Устранение фонематической дислексии у младших школьников. Дислексия у младших школьников: виды, признаки и способы коррекции (обзор игр и упражнений для детей)

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области.

Занятие по логопедии (коррекция дислексии)

по теме:

«Звук [б] и буква Б»

2 класс

Разработала: Петкина Е.Г.

учитель-логопед

г. Гурьевск 2013

Тема: Звук [б], и буква Б.

Цель: Развитие навыка правильного осмысленного чтения.

Задачи:

1. Развитие речевого дыхания артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.

3. Закрепление графического образа буквы Б, упражнение в чтении слогов, слов, предложений с данной буквой.

4. Упражнение в звуко-буквенном анализе слов.

Оборудование: зеркала, картинка с изображением Буратино, картинка со стилизованными буквами Б, карточки с набором букв, картонная слоговая лесенка, карточка с буквой Б, звуковички, карточки-картинки, карточки-слова, карточки с предложениями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Дыхательная гимнастика.

Вдох – носом, выдох через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Окошко», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой», «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку».

4. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку: У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? … (БУРАТИНО)

Правильно Буратино, какой первый звук в слове Буратино?

Вот он, пришёл к нам в гости, принёс задания, чтобы мы их выполнили. Сегодня мы будем читать слоги, слова и предложения с буквой Б.

5. Характеристика звука [Б].

Расскажите Буратино как мы произносим звук [Б]:

Губы плотно сомкнуты;

Язык внизу рта;

Воздух резко выдыхаем изо рта;

Губы под напором воздуха размыкаются.

Какой звук гласный или согласный?

Докажите.

Звонкий или глухой?

Докажите.

Каким звуковичком обозначаем?

6. Связь звука и буквы.

Первое задание. Что нарисовано на картинке?

На какую букву похожи предметы?

7. Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

8. Упражнение на внимание (индивидуальные карточки) .

Второе задание. Найди букву Б, подчеркни её.

Б Б В Г Б Р С Т Б О Ф У Б Л Ч

К С Б Б У И Е Ш Б Н Г Б С С Ю

Э С Б С Г Х Ь Б И Ю Б О У И С

Н П Б С З Ж С В С Д Е С Б С У

Ч Б Е И Б С В О Б О Ы С Г В Б

9. Чтение слогов. «Слоговая лесенка».

Буратино предлагает вам побегать по лесенке. Прочитайте слоги с буквой Б, которые можно составить на лесенке.

На доске картонная лесенка, на каждой ступеньке, располагаются гласные, вызванный ученик берёт карточку с буквой Б, прикладывает слева от гласной, читает полученный слог.

10. Физ минутка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

11. Чтение слов. «Найди картинку». Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

На доске развешаны карточки-картинки.

У детей на карточки со словами: собака, кубики, бублик, букет, батон, юбка, банка, альбом, колобок, яблоко, колбаса, автобус, буквы.

Ученик читает слово, ищет соответствующую картинку на доске, убирает обе карточки на стол, определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец слова).

Составьте звуковую схему слова: БУКВЫ.

(Резерв слово ЮБКА)

12. Чтение предложений.

Прочитай, вместо точек, назови картинку.

1. У Любы большой … (бант).

2. У Бори болят … (зубы).

3. Люба ест … (банан).

4. У Бори большой … (барабан).

13. Гимнастика для глаз.

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

14. Чтение текста.

Хитрый Буратино приготовил ещё одно задание. Прочитайте рассказ.

Белка

На большом дубе было дупло. В нём жила белка с бельчатами. Белка заботилась о бельчатах. Она собирала грибы и орехи и носила бельчатам. Когда бельчата подросли, белка стала учить их собирать грибы и орехи.

Вопросы к тексту:

Как можно назвать этот рассказ? (Придумайте название к этому рассказу?)

Где жила белка с бельчатами?

Где было дупло? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

Как белка заботилась о бельчатах? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

Чему она их учила? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

15. Итог:

С каким звуком мы сегодня работали?

Какой это звук гласный или согласный?

Докажите.

Звонкий или глухой?

Докажите.

О ком прочитали рассказ?

16. Оценка:

Буратино остался доволен, что побывал у вас в гостях. Ему понравилось, как отвечали Кирилл, Илья, Анюта и Ксюша в следующий раз постараются, отвечать полными ответами.


Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.



Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.


Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков – к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» – «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» – «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» – «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» – «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» – «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.



Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это – результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.



При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».



Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез – информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.



Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.


“Колечко” эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.



Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих – написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.



Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое – например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово – например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

Родители первоклассников сталкиваются с множеством проблем в связи с началом учебной деятельности своего малыша. Это касается не только материальных и временных затрат на подготовку к школе, но и часто выявления довольно неприятных отклонений в развитии ребёнка, которые сказываются на его успеваемости. В числе таких нарушений значится и дислексия. Каковы особенности отклонения у младших школьников и поддаётся ли это коррекции с помощью упражнений?

Что такое дислексия

Этих талантливых людей объединяет не только известность, они - дислектики

Дислексия – это своего рода сбой в работе мозга, который характеризуется неспособностью ребёнка находить различия в графических образах некоторых букв, цифр и знаков. Впервые этот термин появился в 1887 году, когда офтальмолог Р. Берлин, наблюдавший двух маленьких пациентов, установил, что они по своим интеллектуальным способностям опережают сверстников, а вот к чтению и письму оказываются неспособны. С этого времени началось исследование причин данного расстройства. В настоящий момент говорить о точных предпосылках дислексии учёные не берутся, однако наиболее правомочной оказывается гипотеза о генетической предрасположенности к данному заболеванию. Причём недуг передаётся по мужской линии и, вероятнее всего, связан с отклонениями в строении Y -хромосомы.

Это интересно. По данным современной статистики, около 5-10% людей на земле – дислектики. Среди них много известных людей: например, учёный Альберт Энштейн, царь Пётр I, миллиардер Стив Джобс, мультипликатор Уолт Дисней, режиссёр Стивен Спилберг и актёр Том Круз.

Симптомы и виды

Ребёнок-дислектик внешне ничем не отличается от своих сверстников

Нарушение внимания, расстройство в восприятии звуков и слов, или, одним словом, дислексия может быть диагностировано лишь с началом учебной деятельности. До этого момента малыш только начинает узнавать буквы, звуки, поэтому абсолютно естественно, что у него возникают определённые трудности с этими понятиями. И лишь к 7-8 годам педагоги и родители могут заметить устойчивые признаки дислексии:

  • трудности с чтением;
  • восприятие букв, цифр в зеркальном отражении;
  • «прыгающие» по странице тетради буквы;
  • неспособность отличать схожие по написанию буквы («р» и «ь», «н» и «п»);
  • сложность с запоминанием прочитанного, вплоть до полного непонимания смысла предложения или текста;
  • перестановка букв местами в рамках одного слова («все» и «вес»);
  • ребёнок не договаривает окончания в словах;
  • плохая память – неспособность запомнить даже короткое стихотворение;
  • трудности с различением понятий «лево» и «право»;
  • нежелание рисовать и трудности с начертанием даже коротких ровных линий;
  • проблемы с мелкой моторикой, когда ребёнок не умеет завязывать шнурки, роняет ложку, вилку;
  • сопутствующие физиологические проблемы (например, часто малыш знает цифры и буквы, но при необходимости посчитать или прочитать его начинает тошнить, появляется головная боль).

Кстати, некоторые учёные считают, что один из первых признаков дислексии проявляется ещё в грудничковом возрасте. А именно: те дети, которые не ползали до того, как самостоятельно пошли, более предрасположены к расстройству речевой деятельности. Но это не стопроцентная предпосылка.

Различают несколько видов дислексии, в зависимости от проявления расстройства:

  • фонематическая (путаница со словами, различающимися одной буквой – пила-липа);
  • механическая (ребёнок бегло читает, но не может связать смысл одних слов с другими, соответственно, не способен пересказать прочитанное);
  • аграматическая (трудности с согласованием числа и рода: «большОЙ проблемА»)
  • оптическая (смешение букв с похожими элементами);
  • мнестическая (малыш не может определить букву, которой принадлежит тот или иной звук).

Диагностика нарушения

Определить вид дислексии можно только с помощью специальных тестов

Диагностировать расстройство речевой деятельности достоверно можно только с помощью генетического анализа. Для этого проводится тест, который предполагает исследование гена DCDC2 – именно он ответственен за проявление дислексии. Если же говорить о диагностике дислексии на симптоматическом уровне, то, безусловно, родителей должен насторожить факт того, что малыш отстаёт в речевом развитии. В этом случае необходимо обязательно проконсультироваться с логопедом, неврологом и психологом.

Упражнения для коррекции у младших школьников

Рисование с малышами - один из способов определить и скорректировать нарушение чтения и письма

Коррекция дислексии проводится с помощью специальных упражнений. А вот медикаментозное лечение имеет совершенно недоказанную эффективность, поэтому не назначается. Главное требование лечения дислексии – своевременное начало работы над исправлением нарушений в развитии видов речевой деятельности. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее даётся коррекция. Вот почему в подростковом возрасте исправить отклонения практически нереально.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);
  • Чтение слов наоборот;
  • Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);
  • Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);
  • Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);
  • Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);
  • «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;
  • «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;
  • «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;
  • «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.
  • «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);
  • «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;
  • «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);
  • «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);
  • «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).
  • «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.
  • «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза.

Профилактика заболевания







«Проблемы чтения и письма.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края

2012 год

Пояснительная записка

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите правила, больше читайте и списывайте», если есть в школе логопед отправляют к нему. А что делать, если нет такого специалиста в школе? Нанимать логопеда в индивидуальном порядке не у всех родителей есть такая возможность. Часто проблемы письменной речи пускаются на самотек, и все идет, как по замкнутому кругу: ученик пишет и читает с ошибками, учитель ставит ему отрицательные отметки, а родители ругают ребенка за это. Так у детей формируется негативное отношение к урокам русского языка и литературного чтения.

Проблемы с чтением и письмом

С началом обучения в школе некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности рано или поздно отправляют к детскому психиатру.

Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух физический: он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, писк комара, а также гул самолета, перестук колес поезда… Вторая разновидность музыкальный слух, благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид- речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать и писать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

А учить надо потому, что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова, например: слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка», «чашка-Сашка». Замена глухого звука звонким, твердого-мягким, шипящего-свистящим, придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом, необходимо еще обладать зрением на буквы, позволяющем запомнить и произвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.

Дисграфия.

Дисграфия- специфическое нарушение процессов письма. Принято выделять несколько видов дисграфии.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия. При ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется: в заменах, пропусков букв, аналогичных заменам и пропускам звуков в устной речи.

    Акустическая дисграфия- возникающая в результате нарушений при дифференциации (различении) фонем. Ребенок заменяет звуки близкие по звучанию. Чаще всего заменяются свистящие- шипящие, звонкие- глухие, аффрикаты и их компоненты. Иногда дети неправильно обозначают мягкость на письме, в результате нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

    Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в искажении структуры слов и предложений. Из-за нарушений фонематического анализа особенно страдает звукобуквенная структура слова. Могут наблюдаться следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки букв или их добавлений, пропуски, перестановки и добавления слогов. Нарушения на уровне предложений проявляются в слитном написании слов, особенно слов с предлогами; раздельном написании слов, например, отделение корня от приставки.

    Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложении и текста. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных. Кроме того, ребенок испытывает трудности в конструировании сложных предложений.

    Оптическая дисграфия. Она проявляется в результате недоразвития зрительного гнозиса, анализа, синтез и пространственных представлений. При письме буквы искажаются и изменяются. Чаще всего взаимозаменяются сходные по написанию буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но по разному располагаются на письме(« В » и « Д »); буквы, имеющие одинаковые элементы, но отличающиеся какими-то дополнительными элементами(«Л» и «М»). наблюдается зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, которые могут содержать одинаковые лишние элементы или неправильно расположенные элементы.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.

    Моторная дисграфия- нарушение движений: недописывание слов, появление лишних слов, двойных или даже тройных букв, пропуск, букв, слогов- связанно с нарушением контроля за своими движениями(неврологические нарушения- повышенный или сниженный тонус руки, повышенная утомляемость).

    Идеаторная дисграфия- связана с расстройствами психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

    Особый вид дисграфии это дизорфография- стойкая неспособность освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. При дизорфографии отмечается так же «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.» (А.Н. Корнев).

Основными трудностями является обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов. Дизорфография- это особая категория специфических нарушений письма которой выражается связь между словами в предложении.

Аграфия - нарушение психофизических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумений соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии как правило сохраняется.

Одним из необходимых условий предупреждения нарушения письма - раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

Дислексия

Дислексия- частичная специфическая нарушение процесса чтения. Дислексия возникает в результате несформированности высших психических функций и проявляется в ошибках стойкого характера. Причины, вызывающие дислексию, могут быть органического и функционального характера. Выделяют несколько видов дислексии.

    Фонематическая дислексия связанна с недоразвитием фонематической системы языка. Выделяют следующие функции фонематической системы: а) смыслоразличительная функция, когда изменение одной фонемы или одного признака может привести к изменению смысла; б) слухопроизносительная дифференциация фонемы - одна фонема отличается от другой артикуляционно и акустически; в) фонематический анализ или разложение слова на фонемы. Фонематическая дислексия подразделяется на две формы: первая связанна с недоразвитием фонематического восприятия, проявляющимися в трудностях усвоения букв и замене букв, которые сходны по артикуляции и акустически; вторая форма нарушений чтения связана с нарушением фонематического анализа, при этом наблюдаются нарушения звуко- слоговой структуры и побуквенное чтение. Ребенок может пропускать буквы при стечении согласных, вставлять лишние гласные между согласными, переставлять буквы и слоги в словах.

    Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного при сохранном прочтении текста. Эти трудности возникают у ребенка в результате нарушения звуко- слогового синтеза и нечетких представлении ситнаксичексих связей в предложении. В процессе чтения ребенок разделяет слова на слоги и в результате не понимает смысла прочитанного, он не способен соединить в единое целое последовательно произнесенные слоги. Он читает их механически без понимания смысла. Ребенок с таким нарушением не может слитно произнести слово, которое произносится отдельно по звукам с короткими паузами между ними; воспроизвести слово, разделенное голосом на слоги. В процессе чтения слова воспринимаются вне связи с остальными членами предложения.

    Аграмматическая дислексия возникает в результате недоразвития грамматического строя речи, синтаксических, морфологических обращений. При этом виде дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний и числа существительных, существительные неправильно согласуются в роде числе и падеже с прилагательными; неверно употребляются родовые окончания местоимений; изменяются формы глаголов.

    Мнестическая дислексия проявляется в том, что ребенку трудно усвоить буквы и трудно различать их. Она обусловлена нарушенным процессом установления связи между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Характерные ошибки для мнестической дислексии: пропуски звуков, их замены, нарушение последовательности звуков.

    Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения букв, которые графически похожи. Этот вид дислексии аналогичен оптической дисграфии по своим проявлениям, но здесь буквы не прописные, а печатные. Причины оптической дислексии: недоразвитие оптико-пространственного восприятия, нарушение зрительного гнозиса, анализ и синтез, нет дифференцированности представлений о сходных формах.

    Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат трудности в тактильной дифференциации букв азбуки Брайля.

    Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Виды нарушений при дисграфии и дислексии во многом сходны, поэтому методики коррекционной работы имеют много общего и рассматриваются вместе.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.

Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

сгс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Ссг- гсс

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт


Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ СЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №3. Подбери к слову схему.

ПИОН V V

РОЗА V V

АСТРА - V

ГВОЗДИКА

НАРЦИСС - V V

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОР А ГОР Е

ГОР КА ГОР ЬКО

ГОР НЫЙ ГОР ЮШКО

ГОР УШКА ГОР ЕВАТЬ

ГОР ИСТЫЙ ГОР ЕМЫЧНЫЙ

ПРИ ГОР ОК ПРИ ГОР ЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Собери морские звезды

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

ДЕЛЬ

Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.

Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

«Доберись до острова сокровищ»

.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.

Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ ЧКА

СВИ ЩУ ПАТЬ

ПРОТА ПАЛЬЦА

ШУ ДИЩЕ

ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ

ОТВЕ ТКИЙ

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

ОГУ

НЯ

РЕЦ

БА

ША

НАН

ГРУ

ВА

МОН

СЛИ

ЛИ

НЯ

ВА

ТЫК

ВИШ

ПА

РЕ

Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.

Прочитай слово, соединив слоги по порядку.

1 ПА

2 ТА

3 ЛО

Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.

БАК, ЛА, РЫ

КА,ЛО, РО, СО

РЮ, ЧИ, КЛЮ

ЛО,КО,РО, МО

Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.

Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

ГАЗ

КУБ

КОК

ПОТ

СОВА

Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например : мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:

ЛПОАРКНЕГ ДИВАН ШДЕЛВКЕН КРОВАТЬ ЦИКЛОД

РОАТС КАСТРЮЛЯ ЭВХАЖКЕДЖИМО ЗЕРКАЛО БТИ

ТУМБОЧКА ПИСЕТИКРЮБЛЕ ВИЛКА ТЕРСИМЫВА

В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

Т

Р

А

М

В

А

Й

Ш

Ю

О

Р

М

Ж

Р

А

М

А

Ш

И

Н

А

М

В

Ц

З

В

О

Б

М

О

Ш

И

Н

В

Ш

Л

Т

И

Е

Л

Ф

У

А

Р

О

Л

Т

Х

Ъ

Э

Д

Р

Л

Я

Й

Ё

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Т

Е

С

К

Г

П

А

М

Б

Х

О

Д

Щ

О

Й

У

А

Е

Р

О

Ж

У

Г

О

Л

Ш

Л

Б

О

Т

П

Ч

Я

Э

С

Д

Ж

Ф

Й

Ё

У

Г

Е

И

Х

В

С

А

М

О

Л

Ё

Т

С

Е

Р

В

К

А

П

Т

Р

О

Г

Л

У

Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.

ЛЕС

СЕЛ

СЛЕ

ЛЕС

ЕСЛ

СЛЕ

ЛЕС

СЛЕ

ТИР

РИТ

ТРИ

ТИВ

БИТ

ТИР

ТРИ

ТИР

ЗАЛ

ЗАЛ

АЗЛ

ЗАЛ

ПАЗ

ЗАП

ЗАЛ

АЛЗ

СУК

СКУ

СУК

КУС

УКС

СУК

БУК

КОУ

ПРИ

ИРП

РИП

РПИ

ВРИ

ПРИ

ПРИ

ЛРИ

Упражнение № 6

Разгадай ребусы

Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.

Упражнение № 7.

Работа с текстом

Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.

ЛЕНА

КАТАЕТСЯ

НА

НА

НА

Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Эта игра известна всем с детского сада, но я ее переделала для своих первоклашек. Вырезала буквы из линолеума, можно из другого материала, для каждой буквы сшила мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложила в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:

    Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

    Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.

Опыт показывает, если данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.

С А Д

Л Е С

Сергакова Ирина Витальевна, школа - интернат № 23 ОАО " РЖД" г. Слюдянка, учитель - логопед.
Данный урок разработан с целью коррекции речевых проблем фонетико - фонематического недоразвития для обучающихся 2 класса. Основополагающей направленностью урока является автоматизация умений звуко - буквенного анализа и синтеза, дифференциации и обобщения фонетических единиц и языковых единиц. Разработка является актуальной для учителей - логопедов школ, а так же для специалистов, реализующих инклюзивные подходы в обучении.

План – конспект логопедического урока.

Тема: дифференциация С-З в слогах, словах.

Лексическая тема: Характер, эмоции и настроение человека.

Цели
1. Совершенствовать умения звуко - буквенного анализа и синтеза слогов и слов различной звукослоговой структуры.
2. Тренировать умение производить дифференциацию и обобщение фонетических единиц и языковых единиц.
3. Развивать слуховое восприятие, слуховую память и внимание; мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Задачи
1. учить производить фонетический анализ парных свистящих звуков.
2. Отрабатывать утрированное чтение слогов: открытых, закрытых и со стечением; односложных, двусложных, трёхсложных слов.
3. Совершенствовать практическую дифференциацию частей речи: существительного, прилагательного, глагола.
4. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова
5. Формировать навыки словообразовательной работы.
6. Закреплять умения подбирать слова с противоположным значением.
7. Способствовать становлению орфографической зоркости.
8. Активизировать словарь слов по теме « Чувства человека».
9. Совершенствовать умение устанавливать смысл слова.
10. Закреплять приёмы формирования межполушарного взаимодействия.
11. Способствовать воспитанию позитивных душевных качеств личности.
Оборудование: учебные принадлежности, трафаретные образы двух героинь, зеркало, сотовый телефон, набор предметных картинок (для упр.
№ 2), макеты лесных полян, схемы символов для фонетической характеристики, набор букв магнитной азбуки, карточки со слогами (для упр. № 4), конверты со слогами, набор цифр (для упр. № 8), карточки для индивидуальной работы « Эмоции» (Методическое пособие Рылеевой Е.В. « Путешествие в мир эмоций». Демонстрационные материалы для фронтальной и индивидуальной работы. Педагогические технологии « Открой себя». Москва Линка – Пресс. 2000г.)
Предварительная работа: проверка готовности домашнего задания – обводка по трафарету и раскрашивание изображений двух персонажей занятия (баба Яга злая и баба Яга добрая).
Изображения прикрепляются на две разные половинки доски.
ход.
I. Организационный момент.
Упр. по развитию фонематического синтеза « Будь внимателен!»
Для проведения занятия приготовь учебные принадлежности, которые я назову по звукам, раздробленно.
Р,у,ч,к,а
Т,е,т,р,а,д, ь
К,а,р,а,н,д,а,ш
Т,р,а,ф,а,р,е,т,ы.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем учиться различать звуки З и С в слогах, словах.
Наша задача – внимательно следить за работой звуков З и С, чтоб порадовать добрую и красивую бабу Ягу, а другую Бабу Ягу превратить в нашу добрую помощницу.
Стихотворение « Мысли о Яге»
Все считают, что Яга
Хитрая и злая,
А мне кажется, она
Вовсе не такая.
Если ей причёску сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее и букет преподнести,
Да ещё сказать: « Бабуля,
Любим мы тебя как мать»,
Так изменится Ягуля,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!
2. «Упражнение « Узнай имя»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез; с опорой на наглядность
составить имена каждой бабы Яги, выделяя первый звук из названия каждой картинки.
Картинный материал:
Замок, обруч, якорь.
Стол, облако, нитки, ель, чашка, канистра, арка.
(Имена Зоя и Сонечка прикрепляются рядом с изображениями).
Какое из имён звучит ласково?
Какая часть слова придаёт ему уменьшительно – ласкательный оттенок? Какое правило при написании имён мы помним?
Какая орфограмма встречается в одном из имён.
3. Уточнение артикуляционной характеристики звука З и С.
Цель: учить составлять фонетическую характеристику.
Ход.
Выделить первый звук в именах Зоя, Сонечка.
Дать характеристику каждого звука с опорой на знакомую схему символов.
Артикуляционный уклад (нарисован рот).
(При произношении звука З губы в положении « улыбочка», язык « желобочком», воздушная струя – тонкая, холодная, непрерывная).
Фонетическая характеристика:
Наличие голоса и шума (нарисованы буквы Г и Ш в воздушном потоке).
(при произношении З слышен голос и шум, звук согласный).
Работа « голосового моторчика» (нарисован колокольчик)
Используем приём тактильного контроля («мотор голоса» работает, звук звонкий).
Характеристика по мягкости – твёрдости (нарисованы обозначения твёрдости и мягкости: камень и вата).
В слове Зоя звук З твёрдый, т.к. после него стоит гласная О, которая не придаёт мягкость.
Аналогично характеризуется звук С.
4. Слоговая работа. Упр. « Тропинка».
Цель: закреплять звуковой синтез на уровне слогов, учить чётко и утрированно проговаривать слоги с изучаемыми звуками.
Ход.
Помоги пройти нашим героиням к месту их путешествия – к полянкам, прочитывая каждый слог.
Тропинка № 1: за, зу, зо, зы, зэ.
Чем похожи эти слоги? Правильно, это открытые слоги со звуком З.
Тропинка № 2: сэ, су,со, са, сы (работа проводится аналогично).
Тропинка № 3: аз, оз, эз, ыз, уз (работа проводится аналогично).
Тропинка № 4: Стра, вспо, стры, вспэ, стрэ, вспу, стру, вспа, стро
(слоги со стечением согласных)
Тропинка № 5: дроз, врыз, дрэз, гроз, драз, брэз, хруз, праз, мрэз
(слоги со стечением согл.)
5. Упр. « Приветствие».
Цель: формировать звуковой анализ, синтез. Учить утрированно проговаривать слова со стечением согласных. Закрепить словарное слово.
Ход.
Предлагается угадать и произнести любимое слово героинь.
Логопед проговаривает последовательность звуков в расширенной формулировке.
« На первом месте слова - звук З, на втором –звук Д, на третьем – звук Р, на четвёртом месте – звук А, на пятом месте – звук В, на шестом – звук С, на седьмом – звук Т, на восьмом – звук В, на девятом – звук У, на десятом – звук Й. Какое слово получилось? Правильно, слово здравствуй».
Какими словами мы еще можем приветствовать друг друга? Правильно, привет, добрый день, рад встречи.
Ученик на доске составляет слово « здравствуй» из букв магнитной азбуки.
6. Дифференциация З-С в словах. Упр. « Эмоции»
Цель: учить определять место звука в слове; закрепить узнавание слов, обозначающих предметы, обогащать предметный словарь.
Ход.
Наши Бабушки путешествуют по миру и испытывают от путешествия разные эмоции. Вот попали на такую лесную поляну, где появляются только
слова, обозначающие эмоции и только части речи – существительного (уточнение вопроса для слов, которые обозначают предмет?)
Алгоритм:
восприятие слова на слух
отражённое произношение
объяснение смысла слова.
подбор картинки с изображением ребёнка с такой эмоцией.
мимическая работа (перед зеркалом изобразить мимикой такую эмоцию)
выделение места звука З-С в словах: начало, середина, конец слова
подбор слова к звуковым схемам.
определение части речи по вопросу.
Набор слов: радость, беспокойство, восторг, сожаление, испуг, страх, застенчивость, озлобленность, задумчивость.
7. Упр « Спрятанные слова»
Цель: формировать звуко - буквенный анализ и синтез, развивать узнавание языковой единицы – слова, обозначающего предмет, учить обобщать.
Ход.
В телефоне пришло сообщение о том, кто рад встрече с нашими героинями.
Набор.
1. Сверчоксветлячокстрекозакузнечик.
2. Сороказябликснегирьзарянкасвиристельсовазимородок.
Алгоритм:
узнавание слова, прочитывание (с телефона)
определение места звука и буквы С-З
подбор обобщающего понятия
8. Дифференциация З – С в словах. Упр. « Настроение»
Цель: учить определять место звука в слоге, проводить звуко-буквенный и слоговой анализ, закрепить узнавание слов, обозначающих признаки, обогащать словарь признаков.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Настроение у бабушек разное, переменчивое. Сейчас узнаем какое. Вот они попали на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие настроение и обозначающие признаки предметов (уточнение вопроса для слов, которые обозначают признак предмета).
Предлагаются пронумерованные конверты, в каждом конверте слоги одного слова.
Алгоритм: прочитывание слогов, составление слова из слогов, утрированное произношение данного слова
семантическая работа, уточнение позиции звука З-С в слоге, графическая работа (указание номера слога и номера позиции звука в слоге(например, номер слога- 2, место в слоге -1, т.е. 2-1),определение части речи по вопросу.
Набор слов: весёлое, восторженное, героическое, боязливое, таинственное, возмущенное, солнечное, торжественное, загадочное, капризное, замечательное.
Итог. Распределить составленные слова – настроения: со звуком З – героине Зое, со звуком С – героине Сонечке.
9. Динамическая пауза.
Выполнение упражнений для формирования межполушарного взаимодействия из комплекса И. Друбачевской « И.О.Д»:« Колечки», « Лезгинка», « Ухо – нос».
10. Работа в тетради. Упр. « Угадай слово»
Цель: закреплять навыки позиционного анализа.
Ход.
Отрабатывается алгоритм:
логопед произносит слово, используя приём позиционного анализа
(например, первый звук этого слова З, после него стоит звук А, далее следует звук Д и так далее)
ребёнок устанавливает последовательность звуков
устно составляется слово и проговаривается
устанавливается смысл слова
указывается номер места звука в слове
составление слова из букв магнитной азбуки
Запись слова в тетрадь с комментированием
Подчеркивание буквы С – синим карандашом, буквы З – зелёным.
Набор слов: завистливое, задиристое, сказочное, заносчивое, серьёзное, застенчивое.
Проверка написания слов.
Уточнение, на какой вопрос отвечают записанные слова и что обозначают.
11. Устная работа. Упр. « Назови противоположности».
Цель: учить подбирать слова – антонимы.
Набор:
смелая – трусливая
сильная – слабая
серьёзная – легкомысленная
пасмурная – солнечная
сладкая – горькая
сухая – мокрая
Семантическая работа. Уточнение, какие слова нельзя отнести к словам настроения?
12.Упр. « Корзина добрых дел»
Цель: совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа, развитие навыков словообразования приставочным способом.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Бабушка Яга Зоя мечтает поскорей превратиться в добрую помощницу и поэтому спешит делать важные хозяйственные дела. Вот Зоя попала на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие действия предметов
(уточнение вопроса для слов, которые обозначают действие предмета).
Сейчас мы ей поможем.
Логопед указывает на два вопроса на доске: « Что делать? «, « Что сделать?» Логопед называет слово – действие на вопрос « Что делать?». Ученик добавляет к данному слову частицу за (приставку), чтоб получилось слово, отвечающее на вопрос « Что сделать?».
Набор слов:
вязать – завязать, стелить – застелить, звонить – зазвонить, солить – засолить, нести – занести, возить – завозить, носить – заносить, сорить – засорить, сунуть – засунуть, сыпать – засыпать, ползти – заползти, просить – запросить.
Уточнять значение слов. Выяснить, какие из названных дел добрые, а какие – нет.
Уточнить позицию звуков З-С в словах – действиях.
Приём графической работы: к соответствующей букве (З или С) подобрать цифру – номеру данного звука в слове.
Итог: Работа в тетради: запись полученного слова с использованием приёма утрированного проговаривания.
« Письмо Зои» - прочтение письма, прикреплённого к поляне.
Я слабым помогать готова,
Попавшим в друг в беду,
Всегда приветлива, здорова
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рада.
Я дружбой верной дорожу,
И дети - мне отрада!
Итак, наша Зоя стала какой? Как ласково можно назвать её имя?
13. Упр. « Телеграмма»
Цель: формировать практические умения проверять звонкий З и глухой С, изменяя слово.
Ход.
Работа с карточкой. На бланке телеграммы ученик читает слов с пропущенной на конце З или С.
Перед вставкой буквы требуется подобрать и записать проверочное по образцу (был один предмет, а теперь много).
Набор: приз, овёс, колос, срез, квас, колхоз, груз, вальс.
14. Домашнее задание. Упр. « Сундучок настроений»
Познакомиться со словами, которые надо положить в сундучок настроений. Отчитать слова несколько раз, добиваясь слитного прочтения
Дома нарисуй такой сундучок, укрась его. Вырежи эти слова, распределив на две полки. На верхнюю – широкую и яркую полку приклей слова с хорошими качествами характера, а на нижнюю – с менее хорошими качествами.
Набор слов:
беспокойное настроение, грустное настроение, воспевающее настроение, радостное настроение, светлое настроение, сердитое настроение, скрытное настроение, сонное настроение, хвастливое настроение, спокойное настроение, тоскливое настроение, самоуверенное настроение.
III. Итог.
Организация рефлексии.
Какую тему мы сегодня закрепляли?
Какой вид работы тебе понравился?
Что было трудным?
Что оказалось лёгким?
Какое настроение у тебя сейчас?
Как ты думаешь, какое настроение у наших героинь - бабушек?
Награждение медалью « Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка только рот разевает» (уточнить смысл выражения).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!