В м чернов временное правительство. В.М

Виктор Михайлович Чернов родился 25 ноября (7 декабря) 1873 года в волжском городе Хвалынске, одном из уездных центров Саратовской губернии. В 9 лет в 1882 году отец Чернова Михаил Николаевич определяет сына в Саратовскую гимназию. Затем, в старших классах он перевелся в дерптскую гимназию, которую окончил в 1892 году.

Продолжением образования стал юридический факультет Московского университета. Там он вступил в Союз московских объединенных землячеств. Это было студенческое объединение университета, целью которого была финансовая поддержка его членов. Так было до 1890-х годов.

А уже после деятельность Союза стала обретать вполне «противоправительственные формы. Из-за связей с петербургской «Группой народовольцев» и зарождавшейся партией «Народного права» Виктора и его брата Владимира арестовали в 1884 году.

Чернов оказался в Петербурге в Петропавловской крепости, и только благодаря ходатайству отца сумел перевестись в Дом предварительного заключения. Через три месяца, под залог 1 000 рублей, на поруки отца был освобожден.

Дальше в его жизни следует 4 года проживания в Тамбове. Здесь же он встречает первую жену Анастасию Слетову. В Тамбове Чернов находился под надзором полиции и не имел права уезжать в крупные города. Ему приходилось давать частные уроки, но потом он стал подрабатывать в отделе «Тамбовских губернских ведомостей».

Вплоть до своего отъезда из города он числился земским канцелярским служащим «по вольному найму». Через некоторое время он становится признанным лидером формировавшегося неонароднического течения, представленного целой сетью кружков. Тогда же стали устанавливаться связи с крестьянством.

Чернов оформил первую в России тайную революционную крестьянскую организацию, которая сложилась в селе Павлодар. Это означало, что в крестьянстве имеется солидная социальная база, на которую революционеры могут надежно опереться. Публицистическая деятельность Чернова проходила в журнале «Вопросы философии и психологии», «Русском богатстве». Тем временем в декабре 1898 года с него сняли гласный полицейский надзор. А уже в марте следующего года он получил разрешение в полицейском управление на выезд за пределы империи.

Его первая эмиграция длилась шесть с половиной лет. Он побывал в Цюрихе, Берне, Париже, где общался с российскими эмигрантами-революционерами. Именно в столице Франции было решено образовать Аграрно-социалистическую лигу, руководящую роль в которой стал играть Виктор Михайлович. Она продолжала действовать до 1903 года, когда смогла органически влиться в партию социалистов-революционеров.

В России тем временем шел процесс консолидации народнических групп и организаций. В итоге в 1901г они фактически объединились. Название новая партия получила следующее - «партия социалистов-революционеров». Непосредственное участие в этом процессе, естественно, принимал и Чернов. Тогда он возглавил издание «Революционная Россия».

Эта деятельность окончательно закрепило за ним роль теоретика и идеолога эсерства. Накануне партия социалистов-революционеров набирала обороты. Партия имела и боевую организацию, которая прославилась после убийства министра внутренних дел в 1904 году. В 1904-1905г Чернов активно участвовал на европейских конференциях в качестве лидера ПСР (партия социалистов-революционеров).

В Россию Чернов вернулся во время революции. Он приехал в Петербург и оказался на нелегальном положение. На небольшой промежуток времени ему удалось открыть газету «Сын отечества», которая стала первым легальным изданием эсеров. Но уже вскоре по распоряжению правительство издание закрыли. Но на этом он не остановился и принял участие в издании огромного количества газет, таких как: «Голос», «Дело народа», «Мысль», «Народный вестник», «Земля», «Народный голос», «Партийные известия», «Труд», «Знамя труда».

Пик популярности Чернова во время первой революции пришелся на время работы I съезда ПСР (конец декабря 1905 года - начало января 1906 года), на котором он играл исключительную роль, будучи основным докладчиком и автором почти всех резолюций съезда. Он пользовался высоким авторитетом среди эсеров. Об этом говорят результаты голосования при выборах ЦК. Он получил 46 голосов против 64. Но все таки ему не удалось помешать расколу в партии, когда от нее отделились правая группа «Русского богатства» во главе с А.В. Пешехоновым и крайне левая группа эсеров-максималистов.

Вначале Чернов призывал к бойкоту выборов в первую Государственную думу, но уже на втором съезде партии понял ошибочность своего решения. И в 1907 года эсеры получили 37 депутатских мандатов. В результате провала первой революции многие видные деятели эсеровского движения подверглись арестам и ссылке. Тогда Чернов уезжает в Финляндию, несмотря на не увенчавшиеся успехом попытки полиции его арестовать. Так началась его вторая эмиграция, длившаяся девять лет.

Ослаблению партии способствовала , а также разоблачение руководителя Боевой организации и члена ЦК ПСР Евно Азефа, являвшегося долгие годы тайным агентом царской охранки. Именно из-за предательства Азефа Чернов покинул партию. После этого он занимался работой в газете «Знамя труда», а также журналом «Социалист-революционер». В 1911 Чернов уезжает в Италию. Позже он сотрудничал в «Современнике», благодаря своему другу Горькому.

Уже в июле 1911 он стал одним из редакторов «Современника», а само издание стало ближе к эсеровским позициям. Но уже осенью из-за разногласий в редакции он покинул «Современник» и вместе с Горьким он открыл новый журнал «Заветов». С началом Первой мировой войны журнал был закрыт, а Чернов снова переключился на дела революционные. Из Италии Чернов перебрался во Францию.

Узнав о Февральской революции, Чернов рвался в Россию, и удалось ему вернуться в апреле 1917 года. Он был торжественно встречен в Петрограде представителями Совета, членами эсеровской партии, солдатами гарнизона, рабочими фабрик и заводов. Он был избран членом Исполкома и товарищем председателя Петроградского Совета, товарищем председателя ВЦИК и почетным председателем ЦИК Совета крестьянских депутатов, на III съезде партии (май-июнь 1917 года) вновь вошел в состав ЦК и редакцию газеты «Дело народа».

В мае Чернов стал министром земледелия во временном правительстве. Также он стал членом Главного земельного комитета, на который была возложена задача подготовки земельной реформы. Из множество законопроектов Чернова воплотились в жизнь только два: о запрещении земельных сделок и о прекращении работ столыпинских землеустроительных комиссий.

В августе 1917 года В.М. Чернов по собственной инициативе вышел из состава правительства. Его партия получила абсолютное большинство на учредительном собрании, а он стал председателем. 5 января оно было открыто, но уже 6 января оно было разогнано большевиками, после чего Чернов призвал к активной борьбе с большевизмом. После этого Виктор Михайлович два с половиной года находился на нелегальном положении, скрываясь от большевиков и правительства .

После долгих скитаний, ареста и освобождения он уже окончательно эмигрировал за рубеж в 1920-ом. Чернов переехал в Эстонию, где продолжал борьбу с большевизмом в основном при помощи издания журнала «Революционная Россия». В 1922-ом он с семьей перебирается в Берлин, где продолжает выпускать свой журнал. В 1920-ых Виктор Михайлович объездил почти всю Европу, Северную Америку, а также побывал в Палестине.

Перебравшись в Прагу, возглавил социально-политический отдел Института изучения России и занял должность профессора по кафедре социологии и социальной политики в Украинском социологическом институте, где ему была присуждена степень доктора социологических наук. За несколько лет до Второй мировой войны Чернов находился во Франции.

Он покинул Париж за два дня до оккупации немецкими войсками. С выездом из Франции возникли серьезные проблемы и он сумел на пароходе из Португалии отправиться в США только в апреле 1941-го. Там он остановился в Нью-Йорке, где стал выпускать журнал «За свободу», который освещал события внутри России и на фронте. 15 апреля 1952-го Чернов умер, не дожив несколько месяцев до своего 80-летия.

Виктор Михайлович Чернов (25 ноября (7 декабря) 1873, Хвалынск, Саратовской губернии — 15 апреля 1952, Нью-Йорк) — русский политический деятель, мыслитель и революционер, один из основателей партии социалистов-революционеров и её основной теоретик. Первый и последний председатель Учредительного собрания.

Внук крепостного крестьянина и сын уездного казначея, получившего личное дворянство, он родился 19 ноября 1873 в г.Камышин Саратовской губернии. Еще обучаясь в гимназии, увлекся идеями народничества. В 1892 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1893 вошел в нелегальную «Партию народного права». Был арестован на 8 месяцев за нелегальную работу в этой организации, после чего был исключен из университета и выслан в Тамбов. Там сразу попал в число организаторов «Крестьянского братства», обладая исключительным умением сплачивать людей. В 1899 выехал в Берн, оттуда в Париж, где занялся разработкой аграрной теории. В 1900 стал одним из основателей «Аграрно-социалистической лиги», в 1901 организовал издание журнала «Вестник русской революции» (существовал до 1905). С 1902 - ведущий идеолог ПСР и бессменный член ее ЦК, один из редакторов газеты «Революционная Россия», автор «Программы революционной деятельности в деревне». Получил известность тем, что предлагал через Крестьянский союз «звать мужика Землей к Воле и вести через Волю к Земле».

В октябре 1905 - вернулся в Россию.

На I съезде ПСР (декабрь 1905 - январь 1906), где была принята написанная Черновым партийная программа, он предложил примирить правую группу либеральных народников с левой (близкой к анархистам). Настаивал на «социализации земли» с последующим распределением ее на основе уравнительного землепользования. Призывал создать демократическую республику, ликвидировать частную помещичью собственность на землю, ввести демократические свободы, 8-часовой рабочий день.

В 1908 эмигрировал во Францию, затем жил в Италии, оставаясь редактором газеты эсеров «Знамя труда». В начале 1910-х увлекся литературной работой, начал издавать вместе с А.М.Горьким журнал «Заветы».

В годы Первой мировой войны - интернационалист, участник конференции социалистов стран Антанты в Лондоне (1915), Циммервальдской и Кинтальской (1916) международных конференций социалистов-интернационалистов.

Буржуазно-демократическую революцию февраля 1917 принял с воодушевлением, полагая, что «русская революция обречена быть революцией чисто буржуазной и всякая попытка выйти за эти естественные и неизбежные рамки будет вредной авантюрой». Осознавая, что Февральская революция начала выходить за границы буржуазной революции, в апреле 1917 приехал в Петербург, призывал к объединению народнических групп, партий, воссозданию Интернационала. Был кооптирован в Петросовет, избран в его Исполком. Вошел в редакцию газеты «Дело народа», центрального органа партии эсеров, в Совет ПСР, участвовал в съездах ПСР, резко критикуя большевиков и особенно В.И.Ленина.

В мае 1917 стал министром земледелия в коалиционном Временном правительстве. Выступал против самовольных захватов крестьянами помещичьих земель, но и против запрещения (до принятия Учредительным собранием решения по земельному вопросу) сделок о купле-продаже земли, чем вызвал протесты кадетов.

На III съезде ПСР (25 мая - 4 июня 1917) поддерживал идею наступления на фронте. Выступал за создание через Учредительное собрание Соединенных штатов России, поскольку в федерации видел «генеалогическую линию русского социализма», способную «проложить дорогу новым форма самоуправления».

Участник I Всероссийского съезда советов (3-24 июня 1917). В июле 1917 выбран кандидатом по списку ПСР в Учредительное собрание.

В августе 1917 вышел из Временного правительства. К этому времени его «срединная», промежуточная позиция, надежды на «министерскую» аграрную революцию при отрицании частной собственности на землю и уповании на социализацию земли (передачу ее союзам общин, кооперациям) не удовлетворяла ни правых, ни левых.

Пытался противостоять пропаганде идеи большевиков о захвате власти. В то же время после Октябрьской революции 1917 называл ее «народно-трудовой революцией», открывающую эпоху «между порой чисто буржуазного уклада и порой будущего социалистического переустройства». Тем не менее, и в октябре 1917, и позже осуждал «форсирование революции в отсталой стране», где «нет ни внутренних, ни внешних предпосылок» для строительства социализма. Видя в большевистском социализме «штык-социализм», 26 октября вошел в антибольшевистский «Комитет спасения Родины и Революции», организационно координировавший поход А.Ф.Керенского и П.Н.Краснова на Петроград, а также восстание юнкеров 29 октября 1917 в Петрограде, после подавления которого этот комитет распался.

После его роспуска возглавил подготовку вооруженного восстания против большевиков, перейдя на нелегальное положение.

В июне 1918 оказался в Самаре, где после свержения советской власти возглавил Комитет членов Учредительного собрания (Комуч). Участвовал в организации контрреволюционных выступлений, был арестован, но в 1920 освобожден чехами.

Выехав в Эстонию, перебрался в Латвию, оттуда в Чехословакию, где более 10 лет издавал журнал «Революционная Россия» (1920-1931). Журнал позитивно оценивал события 1921 в Кронштадте и на Тамбовщине («антоновщину»), с началом НЭПа призывал эсеров, оставшихся в России, входить в советы, фабзавкомы, помогая «решительном изживанию коммунизма». Представлял строившийся в России социализм как колоссальную потребительскую организацию, основанную на развитии сельскохозяйственной кооперации и прогрессивной эволюции сельской общины в коммуну. Автор теории постепенного реформирования социализма («конструктивный социализм»).

В 1930 выступал в США с антисоветским лекциями. В 1931 жил во Франции, сотрудничал в эмигрантском «Новом журнале». В годы Второй мировой войны стал антифашистом, участником движения Сопротивления. После 1945 выехал в США, где и умер 15 апреля 1952 в Нью-Йорке.

Чернов, Виктор Михайлович

(псевдонимы: Гарденин, Вечев, Тучкин и др.; род. 1873) - виднейший лидер партии с.-р. Учился в Московском университете, принимал участие в студенческом движении. В 1894 арестован по делу партии "Народное право " и выслан на 3 года в Тамбов; сотрудничал в легальных журналах, гл. обр. в правонародническом "Русском богатстве". В 1899 уехал за границу, был одним из организаторов "Аграрно-социалистической лиги "; Ч. входил в редакцию центр. органа партии с.-р. "Революционная Россия ", состоял членом эсеровского ЦК. В 1905 вернулся в Россию. На I съезде партии с.-р. в январе 1906, где произошел откол правых ("народных социалистов") и левых ("максималистов"), Чернов возглавил "центр". Вплоть до 1908 Чернов упорно защищал Азефа и фактически дал ему возможность после разоблачения скрыться из Парижа; скомпрометированный этим, Ч. на время отошел от партийной деятельности и занялся исключительно литературной работой, главным образом в журналах "Современник" (вместе с меньшевиками) и "Заветы" (вместе с правыми народниками).

Во время войны Чернов считался "интернационалистом", участвовал в Циммервальдской и Кинтальской конференциях, но фактически являлся социал-патриотом; в частности, вслед за социал-патриотами других стран, он нагло извращал Маркса и пытался изобразить его германским шовинистом. Вернувшись в Россию после Февральской революции, Чернов стал во главе с.-р. "центра", сделался откровенным оборонцем и соглашателем, поддерживая Временное правительство и коалицию с буржуазией. С 5/V по 26/VIII был министром земледелия во Временном правительстве. В качестве "селянского министра" этот "теоретик" аграрной революции яростно обрушивался с репрессиями на крестьян, проводивших захват помещичьей земли. С первых дней Октябрьской революции Чернов вел бешеную борьбу против большевиков и Советской власти. Он был избран председателем единственного заседания Учредительного собрания; принимал участие в попытке превратить эсеровскую демонстрацию 5/18 января (день открытия Учред. собрания) в вооруженное восстание против Октябрьской революции.

С начала гражданской войны Чернов принимал участие в организации ряда контрреволюционных выступлений против Советской власти. Летом 1918 он перебрался на Чехословацкий фронт, где пытался руководить деятельностью комитета (членов ). Учредительного собрания . После захвата власти Колчаком был арестован его агентами, но вскоре освобожден по распоряжению чехословацкого командования. После провала чехословацкой авантюры Чернов оказался совершенно изолированным среди обломков своей партии; этому типичному двурушнику перестали верить те из членов партии с.-р., которые в этот период отстаивали тактику лояльного отношения к Советской власти (Буревой, Ракитников и др.), и его не признавали вполне своим также представители крайне правого, террористического и интервенционистского крыла партии с.-р. В 1920 Ч. эмигрировал и вместе со всей верхушкой с.-р. в эмиграции перешел на содержание чехословацкого правительства. В феврале 1921 принимал участие в Парижском съезде членов Учредительного собрания и был выбран в комитет; составленный из с.-р. и к.-д.; в том же году пытался возглавить Кронштадтский мятеж , для чего специально приехал в Ревель. Все последние годы, кочуя по разным центрам белой эмиграции, как в своей литературной и публицистической деятельности, так и в качестве докладчика на публичных собраниях эмигрантов и среди заправил 2 Интернационала выступал яростным врагом пролетарской революции, диктатуры пролетариата и Советской власти.

Как литератор Чернов чрезвычайно плодовит. Помимо множества статей в газетах и журналах ям в разное время издан ряд книг и брошюр, посвященных гл. обр. "критике" марксизма и "теоретическому" обоснованию программы с.-р. ("Философские и социологические этюды", М., 1907; "Социалистические этюды", М., 1908; "Теоретики романского синдикализма", М., 1908; "К вопросу о капитализме и крестьянстве", Ниж. Новгород, 1905; "Крестьянин и рабочий, как экономические категории", 3 изд., П., 1917; "К вопросу о социализации земли", М., 1908; "Земельный вопрос", П., 1917; "Интернационал и война", 2 изд., П., 1917 ; "Истинные и мнимые пораженцы", 2 изд., П., 1917; "Конструктивный социализм", Прага, 1925, и др.). В своих литературных работах, как и в практической политической деятельности, Чернов представляет собою типичное воплощение мелкобуржуазной природы с.-р., их авантюризма, соединенного с революционной фразой, их глубокого оппортунизма, беспринципности и теоретического эклектизма. Этот виднейший публицист и "теоретик" неонародничества, считавшийся среди левой интеллигенции продолжателем дела Михайловского (см.), обнаруживал в области теории величайшую беспомощность и путаницу взглядов. Его философские статьи представляют невероятную смесь различных "новейших" буржуазных концепций: эмпириокритицизма, неокантианства, ницшеанства, этического идеализма и т. д. В социологии Чернов защищал субъективизм, плюрализм и народнический " утопизм, а в политической экономии пытался сочетать пошлейший ревизионизм с каким-то своеобразным синдикализмом. Выступая в роли главного "теоретика" эсеровской аграрной программы и "критикуя" марксизм, Чернов опирался на таких махровых германских ревизионистов, как Бернштейн, Герц, Давид и др. Поэтому статьи Ленина периода 1900-х гг., направленные против программы и тактики с.-р., бьют гл. образом Ч. В своей написанной уже в период белой эмиграции книге "Конструктивный социализм" Ч. противопоставляет социализму "разрушительному", т. е. революционному, свой "конструктивный", т. е. откровенно реформистский, буржуазный "социализм", сходясь здесь даже в названии с Макдональдом. Выступая в роли политического вождя своей партии, Чернов всегда проявлял невероятные колебания и шатания. В начале 1900-х гг. он был одним из защитников "эксцитативного" (возбуждающего) террора. После первых побед революции 1905 он качнулся вправо и в эпоху 2 Думы, руководя работой думской фракции с.-р., постоянно колебался между кадетами и с.-д. В период реакции он в борьбе против большевиков блокировался с ликвидаторами, оправдывал ренегатские романы Ропшина-Савинкова. Во время войны и в период Февральской революции Чернов, являвшийся несомненным оборонцем, продолжал щеголять путаной "интернационалистской" фразеологией, и вследствие этого на него, как на "циммервальдца", косо смотрели не только лидеры буржуазной партии, но также крайние правые с.-р. То же самое наблюдалось и во время учредиловской комедии на Востоке, где Чернов возглавлял в 1918 Уфимский съезд членов Учредительного собрания, но где фактическим влиянием пользовались такие правоэсэровские дельцы, как Аргунов и Зензинов. Вообще в роли вождя своей партии Ч. на всем протяжении революции являл собою беспринципную и часто жалкую трагикомическую фигуру.

Лит.: Ленин В. И., Сочинения, 3 изд., т. IV (Аграрный вопрос и "критики Маркса"), т. V ("Революционный авантюризм", "Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемое социал-революционерами"), т. XX ("Чудеса революционной энергии"); Владимирова В., Год службы "социалистов" капиталистам (Очерки по истории контрреволюции в 1918), М.-Л., 1927; Буревой К., Распад, М., 1923; Зайдель Г., "Конструктивное" убожество, в сб. "Воинствующий материалист", книга 3, Москва, 1925.

Чернов, Виктор Михайлович

Социолог, обществ. деятель, идеолог партии правых эсеров. Род. в г. Камышин Саратовской губ. Обучаясь в Саратовской гимназии, участвовал в кружках самообразования, познакомился с революционерами, проживавшими в Саратове (В.А.Балмашев, М.А.Натансон и др.). За неблагонадежность был исключен из гимназии. Окончив курс в Дерпте, поступил в Моск. ун-т. Через полтора года (1884) был арестован по делу "Нар. права" (вместе с Натансоном и др.), в организации к-рого не участвовал. 8 месяцев находился в Петропавловской крепости, затем выслан на 3 года в Тамбов. Начал публиковаться в тамбовских газ., затем в "Жизни", "Вопросах философии и психологии", "Русском богатстве". Принял участие в организции первого "крестьянского братства". В 1889 выехал за границу, в 1900 совм. с Л.Э.Шишко, В.Ф.Волховским и др. организовал Аграрно-социалистич. лигу, издававшую популярные революц. брошюрки для крестьян. С конца 1901 руководит вместе с Гоцем заграничным органом партии эсеров "Революционная Россия", становится членом ЦК и ЦО партии эсеров. В конце 1905 возвращается в Россию, с 1908 - вновь за границей, редактирует парт. орган "Знамя труда". Во время Первой мировой войны занимал антиоборонческую позицию, участвовал в Циммер-вальдской и Кинтальской конф. После Февральской революции вернулся в Россию, занимал более месяца пост министра земледелия Временного правительства. Был предс. Учредительного собр. (5 января 1918). Летом 1918 возглавил Комитет членов Учредительного собр. в Уфе. (Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. Избр. произв. М., 1994. С.119-120). С 1919 нелегально жил в Москве, Саратове. В 1920 эмигрировал в Эстонию. В 20-х гг. жил в Праге. Совм. с С.П.Постниковым издавал ж. "Револю-цонная Россия" (1920-1931). В 1931 поселился в Париже. С середины 30-х гг. выступал за создание в европ. гос-вах нар. фронта с участием коммунистов против набиравшего силу фашизма. После нападения Германии на СССР признал необходимым "стать на защиту России" при условии, если сов. правительство прекратит войну со своим собственным народом и объявит полит. амнистию. Участник движения Сопротивления во Франции. Умер в Нью-Йорке.

В работах Ч. дореволюц. периода подчеркивается важность разработки правовых основ и "гл. устоев" будущего социалистич. об-ва. Существенным при этом оказывается рассмотрение проблем соотношения производства и потребления, а также проблемы потребностей. В работе "Производство против потребления" (1907) Ч. говорит об "организации потребления" как об одной из "коренных основ будущего социалистического строя". Для совр. капиталистич. об-ва, утверждает Ч., характерен не "примат потребления над производством", а "примат производства над распределением и потреблением". "Задает тон производству не потребление вообще, а лишь платящее потребление, и при том исключительно потребление данного момента, нужды будущих поколений не принимаются в расчет, и сплошь и рядом торжествует хищническое хозяйство, слушающееся лишь моментальных, сегодняшних запросов рынка. Одни потребности остаются вовсе неудовлетворенными, другие - удовлетворенными лишь вполовину, зато третьи удовлетворяются в излишестве. Тем самым в корне извращается в человечестве и самый ход развития потребностей. Вместо правильного нарастания высших на основе нормального удовлетворения низших, вместо гармонического усложнения и обогащения запросов от жизни, равномерно идущего в массе населения, получается остановка и болезненно-однобокое направление развития, подкапывающее человеческую индивидуальность" (Собр. соч. Вып.2. С.92). Зачатки правильной организации потребления Ч. видел в кооперативном движении, причем т. о., чтобы производительные ассоциации группировались вокруг потребительской. Именно такая организация, когда она охватит все об-во, сможет, считал Ч., обеспечить "примат потребления". Выступая против вульгаризации понятий потребления и потребностей, Ч. подчеркивал, что потреблять - "это, в частности, включает в себя понятия - получать образование, развиваться эстетически, наслаждаясь высочайшими произведениями искусства, знакомиться с трудами величайших гениев человеской мысли", говорил о необходимости "развивать в себе все более и более сложные и утонченные потребности и соответствующие им силы" (Там же. С.105-106). Соглашаясь с марксистами в том, что "совр. гос-во" есть прежде всего орган классового господства, Ч., однако, связывал природу гос-ва прежде всего с удовлетворением нек-рых общенар. потребностей. Это культурно-положительное ядро, считал он, в процессе истории облеклось антинародной оболочкой. Оболочка должна отмереть, дав дорогу "свободному, ничем не скованному развитию ядра".

Соч.: Экономический материализм и критическая философия // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.39 ; Типы психологического и социологического монизма // Русское богатство. 1899. № 1 ; Типы капиталистической аграрной революции // Там же. 1900. № № 4-6 , 8-11 ; Субъективный метод в социологии и его философские предпосылки // Там же. 1901. № № 7 , 8 , 10-12 ; К вопросу о "положительных " и "отрицательных " сторонах капитализма // Там же. 1902. № 4 ; Социализация земли. [В соавт. ]. Одесса , 1906 ; Монистическая точка зрения в психологии и социологии. М. , 1906 ; Философские и социологич. этюды. М. , 1907 ; Социалистические этюды. М. , 1908 ; Интернационал и война. Пг. , 1917 ; Собр. соч. В 2-х вып. Пг. , 1917 ; Конструктивный социализм. Т.1. Прага , 1925 ; Записки социалиста-революционера. Кн.1. Берлин-М.-Пг. , 1928 ; Рождение революционной России. Париж- Прага-Нью-Йорк , 1934 ; Перед бурей. Воспоминания. Нью-Йорк ,

И.Ю.Алексеева

Черно в, Виктор Михайлович

Род. 1873, ум. 1952. Революционер, политик. Стоял у истоков партии социалистов-революционеров. Был министром земледелия Временного правительства (1917), председателем Учредительного собрания (1918). В 20-х гг. эмигрировал. Позднее участник французского Сопротивления.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Чернов, Виктор Михайлович" в других словарях:

    - (1873 1952) один из основателей партии эсеров, ее теоретик. В революционном движении с кон. 80 х гг. В 1917 министр земледелия Временного правительства. 5(18) января 1918 избран председателем Учредительного собрания. С 1920 в эмиграции. Во время… … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним ‒ Ю. Гарденин и др.) , русский политический деятель, один из организаторов партии эсеров, член её ЦК. В революционном движении с конца 1880 х гг. В… … Большая советская энциклопедия

    Чернов, Виктор Михайлович - ЧЕРНОВ Виктор Михайлович (1873 1952), один из основателей партии эсеров, ее теоретик. В революционном движении с конца 80 х гг. 19 в. В 1917 министр земледелия Временного правительства. 5(18) января 1918 избран председателем Учредительного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернов. Виктор Михайлович Чернов … Википедия

    - (1873 1952), политический деятель, участник народовольческих кружков 1890 х гг. начала 1900 х гг., один из основателей Партии социалистов революционеров, член её ЦК, главный теоретик партии. В 1917 министр земледелия Временного правительства… … Энциклопедический словарь

, в рамках рубрики «Исторический календарь», мы начали новый проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии ‒ профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции ‒ сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный В.М. Чернову - лидеру и теоретику партии социалистов-революционеров, ставшему в 1917 году министром земледелия Временного правительства.

Виктор Михайлович Чернов родился 9 ноября 1873 года в небольшом волжском городке Саратовской губернии. Его отец Михаил Николаевич Чернов происходил из семьи крепостных, но благодаря полученному образованию пошел по канцелярской службе, к сорока годам став уездным казначеем и, получив орден святого Владимира, выслужил дворянство. Мать Чернова ‒ Анна Николаевна (урожденная Булатова), происходила из небогатого, но старинного дворянского рода. «Какими судьбами занесло за Волгу, в степь между Малым и Большими Узенями, в захудалый Новоузенск, эту женщину с высшими запросами духа и, по рассказам, умевшую держать себя с подкупающей простотой, скромностью и редким тактом, выделявшим ее из окружающей среды? ‒ писал В.М. Чернов, рассуждая о странном для всех браке бывшего крепостного и дворянки. ‒ Как она, происходя из скромной, но все же дворянской семьи Булатовых, предка которой семейная легенда хотела видеть в каком-то кавказском выходце, "князе" Бей-Булате, ‒ вышла замуж за человека полуобразованного, едва-едва только успевшего выбиться в свет из сермяжной степной деревни?» По слухам, мать Чернова после «больших сердечных разочарований» бросила столичную жизнь и уехала в тихий уголок, где ничто не напоминало ей о прошлом. Также говорили, что резко изменить жизнь ее заставили материальные трудности, так как семья ее внезапно обеднела. «Так или иначе, ‒ заключал Чернов, ‒ эта образованная, замкнутая и меланхолическая женщина в Новоузенске слыла "живой загадкой", и притом загадкой очень интересной» .

Рано потеряв мать, Виктор воспитывался мачехой («засидевшейся в девицах, разбитной, хозяйственной и пышной поповной»), и все свободное время проводил на Волге среди босяков. «Я рос в значительной мере беспризорным, предприимчивым, своевольным бродягой» , ‒ позже напишет Чернов в мемуарах. Видимо, на формирование мировоззрения сына оказали определенное влияние взгляды отца, который по воспоминаниям Чернова, был «в делах религии большим вольнодумцем, а церковь почти положительно не любил» и ни одной молитвы на память не знал. Зато отец был убежден, что земля «рано или поздно должна была вся отойти к крестьянам, ибо только они одни и есть настоящие дети земли, только они к ней относятся с подлинною сыновнею любовью» , а «помещики же на земле только зря и без толку балуются, да сквернят ее, обращая в средство наложения на деревню кабалы» .

Хотя поначалу, как вспоминал Чернов, в бытность ребенком, он некоторое время был «страстно-религиозен»: «убегая от людей, уединяясь в пустую, темную комнату, простирался на земле перед образами и молился жарко, обливаясь тихими слезами умиления или жгучими слезами тоски» . Но вскоре все переменилось. В 1882 году Виктор поступил в подготовительный класс Первой саратовской гимназии, а в следующем году успешно сдал вступительные экзамены в первый класс. Здесь Чернов, согласно его воспоминаниям, окончательно распрощался с детской религиозностью: «...При переходе от младших классов гимназии к средним, я имел свой собственный период туманных мистико-религиозных увлечений и тайных, одиноких молитвенных восторгов; но они прошли сами собой, созрев в каких-то затаенных уголках полудетского сознания, преждевременно готовящегося стать юношеским. Но с православною церковностью все это совсем не связывалось, и скорее имело точки соприкосновения с интеллигентским толстовством и народным сектантством» . «Излечился» гимназист Чернов и от патриотических чувств, хотя по его собственному свидетельству, будучи девятилетним ребенком, под влиянием прочитанной книги о русско-турецкой войне, он сочинил стихи на взятие Плевны, лет в 11-12 «упивался чтением по истории всевозможных войн, которые вела Россия» и мечтал о взятии Царьграда и возврате Балкан «настоящему их владельцу ‒ славянству». Избавиться от патриотических чувств помогли Чернову писатели-демократы и, прежде всего, творчество Н.А. Некрасова.

Приобщившись в старших классах гимназии к творчеству революционных демократов Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и идеолога народничества Н.К. Михайловского, Чернов стал мечтать о революционной борьбе. Но в царствование Императора Александра III, когда народовольческое движение было разгромлено и всякая оппозиционная мысль загнана в подполье, дальше мечтаний дело не заходило. «Это было необыкновенно тусклое время, ‒ сетовал он. ‒ Кругом себя мы не видали никаких ярких фактов политической борьбы. Общество в революционном смысле было совершенно обескровлено. (...) Жила только легенда о "социалистах" и "нигилистах", ходивших бунтовать "народ" и показывавших наглядно пример, как бороться со всеми властями и законами, Божескими и человеческими ‒ кинжалом, бомбами и револьверами. Романтический туман окутывал этих загадочных и дерзких людей. О них кругом вспоминали с обывательским осуждением, но вместе ‒ с каким-то невольным почтением. И это действовало на молодую фантазию».

Завязав в старших классах гимназии знакомство с «неблагонадежными», Чернов в 1890 году был впервые арестован и поставлен под особый надзор. «Меня сначала хотели прямо исключить из гимназии, но выручило отсутствие всяких улик» , ‒ вспоминал Чернов. По ходатайству отца в следующем году 1891 году юноша был отчислен из саратовской гимназии и отправлен учиться в Дерпт. Здесь, под влиянием старшего брата, В.М. Чернов втянулся в жизнь студенческих революционных кружков и стал свидетелем споров между марксистами и народниками.

Окончив Дерптскую гимназию, Чернов поступил на юридический факультет Московского университета, сразу же приняв активное участие в деятельности «Союза московских объединенных землячеств», большинство членов которого придерживалось народнических взглядов. В Москве Чернов познакомился с целым рядом будущих известных политиков либерального и революционного направления ‒ , В.А. Маклаковым, Е.Д. Кусковой, С.Н. Прокоповичем, В.И. Лениным и др. Придерживаясь народнических идей, Чернов полемизировал с марксистами. Но и кумиры юности уже не удовлетворяли молодого революционера. Познакомившись с оказавшим на него большое влияние «любимейшим учителем» Н.К. Михайловским, Чернов был разочарован тем, что теоретик народничества сомневается в близости народной революции и не приемлет террора. «"Значит ‒ вы против террора? ‒ спросил Михайловского Чернов. ‒ Или я не так понял? Конечно, кровь ‒ есть ужас; но ведь и революция ‒ кровь. Если террор роковым образом неизбежен, то значит ‒ он целесообразен, он соответствует жизненным условиям. А тогда..." Михайловский с какой-то особенной, горькой интонацией перебил меня: "Не будем об этом говорить. Я не революционер. Вся-кому свое. Есть такие пути ‒ кто сам ими не идет, тот не может на них указывать. Неизбежность того, чему не можешь быть сопричастником, ‒ это... это трагедия... Я слишком много видел таких трагедий и не желал бы никому ‒ того же... "»


В 1894 году В.М. Чернов познакомился с бывшим народовольцем Н.С. Тютчевым, одним из основателей революционной партии «Народное право», стремившейся объединить народническое, социал-демократическое и либеральное течения. «Мы продолжали считать себя "народовольцами", ‒ вспоминал Чернов, ‒ за отсутствием другого, более соответствующего наименования» . Но весьма относительная «умеренность» партии не устраивала Чернова, поэтому от вступления в ее ряды он воздержался, так как не нашел в ее программе положения о терроре и социалистическом идеале. Тем не менее, за причастность к «Народному праву» весной 1894 года Чернов был арестован и привлечен к дознанию. Допрашивал революционера лично С.В. Зубатов, безуспешно пытавшийся склонить Чернова к сотрудничеству. Поскольку допрос ничего не дал, революционера перевели в Петропавловскую крепость, а затем, спустя полгода, в Дом предварительного заключения. Освободившись после выплаты залога, Чернов был выслан сначала в Камышин, а затем в Саратов и в Тамбов.

Однако ни тюрьма, ни административная ссылка, широко практиковавшаяся в царской России, ожидаемых властью результатов не давали. Вместо того, чтобы перевоспитываться, революционеры, как правило, использовали время вынужденного ограничения свободы для штудирования социалистической литературы. Не был исключением и Чернов, продолживший в тюрьме и ссылке самообразование. Здесь же была написана и его первая большая научная статья «Философские изъяны доктрины экономического материализма», содержавшая в зародыше идеи, которые он впоследствии защищал в своих сочинениях. Оказавшись в 1895 году в Тамбове, Чернов устроился работать канцелярским служащим в местное губернское земство и развернул активную публицистическую деятельность, став вскоре видным идеологом народничества. Участвовал Чернов и в деятельности местных революционных кружков, ведших революционную агитацию в крестьянской среде. Для пропаганды в деревне социалистических идей были созданы «летучие библиотеки», а в селе Павлодар Чернов основал крестьянскую организацию «Братство для защиты народных прав», стремившееся к передаче находившейся в частной собственности земли в руки всего трудящегося народа. Замысел Чернова состоял в том, чтобы покрыть всю Россию сетью крестьянских организаций.

В 1899 году Чернов выехал за границу с целью ознакомиться с достижениями мировой социалистической мысли и установить связи с представителями революционной эмиграции. Лидер заграничного «Союза русских социалистов-революционеров» Хаим Житловский познакомил Чернова с основными группами народнической эмиграции, и в 1900 году оба они приняли участие в основании Аграрно-социалистической лиги. В программной брошюре Лиги, написанной Черновым, говорилось о необходимости возобновить революционную работу в крестьянстве, без опоры на которое «никакая революционная партия не сможет нанести в России серьезного, решительного удара буржуазно-капиталистическому режиму» . На протяжении ряда лет Лига издавала и переправляла в Россию нелегальную литературу, которую распространяли местные народнические кружки.

В 1902 году в России произошло образование единой Партии социалистов-революционеров, и Чернов сразу же вступил в ее ряды и вместе с М.Р. Гоцем стал редактором ее печатного органа ‒ газеты «Революционная Россия». Чернов был избран членом ЦК партии эсеров и впоследствии переизбирался в ЦК всех его составов. Он всецело поддержал революционный террор, опубликовав после убийства эсеровским боевиком министра внутренних дел Д.С. Сипягина, статью «Террористический элемент в нашей программе», в которой обосновывал тактику индивидуального террора. В последующие годы Чернов, посвятивший себя революционной публицистике, стал главным теоретиком партии социалистов-революционеров. Он был автором проекта программы партии и большинства статей, посвященных ее тактике; выступал с лекциями, в которых отстаивал идеологию социалистов-революционеров. А в сентябре 1904 года Чернов вместе с М.А. Натансоном и Е.Ф. Азефом представлял партию эсеров на Парижской конференции революционных и оппозиционных партий России, на которой обсуждалась тактика совместной борьбы с самодержавием.

Во внутрипартийных спорах Чернов всегда стремился занять центристскую позицию, чем, по мнению эсера Н.И. Ракитникова, «лучше, чем какой-либо другой член партии, всегда олицетворял единство партии» . Однако постоянное стремление к компромиссу (как в партийной деятельности, так и в теоретических вопросах), вызывало порой довольно едкие замечания. «Немножко Канта, немножко Маркса, немножко Михайловского и Лаврова, немножко социализма, немножко отсебятины - такова программа Виктора Чернова и всей партии эсеров» , ‒ характеризовал взгляды эсеровского теоретика социал-демократ И.М. Майский.


С началом революции 1905 года партия социалистов-революционеров сделала ставку на вооруженное восстание. Нелегально вернувшись в Россию, Чернов принял участие в издании первой легальной газеты эсеров «Сын отечества». На первом съезде партии, состоявшемся в декабре 1905 года, Чернов был главным докладчиком и автором большинства резолюций съезда. Съезд принял подготовленную им программу, центральным пунктом которой была «социализация земли» ‒ превращение ее в народную собственность с последующим распределением на основах уравнительного землепользования. Программа, предусматривавшая ликвидацию частной собственности на землю и безвозмездную передачу помещичьей земли крестьянам, обеспечив эсерам и лично В.М. Чернову поддержку со стороны крестьянства.

Активист кадетской партии И. Куторга так характеризовал лидера эсеров: «В.М. Чернов сразу произвел такое впечатление, как будто его диалектический талант весь направлен на одну цель: подсунуть слушателю недоброкачественный материал, как это делает приказчик сомнительной лавчонки. Хитрое, немного на сторону скошенное лицо, косящие в разные стороны глаза и... поток, неудержимый поток красивых слов, запас которых у оратора явно неистощим. Сладкая улыбка и жесты мужицкого "папаши" только увеличивали цельность образа. Таким представлялся мне В.М. Чернов в Петрограде, таким же знал я его в Праге, когда революционное оперение сильно повылезло и слова потеряли прежний глянец. Нас, молодых, не принадлежавших к партии Чернова "общественников", особенно раздражала манера его полемизировать. Было в этой манере полное презрение к истине. Полная неразборчивость в подборе аргументов и необыкновенно неприятная издевающаяся улыбочка; грубая неправда и какое-то неуважение не только к противнику, но и вообще к слушателю сменялись лирическими "отступлениями" и патетическими призывами "не бояться революции": не бойтесь чрезмерно политических чрезмерностей Ленина ‒ таково одно из этих, ставших знаменитыми, изречений Чернова. Предвидение событий, как видит читатель, оставляло желать лучшего» .

После роспуска Второй Думы, участие в деятельности которой принимали эсеры, Чернов призвал партию активизировать террор и готовить народное восстание, однако меры, предпринятые правительством П.А. Столыпина, не позволили эсерам развернуться. Поражение революции заставило Чернова эмигрировать. После того как выяснилось, что Е.Ф. Азеф, бывший одним из лидеров эсеров и возглавлявший боевую организацию партии, был секретным агентом Департамента полиции, Чернов вышел из руководства партии, поскольку считал себя ответственным за то, что долгое время отвергал выдвигавшиеся против провокатора обвинения. В эмиграции Чернов жил во Франции и Италии, разрабатывая теоретические вопросы социализма, практически отойдя от партийной дел до 1914 года. После начала Первой мировой лидер эсеров занял интернационалистическую позицию, призывая своих единомышленников вместо того, чтобы сочувствовать какой-либо из воющих стран, содействовать росту революционных настроений в каждой из них, чтобы «справедливо» закончить войну через революции. Принимал участие в международных конференциях социалистов, выступавших против мировой войны в Циммервальде (1915) и Кинтале (1916). К 1917 году Чернов не сомневался в том, что самодержавие исчерпало себя и обречено рухнуть при первом же напоре масс.

Вернуться в Россию В.М. Чернову довелось лишь после победы Февральской революции. 8 апреля 1917 года вместе с Б.В. Савинковым и Н.Д. Авксентьевым он прибыл в революционный Петроград, сразу же призвав к объединению всех народнических групп и партий и к воссозданию Интернационала. Пользовавшийся большой известностью в левых кругах, Чернов был кооптирован в Совет рабочих и солдатских депутатов, в Петроградский комитет эсеров и в редакцию партийной газеты «Дело народа». Как отмечал один из современников, «доминирующая роль в "Деле народа" принадлежала, конечно, В.М. Чернову. Для большинства эс-эров его авторитет, особенно в первые месяцы революции, был бесспорен. В популярности с ним могли конкурировать только Керенский и » .

Несмотря на буржуазный характер новой власти, социалист Чернов призвал к поддержке Временного правительства. «Демократия поступила совершенно правильно, предоставив цензовой России образовать власть, ‒ говорил он в одном из своих выступлений, ‒ поскольку цензовые элементы (буржуазия) были к тому подготовлены, а трудовая Россия наскоро импровизировала свою организацию ‒ Совет рабочих и солдатских депутатов» . Во время апрельского кризиса Чернов поддержал идею создания коалиционного правительства и 5 мая 1917 года, как лидер партии специализировавшейся на аграрном вопросе, стал министром земледелия. От «селянского министра» однопартийцы ждали радикальной земельной реформы, соответствующей программе партии, но столкнувшись с противодействием противников раздела помещичьих земель, он так и не смог добиться воплощения партийной программы в жизнь.

В этот период Чернов-министр наивно полагал, что в ближайшее время все перемены в истории будут проходить «под знаменем партии с.-р.»; призывал оказывать всемерное содействие «революционизированию демократии Запада»; занял оборонческую позицию, доказывая, что в развязывании мировой войны повинен царизм, а с его свержением характер войны изменился, и теперь Россия в лице Временного правительства борется за демократический мир; отстаивал принцип «федерирования во вне и внутри страны», т.е. «установления принципов равноправия наций, наделения полным суверенитетом отдельных единиц», выступая за «Соединенные Штаты России».

Один из сатирических журналов того времени так характеризовал министра Чернова: «Мужицкий министр по профессии. Это предсказала ему еще бабушка, когда министру было три года. Представительный человек. В прокламациях сам себя рекомендовал, как "селянского министра". Седая львиная голова, на устах постоянно сахарная улыбочка, любит шуточки, красное словцо и немножко пафоса. С виду это "Барин на крыльце, / С выраженьем на лице", а по речи крестьянский ходатай и печальник, готовый положить душу за други своя. Вот так слушает его товарищ-крестьянин, расплывется лицо у него от предвкушения радостей, и подумает он: "Эх, барин, твоими бы устами да мед пить"! Обходительный человек, что и говорить. И он обойдет действительно, когда нужно, "проклятый вопрос", не скажет: нет, не скажет: да, он просто воздержится от голосования, по старинной поговорке: "слово, это ‒ серебро, а молчание ‒ золото"» .

Но Временное правительство, не справлявшееся с ситуацией и все более погружавшее страну в хаос, стремительно теряло популярность. Терял свое прежнее влияние и «селянский министр». Левая эсерка Б.А. Бабина позже заявляла: «Чернов не является для меня образцом социалиста. Талантливый теоретик, прекрасно писал, но в личной жизни вел себя недостойно социалиста. Во время революции лидер партии, министр земледелия, вместо того чтобы заниматься своим прямым делом, крутит роман и меняет жену ‒ это недостойно. Как вождь он совсем не удовлетворял никаким требованиям, просто хороший теоретик. (...) Разве не он, когда-то талантливый и умный теоретик, детально разработал принципы и порядок проведения социализации земли без выкупа, которая входила в программу-минимум дореволюционной П.С.-Р.? И не он ли самый, оказавшись министром земледелия первого революционного правительства, позорно ее проворонил, позволил вырвать инициативу из рук своей партии? Он, бывший в свое время участником циммервальдской конференции, не сумел вовремя прекратить войну. Он оказался главным виновником раскола партии, прежде сильной и пользовавшейся популярностью среди рабочих, а не только лишь крестьянских масс, как то всегда стараются изобразить большевики...» Высоко ценивший Чернова меньшевик Н.Н. Суханов, по оценке которого «в создании эсеровской партии Чернов сыграл совершенно исключительную роль» и «был единственным сколько-нибудь крупным ее теоретиком», вместе с тем отмечал: «Но Чернов... выполнял в эсеровской партии только половину дела. В эпоху дореволюционной конспирации он не был партийным организационным центром. А на широкой арене революции, несмотря на свой огромный авторитет среди эсеровских работников, Чернов оказался несостоятельным и в качестве политического вождя. А на широкой арене революции, когда "идеология" должна была уступить место политике, Чернову суждено было не только истрепать свой авторитет, но и, пожалуй, сломать себе шею» .

Во время Июльского кризиса В.М. Чернов был арестован кронштадтскими матросами, обвинившими его в потворстве кадетам. Освободил Чернова лично Л.Д. Троцкий, призвавший матросов «не мешать своему собственному делу... мелкими насилиями над отдельными случайными людьми». Сохранив свой пост во втором коалиционном правительстве, Чернов, однако, уже мало кого устраивал. Повергаясь критики кадетов за то, что он все еще не может отказаться «от злосчастной мысли продолжить политику "углубления революции"», Чернов 20 июля подал в отставку, потребовав расследования своей деятельности, однако советские органы власти выразили ему доверие. Но дни пребывания Чернова во власти были уже сочтены. 26 августа, в начале «корниловского мятежа», он вышел из состава Временного правительства.

В этот период Чернов стал резко критиковать российскую демократию, которая, доказав умение «бороться, свергать и разрушать», придя к власти продемонстрировала сомнительную способность «слишком много разговаривать и слишком мало делать». Обвинив демократические партии во «властебоязни» и уступках кадетам, которые диктуют им свои условия, Чернов сетовал, предупреждал, что «если получив вотум народного доверия, мы его не используем и будем топтаться вокруг власти... то эта пустопорожняя тактика поистине может произвести впечатление полной государственной импотенции и привести к разочарованию народных низов» . Если, рассуждал Чернов, социалисты, которым все еще симпатизирует значительная часть общества, не проявят способности «спасти родину и революцию», то демократия будет осуждена на поражение и власть перейдет в руки большевиков. «По-видимому, ‒ проолжал Чернов, ‒ большевистский бурун грянет неотвратимо. Я безрадостно гляжу на ближайшее будущее... Ответственно мыслящая часть трудовой демократии будет ослаблена и дискредитирована. Надо было не упускать, когда все шло прямо к нам в руки, а "не удержался за гриву ‒ за хвост и подавно не удержишься"» . В последнем Чернов не ошибся.

Октябрьскую революцию лидер эсеров не принял. 26 октября 1917 года Чернов стал одним из инициаторов создания «Комитета спасения родины и революции», войдя в его военно-организационную комиссию. Поддержал Чернов и неудавшийся поход А.Ф. Керенского и П.Н. Краснова из Гатчины на красный Петроград, и вспыхнувшее против советской власти 29 октября 1917 года восстание юнкеров. Чтобы отстранить большевиков от власти, Чернов вместе с бывшим военным министром Временного правительства А.И. Верховским, лидерами эсеров и меньшевиков Н.Д. Авксентьевым, Б.О. Богдановым, А.Р. Гоцем и другими прибыл в Ставку, в Могилев, где в начале ноября участвовал в переговорах о создании единого «общесоциалистического правительства», в председатели которого была выдвинута его кандидатура. Но попытка сформировать правительство была быстро пресечена, и Ставка была занята революционными солдатами.

Однако на выборах в Учредительное собрание победили не большевики, а партия эсеров, и Чернов 5 января 1918 года был избран его председателем. Но большевики, как известно, сразу же разогнали «учредилку». Перебравшись в Самару, где после свержения советской власти был создан Комитет членов Учредительного Собрания (Комуч), Чернов продолжил антибольшевистскую борьбу, но никаких постов уже не занимал. Былая популярность обернулась общим неприятием бывшего министра-социалиста. Белый генерал П.П. Петров, служивший в Народной армии Комуча, вспоминал: «В Самару в это время пребывали все новые и новые члены Учредительного собрания 1918 года. Прибыл и В.М. Чернов ‒ "Хозяин Земли Русской", как кто-то величал его на одном банкете и даже в театре. Хотя он как будто и не принимал участия в работе власти, но прибытие его произвело скверное впечатление на войска Народной армии. Скверное впечатление усугублялось тем, что официоз Комитета поносил не только Сибирское правительство, но и вообще буржуазию, по-видимому почувствовав поддержку с возвращением чехов. Затем, если существуют у офицеров разные мнения о Керенском, то к Чернову они относятся единодушно ‒ с ненавистью и гадливостью. Ленина и Троцкого ненавидят, пожалуй, меньше».

После колчаковского переворота, в ноябре 1918 года, лидер эсеров пытался организовать борьбу против А.В. Колчака, но при этом был категорически против предложения части эсеров о сотрудничестве с Красной Армией в борьбе с «реакцией». Компромиссным решением для Чернова стал временный отказ от вооруженной борьбы с большевизмом.

В 1920 году В.М. Чернов эмигрировал в Эстонию, а затем в Чехословакию, возглавив Заграничную делегацию эсеров. Сочувствуя Кронштадтскому мятежу и крестьянским выступлениям на Тамбовщине, эсеровский теоретик безуспешно пытался оказать им поддержку. Когда же победа советской власти стала очевидна, Чернов сменил тактику, поставив перед своими сторонниками задачу входить в советы, фабзавкомы и другие органы для мирного противодействия в них большевикам. Постепенно Чернов утрачивал влияние среди эмиграции. Переехав в 1931 г. во Францию, он взялся за подготовку трудов по философии, политэкономии, истории и социологии, гастролировал с лекционными турне и пропагандировал идеи «конструктивного социализма». После начала Великой Отечественной войны Чернов, несмотря на свое отрицательное отношение к советской власти, поддержал СССР в борьбе с нацистской Германией. При этом Чернов резко критиковал Сталина за репрессии в армии и довоенное сотрудничество с Гитлером, призывая советского лидера крепить связь с западными демократиями. Переехав в 1941-м в США, Чернов до конца жизни участвовал в деятельности Нью-Йоркской группы партии социалистов-революционеров, был одним из редакторов партийного журнала «За свободу», писал статьи и мемуары. Жизнь лидера эсеров оборвалась 15 апреля 1952 года в Нью-Йорке на 79-м году жизни.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Содержимое:

(псевдонимы: Гарденин, Вечев, Тучкин и др.; род. 1873) — виднейший лидер партии с.-р. Учился в Московском университете, принимал участие в студенческом движении.
В 1894 арестован по делу партии «Народное право» и выслан на 3 года в Тамбов; сотрудничал в легальных журналах, гл. обр. в правонародническом «Русском богатстве». В 1899 уехал за границу, был одним из организаторов «Аграрно-социалистической лиги»; Ч. входил в редакцию центр. органа партии с.-р. «Революционная Россия», состоял членом эсеровского ЦК. В 1905 вернулся в Россию.
На I съезде партии с.-р. в январе 1906, где произошел откол правых («народных социалистов») и левых («максималистов»), Чернов возглавил «центр». Вплоть до 1908 Чернов упорно защищал Азефа и фактически дал ему возможность после разоблачения скрыться из Парижа; скомпрометированный этим, Ч. на время отошел от партийной деятельности и занялся исключительно литературной работой, главным образом в журналах «Современник» (вместе с меньшевиками) и «Заветы» (вместе с правыми народниками).
Во время войны Чернов считался «интернационалистом», участвовал в Циммервальдской и Кинтальской конференциях, но фактически являлся социал-патриотом; в частности, вслед за социал-патриотами других стран, он нагло извращал Маркса и пытался изобразить его германским шовинистом.
Вернувшись в Россию после Февральской революции, Чернов стал во главе с.-р. «центра», сделался откровенным оборонцем и соглашателем, поддерживая Временное правительство и коалицию с буржуазией.
С 5/V по 26/VIII был министром земледелия во Временном правительстве.
В качестве «селянского министра» этот «теоретик» аграрной революции яростно обрушивался с репрессиями на крестьян, проводивших захват помещичьей земли. С первых дней Октябрьской революции Чернов вел бешеную борьбу против большевиков и Советской власти.
Он был избран председателем единственного заседания Учредительного собрания; принимал участие в попытке превратить эсеровскую демонстрацию 5/18 января (день открытия Учред. собрания) в вооруженное восстание против Октябрьской революции.
С начала гражданской войны Чернов принимал участие в организации ряда контрреволюционных выступлений против Советской власти.
Летом 1918 он перебрался на Чехословацкий фронт, где пытался руководить деятельностью комитета (членов).
Учредительного собрания.
После захвата власти Колчаком был арестован его агентами, но вскоре освобожден по распоряжению чехословацкого командования.
После провала чехословацкой авантюры Чернов оказался совершенно изолированным среди обломков своей партии; этому типичному двурушнику перестали верить те из членов партии с.-р., которые в этот период отстаивали тактику лояльного отношения к Советской власти (Буревой, Ракитников и др.), и его не признавали вполне своим также представители крайне правого, террористического и интервенционистского крыла партии с.-р. В 1920 Ч. эмигрировал и вместе со всей верхушкой с.-р. в эмиграции перешел на содержание чехословацкого правительства.
В феврале 1921 принимал участие в Парижском съезде членов Учредительного собрания и был выбран в комитет; составленный из с.-р. и к.-д.; в том же году пытался возглавить Кронштадтский мятеж, для чего специально приехал в Ревель.
Все последние годы, кочуя по разным центрам белой эмиграции, как в своей литературной и публицистической деятельности, так и в качестве докладчика на публичных собраниях эмигрантов и среди заправил 2 Интернационала выступал яростным врагом пролетарской революции, диктатуры пролетариата и Советской власти.
Как литератор Чернов чрезвычайно плодовит.
Помимо множества статей в газетах и журналах ям в разное время издан ряд книг и брошюр, посвященных гл. обр. «критике» марксизма и «теоретическому» обоснованию программы с.-р. («Философские и социологические этюды», М., 1907; «Социалистические этюды», М., 1908; «Теоретики романского синдикализма», М., 1908; «К вопросу о капитализме и крестьянстве», Ниж. Новгород, 1905; «Крестьянин и рабочий, как экономические категории», 3 изд., П., 1917; «К вопросу о социализации земли», М., 1908; «Земельный вопрос», П., 1917; «Интернационал и война», 2 изд., П., 1917 ; «Истинные и мнимые пораженцы», 2 изд., П., 1917; «Конструктивный социализм», Прага, 1925, и др.). В своих литературных работах, как и в практической политической деятельности, Чернов представляет собою типичное воплощение мелкобуржуазной природы с.-р., их авантюризма, соединенного с революционной фразой, их глубокого оппортунизма, беспринципности и теоретического эклектизма.
Этот виднейший публицист и «теоретик» неонародничества, считавшийся среди левой интеллигенции продолжателем дела Михайловского (см.), обнаруживал в области теории величайшую беспомощность и путаницу взглядов.
Его философские статьи представляют невероятную смесь различных «новейших» буржуазных концепций: эмпириокритицизма, неокантианства, ницшеанства, этического идеализма и т. д. В социологии Чернов защищал субъективизм, плюрализм и народнический » утопизм, а в политической экономии пытался сочетать пошлейший ревизионизм с каким-то своеобразным синдикализмом.
Выступая в роли главного «теоретика» эсеровской аграрной программы и «критикуя» марксизм, Чернов опирался на таких махровых германских ревизионистов, как Бернштейн, Герц, Давид и др. Поэтому статьи Ленина периода 1900-х гг., направленные против программы и тактики с.-р., бьют гл. образом Ч. В своей написанной уже в период белой эмиграции книге «Конструктивный социализм» Ч. противопоставляет социализму «разрушительному», т. е. революционному, свой «конструктивный», т. е. откровенно реформистский, буржуазный «социализм», сходясь здесь даже в названии с Макдональдом.
Выступая в роли политического вождя своей партии, Чернов всегда проявлял невероятные колебания и шатания.
В начале 1900-х гг. он был одним из защитников «эксцитативного» (возбуждающего) террора.
После первых побед революции 1905 он качнулся вправо и в эпоху 2 Думы, руководя работой думской фракции с.-р., постоянно колебался между кадетами и с.-д. В период реакции он в борьбе против большевиков блокировался с ликвидаторами, оправдывал ренегатские романы Ропшина-Савинкова.
Во время войны и в период Февральской революции Чернов, являвшийся несомненным оборонцем, продолжал щеголять путаной «интернационалистской» фразеологией, и вследствие этого на него, как на «циммервальдца», косо смотрели не только лидеры буржуазной партии, но также крайние правые с.-р. То же самое наблюдалось и во время учредиловской комедии на Востоке, где Чернов возглавлял в 1918 Уфимский съезд членов Учредительного собрания, но где фактическим влиянием пользовались такие правоэсэровские дельцы, как Аргунов и Зензинов.
Вообще в роли вождя своей партии Ч. на всем протяжении революции являл собою беспринципную и часто жалкую трагикомическую фигуру.
Лит.: Ленин В. И., Сочинения, 3 изд., т. IV (Аграрный вопрос и «критики Маркса»), т. V («Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемое социал-революционерами»), т. XX («Чудеса революционной энергии»); Владимирова В., Год службы «социалистов» капиталистам (Очерки по истории контрреволюции в 1918), М.-Л., 1927; Буревой К., Распад, М., 1923; Зайдель Г., «Конструктивное» убожество, в сб. «Воинствующий материалист», книга 3, Москва, 1925. Чернов, Виктор Михайлович — социолог, обществ. деятель, идеолог партии правых эсеров.
Род. в г. Камышин Саратовской губ. Обучаясь в Саратовской гимназии, участвовал в кружках самообразования, познакомился с революционерами, проживавшими в Саратове (В. А. Балмашев, М. А. Натансон и др.). За неблагонадежность был исключен из гимназии.
Окончив курс в Дерпте, поступил в Моск. ун-т. Через полтора года (1884) был арестован по делу «Нар. права» (вместе с Натансоном и др.), в организации к-рого не участвовал. 8 месяцев находился в Петропавловской крепости, затем выслан на 3 года в Тамбов.
Начал публиковаться в тамбовских газ., затем в «Жизни», «Вопросах философии и психологии», «Русском богатстве». Принял участие в организции первого «крестьянского братства». В 1889 выехал за границу, в 1900 совм. с Л. Э. Шишко, В. Ф. Волховским и др. организовал Аграрно-социалистич. лигу, издававшую популярные революц. брошюрки для крестьян.
С конца 1901 руководит вместе с Гоцем заграничным органом партии эсеров «Революционная Россия», становится членом ЦК и ЦО партии эсеров.
В конце 1905 возвращается в Россию, с 1908 — вновь за границей, редактирует парт. орган «Знамя труда». Во время Первой мировой войны занимал антиоборонческую позицию, участвовал в Циммер-вальдской и Кинтальской конф. После Февральской революции вернулся в Россию, занимал более месяца пост министра земледелия Временного правительства.
Был предс. Учредительного собр. (5 января 1918). Летом 1918 возглавил Комитет членов Учредительного собр. в Уфе. (Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX — начала XX века. Избр. произв.
М., 1994. С.119-120). С 1919 нелегально жил в Москве, Саратове.
В 1920 эмигрировал в Эстонию.
В 20-х гг. жил в Праге. Совм. с С. П. Постниковым издавал ж. «Револю-цонная Россия» (1920-1931). В 1931 поселился в Париже.
С середины 30-х гг. выступал за создание в европ. гос-вах нар. фронта с участием коммунистов против набиравшего силу фашизма.
После нападения Германии на СССР признал необходимым «стать на защиту России» при условии, если сов. правительство прекратит войну со своим собственным народом и объявит полит. амнистию.
Участник движения Сопротивления во Франции.
Умер в Нью-Йорке. В работах Ч. дореволюц. периода подчеркивается важность разработки правовых основ и «гл. устоев» будущего социалистич. об-ва. Существенным при этом оказывается рассмотрение проблем соотношения производства и потребления, а также проблемы потребностей.
В работе «Производство против потребления» (1907) Ч. говорит об «организации потребления» как об одной из «коренных основ будущего социалистического строя». Для совр. капиталистич. об-ва, утверждает Ч., характерен не «примат потребления над производством», а «примат производства над распределением и потреблением». «Задает тон производству не потребление вообще, а лишь платящее потребление, и при том исключительно потребление данного момента, нужды будущих поколений не принимаются в расчет, и сплошь и рядом торжествует хищническое хозяйство, слушающееся лишь моментальных, сегодняшних запросов рынка. Одни потребности остаются вовсе неудовлетворенными, другие — удовлетворенными лишь вполовину, зато третьи удовлетворяются в излишестве.
Тем самым в корне извращается в человечестве и самый ход развития потребностей.
Вместо правильного нарастания высших на основе нормального удовлетворения низших, вместо гармонического усложнения и обогащения запросов от жизни, равномерно идущего в массе населения, получается остановка и болезненно-однобокое направление развития, подкапывающее человеческую индивидуальность» (Собр. соч. Вып.2. С.92). Зачатки правильной организации потребления Ч. видел в кооперативном движении, причем т. о., чтобы производительные ассоциации группировались вокруг потребительской.
Именно такая организация, когда она охватит все об-во, сможет, считал Ч., обеспечить «примат потребления». Выступая против вульгаризации понятий потребления и потребностей, Ч. подчеркивал, что потреблять — «это, в частности, включает в себя понятия — получать образование, развиваться эстетически, наслаждаясь высочайшими произведениями искусства, знакомиться с трудами величайших гениев человеской мысли», говорил о необходимости «развивать в себе все более и более сложные и утонченные потребности и соответствующие им силы» (Там же. С.105-106). Соглашаясь с марксистами в том, что «совр. гос-во» есть прежде всего орган классового господства, Ч., однако, связывал природу гос-ва прежде всего с удовлетворением нек-рых общенар. потребностей.
Это культурно-положительное ядро, считал он, в процессе истории облеклось антинародной оболочкой.
Оболочка должна отмереть, дав дорогу «свободному, ничем не скованному развитию ядра». Соч.: Экономический материализм и критическая философия — Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.39; Типы психологического и социологического монизма — Русское богатство. 1899. № 1; Типы капиталистической аграрной революции — Там же. 1900. № № 4-6, 8-11; Субъективный метод в социологии и его философские предпосылки — Там же. 1901. № № 7, 8, 10-12; К вопросу о «положительных» и «отрицательных» сторонах капитализма — Там же. 1902. № 4; Социализация земли. [В соавт.]. Одесса, 1906; Монистическая точка зрения в психологии и социологии.
М., 1906; Философские и социологич. этюды. М., 1907; Социалистические этюды. М., 1908; Интернационал и война. Пг., 1917; Собр. соч. В 2-х вып. Пг., 1917; Конструктивный социализм.
Т.1. Прага, 1925; Записки социалиста-революционера.
Кн.1. Берлин-М.-Пг., 1928; Рождение революционной России.
Париж — Прага-Нью-Йорк, 1934; Перед бурей. Воспоминания.
Нью-Йорк, 1953. И. Ю. Алексеева Чернов, Виктор Михайлович Род. 1873, ум. 1952. Революционер, политик.
Стоял у истоков партии социалистов-революционеров.
Был министром земледелия Временного правительства (1917), председателем Учредительного собрания (1918). В 20-х гг. эмигрировал.
Позднее участник французского Сопротивления.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!