная рыба: щуки, сельди, окуни, ерши, таймени, хариусы, лещи, язи, сороги и пр.— обычная для уральцев пища. Рыбу сушили, солили, вялили. Крупными центрами торговли рыбой стали Кунгур, Пышмин-ская, Ирбитская, Ницынская и Невьянская слободы, Туринск, Тобольск. Посетивший в 1666 г. Тобольск иностранец сообщал, что в городе имелся «замечательно большой рыбный базар», какого ему не доводилось видеть «ни в одной стране»: «утром привозят 30, 40, 50 и больше телег и бочек, больших и маленьких, которые, все полны только что пойманной и еще живой рыбой». Значительные масштабы сохраняла на Урале охота на пушных зверей. Пушнина шла, в основном, в казну (в качестве ясака) и на продажу.

Крупные партии мехов закупались правительством. Вольная продажа уральской пушнины велась не только на местных рынках, но и в Казани, на Ма-карьевской ярмарке, в Москве, Архангельске, других городах. Добывали также лосей, оленей, водоплавающих и боровых птиц. В XVII в. начинает распространяться огнестрельное охотничье оружие, хотя, преимущественно, использовались традиционные промысловые орудия и приемы. Русские первопоселенцы при этом многое заимствовали у коренных жителей: различные ловушки, приемы, средства передвижения, промысловую одежду и обувь. Бортничеством, в основном, занимались башкиры и удмурты. Мед и воск в немалом количестве шли на продажу. Товарное значение приобрел и хмель, который промышляли крестьяне вверх по Тоболу и его притокам, Ишиму, Иртышу и другим рекам. Жители некоторых зауральских слобод возили хмель «своего промысла» на продажу в Тобольск. Орехи, ягоды, грибы, коренья предназначались почти исключительно для собственного потребления. Обрабатывающие промыслы Большую роль в жизни населения Урала в XVII в. играли занятия, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции.

Широкое распространение получило мукомольное производство. Почти все мельницы были водяными. Ветряки встречались редко. Значительное место в промысловой деятельности уральцев занимала переработка животного сырья. Выделанные шкуры шли на изготовление обуви, одежды, посуды, охотничье-рыболовецкого снаряжения и пр. Из сала получали мыло и свечи. Шерсть превращали в сукно, войлок, валяную обувь. Едва ли не в каждом селении были свои кожевники, шерстобиты, войлокаты, пимокаты, сукновалы, мыльники, портные. Из 70 ремесленных специальностей, существовавших в уральском городе XVII в., 16 были связаны с обработкой дерева. В сельской местности работать с деревом практически умел каждый. «Срубить» избу, баню, амбар, хлев для скота, изготовить из дерева необходимые в хозяйстве вещи — все это входило, по мнению крестьян, в число элементарных навыков взрослого мужчины. Широкое распространение на Урале получило речное судостроение. Быстро развивалось на Урале кузнечное производство.

Более 20 кузниц находилось в Соликамске. Они работали на нужды солеварения и изготовляли предметы обихода, сельскохозяйственные орудия. Славились также чердынские и кунгурские кузнецы. В 1679 г. кунгурских мастеров специальной грамотой вызвали в Москву для починки и изготовления ружейных замков. К концу XVII в. в Кунгурском уезде трудилось более 45 кузнецов. Деревенские мастера кузнечного дела, как правило, обслуживали жителей целой округи и трудились по их заказам. Наличие на Урале месторождений железной руды способствовало появлению здесь рудодобычи и рудоплавки в малых ручных горнах. Нередко кузнец был одновременно и рудоплавилыциком. Местные жители — и русские, и представители коренного населения — по собственной инициативе вели разведку полезных ископаемых. К помощи уральских рудознатцев активно прибегали участники специальных экспедиций. 97 верхотурских крестьян работало в экспедиции дворянина Я. Т. Хитрово (1672—1673 гг.) по розыску руд.

Приехавший в 1697 г. с той же целью в Кунгурский уезд подполковник Нейдгард воспользовался услугами местных жителей — крестьянина Ф. Попкова и татарина Б. Русаева, которые «объявили» медные руды по рр. Турке, Бырме и Ялыму. Первые заводы В XVII в. возникают первенцы уральской металлургической промышленности. В 1631 г. на р. Нице начал работу первый казенный железоделательный завод. Здесь были сооружены четыре небольшие домницы, в которых железо добывалось сыродутным способом, несколько кузнечных горнов и амбары. Трудились на заводе крестьяне (сюда перевели 16 семей), обязанные вместо уплаты податей выполнять заводскую повинность — при условии выполнения годового «урока» (требовалось произвести 400 пудов железа) они получали по 5 руб. жалованья. Завод просуществовал полвека. С 1634 г. вступает в строй Пыскорский казенный медеплавильный завод. Он был вододействующим.

В 1640 г. завод перенесли на более удобное место — ниже по р. Каме на р. Камгорку (Пыскорку). Квалифицированные кадры приглашались из Москвы и других городов. Для консультаций приезжали иностранные мастера. В конце 40-х гг. он был закрыт из-за истощения местных руд. По этой же причине очень недолго просуществовал казенный Красноборский железоделательный завод в Чердынском уезде, основанный в 1640 г. на правом берегу р. Вишеры. Завод работал на примитивной технике — имелась одна домница с двумя сыродутными горнами, которая обслуживалась крестьянами. Не отличался принципиально в техническом отношении от казенных металлургических предприятий и частный железоделательный завод братьев Тумашевых. Он появился на р. Нейве в 1669 г. Отец заводооснователей А. И. Ту-машев в свое время работал мастером-плавильщиком на Пыскорском заводе.

Предприятие Тумашевых давало около 1200 пудов железа в год. Кроме того, здесь выпускались сельскохозяйственные орудия, которые сбывались крестьянам. На заводе были заняты только вольнонаемные рабочие (в 1671 г. насчитывалось 23 чел.). Посетивший завод майор С. Астраханцев сообщал, что располагался он в 30 верстах от Краснопольской слободы. Здесь находился двор заводчика, «а во дворе изба». Напротив избы располагалась «домница рублена, а в ней три горна». Позади домницы стояла кузница с двумя горнами и двумя наковальнями. В числе заводского инвентаря Астраханцев называет 7 молотов больших и малых, 9 клещей, 4 мехов, клещи «большие домниш-ние», ножницы «большие, чем режут железо и медь», тиски, топоры, кирки. Завод имел три рудника, расположенных неподалеку. В 1680 г. он закрылся. Небольшой железоделательный заводик (домница с 4-я горнами и подсобные постройки) действовал с 1682 г. в Вер-хотурском уезде во владениях Далматовского монастыря — на р. Железнянке при впадении ее в Исеть.

Его обслуживали монастырские крестьяне. Первые железоделательные заводы Урала нельзя назвать мануфактурами в полном смысле слова. Они представляли собой как бы переходный тип от ремесленных мастерских к крупным промышленным предприятиям. Такие предприятия возникали и в других отраслях производства. В строгановском Орле-городке работал гончарный завод, где были заняты мастера из русских и коми-пермяков. Они изготовляли посуду, игрушки, кирпич, черепицу, изразцы. Продукция поставлялась не только Строгановым и казне, но и на рынок. Мануфактурной стадии производства в XVII в. на Урале достигло только солеварение. Крупнейшим солеваренным центром всероссийского масштаба была Соль Камская. В конце столетия здесь действовало более 200 варниц и ежегодно вываривалось до 7 млн пудов соли. На солеваренном предприятии было занято одновременно много людей. Существовало широкое разделение труда — источники называют до 30 отдельных рабочих специальностей.

На строгановских солеварнях трудились их крепостные, на других — в основном, наемные люди. Кроме Строгановых, крупными солепромышленниками были Соликамские посадские Шустов, Филатьев, Суровцевы, Ростовщиковы. К концу века центрами строгановского солеварения стали Новое Усолье и Чусовские городки. В Усолье и его ближайших окрестностях были сосредоточены 162 варницы. В 1697 г. к Г. Д. Строганову переходит и казенный Зырянский промысел (36 варниц), где ежегодно вываривалось около 1 млн пудов соли. Он стал монополистом по производству и продаже соли. Пути сообщения. Транспорт Основными транспортными артериями Урала в XVII в. оставалисьреки. Важное значение сохранял северный путь, которым когда-то ходила «за данью» в Югру новгородская вольница. Он лежал по Печоре и ее восточным притокам, подходившим к Уральским горам; из них волоком перебирались в реки, текущие по восточному склону Урала: Собь (приток Оби) или Сыгву (из нее попадали в Киртас, оттуда в Северную Сосьву, впадающую в Обь).

Общее протяжение этого пути от Соли Вычегодской до Березова исчислялось примерно в 3000 верст, и на его прохождение требовалось не менее 13 недель. Из-за мелководности речек продвигаться по ним можно было только на малых лодках: обласах, каюках, однодеревках, вмещавших небольшую поклажу. К тому же на перевале грузы приходилось переносить на руках, а лодки волочить по земле. Не раз случалось, что в этом месте на торговых и служилых людей нападала немирная «самоядь». Однако, несмотря на все неудобства и опасности северного речного пути, он на протяжении XVII столетия играл значительную роль, связывая Урал с русским Поморьем. Из центра страны удобнее было добираться на Урал по р. Каме и ее притокам. Один из маршрутов шел с Камы на Вишеру, далее мимо Чердыни к верховьям Вишеры, оттуда «через Камень» в р. Лозьву, из Лозьвы — в Тавду, из Тавды — в р. Тобол. Другой путь с Камы пролегал по р. Чусовой до устья впадающей в нее р. Серебрянки и по Серебрянке до Тагильского волока, которым перебирались в р. Жаравлю, далее из р. Жаравли в р. Баранчу, из Баранчи в Тагил и из Тагила в р. Туру. В XVII в. был освоен и новый маршрут: по Чусовой до устья р. Утки, далее сушею до р. Реж и вдоль Режи на р. Нейву, до Невьянской слободы, откуда водою по Нейве и Нице спускались до Тюмени.

По рекам осуществлялось движение не только с запада на восток и с востока на запад, но и в меридиональном направлении. На крупных реках грузы перевозили на больших гребных судах: дощаниках, барках, лодьях, каюках, набойных лодках. На этих судах были заняты тысячи наемных работных людей: лоцманов, водоливов и ярыжек — грузчиков и бурлаков. Со строительством в конце XVI в. Бабиновской дороги чрезвычайно возросло значение сухопутного сообщения. Бабиновская дорога, объявленная правительственным трактом, шла от Соли Камской через верховья Яйвы на р. Косьву, далее через Павдинский Камень (горный хребет) к бассейну Туры — в Верхотурье. Из Верхотурья дорога вела на Туринск, Тюмень и Тобольск. Правительство стремилось все движение за Урал направить через Верхотурскую таможенную заставу. Однако, наряду с официальной Бабиновской дорогой, в XVII в. продолжала существовать старая Казанская сухопутная дорога, которая проходила от Казани через р. Вятку на Сарапул, Уфу и через Уфимские степи на Тюмень.

В середине XVII в. устанавливается новое направление этой дороги, которое в последней четверти столетия приобретает довольно крупное значение,— через основанный в 1649 г. Кунгур. С Кунгура путь шел на р. Бисерть, приток Уфы, с верховьев Бисерти на верховья Чусовой, пересекал Чусовую, а затем раздваивался: одна дорога вела в северо-восточном направлении — реками Уткой и Режью на Арамашевскую слободу к Ирбиту, другая — в юго-западном — к верховьям р. Исети и слободам Арамильской, Колче-данской, Катайской, Далматовскому монастырю, а далее через Тюмень на Тобольск. Существовали и местные гужевые дороги, которые связывали между собой различные уральские районы. Изготовление саней и телег, на которых передвигались по сухопутью, стало одной из прибыльных ремесленных отраслей. Торговцы нанимали в большом количестве крестьян и посадских людей для перевозки гужом их грузов по оживленным уральским трактам. Торговля Ведущую роль в уральской торговле играли скупщики, которые вывозили хлеб и другие продукты на рынки Сибири, Поволжья, Поморья и центральных городов. Выделялась своими торговыми оборотами Ирбитская слобода, основанная И. Спицыным в 1632 г. у татарских Ирбеевских юрт над Андреевским озером, там, где проходила «старая Казанская дорога» на Тюмень, на месте древнего менового торга между угро-финским населением Урала и сибирскими татарами.

В 1643 г. здесь открылась ярмарка, быстро завоевавшая известность не только на Урале и в Сибири, но и во всей России. В 1686—1687 гг. в Ирбитской слободе был построен первый деревянный гостиный двор, в котором насчитывалось 45 лавок и 52 «киоска». Но этих помещений не хватало, и за гостиным двором возникло множество временных лавок для мелочной и продуктовой торговли. Первое время ярмарка начиналась 6 января, в день Богоявления, затем время проведения сдвинулось на 18—26 января. Крупными торговыми центрами были города. Постепенно возрастало торговое значение Кунгура. Из Соликамского и Чердынского уездов сюда доставляли на продажу соль, с Вятки поступало много предметов хозяйственного и бытового обихода (вятские торговые люди ежегодно месяцами жили в Кунгуре), из Бирска и Уфимского уезда везли рыбу и хмель. Приежали с товарами в Кунгур и москвичи, и ярославцы, и устюжане. Сами кунгурцы были постоянными участниками таких ярмарок, как Макарьевская и Ирбитская.

В Верхотурье в 1660 г. был выстроен новый большой гостиный двор. Следовавшие через Верхотурье торговцы закупали здесь хлеб, другие продукты. Поступала на рынок и продукция местных ремесленников. В развитии торговли на Урале заметной была и роль Туринска, расположенного на основной транспортной артерии в Сибирь. Здесь, как и в других северных уездах, русское население активно втягивалось в торговлю с коренными жителями, приобретая у них в первую очередь пушнину.

Основная часть переселенцев направляется за Уральские горы - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до реки Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших "охочих людей" для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайск, Шадринск, Камышлов и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.

За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.

В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с "государевой десятинной пашней" в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25-50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская.

В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% - из Чердынского уезда. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных рек Урала. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение рек Нейвы и Ницы.

В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.

Увеличение посадского тягла в 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.

В XVII в. русская колонизация Урала приобрела массовый характер. Правительство переводило на службу в местные города стрельцов, казаков, пушкарей. По «государеву указу» переселяли на новые территории также казенных ремесленников, «пашенных крестьян». Однако основной контингент переселенцев составляли добровольцы из числа черносошных крестьян и посадских людей Русского Севера. В Поморье широкое распространение получил пушной промысел, и местных промысловиков влекли к себе еще изобильные пушным зверем северные районы Урала и Зауралья. Большинство, однако, двигалось на восток в поисках угожих пашенных мест. Одновременно нарастающими темпами разворачивалось переселение как в северном направлении (на Вятку, Среднюю и Верхнюю Каму), так и на юг господских, церковно-монастырских, дворцовых крестьян из Среднего Поволжья и центра страны. Колонизации южных районов способствовало строительство в 1652—1653 гг. Закамской укрепленной линии, которая протянулась от Волги (южнее Симбирска) до устья р. Белой.

Однако здесь русская колонизация споткнулась о сопротивление башкирского населения, и она, как бы обтекая негостеприимные степи Приуралья, устремилась за Урал, где началось освоение бассейнов рек Исети и Миасса. В 1644 г. на р. Исети строится Далматов монастырь. В 1655 г. на юго-западе Зауралья возник Катайский острог, в 1662 г. появились Шадринская и Царевогородищенская (будущий Курган) слободы. Важной вехой в освоении Западного Урала был выход русских в Сылвенско-Иренское поречье (среднее и верхнее течение р. Сылвы и ее главного притока — р. Ирени). Пионером здесь оказался владелец Соликамских солеварен Ф. Е. Александров, который вместе со своими родственниками разными путями (через покупку у местного татарского населения, за денежные ссуды ему же под заклад угодий и прямой захват) сумел приобрести обширные земли по Сылве, Ирени и их притокам.

В колонизации Сылвенско-Иренского поречья приняли участие два монастыря — Соликамский Вознесенский и Пыскорский Спасо-Преображен-ский. Монастыри охотно селили у себя беглых крестьян, главным образом, из соседних уездов Поморья. Недалеко от впадения р. Кунгур в р. Ирень основывается Кунгурский острожек, ставший административным центром нового Кунгурского уезда. Плодородные почвы этого края, сравнительная близость к обжитым уездам способствовали быстрому его заселению русскими. Однако в 1662 г. Кунгурский уезд подвергся опустошению со стороны башкир. Был сожжен острожек, разорено большинство деревень. Множество жителей погибло, другие уведены в плен или бежали в вотчину Строгановых на Чусовую, в Сибирь, в другие места. Правительство поспешило направить в Кунгурский уезд ратных людей. В 1663 г. Кунгур был восстановлен, но уже на новом месте — при впадении р. Ирень в р. Сылву.

Довольно интенсивно росло русское население в низовьях р. Вятки (где возникла дворцовая слобода и сложилась вотчина Вятского Трифонова монастыря), на правобережье Камы на юге Удмуртии, в центральной и южной частях Соликамского уезда и строгановских земелях. Зато из более северных районов Западного Урала много людей стало переселяться на юг и восток. Из Чердынского уезда в последний четверти века масса населения уходила в Южное Прикамье и в Верхотурский уезд. Заселение Верхотурского уезда осуществлялось довольно быстрыми темпами. Осваивались также переселенцами соседние Пелымский, Туринский, Тюменский, Тобольский уезды. В последние три десятилетия XVII в. шло интенсивное заселение русскими долины р. Миасса, где возникают слободы Усть-Миасская, Окуневская, Верхняя Миас-ская (Чумляцкая), митрополичье село Воскресен-ское. Слободы обрастали деревнями. Характерно, что колонизация в XVII столетии охватила, в основном, склоны Уральских гор, почти не затрагивая центральных районов. Постепенно складывалось старожильческое русское население, родившееся и выросшее на Урале. К концу столетия оно уже преобладало в Приуралье и составляло около половины населения Зауралья. Категории населения Подавляющая масса населения Урала принадлежала к крестьянству (в последней четверти XVII в. — около 80 %).

Примерно 60 % крестьян Урала были чер носошными. Они платили в казну денежный или хлебный оброк. В строгановских вотчинах трудились крепостные крестьяне. Они несли как оброчные, так и отработочные повинности. Сравнительно немногочисленную категорию населения составляли ямщики. Главной их обязанностью была ямская гоньба — перевозка представителей администрации и казенных грузов. Часть ямщиков жила в городах. Горожане составляли около 10 % населения Урала. Причем в их число входили и крестьяне, и духовенство, и посадские люди, и служилые (дети боярские, стрельцы, казаки), и пр. Военно-служилое сословие на Урале было представлено детьми боярскими, сибирскими дворянами, стрельцами, конными, пешими и беломестными казаками, пушкарями, затинщиками. Дети боярские и сибирские дворяне (появились в 1684 г.), в основном, проживали в городах Зауралья. Беломестные казаки несли военную службу в слободах Южного Зауралья. Они не получали жалованья; взамен его им предоставлялись в пользование земельные участки. Особый статус сохраняло вольное Яицкое казачество. Относительно достоверные сведения о его численности правительству удалось собрать лишь в конце первой четверти XVIII в.

В переписи значились 6126 чел., из них действительно служащих — 3196 чел., отставных — 216, казачьих малолетних детей и вообще негодных к службе — 2357, живущих в батраках и работниках, пришлых людей и их детей — 324. Коренные народы В XVII в. продолжались процессы этнической консолидации нерусского населения Урала, а границы расселения народов постепенно приближались к современным. Почти завершилось к концу столетия формирование современной территории расселения удмуртов. Они окончательно покинули среднее и верхнее течение р. Вятки и сосредоточились в бассейне р. Чепцы. Подавляющее большинство удмуртов-земледельцев вошло в состав черносошного крестьянства. К концу века численность удмуртов составляла около 29 тыс. чел.

Большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась к началу XVIII столетия в бассейн западных притоков Камы — Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы. Они также, в основном, стали черносошными крестьянами (кроме попавших в крепостную зависимость к Строгановым). Манси с западного склона Урала постепенно перемещались в Зауралье. Они, как и другие народы, занимающиеся преимущественно добывающими промыслами, считались ясачными людьми (платили ясак пушниной). В Прикамье, Приуралье, Волго-Яицкое междуречье с Волги продвигались переселенцы из числа казанских татар, чувашей, мордвы, марийцев, мишарей. Это иногда приводило к конфликтам. Башкиры, например, жаловались, что переселенцы оседали на их землях «многими деревнями... и от того многолюдства в вотчинах их всякий зверь: лось и медведи, лисицы и куницы, и белки отошли, и бобровые вяжи запустели, и им зверя бить и рыбу ловить, и конских стад и скотины выпускать стало негде».

На быт населения края той поры оказывали воздействие процессы освоения и заселения Урала, а также природные условия и хозяйственные занятия. В большой степени в XVI-XVII вв. Урал заселяли черносошные крестьяне и посадский люд Поморья, принесшие с собой элементы материальной культуры Русского Севера: строительные приемы, монументальные усадьбы с бревенчатыми въездами («взвозами») на вторые этажи крытых дворов, с характерными особенностями в планировке самой избы и хозяйственных построек, северно-русские особенности в одежде, питании и пр.. Южные районы Урала и Зауралья заселялись северо-уральским крестьянством и выходцами из Среднего Поволжья. В ходе заселения русские вступали в тесные контакты с местными народами. Наиболее ранние и активные взаимосвязи были установлены между русскими и коми-пермяками, от русских были заимствованы не только более развитые формы хозяйства, но и приемы возведения построек и способы изготовления орудий труда, одежды, утвари и пр. Северно-русские черты наибольшее распространение получили в Чердынском, Соликамском, Кунгурском и Верхотурском уездах. Отсюда они позднее и были перенесены в Зауралье и Сибирь. В XVI-XVII вв. на Среднем Урале образовались этнографические группы, жившие за пределами коренной этнической территории. В отличие от коми-пермяков у татар, марийцев и удмуртов в XVI-XVII вв. экономические и культурные связи с русскими были еще недостаточно глубокими, у них и на новых землях продолжали успешно развиваться принесенные с родных мест традиционные черты жизни и быта. Значительное влияние на бытовые особенности уральцев оказывали их хозяйственные занятия. Основным среди них было земледелие. Наряду с господствующей в Европейской России системой земледелия - трехпольем на Урале получили распространение и другие способы землепользования. Земли, не вовлеченной в сельскохозяйственный оборот, в XVI-XVII вв. в крае было много. Актуальной оставалась и задача расчистить под пашни «еланные места» - участки, поросшие невысоким редким лесом. Практический опыт уральского крестьянства подсказал целесообразность возрождения предшествовавшей трехполью переложной системы земледелия. «Да и поля в Невьянском остроге и иных слободах устроены не против русского обычая (трехполья.- Ред.), полями не разгорожены и хлеб, рожь и ярь по вся годы сеют во всех трех полях»,- писал московский приказной человек, оказавшийся здесь в 50-е годы XVII в.. Крестьяне прекрасно разбирались в качестве возделываемой почвы. Свидетельством этому является сложная терминология, употреблявшаяся для определения земли: «серяк», «песчаные гривки», «трунда», «низинный белик», «белик», «легкая земля», «глива», «суглинок», «утаица», «материк». Учет местных условий земледелия привел и к улучшению сельскохозяйственных орудий. Здесь была создана наиболее совершенная из сох-односторонок - кунгурская соха, снабженная отвалом. В результате труда крестьянства, приспособившегося к природным условиям края, Урал превратился в важный центр отечественного земледелия. И. Идее, побывавший здесь в начале 90-х годов XVII в., писал: «Это путешествие сухим путем до Невьянска доставило мне величайшее наслаждение, так как на пути встречались прекраснейшие луга, леса, озера и самые плодородные и прекрасно обработанные поля, какие только можно себе представить, все хорошо заселенные русскими».

Сельскохозяйственные навыки русского крестьянства усваивались коренными жителями Урала: коми-пермяками, манси. Примечательно в этом отношении наблюдение, сделанное в 1666 г. Путешественник увидел около деревни Караул на западе Верхотурского уезда поля, где росли хорошие хлеба, и отметил, что «жители расчищают окрестности от деревьев и кустарников, превращая их в пашни, местные жители принадлежат главным образом к племени вогулов». Поселения располагались преимущественно по берегам рек, чаще всего при впадении одной речки в другую. Приречный тип расселения, как и на Европейском Севере, оставался господствующим. В большинстве поселений как у русских, так и у татар, коми-пермяков, удмуртов, марийцев и башкир преобладала беспорядочная свободная застройка. В русских документах о ней говорится так: «...дома стоят врозни» или «дома стоят как попало, каменкой». На Северном Урале нередки и рядовые поселения - одно-, двух- и трехпорядковые. На характер застройки влияли не только природно-географические условия, но и семейио-родовые пережитки и традиции прошлого. Особенно сложной была планировка деревень у нерусских народов. В них обычно выделялись концы, в которых проживали коллективы родственников или же представители разных народов: русские, татары, манси и др. Большинство поселений были малодворными, чаще всего они имели кучевую планировку и на ранней стадии объединяли членов большой семьи. В таких случаях поселение связывалось с именем главы семьи, которое обычно и переходило в название самого поселения.
Центром крестьянских поселений становились погосты и слободы. В них находились административные органы, управляющие окрестными поселениями, а также церкви и кладбища. Слободы преобладали на Среднем Урале. В отличие от погостов они, как правило, были укреплены рубленым острогом с башнями. Внутри находились двор слободчика (основателя слободы, обычно из числа крестьян или служилых людей, получавшего определенные административные функции) или приказчика, назначенного воеводой, государевы амбары, церковь. В слободе были также крестьянские дворы и дворы беломестных казаков. Слободчики, а потом сменившие их приказчики должны были призывать на новые места «вольных охочих людей», тщательно проверять, чтобы это были люди «не беглые и не тяглые», с «отпускными памятями». Они имели право судить жителей слободы «опричь разбойных и убойственных и татинных дел», т. е. кроме разбоя, убийства и воровства в том случае, если кража совершена на сумму 10 руб.. Им же разрешалось набирать крестьян в беломестные казаки, т. е. в служилые люди, взяв с них «поручные записи», «чтоб им государевы службы служить и никаким воровством не воровати и в зернь и в карты не играть и не бражничать, от службы никуда не бежать и ружье, которое дано будет, не проигрывать». Особенности жизни народов Урала сильнее всего проявились в одежде, жилище, пище и утвари. Дома русских жителей края, как уже отмечалось выше, были близки к постройкам Русского Севера. Избы, рубленные из елового и соснового леса, ставили на высокий подклет, иногда «до трех сажен печатных». Реже были так называемые поземные избы, у которых пол размещался ближе к земле. К жилой части примыкали сени и клети, используемые в хозяйственных целях. В североуральской зоне у русских и коми-пермяков к такой трехкамерной связи сзади вплотную пристраивался двухэтажный двор. Усадьба в целом приобретала двухрядную застройку, в которой жилая часть длинной стороной выходила на проезжую часть поселения. Этим усадьбам предшествовали однорядные усадьбы, которые состояли из избы, сеней и поставленного за ними двора. В документах начала XVII в. о них чаще всего сообщается так: «...изба на подклети, за ней сени, а позади двор под единой крышей». Длительное время в деревнях бытовали оба типа усадеб, но преобладающей всегда оставалась трехкамерная связь. Строительные приемы были общеизвестны, избу рубили в угол - в «обло с остатком» сени, клети и дворы возводили тем же способом, но чаще всего у них стены делались заплотом - бревна заводили в столбы. Так. например, в купчих и закладных на дворы в Кунгуре постоянно отмечалось, что продавалась «изба елевая облая, перед избою сенцы и клеть на подклете из заплоти». Размеры крестьянских изб на протяжении длительного времени оставались устойчивыми - «до трех сажен печатных», что приблизительно составляло 6,5X6,5 м. В документах ХII в. встречаются сведения об устройстве крыш. Как в сельской местности, так и в городах преобладали двускатные крыши на «самцах» - бревенчатых фронтонах, с охлупнем. Торцы зашивали причелинамп, кровли держались на «желобьях», «курицах». Пользовались «топорным тесом», «драньем», крыли в одну или две «тесницы», чаще всего «в зубец» или «со скальем» - берестой. У крестьян преобладали черные избы с маленькими волоковыми окнами, дым выходил через окно, прорубленное в сени под потолком. В жилищах финноязычных народов дым удалялся через отверстие в потолке. Трехкамерное жилище в XVII в. было распространено повсеместно. Так, в Тагильской слободе в 1660-х годах продавалась «изба с сенцами и клетью с погребом», в Ирбитской слободе в 1690-х годах жилище местного священника состояло из избы, сеней и клети, под которыми были подвалы. Такое же жилище было у сына боярского. Многочисленные постройки служебного назначения - приказные, земские, таможенные избы и дома воевод в Соликамске, Чердыни, Верхотурье и Кунгуре - также были выстроены по этому типу. В документах XVII в. часто встречается описание усадеб зажиточных крестьян. В них жилая часть была трехкамерной, с горницей вместо клети, а во дворе, кроме обычных хлевов, стояли избы скотские, кожевенные, большие и малые житницы. Еще большее разнообразие документы отмечают в усадьбах слобод и городов. Так, в описи Зырянской приказной избы Соликамского уезда 1697 г. отмечено, что солепромышленники Веретии живут в горницах с подклетами, в которых не только красные, но и волоковые окна имеют «окончины слюдяные». Наряду с обычными были «образчатые печи», т. е. изразцовые. Против горниц были сени, клети с перерубами, у сеней крытые лестницы с двух сторон «на ряжах» - бревенчатых клетках. На дворе стояли конюшни с сенниками, поварни, погреба, бани. Вся усадьба огораживалась бревнами «в столбы» - заплотом с «воротами и калиткою», выходящей на улицу15. У населения городских посадов увеличение жилой избы шло за счет пристенов. Несколько усадеб, где изба с пристеном «да против избы сенник на подклети, да возле сенника сенница на хлеве, а огородец позади двора», огороженный заплотом «с затворными вереями», описаны во многих документах 1611 г. Соликамска 1в. Судя по документам, внутреннее устройство жилой избы и горницы имело севернорусские черты. Упоминаются печи, голбцы, полати, лавки, столы и божницы в переднем углу. Крестьянские избы имели отесанные стены, бревенчатые потолки - накатники. Горницы отделывались более тщательно. Так, в Верхотурье во время строительства горницы для подьячего приказной избы плотников заставили выскоблить внутренние стены, вывести дымник, настлать пол и потолок из плах, а к лавкам приделать причелины. За пределами усадеб размещались овины, гумна. На речках сооружались мельницы, а вблизи жилища - житницы для хранения хлеба. У русских крестьян Северного Урала и коми-пермяков бытовали и промысловые постройки - небольшие избушки для охотников и лесорубов в лесу, а также маленькие амбарчики (чамьи) на высоких столбах для хранения добычи и продуктов.

Жилищем северных манси были каркасные юрты, покрытые шкурами оленей и лосей. Они стояли по берегам верхней Вишеры, Косьвы и Лозьвы. У чусовских же манси, как отмечали И. Идее и А. Бранд, жилище в конце XVII в. состояло из бревенчатого сруба, как у русских крестьян. Разница была лишь в том, что вместо печи находился очаг, пол был земляной, а вдоль одной стены пристраивалась широкая лавка18. Удмуртское народное жилище, как и русское и коми-пермяцкое, было срубным и трехкамерным, на усадьбах сохранялась архаическая постройка куа, предназначенная для летней кухни и отправления семейных культов. В татарских поселениях Приуралья издавна предпочитали ставить дома в глубине двора, а хозяйственные постройки размещали отдельно. Килым домом был обычно четырех стенок, размеры которого зависели от экономического состояния хозяина. У марийцев верховьев Уфы также сохранилось раздельное расположение построек, только жилой дом ставился посередине двора. Жилище западных башкир представляло собой четырехугольный сруб, двухскатная крыша которого покрывалась тесом или соломой. Пол такой " избы был расположен довольно высоко от земли. В подполье башкиры устраивали погреб для зимнего хранения пищевых продуктов. Подобный тип жилища западных башкир сложился в результате проникновения в их быт строительных традиций народов среднего Поволжья. В восточной Башкирии, где влияние земледельческой культуры в XVII в. было незначительным, материальная культура башкир сохранила особенности полукочевого скотоводческого быта. Кроме войлочной решетчатой кибитки, временным жилищем башкир на кочевках служили конусообразные шалаши, покрытые сеном, ветками или древесной корой. Одежда населения Урала в XVI-XVII вв. была разнообразной с ярко выраженными этническими чертами. Крестьянское население шило одежду из холщовых и суконных тканей домашнего изготовления, широко применялись льняная пестрядь и «крашенина». Население в городах, слободах и крупных погостах имело возможность приобретать ткани, при возимые на Урал из других центров. Местные таможни регистрировали привоз тканей, одежды, обуви, головных уборов и украшений. По сохранившимся документам видно, что через Тобольск, Верхотурье и Ирбитскую ярмарку поступали «иноземные» ткани восточного происхождения: камка, атлас, сбъярь, бязь, кумач, миткаль, киндяк, бархат, тафта. В таможенных книгах указано, что население Приуралья и Верхотурского уезда исиильзовало ткани, привозимые из Великого Устюга, Соли Вычегодской, Вятки, Казани и Макарьевской ярмарки. Оттуда больше поступали крашенина, сукна, овчинные шапки, рукавицы, овчинные кафтаны, украшения: бисер, жемчуг, ожерелья. В привозе из всех центров преобладала не готовая одежда, а ткани и иногда кожи. Из них местные ремесленники по заказу населения шили сарафаны, душегреи, камзолы, шубы, балахоны, епанчи, ферязи. Русские и коми-пермяцкие мужчины носили традиционные для населения Европейского Севера и центра России холщовые рубахи и штаны, а женщины - сарафанный комплекс, который состоял из рубахи-становины и сарафана. Сарафаны шили из разных тканей. Сшитый из тканей домашнего производства называли «дубасом крашенным», «пестрядинным», а из покупных - «китайчатым», «лазоревым» и пр. Праздничный сарафан украшался пришитыми спереди и по подолу лентами или золочеными и серебряными пуговицами. Богатые носили сарафан и с душегреей - короткая до талии одежда на лямках, покрытая ярким покупньгм материалом. В качестве верхней одежды носили понитки, зипуны сермяжные, а зимой - шубы нагольные или покрытые тканью. У коми-пермяков национальным видом одежды являлись шабуры. Население, занятое охотой, рыбной ловлей, лесозаготовками, поверх ионитков надевало лузаны, запоны, при ходьбе на лыжах - шерстяные узорные чулки и кожаные уледи. Весь этот комплекс был хорошо знаком многим народам лесной полосы. У русских преобладала кожаная^ обувь: поршни, коты, бахилы, башмаки, а у коми-пермяков, удмуртов и марийцев - лапти с косым носком. Женский комплекс одежды дополнялся разнообразными головными уборами. Особенно распространены были как в городах, так и в сельской местности кокошники и шамшуры. Так, например, по крестьянским актам за 1686, 1688 и 1696 гг. видно, что в Кунгуре и деревнях Средняя Мечка, Полетаево, Воскресенское женщины имели «подзатыльник шитый золотом», «две перевязки, одна новая красная, мощный, плат шапочный», «фату пеструю», «очелки», «убрусы и подубрусники», «кокошник золотой». Мужчины повсеместно носили войлочные колпаки, шапки из обчешы. а также привозные овчинные шапки с суконным верхом. Документы XVII в. отмечают бытование в уральских городах и таких видов одежды, как однорядка, свитка, шушун, которые исследователями откосятся к древнейшим видам. Богатые женщины носили и старинный головной убор «сорока», имевший форму чепца с уложенным сзади материалом в виде птичьего хвоста. Одежда восточных башкир-скотоводов несколько отличалась от одежды земледельческого населения и имела немало общих элементов с казахской одеждой. Это шубы из конских шкур, просторно скроенный нагольный тулуп из овчины или суконный чекмень. Для одежды восточных башкир был весьма характерен колаксын - головной убор, аналогичный казахскому малахаю. На Урале повсеместно проживало немало мастеров, которые по заказу крестьян изготавливали самые необходимые предметы для жизни: деревянную и долбленую посуду, домашние орудия труда, предметы женского рукоделия и многие украшения. Бытовые предметы часто имели скульптурную резьбу в виде птиц и зверей или украшались древней трехгранновыемчатой резьбой. На таких предметах, как прялки, трепала, на деталях ткацкого станка непременным узором была солнечная розетка. Повсюду в быту использовалась и глиняная посуда. Ее также изготавливали местные мастера. Глиняная посуда русских гончаров отличалась широким верхом, волнистым и линейным орнаментом. У тюркоязычных народов бытовала гончарная посуда с узкой горловиной, в среде этих народов заметно давнее использование и медной посуды. Посуда, как сообщают документы XVII в., привозилась на Урал и с ярмарок Европейского Севера, Вятки и Поволжья. С Вятки везли деревянные ложки, ставцы, ковши, блюда, из Великого Устюга - сковороды, «олово блюдное». Кроме того, привозились и различные предметы домашнего и хозяйственного обихода: зеркала, замки «поличные» и висячие «снишные», гвозди, скобы, топоры, светцы, колокольчики и пр. У русского населения края преобладали так называемые малые семьи, состоящие из двух поколений. Семьи были невелики: в Верхотурском уезде на один двор в начале XVII в. приходилось один-два работоспособных мужчины, во второй половине века - несколько больше. Чаще большие патриархальные семьи (т. е. состоявшие из трех поколений или двух или нескольких братьев, живущих одним хозяйством) были у крестьян и ямщиков, реже - у посадских жителей, горожан края. Возраст мужчин, вступавших в брак, обычно был немного большим, чем у женщин. Главой семьи был муж, распоряжавшийся не только хозяйством семьи, но и судьбами ее членов. Выбор родителей был решающим для определения будущего жениха или невесты для детей. В случае смерти отца эти права переходили к вдове или другим старшим родственникам. Крестьянская этика предполагала ответственность родителей за детей, требовала «поить и кормить» их, будущий брак должен был заключаться с «ровней» по социальному и имущественному положению, что должно было служить залогом семейного покоя и благополучия. В случае же отступления от этих норм дети могли обращаться за помощью к другим родственникам, местным властям с просьбой о заступничестве. Сохранилась челобитная крестьянской девушки Т. Петровой, поданная в 1700 г. на имя Петра I приказчику Калиновской слободы, в которой она жаловалась, что, оставшись после смерти отца сиротой, она была отдана матерью сначала своей крестной, а потом в семью дяди, «а ныне она, мать моя, без совету дяди моего и иных сородичей отдает меня в замужество за гулящего человека, за пропойца и за шеровщика. А я... за него... в замужество нейду. А буде она, мать моя, за него... силой в замужество отдаст - и я сама на себу руку подыму: утоплюсь или удавлюсь, а с ним жить не буду. Милосердный великий государь и великий князь Петр Алексеевич... пожалуй, меня, сироту свою... не вели матери моей за такого пропойца и шеровщика в замужество отдавать, чтоб мне напрасной смертию не умереть и сего свету не отстать. А буде она, мать моя, или сродичи мои похочут меня в замужество отдать опричь его, и я с нею, матерью, и сродниками прекословить не буду». Семейный быт башкирского населения определяли законы ислама, согласно которым женщина занимала подчиненное положение в семье и была лишена гражданских прав. Соблазненные калымом, родители могли выдать девушку замуж за человека из дальних мест, нередко за старика, имевшего уже нескольких жен. Такой обычай породил появление обрядовой песни-плача девушки, вступающей в брак - сенгляу. Обращенная к родителям и родственникам, сенгляу выражала не только личное горе девушки, но и скорбь башкирской женщины вообще. Распространение христианства в крае, положение церкви были связаны на Урале с рядом особенностей. В связи с тем что коренное население края придерживалось языческой религии, Приуралье и Урал стали местом, где велась миссионерская деятельность русского духовенства. Ее начало было положено Стефаном Пермским, прибывшим в Приуралье в 1379 г. и организовавшим в 1388 г. в Усть-Выме первую епископскую кафедру в Приуралье. В течение XV-XVII вв. западный склон Урала управлялся Вологодской и Великопермской епархией (с 1571 г.), частично Казанской (с 1555 г.), а с 1657 г.-в основном Вятской и Великопермской епархией. С учреждением Сибирской епархии в 1621 г. в ее состав вошли земли восточного склона Уральских гор и Зауралья. Так же как и на Севере Руси, в Приуралье и на Урале проявилось своеобразное отношение русского крестьянства к церкви. Приходские церкви строились, снабжались утварью, книгами за счет денег, собиравшихся «миром». Не епархиальная церковная администрация, а крестьянский мир, крестьянская волость управляли делами приходской церкви. Мирской сход выбирал церковный причт, волость предоставляла причту землю, которую приходское духовенство должно было обрабатывать своим трудом. Местное духовенство подлежало волостному суду. Тесная связь приходского духовенства с крестьянством, зависимость церкви от мирского самоуправления объясняют тот факт, почему значительная часть приходского духовенства и монашества Урала во второй половине XVII в. в условиях острого церковно-политического конфликта - раскола церкви - пошли не за официальными церковными властями, а за своей паствой. Относительная немногочисленность духовенства в крае, с одной стороны, постоянные конфликты с языческим населением Урала и Сибири - с другой, приводили к невыполнению жителями церковных обрядов, несоблюдению постов. С 60-х годов XVII в. большое влияние на жизнь уральского крестьянства и посадских жителей оказывало старообрядчество. В течение XVI-XVII вв. русское население края - крестьянское по преимуществу - накопило огромный опыт в овладении природными богатствами края. Пахари, рудознатцы, землепроходцы - эти люди преобразовали край в течение исторически короткого времени, сделав его житницей и кузницей Сибири, подготовив стремительный взлет Урала в XVIII в., превращение его в крупнейший центр отечественной металлургии.

татары урал заселение культура

С началом русской колонизации края в XVII в. на территории Урала началось соперничество между христианством и исламом. Московское государство ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам. С началом XVIII в. русскими властями местным верованиям была объявлена жестокая война, в ходе которой безжалостно уничтожались как языческие капища, так и уникальные мусульманские памятники. Петр I, стремясь крепить свою власть на не так давно присоединенных территориях, хоть и переливал колокола на пушки, но активно использовал православие в борьбе с исламом. Об этом свидетельствует безжалостное подавление Алдар-Кусюмовского восстания татар и башкир Казанской губернии 1704-1711 гг. После кровавых войсковых операций ставленник царя Иван Посошков подготовил программу политики в регионе, известную как "Отеческое завещание". Документ был в целом одобрен царем. И на его основании безграмотных "инородцев" насильно обучали русскому языку, при судебных тяжбах между ними дела решали в пользу крещеных; богатых мусульман, не говорящих по-русски, лишали богатства, а татарских мурз - крепостных крестьян.

Аналогичная политика проводилась первым русским императором и в отношении мусульман Урала и Сибири. 6 декабря 1714 г. Петр направил официальное послание митрополиту Сибири Ф. Лещинскому, в котором распорядился, чтобы в местах проживания вогулов, остяков, татар, тунгусов и якут сожгли все местные храмы и святилища, а туземцев христианизировали. В результате Ф. Лещинским было проведено насильственное крещение туринских татар. В результате экспедиций сибирского митрополита было уничтожено множество мусульманских мечетей и мест культового поклонения, не знавших монотеизма финно-угорских племен. Полковник Григорий Новицкий, участвовавший в миссионерских поездках митрополита Филофея Лещинского по Сибири и Зауралью, сообщает, что принявшие ислам ханты оказали вооруженное сопротивление православной миссии в районе Черных Юрт и Юрт Буреньковых. А особенно жестко реагировали на политику правительства уральские башкиры.

С освоением Урала русскими переселенцами, со строительством монастырей и заводов в XVII-XVIII вв. началось продвижение на земли башкир, что являлось нарушением договора башкирских племен с Иваном IV. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756 гг. Военные действия активно велись и на территории Среднего Урала и Зауралья по течениям рек Исети, Чусовой, Уфы, Ирбита. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства. Один из основателей Екатеринбурга В.И. Геннин отмечал, что Екатеринбургская крепость построена "для безопасности от неспокойного народа… башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы". Для продвижения к югу от Екатеринбурга, в глубь владений татар и башкир, Геннин Екатеринбургские заводы "для безопасного оного народа обвел фортициею". Для защиты уральских заводов от набегов "смутных башкирцов" были основаны и многие другие города-крепости, например, г. Красноуфимск. Естественно, что башкирский народ поднялся на защиту своих вотчинных угодий.

Подавление восстаний в начале XVIII в. сопровождалось на Среднем Урале волной массового насильственного крещения. Вот отчет о походе на татаро-башкирский аул Манчаж весной 1736 г.: "А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят, от 10-ти лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек". В результате повстанцев крестили насильно, мужчины становились "служивыми", а женщин и детей продавали в крепостные.

Но татары и башкиры сопротивлялись смене веры предков. Так известна история "уральской Зулейхи" - татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Ее пленили во время одной из карательных экспедиций, привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Катериной. Но она не захотела мириться со своей судьбой и три раза бежала из Екатеринбурга. Когда башкирку поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она "живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому". В приговоре от 8 февраля 1739 г. говорилось: "… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь - сожечь". Такая же участь постигла и многих других новокрещенных, отказывавшихся молиться по-христиански, например, башкирского казака Романа Исаева и башкира Тойгильду Жулякова, сожженного в Екатеринбурге в 1738 г.

Во время этого башкирского восстания в Екатеринбурге на короткое время произошло зарождение татарской общины. В ту пору в городе находились не только плененные татары и башкиры, но и добровольные аманаты - заложники, приехавшие в город для того, чтобы обезопасить свои селения от уничтожения русскими войсками. Весной 1736 г. в городе стали селиться и беженцы-татары. Община их группировалась вокруг служилого мещеряка Махмута Мемеделина. Подчиненной ему группе татарских абызов (грамотных людей) Татищев поручил просматривать собираемые отовсюду татарские книги и выяснять вложенные и вклеенные прокламации муллы Мустафы Кутлу-Мухаметева. Также они просматривали переписку аманатов.

Геннин и Татищев, понимая, что с мусульманами необходимо находить общий язык, пытались предпринять попытки примириться с ними. Так, Геннин попытался привлекать башкир за денежное вознаграждение на работы по обслуживанию продовольственных и топливных нужд уральских заводов, но попытка потерпела крах. "Обявил им ласкою в такои силе, - писал Генин 26 июля 1726 г. А.В. Макарову, - ежели из них кто пожелает охотою рубить дров на Полевском заводе кто сколко хочет за высокую цену безволокитно, и тут никто и поныне не бывал. Я мню, что они об оном разсуждать будут: сие ежели за нам ныне в работу ходить волею, то де впред и в неволю посылать будут". Годом раньше Геннин подал в правительство развернутую записку о причинах набегов башкир и мерах к их пресечению: "Есть и то причина, что междо оными грамоте умеющих никого нет, и когда указ придет, то они ни перевести, ни вырозуметь обстоятельно не могут и приемлют за невыразумение правилное в непристоиное или и то случается, что посылныя читают им и требуют не то, что написано, за которое от них бывают споры и посланным смертныя убивства". Для того, чтобы избежать недоразумений, Генин предлагает просвещать мусульманское население. И во время башкирского восстания 1735- 1740 гг. этот проект на короткое время реализуется. В Екатеринбурге в дополнение к имеющимся пяти школам, в том числе немецкой и латинской, по распоряжению Татищева открывается шестая - татарская, где преподавал казанский мулла, сын крещеного татарина, Заит Семенов. Учил муаллим плененных детей татарской грамоте и основам ислама, но школа проработала всего год, так как всех учеников отдали в крепостные.

К сожалению, после подавления башкирского восстания татарская община, начавшаяся было формироваться в Екатеринбурге, распалась. То, что происходило на местах, отражало политику Петербурга и общую ситуацию в империи. Так, преемники Петра вообще приказали уничтожить мечети по всей стране. На основе указов 1742 и 1744 гг. только в Тобольском уезде были снесены 66 из 89 мечетей, а в Тюменском 19 из 32. По Екатеринбургскому уезду данных не имеется.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!