В п глушко краткая биография. Академик Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ракетных систем: биография, семья, награды, память

Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте, несмотря на то, что долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

Мечты о космосе


Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в отрядах Красной Армии, как многие его сверстники. Его восхищали книги Жюля Верна. Прочитав в 1921 году «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», маленький Валентин решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь осуществлению таких полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее – за освоением космоса.

В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.


В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год

От теории к практике

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.


ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева

Репрессии и Великая Отечественная Война

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев». Конечно, на эти письма никто не отвечал.


В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г

Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».


Выписка из протокола с приговором

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.

«Сквозь тернии – к звёздам»

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.


В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год

В своей первой книге «Проблемы эксплуатации планет» академик предвидел много изобретений, служащих освоению космического пространства. Так, он писал: «Сообщение между ракетой и Землей может быть прямое и должно производиться посредством маленького аппарата, так что эта большая ракета (мы назовем ее наблюдательной станцией), находясь всегда наверху, может иметь много различных назначений». И вот в 1960-1970 годах Глушко участвует в разработке орбитальных комплексов «Салют», «Мир», а сообщение с Землёй поддерживают пилотируемые корабли «Союз» и транспортные «Прогресс».

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.

Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.


Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год


Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве

Крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран"


Биография

ГЛУШКО ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ - 02.09.(21.08.).1908, Одесса - 10.01.1989, Москва - крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран", академик Академии Наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член КПСС с 1956.

В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-1929) работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе, продолжившие работу в Реактивном научно-исследовательском институте (НИИ No 3 НКОП) (1934-1938) и реорганизованное в ОКБ-СД (1941), именуемое затем ОКБ-456 ныне НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко. 1941-74 главный конструктор. С 22.05.1974-10.01.1989 генеральный конструктор НПО "Энергия".

23.03.1938 был арестован органами НКВД г. Москвы на основании информации, располагаемой органами НКВД о вредительской деятельности В.П. Глушко в ракетной технике. (Следственное дело Центрального архива ФСБ No Р18935 (18102)). 28.03.1938 подписано Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения по ст. 58-7-II, и содержания его под стражей. На основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, а также доносов А.Г. Костикова, Юкова, Панькина, М.К. Тихонравова, Л.С. Душкина и др. 15.08.1939 Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительно трудовых лагерей, но впоследствии был оставлен для работы в техбюро.

Сначала он был направлен на московский авиацонный моторостроительный завод в Тушино, где занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1941 в Казань для продолжения работ. Под руководством В.П.Глушко за период до 1944 было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943-1946 гг. наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым утверждены И.В.Сталиным.

Согласно письму Л.П.Берия от 16.07.1944 на имя Сталина с просьбой о досточном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 02.08.1944 В.П. Глушко был освобожден и направлен в Германию с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой.

30.05.1956 постановление Особого Совещание при НКВД СССР было отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено. В.П.Глушко был полностью реабилитирован.

Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70, -101, -102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для РН "Протон", РД-301 и мн. др. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые не первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех советских РН и мн. дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитпометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспломеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ) (1967). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1976. Ленинская премия СССР (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1945); медалями: "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (За трудовую доблесть) (1970), "XXX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне" (1975), "40 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне" (1985), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "Ветеран труда" (1984), "В память 800-летия Москвы" (1948).

Почетный гражданин 8 городов. В Одессе установлены Бронзовый бюст на Приморском бульваре и мемориальная доска на доме 10 по Ольгиевской ул., где он жил с 1921 по 1925. В Казани на здании авиационного института открыта мемориальная доска. В 1994 решением Международной астронавтической федерации его именем назнан кратер, диаметром 43 километра на заповедной видимой стороне Луны.

Книги: "Проблема эксплуатации планет" (рукопись) 1924, Ракеты их устройство и применение, М. - Л., 1935 (совместно с Г.Э. Лангемаком); Жидкое топливо для реактивных двигателей, ч. 1, М., 1936; Ракетная техника. Сб. статей, в. 2, 3, 4, 5, 6, М. - Л., 1937; "Источники энергии и их использование в ракетной технике", М., Оборонгиз, 1949; Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ, М., 1975, Путь в ракетной технике 1924-1946, избранные труды, М., Машиностоение, 1977; Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР, М., изд. 1-е 1972, изд. 2-е 1981, изд. 3-е 1987, Энциклопедия "Космонавтика", 1985 г.(гл.редактор), Справочник по термодинамическим и теплофизическим свойства веществ в 10-ти томах (гл. редактор).

Энциклопедическая справка

ГЛУШКО Валентин Петрович (р. 2 сентября 1908 - 10 января 1989) ; академик АН СССР (1958; чл.-корр. 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961)... В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э.Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярние и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразледение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком тепливе, продолжившее работу в Реактивном научно-исследовательком институте (1934-38) и реорганизованное в ОКБ (1941), именуемое затем ГДЛ-ОКБ (в 1941-74 главный конструктор). С 1974 генеральный конструктор. Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического РД, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70 , -101, -102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для РН "Космос": РД-253 для РН "Протон", РД-301 и многое другое. Под руководством Глушко разработаны мощние ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех современных РН и многих дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и многое другое. Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного совета СССР 7-11 созывов, ... Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Почетный гражданин городов Одесса, Калуга, Элиста и др. Бронзовый бюст и мемориальная доска установлены в Одессе.

Академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии

Вы никогда не задумывались о вкладе Юга Украины в отечественную космонавтику? Город Николаев гордится Константиновым и Рюминым, Одесса - Королевым и Глушко, Шониным и Добровольским. В нашем замечательном городе, который в Украине как-то по-особенному любят и выделяют среди других замечательных городов, прошла юность Королева, здесь родился Глушко.

Валентин Петрович Глушко - видный ученый в области физико-технических проблем энергетики, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, один из крупнейших специалистов в области ракетной техники. В.Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных ЖРД.

Сергей жил на Платоновском молу в порту, Валентин - на Ольгиевской улице. Вряд ли они встречались где-нибудь, во всяком случае, ни тот, ни другой не помнят такой встречи, а тут еще разница в возрасте: Валентин был на целых два года моложе, в детстве это огромная разница. Да и устремления у двух этих одесских мальчишек были разные: Сергей увлекался авиацией, Валентин - астрономией. Сейчас это покажется странным, но в те годы идея космического полета была более близка астрономам, чем авиаторам. Космонавтика скорее рисовалась как будущее астрономии, чем авиации. Может быть, поэтому юному Королеву не пришло в голову написать Циолковскому письмо.

А Глушко написал. «Глубокоуважаемый К. Э. Циолковский! - писал 15-летний Валентин.- К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже больше двух лет. Поэтому я перечитал много на эту тему литературы.

Более правильное направление получил я, прочтя прекрасную книгу Перельмана «Межпланетные путешествия». Но я почувствовал требование уже и в вычислениях. Без всяких пособий, совершенно самостоятельно я начал вычислять. Но вдруг мне удалось достать Вашу статью в журнале «Научное обозрение» (май 1903 г.) - «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Но эта статья оказалась очень краткой. Я знаю, что есть статья под таким же названием, выпущенная отдельно и более подробная,- вот что я искал и в чем заключается моя просьба к Вам.

Отдельная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и еще также Ваше сочинение «Вне Земли» не одни заставили меня написать Вам письмо, а еще очень много и очень важных вопросов, ответ на которые я хотел бы от Вас услышать...».

Циолковский ответил одесскому школьнику, прислал ему свои книжки, спрашивал, насколько серьезно он относится к своему увлечению космонавтикой. Радостный Валентин тут же ответил:

«Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу только то, что это является моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела...».

Деятельные люди и в детстве деятельные люди. Они не рассуждают: «Вот подрасту и покажу себя». Они сразу начинают себя показывать. Глушко отлично учится. Работает в обсерватории в юношеском кружке при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), ведет наблюдения Марса, Венеры, Юпитера. Организует дома химическую лабораторию, ставит опыты со взрывчатыми веществами (опыты эти рекомендовать читателям не могу: вещь опасная и в список заслуг Валентина может не входить), собирает книги о взрывчатых веществах. Строит модель космической ракеты по своим чертежам. Берет уроки живописи. Учится музыке сначала в Одесской консерватории, потом в Одесской музыкальной академии. Пишет и публикует заметки по проблемам межпланетных полетов в газетах и журналах.

«В 1924 году я окончил среднюю школу,- вспоминал Валентин Петрович.- На выпускных экзаменах был приятно удивлен, узнав, что освобожден от экзамена по физике. Для получения свидетельства об окончании я прошел почти полугодовую практику (до конца 1924 года), работая сначала слесарем, затем токарем на одесском арматурном заводе «Электрометалл» имени Ленина». В очень трудные, холодные, голодные, пулями озвученные годы он в постоянном физическом и умственном движении, в детской, юношеской, а потом и во взрослой работе, сам задает он себе высокий темп жизни, активно расширяет горизонты своих знаний, интеллекта и сил. Сам делает себя. И когда летом 1925 года Валентин приезжает в Ленинград и поступает в университет, он уже твердо знает, зачем он приехал, что он будет делать дальше. Он знакомится с Я. И. Перельманом, читает книги К. Циолковского, Г. Оберта, Р. Эсно-Пельтри, Р. Годдарда, В. Гомана. Ю. Кондратюка. В журнале «Наука и техника» за 35 лет до полета первой в мире орбитальной станции «Салют» восемнадцатилетний Глушко публикует статью «Станция вне Земли» и, предугадывая программу будущих полетов таких станций, пишет, что «не только астрономия и метеорология обогатятся ценнейшими вкладами и широчайшими горизонтами новых исследований. В таком же положении окажутся все естественные науки». Удивительно ли, что первую теоретическую работу выпускника ЛГУ «Металл как взрывчатое вещество» одобряют ученые-эксперты, а Тихомиров приглашает Валентина Петровича в ГДЛ?

Свои воспоминания Глушко назвал «Путь в ракетной технике». Этот долгий путь не всегда был легким и праздничным. Встречались на нем и рытвины неудач, и ухабы разочарований, и ямы жестокой несправедливости. Но это был всегда прямой путь. С того ясного, чистого весеннего утра, когда приехал он в Лесное под Ленинградом, где «папа Иоффе» отвел для него помещение в своей высоковольтной лаборатории, с того самого майского утра 1929 года Валентин Петрович Глушко занимался всегда одним делом - ракетными двигателями, став крупнейшим в мире авторитетом в этой области ракетной техники.

Ну, а тогда он совсем не был похож на академика. Худенький, аккуратный молодой человек, в галстуке, в отглаженной рубашке с воротничком, уголки которой по моде того времени стягивались металлической запонкой, скромный, тихий, воспитанный, обращает на себя внимание окружающих невероятным упорством и настойчивостью в работе. Для старика Тихомирова ЭРД - самоцель, для Глушко - средство достижения цели. А цель - космический полет. Расчеты показывают, да и в опытах он видит это, - электрический ракетный двигатель имеет тягу ограниченную, вывести в космос пилотируемый корабль он не сможет. ЭРД - вторичен, потому что это двигатель невесомости, но ведь в невесомость надо сначала попасть. Когда тебе 21 год, и ты сам придумал нечто такое, что до тебя никто не додумался сделать, и «нечто» это принято и одобрено учеными авторитетами, и тебе дали средства, людей, помещение, оборудование, с тем чтобы ты свою придумку усовершенствовал, очень нелегко сказать себе: «Нет, мой ЭРД - не главное сейчас. Пожалуй, я начал с конца. Космической технике нужно другое». Это было нелегко сказать, но Валентин сказал себе это. «Мне стало ясно, - вспоминал академик Глушко,- что при всей перспективности электрореактивный двигатель понадобится нам лишь на следующем этапе освоения космоса, а чтобы проникнуть в космос, необходимы жидкостные реактивные двигатели, о которых так много писал Константин Эдуардович Циолковский. С начала 1930 года основное внимание я сосредоточил на разработке именно этих моторов...».

Все тогда было для него в новинку и научить некому. Циолковский о ЖРД писал, но ни расчетов тепловых процессов, ни чертежей, ни тем более конструкций у него нет. Цандер - убежденный сторонник ЖРД, и подход у него к ним инженерный, конкретный. Но он слишком увлечен своей идеей дожигания в двигателях металла конструкций, а проблема эта по конструкторскому своему оформлению невероятно трудная, и упорство Цандера невольно тормозит всю работу. Очень быстро, в первые год-два работы, Валентин понимает, что проблема ЖРД - это не какая-то одна неведомая крепость техники, которую можно взять приступом, лобовой атакой. Скорее это целая оборонительная линия. Общая проблема разбивается на ряд отдельных проблем, решая которые последовательно можно, в конце концов, построить жидкостный ракетный мотор, как тогда называли ЖРД.

Но, пожалуй, самый крепкий орешек в загадках ЖРД - это проблема охлаждения двигателя. Чем выше температура в камере сгорания, тем, опять-таки, эффективнее и мощнее работает ЖРД. Но высокой температуры не выдерживают металлы конструкции. Инженерная интуиция в конце концов подсказывает: никакие материалы не выдержат. Надо идти совсем другой дорогой: прибегнуть к динамическому охлаждению двигателя: отводить от него тепло, как отводит вода тепло автомобильного мотора. Но вода здесь не годится….. Тогда он еще не представляет всей сложности стоящей перед ним задачи, не знает, что всю жизнь предстоит бороться ему с этими чудовищными потоками тепла, что возникнет в этой борьбе целая отрасль в науке о тепло-передачах - теория охлаждения жидкостных ракетных двигателей и что, судя по всему, конца этой борьбе, несмотря на все техническое могущество нашего космического века, видно никогда не будет.

Глушко конструирует двигатели, испытывает их, прожигает, взрывает, иногда заходит в тупик, быстро понимает это, возвращается и идет дальше, шаг за шагом идет к совершенству. Он верит, что оно достижимо; в технических отчетах, где всякий намек на эмоции издавна почитался чуть ли не признаком дурного тона, он называет ЖРД - «двигателями передовой техники». Второй сектор, которым руководит Валентин Петрович, создает целую серию опытных ракетных моторов. Первый - совсем примитивный, с цилиндрическим соплом, с водяным охлаждением, с тягой всего в 20 килограммов. Но следующий - уже в чем-то получше.

В 1937 году во время массовых репрессий арестовали и расстреляли создателей и руководителей Реактивного научно-исследовательского института, возникшего на базе ГДЛ. В марте 1938 г. Глушко также подвергся аресту и получил срок восемь лет. Уже тогда в тюрьмах начали создаваться конструкторские бюро, которые назывались «шарашками». В одной из них продолжил свои исследования и Глушко. Только в июле 1944 г. его с группой товарищей досрочно освободили за создание двигателя РД-1.

Потом будут ещё двигатели для боевых ракет, первый ЖРД, работающий по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа, кислородно-керосиновый двигатель РД-170 для сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», равного которому нет в мире.

В 1957 году решением ВАК Глушко была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958-м он избран действительным членом Академии наук СССР. Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

С назначением в 1974 г. директором и генеральным конструктором НПО «Энергия» Глушко стал играть одну из основных ролей в определении путей развития пилотируемой космонавтики. Под его руководством созданы долговременная станция «Мир» и уникальная система «Энергия» -«Буран». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных. Всё это было направлено на воплощение главной мечты - полёта человека к другим планетам.

За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов, делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС. В 1994 году решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны.

222 научных труда опубликовал В.П. Глушко, но самый первый был написан и опубликован еще в Одессе, в 1924 году, в газете, которая не устояла перед напором молодого человека, доказывавшего, что этой статьей город войдет в мировую историю. Так оно и произошло. Но как нужно было верить в себя, в свои силы, в идеи Циолковского!

«В Одессе есть какой-то фермент жизни. Помню, - рассказывал Глушко, - после какого-то из торжественных приемов в Кремле подошел ко мне Жора Добровольский и говорит: «Валентин Петрович, по паспорту мы - москвичи, но никогда не должны забывать, что сюда нас послала Одесса». Глушко вспомнились эти слова, когда Добровольский повторил в своем (кто мог тогда предположить, что последнем?) интервью, облетевшую весь мир фразу: «Одесса нас не забудет!».

Космонавты называли Глушко «богом огня», ведь мощность двигателя второй ступени, которая подняла Юрия Гагарина на «Востоке», равна мощности… Днепрогэса. В 1934 году Сергей Королев записал: «В центре внимания - ракетный мотор!» И как бы прочитав эту запись, Валентин Глушко взялся разрабатывать конструкцию мотора. И сделал то, что до него не удавалась никому.

10 января 1989 г. Валентин Петрович Глушко, полный творческих замыслов, ушёл из жизни. В своём завещании он распорядился передать в дар Государственной картинной галерее Одессы картины, приобретённые им в 1957 г. на Ленинскую премию. Этот замечательный одессит похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем в родном городе назван красивый проспект, на котором стоит памятник знаменитому конструктору.

Валентин Петрович Глушко (20.08.1908 - 10.01.1989г) - замечательный . Был одним из тех, благодаря кому очень активно и плодотворно развивалась научная экспансия СССР в космическое пространство.

Родился в Одессе, в 1908 году, в подростковом возрасте учился в Профтехшколе «Металл». В учебном заведении, руководил Кружком любителей мироведования.

В эти же годы занимается в консерватории, берет уроки по игре на скрипке у профессора Столярова.

Валентин Петрович ведет активную научную деятельность, переписывается с Циолковским, собирает материалы для книги о межпланетных сообщениях. Цель книги - обосновать целесообразность освоение космоса.

Окончив училище, работал на заводе «Электрометалл». Глушко активно продолжат работать над своей книгой. Отрывки из нее печатаются в газетах.

Идея космических полетов была популярна. В последующие годы он обращает на себя внимание, как на ученого, и отправляется на учебу в Ленинградский городской Университет. В

скоре пришло время писать дипломную работу, он разработал проект космического корабля. Второй частью дипломной работы Глушко, стал проект - «Металл как взрывчатое вещество».

Военные чины заинтересовались этой работой и автор начал работы по реализации своего проекта. С начала 30-ых годов Валентин Петрович работает в различных лабораториях, подрабатывает консультантом на Путиловском заводе.

В середине десятилетия отправляется в Москву, работать начальником РНИИ Наркомата обороны СССР. В 1938 году Глушко не обошли стороной репрессии, начатые товарищем Сталиным.

Он был осужден на восемь лет, однако впоследствии, его оставили работать в техническом бюро. За год до начала был переведен на Казанский завод номер 27, где работал в КБ при НКВД.

В 1944 году с Валентина Глушко была снята судимость, и он был досрочно освобожден. Его изобретения и решения, в послевоенные годы, позволили СССР на равных конкурировать в Космосе с США.

Долгое время наша страна была лидером в попытках освоения космического пространства. Изобретения Валентина Петровича нашли применения не только в космической отрасли, но и в военной.

Ракетные двигатели для различных летательных аппаратов, созданные им, до сих пор эксплуатируются в России. В космос был отправлен , именно благодаря разработкам Глушко в космос летал «Союз». Он принимал значимое участие в разработке и создании орбитальной станции «Мир».

За свои успехи в научной деятельности Глушко был награжден званием Героя Социалистического Труда, орденами Красного Знамени, и многими медалями.

Валентин Петрович скончался в самом начале 1989 года. Великому было 80 лет.

Академик
Валентин Петрович Глушко

Академик В.П.Глушко (1908-1989гг.) - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники.

Валентин Петрович Глушко - выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

В.П.Глушко родился в г. Одесса 2 сентября 1908 г. В школьные годы увлекался астрономией и организовал кружок юных любителей при Одесской астрономической обсерватории. Первая публикация В.П.Глушко называлась "Завоевание Землей Луны". Результаты его наблюдений метеорного потока в январе 1924 г., зарисовки Венеры, Марса и Юпитера, сделанные по собственным наблюдениям, были опубликованы в 1924 и 1925 гг. в изданиях Российского общества любителей мироведения (РОМЛ).

В это же время В.П.Глушко увлекся идеей космических полетов и с 1923 г. переписывался с К.Э.Циолковским.

В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год.

В 1925 г. поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Темой дипломной работы был проект электрического ракетного двигателя (ЭРД). С 1929 г. по 1933 г. работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, где сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе. В 1931 - 1933 гг. под руководством В.П.Глушко были разработаны первые отечественные жидкостные ракетные двигатели - ОРМ (опытный реактивный мотор). В 1933 г. был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Подразделение, руководимое В.П.Глушко, продолжило работу в составе РНИИ, где наиболее значимым результатом было создание ЖРД ОРМ-65, предназначавшегося для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева.

ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева.

В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован 23 марта 1938 г. и на основании сфабрикованного НКВД дела осужден на 8 лет лагерей (в 1939 г.). В заключении В.П.Глушко работал над созданием самолетных реактивных ускорителей. За успешное выполнение этих работ в 1944 г. В.П.Глушко и его сотрудники были освобождены со снятием судимости. Реабилитирован В.П.Глушко только в 1955 г.

В 1945 г. В.П.Глушко с группой специалистов был направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. Начиная с 1947 г. в ОКБ-456 (в подмосковном городе Химки), руководимым В.П.Глушко была создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции.

Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 г.), на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз".

ЖРД РД-108 - двигатель второй ступени ракеты Р-7 и ракет-носителей "Восток", "Восход", "Молния", "Союз". Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, устанавливались на первой и второй ступенях этих ракет-носителей. Они обеспечили прорыв человечества в космос и сегодня продолжают способствовать выполнению российской космической программы.

Двигатели нового типа РД-253 конструкции В.П.Глушко были установлены на первой ступени ракеты-носителя "Протон", которая обладает втрое большей грузоподъемностью, чем ракета "Союз".

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

Созданный в КБ В.П.Глушко ЖРД РД-253 - двигатель первой ступени ракеты-носителя "Протон".

Ракета-носитель "Протон" на стартовой позиции космодрома.

С помощью ракеты "Протон" во второй половине 60-х годов и в 70-х годах осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе облет Луны с возвращением космического аппарата на Землю, доставка с Луны образцов лунного грунта и доставка на Луну первых луноходов.

В.П.Глушко в рабочем кабинете. На книжной полке - рисованный оригинал фрагмента "Полной карты Луны" (район кратера Коперник), который был подарен Валентину Петровичу Отделом физики Луны и планет ГАИШ в день 60-летия (1968 г.).

В.П.Глушко уделял огромное внимание научному содержанию исследований, проводимых с помощью создаваемой под его руководством космической техники. Большое значение он придавал исследованиям Солнечной системы. При его активной поддержке в ГАИШ МГУ совместно со специализированными картографическими организациями удалось подготовить несколько изданий лунных карт и глобусов Луны.

В.П.Глушко и Председатель Государственной комиссии К.А.Керимов с женщинами-космонавтами В.Л.Пономаревой, В.В.Терешковой и Т.Д.Кузнецовой в демонстрационном зале (1968 г.). В центре стола стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (издание 1967г.). Левее и ниже виден самый первый глобус Луны (издание 1961 года), на котором около трети поверхности занимает белый, пустой сектор, соответствующий той части лунного шара, что не была сфотографирована во время первой космической съемки Луны в 1959 г.

Деловая записка В.П.Глушко, приложенная к материалам, направленным заведующему Отделом физики Луны Ю.Н.Липскому. Взаимодействие В.П.Глушко с Отделом физики Луны и планет ГАИШ происходило постоянно. 1970 год.

В.П.Глушко вручает медаль 40-летия ГДЛ-ОКБ начальнику отдела предприятия М.Р.Гнесину (1969 г.). На заднем плане рядом с макетами реактивных двигателей стоит глобус Луны, подготовленный в ГАИШ (1967г.), из личной коллекции В.П.Глушко.

В 1974 г. В.П.Глушко был назначен генеральным конструктором Научно-производственного объединения "Энергия", соединившем ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, руководимое ранее С.П.Королевым. Наряду с проводимыми под руководством В.П.Глушко текущими запусками орбитальных станций и космических кораблей, в НПО "Энергия" по его инициативе началась разработка новой ракетно-космической системы "Энергия" с грузоподъемностью более 100 т.

Среди других задач, сверхтяжелый носитель "Энергия" по замыслу В.П.Глушко предназначался для обеспечения пилотируемых полетов на Луну и создания долговременной обитаемой базы на лунной поверхности. Отдел исследований Луны и планет ГАИШ был привлечен В.П.Глушко для научного обеспечения проекта обитаемой лунной базы. В рамках договора НПО "Энергия" с ГАИШ в течении ряда лет велись работы по научному обоснованию выбора места базирования на лунной поверхности. Это сотрудничество продолжалось почти 15 лет.

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге

Надпись, сделанная В.П.Глушко на своей книге, подаренной им заведующему Отделом исследований Луны и планет ГАИШ В.В.Шевченко (1978 г.). Сотрудничество коллектива Отдела с НПО "Энергия", руководимым В.П.Глушко, вступило в это время в новую активную фазу.

В процессе совместных работ у руководства Отдела часто возникали просьбы к В.П.Глушко о содействии в том или ином вопросе. Валентин Петрович был неизменно внимательным и доброжелательным. Ни одно из обращений к нему не оставалось безответным. В этом случае его телефонный разговор, как правило, начинался шутливой фразой: "Владислав Владимирович, я вам докладываю..."

Знаком внимания были регулярные праздничные подравления.

Для новой ракеты-носителя был создан самый мощный в мире ЖРД РД-170. Первый запуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 г. В ноябре 1988 г. состоялся запуск ракетно-космической системы "Энергия-Буран" с возвращением и посадкой орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!