Уроки русского: что это такое страдательное причастие. Страдательные причастия настоящего времени: примеры

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

Причастие - это особая самостоятельная часть речи в русском языке, которая сочетает в себе свойства глагола и прилагательного. Это проявляется в том, что причастие образовывается от глагола, но отвечает на вопросы, характерные для прилагательного: какой?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?. Ученики школ и студенты-лингвисты должны уметь правильно определять вид причастия. Это постоянный морфологический признак причастия, он заметно влияет на трактовку смысла слова. Чтобы определить вид причастия и не допустить ошибок, важно пользоваться советами и действовать по алгоритму.


Определяем вид причастия. Рекомендации
  1. Для начала определите, от какого глагола было образовано причастие. Данная часть речи сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Вид может быть страдательным и действительным. Либо объект совершает некое действие, либо какое-то действие производят с объектом:
    • действительное причастие обозначает действие объекта, например: читающий – кто-то читает, человек читает книгу;
    • страдательное причастие описывает действие, совершаемое с объектом, например: читаемая – что-то читают, книга прочитывается человеком.
  2. Вы можете определить вид причастия, задав к нему соответствующие вопросы:
    • что делавший? что делающий? – вопросы действительного причастия;
    • что делаемый? – вопрос страдательного причастия.
    Помните, что данный способ проверки необходимо сочетать с более академичным: по формальным признакам, указывающим на вид. Однако этот метод поможет вам изначально ориентироваться на определённый вид, а затем проверить – соответствует ли ему причастие, выделив в нём суффикс.
  3. Поставьте причастие в полную или краткую форму. Обратите внимание, может ли рассматриваемое вами причастие иметь обе формы. Запомните важный признак вида данной части речи:
    • действительное причастие имеет в русском языке только полную форму, его невозможно поставить в краткую форму без нарушения языковых норм;
    • страдательное причастие может иметь обе формы: полную и краткую; например: читаемая – читаема.
    Если ваше причастие не имеет краткой формы – оно является действительным. Иногда краткая форма страдательного причастия может показаться архаичной, но вы увидите, что она вполне соответствует нормам языка. Например: разбиваемый – разбиваема.

    Действительные причастия ставят в краткую форму только в некоторых диалектах, избирая для этого отдельные слова. Можно сразу отличить нарушение нормы русского языка: читающий – читающ.

  4. Обратите внимание: страдательные причастия в краткой форме изменяются в русском языке по числам и родам. Например: читаем – читаема – читаемо – читаемы.
  5. Разберите причастие по составу. Желательно произвести полный разбор слова по составу, чтобы точно найти суффикс. Именно эта часть причастия и является его формальным видовым признаком. Каждый вид данной части речи имеет специфические суффиксы:
    • действительные причастия: суффиксы –ащ-, -ущ-, -ящ-, -ш-, -вш-;
    • страдательные причастия: суффиксы –ем-, -нн-, -енн-.
  6. Начертите самостоятельно сводную таблицу признаков вида причастия. Внесите в неё всю полезную информацию о разных методах определения вида этой части речи: по вопросам, суффиксам, наличию кратких и полных форм. Снабдите вашу таблицу собственными примерами. Тогда вам будет значительно легче правильно определять видовую принадлежность причастия, а все сведения вы быстро запомните, задействовав разные виды памяти.
  7. Обратите внимание на то, что некоторые причастия уже давно перешли в другую часть речи. Внешне они напоминают причастия, но на самом деле являются прилагательными, поскольку обозначают действия и состояния, ставшие постоянными признаками предметов. Например, консервированный горошек. Такие слова следует разбирать как прилагательные.
Алгоритм определения видовой принадлежности причастия
Как определить вид причастия правильно? Следуйте алгоритму и помните рекомендации.
  1. Выпишите на отдельный листочек причастия, вид которых вам нужно определить.
  2. Вспомните вашу таблицу и начинайте рассматривать слова в соответствии с ней. Для начала задайте к причастию вопрос.
  3. Проверьте, имеет ли данное причастие краткую, полную форму.
  4. Разберите слово по составу. Выделите суффикс и выясните, какому виду он соответствует. Определите видовую принадлежность причастия.
  5. Проверьте себя: запишите глагол, от которого образовано причастие. Составьте с ним словосочетание. Подумайте: речь идёт о действии, совершаемым объектом или о действии, которое кто-то производит с объектом? Сделайте окончательные выводы и запишите вид причастия.
Следуйте рекомендациям, определяйте вид причастия по алгоритму, тогда вы сможете выполнить работу правильно.
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Лодка была точно приклеена к черной воде, густо украшенной жёлтыми листьями (М. Горький); Льняные волосы лежали на черепе, точно приклеенные (М. Горький); Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком (М. Горький). Накрахмаленной, украшенной, приклеенные - страдательные причастия в полной форме. Приклеена, украшена - страдательные причастия в краткой форме.
Как и краткие прилагательные, краткие причастия изменяются п о числам: Окончен мой труд многолетний (А. Пушкин); Все приготовления были окончены (Н. Островский); в единственном числе - по родам: Великий революционный путь пройден нашей Родиной (газета «Правда»); Здесь столько было пройдено! Вот и пройдена половина пути.
В предложении причастия в краткой форме являются сказуемыми: Врага отбросила Москва, и спасена Россия (А. Твардовский); Человек рождён для счастья, как птица для полёта (В. Короленко).
Примечание. Суффиксам -нн- и -енн-(-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен-(-ён-) кратких: Там, в поднебесье, идут облака, через туман озарённые (А. Блок) - Вся комната янтарным блеском озарена (А. Пушкин). Я ехал по земле, везде засеянной хлебом (А. Пушкин) - Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звёздами (М. Горький).
Следует правильно произносить:
взять - взятый - взят - взята - взЛто - взАты, внести - внесённый - внесён - внесенй - внесено - внесенії добыть -

Обобщающая таблица образования причастий


Действительные причастия

Страдательные причастия
От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры
} несовершенного вида (переходных и непереходных)
.несут
I -ущ- несущий несовершенного вида (переходных)
читают
I -ея- читаемый
1 работают I -ющ- работающий ведут I -олс- ведомый
I дышат II -ащ- дышащий гонят II -цле- гонимый
красят II -ящ- красящий
совершенного и несовершенного вида (переходных и непереходных)
строить
-вш- строивший совершенного я несовершенного вида (переходных)
прочитать
-кн- прочитанный
і засеять засеявший сеять сеянный
1 расколоться; расколовшийся растереть (растёр) -г- растёртый
I сжать сжатый
8 рыть
і і
рывший увидеть увиденный
нести
1 - 1
* -ш- нёсший построить построенный
стереть (стёр) стёрший принести -енн- А
принесённый

124

добйтый - доббіт - доббіта -- доббіто - добыты, загнуть - зй- гнутый - загнут - загнута - зйгнуто - зamp;гнуты, задать - заданный - задан - заданй - задано - заданы, занкть - занятый - зйнят - занятй - зamp;нято - зйняты, издать - Изданный - Издан - изданй - Издано - Изданы, набрать - набранный - нй- бран - набрана - нйбрано - нйбраны, начamp;ть - начатый - нйчаг - начата - начато - нamp;чаты, освёдомить - осведомлённый - осведомлён - осведомлена - осведомлено - осведомлены, отдать - Ьтданный - Ьтдан - отданИ - Ьтдано - отданы.

Еще по теме КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ:

  1. § 160. Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности
  2. Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в
  3. §23.Процессы изменения страдательных причастий и их распадения на омонимы-причастия и прилагательные

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам, а в единственном числе - по родам:

Суффиксам –нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких:

Остальные краткие страдательные причастия имеют те же суффиксы, что и полные:

В предложении краткое страдательное причастие является сказуемым:

В чём сходство и в чём различие в изменении полных и кратких страдательных причастий? В чём сходство кратких страдательных причастий и кратких качественных прилагательных?

1. Образуйте и запишите указанные в образцах формы кратких страдательных причастий. Поставьте ударение. Обратите внимание на место ударения в этих формах.

1. Начатый - начат, начата, начаты; взятый, принятый, занятый. 2. Приведённый - приведён, приведена, приведены; привлечённый, изменённый, нагромождённый, помещённый.

Составьте по одному предложению со страдательными причастиями женского рода из первой и из второй группы.

2. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Выделите окончания причастий.

1. Передо мною высокий человек, в туфлях на босую ногу, в стареньком, рыж..м пидж..ке надет..м на рубаху на ворот.. рубах.. одна пуговица оторвана. Брюки его измяты вытянуты на коленях дли(н, нн)ые волосы ра..трёпаны. (А. М. Горький.) 2. С карточк.. смотрело д..вольно широкое, худощавое, кре..кое в скулах и челюстях, больш..лобое юношеское лицо с пр..мым, добp..м взглядом. Распахнутый ворот рубашк.. позв..лял видеть шею и ключицы, и этого было достаточно, чтобы представить, как ладно скроен и кре..ко сшит был весь Иван. (Ю. Нагибин.)

Над какими орфограммами вы работали?

Всем известно, насколько загадочен и сложен для изучения наш русский язык. В нем «обитает» огромное количество частей речи и их различных форм. Краткие и полные причастия отличаются особой сложностью. Отличительные признаки этих глагольных форм рассмотрим подробнее.

Особенности

Лингвисты до сих пор еще не решили, какое место в морфологии отдать причастиям. Авторы учебников по русскому языку совершенно по-разному относятся к этому вопросу. Некоторые утверждают, что оно является лишь формой глагола, которая выражает не только действие, но и его признак. Другие говорят, что оно вполне самостоятельно и относят его к частям речи. Но известно одно: краткие и полные причастия просто незаменимы для нашей речи. Без них мы бесконечно будем употреблять слово «который». Например:

Поющий человек - человек, который поет.

Болеющий ребенок - ребенок, который болеет.

Сделанная работа - работа, которую сделали.

Имея при себе различные зависимые слова, причастие входит в состав причастного оборота, украшающего нашу речь.

Например: Ветер, дувший с моря, освежал мое лицо.

Полная форма

Одна из особенностей этой части речи - умение образовывать формы. Больше, кроме прилагательных, это неподвластно ни одной части речи.

Полная и краткая форма причастий различаются как грамматически, так и синтаксически. Как их не перепутать? Полной формой называют страдательные причастия, которые обычно отвечают на вопрос «какой». Страдательными они называются потому, что в своем значении предполагают действие, исполненное кем-то.

От образовать краткие невозможно.

Пример: Приобретенная - приобретена, решенная - решена.

Краткие и полные выполняют разные синтаксические функции. Все потому, что они имеют разные цели. Полная форма, отвечая на вопрос «какой», является определением. Это ее главное сходство с именем прилагательным.

Поэтому причастие, входящее в состав оборота, называют обычно обособленным определением.

Не стоит забывать о знаках препинания. Если куда входят только полные формы, стоит после определяемого слова, то в этом случае обязательно ставятся запятые с обеих сторон.

Лес, окутанный дымкой, очень красив.

Если же оборот идет после главного слова, то в этой ситуации запятые не ставят ни в коем случае: Сделанная вовремя работа была одобрена .

Краткая форма

Как нам удалось выяснить, краткие и полные причастия во многом схожи, но в предложениях играют разные роли.

Образуется эта форма путем отсечения окончаний от полной и присоединения других окончаний: проведенная - проведена (убрали -ая и часть суффикса, добавив -а).

Рассмотрим предложение: Поездка была оплачена. Краткая форма полного причастия «оплаченный» уже не является характеристикой признака по действию. Теперь она сама показывает процесс, являясь частью сказуемого. Таким образом, краткая форма выполняет роль главного члена предложения.

Главной особенностью является то, что краткие и полные причастия могут изменяться по родам. Написанная - написана, положенный - положен, потерянный - потеряно .

Отличить их не так сложно. Правильно заданный к причастию вопрос поможет с легкостью отличить краткую форму от полной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!