В шухов русский инженер конструктор. Универсальный гений

Родился 16 (28) августа 1853 года в городке Грайворон Курской губернии. Его отец был директором местного филиала Петербургского государственного банка. Владимир окончил школу в Петербурге и Императорское московское техническое училище в Москве (ныне МГТУ им. Баумана). Руководство училища предложило Шухову, как наиболее талантливому выпускнику, сопровождать одного из преподавателей в поездке по Америке, целью которой был сбор информации о последних технических достижениях США. Во время поездки Шухов познакомился с инженером-предпринимателем Александром Владимировичем Бари, который уже несколько лет жил в Америке. Его фирма вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях в Баку. Через два года после возвращения в Петербург (в 1878 году) Владимир Шухов становится сотрудником этой фирмы и связывает свою жизнь с Бари на долгие годы.

Некоторые современники ещё при жизни Шухова неоднократно замечали, что предприимчивый американец Бари и его фирма, ворочая в России миллионами, просто эксплуатировали незаурядный талант Шухова. Вплоть до 1917 года инженер являлся лишь наёмным, не самым высокооплачиваемым работником на предприятиях Бари. Однако сам Шухов относился к «хозяину» с большой симпатией, и считал, что это он эксплуатировал американца, используя его финансовый потенциал и имя фирмы для реализации своих проектов в самых различных отраслях. Бари платил Шухову за идеи, за знания, за прибыль. Шухов, не требуя больших денег, своим талантом оплачивал собственное счастье - возможность заниматься интересными для него проектами.

В Баку Шухов проектирует и строит первые в России нефтепроводы (их заказчиком был финансовый гигант - фирма «Братья Нобель»), разрабатывает конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти, внедряет ряд важнейших изобретений, которые и по сей день используются в нефтяной промышленности.

В 1880 году Шухов становится главным инженером конструкторского бюро фирмы Бари в Москве. В дополнение к своему бюро Бари открывает завод по производству паровых котлов, а в скором времени возникают филиалы фирмы в крупнейших городах, так что фирма охватила своей деятельностью значительную территорию России. Шухов изобрел новый водотрубный котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года). В 1900 году паровые котлы были отмечены высокой наградой - на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Уже с 1885 года Шухов начал строить первые русские танкеры (первый немецкий океанский танкер водоизмещением 3000 т был построен в 1886 году), спроектировал нефтеналивные баржи, которые имели наиболее приспособленную для течений форму, а также очень длинную и плоскую конструкцию корпуса.

Надо заметить, что и в жизни Владимир Шухов был человеком очень ярким, общительным, увлекающимся. Он неплохо музицировал, занимался спортом, активно участвовал в велогонках, увлекался литературой, фотографией, театром. Известно, что актриса О. Книппер (будущая Книппер-Чехова) в молодости была влюблена в Шухова. Роман длился два года и едва не закончился браком, но воспротивилась мать потенциального жениха – Вера Капитоновна. Женился Шухов только в сорок лет, но опять же вопреки воле матери, на 19-и летней Анне Николаевне Мединцевой, бесприданнице и провинциалке. Супруги пять лет жили гражданским браком, пока матушка Шухова не соизволила дать сыну благословление на венчание в церкви. Несмотря на молодость и разницу в возрасте с мужем, Анна Николаевна оказалась очень мудрой женщиной и сумела создать хорошую семью и прекрасный дом. В семье было 5 детей: Ксения, Сергей, Фабий, Вера и Владимир.

С 1890 года фирма Бари принимала участие в создании сети российских железных дорог, начав с возведения мостов. По проектам Шухова было сооружено 417 мостов на различных железнодорожных линиях. От мостов Шухов переходит к разработке экономичных конструкций перекрытий, которые можно изготовить и построить с минимальными затратами материала, труда и времени. Шуховым были созданы исключительно легкие арочные конструкции с тонкими наклонными затяжками. И сегодня эти арки служат в качестве несущих элементов стеклянных сводов над крупнейшими московскими магазинами: ГУМом и Петровским пассажем.

В 1895 году Шухов подал заявку на получение патента по сетчатым покрытиям в виде оболочек. Из них изготавливались большепролетные легкие висячие покрытия и сетчатые своды. Разработка сетчатых покрытий ознаменовала собой создание совершенно нового типа несущей конструкции.

Самый большой коммерческий успех имела выставленная в Нижнем Новгороде конструкция водонапорной башни в форме гиперболоида. Это изобретение Шухов запатентовал незадолго до открытия выставки. Первая гиперболоидная башня была продана богатому помещику Нечаеву-Мальцеву, который установил ее в своем поместье Полибино под Липецком. Башня стоит там и сегодня.

Молниеносно выросший спрос на водонапорные башни вследствие ускоренной индустриализации принес фирме Бари множество заказов. По сравнению с обычными, шуховская сетчатая башня в отношении техники строительства была удобнее и дешевле. Сотни водонапорных башен были спроектированы и построены Шуховым по этому принципу.

С 1910 года фирма Бари начала выполнять военные заказы. Шухов участвовал в разработке морских мин, платформ для тяжелых орудий и батопортов морских доков.

Последней значительной работой, выполненной Шуховым до революции, был дебаркадер Киевского (Брянского) вокзала в Москве. Он прекрасно вписался в проект всего вокзального сооружения Ивана Рерберга, т.к. Шухов использовал исключительно рациональную технику монтажа. Аналогичный проект Шухова для трехпролётного покрытия над путями и перекрытия пассажирского зала Казанского вокзала (арх. А. Щусев, 1913-1926 гг.) остался неосуществленным.

После революции 1917 года положение в России кардинально изменилось. По большому счёту, В.Г. Шухов большевистского переворота не принял. Его сыновья активно участвовали в Белом движении (Сергей воевал у Колчака, Фабий – в армиях ВСЮР Деникина). Александр Бари к тому времени умер. Фирма и завод были национализированы. Семейство Бари и все его компаньоны, испугавшись революции, уехали в Америку. Шухов, несмотря на то, что получал сотни предложений от других иностранных фирм, остался в Москве. Вскоре строительная контора Бари была преобразована в организацию «Стальмост». Завод паровых котлов Бари переименовали в «Парострой» (ныне его территория и сохранившиеся конструкции Шухова входят в состав завода «Динамо»).

В сентябре 1918 года новая власть выгнала семейство Шуховых из их особняка на Смоленском бульваре. Они переехали в дом Архангельский, 13, в котором раньше жил А. Бари и поселились в квартире № 1. При переезде и последующих уплотнениях погибли архивы и часть бесценной библиотеки. Шухов впервые всерьёз задумался об эмиграции. Однако вскоре инженер получает «правительственный» заказ на сооружение башни для радиостанции на Шаболовке.

Уже в феврале 1919 года Шухов представил первоначальный проект и расчет башни высотой 350 метров (она должна была затмить башню Эйфеля в Париже). Однако для такой высокой конструкции в стране не было необходимого количества металла. Ленин сам позаботился о том, чтобы из запасов военного ведомства был выдан требуемый металл, но его хватило лишь на 160 метров (6 пролетов вместо 9).

Во время строительства из-за использования некачественного металла обрушилась четвертая секция башни. Пострадало несколько человек. На месте событий тут же появились представители ВЧК. Шухову были предъявлены обвинения во вредительстве. Приговор чекистов категоричен: саботажника расстрелять. Только занять место Шухова оказалось некому, а башню надо было достраивать… Расстрел объявляется «условным»: инженеру предлагают продолжить работу «до первой ошибки». Сотрудники в ужасе. «Как можно работать, когда каждая ошибка грозит смертельной опасностью?» «Без ошибок», - отвечает Шухов.

Сергей и Фабий Шуховы после службы у белых вернулись домой. Казалось бы, клеймо «белогвардейцев» должно было сделать невозможной их жизнь в Советской России, но бывших офицеров даже не арестовали. Советской власти позарез нужен был Шухов, Шуховская башня и его инженерный талант.

«Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны,» - записал Шухов в своём дневнике ещё в 1919 году. Он следовал этому принципу всю оставшуюся жизнь.

В середине марта 1922 года башня радиостанции была сдана в эксплуатацию. Эта невероятно легкая, ажурная башня с деталями, подкупающими своей простотой и своеобразной формой, является образцом блестящей конструкции и верхом строительного искусства. Сооружение башни Шухова вызывало всеобщий восторг. Писатель Алексей Толстой, вдохновленный её формой, создаёт роман «Гиперболоид инженера Гарина»(1926 год).

Во второй половине 1920-х-начале30-х годов создатель Шаболовской башни буквально обласкан властью: он переселяется в новую квартиру на Зубовском бульваре, становится членом ВЦИК, в 1929 году получает Ленинскую премию, в 1932 году звезду Героя труда и становится почетным академиком.

Как и архитектор И. Рерберг, автор проекта их совместного детища - Киевского вокзала, В.Г. Шухов всю оставшуюся жизнь провёл в непрерывной работе. Он строил, изобретал, творил не ради наград или почестей от высших партийных органов. Это было его жизнью, способом существования. Как и когда-то фирму Бари, Шухов стремился использовать благоволение новой власти исключительно в личных целях: занимаясь любимым делом, продлить свою творческую активность и оградить от преследований близких людей.

В.Г. Шухов погиб загадочно и нелепо в возрасте 86-и лет. Как ни странно, гениальный изобретатель терпеть не мог электрического света, и в его комнатах всегда зажигали свечи. Очевидцев события не было. По предположениям родственников, Владимир Григорьевич перед сном протирал руки одеколоном и задел рукавом рубашки горящую свечу. Прибежавшая на крик домработница увидела, что Шухов мечется по комнате, зовёт дочь, и на нём горит вся одежда. Она успела сбить пламя, набросив на инженера одеяло. Тот был в полном сознании, даже пытался шутить: «Академик погорел». Тем не менее, Шухов получил сильнейший ожог 80% тела. Пять дней врачи боролись за его жизнь, но Владимир Григорьевич умер 2 февраля 1939 года. Похоронен он со всеми почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

По материалам:

Владимир Григорьевич Шухов 1853-1939. Мастерство экономных конструкций.

Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в городке Грайворон Курской губернии. Его отец был директором местного филиала Петербургского государственного банка. Владимир окончил школу в Петербурге и в 1871 году поступил в Императорское московское техническое училище в Москве (ныне Московский государственный технический университет – МГТУ). Оно отличалось прогрессивной учебной программой и высоким уровнем преподавания, и, прежде всего в области математики и механики. Кроме того, его особенностью была тесная связь теории с практикой, осуществлявшаяся помимо прочего в процессе основательного профессионального обучения в различных технологических мастерских. Знания, полученные в Императорском московском техническом училище (ИМТУ), стали для Шухова основой его будущих научных и практических работ. Всю свою дальнейшую жизнь он был связан с ИМТУ. Институтское «Политехническое общество» присвоило ему в 1903 году звание Почётного члена и опубликовало несколько его работ.

В 1876 году Шухов с отличием окончил ИМТУ, получив диплом инженера-механика. Уже тогда он обращал на себя внимание выдающимися способностями. По окончании учебы молодому специалисту было предложено место ассистента у знаменитого математика Пафнутия Чебышёва. Кроме того, руководство училища предложило ему сопровождать одного из преподавателей в поездке по Америке. Шухов отклонил предложение, связанное с научной карьерой, и принял участие в поездке, целью которой был сбор информации о последних технических достижениях США. Шухов побывал на Всемирной выставке в Филадельфии, где его привели в восторг многочисленные технические новинки. Шухов посетил также машиностроительные заводы в Питтсбурге и изучил организацию американского железнодорожного транспорта.

Вернувшись из Америки в Петербург, Шухов становится проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава - Вена. Спустя два года (1878 г.) Шухов перешёл на работу в фирму инженера-предпринимателя Александа Бари, с которым познакомился во время поездки в США. Шухов переехал в Баку, где фирма Бари вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях. Здесь проявилась его удивительная творческая энергия. Шухов стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России длиной в 10 км. Заказчиком был финансовый гигант - фирма «Братья Нобель». Второй нефтепровод он спроектировал в следующем году, а первый в мире трубопровод для предварительно подогретого мазута был построен им немного позже. Наряду с большими работами по проектированию и строительству упомянутых здесь и последующих нефтепроводов Шухову приходилось решать задачи, возникавшие при добыче, транспортировке и переработке нефти. Вся техника для добычи и переработки нефти была в то время крайне примитивной. Добытая нефть хранилась в открытых котлованах и транспортировалась в бочках на телегах и пароходами. Из нефти получали только керосин, используемый для освещения. Мазут и бензин в то время являлись промышленными отходами, получаемыми в процессе перегонки нефти в керосин. Мазут как топливо не использовался, ввиду отсутствия эффективной технологии его сжигания, и загрязнял окружающую среду, накапливаясь в многочисленных котлованах. Бензин, получавшийся в процессе производства керосина, просто улетучивался. Бензиновый двигатель был изобретен лишь в 1883 году. Территории нефтяных месторождений были отравлены нефтью и мазутом, просочившимися в почву из котлованов.

В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти. Через год нефть перестали хранить в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута. После внедрения форсунки Шухова мазут стали использовать как топливо. Менделеев опубликовал изображение форсунки Шухова на обложке своей книги "Основы фабрично-заводской промышленности"(1897 г.) и высоко оценил вклад Шухова в использование мазута, как топлива. В последующие годы были сделаны многочисленные новые разработки, в том числе созданы различные насосы для подъема нефти из скважин, изобретён эрлифт (газлифт), выполнено проектирование и строительство нефтеналивных судов и установок для дробной перегонки нефти. Была спроектирована первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти (патент Российской империи №12926 от 27 ноября 1891 года). Шухов стал автором и главным инженером проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку-Батуми (883 км, 1907г.) и позднее Грозный-Туапсе (618 км, 1928г.). Таким образом, Шухов внес значительный вклад в развитие русской нефтяной промышленности.

В 1880 году Шухов стал главным инженером конструкторского бюро Бари в Москве. Было сооружено уже 130 нефтяных резервуаров, а к 1917 году их было построено свыше 20 тысяч. Это были первые экономичные металлические емкости такого рода вообще. Вместо применявшихся в то время в США и других странах тяжелых прямоугольных хранилищ Шухов разработал укладываемые на песчаную подушку цилиндрические резервуары с тонким днищем и ступенчатой толщиной стенок, благодаря чему резко сокращался расход материала. Этот принцип конструкции сохранился и до наших дней. Все резервуары соответствовали определенному стандарту, их оборудование было унифицировано. Позднее было налажено серийное производство аналогичных резервуаров для воды, кислот и спирта, а также строительство силосных элеваторов.

В дополнение к своему бюро Бари открывает в Москве завод по производству паровых котлов, а в скором времени возникают филиалы фирмы в крупнейших городах, так что фирма охватила своей деятельностью значительную территорию России. Шухов изобрел новый водотрубный котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года). В 1900 году паровые котлы были отмечены высокой наградой - на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов.

Шухов примерно с 1885 г. начал строить первые русские танкеры (первый немецкий океанский танкер водоизмещением 3000 т был построен в 1886 г.). Шухов спроектировал нефтеналивные баржи, которые имели наиболее приспособленную для течений форму, а также очень длинную и плоскую конструкцию корпуса. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

Когда в 1886 г. в связи с созданием в Москве системы водопровода был объявлен конкурс, фирма Бари приняла в нем участие. Еще до этого Шухов, используя свой опыт в сооружении резервуаров и трубопроводов и применив новые модификации насосов, проложил водопровод в Тамбове. На основе обширных геологических исследований Шухов вместе со своими сотрудниками в течение трех лет составил проект новой системы водоснабжения Москвы.

С 1890 года Шухов занимается решением новых задач в строительном деле, не оставляя, однако, без внимания и другие исключительно разнообразные области своей деятельности. Фирма Бари приняла участие в создании сети российских железных дорог, начав с возведения мостов. Позднее было получено много других строительных заказов. В 1892 году Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующие годы по его проектам было сооружено 417 мостов на различных железнодорожных линиях. Чтобы справиться с таким объемом работ, организовать срочное проектирование и экономичное строительство, Шухов опять выбирает путь стандартизации. Многие из разработанных Шуховым методов производства и монтажа были впервые опробованы в мостостроении.

Одновременно со строительством мостов Шухов приступает к разработке конструкций перекрытий. При этом он преследовал цель найти системы конструкций, которые можно было бы изготовить и построить с минимальными затратами материала, труда и времени. Шухову удалось спроектировать и практически реализовать конструкции самых различных покрытий, отличающихся такой принципиальной новизной, что только этого ему было бы достаточно, чтобы занять особое, почетное место среди знаменитых инженеров-строителей того времени. До 1890 г. Шуховым были созданы исключительно легкие арочные конструкции с тонкими наклонными затяжками. И сегодня эти арки служат в качестве несущих элементов стеклянных сводов над крупнейшими московскими магазинами: ГУМом (бывшие Верхние торговые ряды) и Петровским пассажем.

В 1895 году Шухов подал заявку на получение патента по сетчатым покрытиям в виде оболочек. При этом имелись в виду сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками. Из них изготавливались большепролетные легкие висячие покрытия и сетчатые своды. Разработка этих сетчатых покрытий ознаменовала собой создание совершенно нового типа несущей конструкции. Шухов впервые придал висячему покрытию законченную форму пространственной конструкции, которая была вновь использована лишь спустя десятилетия. Даже по сравнению с высокоразвитой к тому времени конструкцией металлических сводов его сетчатые своды, образованные только из одного типа стержневого элемента, представляли собой значительный шаг вперед. Христиан Шедлих в своем основополагающем исследовании металлических строительных конструкций XIX века в связи с этим отмечает следующее: "Конструкции Шухова завершают усилия инженеров XIX столетия в создании оригинальной металлической конструкции и одновременно указывают путь далеко в XX век. Они знаменуют собой значительный прогресс: опирающаяся на основные и вспомогательные элементы стержневая решетка традиционных для того времени пространственных ферм была заменена сетью равноценных конструктивных элементов" (Schadlich Ch., Das Eisen in der Architektur des 19.Jhdt., Habilitationsschrift, Weimar, 1967, S.104). После первых опытных построек (два сетчатых свода в 1890 г., висячее покрытие в 1894 г.) Шухов во время Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году впервые представил на суд общественности свои новые конструкции перекрытий. Фирма Бари построила в общей сложности восемь выставочных павильонов достаточно внушительных размеров. Четыре павильона были с висячими покрытиями, четыре других - с цилиндрическими сетчатыми сводами. Кроме того, один из залов с сетчатым висячим покрытием имел в центре висячее покрытие из тонкой жести (мембрану), чего никогда раньше в строительстве не применялось. Кроме этих павильонов были построены водонапорная башня, в которой Шухов перенес свою сетку на вертикальную решетчатую конструкцию гиперболоидной формы.

Сооружения получили широкий резонанс, даже в зарубежной прессе подробно сообщалось о шуховских конструкциях ("The Nijni-Novgorod exhibition: Water tower, room under construction, springing of 91 feet span", The Engineer, London, 83, 1897, 19.3. – P. 292-294). Удивление вызывало высокое техническое совершенство сооружений. Сохранившиеся фотоснимки демонстрируют довольно неприметные по внешнему виду сооружения. Однако внутренние помещения под взметнувшейся ввысь сетью висячих перекрытий, под филигранными сетчатыми сводами различной длины выглядят исключительно эффектно. Откровенность, с которой демонстрируются металлические каркасные опоры и несущие конструкции, усиливает для сегодняшнего зрителя эстетическую привлекательность этой архитектуры. Поражает уверенность в обращении с новыми, необычными строительными формами, связанная со способностью создавать разнообразную просматривающуюся последовательность помещений с просветами, используя одинаковые строительные элементы. Впоследствии большинство выставочных сооружений были проданы. Успехом на выставке наверняка можно объяснить и то, что Шухов в последующие годы получил множество заказов на строительство фабричных цехов, железнодорожных крытых перронов и водонапорных башен. Кроме того, московские архитекторы все чаще стали привлекать его для проектирования строительных объектов. Сетчатые своды были использованы в целом ряде случаев как покрытия залов и цехов. В 1897 году Шухов построил для металлургического завода в Выксе цех с пространственно изогнутыми сетчатыми оболочками, что по сравнению с обычными сводами одинарной кривизны означало значительное конструктивное улучшение. Эта смелая конструкция перекрытия, ранний предшественник современных сетчатых оболочек, к счастью, сохранилась в маленьком провинциальном городке до сих пор.

Самый большой коммерческий успех имела выставленная в Нижнем Новгороде конструкция башни в форме гиперболоида. Это изобретение Шухов запатентовал незадолго до открытия выставки. Оболочка вращения гиперболоида явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся строительной формой. Она позволила создать пространственно изогнутую сетчатую поверхность из прямых, наклонно установленных стержней. В итоге получилась легкая, жесткая конструкция башни, которую можно просто и изящно рассчитать и построить. Нижегородская водонапорная башня несла на высоте 25,60 м бак вместимостью 114 000 л для снабжения водой всей территории выставки. На баке находилась площадка для обозрения, на которую можно было подняться по винтовой лестнице внутри башни. Эта первая гиперболоидная башня осталась одним из самых красивых строительных сооружений Шухова. Она была продана богатому помещику Нечаеву-Мальцеву, который установил ее в своем поместье Полибино под Липецком. Башня стоит там и сегодня. Молниеносно выросший спрос на водонапорные башни вследствие ускоренной индустриализации принес фирме Бари множество заказов. По сравнению с обычными шуховская сетчатая башня в отношении техники строительства была удобнее и дешевле. Сотни водонапорных башен были спроектированы и построены Шуховым по этому принципу. Большое количество башен привело к частичной типизации общей конструкции и ее отдельных элементов (резервуары, лестницы). Тем не менее, эти серийно изготавливаемые башни демонстрируют поразительное разнообразие форм. Шухов с нескрываемым удовольствием использовал свойство гиперболоида принимать самые разные формы, например, изменяя положение раскосов или диаметры верхнего и нижнего краев.

И каждая башня имела свой, отличный от других внешний вид и свою несущую способность. Сложная, в том числе и в конструктивном отношении, задача, заключающаяся в том, чтобы установить тяжелые баки на необходимой в каждом конкретном случае высоте, зрительно не подавив при этом предельно легкую конструкцию, всегда решалась с удивительным ощущением формы. Наибольшую высоту среди гиперболоидных башен такого типа имеет башня Аджигольского маяка - 68 метров. Это прекрасное сооружение сохранилось и находится в 80 километрах к юго-западу от Херсона.

Для Московского Главного почтамта, построенного в 1912 году, Шухов спроектировал стеклянное покрытие операционного зала с верхним светом. Он изобрел для этого горизонтальную (ровную) пространственную ферму, которую можно рассматривать как предшественницу разработанных в сороковых годах К.Ваксманом и М.Менгерингхаузеном пространственных ферм из бесшовных труб.

Шухов всегда находил время изучать русскую и зарубежную специальную литературу, поддерживать активный обмен мнениями с коллегами, а также предаваться своему страстному увлечению - фотографии.

С 1910 г. фирма Бари начала выполнять и военные заказы. Шухов и участвовал в разработке морских мин, платформ для тяжелых орудий и батопортов морских доков.

Последней значительной работой, выполненной Шуховым до революции, был дебаркадер Киевского (тогда Брянского) вокзала в Москве (1912-1917 гг., ширина пролета - 48 м, высота - 30 м, длина - 230 м). Проект всего вокзального сооружения принадлежал Ивану Рербергу. Шухов использовал исключительно рациональную технику монтажа. Весь процесс монтажа был зафиксирован в фотодокументации. Аналогичный проект Шухова для трехпролётного покрытия над путями и перекрытия пассажирского зала Казанского вокзала (арх. А. Щусев, 1913-1926 гг.) остался неосуществленным.

После революции 1917 г. положение в России кардинально изменилось. Бари эмигрировали в Америку. Фирма и завод были национализированы, рабочие избрали главного инженера Шухова руководителем фирмы. В возрасте 61 года Шухов оказался совершенно в новой ситуации. Строительная контора Бари была преобразована в организацию «Стальмост» (в настоящее время это научно-исследовательский проектный институт "ЦНИИ Проектстальконструкция"). Завод паровых котлов Бари переименовали в "Парострой" (ныне его территория и сохранившиеся конструкции Шухова входят в состав завода "Динамо"). В 1917-1918 гг. были построены и изготовлены различного рода резервуары, перекрытия, мостовые конструкции, буровые скважины и трубопроводы, гиперболоидные водонапорные башни, газгольдеры, опоры магистральных трубопроводов, краны и многое другое.

Один из самых главных строительных заказов Шухов получил вскоре после образования Советской России: сооружение башни для радиостанции на Шаболовке в Москве. Уже в феврале 1919 года Шухов представил первоначальный проект и расчет башни высотой 350 метров. Однако для такой высокой конструкции в стране не было необходимого количества металла. В июле того же года Ленин подписал Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны, в котором было предусмотрено строительство уменьшенного, 150-метрового варианта этой башни. Ленин позаботился о том, чтобы из запасов военного ведомства был выдан требуемый металл. Уже поздней осенью 1919 года начались строительные работы.

Башня явилась дальнейшей модификацией сетчатых гиперболоидных конструкций и состояла из шести блоков соответствующей формы. Этот тип конструкции позволил осуществить строительство башни оригинальным, удивительно простым «телескопическим» методом монтажа. Внутри нижней опорной секции башни на земле монтировались элементы последующих блоков. С помощью пяти простых деревянных кранов, которые в процессе строительства башни всегда находились на верхней секции, блоки один за другим поднимались наверх. В середине марта 1922 года башня радиостанции была сдана в эксплуатацию. Эта невероятно легкая, ажурная башня с деталями, подкупающими своей простотой и своеобразной формой, является образцом блестящей конструкции и верхом строительного искусства.

Сооружение башни Шухова вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновленный строительством башни, создаёт роман "Гиперболоид инженера Гарина"(1926г.).

Девять лет спустя Шухов превзошел эту башенную конструкцию, построив три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через Оку ЛЭП НИГРЭС под Нижним Новгородом. Их высота была 20, 69 и 128 метров, длина перехода - 1800 метров. И хотя опоры должны были выдерживать вес многотонных электропроводов с учетом намерзания льда, их конструкция еще более легкая и элегантная, а ступенчатое изменение сетчатых структур снизу вверх следует определенным правилам. Этот значительный памятник технической мысли сооружен на реке Оке в стороне от главных магистралей.

В 1924 г. одна американская делегация, посетив Москву, нанесла визит Шухову. За несколько лет до этого визита американская фирма "Синклер Ойл" опротестовала единоличное право, присвоенное рокфеллеровским концерном "Страндарт Ойл", на открытие крекинга нефти. Она указывала на то, что используемый концерном "Стандарт Ойл" патент американского инженера Бартона является видоизмененным патентом Шухова. Делегация приехала, чтобы проверить это утверждение. Шухов доказал американцам, что метод Бартона в действительности есть лишь незначительно измененная модификация его патентов 1891 года. В связи с этим в Америке началась длинная цепь судебных процессов. В конце концов она закончилась заключением мирового соглашения между американскими фирмами, чтобы избежать необходимости покупать патент у молодого Советского государства.

В возрасте 79 лет Шухов стал свидетелем осуществления разработанного им еще в молодости проекта полной переработки нефти. В его присутствии в Баку в 1932 году был пущен в эксплуатацию завод "Советский крекинг". В первые недели ее работы Шухов сам следил за ходом производства.

В эти годы Шухов принимал активное участие в научной и политической жизни советской республики. С 1918 года он был членом Государственного комитета нефтяной промышленности, а в 1927 году стал членом советского правительства. В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1929 г. стал почетным членом АН СССР. В том же году он становится членом Московского городского совета. В последние годы жизни Владимир Григорьевич вел уединенный образ жизни и принимал только друзей и старых товарищей по работе. В феврале 1939 году Шухов умер и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Последней работой Шухова в области строительной техники стало сохранение архитектурного памятника. Минарет знаменитого медресе Улугбека в Самарканде, сооружение которого относится к XV в., накренился после землетрясения, так что создалась угроза его падения. Шухов представил необычный проект. С его помощью башня на своеобразном коромысле конструкции Шухова была выправлена и выведена в состояние равновесия. Эта тяжелая работа была успешно выполнена не только по проекту Шухова, но и под его руководством. Остается лишь пожелать, чтобы сооружения выдающегося инженера восстанавливали и сохраняли с такой же тщательностью и с таким же умением.

2 февраля исполняется 75 лет со дня смерти русского гения Владимира Григорьевича Шухова. Русским Леонардо называют его инженеры и архитекторы всего мира. Знаменитая Шуховская башня на Шаболовке признана одним из архитектурных шедевров русского авангарда, включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, необычная гиперболоидная конструкция вдохновила писателя Алексея Толстого написать роман "Гиперболоид инженера Гарина".

И, тем не менее, сегодня в России мало кто знает о Шухове. Разве что в связи с башней на Шаболовке. А ведь он включен в список 100 самых выдающихся инженеров всех времен и народов. Прежде всего, поражает одно только перечисление сфер его деятельности. Помимо различных архитектурных конструкций им созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения жидкостей, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, мины и т.д. По его проектам в нашей стране построено более 500 мостов, с его именем связаны практически все крупные стройки первых пятилеток: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный завод, завод "Динамо"и даже вращающаяся сцена МХАТа и т.д.

Сегодня "РГ" рассказывает о шести великих творениях Владимира Шухова.

1. Башня на Шаболовке. Этот шедевр Шухова был возведен в 1919-1922 годах. Ее сооружение большевики приурочили к открытию Генуэзской конференции. Она имела важное значение для правительства РСФСР, у которого не было международного признания. По первоначальному проекту башня должна была иметь высоту 350 метров, на 50 метров превзойти знаменитую конструкцию Эйфеля. Но дефицит металла во время гражданской войны заставил уменьшить высоту до 160 метров. Однажды произошла авария, и Шухов был приговорен к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения работ. В 1922 году началась трансляция радиопередач.

Шухов первым в мире применил при сооружении сетчатые оболочки и гиперболоидные конструкции. За счет этого его башня высотой в 350 метров должна была весить всего 2200 тон, что более чем в три раза меньше, чем вес творения Эйфеля. Идеи Шухова стали революцией в архитектуре, она обрела удивительную легкость, получила возможность создавать самые разные сооружения, порой причудливой формы.

2. Первая в мире конструкция-гиперболоид в Полибино. Впервые мир познакомился с творением Владимира Шухова летом 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке - крупнейшей в дореволюционной России, которая проходила в Нижнем Новгороде. Для нее архитектор построил восемь павильонов с сетчатыми перекрытиями и гиперболоидную башню, ставшую его визитной карточкой. Она привлекла внимание не только горожан, но и стекольного короля Юрия Нечаева-Мальцева, который приобрел ее по окончании выставки и отвез к себе в имение в Полибино, что в Липецкой области. Там 25-метровая конструкция стоит и по сей день.

3. ГУМ. Новаторский подход для перекрытий и крыш зданий Шухов применил в Главном универсальном магазине (бывшие Верхние торговые ряды), построенном напротив Кремля. Стеклянная крыша ГУМа - дело рук великого мастера. На ее строительство ушло более 800 тонн металла. Но, несмотря на столь внушительные цифры, полукруглая ажурная крыша кажется легкой и утонченной.

4. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Перед инженером стояла сложная задача. Ведь проектом не было предусмотрено электрическое освещение экспозиции. Залы должны были освещаться естественным светом. Поэтому требовалось создать прочные перекрытия кровли, через которые могут поступать солнечные лучи. Созданную Шуховым трёхъярусную металло-стеклянную крышу сегодня называют памятником инженерному гению.

5. Киевский вокзал в Москве. Строительство велось несколько лет, с 1914 по 1918 год, в условиях дефицита металла и рабочей силы. Когда работа была завершена, застекленное пространство над платформами длиной 230 метра стало крупнейшим в Европе. Козырек Киевского вокзала представлял собой металло-стеклянное перекрытие, которое опиралось на стальные арки. Находясь на перроне, сложно поверить, что над вами возвышается конструкция весом около 1300 тонн!

6. Башня на Оке. В 1929 году на низком берегу Оки между Богородском и Дзержинском по проекту Шухова были установлены единственные в мире многосекционные гиперболоидные башни-опоры ЛЭП. Из трех пар конструкций, которые поддерживали провода, до наших дней сохранилась только одна.

Творения Шухова оценили во всем мире еще при его жизни, но и сегодня его идеи активно используются известными архитекторами. Лучшие зодчие мира - Норман Фостер, Басминстер Фуллер, Оскар Нимейер, Антонио Гауди, Ле Корбюзье опирались в своем творчестве на разработки Шухова.

Самым известным примером использования патента Шухова считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу - самая высокая в мире сетчатая гиперболоидная конструкция. Ее возвели к Азиатским играм 2010 года для трансляции этого важного спортивного события.

Дата рождения: 28 августа 1853года
Дата смерти: 2 февраля 1939
Место рождения: Белгородский уезд Российской Империи

Шухов Владимир Григорьевич – один из известных русских ученых, сделавших вклад в развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Также Владимир Шухов известен как архитектор.

Владимир появился на свет в небогатой семье, которая жила в Курской губернии. Его отец, Григорий Петрович, был чиновником, прошедшим Крымскую войну. Мама, Вера Капитоновна, была также из семьи офицера.

Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место, мальчик побывал в Херсоне, Курске, а в гимназию отправился в Петербурге. Там он обнаружил склонности к математике, что подтвердилось тем, что ученик смог новым способом доказать теорему Пифагора.

Затем одаренный молодой человек продолжил обучение в Императорском техническом училище. Там он также проявил себя, придумав специализированный тип паровой форсунки. Естественно, что одаренный студент с отличием закончил обучение и был приглашен к П. Чебышеву как ассистент.

Отказавшись от этого заманчивого предложения, он отправился в США, для знакомства с достижениями в области промышленности этой страны. Именно там он познакомился с А. Бари, который курировал российскую делегацию.

Бари осуществлял помощь в закупке делегацией образов, заключении договоров и демонстрировал технические новинки.

После возвращения из этой командировки, Владимир стал служащим Варшавско-Венской ветки железной дороги. Параллельно решил продолжить обучение в Военно-медицинской академии, вольнослушателем.

Именно это время вышеупомянутый А. Бари выбрал для переезда Россию, пригласив Владимира в Баку, где зарождалась промышленная нефтедобыча.

Через три года он же пригласил Владимира на важную должность ведущего инженера в свою техническую контору. На Бари инженер проработал около сорока лет, сотрудничество было плодотворным для обеих сторон.

Во время работы именно Владимир открыл секреты крекинг-процесса и запатентовал ряд других разработок. Занимался он и вопросами транспортировки топлива, разработав и построив нефтепровод.

Кроме этого, он занимался изысканиями в области строительства, в частности, арочных конструкций. По проектам инженера создано около двух сотен башен различного назначения в различных странах.

Занимался он мостостроением и возведением промышленных зданий самого разного назначения – среди них элеваторы для зерна, доменные печи, даже подвижная сцена одного из театров.

Трудился инженер и над военными разработками – он работал в области как минных заграждений, так и конструирования самих мин.

В 30-х годах прошлого века ученый отошел от дел из-за начавшегося периода репрессий, так как боялся, что его деятельность нанесет вред семье. Он жил уединенно, стараясь по минимуму общаться с бюрократической системой, и скончался в 1939 году.

Достижения Владимира Шухова:

Написал труды в области строительства, нефтепереработки, теплотехники
Получил патенты на ряд разработок в промышленной переработке нефти
Изобрел процесс крекинга
Разработал метод эффективного сжигания мазута
Руководил постройкой первого нефтепровода на территории России
Некоторые разработки в области нефтепереработки актуальны и используются до сих пор
Автор Шаболовской радиобашни
Спроектировал полтысячи мостов
Лауреат премии Ленина

Даты из биографии Владимира Шухова:

1853 г. появился на свет
1863 г. начал обучение в гимназии Петербурга
1871 г. поступил в Императорское техническое училище
1876 г. стал дипломированным инженером
1877 г. приглашен в Баку
1880 г. стал главным конструктором фирмы, принадлежавшей Бари
1917 г. сотрудник «Паростроя»
1939 г. скончался

Интересные факты Владимира Шухова:

Наверное, самой знаменитой башней авторства инженера является Шаболовская. Она рекомендована к внесению в список ЮНЕСКО
Имел пятерых детей
Разработал уникальный проект по выпрямлению башни медресе Улугбека, которая пострадала во время землетрясения
Башни конструктора узнаваемы по ажурной конструкции

В.Г. Шухов. Гениальный русский инженер-изобретатель.

1. Примерка "пифагоровых штанов". Предки Шухова и по материнской и по отцовской линии были так или иначе связаны с военным делом. Мать, Вера Капитоновна, - дочь подпоручика русской армии Поджидаева, пращур отца получил личный дворянский титул за участие в Полтавской битве. Военная среда - это требовательность, стремление к порядку, способность справляться с жизненными трудностями.Наряду с этим в семье поощрялось желание учиться, узнавать что-то новое. Отец свободно владел несколькими языками, прекрасно знал историю, интересовался искусством, его близким другом был знаменитый хирург Н.И. Пирогов. Но, тем не менее ничто, не предвещало рождения в семье гениального инженера.

Вера Капитоновна Шухова.

Правда, мать была удивительным человеком, она обладала особой обостренной интуицией, граничащей с ясновидением. А отец - успешный юрист - четким логическим мышлением.

Григорий Петрович Шухов.

Именно умение логически мыслить и особая математическая интуиция привели юного Шухова к первому успеху. Будучи учеником 4 класса Пятой Петербургской гимназии, он нашел новое доказательство теоремы Пифагора. Преподаватель взглянул на портрет великого ученого и пожал плечами:"Правильно, но... нескромно!"

"Пифагоровы штаны"

2.Теория или практика?

Владимир Шухов. Юность.

Нескромностью можно было посчитать и отказ от заманчивых предложения остаться в Московском Императорском Техническом училище (МИТУ, в будущем МВТУ им. Баумана) после его окончания для подготовки к профессорскому званию. В училище Владимир поступил по совету отца в 1871 году. МИТУ - лучший технический вуз России. Учиться безумно тяжело: сумасшедшая программа, сочетающая фундаментальную физико-математическую подготовку с овладением прикладными ремеслами, необходимыми инженеру-практику, жесточайшие требования к студентам, строгая учебная дисциплина. Студент Шухов не только легко справляется с учебной программой, у него находятся силы и время изобретать. Студентом первого специального класса Владимир Григорьевич сделал свое первое практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Это изобретение было высоко оценено Д.И.Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги "Основы фабрично-заводской промышленности"(1897). Принципы этой конструктивной системы используются до сих пор .

Шухов на хорошем счету у преподавателей училища, среди которых Н.Е. Жуковский, А.В.Летников, Д.Н.Лебедев. Именно Н.Е. Жуковский делает молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической деятельности в училище после получения диплома. Кстати, дипломный проект Шухову готовить не пришлось.Звание инженера ему было присуждено "по совокупности" учебных заслуг. А знаменитый русский математик П. Л. Чебышев, почетный член педагогического совета МИТУ, приглашает Шухова на работу в Петербургский университет, на кафедру математики. Шухов снова отказывается. Не из гордыни. Выбирая между теорией и практикой, он предпочел "жизнь", а жизнью для него была именно практика.

Тем более, что время было прекрасное - "золотой век" техники. Бурно развивалась промышленность, ставя перед инженерами все новые и новые задачи и проблемы. Необходимо было работать на стыке технических "жанров", а это требовало энциклопедических знаний, нестандартного, порой парадоксального мышления и "звериной" технической интуиции. Инженеры были товаром штучным, Шухов - по дарованию, образованию, работоспособности - уникальным.


Московское Императорское Техническое Училище.

3. Шухов - Бари. Кто на ком зарабатывает?

Это сразу понял его будущий работодатель - Александр Вениаминович Бари, американский предприниматель с русскими корнями. И буквально "вцепился" в него. Они встретились в Америке, куда Шухов приехал на годичную стажировку после ИМТУ. А на следующий год Бари был уже в России, где открыл свою контору, предложив Шухову место главного инженера. И Шухов, отвергавший более престижную работу, согласился. Причем деньги ему были положены не очень большие. Фирма процветала, ее годичный оборот достиг 6 миллионов рублей в год. Сумма баснословная по тем временам. Процветание конторы практически никак не сказывалось на гонорарах Шухова.

Владимир Григорьевич Шухов.

Александр Вениаминович Бари.

"Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое... Говорят А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих. Кроме того, А.В. Бари был не только ловкий предприниматель, но и неплохой инженер, умевший оценить новизну технической идеи. Кто из предпринимателей того времени взялся бы за сооружение в шесть месяцев павильонов Нижегородской выставки, если они, даже построенные, вызывали сомнения в надёжности? Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества.

Мое основное условие работы в конторе: выиграть по контракту выгодный заказ, причем за счет более низкой. чем у конкурентов, стоимости и более коротких сроков исполнения и при этом обеспечить конторе прибыль не ниже, чем у других контор. Выбор темы конкурса - за мной"

Бари платил Шухову за идеи, за знания,за прибыль в конечном счете. Шухов, не требуя больших денег, своим талантом оплачивал собственное счастье - возможность заниматься интересными для него проектами.

4. Соперник Чехова.

Деньги никогда не были для Владимира Григорьевича чем-то особо важным. Ни тогда, когда он был "вольным, холостым казаком", ни тогда, когда в 1893 году в возрасте 40 лет женился на 19-летней Анне Николаевне Мединцевой и "оброс" многочисленным семейством. Его жена происходила из древнего, но обедневшего рода Ахматовых, доводясь, кстати, дальней родственницей Анне Андреевне Ахматовой. Несмотря на молодость и разницу в возрасте с мужем, Анна Николаевна оказалась очень мудрой женщиной и сумела создать хорошую семью и прекрасный дом.

Столовая в доме В.Г. Шухова в Скатерном переулке. 1900. За столом мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна и жена Анна Николаевна.

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912.

Но была в жизни Владимира Григорьевича и другая романтическая история. Его первая любовь - Ольга Леонардовна Книппер, будущая жена А.П.Чехова. Юная Ольга дружила с его сестрами. Их роман продолжался два года и оставил глубокий след в их душах. "Я вступала на сцену с твердой убежденностью, что ничто и никогда меня не оторвет от нее, тем более, что в личной жизни моей прошла трагедия разочарования первого юного чувства..." - писала Ольга Леонардовна в воспоминаниях .

О.Л. Книппер.

Ольга Леонардовна Книппер (в центре), сестры В.Г.Шухова Ольга (слева) и Александра, Константин Леонардович Книппер на даче в Вишняках. 1885.

5. От благодарных нефтянников. В 90-е годы 19 века Шухов по состоянию здоровья был вынужден переменить климат и, по "наводке" А.В.Бари отправился на юг в Баку. Баку был тогда нефтяной столицей России. Хотя "нефтянка" только-только вставала на ноги. Ценными компонентом нефти считался идущий на осветительные нужды керосин. Бензин продавался в аптеках в качестве пятновыводителя. Не пользовались спросом и смазочные масла из нефти. Возникало множество проблем. Не понятно куда девать огромное количество "отходника" - мазута. Где хранить нефть, как транспортировать? Не возить же на осликах и верблюдах в бурдюках, разливая по пути к месту назначения ровно половину. Общее впечатление от процесса нефтедобычи со свойственной ему образностью выразил М. Горький: "Нефтяные промыслы остались в моей памяти гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума..."

Вот такое положение дел застал прибывший в Баку для поправки здоровья Шухов. Не терпящий творческого простоя Владимир Григорьевич взялся за дело. И за короткое время "нефтянка" была полностью "экипирована".

Преобразования касались всей цепочки: добыча,хранение, транспортировка, переработка.

При добыче нефти Шухов предложил использовать сжатый воздух, остроумно назвав свое изобретение эрлифт - воздушный подъемник. Проблему хранения решил путем построения больших клепанных резервуаров, максимально дешевых и экономичных. Транспортировка держалась на трех китах: танкеры для перевозки по Каспийскому морю, огромные клепанные речные баржи и нефтепроводы. Нефтеналивные суда строились по шуховским чертежам. Для нефтепроводов Шухов разработал и внедрил в практику основы нефтяной гидравлики. "Формула Шухова", обосновывающая наиболее рациональныцй способ прокачки нефти по нефтепроводу используется и сейчас.

Наконец, запущена в производство первая паровая форсунка для сжигания нефти и нефтяных отходов и запатентован крекинг- процесс - способ получения бензина и керасина из нефтяных остатков путем расщепления крупных молекул на более мелкие при высокой температуре и под давлением. Патент Шухов получил в 1891 году. Но все гениальность изобретения крекинг-процесса благодарное человечество смогло оценить позже, лет через 25 , когда появилось огромное количество ненасытных автомобилей, требовавших бензина, бензина, бензина...

Старинныйклёпаныйнефтяной резервуар Шухована жезнодорожной стации города Владимира

6. "Гиперболоид инженера Шухова" - кривое из прямого или в авангарде авангарда. Шухов часто "работал на перспективу", обгоняя свое время.Хотя, он никогда ничего не изобретал просто так, "от нечего делать". Он называл себя "человеком жизни". Жизнь была его главной музой. Она ставила перед ним вопросы, она помогала находить ответы. Он часто учился у природы.«Что красиво смотрится, то - прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно» Простая корзина из ивовых прутьев, перевернутая вверх дном, подсказала Шухову идею создания ажурных конструкций, а фундаментальной математическое образование дало "позволило" узнать в ней гиперболоид вращения. Так родились знаменитые стальные сетчатые оболочки Шухова и гиперболоидные башни, в которых кривые поверхности образуются прямыми элементами.

"Дебют" сетчатых оболочек, как составляющих зданий, прошел на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 годавНижнем Новгороде. Это было совершенно необыкновенное мероприятие, которое курировал император Николай Второй. Там было на что посмотреть. Достаточно сказать, что на этой выставке, вернее рядом с ней выставлялась, например, знаменитая "Принцесса Греза" Врубеля. И тем не менее, наибольшей популярностью пользовались павильоны Шухова. Огромные лоскуты железной паутины "бестелесно" висевшие над головой потрясали воображение. Поразительней всего было, то, что эта паутина еще как бы "драпировалась" причудливыми складками.

Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием дляВсероссийской выставки 1896 годавНижнем Новгороде, фотографияА. О. Карелина,1895

В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатыхоболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башнюудивительной красоты (была куплена после выставки меценатомЮ. С. Нечаевым-Мальцовыми перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), сохранилась до настоящего времени.

Ротонда Шухова на Нижегородской выставке. 1896 .

Первая в мирегиперболоидная башня Шухова,Нижний Новгород, фотографияА. О. Карелина,1896

Это было настоящим прорывом, причем не только в инженерном деле, но и в архитектуре. Именно архитектурные идеи Шухова были подхвачены такими знаменитыми архитекторами как А. Гауди, Ла Корбюзье и О. Нимейер. Они использовали в своем творчестве гиперболоидные конструкции. А представители гораздо более позднего хай-тека, Бакминстер ФуллериНорман Фостер, — окончательно внедрилисетчатые оболочкив современную практику строительства, и вXXI векеоболочки стали одним из главных средств формообразованияавангардныхзданий ...

Кстати, сейчасШуховская башняпризнана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. А Международная научная конференция «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в апреле 2006 года в Москве с участием более 160 специалистов из 30 стран мира в своей декларации назвала Шуховскую башню в числе семи архитектурных шедевроврусского авангарда, рекомендованных на Включение в списокВсемирного наследияЮНЕСКО.

Радиобашня на Шаболовке.

Изобрёл Шухов и арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились: стеклянные сводыпокрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами(ГУМ) иФирсановским (Петровским) пассажем.

Металло-стеклянные перекрытия ГУМ конструкции Шухова,Москва


Перекрытия ГУМа.

Гостинница "Метрополь"

Гостинница "Метрополь". Интерьер.

И еще В. Г. Шухов придумал новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытийМузея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главного почтамта,Бахметьевского гаражаи других многочисленных построек. В1912—1917 гг. В. Г. Шуховым спроектировал перекрытия залов идебаркадерКиевского вокзала(бывшего Брянского) в Москве и руководил его возведением (ширина пролета — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м).

ГМИИ им. Пушкина.

Московский почтамт.

7. Дайте мне точку опору и я... поставлю на место башню Улугбека. В 1417-1420 годах в Самарканде было построено замечательно красивое медресе знаменитого восточного астронома и математика Улугбека. Его окаймляли два минарета. Шло время и минареты "загуляли". Особенно северо - восточный. Он отклонился от вертикали более чем на 1,5 м. Самаркандцы с тревогой посматривали на него, справедливо опасаясь, что в один прекрасный день минарет обрушится им на головы. В 1918 году его закрепили троссами. Ветер завыл в тросах-струнах "чертовой гитары", как теперь назвали минарет самаркандцы. Это действовало им на нервы. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы в 1932 году на помощь измотанным самаркандцам не пришел Владимир Григорьевич Шухов. Он решил вернуть минарет в исходное положение. Ему в это время было 79 лет, и это был если не самый сложный его проект, то во всяком случае один из самых эффектных.


В.Г. Шухов выпрямляет минарет Улугбека. Дружеский шарж Сухова.

Он не только был автором проекта, но и руководил работами. Хотя многие не верили в успех предприятия. Соотечественники сомневались молча, убежденные предыдущими работами инженера в непогрешимости лозунга: "Шухов сказал, Шухов сделал". Иностранцы позволяли себе смелость высказать крамольные мысли вслух: "Это слишком дерзко. Это противоречит законам всемирного тяготения. Минарет обрушится, как только его начнут поднимать".


Медресе Улугбека. Самарканд.

Через 3 дня минарет уже стоял строго вертикально. Владимир Шухов решил поставленную задачу. С помощью домкратов и лебедок, как всегда не задействовав ни одного лишнего человека.

Минарет медресе Улугбека. Фрагмент.

8. Жизнь, в качестве премии за работу.

Сам Шухов, кстати, не сомневался в успехе предприятия ни на секунду. Он привык все просчитывать " с точностью до миллиметра". "Риск при выполнении заказа исключался. Разрушение конструкции - это не только убытки конторы, но и потеря моего инженерного авторитета, потеря возможности самостоятельного творчества, а значит, конец творческой жизни." Иногда вопрос стоял еще острее. На кону стояла не только творческая, но и физическая жизнь. Так было при строительстве самого известного детища Шухова - радиобашни на Шаболовке. В 1919 году Шухов разрабатывает проект. Красавица - башня должна вознестись на высоту 350м, затмив французскую соперницу - башню Эйфеля (305 м), при этом весить она будет почти в три раза меньше. Но в стране разруха, голод, гражданская война, металла не хватает. Высоту ограничивают 160 метрами (6 пролетов вместо 9). Секции - пролеты должны собираться на земле и с помощью лебедок поочередно подниматься на верх. Шухов производит расчеты. Как вспоминают сослуживцы, это дело он обычно не доверял никому. Оперировал при этом с приближёнными круглыми цифрами, но позже непременно вносил поправку делавшую итог чётким и безошибочным. Как всегда. Но на этот раз происходит непредвиденное. Обрушивается четвертая секция. повреждая при при падении три нижние. На месте событий появляются представители ВЧК. Их приговор стремителен, категоричен и неправеден - расстрел. За вредительство. Храбрецов занять место Шухова не находится. Ему предлагают продолжить работу. Расстрел откладывается. Сотрудники в ужасе. "Как можно работать, когда каждая ошибка грозит смертельной опасностью?" "Без ошибок", - отвечает Шухов и как всегда с головой уходит в работу. Кстати, как позже установит комиссия более компетентная, чем ВЧК, ошибок и не было, была "усталость" некачественного металла. Все закончится очередным успехом.

Но гениальный инженер и дальше, даже несмотря на правительственные награды, будет ходить "по лезвию ножа", под статьями: его сыновья участвовали в Белом движении, по линии морского ведомства Шухов в 1917 году сотрудничал с А. Колчаком. Да, и несомненный талант - чем не повод для преследований. К счастью, Владимиру Григорьевичу некогда было размышлять об этом, он слишком много работал. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

"С огромным волнением я вспоминаю свою жизнь, проведённую около В.Г. Шухова. Каждый день, час, любая минута были полны счастья, энтузиазма открытий. Я не успевал укладывать в свою голову всё увиденное и услышанное. А он, этот мыслитель, всем щедро дарил, щедро сыпал, как из рога изобилия, всё новое и новое, одно интересней и гениальней другого", - вспоминал А.П. Баланкин, проработавший в конторе более 40лет и бывший основным производителем работ на строительстве Шаболовской башни.

Радиобашня на Шаболовке.

9. В одном строю с Леонардо. Шухов, действительно, засыпал сослуживцев ворохом новых идей в совершенно различных областях человеческой деятельности, напоминая мощью своего таланта и размахом великого Леонардо да Винчи, " главного инженера" эпохи Возрождения. Он, безусловно, был "ренессансным" человеком. По одаренности, широте знаний и интересов. Трудно перечислить его изобретения, список будет огромным. Не менее сложно перечислить его "нерабочие" увлечения. Литература, искусство, музыка. Шухов обожал театр. Кстати, для Московского Художественного театра им была сконструирована первая в мире вращающаяся сцена.

Большой страстью Владимира Григорьевича всегда оставалась фотография. "Я по профессии инженер, а в душе фотограф". Он оставил огромную коллекцию талантливейших, уникальных снимков и негативов. История семьи, история Москвы, история страны.

И, конечно, спорт. Шухов был заядлым спортсменом. Зимой - коньки и лыжи, летом - велосипед. Причем, велосипедным спортом Владимир Григорьевич занимался, можно сказать на профессиональном уровне - участвовал в гонках. Рассказывают, что однажды забредший в Манеж посмотреть соревнования А.В.Бари вдруг с ужасом узнал в рыжем победителе своего главного инженера.


Автопортрет на трапеции у дома на Смоленском бульваре. 1910.

Спорт помогал поддерживать прекрасную физическую форму, необходимую для жизни и работы. Шухов жил, чтобы работать, и работал, чтобы жить.

10. Уход. Когда-то много лет назад матери Владимира Григорьевича, Вере Капитоновне, приснился страшный сон - объятый пламенем сын в семейном склепе. Она отмахнулась от ужасного видения. К сожалению, сон оказался пророческим. Шухов работал в своем кабинете. От опрокинутой свечи на нем загорелась одежда. Ожоги покрывали треть тела. 5 дней врачи боролись за его жизнь. Но помочь ему не удалось. 2 февраля 1939 года Владимир Григорьевич Шухов скончался.

Он оставил потомкам открытые законы, выведенные формулы, совершенные механизмы, прекрасные строения, мосты, котлы, фотографии... и веру в безграничные возможности человеческого разума.

Использованы материалы: башня на шаболовке

Сегодня Владимира Григорьевича Шухова , родившегося 160 лет назад, уже мало кто помнит. А ведь именно благодаря ему, в Москве, на Шаболовке, много лет назад появилась оригинальная стальная башня, которая могла быть выше знаменитой Эйфелевой: помешали революция и разруха.

Еще при жизни его называли «Русским Эдисоном», «первым инженером Российской империи». Он стал автором массы оригинальнейших сооружений, множества выдающихся технических изобретений, которые используют во всем мире до сих пор, был включен в список ста самых выдающихся инженеров всех времен и народов.

Родился русский инженерный гений в провинциальном городке Грайвороне Курской губернии 16(28) августа 1853 года. Его мать была небогатой дворянкой, отец – директор филиала Петербургского государственного банка. Еще в детстве в мальчике обнаружились замечательные способности. Когда его отца перевели на службу в столицу, то одиннадцатилетний Владимир поступил в Пятую Петербургскую гимназию, которую закончил с блестящим аттестатом. Там сразу и проявились его талант и склонность к точным наукам, особенно - к математике.

Он прославился тем, что в одиннадцать лет доказал теорему Пифагора способом, который придумал сам. Удивленный учитель его похвалил, но поставил «двойку», заявив: «Правильно, но нескромно!»

Окончив гимназию, Владимир по совету отца, поступил в лучшее тогда в России Московское Императорское техническое училище - МИТУ, ныне известное как Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Жить пришлось в общежитии на казарменном режиме, родителей видел редко, требования в МИТУ были самыми жесткими, а нагрузка огромная, зато специалистов выпускали первоклассных. Такими же первоклассными были и преподаватели: создатель аэродинамики Жуковский, известный математик Летников, опытный механик Лебедев. Еще студентом Шухов зарегистрировал замечательное изобретение – паровую форсунку. Она была настолько проста и оригинальна, что великий химик Дмитрий Менделеев поместил ее рисунок на обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности». А Людвиг Нобель, глава громадного нефтяного концерна и брат основателя престижной премии, сразу приобрел у Владимира патент на ее производство.

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью, и академик Пафнутий Чебышев сразу пригласил его преподавать математику в Петербургский университет, но получил отказ. Шухова больше привлекала не теоретическая наука и не преподавательская кафедра, а изобретательство, практическая инженерная деятельность. Это решение окрепло, когда он, как лучший ученик, был командирован от училища на Всемирную выставку в США.

Там, в Филадельфии, он познакомился с Александром Бари, талантливым предпринимателем русского происхождения, который принимал делегацию из России. Увидев бурный прогресс техники в США и различные технические новинки, Шухов твердо решил заняться изобретательством на родине. Вернувшись из Америки, поступил сначала на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. А потом, по совету друга семьи, знаменитого хирурга Николая Пирогова, записался еще вольнослушателем в Военно-медицинскую академию.

Бари, гражданин США, тоже приехал в Россию, понимая, что именно там сейчас начинается стремительный технический прогресс. Он пригласил Шухова работать в свою контору на должность главного конструктора и главного инженера. Этот союз гениального изобретателя и умелого предпринимателя с американской деловой хваткой продолжался долгие годы. Шухов, конечно, понимал, что Бари эксплуатирует его талант и зарабатывает на его изобретениях миллионы, но деньги были для него не главное: он получил возможность свободно реализовывать самые смелые свои технические идеи.

«Говорят, что Бари эксплуатировал меня, - писал потом Шухов. - Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предложения».

Тогда в России начинался нефтяной бум, и Бари предложил Владимиру Григорьевичу возглавить отделение его фирмы в Баку, где стремительно развивалась эта отрасль промышленности. Тот согласился, но первые впечатления от промыслов у приезжего из столицы были ужасными, они показались ему картинкой «мрачного ада». Никакой техники не было, нефть перевозили на осликах, а хранили в лужах – прямо на земле. Однако молодой инженер не опустил руки, а стал автором множества изобретений. Впервые в мире осуществил сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки. Запатентовал промышленную установку для перегонки нефти, впервые предусматривающую осуществление крекинга. Создал оригинальные клепаные и дешевые резервуары для хранения нефти, насосы, газгольдеры, металлические перекрытия для цехов. Стал создателем нефтеналивного флота России – стальных барж, в которых стали перевозить нефть, они были надежнее танкеров иностранного производства. Руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских месторождений до нефтепромыслов до Баку. «Формула Шухова», обосновывавшая способ прокачки нефти по нефтепроводу, используется и сегодня.

Любопытно, что металлические танки для хранения нефти существовали и до Шухова в США, но – исполненные в форме куба, и дорогие в постройке.

Русский инженер первым предложил цилиндрические нефтехранилища оригинальной конструкции, которые стоили необыкновенно дешево и были значительно прочнее.

Ноу-хау состояло в том, что у основания, где давление наибольшее, толщина стенок в танках была больше, чем наверху. Такими их делают и сегодня. В фильме «Белое солнце пустыни» в таком нефтехранилище красноармеец Сухов прятал жен бандита Абдуллы.

Но главным и самым гениальным изобретением русского инженера в «нефтянке» был крекинг-процесс, с помощью которого при перегонке нефти можно было получать не только керосин, но еще бензин, моторные масла, солярку, мазут, асфальт и массу других ценных продуктов. Он запатентовал крекинг еще в 1891 году. Владимир Шухов стал автором и многих других технических новинок. Буквально все крупные стройки первых советских пятилеток – Кузбасс, Магнитка, Челябинский тракторный завод - связаны с его именем.

Но поистине всемирную славу принесло инженеру строительство стальных башен оригинальной конструкции. Всего их было сооружено около двухсот. Самой знаменитой стала Шаболовская радиобашня в Москве. Заказ на нее он получил от Совнаркома в 1919 году. Большевикам срочно требовался рупор, при помощи которого они могли бы доносить свои идеи до мирового пролетариата. Проект Шухова предусматривал небывалое в мире сооружение высотой 350 метров, что было выше Эйфелевой башни в Париже - 305 метров, но при этом оно было бы в три раза легче. Однако в разоренной большевиками стране остро не хватало металла, а потому власти «урезали» высоту до 152 метров. Башню возводили при помощи уникального, изобретенного Шуховым метода «телескопического монтажа». Долгое время эта ажурная, поражавшая воображение современников башня, была самым высоким сооружением в России.

Но Шухов проектировал не только башни. Под его руководством было построено более 400 – четырехсот! - мостов, в том числе через Волгу, Оку и Енисей.

По его проекту была сооружена первая в мире вращающаяся сцена МХАТа, спроектированы поражающие воображение ажурные металлические своды московского ГУМа, Главпочтамта, Петровского пассажа, Музея изящных искусств и многие другие оригинальные сооружения. Такие висячие покрытия с пролетами, перекрытыми уникальными сетчатыми оболочками из металла, были впервые в мире применены им еще при строительстве в 1896 году российских павильонов на Всероссийской нижегородской выставке. Эти конструкции Шухова опередили время, как минимум, на 50 лет, знаменитая висячая кровля элеватора в американском Олбани появилась только в 1932 году…

Сама идея таких сетчатых конструкций и поражавших воображение гиперболоиодных башен пришла в голову русскому инженеру при виде перевернутой верх дном простой ивовой корзины из прутьев.

«Что красиво смотрится, то – прочно», - говорил он, всегда считавший, что все технические новинки рождаются при внимательном наблюдении за жизнью и природой.

В 1999 году знаменитый английский архитектор Норман Фостер за сетчатые перекрытия двора Британского музея получил титул почетного пэра и лорда. Но он всегда открыто признавал, что вдохновлялся в своей работе шуховскими идеями. В 2003 году на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре ХХ века» в Мюнхене был установлен позолоченный макет шуховской башни.

Архитектурные идеи Шухова явились настоящим прорывом и повлияли потом на развитие мировой архитектуры, были подхвачены такими всемирно известными архитекторами, как Ле Корбюзье, Гауди и Нимейер. Все они широко использовали в своем творчестве его гиперболоидные конструкции. А шуховские сетчатые оболочки используют в практике и нынешние знаменитости архитектуры. Неслучайно башня на Шаболовке признана международными экспертами одним из высших достижений мирового инженерного искусства. Проходившая в 2006 году в Москве международная научная конференция с участием архитекторов из 30 стран мира назвала башню в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда.

До сих пор помнят русского инженера в Самарканде, где в 1932 году он провел «выпрямление» знаменитой «башни Улугбека» - минарета медресе, построенного в 1417-1420 годах и покосившегося после сильного землетрясения. Операция прошла успешно, хотя иностранные специалисты дружно предвещали, что минарет, отклонившийся от оси на 1,5 метра, непременно рухнет. Как знать, пригласи в то время Шухова итальянцы, у них не было бы проблем с «падающей» Пизанской башней…

Но Шухов, которого многие по разнообразию талантов считали не только Эдисоном, но еще и «русским Леонардо», увлекался не только техникой.

Он был заядлым спортсменом, участвовал в велосипедных гонках, катался на коньках и лыжах, играл в шахматы, любил читать стихи, конструировал мебель, был прекрасным фотографом: «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф», - говорил он. Среди его друзей были не только люди техники и науки, но писатели, актеры, художники. Его сослуживцы в адресе, сочиненном для него в день рождения, писали: «Вы для нас всегда были доступным и участливым не только начальником, но и товарищем. И учителем. Каждый мог спокойно нести к Вам свое горе и свои радости в уверенности, что все найдет живой отклик у Вас…»

Первой любовью инженера была знаменитая актриса МХАТа Ольга Книппер, которая потом стала женой Антона Павловича Чехова. Потом он повстречал 18-летнюю зеленоглазую красавицу Анну Мезенцеву. Мать Шухова сначала не соглашалась на брак, но потом сдалась. Они прожили вместе долгую жизнь, Анна принесла ему двух дочерей и трех сыновей.

Увы, расцвет технического творчества великого инженера пришелся в России на страшные годы. В 1917 году он не оставил Родину, хотя его сыновья воевали в Белой армии, а сам он одно время сотрудничал с Колчаком. Инженеры были в СССР в дефиците, и его до поры до времени не трогали. Но когда при строительстве Шаболовской башни обрушилась одна из секций, чекисты были тут, как тут.

Приговор был скор – «условный расстрел за саботаж»: замену Шухову на уникальной стройке не нашли, а потому предложили продолжить работу, отложив на время исполнение приговора. И в таких страшных условиях Шухов смог продолжить и успешно завершить беспримерную стройку. Потом выяснилось, что причиной обрушения была «усталость» бракованного металла. И Дамоклов меч, нависший над головой гения, был убран. Тем более что любоваться его уникальной башней приходила вся Москва.

Но Шухов был спокоен, в своем дневнике он записал: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Хотя, кто знает, что на самом деле творилось в его душе?

Несправедливые обвинения, страх за детей, смерть жены, вынужденный уход со службы все-таки подорвали его здоровье. Его выселили из собственного дома на Смоленском бульваре, и он был вынужден вместе с семьей переселиться в контору. Последние годы жизни великий инженер провел в уединении. Но Владимир Григорьевич всегда оставался русским патриотом. Ему поступало множество самых лестных предложений о работе за границей, но он их все отвергал. А все права на изобретения и гонорары передал государству.

Конец жизни инженерного гения был трагическим. Родственники вспоминали, что за много лет до того его матери приснился страшный провидческий сон: она увидела сына, объятого пламенем в семейном склепе. Но так потом и произошло в реальной жизни… Как обычно утром, 29 января 1939 года Шухов побрился и обильно побрызгался крепким одеколоном. При этом неловко повернулся, и от случайно опрокинутой свечи на нем вспыхнула пропитанная одеколоном рубашка. Инженер получил сильнейшие ожоги, попытки врачей спасти его жизнь не увенчались успехом. Он умер 2 февраля 1939 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

…Владимир Григорьевич называл себя «человеком жизни».


Владимир Малышев

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!