Урока на тему "Распад Золотой Орды" (6 класс). Распад золотой орды и его последствия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крым-Сарайская средняя общеобразовательная школа

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок в 6 классе.

Тема:

«Распад Золотой Орды»

Учитель истории и обществознания:

Е.П.Ибрагимова

Открытый урок в 6 классе.

Тема: «Распад Золотой Орды»

Цель урока: выяснить причины распада Золотой Орды; рассмотреть занятие и состав населения новых государств, образовавших на юго-восточных рубежах Руси. Охарактеризовать роль взаимоотношения государств с Русью.

Ход урока:

I .Орг.момент.

II .Актуализация опорных знаний.

«Московское княжество в первой половине 15 века».

Карточка по теме: «Борьба за объединение Руси». (15мин).

III .Изучение новой темы.

1.Откуда пришел Тимур Тамерлан, восточный правитель и полководец, один из величайших завоевателей в истории отечества.

Родился 8 апреля 1336 г. в окрестностях ………. Его имя «Тимур» означает по-тюркски и по-монгольски «Иселезный» происходил из знатного рода племени барулас – монголов, которые после завоевания Центральной Азии Чингисханом и его сыновьями стали говорить по-тюркски и восприняли ислам.

Тамерлан говорил на двух языках, тюркском (узбекском) и таджикском. Был неграмотен, но любил слушать чтение писцов и сам диктовал рассказы о своих походах, в результате чего появилось такое произведение, как Зафар-наше (книга побед).

Тамерлан начал простым разбойником. При попытки угнать овец его ранили в ногу и плечо, после чего у него перестали сгибаться правая нога и подниматься правая рука, отсюда он получил прозвище «Хромой».

В 1361 г. в возрасте 25 лет, собрав отряд в несколько сотен человек, Тамерлан поступает на службу к Хану Тоглук-Тимуру. – в 70-е гг. XI в в Средней Азии (применение ИКТ).

Тимур и его держава. (рассказ по карте: «Образование централизованного государства»).

2.Какие новые государства образовались на юго-восточных рубежах Руси? (Ногайская Орда – столица Сарайчик, Большая Орда –столица Новый Сарай, Казанское ханство – Казань, Крымское ханство, Астраханское ханство – Хаджи Тархан (Астрахань); Сибирское ханство – Сибирь.

3. Состав населения . Казанское ханство – потомки древних булгар; выходцы Золотой Орды, в подданство Казанского ханства вошли: соседние народы – мордва, чуваши, марийцы, удмурты, бессермяни (мусульмане) – писатели Казанского ханства.

Сибирское ханство – тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры.

4. Главное занятие населения казанского ханства – земледелие, в степных районах полукочевое скотоводство.

Большую роль в жизни государства играла торговля, мусульманское духовенство, владевшее обширными землями.

Основным занятием населения Астраханского ханства – кочевое скотоводство, занимались также торговлей, ремеслом.

Сибирские татары занимались – скотоводством, земледелием, гончарным ремеслом, ткачеством, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством, оленеводством.

5. Взаимоотношения новых государств с Русью.

Правители Золотой Орды считали себя наследниками золотоордынских ханов и стремились восстановить прежнюю зависимость Руси.

Весной 1439 г. – хан Муххамед занял Нижний Новгород, дошел до Москвы, но взять Кремль не смог.

Весной 1445 г. – Улу – Муххамед предпринимает II поход на Москву.

В 1452 г. Касим поссорившись со старшим братом, захватившим власть в Казани перешел на службу к Василию Темному.

IV . Закрепление изученного материала

Новые государства

Состав населения

Занятия населения

Столица государства

Казанское ханство

Потомки древних булгар, в подданство вошли мордва, чуваши, марийцы, удмурты

Земледелием, в степных районах, полукочевое скотоводство

Сибирское ханство

Тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры

Скотоводство, земле-делие, гончарное ремесло, ткачество, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством

Астаханское ханство

Хаджитархан (Астрахань)

Кочевое скотоводство, торговля, ремесло.

Крымское ханство

V . Итог.

Распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государственного ряда самостоятельных ханств. Порой они проводили враждебную политику в отношении Руси, но в то же время устанавливали в ней торговые и иные связи.

Д/з & 22 стр. 180 – 188 пересказ. I в. 1 – 2, задание 1 с.188

На Доске: Основные понятия и термины Транзитная торговля. Ясак
Основные даты 1395 г. - разгром Золотой Орды Тимуром.
1438 г. - образование Казанского ханства.
30-60-е гг. XV в. - распад Золотой Орды
Тема: «Распад Золотой Орды»
План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1.Оргмомент -приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Вы,наверное, заметили, что сегодня необычный урок, потому что присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
Теперь посмотрите друг на друга, пожелайте удачи и начнем работать!» ;
-отметка о присутствии на занятии -приветствие;
-настраиваются на работу 1 мин.
2. Актуализация знаний по темам: «Золотая Орда» и «Московское княжество в первой половине XVв.» История – наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом, исторических событий, изучает развитие государства, в ист.науке все события взаимосвязаны, одно вытекает из другого, поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, давайте вспомним о каких событиях мы говорили при помощи игры «веер вопросов».
Предлагаю желающим ответить на вопросы веера. (ответы на слайде)
1.Как образовалась Золотая Орда?
2.Какой город стал первой столицей Золотой Орды?
3.Назовите территорию Золотой Орды.
4.Перечислите социальные группы, которые были заинтересованы в объединении Руси, создании единого государства с центром Москвы?
5.Каковы предпосылки объединения русских земель в единое государство?
6.В каком году произошла междоусобная война?
Работа по группам: Перечислите последствия междоусобной войны второй четверти XV в.
При ответе последующая группа не повторяет ответы. 1.После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная.
2.Сарай (пер.Дворец)
3. от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
4.Ремесленники, московские купцы.
5.Социально-экономические: развитие феодального землевладения, стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств; Политические: укрепление московских князей, необходимость освобождения от ордынского владычества; Культурно-нравственные: наличие общей религии, осознание необходимости духовного и культурного единства на Руси.
6. 1425-1453гг.
1425-1431гг-претензии Юрия Дмитриевича на московское княжение.
1431-Василием 11 получен ярлык на московское княжение.
1434-Военное поражение Василия 11. Юрий Дмитриевич занимает Москву, начинает чеканить монету с изображением Георгия Победоносца.Умирает.
Июнь 1434- Василий Косой занимает престол без согласия родственников (его не поддержали братья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный). Престол переходит к Василию 11.
1445-пленение Василия 11 казанскими татарами. Переход власти в Москве к Дмитрию Шемяке. Изгнание Шемяки из Москвы.
1448-1450-неудачые военные попытки Дмитрия Шемяки свергнуть Василия 11.
1453-смерть князя Дмитрия Шемяки в Новгороде. Окончание междоусобной войны. 6 мин.
3.Объяснение новой темы: «Распад Золотой Орды» Для того, чтобы конкретно познакомиться с каким-либо ист.событием, нам предстоит много раз обращаться к документальной литературе.
А где хранятся письменные источники, документы?
Предлагаю сегодня на уроке вам выступить в роли работников архивов.
Историческое событие, о котором мы будем сегодня говорить, предлагаю вам определить по видеосюжету.
(1 мин)
Итак, какая же тема сегодняшнего урока?
На какие вопросы нам предстоит ответить, исходя из названия темы?
Молодцы! На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
(показ презентации
1, 2 слайды)
- Архивы –
1) учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архив-ных документов;
2) собрание письменных памятников.
Распад Золотой Орды и ее последствия.
Причины распада Золотой Орды?
Как и когда произошло?
К каким привело последствиям?
Почему распалась Золотая Орда? 3 мин.
3.1.Причины распада Золотой Орды
3.2.Разгром Тимуром Золотой Орды
2.1 Закрепление 1-го пункта Первой задачей для нас является выяснить каковы были причины распада Золотой Орды.
Для решения этой задачи предлагаю вам выполнить самостоятельный поиск информации через Интернет.
После выполнения работы свои результаты запишите на лист формата А4 и прикрепить к доске.

Одной из причин являются войны Тохтамыша и Тимура.
Таким образом Тимур- выдающийся историческая личность, которая внесла большую роль в укреплении рос.государства.
Кто из вас знает какое еще имя носил Тимур? (4 слайд)
Предлагаю вам, работая с дополнительным источником, составить портрет Тимура (Тамерлана) как государственного деятеля.

В 1395 году Тимур победил хана Тохтамыша и опустошил земли и города Золотой Орды. Золотая Орда перестала существовать
как единое государство в 1405. Самостоятельный поиск информации через Интернет.
Вносят данные.
Прикрепляют ответы.
Основные причины:1.Куликовская битва 1380 г.(опять же по мнению советских историков). Исход её, положительный для Московской Руси, тем не менее спорный для констатации факта начала распада.2.Деятельность темников хана. В данном случае Мамай и мангыт Эдигэ. Усиливавшиеся темники способствовали децентрализации государственных структур Орды и вели к сепаратизму. 3.Войны Тохтамыша и Тимура. Как известно, Тохтамыш бездарно проиграл Тимуру, чем фактически резко ослабил потенциал Орды, а Тимур по существу уничтожил развитие городского сектора в золотоордынском обществе.4.Формирование независимых тюрко-татарских государств - примерно с начала XV века - Казанское, Астраханское, Крымское, Тюменское ханства.
1.В 1395 году Тимур победил хана Тохтамыша и опустошил земли и города Золотой Орды.
Характеризуют личность Тимура.
Тамерлан.
Слушают учителя.
7мин.
3.3.
Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
3.3 Закрепление 2-го пункта Как вы думаете что возникло после опустошения земель на территории Золотой Орды?
Предлагаю вам познакомиться с новыми государствами, которые образовались на территории Золотой Орды.
Для решения этой задачи мы поработаем по группам.
2. Работа по группам: «Картографы» - назовут новые образованные государства, «Демографы» познакомят нас с народами, проживающими на территории новых государств, «Этнографы» расскажут о том, чем занимались народы государств.
Выберете лидера группы.
Составляется кластер.
«Картографы»:
Ногайская Орда – столица Сарайчик, Большая Орда –столица Новый Сарай, Казанское ханство – Казань, Крымское ханство, Астраханское ханство – Хаджи Тархан (Астрахань); Сибирское ханство – Сибирь.
Крымское ханство попало в зависимость от Османской империи.
«Демографы»: Казанское ханство – потомки древних булгар; выходцы Золотой Орды, в подданство Казанского ханства вошли: соседние народы – мордва, чуваши, марийцы, удмурты, булгары, бессермяни (мусульмане) – писатели Казанского ханства. Сибирское ханство – тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры. Сибирские ханы обложили эти народы ясаком – ежегодной данью.
«Этнографы»: Главное занятие населения казанского ханства – земледелие, в степных районах полукочевое скотоводство. Большую роль в жизни государства играла транзитная (промежуточная) торговля, мусульманское духовенство, владевшее обширными землями. Сибирские татары занимались – скотоводством, земледелием, гончарным ремеслом, ткачеством, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством, оленеводством. Основным занятием населения Астраханского ханства – кочевое скотоводство, занимались также торговлей, ремеслом. Основным занятием Астраханского населения было кочевое скотоводство, в городах – различные промыслы и торговля. Земледелие было распространено мало. (5 слайд) Образование новых государств.
Работают с дополнительным источником в группах, выполняют задание, отбирая нужную для их группы информацию.
Совместно, работая с раздаточным материалом, выписывают на лист формата А4 ответы на вопросы, выходят к доске, высказывают мнения.
Составляется кластер на доске.
Ясак – ежегодная дань. 12 мин.
3.4. Взаимоотношения новых государств с Русью.
4.4 Закрепление 3-го пункта Как мы видим образовались новые государства, у каждого государства были свои народы и занятия.
Как вы думаете эти государства были обособленные или взаимодействовали с Русью?
Верно! Предлагаю вам глубже узнать о том, какие были взаимоотношения новых государств с Русью.
Для этого предлагаю поработать с учебником на стр.81- 82(пункт 5).
А теперь проверим насколько вы были внимательны.
Предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю!»
(6 слайд)
1.Сближает ли тот факт, что было укрепление торговых связей между Москвой и Казанью в 1445-1466 гг? (да)
2.Противостоянием является образование зависимого от Москвы Касимовского ханства после перехода в 1452 г.одного из сыновей Улу-Мухаммеда на службу к московскому князю? (нет)
3.Первый поход Улу-Мухаммеда на Русь весной 1440 г.? (нет, 1439)
4.Союз Большой Орды с Литовским княжеством против Крымского ханства? (нет, Московского)
5. Сближение: набеги Крымского ханства на русские земли? (нет)
6.Второй поход Улу-Мухаммеда на Русь в 1444-1445 гг.? Разгром войска Василия II? (да) Взаимодействовали с Русью.
9 мин.
4.Закрепление материала Мы узнали с вами о том, что произошел распад Золотой Орды, образовались новые государства, эти государства находились в военных и мирных взаимоотношениях с Русью.
Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Проверяем.
Ответы на слайде.
(7слайд)
Поднимает карточки если,
без ошибки – 1ош.-красная.
2-ош.- синяя. 3-ош.и более – желтая.
1.Почему распалась держава Тамерлана?
(слайд)
2.Каковы положительные и отрицательные последствия распада Золотой Орды?
(слайд: карта+текст) Решают Тест.
1. Тимур был великим полководцем, он множество раз набегал на территории Средней Азий, а особоенно его агрессия пало на Ак Орду и Могулистан. Он множество раз покорял Иран, Ирак, Афганистан, Малую Азию, Поволжье, Кавказ и часть Индии, но 14040-1405 Тимур вновь предпринял паходы на Южный Казахстан, но здоровье его подарвало в 1405 в Отраре, кстати он построил один из красивых мавзолей Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.2.Распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государства ряда самостоятельных ханств. Устанавливали торговые отношения с Русью. «+»
«-» - государства вели враждебную политику.
5 мин.
5.Рефлексия. Предлагаю оценить работу при помощи «рефлексивной мишени». Проводят самоанализ. 1.5 мин.
6.Домашнее задание (слайд) П.25. составить датированный план.
У кого возникнут вопросы по выполнению, в индивидуальном порядке отвечу на перемене. Записывают в дневник. 0.5 мин.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!