В школе не адаптированный ребенок. Школьная адаптация: как помочь первокласснику

Первый год в школе - это сложный период в жизни ребенка. Он вступает в новую, взрослую жизнь. Для родителей этот период не менее сложный. От них требуется максимальное участие в жизни малыша, грамотный психологический подход. В первом классе у ребенка формируется отношение к школе и вообще к процессу обучения. Чтобы малыш наиболее легко прошел адаптацию, необходимо учитывать его психическое и физиологическое состояние ежедневно.

Поступление в школу ставит перед ребенком ряд задач, выполнение которых требует от него концентрации физических и умственных сил. Учебный процесс пока непривычен для малыша, многие его стороны представляют для него большие трудности. Если в детском саду занятия длились 15-20 мин, то на уроке в школе это время увеличивается до 40-45 мин. Ребенку сложно высидеть урок, сложно не отвлекаться от занятий, сложно сдерживать эмоции. Он попадает в новый коллектив, ему нужно познакомиться с одноклассниками и учителями, установить с ними контакт. Требования школьной дисциплины отличаются от требований, которые предъявлялись к малышу в детском саду, у него появляются новые обязанности. Для того чтобы ребенок привык к школьному процессу, адаптировался к новым условиям, нужно время. Если адаптация пройдет успешно, то малыш втянется в учебу, и ему с легкостью будут даваться школьные знания. Он научится соответствовать школьным требованиям.

Как показывает опыт, не все первоклассники легко переносят адаптацию. Многие, даже обладая высоким уровнем интеллектуального развития, не могут справиться со школьной нагрузкой. Особенно тяжело проходит адаптация у детей, поступивших в школу в шестилетнем возрасте. Для них большую сложность представляет социальная адаптация, поскольку формирование личности у ребенка происходит только к семи годам. Шестилетний малыш пока не способен признать школьный режим, принять нормы школьного поведения, возложить на себя в полном объеме все школьные обязанности. В возрасте семи лет ребенок уже может произвольно регулировать собственное поведение, лучше адаптируется в социуме, вот почему специалисты рекомендуют отдавать ребенка в школу в возрасте семи лет, а не шести.

Очень важно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, безболезненно перейти от игровой формы деятельности к учебной. Сложно дается адаптация гиперактивным детям. Они неусидчивы, часто вскакивают с места, выкрикивают, перебивают учителя. Их расторможенность мешает учителю и остальным детям заниматься. К таким малышам учителю очень сложно найти подход, между ними возникает психологическая дистанция. С одноклассниками гиперактивным детям тоже сложно подружиться. Они вспыльчивы, иногда агрессивны, часто затевают драки. Однако ругать и наказывать гиперактивных малышей нельзя, им необходима помощь психолога.

У некоторых малышей встречаются другие проблемы с нервной системой. Они постоянно отвлекаются, им не хватает усидчивости, чтобы высидеть целый урок. Для решения проблемы ученику можно предложить индивидуальный график работы, чтобы он мог быстрее и легче адаптироваться к школе. К сожалению, большинство учителей хотят больше успеть на уроке, дать как можно больше материала, им не хватает времени, чтобы помочь отстающим ученикам. В таких случаях необходимо вмешательство родителей, которые могут корректно указать учителю на проблемы своего малыша и подсказать, как лучше с ним обращаться.

Некоторые дети просят разрешить им брать в школу любимые игрушки . Не нужно им это запрещать. Главное, объяснить малышу, что нельзя играть на уроке. А если во время перемены с ребенком будет частичка дома, то он легче перенесет адаптацию. Любимая игрушка дает чувство защищенности, особенно если ребенок застенчив и робок.

Начало обучения практически всем детям дается нелегко. В первое время малыши могут жаловаться на головные боли, усталость. Дети могут капризничать, часто плакать, плохо спать и отказываться от еды. Иногда могут возникнуть психологические трудности, например, страх, перепады настроения, нежелание идти в школу, неверное представление о своих способностях, может снизиться самооценка. В период адаптации снижаются защитные функции организма, дети начинают часто болеть.

Родителям надо набраться терпения и постараться избегать конфликтов с ребенком, его нужно поддержать в трудный для него период, а наказания и порицания только усугубят ситуацию. Ребенку будет еще тяжелее, если он и дома не встретит понимания и поддержки.

Адаптация к школе - это сложный многоплановый процесс. Он состоит из физиологической и социально-психологической адаптации. Составляющие адаптации связаны между собой. Любая из них способна оказать влияние на здоровье ребенка, его успеваемость в учебе, взаимодействие малыша со сверстниками и педагогами.

Как правило, в первый класс малыши приходят, уже имея за плечами определенный багаж знаний, полученных еще на занятиях в детском саду. Несмотря на это, первые полгода в школе являются самыми трудными для ребенка. Это объясняется разницей подачи информации детям. В дошкольных учреждениях малыши постигают знания ненавязчиво, в основном в игровой форме, в привычных для них видах деятельности. В школе все по-другому. Дети обязаны осознать учебную задачу.

Даже если ребенок проявляет интерес к учебе, необходима достаточная учебная мотивация. Он должен быть достаточно развитым и обладать ведущими качествами личности.

Период адаптации сопровождается изменениями в поведении детей. Это может проявляться в повышенной возбудимости малыша, проявлении агрессивности либо, напротив, вылиться в депрессивное состояние, заторможенность, чувство страха перед школой. Именно эти изменения в поведении отражают особенности психологической адаптации.

Если ребенок хорошо подготовлен к поступлению в школу , адаптация проходит для него в более легкой форме. Такие дети, как правило, в течение двух месяцев осваиваются в школьном пространстве, устанавливают дружеские контакты с одноклассниками, находят общий язык с учителями. Их поведение отличается доброжелательностью, спокойствием, хорошим настроением. Учебный процесс дается им относительно легко, они без проблем выполняют требования учителя, следуют школьным правилам. Иногда у них могут возникать некоторые сложности, например в контактах с другими детьми, поскольку школьные правила для них пока еще новы. Однако спустя некоторое время они осваиваются в школе и преодолевают все возникшие сложности.

У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые малыши проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

Есть дети, которые в течение всего первого года обучения так и не проходят адаптацию к школе. Эти малыши составляют группу риска сточки зрения школьного невроза. Они могут часто и продолжительно болеть.

Родителям необходимо помочь своему ребенку принять позицию школьника. Можно проводить с малышом ненавязчивые беседы на тему школы, объяснить ему, почему необходимо учиться, зачем соблюдать школьные правила. Дома следует смоделировать игровые ситуации, которые научат малыша соблюдать школьные правила. Можно предложить ребенку самому придумать новые правила и проиграть их.

Если ребенок в первом классе отличается плохой успеваемостью, постоянными нарушениями школьной дисциплины, высокой конфликтностью с учителями и сверстниками, то ему ставится педагогический диагноз школьной дезадаптации . Бывают случаи скрытой дезадаптации, которая проявляется не на уровне школьной успеваемости и дисциплины, а в психологических переживаниях ребенка.

Дезадаптация может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в форме протеста, враждебности, отрицания. При пассивной форме у ребенка наблюдается повышенная тревожность, он пытается избежать сложностей, становится неуверенным в собственных силах и возможностях. В некоторых случаях у малыша могут проявляться соматические заболевания, он жалуется на усталость, головную боль, его может тошнить. В некоторых случаях появляются тики и заикание.

То, как пройдет адаптация у ребенка, во многом зависит от его самооценки . Формирование самооценки у малыша начинается еще в раннем возрасте в семье. Он узнает, что его любят, как его воспринимают окружающие. Уже в раннем детстве у человека закладываются ощущения успешности или неудачи. Появление такого свойства личности у ребенка, как рефлексия - осознание своего положения, позволяет ему оценить себя как хорошего либо плохого ученика. Эта оценка складывается из отношения к нему окружающих людей-родственников. одноклассников, учителей. В процессе адаптации у первоклассника формируется чувство компетентности либо неполноценности.

Помочь первокласснику преодолеть адаптацию к школе должны педагог и родители. Малыш в это время нуждается в чуткости и понимании, ему нужны любовь родителей, внимание учителей, в некоторых случаях и помощь психологов. Общаясь с ребенком дома, родителям следует обращать внимание на все его достижения, следует оценивать его поступки, а не его самого. Если у малыша что-то не получается, необходимо поддержать его, объяснить, что все неудачи временны, скоро у него начнет все получаться. Не стоит ругать ребенка за то, что у него возникают трудности в учебе, - это может резко снизить его учебную активность.

Если малыш часто болеет, то в школе может быстро утомляться, поэтому учебный процесс будет даваться ему тяжело, а нагрузка покажется слишком сложной. Таким детям нужно особое внимание родителей и педагогов. Надо найти возможность, чтобы снизить для них психологическую нагрузку, связанную с адаптацией. Желательно, чтобы после занятий такие малыши проводили время дома, а не в группе продленного дня. Им будут полезны дневной сон и прогулки на свежем воздухе. И. конечно, нельзя забывать о психологической поддержке. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на неудачи в школе, дома его по-прежнему любят и ценят.

Сложнее переносят адаптацию дети, которые до поступления в школу не посещали детский сад. У этих малышей мало опыта общения со сверстниками, поэтому им сложно взаимодействовать с одноклассниками и учителями, так как они ждут, что в школе к ним будут относиться так же, как дома. Попадая в новую для себя обстановку, они не понимают, почему учителя не выделяют их среди других детей, а относятся ко всем одинаково, а сверстники не хотят признавать в них лидера и уступать в чем-либо. Это может привести ребенка к стрессовой ситуации, что влечет за собой нежелание ходить в школу, жалобы на то, что его все обижают.

Многие родители неадекватно реагируют на такого рода жалобы своего малыша. Они начинают думать, что их ребенка действительно обижают одноклассники, а учитель недолюбливает и относится предвзято. Прежде всего необходимо выяснить причины сложившейся ситуации. Малышу нужно показать, что его понимают, посочувствовать и вместе с тем попытаться проанализировать возникшую проблему. Ребенок не имел возможности научиться правильно общаться в коллективе, так как привык быть дома с родственниками. Конечно, сейчас ему сложно найти контакт с одноклассниками.

Его нужно научить , подсказать, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы обзавестись друзьями, завоевать симпатию и признание. Он чувствует себя в школе таким одиноким и беззащитным, нужно показать ему искреннюю веру в его возможности. Если ребенок сможет поверить в себя, то справится и со всеми трудностями.

Почти все дети хотят начать учиться, ждут с нетерпением момента, когда смогут называть себя учениками. Как правило, все первоклассники хотят хорошо учиться, соответствовать школьным требованиям и выполнять школьные правила. В первый месяц практически у всех детей очень высокая мотивация к обучению. Задача учителя - поддержать на этом этапе малышей, дать им почувствовать радость от достижения успеха, помочь в преодолении трудностей, справиться со своими страхами.

Ребенок попадает в новую для себя среду . Он пока не знаком со школьными правилами и нормами поведения, не привык к новому режиму дня. Все это до него нужно донести, показать, научить. И это задача не только учителя, но и родителей. Они могут дома объяснить малышу, как правильно вести дневник и тетради, разобрать с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, что делать, если на уроке малышу захочется в туалет.

Еще один важный момент - ребенок должен понять, что ошибки не являются преступлением с последующим наказанием. На ошибках учатся, это обычное явление в учебном процессе, поэтому не стоит бояться ошибиться. Учеба для того и существует, чтобы на собственных ошибках научиться не допускать их в будущем.

Если первый месяц сопровождается сильной мотивацией к учебе, то к началу второго месяца обычно происходит эмоциональный спад. Малыши начинают уставать, им не нравится рано вставать на занятия, долго сидеть за партой, учить уроки. Возникают первые трудности, однако именно они и учат малыша учиться. В это время ребенку нужно помочь справиться с трудностями. Здесь на первый план выходит учитель. Он становится для детей авторитетом, они копируют его, ссылаются на его слова в любых ситуациях. Часто учитель остается кумиром малышей вплоть до третьего-четвертого класса. У многих родителей этот факт может вызывать уколы ревности, однако стоит относиться к этому спокойно. Это вовсе не означает, что ребенок переключает свою любовь к родителям на учителя. Просто в жизни малыша наступает очередной психологический период, меняющий его социальную роль.

Можно сделать так, чтобы процесс учебы доставлял ребенку удовольствие и приносил радость. Если дома остались старые альбомы и тетради, в которых ребенок рисовал и писал раньше, можно сравнить их с новыми и отметить достижения. Этот процесс сравнения можно взять за привычку, тогда у малыша выработается стремление к постоянному самосовершенствованию. новым достижениям. Он будет видеть, чего добился, эмоционально переживать успех, что повысит его уверенность в себе. Ощущая моральную поддержку близких, ребенок начинает чувствовать свою ответственность по отношению учебе. При правильной мотивации со стороны родителей к концу первого года у первоклассника формируются пунктуальность, обязательность, познавательностъ. Только после того, как заканчивается адаптационный период, с него можно начинать требовать выполнения обязательств и строгого соблюдения школьных правил.

Если у ребенка при поступлении в школу возникает дезадаптация, то со временем она не исчезает, а превращается в комплексы. Его начинают считать асоциальным, на него навешивается ярлык неудачника. Вот почему так важно помочь малышу на самом старте школьной жизни.

Нельзя ругать ребенка за неудачи, нужно помнить, что все они преодолимы. Обсуждая успеваемость малыша, не нужно сравнивать ее результаты с эталоном или с результатами других детей. Сравнивать ребенка можно только с его собственными прошлыми результатами, отмечать любые улучшения. Если он не успевает в учебе, необходимо помочь ему найти вид деятельности, в котором он будет успешен и сможет себя реализовать. Это могут быть спорт, музыка, рисование или что-то другое. Тогда, отмечая его успехи на другом поприще, можно подчеркнуть, что раз он достиг хороших результатов здесь, то сможет научиться и всему остальному.

Не нужно заострять внимание на школьных оценках. Ребенок не должен думать, что его любят за хорошую успеваемость. Он должен понимать, что близкие его ценят, несмотря ни на что, принимают таким, какой он есть. Родители должны проявлять искренний интерес к школьной жизни ребенка, не акцентируясь только на оценках. Школьная жизнь насыщена другими интересными событиями - праздниками, мероприятиями, экскурсиями, о которых первоклассник с удовольствием расскажет.

Нужно поощрять занятия малыша теми видами деятельности, в которой он наиболее успешен, это позволит поднять его самооценку и обрести веру в себя. Если родителям удастся снизить у малыша чувство тревоги, то ему легче будет работать на уроках и он быстрее добьется успеха.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников. Раздел: -- посиделки (школа 1468 родительское собрание первоклашек 19 июня 2017 отзывы родителей). сходила...

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Трудности адаптации к школе.. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Трудности адаптации к школе. Позади сентябрь – первый учебный месяц, самый сложный для всех учеников, а особенно И еще главный совет – не делать проблемы из возникших трудностей.

тем, у кого первоклассники... Школа. Ребенок от 7 до 10. У моего первоклашки -левши с руками всегда беда была. Я задолго до школы знала, что будут у нас в этом деле проблемы. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Мои дети первоклассники пишут не охотно, медленно и чаще всего не стараются:(Хотя могут писать красиво - когда стараются, результат поразительный, но замотивировать на старание в данной области совсем не просто. Вроде и с моторикой не так уж и плохо. Например, с огромным удовольствием и старанием малюсенькой отвёрточкой раскручивают и закручиавют малюсенький винтики, разбирая и собирая что-то, оечнь любят придумывать и рисовать игры с описаниями, правилами и инструкциями, которые обычно старательно выводятся, правда печатными буквами, но как доходит до письма в тетрадках - письмо идёт вкривь и вкось... Нет стремления делать как просит учительница, зато велико стремление делать исключительно по-своему.:)

мы уже буквы пишем: а, о, и; цифры до 5.

как пишет? старается. сам видит где написано неаккуратно.
со второй недели у нас дома черновики, где мы повторяли написание букв-цифр.
потом появились тетради, где учитель пишет задание: (например, строчку о, О; по половине строчки 2,3,4,5). С одной стороны это приучает делать д\з, а с другой закрепление, тренировка.

делаем задение сразу. без черновиков, так как рука быстро устает у них еще. делает сам, без моего присутствия. потом сам оценивает выполненное (без подчеркивания). критичен. справедлив.

после перерыва он садится и в черновых тетрадях пишет буквы-цифры. по строчке, если они были кривыми и половина строчки, если в чистовике было всё ОК.

он старается. не с высунытым языком:-) старается, чтобы было чисто и аккуратно. сейчас от отрабатывает навыки. я считаю, что в этом случае пофигизм несвоевременен.

Кризис первоклассника. Школа. Ребенок от 7 до 10. Кризис первоклассника. Что-то никак из него не выберемся:(В школу начал ходить хорошо, не сказать,что с удовольствием, но без нытья и слез. Вот здесь есть интересные советы по взаимодействию с первоклашками: [ссылка-1] 09.04.2018 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Да, обязательно сходите к школьному психологу. Они как раз и сидят для таких ситуаций. Она и с класс. руком поговорит.
А потом Вы сами обязательно к классной руководитильнице сходите поговорить (лучше без детей-свидетелей). Чем мама больше беспокоится о ребенке, тем классная к этому ребенку внимательнее. Вы ей все расскажите и попросите помощи: помочь преодолеть етот период без потерь, возможно, усилить похвалы ребенку и ставить оценки более мягко. Если классная сопротивляется - поднажмите, даже поскандальте слегка, пригрозите пойти к директору.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?

Школьная адаптация и ее особенности

Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.

  1. С момента поступления в школу физическое самочувствие ребенка резко ухудшилось; он стал чаще болеть и жаловаться на свое состояние без видимых на то причин
  2. Ребенок не смог найти в классе ни одного нового друга
  3. Вы часто замечаете, что ребенок вернулся из школы переутомленным и подавленным. Или, напротив – излишне расторможенным и возбужденным
  4. Ребенок прямым текстом говорит вам, что ему плохо в школе

Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.


Проблемы школьной адаптации и пути их решения

1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.

Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.

Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.

2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.

Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.

Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.

3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.

Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.

Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.

4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.

Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.

Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.

5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.

Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.

Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы родителям

1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы

2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему

3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.

4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой

5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность

Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже - воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель - непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!