Урок по литературному чтению Н. Носов "Живая шляпа"(2 класс УМК "Школа России")

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Цели урока:

продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”

формировать умение определять и анализировать композицию произведения;

развивать умение анализировать характер и поступки героев;

развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

совершенствовать навыки выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

I. Психологический настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

II. Постановка цели урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)

Почему? (Мы читаем его рассказы)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

III. Проверка понимания произведения.

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.

Проверка домашнего задания

1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)

2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”

IV. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на с. 54

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? (Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).

– Как звали котёнка? (Васька)

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? (Володя и Вадик)

Чем занимались ребята? (Играли)

– Что вдруг случилось? (Они услышали, что где-то что-то упало)

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)

– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

(Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как котёнок ловил мух)

– Как можно озаглавить эту часть? (Котёнок играет)

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты ”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

1. Котёнок играет.

3. Решение ребят.

4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?

Физ.минутка

– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.

V. Закрепление изученного материала .

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент.Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Молодцы! А сейчас следующее задание.

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)

(работа по вариантам)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 12)

VI. Рефлексия

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

VI I . Подведение итогов урока.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по плану

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

Новоалтайск 2010

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:

    Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

    Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

    Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

А читатели?

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

МОУ СОШ № 2

г. Киржач

Конспект

открытого урока чтения,

проведенного во 2 Б классе

для учителей школы

учителем Исаковой Е.М.

Тема: «Н.Н.Носов. Живая шляпа».

/2 урок/

Киржач

2010 г.

Цели урока:

Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

  1. Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  2. Умение анализировать характер и поступки героев;
  3. Составлять план рассказа;
  4. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  6. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

Портрет писателя Н.Н.Носова

Выставка книг писателя

Набор карточек с названиями его произведений

Отрывки из произведений для чтецкой разминки

Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных

Слов из рассказа

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова

Кассеты с записью из м/ф о Незнайке для физкультминутки

Пиктограммы и кружки для определения настроения детей в начале и конце урока

  1. Оргмомент .

Учитель

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Работа с пиктограммами. (Указать на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение на начало урока).

  1. Погружение в урок.

Учитель

На уроке у нас сегодня необычный гость.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).

Незнайка

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Учитель

Ребята, сегодня Незнайка приготовил для вас очень много заданий, вопросов, связанных с творчеством писателя. Он предлагает вам прочитать отрывки из произведений Н.Н.Носова и вспомнить их названия.

  1. Чтецкая разминка. (Дети самостоятельно читают тексты, напечатанные на отдельных листах).

Учитель

Некоторым из вас эти произведения незнакомы. В помощь вам по классу развешены карточки с названиями этих произведений. Встаньте, пожалуйста, оглянитесь вокруг и найдите нужную вам карточку. (Дети читали отрывки из рассказов: «Мишкина каша», «Замазка», «Леденец», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»).

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка : «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).

  1. Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель

Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

Ученик

Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

  1. Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель

За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете, и даже про телевизор забудете.

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель

В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

Что это за рассказ?

-«Живая шляпа».

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель

У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов. Вспомните их (Л.Н. Толстой «Котёнок», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Н. Носов «Затейники» и другие).

Рассказ Н.Носова «Живя шляпа», по-вашему смешной или страшный?

А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания)

С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

Вспомним, что же такое юмор? Работа с учебником стр.68.

Работа с заголовком.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?

Учитель

Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательные читатели.

Незнайка

Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?

Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над темой урока.
  1. Словарная работа.

Какие слова были непонятными?

Кто дежурный по словарю?

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Иллюстрация в учебнике стр.55.

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

  1. Отработка техники чтения.

(Упражнение с фиксацией зрения на средней линии, направленное на развитие бокового зрения, которое необходимо для развития поля ясного видения).

Учитель

Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, постоянно фиксируя среднюю линию.

  1. Аналитическое чтение рассказа.

(Учебник стр.54)

Учитель

На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ?

Чтение 1-й части по цепочке.

С какого эпизода начинается рассказ?

(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).

Определите место действия.

Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?

Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?

Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?

Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка.

Чем занимались мальчика?

(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)

Озаглавьте эту часть словами из текста.

Драматизация 2-й части.

Давайте посмотрим, как это было.

Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.

Расположите слова в порядке возрастания чувств.

паника

страх

трепет

испуг

ужас

боязнь

А почему же мы с вами не испугались?

(Мы уже знаем, что под шляпой.)

Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?

Озаглавьте эту часть.

Чтение 3-й части в лицах.

Почему Володя собрался уходить?

Что его остановило?

Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Велика голова, да мозгу мало.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

Какой момент в рассказе является самым напряженным?

(Это кульминация).

Озаглавьте эту часть.

Чтение 4-й части.

Что за секрет хранила «живая» шляпа?

Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

Как же мальчики относятся к животным?

Какими мы их видим в конце рассказа?

Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).

  1. Итог урока.

Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

Так смешной или страшный этот рассказ?

С какой целью его написал Носов?

  1. Домашнее задание.

Стр. 54-59, инсценировка отрывка, пересказ, диафильм.

  1. Прощание с Незнайкой.

Понравилось ли тебе у нас в гостях?

Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?

Кто считает, что он был не всегда активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?

А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше.

Работа с пиктограммами.

Обозначьте на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение в конце урока.

  1. Организованное окончание урока.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Учитель начальных классов Жукова Марина Павловна

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Жукова Марина Павловна

Школа: МКОУ «Краснодубровская ООШ »

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Формировать УУД:

- Личностные : выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

- Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты :

Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные : оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.Создает эмоциональный настрой на урок.

Вот прозвенел колокольчик-звонок,

Сейчас начинается новый урок.

Дети спешат, в классы бегут.

В школе их новые знания ждут.

- Ребята,а когда уроки проходят интересно?

*Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока,когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

*А кто из вас знает, что такое шляпа?

*А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Слушают стихотворение. Совещаются в парах. Выска- зывают своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

3.Актуализация знаний.

Сообщение темы,постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа,газетного торговца. Многое умел, мног знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании киг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказываеет о таких машинах,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.

О каком писателе идёт речь? (слайд1)

*Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

-У этого талантливого человека вечно юная,детская,чудесная душа»

Давайте впомним,что еще мы знаем о писателе.

-Когда и где родился писатель? (слайд2)

- Кем были его родители? (слайд 3)

-Какие произведения,написанные Н.Носовым, вам известны? (слайд 4)

По многим произведениям писателя сняты мультфильмы. (слайд5)

Как вы думаете,ребята, а какие у этого писателя произведения?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя,который называется «Живая шляпа» Вы верите в то, что шляпы бывают живые?Аргументируйте свои высказывания. _Ребята, по вашему мнению,можно ли по названию данного произведения определить,о чём же пойдет речь?

Сегодня на уроке мы мы узнаем,бывают ли шляпы живыми,познакомившись с рассказом.

Какую же задачу мы перед собой поставим?

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

О Н.Носове

Отвечают на поставленные вопросы

Недалеко от Киева в Украине

Отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей

-«Затейники»,»Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.

Варианты ответов: смешные, весёлые,юмористические и т.п.

Учащиеся высказывают мнения, приводят доказательства…

(если подул сильный ветер,шляпа упала,то её унесет…т.е она «убежит»)

Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить,почему так назван рассказ.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

4.Открытие нового знания.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Что такое кочерга?(слайд 6)

Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд6)

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось,упало»

*Как вы думаете,что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите,смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части -до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей:Володя или Вадик?Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху»

Кто из вас был прав?

Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

Как вела себя шляпа? Почему?

Какой момент самый напряженный?

Предположите,чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

Какие чувства испытали мальчики,когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Ударить

Упасть, тяжело сесть

Слушают учителя, отвечают на вопросы,прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

Напугала их шляпа,которая двигалась.

Да,понимали,т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»

Обычный предмет,но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают своё мнение.

Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой,бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть,стучали клюшкой,кричали..)

Она не двигалась,т.к сам боялась.

Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость,что всё хорошо закончилось. Стыд,что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало.

Высказывают ответы.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

дети идут на носочках

Прогибают спинку,

Потягиваются

Выполняют движения головой

вверх-вниз

Поглаживают

ладошкой животик

Приседают,

Опускают голову на колени

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Ребята,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

Разбейтесь на 3 группы.

Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Самопроверка по образцу

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

7.Рефлексия.

Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

8.Подведение итогов урока

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

9. Домашнее задание

Дети делают выбор и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Уметь сделать выбор

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание №1.-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»


Задание №2- Из данных пословиц выбрать только те,которые подходят к содержанию рассказа:

    У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

    СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

    ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

    ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Куда?

Пойду к себе домой.

Почему?

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

Аннотация к уроку литературного чтения

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа» (2-ой урок)

Цель: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

    продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;

    ф ормирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки;

    умение анализировать характер и поступки героев;

    составлять план рассказа;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления;

    создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи .

Основные виды учебной деятельности:

определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

Планируемые результаты освоения материала:

высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Универсальные учебные действия:

обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений, делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

    Презентация к уроку

    Портрет Н. Носова

    Выставка книг

    Задания для интерактивной доски

Ход урока.

    Организационный момент .

Слайд 2

Психологический настрой.

Поздороваемся с солнцем (руки вверх), с ветром (руки в стороны), друг с другом (повороты головы). Я всем вам желаю хорошего настроения.

Слайд 3

Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)

2. Проверка домашнего задания.

Слайды 4 – 16

1)тест по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»

1. Кота в рассказе зовут:

а) Борька;

б) Васька;

в) Тишка.

2. Кот попал под:

а) платок;

б) пальто;

в) шляпу.

3.Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде;

в) на полке.

4.Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот;

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

5.Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б ) на кухню;

в) на балкон.

6. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку;

б) кочергу;

в) доску.

7. Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой;

б) огурцами;

в) картошкой .

8.Какой был хвост у котёнка?

а) серый;

б) белый;

в) чёрный.

9. Кто был под шляпой:

а) щенок;

б) котенок;

в) мышонок.

10.Кто первым раскрыл секрет «живой шляпы»?

а) Володя и Вадик;

б) Вадик ;

в) Володя .

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 17

2)Слово в слове

КОМОД (ком)

ДИВАН (ива)
ПРИБЕЖАЛИ
(еж)

ХОДИЛА (ход, ил)
ПОСМОТРИ (смотр, три)

СЕЙЧАС (час)
НАКОНЕЦ (конец, кон)

ВОЛОДЯ ( вол)
ЖМУРИЛСЯ (ил)

ВОЗЛЕ (воз)

3) чтение по ролям

Что мы узнали из этой части? ( Котенок Васька ловил мух.)

Что мы узнали из этого отрывка произведения? ( Шляпа – живая?)

О чём рассказывается в данной части рассказа? (Ребята взяли кочергу и лыжную палку. Мальчики швыряют картошку в шляпу.)

Что мы узнали из последней части? ( Из-под шляпы высунулся серый хвост.)

Физкультминутка.

Вы, наверно, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

До 10 считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

    Закрепление изученного.

Слайд 18

Какими показали себя ребята в момент встречи с «живой» шляпой?

Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.

Слайды 19 - 20

1)Работа в группах (проверка по интерактивной доске)

Подумайте и расположите данные иллюстрации в соответствии с событиями происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют, какие эпизоды изображены на картинке.

Слайд 21

2)Работа в группах

Восстановите правильную последовательность плана.

Проверьте себя.

План

1.Котенок Васька ловил мух.

2.Шляпа – живая?

3.Ребята взяли кочергу и лыжную палку.

4.Мальчики швыряют картошку в шляпу.

5.Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Слайд 22

3)Разгадайте анаграммы!

натамок (комната)

домок (комод)

зиркона (корзина)

торкашка (картошка)

черогак (кочерга)

нотёкок (котёнок)

Слайд 23 - 28

4)Ребусы

Шляпа, муха, Васька, комод, кочерга, картошка, Вадик, Володя, ребята, корзина, котёнок.

Слайд 29

5)Игра «Наборщик»

КОРЗИНКА (корзина, кино, кора, рок, кон, зона, низ)

Слайд 30

6)Слова на заданную тему

ШЛЯПА.

На каждую букву придумайте кличку котёнка.

Слайд 31

7)Посчитай, сколько разных героев и предметов мы встретили в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» (у каждого ребёнка распечатка)

8)Игра «Пары» (интерактивная)

    Рефлексия.

Слайд 32

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

5. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, нарисовать рисунок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!