Урок: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

§ 1 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Рассмотрим правила, определяющие постановку гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Давайте вспомним, каким образом образуются такие причастия. Формы действительных причастий настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

Следует запомнить, что суффиксы -ущ- и -ющ- присоединяются к основе настоящего времени глаголов 1 спряжения, суффикс -ущ- присоединяется к основе на твёрдый согласный, -ющ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Суффиксы -ащ- и -ящ- присоединятся к основе настоящего времени глаголов 2 спряжения, суффикс -ащ- к основе на твёрдый согласный, суффикс -ящ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Легко заметить, что правильная постановка гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени требует знания спряжений глаголов.

Глаголы в русском языке имеют два спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения представлены в таблице.

Итак, если личное окончание глагола ударное, то нам очень легко определить спряжение, причём спряжение у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по форме 3 лица мн.числа, как форме, наименее допускающей чередования:

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени глагола суффикса -ущ-, потому что перед нами глагол I спряжения и основа заканчивается на твёрдый согласный;

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени суффикса -ящ-, так как перед нами глагол II спряжения и основа заканчивается на мягкий согласный.

Если личные окончания глагола безударные, то произносятся они одинаково

но в окончании произносится один и тот же звук, поэтому определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями необходимо по неопределённой форме глагола. Следует помнить, что ко II спряжению относятся:

Соответственно к данным глаголам при образовании действительных причастий настоящего времени мы присоединяем суффиксы -ащ- или -ящ- в зависимости от основы.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению, соответственно к ним при образовании форм действительных причастий прибавляем суффиксы -ущ-, -ющ- в зависимости от основы.

Следует обратить внимание на наличие в русском языке разноспрягаемых глаголов:

так как именно сосуществование у них личных окончаний I и II спряжения создаёт трудности для образования причастий. В данном случае нам следует помнить, что мы образуем действительное причастие настоящего времени от формы глагола 3 лица множественного числа. Несмотря на наличие у глагола ХОТЕТЬ личных окончаний I спряжения в единственном числе форма 3 лица мн.числа: хот-ят, поэтому действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -ЯЩ-: хотящий. Хотя в современном русском языке имеется тенденция избегать данной формы. От глагола БЕЖАТЬ, несмотря на наличие во всех формах личных окончаний IIспряжения, кроме 3 лица мн.ч.: БЕГ-УТ, действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -УЩ-: Бегущий. От глагола БРЕЗЖИТЬ при наличии личных окончаний 2 спряжения форма 3 лица мн.ч.: БРЕЗЖ-УТ, соответственно действительное причастие настоящего времени: брезжущий.

§ 2 Краткие итоги оп теме урока

Таким образом, для правильного образования действительных причастий настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида необходимо знать типы спряжения глаголов. При образовании таких причастий от глаголов I спряжения к их основе присоединяются суффиксы -ущ- и -ющ-, от глаголов II спряжения - -ащ- и -ящ-

Список использованной литературы:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: 10-11 классы.: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2013.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебное пособие. - М.: Русское слово, 2013.
  4. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2010.

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

    Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

    Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

    Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока : урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение :

И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц: Слайд 2

строят (II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь (1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить

Слайд 3

Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

Задание одно? А как выполнили? (выполнили по-разному)

Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

Какие гласные пишутся в суффиксах причастий.)

Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать , какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Поиск решения проблемы Слайд 6

Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

Читают два столбика слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий

клеящий

лечащий

гонящий

Что заметили?

Выделяем суффиксы.

В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)

Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола ….(Дают определение.)

Появилась новая гипотеза? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ- (Решающая гипотеза.)

Как проверить эту гипотезу?

Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

Сформулируйте правило - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление . Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка . Я называю действительные причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся, чувству.Ю.щий,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

( для слабых – упр. , параграф -)

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  1. От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?
  2. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
  4. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спряжения).

106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. В каких словах есть чередование согласных?

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.

Применяя данное правило, рассуждайте так: в голубе..щем просторе - причастие голубе..щем образовано от глагола голубеть I спряжения, значит, в суффиксе причастия надо писать букву ю : в голубеющ ем просторе ; крас..щее вещество - причастие крас..щее образовано от глагола красить II спряжения, значит, в суффиксе надо писать букву я : красящ ее вещество .

107. Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

В ни..ко стел..щемся туман.., при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися движениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

108. Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Обозначьте и объясните условия выбора изучаемой орфограммы. Какого вида причастия вы образовали?

1. Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. 2. Те, кто торопятся; гонят; зависят. 3. Тот, кто улыбается; любит.

109. Спишите, заменяя заключённые в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы и окончания причастий.

1. Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками. 2. На фон.. (меркнуть) неба показались два с..луэта - два вальдшнепа. 3. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 4. (Бледнеть) высь зазв..нела песнями. 5. Для сп..сения оставалась лишь одна надежда - это свои (идти) позади к..рабли. 6. И не медля ни м..нуты, он полез в (гореть) погреб. 7. Там, в солнечных лучах, мерещился Толбухин м..як, (показывать) курс м..рякам.

(А. Новиков-Прибой)

110. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты. К каким существительным могут относиться прилагательные, помещённые в рамке?

поразительный
острый
тонкий
чуткий
изощрённый

Зрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было поразительно острое. Стоило ему только вглядет(?)ся в даль, чтобы увидеть лисицу зайца дрохву или другое какое(нибудь) животное держащ..е себя подальше от людей. Немудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они (не)бегут (не)пряч..тся и (не)глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л играющих лисиц зайцев умывающихся лапками дрохв расправляющих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Васи был ещё другой мир, свой собстве(н, нн)ый, (ни)кому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было (не)завид..вать ему.

(А. Чехов)

Шаг 1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь , имеет , имеем , имеете , имеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения - и, а (я) : смотришь , смотрит , смотрим , смотрите , смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы :

      с суффиксом в основе неопределённой формы: люби ть
      Исключение:
      Бри ть , стели ть - глаголы 1-го спряжения: бреет , бреют , стелет , стелют и их производные: по стелить , за стелить , пере стелить и другие.

      7 глаголов-исключений с суффиксом в основе неопределённой формы.
      Запомни их: терпе ть , верте ть , обиде ть , зависе ть , ненавиде ть , и виде ть , и смотре ть и их производные,
      например: по смотреть
      , о смотреть
      , вы смотреть
      , до смотреть
      , на смотреться
      , за смотреться
      и другие.

    • 4 глагола с суффиксом -а .

      Запомни их: гна ть , держа ть , слыша ть , дыша ть и их производные: про гнать , до гнать , вы гнать , из гнать и другие.

  2. К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями : играть , рисовать , тянуть , кинуть и другие.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть - хочу , хочешь , хочет , хотим , хотите , хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).

Бежать - бегу , бежишь , бежит , бежим , бежите , бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн.ч. - окончание 2-го спр.)

Чтить - чту , чтишь , чтит , чтим , чтите , чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. - окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания А15 они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.
Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени - от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола.

1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ) : знающ ий , читающ ий .
  • от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящ ий , видящ ий

Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

зна ет, зна ют - 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →зна ющий ,
люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаем ый, видим ый

Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом : поднимаем ый , ведом ый ,
  • 2-го спряжения - -им любим ый , видим ый

Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем поднимаемый,
люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им любимый .

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени


1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш , пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: виде вш ий←виде ть , слыша вш ий←слыша ть.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

  • с суффиксом -а- -я- , перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потеря нн ый ← потеря ть ,
  • с суффиксами -и- или -е- , в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненн ый ← наполни ть

Шаг 4. Используй ход рассуждений

Задание:

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) запиш...шь, закручива...мый
2) вытащ...шь, наполн...нный
3) изуча...шь, закле...вший
4) накин...шь, муч...мый

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011. Русский язык.
Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: АСТ; Астрель. ФИПИ. С. 30.

Выполнение:

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: записать, вытащить, изучать, накинуть.

2. Определи спряжение: записать - 1-е спр., вытащить - 2-е спр., изучать - 1-е спр., накинуть - 1-е спр.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: запишешь , вытащишь , изучаешь , накинешь

4. Определи гласные в суффиксах причастий. Уверенные в правильности выполнения пп. 1-3 могут анализировать далее только строки 1), 2) и 3). Остальным стоит разобраться со всеми четырьмя примерами причастий.

1) закручива...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глагола, от которого оно образовано: закручива...мый - от закручивать (1-е спр.), пишем гласную е : закручиваем ый .

Необходимый ответ найден.

Для проверки правильности своего заключения выполняем анализ дальше.

2) наполн...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: наполн...нный - от наполни ть . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом -и- , пишется суффикс -енн- , то пишем гласную е : наполненн ый .

3) закле…вший - действит. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: закле…вший - от заклеи ть . Поскольку в действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс глагольной основы неопрделённой формы глагола, то пишем гласную и : заклеи вш ий .

4) мучимый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо знать спряжение глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: мучимый от мучи ть (2-е спр.), суффикс -им- : мучим ый .

5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ - строка 1).

Вконтакте

Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

І. Оргмомент. движи мый

ІІ. Проверка Д/З Упр.99 §17

ІІІ. Цель урока: ознакомить учеников со способами образования страдательных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

ІY. Новый материал.

С чего начинаем?

С « Грязного диктанта»

На доске:

1.гонящий (2) 2. види вший (е) (2)

дышу щий (а) (2) зависевший (2)

клеящий (2) страдающий (1)

засее вший (я) (1) стелящий (ю) (1)

лая щий (ю) (1) любящий (1)

ненавидящий (2) колеблющий (1)

вытерпе вший (2) колышущий (1)

слышавший(2)

- В тайный уголок (за боковые створки доски) пойдёт

за первый уголок- 1 ученик

за второй уголок – 2 ученик

На доске:

(ІІ) – вид…мый - (видимый)

(І)– уважа…мый -(уважаемый)

(ІІ)- движ…мый -(движимый)

(І) – приготовля…мый - (приготовляемый)

(ІІ) – гон…мый– (гонимый)

(І)- ободряя…мый - (ободряемый)

(І)- вед…мый - (ведомый)

(І)- приглаша…мый– (приглашаемый)

(ІІ) – привоз…мый – (привозимый )

(Ученики выполняют задания)

Остальные работают с « Грязным диктантом»

Можно уже за « веник» браться.

Кто на первый столбик пойдёт с «веником»?

Кто на второй столбик пойдёт с « веником»?

Выходят к доске « веники» - работают со словами.

Посмотрите, у соседа « мусор» есть?

С какой частью речи работаем?

(причастие)

С каким правилом работаем?

(выбор гласной в суффиксах причастий)

От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

(от какого спряжения глагола образовано причастие)

Проверяем работу двух «веников»

(дети допустили ошибки)

Кто подметёт оставшийся «мусор?»

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени и прошедшего времени)

- Проверяем работу двух учеников (за створками работали)

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов страдательных причастий настоящего времени )

Итак, вы сформулировали проблему сегодняшнего урока.

Записываем тему: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Какую цель ставим?

Выяснить, от чего зависит выбор орфограммы.

- Выдвинем гипотезу.

1. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от глагола, от которого образовано данное причастие.

Что мы должны делать в первую очередь?

Поставить глагол в начальную форму и определить спряжение. Определим спряжение у глаголов, от которых образовано причастие .

На доске:

ІІ -зависимый – зависеть - завис ят

І – колеблемый – колебать- колебл ют

ІІ- ненавидимый – ненавидеть- ненавид ят

І – лелеемый – лелеять - леле ют

ІІ – слышимый – слышать- слыш ат

І- снимаемый – снимать - снима ют

ІІ- мучимый - мучить - муч ат

ІІ – немыслимый – не мыслить - не мысл ят

- Когда мы читали о причастии (предыдущие уроки), то на что же мы ориентировались?

(на 3 лицо мн. число)

Что мы уже знаем?

- Какие были выводы?

Глаголы 1 спр- ут,ют

Глаголы 2 спр.- ат,ят.

Как эта схемка может нам помочь?

- Какие гипотезы есть?

Гипотеза1.

Если глагол, от которого образуется страдательное причастие настоящего времени имеет окончание:

1 спр суффикс ем

2 спр. суффикс им

Что же нужно знать, чтобы написать правильно суффикс настоящего времени страдательного причастия.

Запишем алгоритм выполнения:

1.Взять глагол.

2. Поставить в инфинитив.

3. Поставить глагол в 3-е лицо. мн. числа

1 спр.- ем (ом)

3 лицо мн.. числа 2 спр.- им

4.Вставить букву.

На доске написаны глаголы. Давайте попробуем образовать от них страдательные причастие настоящего времени.

Дышать? не образуется (неперех)

улыбаться - ? (возвратн) не можем образовать

выстелить - ? (сов в)

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? (сов.в) нельзя образовать

хранить - хранимый – 2 спр.

- Теперь надо обозначить ещё одну проблему. Какую?

Почему от одних глаголов образуется страдат. прич. наст. времени, а от других нельзя. От каких же глаголов образуются страдательные причастия наст. времени .

От чего зависит образование страдательных причастий настоящего времени.

Ваши гипотезы.

Гипотеза 1.

Если глагол возвратный, то образовать страдательное причастие настоящего

времени нельзя, потому что действие не может возвращаться само на себя.

Убираем глагол улыбаться.

дышать - ?

улыбаться - ? не можем образовать

выстелить - ?

выстилать - выстилаемый – 1 спр.

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? нельзя образовать

побеждать - побеждаемый- 1 спр.

хранить - хранимый – 2 спр.

Гипотеза 2.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени, т.к. действие уже совершено.

Убираем глагол выстелить, победить .

Гипотеза 3.

Все возвратные глаголы непереходные, т. к. действие возвращается на самого себя.

(Действительные причастия связаны с субъектом, он активен, а страдательные причастия – это объект, на который направлено действие. Объект пассивен.)

Вывод:

Глаголы, которые являются непереходными, образовать форму страдательного причастия настоящего времени нельзя, т.к. нам надо чтобы на него действие переходило.

- Итак, сформулируем случаи, когда же мы можем образовать страдательные причастия настоящего времени.

1. Если глагол невозвратный

2. Если глагол несовершенного вида.

3. Если глагол переходный.

От других глаголов причастия совершенного вида настоящего времени не образуются.

- Что же мы решили на уроке?

От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени.

Итак, если глагол

1 спряжения, то суффикс – ем-(ом)

2 спряжения, то суффикс – им-



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!