В чем заключается гештальт терапия. Гештальт-терапия – Что это такое? «Гештальт» - что же это такое

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены". (Ирвин и Мириам Польстер)

Гештальт-терапия — одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.

Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, "запорола " какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.

Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.

Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, "тормозим ", ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего "прилетают " нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.

И то, и другое, и третье психологи называют "феноменом незавершённого действия ". А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.

В детстве мы "проглатывали " обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?

Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.

Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?

Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.

Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.

В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.

Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.

Одним словом, в гештальт-группе , вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.

В современной психологии набирает популярность такое направление, как гештальт-терапия. Она использует очень мягкие подходы к человеку. Также есть такой термин, как "незавершенный гештальт", который можно закрыть. Но что это за слова такие? Что это - закрыть гештальт? Рассмотрим все ответы ниже, но для начала нужно понять, что вообще означает это слово.

Что значит гештальтпсихология?

Вообще, от немецкого gestalt переводится как "форма", "личность", образ" и "фигура". Что такое гештальт простыми словами? Это термин и основная единица сознания и психики в гештальт-психологии, которая зародилась в начале XX века. Суть в том, что из этих единиц восприятия образуется целое, несводимое к сумме своих частей. Основателем этого направления (или, по-другому, школы) психологии считается Макс Вертгеймер. Гештальт-психология объясняет вопросы восприятия и мышления.

Гештальт-терапия

Выше мы говорили о гештальт-психологии. Но не стоит путать это направление с гештальт-терапией, которая появилась только в 50-х годах прошлого века. Хоть она и переняла значительную часть идей от гештальт-психологии, тут она относится скорее к психиатрии. В гештальт-терапии большее значение уделяется практике работы с людьми. Обычно этот термин употребляется, когда говорят о психиатре или психологе, который помогает своему клиенту развить самосознание, проработать то, что его беспокоит, и отпустить тревожащее его прошлое. Очень важным понятием в гештальт-терапии является такое словосочетание, как "закрытый гештальт". Что это значит - закрыть его? Что вообще обозначает этот термин?

Закрыть гештальт - что значит?

Почти у каждого человека есть в его жизни такие события, к которым он мысленно иногда или часто возвращается, переживает вновь и вновь или даже думает о том, как можно было бы сделать иначе. Случаи бывают разной степени тяжести. Например, женщина пережила резкое и болезненное расставание с мужчиной, которого любила, и теперь постоянно вспоминает об этом, размышляет о том, как надо было сделать все "правильно", чтобы предотвратить. Сюда же, к примеру, можно отнести и смерть близких людей. И вот именно такое состояние человека, когда он мысленно к чему-то тревожащему из прошлого возвращается постоянно, называют незавершенным гештальтом. Он бывает в любви, в отношениях с людьми, в самореализации и многом другом.

К этому понятию относят даже обычную тревогу по поводу незаконченных дел. Это не относится к прошлому, но каждый чувствует груз на плечах, если у него есть какие-то незаконченные дела. Они "висят" в списке, но людям порою очень сложно взяться за них. А дела так и продолжают копиться. Но что это такое - закрыть гештальт? Простыми словами - это значит отпустить весь этот груз, который давит.

В таких ситуациях очень хорошо может помочь психолог или психотерапевт, специализирующийся на гештальт-терапии. Он помогает разобраться в себе и закрыть гештальт с индивидуальным подходом к человеку.

Чем вредны незавершенные гештальты?

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению опасных последствий. В первую очередь, если у человека накопилось много незаконченных дел, планов, проектов, то рано или поздно это перегрузит его, вызовет постоянную тревогу. Тут можно провести параллель с новенькой машиной или квартирой. Если за ними никогда не ухаживать после покупки, то все начнет мараться со временем, появиться грязь, пыль, возможно, царапины, повреждения, поломки, тараканы и т. д.

При незавершенном гештальте в отношениях или после ситуации, которая вызвала психологическую травму, дела обстоят обычно сложнее. Здесь желательна помощь специалиста, потому что самому человеку трудно взять и избавиться от тревоги. Чтобы дальше нормально или даже счастливо жить в обществе, стоит закрыть гештальт. Что это значит? А это означает то, что у любого может появиться депрессия, апатия и другие более серьезные проблемы. Могут также возникнуть проблемы со здоровьем и сном.

Как нейтрализовать гештальт?

Вообще, в гештальт-терапии есть несколько шагов для нейтрализации ощущения незавершенности:

  • Осознание истинных причин своей тревоги. Тут можно попробовать составить список дел, которые вы все никак не можете закончить.
  • Далее нужно взять себя в руки, выделить какое-то время и завершить все проекты, задания и другое.
  • Теперь гештальт закрыт. Но для профилактики не следует допускать перегрузки незаконченными делами или переживаниями.

Другими словами, сначала нужно понять свои чувства, осознать то, что действительно важно, и почему. Не стоит держать переживания в себе. Об этом можно кому-нибудь рассказать, пережить чувства, что поможет их потом отпустить.

Затем нужно провести "уборку" в своей жизни: избавиться от ненужного, закончить дела, убрать все "камни", которые мешают. Бывает так, что человек не очень понимает, что ему нужно закончить и что тревожит его. В таких случаях зачастую бывает так, что в прямом смысле нужна генеральная уборка своего дома, избавление от хлама и мусора, а также "чистка" своего окружения и упорядочивание своего режима. У любого такие большие и маленькие дела копятся на протяжении всей жизни. Чтобы сильно не затягивать с ними, желательно проводить чистку хотя бы пару раз в месяц.

Помимо небольших дел, вопрос незавершенного гештальта часто касается и более глобальных вещей: это мечты и жизненные цели, например. Проблема в том, что наши желания могут быть обманчивы. За одной мечтой скрывается жажда совсем другого. И тут важен анализ самого себя. Возможно, незавершенный гештальт лучше отпустить в некоторых случаях, чем закрыть, понять, что это не ваше, чем тревожиться из-за отсутствия реализации.

А вот для осуществления истинных целей потребуется толчок. Например, хотите всю жизнь быть танцором, но дальше мыслей об этом дело не заходило? Следует собраться и наконец записаться на курсы танцев или совершить любое другое действие, которое способно положить начало пути к реализации мечты.

Как закрыть гештальт в отношениях

С мужчиной или женщиной - расставание или тяжелая потеря может произойти с каждым. Обычно об этом чаще переживают представительницы женского пола. Основная причина ощущения незавершенности гештальта в отношениях - это рефлексия, попытка найти причину в себе, даже если инициатором разрыва выступил партнер. К этому же можно отнести постоянные мысли о том, что нужно было тогда сделать иначе, вести себя по-другому, быть другим, и этого бы не произошло.

Если возникла такая ситуация, когда прошлое не отпускает, то нежелательно держать все в себе. Если хочется поплакать, то следует это сделать. После того как эмоции выпущены, нужно прийти в себя, отвлечься на что-то другое (хобби, например). Это поможет проанализировать ситуацию и лучше понять себя, осознать причины незакрытого гештальта.

Имеет смысл сначала "выпустить пар" и эмоции после прошлых отношений, затем простить бывшую любовь и, наконец, отблагодарить за все хорошее и светлое и отпустить.

Но если никак не получается, а со временем это не проходит, то желательно обратиться к психотерапевту.

Последствия незавершенного гештальта в отношениях

Из чувств и признаков незавершенности могут присутствовать злость, гнев, обида на партнера. Обычно это ощущается вместе с чувством тоски и желанием, чтобы бывшая половинка вернулась. Одними из главных проблем, которые могут возникнуть из-за незавершенного гештальта в отношениях, являются:

  • депрессия, апатия;
  • страх и недоверие по отношению к противоположному полу;
  • неготовность к новым отношениям (сложно полюбить заново и раскрыться человеку, если еще осталось чувство незавершенности в прошлых отношениях);
  • пессимизм, сформировавшийся негативный сценарий в мыслях, касающийся отношений;
  • есть новые отношения, в которых вроде бы все отлично, но внутренняя тревога и мысли о прошлом не дают человеку полностью расслабиться;
  • также незакрытый гештальт прошлых отношений может вылиться и проявиться в новых; например, человеку изменил партнер, и в последующие свои отношения он будет ожидать измены, подозревать, ревновать;
  • женщина может стать очень зависимой от партнера из-за страха снова его потерять.

Стоит отметить, что незавершенность может возникнуть даже при постоянных отношениях, когда не было разрыва. Такое может произойти, если женщина склонна к зависимости от партнера, вкладывает в их отношения намного больше, чем мужчина.

Как предупредить незавершенные гештальты?

Лучший метод борьбы с чем-то - это профилактика. Чтобы не допускать появления незакрытых гештальтов, следует:

  • всеми силами не допускать лени и вовремя выполнять все дела;
  • 2-3 раза в месяц уделять время незавершенным гештальтам;
  • регулярно проводить генеральную уборку;
  • выражать чувства, если трудно держать их в себе;
  • регулярно проводить пересмотр своих желаний.

Посещения психолога тоже подойдут для профилактики.

Это лишь основные пункты. Для каждого человека все индивидуально. Тем не менее однозначно можно сказать, что закрыть гештальт самостоятельно более чем реально.

Заключение

Закрыть гештальт - что это значит? Если говорить вкратце, то это обозначает закончить дела и все незавершенное, которое беспокоит нас. Звучит просто, но это может вызвать большие трудности у человека. К незавершенным гештальтам относится многое, начиная от накопившихся проектов, заканчивая неотпущенным прошлым.

Если человек проработал все это, завершил дела внешние и избавился от ощущения незавершенного внутреннего, то можно считать, что гештальт закрыт. Это значит - освободиться: теперь можно жить спокойно и почти не тревожиться.

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Которое сформировалось в середине прошлого века. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт » произошел от немецкого слова «gestalt », что в переводе означает «фигура » или «форма ». Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза .

Есть контакт?

Контакт и граница – это два основных понятия гештальт-терапии.
Под контактом подразумевают процесс взаимодействия человеческих потребностей с возможностями окружающей среды. Удовлетворение тех или иных потребностей возможно только тогда, когда человек войдет в контакт с окружающим его миром:
  • чтобы утолить голод, необходима пища;
  • когда мы испытываем жажду, мы начинаем искать воду;
  • чтобы утолить потребность в общении, мы ищем других живых существ.
Граница контакта представляет собой место, в котором человеческий организм встречается с окружающим миром. Чаще всего человек воспринимает это место как границу между внутренней частью его тела и тем, что находится извне. Однако данные границы не всегда столь четки. Так, к примеру, воду принято считать частью внешнего мира.
Но как быть, если человек выпил воду, и она оказалась внутри него?

Идентификация и отчуждение:

Оба данных феномена появляются на границах. Под идентификацией скрывается деление на «свой » и «чужой », где «свой » при любых обстоятельствах роднее и ближе. Все положительные отношения в лице дружбы, любви и партнерства находятся в пределах внутренних границ. Что же касается отрицательных отношений, то их относят к категории чужих, так как они все время отторгаются человеком. Как только границы нарушаются, у человека практически сразу же возникают многочисленные проблемы, которые он начинает преодолевать.

Когда возникает гештальт?

Жизнь каждого человека – это нескончаемые гештальты, причем они могут быть как маленькими, так и большими. Ссора с любимым человеком, взаимоотношения с детьми или родителями, влюбленность, дружба, разговор с сотрудником по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть в любой момент, причем не по нашей воле, а вследствие возникновения потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту присуще начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. К сожалению, далеко не всегда исполняются все желания человека без исключения. В итоге, завершение цикла может занять как секунду, так и всю жизнь.


В идеале цикл гештальта выглядит следующим образом:

1. Возникновение потребности;
2. Поиск возможности ее удовлетворения;
3. Удовлетворение;
4. Выход из контакта.

Нередко данному процессу мешают те или иные внутренние либо внешние факты. В результате, цикл остается незавершенным, так как происходит разрыв границы контакта.
В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает мучить человека на протяжении всей его жизни, при этом мешая удовлетворению других потребностей. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Что может сломаться?

1. Интроекция – включение во внутренний мир человека установок, оценок либо мотивов других людей без критического к ним отношения. В детском возрасте интроекция особенно важна, так как она помогает ребенку стать личностью. Патологическая интроекция является следствием восприятия всех принципов, идей и привычек целиком, без того, чтобы проверить их на совместимость с накопленным опытом.

2. Проекция – представляет собой тенденцию перекладывать на окружающий мир ответственность за то, что начинается в человеке. Люди используют проекцию чаще всего тогда, когда они не в состоянии руководить своими отрицательными эмоциями. При помощи нормальной проекции удается наладить взаимоотношение с другими людьми. Что же касается ее патологической формы, то она подменяет собой реальность.

3. Конфлюэнция или слияние – состояние отсутствия границы контакта. В таких случаях человек утрачивает осознание себя. В нормальном состоянии временное слияние может наблюдаться у возлюбленных или у матери и младенца. Психика таких людей чаще всего самостоятельно идентифицируется за короткий промежуток времени. В случае патологического слияния люди начинают контролировать поведение других людей сверх допустимых норм.

4. Ретрофлексия – стремление сделать себе то, что хотелось бы сделать с другими либо получить от других. Патологическая ретрофлексия в большинстве случаев отмечается наряду с каким-то психосоматическим заболеванием. Такие пациенты намеренно причиняют себе боль. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
Понятно, что гештальт во всех случаях должен быть завершен, дабы у человека была возможность избежать всех этих неприятностей. Если же этого не случилось, тогда стоит получить консультацию гештальт-терапевта .

Гештальт-терапевт – в чем заключается его роль?

Гештальт-терапевтом именуют специалиста, который практикует непосредственно гештальт-терапию. Все специалисты данного направления исходят из того, что они являются частью терапевтического взаимодействия. Гештальт-терапевт обязан раскрыться перед своим пациентом также как и он раскрывается перед ним, то есть полностью. Его роль заключается в вызове реакций у пациента, а также в проигрыше ситуаций «здесь и сейчас ».

Слова «здесь и сейчас » принято считать ключевым понятием гештальт-терапии. Каждый из нас вспоминает о том, что происходило с ним раньше. Кроме этого мы все время фантазируем о нашем будущем. О том, что же происходит с нами в данный момент, мы чаще всего даже не задумываемся. На самом-то деле мы живем «здесь и сейчас ». Никто из нас не в силах изменить свое прошлое.


Так зачем тогда о нем вспоминать?
Нужно думать о сегодняшнем дне и о том, как именно он отразится на нашей дальнейшей жизни. Такой подход помогает по-другому взглянуть на свои переживания и ощущения. Именно этому и учат гештальт-терапевты.

Техника проведения гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой экспериментальный, а также экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который основывается, прежде всего, на опыте. Целью данного метода является расширение собственного сознания человека при помощи осмысленности своей собственной жизни, а также улучшения взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Данный метод терапии основывается на нескольких главных понятиях. Одним из этих понятий является контакт. Научившись контактировать с внешним миром, с окружающими людьми, а также своим внешним миром, человек может кардинально изменить всю свою жизнь. Такой подход помогает также получить уважение других людей, при этом заняв одну из лидирующих позиций в обществе.

«Гештальт» - что же это такое?

В переводе с немецкого языка данный термин означает «фигура », «образ », «форма ». С точки зрения психологии под этим термином скрывается специфическая организация частей, которая дает возможность получить определенное целое. Что касается гештальтпсихологии, то в данном случае речь идет о направлении психологической мысли, которое основано на том, что исследование тех или иных частей не дает возможности получить целостный образ. Эксперименты, проведенные специалистами данной области, показали, что восприятие каждого человека наделено своей собственной организацией. Те или иные внешние раздражители не оказывают на него механического влияния.

На чем же останавливает свой выбор наше восприятие?

Созерцая внешний мир, восприятие избирает только те вещи, которые ему действительно интересны либо те, которые стоят для него на первом месте. Так, к примеру, чувствуя жажду, человек в самую первую очередь увидит стакан с водой, а не яства, которые его окружают. Как только жажда будет утолена, внимание сразу же переключится на более вкусную пищу. Наше восприятие работает таким образом, что на первый план выходит самая важная фигура. Это касается не только еды, но и болевых ощущений, образа любимого человека и даже слов. Все же остальное в таких случаях испаряется либо теряет свои четкие очертания. Получается, что человек просто не видит всего остального, так как все остальное для него не имеет никакого значения. Чтобы проиллюстрировать данный феномен применяются специальные картинки, состоящие из двух изображений.

Человек и окружающая среда – едины ли они?

Каждый человек является целостным социологическим, биологическим, а также психологическим существом. Человек в совокупности с окружающей его средой – это не что иное, как гештальт, то есть одно целое. Окружающий нас мир оказывает прямое воздействие на человеческий организм, и наоборот каждый организм создает свою собственную среду. То же самое происходит и в случае с межличностными отношениями. Каждый человек регулярно подвергается воздействию окружающих людей, однако и он сам своим поведением нередко вынуждает других людей меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Техника проведения гештальт-терапии:

На сегодняшний день гештальт-терапию чаще всего практикуют в группах. Техника проведения таких занятий выглядит следующим образом:

Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе.

Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.

Две роли: напротив человека, который сидит на «горячем стуле », кладут пустой стул. Человек должен вообразить, что на этом стуле сидит другой человек, с которым он находится в конфликте. Клиент начинает играть роли сразу же двух людей, при этом периодически меняя свое месторасположение. Находясь на своем стуле, он говорит от своего лица, а вот на стуле воображаемого партнера он должен выступать от его имени. Данным образом ему удается понять истинное состояние того человека, с которым у него не сложились отношения. Чаще всего во время такой беседы психотерапевт остается безучастным. Он только следит за происходящим и делает свои выводы. Вмешаться в ситуацию он может только тогда, когда она начинает болезненно отражаться на пациенте.

Обратная связь: под данным термином скрывается постоянная психологическая связь пациента со своим лечащим врачом, который выполняет в данном случае роль зеркала. Посмотрев в это зеркало, больному удается увидеть свое истинное лицо. По-другому он начинает смотреть и на сложившуюся ситуацию, что помогает ему справиться с ней намного быстрее и легче.

Действие: специалист гештальт-терапии прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы его пациент начал действовать. Под действиями подразумеваются такие качества как активность, самостоятельное осознание, а также инициативность.

Сейчас я осознаю: суть данного упражнения заключается в тренировке усилий и активности пациента, которые направлены на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент. Во время выполнения данного упражнения очень важно регулярно повторять одну и ту же фразу, а именно «сейчас я осознаю… ».

Во время таких занятий клиентам удается:

  • расширить осознание;
  • найти свое истинное место в мире;
  • освободиться от воспоминаний о прошлой жизни;
  • улучшить концентрацию сознания и мыслей.

Цели гештальт-терапии:

Основной целью данного направления является достижение человеком более полного осознания себя. Он познает:
  • свои телесные процессы;
  • мысли;
  • чувства;
  • желания;
  • потребности;
  • межличностные отношения;
  • взаимосвязь с внешним миром.
В итоге, пациент способен контролировать свое поведение, применяя те или иные аспекты своей собственной личности. Жизнь таких людей становится более осмысленной и наполненной. Они избавляются от всех невротических и психологических комплексов и симптомов .

Практика гештальт-терапии:

Данное направление представляет собой определенную психотерапевтическую методологию. Первоначально специалисты применяли техники, взятые из разнообразных терапевтических практик. Так, к примеру, Перлз применял техники психодрамы. Под психодрамой скрывается метод работы в группах, в ходе которого для изменения и понимания внутреннего мира применяется инструмент драматической импровизации. На сегодняшний день список используемых техник огромен. Он включает в себя техники танцевальной и телесной терапии, а также различные виды арт-терапии в виде музыкотерапии и рисунков. Все они помогают развить целостный образ в пяти сферах жизни человека:

1. Эмоциональной – сфера чувств и эмоциональных переживаний и способности к их пониманию и выражению;
2. Социальной – культурное окружение, комплекс социальных отношений, взаимоотношения с другими людьми;
3. Физической – комплекс аспектов физической и материальной жизни, сексуальная зрелость, материальное благополучие, физическое здоровье;
4. Духовной – знания об окружающем космосе, знание духовных ценностей, познание самого себя и законов жизни;
5. Рациональной – способности к рациональному анализу, мышлению, творчеству, планированию, предвидению.

Где применяется гештальт-терапия?

  • семейная терапия;
  • гештальт-педагогика;
  • клиническая психотерапия;
  • тренинги для представителей тех или иных профессиональных групп;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для людей, которые стремятся к улучшению коммуникабельности и личностному росту.

Длительность курса гештальт-терапии:

Данный метод терапии относят к среднесрочным методам лечения. Такое лечение предусматривает как минимум 10 встреч с частотой 1 раз в неделю. Некоторым пациентам приходится проходить курс лечения, достигающий и 30 встреч. Все зависит от проблемы, задач, которые ставятся перед специалистом и некоторых других фактов.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!