В чем проявляется новаторство. Новаторские идеи: что это такое? Значение и примеры понятия

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО (от лат. novator - строящий заново, обновитель, изобретатель), проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде (см. Творчество).

Социализм открывает возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массового Н. "Сознание трудящимися того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество,- говорится в Программе КПСС,- порождает трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование" (1973, с. 15).

Трудовое Н. имеет огромное социально-экономич. значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда, ускорения научно-технич. прогресса.

Н. служит одним из источников социалистического соревнования и в особенности его высшей формы - движения за коммунистическое отношение к труду (см. Коллективы и ударники коммунистического труда), стимулирует рост культурно-технич. уровня трудящихся, повышение квалификации.

Важную роль играет Н. в укреплении связей науки и произ-ва. Оно предполагает активное использование теоретич. и практич. знаний, выработанных как в данной, так и в смежных областях деятельности. Н. даёт материал для выработки новых теоретич. знаний, способствует развитию науки, техники и произ-ва.

История зарождения и развития новаторского движения в пром-сти СССР неразрывно связана с возникновением ударничества. В годы первых пятилеток возникли рационализаторские бригады, бригады технич. независимости, ставившие своей целью освоение новых производств, позволяющих сократить импорт пром. изделий, ускорить технич. перевооружение предприятий (см. Изобретательство, Рационализация производства). Важный этап развития Н. связан с именем А. Стаханова. Стахановское движение (1935) означало организацию труда по-новому, рационализацию технологич. процессов, правильное разделение труда в произ-ве, освобождение квалифицированных рабочих от подготовит, работы, лучшую организацию рабочего места. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и в первые послевоен. годы большое значение имело движение новаторов-скоростников.

Социалистич. Н. в совр. период развёртывается в условиях научно-технической революции, оказывающей огромное преобразующее влияние и на работника, развивая в нём черты творца. Для новаторских починов 60-70-х гг. всё более характерным становится коллективизм, когда Н. получает своё выражение в патриотических начинаниях коллективов предприятий и целых отраслей народного хозяйства, а также городов, областей и республик. Широкое распространение получил почин саратовских машиностроителей по выпуску бездефектной продукции (1963), инициатива тружеников Свердловска и Рыбинска по внедрению НОТ (1967), работников Западно-Сибирского металлургич. завода (1968) по досрочному освоению проектных мощностей и мн. др. Массовое технич. Н., изобретательство и рационализация являются мощными рычагами дальнейшего повышения эффективности общественного произ-ва в пром-сти, с. х-ве, строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания.

Творческая инициатива трудящихся рождает всё новые формы организации и развития новаторства: распространение на предприятиях получили советы новаторов, общественные конструкторские и технологич. бюро, творческие комплексные бригады и т. д. Большую работу по развитию новаторского движения ведёт Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, в рядах к-рого насчитывается св. 6,5 млн. членов (1973). Многие новаторы-рабочие наряду с учёными и инженерно-технич. работниками активно участвуют в деятельности научно-технич. об-в. Развитие Н., массового технич. творчества трудящихся - важная задача хоз. органов, профсоюзных и комсомольских орг-ций. Решающее значение в развитии Н. имеет организаторская и идеологич. работа КПСС. Партия постоянно побуждает массы к активной творческой деятельности, ведёт борьбу за создание в коллективе обстановки творчества, нетерпимости к консерватизму и застою. В этом один из гл. источников силы социалистич. Н. Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Новаторы. Сб., М., 1972; Социалистическое соревнование в Промышленности СССР, М., 1973. Б. К. Злобин.

1) просветительская направленность

2) подражание античности

3) интерес к фольклору

Вопросы к зачету (те, кто не был на лекциях):

1) Общая характеристика духовной и общественной жизни Западной Европы в XVII веке.

1) Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII века (Гонгора, Кеведо).

2) Проблема рока и свободы в религиозно-символической драме Кальдерона «Жизнь есть сон».

3) Новаторство в осмыслении проблемы чести в драме Кальдерона «Саламейский алькальд».

4) Классицизм как эстетический метод: мировоззренческие основы, эстетические принципы и особенности поэтики.

5) Понимание искусства, назначения художника и система классицистических жанров в «Поэтическом искусстве» Н. Буало.

6) Особенности конфликта, сценического действия и системы образов трагедии Корнеля «Сид».

7) Проблема нравственного выбора в трагедии Корнеля «Гораций».

8) Эстетическое своеобразие «второй» манеры Корнеля («Родогуна»).

9) Особенности конфликта, сценического действия и системы образов трагедии Расина «Андромаха».

10) Нравственная норма и страсть в трагедиях Расина (анализ одной из трагедий по выбору студента).

11) Принципы изображения внутреннего мира человека в классицистической трагедии Расина. Особенности сценической речи в трагедиях Расина.

12) Мольер как основоположник жанра «высокой комедии». Эстетическое своеобразие композиции и системы образов комедии «Тартюф».

13) Основные принципы построения сценического образа и формы комического в комедии Мольера «Скупой».

14) Комедийно-фарсовое и дидактическое начало в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Своеобразие сценического действия, композиции и диалога в комедии.

15) Эстетическое своеобразие театра К. Гольдони.

16) Фарс и гротеск в комедиях К. Гоцци.

17) Общая характеристика немецкой литературы XVII века.

18) Пуританский период в истории английской литературы.

19) Бог, человек и Сатана в поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай».

20) Ключевые особенности поэтики поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай»: проблема жанра, принципы изображения мира и человека, своеобразие стиля.

21) Человек эпохи Просвещения (основные философские идеи).

22) Образ человека Нового времени в романе Дефо «Робинзон Крузо».

23) Развенчание уродливости социума и человеческой природы в романе Свифта «Путешествия Лемиюэля Гулливера».

24) Проблематика и эстетическое своеобразие «Сказки о бочке» Свифта.

25) Оптимистический взгляд на человеческую природу в романе Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».

26) Добродетель и порок в «Истории кавалера де Грие и Манон Леско» Прево.

27) Просвещение во Франции. Деятельность энциклопедистов.


28) Жанр басни в творчестве Лафонтена.

29) Своеобразие сюжета и системы образов комической поэмы Вольтера «Орлеанская девственница».

30) Жанр просветительской трагедии в творчестве Вольтера.

31) Эстетическое своеобразие философской повести Вольтера.

32) Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко.

33) Философские и эстетические взгляды Д. Дидро.

34) Обличительный пафос художественной прозы Д. Дидро («Монахиня»).

35) Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства.

36) Проблема любви и этического идеала в романе Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

37) Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше.

38) Сентиментализм в европейской литературе. Отражение человеческих впечатлений и эмоций в «Сентиментальном путешествии Йорика по Франции и Италии» Стерна.

39) Готический роман в истории западноевропейской культуры.

40) Природа и человек в лирике Бернса.

41) Лессинг как теоретик искусства, критик, художник.

42) Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера.

43) Образ бунтаря-одиночки в драме Шиллера «Разбойники». Библейские реминисценции в драме.

44) «Коварство и любовь» Шиллера как мещанская трагедия.

45) «Буря и натиск» в истории немецкой культуры.

46) «Веймарский классицизм»: эстетические характеристики, переосмысление наследия античности.

47) Основные вехи жизни и творчества Гете.

48) Жанровое многообразие и ключевые мотивы лирики Гете.

49) Трагедия надломленного сознания в «Страданиях молодого Вертера» Гете.

50) Проблема жанра и своеобразие композиции трагедии Гете «Фауст».

51) Проблема поиска смысла жизни в трагедии Гете «Фауст».

Cодержание статьи:

Развитие человечества происходит благодаря новаторским идеям, переворачивающим представление о возможностях общества. В каждом поколении есть выдающиеся ученые, политики, инженеры, музыканты, бизнесмены, которые перекраивают привычный мир. Давайте разберемся, какие идеи считаются новаторскими, и как они влияют на нашу жизнь.

Новаторство как термин

В латинском языке novator – это тот, кто меняет знакомое, перестраивает, изобретает. Новаторская идея – практический замысел, реализованный проект, который преобразил сферу деятельности, дал направление развитию отрасли.

Например, когда Томас Эдисон придумал лампочку, обычные люди стали массово пользоваться его изобретением и другими электрическими новшествами.

Термин «новаторство» попал в русский язык в ХХ веке. Его использовали в контексте рабочего движения за ударный труд. Для советских руководителей рвение трудящихся и предложение ими новаторских идей были большой ценностью. Экономика страны требовала быстрого внедрения проектов по усовершенствованию промышленной отрасли. На волне общего энтузиазма возникло Стахановское движение, которое стало квинтэссенцией идеи эффективности пролетариата.

В английском языке для описания новшеств используют два выражения: «novel ideas » и «innovation ». Первая фраза дословно переводится, как «новаторские идеи», и относится ко всем нововведениям. Инновация же имеет более узкий смысл: она относится к коммерчески успешным технологиям и изобретениям.

Новаторские идеи: примеры

Для иллюстрации значений и сфер использования понятия рассмотрим новаторские идеи в трех основных областях: науке, искусстве и политике.

Великие ученые и их изобретения:

  • Немецкие инженеры придумали основной механизм для работы автомобиля: Готлиб Даймлер – бензиновый двигатель внутреннего сгорания, а Рудольф Дизель – поршневой или дизельный;
  • Французский братья Люмьер создали «синематограф» — прототип видеокамеры;
  • Англичанин Александр Паркс получил материал и наладил промышленное изготовление пластмассы.

Деятели искусства, чьи идеи стали основой новых течений:

  • Театральный режиссер К.С. Станиславский сформулировал принципы и разработал методику обучения ремеслу актерской игры, которой пользуются до сих пор;
  • Танцовщица и жена Сергея Есенина Айседора Дункан была первой, кто рискнул двигаться на сцене не по правилам, а импровизируя. Так родился свободный танец;
  • Фанаты тяжелой музыки уважают Элиса Купера за создание рока.

Правители стран и политически деятели также вносят большой вклад в развитие общества:

  • Источником демократии историки называют «Великую Хартию Вольностей». Архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон составил документ в 1215 году, согласно которому в Англии появился двухпалатный парламент. Таким образом, впервые была ограничена абсолютная власть монархов;
  • Российский император Петр I написал и утвердил «Табель о рангах» в 1722 году, эта книга давала возможность людям получать чины благодаря своим способностям, а не происхождению;
  • Индийский общественный деятель Махатма Ганди в начале ХХ века придумал и реализовал идею мирного протеста. Он боролся за независимость народа Индии через демонстрации и без насилия.

Мы видим, что новаторские идеи работают во многих сферах и влияют на жизнь будущих поколений.

Инновации в бизнесе

В Сети, книгах и публикациях по бизнесу часто встречается термин «инновация». Несмотря на созвучие с новаторством, он отличается по смыслу. Инновационные проекты имеют экономическую базу, должны приносить прибыль и быть коммерчески оправданы.

Новаторство в бизнесе – всегда риск . Перед тем, как вложить деньги в стартап, предприниматель проверяет идею на соответствие таким характеристикам:

  • Новизну;
  • Пользу для общественного прогресса;
  • Влияние на развитие отрасли;
  • Соответствие актуальному тренду;
  • Спрос у потребителя.

Если проект соответствует описанным критериям, происходит коммерциализация новой идеи, изобретение внедряется в жизнь и приносит прибыль создателям и инвесторам.

Как создать креативную идею?

В изобретении новых вещей и разработке задумок всегда есть место творчеству. Поэтому чтобы придумать что-то по-настоящему новаторское, потребуется творческое мышление. В. Лопатин придумал систему создания новаторской идеи – КРЕАТИВ, которая состоит из семи этапов:

  1. К онцепция . Энтузиаст занимается исследованием имеющихся материалов, проработкой чужих ошибок, сужением сферы интересов;
  2. Р азвитие . Генерация идей;
  3. Е динение . Набрав множество вариантов решений поставленной задачи, изобретатель приступает к комбинации принципиально не сочетающихся между собой моментов. Часто из такого синтеза рождаются гениальные задумки;
  4. А нализ . Перебор полученных идей, отсев бесперспективных;
  5. Т рудности ;
  6. И тоги ;
  7. В оплощение .

Пройдя через все этапы, получается творческий проект. Если он изменит жизнь людей, то может считаться новаторством. Иначе – получается «изобретение велосипеда».

Результаты работы новаторских идей в ХХI веке

Современные новшества связаны в первую очередь с появлением новых технологий и использованием их в различных сферах жизни. Топ 10 изобретений и новаторских идей за последние полвека, которые глобально повлияли на жизнь человечества:

  1. Социальные сети и мессенджеры;
  2. Электромобили;
  3. Смартфоны;
  4. Технология захвата движения;
  5. Краудфандинговые платформы;
  6. Youtube и музыкальные исполнители;
  7. Киновселенные;
  8. Ролевая система Dungeons and Dragons;
  9. Раздельный сбор мусора;
  10. Блокчейн.

Во все времена есть и будут люди, призвание которых лежит в придумывании нового, расширении рамок сознания общества. Новаторские идеи – это то, что двигает прогресс вперед, а за ним и все человечество.

Видео: изобретения новых типов колес

Колесо было изобретено более чем 5 тысяч лет назад, но в этом ролике будут показаны новые воплощения старой идеи:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Новаторство в любой области - это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство - это особый дар, способность изобретать и прогрессивно мыслить, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство - это всегда столкновение с критикой, с непониманием, даже с осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, литераторов-новаторов не развивалась бы культура.

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. Со времен античности было принято, чтобы фигуры на религиозных полотнах и фресках парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их ногами на землю. Также он поменял пространственную концепцию и взаимоотношения между картиной и художником и между картиной и смотрящим на нее. Естественно, новаторство это не сразу встретило теплый отклик, хотя Джотто ди Бондоне и в свое время признавали великим мастером.

Новаторы, пострадавшие от критики

Новатора-живописца Микеланджело Буонаротти за его нововведения чуть не обвинили в ереси. Ведь он изображал тела святых не просто голыми, но с ничем не прикрытыми гениталиями. Спустя три десятилетия святых «одели» другие художники по приказу властей. И лишь в 1994 году изображениям вернули первозданный вид. Прошли столетия с тех пор.

От критики своих нововведений в искусстве страдали скульптор Жан-Батист Пигаль художник Теодор Жерико (эпоха Романтизма) и многие другие.

Новаторство в литературе в России

С латыни novator так и переводится - «обновитель». Новаторство - это обогащение его обновление, новые открытия и достижения в литературе.

В русской литературе самым богатым новаторскими решениями был девятнадцатый век, его 50-60-е годы. Тогда расцветала публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей моды на мировом уровне. Она живо обсуждалась за рубежом. XIX век - это век формирования литературного языка в России, и во многом этому поспособствовал Пушкин Александр Сергеевич. (так называют в литературе XIX век) начали переосмыслять свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты старались воздействовать на умы людей в гражданских целях, в целях улучшения родной страны.

Проза тоже не стояла на месте. Гоголь и Пушкин были основоположниками новых художественных типов. Это и «маленький человек» Гоголя, и «лишний человек» Пушкина, и другие.

Девятнадцатый век завершался предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена - Лескова, Горького, Островского и Чехова.

Новаторство Чехова Антона Павловича как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

Например, пьеса «Вишневый сад» была абсолютно новой для театра. Это была не драма, а В пьесе отсутствовали выстрелы, внешняя интрига и эффектная концовка. Весь замысел держался на общем настроении, создававшемся за счет совокупности всех сцен. Чехов не дал пьесе никаких осложняющих элементов, не создал главного героя - человека, вокруг которого бы раскручивался конфликт. Чехов дает зрителям и читателям понять психологию действующих лиц. Лиризм, простота, паузы для усиления эффекта и описания пейзажа - все способствует усилению эмоционального восприятия.

Станиславский говорил, что Чехов на сцене владеет внутренней и внешней правдой. Чехов вводит в свои пьесы недомолвки, недосказанности, а также простые диалоги - как в жизни.

Это было новшеством для русской сцены и литературы.

Время есть величайший из новаторов.

Фрэнсис Бэкон

Новый русский экзаменует нового бухгалтера:
- Вы умеете вести двойную бухгалтерию?
- А зачем? Ведь это устаревший метод, - отвечает новичок.
- На последнем месте работы я внедрил новаторскую форму учета - тройную бухгалтерию.

Ведутся три книги: - Одна для хозяина, в которую записываются фактические доходы;
- Вторая - для держателей акций, не показывающая никаких доходов;
- И третья - с одними убытками, для налоговой инспекции.

Новаторство как качество личности – способность вносить новые, прогрессивные идеи, приёмы, новые методы удовлетворения общественных потребностей в какой-нибудь области жизнедеятельности.

Новаторы – нововводители, профессионалы в области нововведений. Будучи инициативны, энергичны и любознательны, новаторы всегда открыты для нового опыта. Здоровое любопытство, энтузиазм, оригинальность, креативность – обязательный набор качеств, необходимых для проявления новаторства. Новатор – это предприимчивый склад ума, активность и высокая степень упорства и настойчивости, благоразумие, образованность и пытливость ума. Новация станет частью жизненного опыта, если человек обладает способностью подталкивать окружающих к ее реализации.

Новаторству, пока она дойдет до сознания масс, нередко приходится выдерживать уничтожающую критику, гонения, пересуды и сплетни. Микеланджело Буонарроти эпохальной личности в истории мирового искусства и Возрождения постоянно приходилось сталкиваться с критицизмом, завистью и скандальностью людей. Четыре года гений трудился над Росписью Сикстинской капеллы. Однако его новаторство вызвало жесточайшую критику — шестидесятилетнего художника даже пытались обвинить в ереси. Весь потолок знаменитой христианской церкви он украсил обнаженными телами святых, но не традиционным образом, а с открытыми гениталиями. Возмущенные кардиналы организовали специальную цензурную комиссию, вошедшую в историю под ироничным названием «Кампания фигового листка » и добивались уничтожения грандиозной работы. В ответ Микеланджело изобразил одного из главных критиков, церемониймейстера папы римского, в монументальной сцене Страшного суда в аду в образе царя Миноса с ослиными ушами, обнаженного, но прикрытого обвившей его тело змеей. Папа Павел III усмехнулся и вмешиваться в конфликт не стал, сказав, что вести переговоры с дьяволом – не в его юрисдикции. Спустя почти тридцать лет, обнаженные персонажи Микеланджело по приказу нового на то время папы Павла IV были все-таки «одеты», на что художник послал папе послание, звучавшее как: «Удалить наготу легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид ». Однако лишь спустя столетия, а именно в 1994 году все дорисованные драпировки были удалены, и грандиозный ансамбль Микеланджело имеет первоначальный вид, а сам папа Иоанн Павел II признал право художника на собственную интерпретацию священного писания.

Французский скульптор эпохи Просвещения Жан-Батист Пигаль некогда создал столь скандальный образ Вольтера, что даже высшее французское общество было пораженно и отказалось принимать мировидение великого мыслителя. Главным образом он был подвергнут жестокой критике из-за неприятных подробностей дряблого старческого тела Вольтера, которое находилось на пьедестале в полуобнаженном виде. Однако, спустя некоторое время скандал был замят, а Жан-Батист занял пост канцлера Парижской Академии художеств и до конца жизни работал над заказами королевского двора.

Французский художник эпохи Романтизма Теодор Жерико создал картину под названием: «Плот «Медузы» (1819) в основе которой лежит реальное происшествие. Пару годами ранее фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала, после чего покинутый капитаном флот из 140 человек скитался по бескрайним водам. Он был найден бригом «Аргус» спустя две недели; на нем было 15 обезумевших от голода и жажды человек и останки искалеченных тел других, погибших из-за каннибализма. Эта история в свое время вызвала настоящее потрясение среди французского общества, так что, естественно, картина Жерико, изображающая этот самый флот, сразу же стала скандальной и чудовищной. Главная проблема состоит в огромных размерах холста и тем самым перечит академическим канонам.

Новаторство было ярко проявленным качеством личности у российской императрицы Екатерины II. В романе «Екатерина II. Алмазная Золушка» Александр Бушков приводит пример одного из ее новаторств.

Именно Екатерина стала инициатором оспопрививания в России. Эта чума XVIII века последний раз прокатилась по нашей стране в 1768 г., оставив десятки тысяч покойников и не меньшее число навсегда обезображенных. В Англии в том же году врач Эдвард Дженнер, наконец, отыскал средство от страшной болезни — прививку. Он привил восьмилетнему мальчику сначала коровью, а потом человеческую оспу, и мальчик остался жив, подтвердив теорию. Однако и Англия, и остальная Европа как-то не спешили внедрять новшество — как бы чего не вышло, дело новое и сомнительное…

Тогда Екатерина пригласила ученика Дженнера, военного врача Томаса Димсдейла, в Россию. В том же 1768 г. он привил оспу сначала Екатерине, а потом четырнадцатилетнему наследнику Павлу Петровичу и Григорию Орлову. Здесь Екатериной нельзя не восхищаться: дело было новое, просвещенная Европа его откровенно побаивалась, и принять такое решение наверняка было нелегко…

Екатерина писала впоследствии: «Мне посоветовали привить оспу моему сыну. Но, сказала я, с каким лицом сделаю я это, если не начну с себя самой, и как ввести прививание оспы, если я не подам тому примера. Я принялась за изучение этого предмета, твердо решившись взяться за средство менее опасное. Последующее размышление заставило меня решиться, наконец. Всякий благоразумный человек, видя перед собою две опасные дороги, избирает ту из них, которая менее опасна. Было бы тупостью оставаться всю жизнь в действительной опасности со многими миллионами людей, или же предпочесть меньшую опасность, продолжавшуюся короткое время, и тем спасти много народу. Я думала, что выбрала самое верное; миг прошел, и я в безопасности».

Оспу императрице, наследнику и Орлову прививали от больного ею пятилетнего мальчика из простых, Александра Даниловича Маркова. После удачной операции он указом Екатерины был возведен в дворянство под фамилией Оспинный и пожалован тремя тысячами рублей. Ничем особенным, впрочем, он себя впоследствии не проявил — служил в армии и по болезни в тридцать лет вышел в отставку секунд-майором. Пример императрицы произвел должный эффект: все столичное дворянство, а за ним и провинциалы, наперебой кинулось прививаться. Оспопрививание стремительно распространилось в России, опередив Европу. Димсдейл и его помощник-сын стали российскими баронами.

Петр Ковалев



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!