Василий харитонов - биография, фотографии. Биография Василий Шишкин Vasily Shishkin

Родился 28 Февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно - Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронте. По Сентябрь 1941 года служмл в 195-м ИАП, летал на И-16. По Ноябрь 1941 года - в 26-м ИАП. Затем, до конца войны, - в 123-м ИАП (27-м ГвИАП), где летал уже и на "Яках".

К Августу 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) Старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 400 успешных боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе 16 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ПВО. В 1945 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году - лётно - тактические курсы. С 1958 года Полковник В. Н. Харитонов - в запасе. Жил в Ленинграде. Работал диспетчером в аэропорту "Пулково". Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

Великую Отечественную войну Василий Харитонов встретил в составе 195-го истребительного авиаполка, в котором и открыл счёт своих побед. К Августу 1942 года ему удалось уничтожить уже 19 вражеских самолётов. В полку его называли "охотником за бомбардировщиками".

12 Января 1943 года, в первый день наступления советских войск под Ленинградом, 6 наших истребителей, ведомые Старшим лейтенантом В. Н. Харитоновым, вылетела на перехват группы вражеских бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Стремительной атакой нашим лётчикам удалось отсечь немецких истребителей и завязать бой с бомбардировщиками. С первого захода В. Н. Харитонов уничтожил "Юнкерс-87", а в последующих сбил ещё один. Столь же успешно сражался в этом бою и Старший лейтенант В. И. Потапов. Он уничтожил 2 вражеские машины. По одному бомбардировщику подожгли Старший лейтенант А. Т. Карпов, Младший лейтенант А. Г. Андрианов и сержант П. А. Внуков.

Лучшие дня

Когда Февральским днём товарищи прибежали на самолётную стоянку, чтобы поздравить Василия Харитонова со званием Героя Советского Союза, он погрозил им пальцем:

Хватит, ребята, разыгрывать. В 1941 году такие же остряки поздравляли меня, а Золотую Звезда получил другой Харитонов - Пётр. Харитоновых в Советском Союзе, может, поменьше, чем Ивановых, но тоже хватает.

Товарищи доказывали, что никакой ошибки быть не может, об этом уже передавали по радио и сегодня наверняка Указ будет напечатан. Всё равно от магарыча ему не отвертеться.

Ладно, ребята, - сказал Василий, - прибудет газета, тогда поговорим насчёт магарыча, а сейчас как бы за разговорами не прозевать сигнала на вылет. Сами понимаете - дежурю.

Лётчики ушли. Однако принесённая ими новость не выходила из головы. Получается, что вчерашним 20-м "Юнкерсом" он не только округлил счёт, но и отметил подписание Указа.

Двадцатый... А кажется, совсем недавно был первый. Он сбил его на втором месяце войны. Но до этого был бой, который едва не стоил жизни Василию Харитонову. Увлёкшись стрельбой по "Юнкерсу", он сам попал под огонь немецкого истребителя. Продолжать бой уже не пришлось. В крыле была большая дыра. Молодому лётчику с трудом удалось посадить машину.

В следующий раз Василий перехитрил врага. Чтобы нанести внезапный удар, немец юркнул за облако. Василий сделал то же самое, только с другой стороны. "Мессер" напоролся на пулемётную очередь и загорелся. И тут же Харитонов заметил, что другой Ме-109 атакует командира группы Кондратьева. Командир не видел этого: он был занят другим "Мессером", который пытался сбить лётчика Калижского. Харитонов атаковал истребитель, гнавшийся за Кондратьевым. Немец отвернул. Жизнь командира была спасена. Продолжая атаку, Кондратьев спас Калижского.

После этого боя Василий стал чувствовать себя уверенней. Со временем сам стал водить в бой группы истребителей. Однажды, возглавляя семёрку, увидел столько немецких самолётов, что и глазам не поверил. Уже потом стало известно, что всего их - волна за волной - шло 80 штук. Ещё до "Юнкерсов" появились "Мессеры". Нетрудно было догадаться, что истребители расчищали путь бомбовозам.

Харитонов повёл свою группу в облака. Зачем ввязываться в бой с истребителями, когда сзади наверняка идут бомбардировщики! Так оно и было. Зато уже когда приблизились "Юнкерсы", Харитонов выскочил из укрытия и сразу пошёл в атаку. Три бомбардировщика загорелись. Остальные открыли заградительный огонь.

Чтобы легче было обороняться, "Юнкерсы" построились в круг. Харитонов с товарищами прорвался в середину. Обстрел был жестокий, но немцы не выдержали ответного огня советских истребителей. Kpyг развалился, "Юнкерсы" начали уходить. Преследуя их, наши лётчики сбили ещё несколько вражеских машин.

В этом бою Василий Харитонов сбил 2 пикировщика врага. Третьего зажёг совместной атакой с лётчиком Андриановым, четвёртого - с Потаповым.

Однажды немецкий бомбардировщик прорвался к Ленинграду. "Юнкерс" уже был над Международным (так назывался тогда Московский проспект), ещё каких - нибудь несколько секунд - и начнёт бомбить. Василий Харитонов опередил врага - лобовой атакой заставил его повернуть обратно. Бомбы упали не на улицы Ленинграда, а в стороне от шоссе.

Бомбардировщик удирал. Харитонов тоже прибавил скорость. У линии фронта догнал врага и дал длинную очередь... Обломки "Юнкерса" догорели недалеко от Пулкова. Да, со времени первой победы было много боёв...

Взметнувшаяся в небо ракета разом оборвала мысли лётчика. Он запустил мотор и взлетел. Следом поднялись 5 его ведомых.

Не прошло и часа, как группа Харитонова вернулась. Задание было выполнено: 20 вражеских бомбардировщиков, появившихся в районе Колпина, перехвачены. Наши лётчики уничтожили 4 "Юнкерса-88". Остальные врассыпную ушли с поля боя.

Едва Харитонов выбрался из кабины, кто - то крикнул:

Читай, Фома Неверный: присвоить звание Героя Советского Союза Старшему лейтенанту Харитонову Василию Николаевичу!

Василий взял протянутую ему газету. Действительно, Указ. Всё точно - Харитонов Василий Николаевич. И рядом заметка о сбитом вчера 20-м "Юнкерсе".

К стоянке подошли ведомые Харитонова - Карпов, Потапов, Андрианов, Внуков и Небрат. Александр Карпов попросил газету. Прочитав Указ, поздравил товарища. Потом пробежал глазами заметку.

А здесь неточность. Теперь у нашего Василия не 20 сбитых самолётов, а 22. Придётся давать поправку.

На следующий день в газете появилась заметка о том, что 11 Февраля 1943 года, в день опубликования Указа о присвоении Василию Харитонову звания Героя Советского Союза, он сбил "Юнкерс-88" и "Фокке - Вульф - 190".

Потом такие "поправки" пришлось публиковать ещё не раз. К концу войны Майор В. Н. Харитонов сбил 34 немецких самолёта. (М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 18 личных и 15 групповых побед) Войну закончил в составе 27-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Как - то, уже после войны, известный публицист А. В. Буров, давно знакомый с Харитоновым, отправился в Ленинградский аэропорт, чтобы повидаться с ним. Он знал, что, демобилизовавшись, тот стал работать в Гражданском Воздушном Флоте. На вопрос, где найти Харитонова, один шутник сказал:

Сначала доберётесь до Рабата, а от этого марокканского порта можете напрямик, кратчайшим путём, лететь через пески Сахары до Бомако. Затем полетите в Конакри. Здесь и найдёте Харитонова.

ПО СИГНАЛУ ТРЕВОГИ

22 Июня 1941 года. Каждый из нас хотел провести день по - своему. Например, мы - молодые лётчики - истребители - собирались в это Июньское воскресенье открывать лодочную станцию, которую построили вместе с комсомольцами маленького городка в Ленинградской области, где дислоцировалась наша часть. Но, увы, в 4 часа утра прозвучал сигнал боевой тревоги, а в 9 на нашем аэродроме приземлился весь изрешечённый пулями и осколками снарядов краснозвёздный бомбардировщик Прибалтийского военного округа. Так война перестала быть для нас понятием условным. Начались суровые боевые будни.

На истребителях И-16 мы прикрывали свои войска, сопровождали бомбардировщики и штурмовики, ходили в разведку... По 6 - 8 боевых вылетов в день. И хотя в то время у противника было самолётов больше, в ленинградском небе он чувствовал себя неуютно. Мои товарищи по оружию бесстрашно дрались с фашистскими стервятниками.

В боях мы учились воевать, познавая и радость побед, и горечь утрат. Помню, как обрадовался, когда в первом воздушном бою вместе с Георгием Корниенко сбил "Юнкерс-88". И так мы были увлечены атакой, что не заметили подобравшегося к нам вражеского истребителя. На подбитой машине тогда я едва дотянул до аэродрома. Этот жестокий урок войны пошёл впрок.

С каждым днём росло наше мастерство и мы обретали боевой опыт. Всё чаще мои боевые друзья Георгий Жариков, Иван Кравченко, Иван Пидтыкан возвращались с победой.

Уже к концу 1941 года на их счету было по 5 - 6 сбитых немецких самолётов. А Евгений Воронцов первым в полку применил воздушный таран. За мужество и героизм, проявленные в этом бою, он был награждён орденом Ленина.

А всего за первые месяцы войны наша эскадрилья под командованием отличного лётчика Ивана Неуструева уничтожила 46 самолётов противника. Здесь, под Ленинградом, я был удостоен высокой награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Время неумолимо. Годы прибавляют нам седины, взрослеют и мужают наши сыновья. Сегодня они уже в солдатском строю. А Великая Отечественная война была и остается священной...

Великую Отечественную войну Василий Харитонов встретил в составе 195-го истребительного авиаполка, в котором и открыл счёт своих побед. К августу 1942 года ему удалось уничтожить уже 19 вражеских самолётов. В полку его называли "охотником за бомбардировщиками".

10 февраля 1943 года, в день подписания Указа о присвоении ему звания Героя Советского Союза, Гвардии старший лейтенант Василий Николаевич Харитонов сбил 20-й вражеский самолёт - бомбардировщик Ju-88.

Когда товарищи прибежали на самолётную стоянку, чтобы поздравить Василия Харитонова со званием Героя Советского Союза, он погрозил им пальцем:

Хватит, ребята, разыгрывать. В 1941 году такие же остряки поздравляли меня, а "Золотую Звезду" получил другой Харитонов - Пётр. Харитоновых в Советском Союзе, может, поменьше, чем Ивановых, но тоже хватает.

Товарищи доказывали, что никакой ошибки быть не может, об этом уже передавали по радио и наверняка на днях Указ будет напечатан. Всё равно от магарыча ему не отвертеться.

Ладно, ребята, - сказал Василий, - прибудет газета, тогда поговорим насчёт магарыча, а сейчас как бы за разговорами не прозевать сигнала на вылет. Сами понимаете - дежурю.

Лётчики ушли. Однако принесённая ими новость не выходила из головы. Получается, что этим самым 20-м самолётом он не только округлил счёт, но и отметил подписание Указа.

Двадцатый сбитый самолёт... А кажется, совсем недавно был первый. Он сбил его на втором месяце войны. Но до этого был бой, который едва не стоил жизни Василию Харитонову. Увлёкшись стрельбой по "Юнкерсу", он сам попал под огонь немецкого истребителя. Продолжать бой ему уже не пришлось. В крыле была огромная дыра. Молодому лётчику с большим трудом удалось посадить машину.

В следующий раз Василий перехитрил врага. Чтобы нанести внезапный удар, немец юркнул за облако. Василий сделал то же самое, только с другой стороны. "Мессер" напоролся на пулемётную очередь и загорелся. И тут же Харитонов заметил, что другой Ме-109 атакует командира группы Кондратьева. Командир не видел этого: он был занят другим "Мессером", который пытался сбить лётчика Калижского. Харитонов атаковал истребитель, гнавшийся за Кондратьевым. Немец отвернул. Жизнь командира была спасена. Продолжая атаку, Кондратьев спас Калижского.

После этого боя Василий стал чувствовать себя уверенней. Со временем сам стал водить в бой группы истребителей. Однажды, возглавляя семёрку, увидел столько немецких самолётов, что и глазам не поверил. Уже потом стало известно, что всего их - волна за волной - шло 80 штук. Ещё до "Юнкерсов" появились "Мессеры". Нетрудно было догадаться, что истребители расчищали путь бомбовозам.

Харитонов повёл свою группу в облака. Зачем ввязываться в бой с истребителями, когда сзади наверняка идут бомбардировщики! Так оно и было. Зато уже когда приблизились "Юнкерсы", Харитонов выскочил из укрытия и сразу пошёл в атаку. Вот уже 3 бомбардировщика загорелись. Остальные открыли заградительный огонь.

Чтобы легче было обороняться, "Юнкерсы" построились в круг. Харитонов с товарищами прорвался в середину. Обстрел был жестокий, но немцы не выдержали ответного огня советских истребителей. Kpyг развалился, "Юнкерсы" начали уходить. Преследуя их, наши лётчики сбили ещё несколько вражеских машин.

В этом бою Василий Харитонов сбил 2 пикировщика врага. Третьего зажёг совместной атакой с лётчиком Андриановым, четвёртого - с Потаповым.

Однажды немецкий бомбардировщик прорвался к Ленинграду. "Юнкерс" уже был над Международным (так назывался тогда Московский проспект), ещё каких - нибудь несколько секунд - и начнёт бомбить. Василий Харитонов опередил врага - лобовой атакой заставил его повернуть обратно. Бомбы упали не на улицы Ленинграда, а в стороне от шоссе.

Бомбардировщик удирал. Харитонов тоже прибавил скорость. У линии фронта догнал врага и дал длинную очередь... Обломки "Юнкерса" догорели недалеко от Пулкова. Да, со времени первой победы было много боёв...

На следующий день, 11 февраля, он повёл шестерку на перехват бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Всего летело около 30 фашистских машин. Харитонов так умело провёл свою группу, что она отсекла истребителей и с первой атаки разбила строй "Юнкерсов". Харитонов атаковал самолёт Ju-87 и сбил его. Затем схватился с новейшим истребителем FW-190 и тоже вогнал его в землю.

В это же время 2 самолёта сбил Гвардии старший лейтенант В. И. Потапов, по одному уничтожили Гвардии старший лейтенант А. Т. Карпов и молодые лётчики Гвардии младший лейтенант А. Г. Андрианов и Гвардии сержант П. А. Внуков.

Едва Харитонов выбрался из кабины, кто - то крикнул:

Читай, Фома Неверный: присвоить звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Харитонову Василию Николаевичу!

Василий взял протянутую ему газету. Действительно, Указ. Всё точно - Харитонов Василий Николаевич. И рядом заметка о сбитом вчера 20-м "Юнкерсе".

К стоянке подошли ведомые Харитонова - Карпов, Потапов, Андрианов, Внуков и Небрат. Александр Карпов попросил газету. Прочитав Указ, поздравил товарища. Потом пробежал глазами заметку.

А здесь неточность. Теперь у нашего Василия не 20 сбитых самолётов, а 22. Придётся давать поправку.

На следующий день в газете появилась заметка о том, что 11 февраля 1943 года, в день опубликования Указа о присвоении Василию Харитонову звания Героя Советского Союза, он сбил Ju-88 и FW-190.

Потом такие "поправки" пришлось публиковать ещё не раз...

Приказом командующего Ленинградской армией ПВО от 7 апреля 1944 года за успешное выполнение боевых задач в период с июля 1943 года по март 1944 года, умелое командование эскадрильей и личный героизм награждён орденом Александра Невского. В наградном листе указывалось:

"После предыдущего награждения орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и присвоения звания "Герой Советского Союза" Харитонов В. Н. лично сбил 3 самолёта противника - 2 самолёта "ФВ-190" и 1 самолёт "Ме-109".

23 июня 1943 года в составе 6 "ЯК-7Б" вылетел на перехват бомбардировщиков противника. В районе деревни Манушкино встретил 4 истребителя "ФВ-190" и сбил один из них.

29 июля 1943 года вылетел ведущим 8 "ЯК-7Б" на прикрытие своих войск. В районе Войтолово заметил корректировщика "Ме-109" и сбил его.

1 августа 1943 года произвел вылет на прикрытие наших наземных войск в составе 8 "ЯК-7Б". В воздушном бою над аэродромом Лезья группа самолётов Харитонова В. Н. сбила 6 самолётов противника, один из которых был сбит лично Харитоновым В. Н.

За время командования эскадрильей личный состав произвёл 256 боевых вылетов на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков, ведение воздушной разведки и штурмовку объектов противника, при этом сбито 16 самолётов противника".

К концу войны Гвардии майор В. Н. Харитонов сбил 34 немецких самолёта. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 16 групповых побед. ] Войну закончил в составе 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно — Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939...

Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно — Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939 года в рядах Красной Армии, в 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года младший лейтенант В. Н. Харитонов на фронте. По сентябрь 1941 года служил в составе 195-го ИАП, летал на И-16; по ноябрь 1941 года — в 26-м ИАП; затем, до конца войны, в 123-м ИАП (27-м Гвардейском ИАП), где летал уже и на «Яках».

К августу 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника.

10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 400 успешных боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе 16 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ПВО. В 1945 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году — лётно — тактические курсы. С 1958 года Гвардии полковник В. Н. Харитонов — в запасе. Жил в Ленинграде. Работал диспетчером в аэропорту «Пулково». Умер 27 апреля 2002 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Его большое небо

Сотни воздушных боёв провёл в годы Великой Отечественной войны Василий Николаевич Харитонов. А самый памятный из них, пожалуй, первый.

Они поднялись тогда, Июльским солнечным днём 1941 года, четвёркой на перехват большой группы бомбардировщиков. Встретились с ней в районе Волосова. Враг рвался к Ленинграду. Чтобы сорвать его замысел, требовался чёткий план действий, а перехватчикам больше всего хотелось открыть боевой счёт, вернуться домой хотя бы с одним сбитым самолётом противника. Не раздумывая, истребители все разом устремились в атаку на замыкающий самолёт. Общими усилиями им удалось поджечь его. Велика была радость этой первой победы. Она окрылила лётчиков, укрепила у них веру в свои силы.

И снова четвёрка без оглядки готовится нанести удар, энергично выполняет маневр. И снова лётчики берут на прицел бомбардировщик, который стал теперь крайним в своей группе. Но на этот раз им не удалось завершить атаку. При довороте на цель они сами попали под ураганный огонь истребителей противника…

Неосмотрительно действовали перехватчики, забыли, что бой может обернуться любыми неожиданностями, и крепко за это поплатились. А больше всех досталось Лейтенанту В. Н. Харитонову. Пилотируемый им И-16 был так основательно потрёпан, что на нём только чудом удалось дотянуть до ближайшего аэродрома, на котором базировались авиаторы Балтийского флота. На машине оказался повреждённым мотор, было разбито хвостовое оперение, а в фюзеляже — пробоииа на пробоине. После посадки Харитонов выбрался из кабины весь залитый маслом. В горячке боя он даже не почувствовал, что ранен в ногу. К счастью, ранение оказалось лёгким. Пуля прошла навылет через мякоть, не задев кости.

Всю ночь напролёт ремонтировали истребитель специалисты. Они заменили мотор, рули управления, залатали фюзеляж. На следующий день Лейтенант вернулся в свой полк. За минувшие сутки он о многом передумал. Знал, что его ждёт серьёзный разговор. Но оправдания не искал. Не словами — делом можно было исправить допущенную оплошность. Именно об этом и размышлял лётчик, вновь и вновь возвращаясь к злополучному бою. Харитонов винил в случившемся только себя, потому что был ведущим группы и как ведущий показал подчинённым лишь пример безрассудства. Именно безрассудства, а не смелости, как ему казалось, поскольку первым ринулся в бой, не оценив обстановки и не подумав даже о возможной ловушке со стороны истребителей прикрытия. Хорошо ещё, что все целы остались.

Командир эскадрильи Иван Павлович Неуструев собрал лётчиков в тот же день по возвращении Харитонова.

— Счастливый случай уберёг вас. Но больше такого не ждите, — сказал он сердито и резко. — Если и дальше будем так воевать, немцы перещёлкают нас, как куропаток. А кто, я вас спрашиваю, будет защищать Ленинград? На что это похоже — скопом навалились на один самолёт и забыли обо всём на свете…

Капитан Неуструев был крут на слово, и особенно крепко досталось Харитонову. Неуструев знал Василия Николаевича ещё по курсам командиров звеньев, где был инструктором. Харитонова направили на них в 1940 году, сразу же после окончания Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков. Здесь он отлично зарекомендовал себя. Ещё тогда Неуструев видел, что со временем из него выйдет незаурядный лётчик. Он великолепно чувствовал машину, метко поражал цели. К тому же в свои 18 лет выделялся среди других трезвостью мысли, выдержкой. И вот теперь важно было укрепить эти качества, уберечь Харитонова от опрометчивости в первых воздушных схватках с противником. Но самое главное, надо было сделать правильные выводы о тактике и манере ведения боевых действий против фашистской авиации, и больших групп бомбардировщиков в частности.

— Мы бойцы противовоздушной обороны, а не «охотники». Наша главная задача, — продолжал Неуструев всё так же жестко, — не допустить врага к охраняемому объекту любой ценой, рассеять все бомбардировщики, сколько бы их ни встретилось, заставить их сбросить бомбы не там, где они хотят. Как этого добиться, как уничтожить врага, нанести ему максимальный урон, сохранив в целости свои силы — вот об этом и следует нам серьёзно думать.

Капитан Неуструев говорил и о том, как важно хорошо знать противника, его сильные и слабые стороны, его излюбленные тактические приёмы, чтобы действовать в бою наверняка.

На всём протяжении этого поучительного разговора Харитонов чувствовал себя как лучший ученик в школе, неожиданно получивший двойку. А мысли его от всего услышанного и ранее передуманного уже получили чёткую направленность. Одна неудача не могла лучшего сразу сделать плохим. И Лейтенант доказал это вскоре на деле.

В один из очень насыщенных боевыми вылетами дней 3 наших истребителя обнаружили на подступах к Ленинграду 10 самолётов противника. Они шли на разных высотах. Лейтенант Харитонов заметил это сразу. «Тот же боевой порядок», — подумал он и немедленно подал ведомым команду сковать боем группу прикрытия. Пара устремилась вверх боевым разворотом. Харитонов остался один. Он взял на себя 8 бомбардировщиков. «Юнкерсы-88» держались в плотном строю, сохраняя огневое взаимодействие.

Харитонов видел: возьми он сейчас на прицел, как в том первом бою, замыкающего бомбардировщика — и успех гарантирован. Ах, как ему хотелось прямо с ходу, не раздумывая, от всей души рубануть по нему! Враг есть враг, последний он или головной. Те же бомбы у того и у другого, и в них одинаковое количество смертей. Да, по арифметике получалось так. Но Харитонов знал теперь: в схватке с противником нужна высшая математика. Ведь именно об этом говорил комэск…

Как он оказался среди бомбардировщиков и как, угрожающе маневрируя среди них, оставался неуязвимым от бортового огня противника — одному ему было известно. Впрочем, огонь был слабым, эпизодическим. Харитонов прикрывался от него идущими поблизости вражескими самолётами. И фашисты больше молчали, опасаясь ударить по своим.

Некоторое время он так и шёл бок о бок с бомбардировщиками, держа врага под напряжением, взвинчивая ему нервы. А потом, улучив момент, стремительной атакой достал ведущего. Охваченный пламенем, тот резко пошёл к земле. И мгновенно рассыпался строй, бомбы полетели куда попало. Вот это и была высшая математика боя.

Они возвратились домой без потерь. Доклад ведущего командиру эскадрильи был подчеркнуто коротким: боевая задача выполнена. И больше ни слова. Даже о сбитых самолётах.

— Обиделся? — неожиданно спросил Неуструев, внимательно посмотрев на Харитонова. — Вижу, что обиделся, характер значит. Вот это мне и нравится.

— Не в характере дело. С умом надо воевать.

— Очень правильные слова.

— Они не мои, сами так говорили.

— Да, говорил, — согласился Неуструев. — А как же иначе? Вон какая гидра прёт, срубишь одну голову, смотришь, торчат две. Разве бездумно её осилишь!

Харитонов знал, что имел в виду командир эскадрильи. Враг бросил под Ленинград свой 1-й Воздушный флот, насчитывающий более 750 самолётов. Находившийся на прикрытии Ленинграда 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, а также ВВС Ленфронта и Краснознамённого Балтийского флота располагали значительно меньшими силами.

С первых же дней войны численному превосходству противника защитники ленинградского неба противопоставили стойкость и мужество, свою несгибаемую волю. Уже 28 Июня 1941 года лётчики — истребители Младшие лейтенанты Пётр Харитонов и Степан Здоровцев, а 29 Июня — Младший лейтенант Михаил Жуков первыми в ленинградском небе сбили вражеские самолёты таранными ударами. Они же первыми в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза.

«Любой приём воздушного боя, — говорил в своих воспоминаниях бывший командующий ВВС Ленинградского фронта Главный маршал авиации А. А. Новиков, — требует от лётчика отваги, мужества, мастерства. Но таран, тем более лобовой, предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран — это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе — это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам».

Не зная, отдыха, не жалея себя, защитники ленинградского неба рвались в бой. Проявляя героизм, отвагу, волю к победе, они в то же время стремились как можно быстрее обрести боевой опыт, сноровку, умение одерживать верх над сильным противником удачным маневром, неожиданным тактическим приёмом. Они воевали и учились. Учились у противника и на собственных ошибках, как это было с Василием Харитоновым.

(2002-04-27 ) (80 лет) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Сражения/войны Награды и премии

Василий Николаевич Харитонов (28 февраля - 27 апреля ) - участник Великой Отечественной войны , командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО , Герой Советского Союза .

Биография

Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово ныне Серебряно-Прудского района Московской области в крестьянской семье. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков .

C июня 1941 года воевал на Великой Отечественной войне. Всего за годы войны совершил более четырёхсот успешных боевых вылетов, сбил лично пятнадцать и в группе одиннадцать самолётов противника, в числе этих самолётов - 19 бомбардировщиков, летевших бомбить блокадный Ленинград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году - лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС. С 1958 года полковник в запасе, а затем в отставке.

Работал на Ленинградском объединённом авиапредприятии, 28 лет руководил полётами в аэропорту «Пулково» . Состоял в Объединённом Совете ветеранов войск ПВО города, Комитете ленинградских ветеранов войны и военной службы.

Скончался 27 апреля 2002 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на аллее кавалеров ордена Александра Невского Никольского кладбища Александро-Невской лавры .

Награды

Память

Именем Василия Харитонова назван сквер в Санкт-Петербурге между набережной канала Грибоедова и Лермонтовским проспектом .

Напишите отзыв о статье "Харитонов, Василий Николаевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Харитонов, Василий Николаевич

Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела перестановку и, усевшись, весело оправилась.
– Теперь мне хорошо, – приговаривала она и, попросив начинать, принялась за работу.
Князь Ипполит перенес ей ридикюль, перешел за нею и, близко придвинув к ней кресло, сел подле нее.
Le charmant Hippolyte [Очаровательный Ипполит] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.
– Ce n"est pas une histoire de revenants? [Это не история о привидениях?] – сказал он, усевшись подле княгини и торопливо пристроив к глазам свой лорнет, как будто без этого инструмента он не мог начать говорить.
– Mais non, mon cher, [Вовсе нет,] – пожимая плечами, сказал удивленный рассказчик.
– C"est que je deteste les histoires de revenants, [Дело в том, что я терпеть не могу историй о привидениях,] – сказал он таким тоном, что видно было, – он сказал эти слова, а потом уже понял, что они значили.
Из за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал. Он был в темнозеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, [бедра испуганной нимфы,] как он сам говорил, в чулках и башмаках.
Vicomte [Виконт] рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m lle George, [мадмуазель Жорж,] и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которой герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это то великодушие и отмстил смертью герцогу.
Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказала Анна Павловна, оглядываясь вопросительно на маленькую княгиню.
– Charmant, – прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, стал продолжать; но в это время Анна Павловна, все поглядывавшая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это то не понравилось Анне Павловне.
– Средство – Европейское равновесие и droit des gens [международное право], – говорил аббат. – Стоит одному могущественному государству, как Россия, прославленному за варварство, стать бескорыстно во главе союза, имеющего целью равновесие Европы, – и она спасет мир!
– Как же вы найдете такое равновесие? – начал было Пьер; но в это время подошла Анна Павловна и, строго взглянув на Пьера, спросила итальянца о том, как он переносит здешний климат. Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно притворно сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в разговоре с женщинами.
– Я так очарован прелестями ума и образования общества, в особенности женского, в которое я имел счастье быть принят, что не успел еще подумать о климате, – сказал он.
Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства наблюдения присоединила их к общему кружку.

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.

Старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился 28 Февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно - Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронте. По Сентябрь 1941 года служмл в 195-м ИАП, летал на И-16. По Ноябрь 1941 года - в 26-м ИАП. Затем, до конца войны, - в 123-м ИАП (27-м ГвИАП), где летал уже и на "Яках".

К Августу 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) Старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 400 успешных боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе 16 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ПВО. В 1945 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году - лётно - тактические курсы. С 1958 года Полковник В. Н. Харитонов - в запасе. Жил в Ленинграде. Работал диспетчером в аэропорту "Пулково". Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

Великую Отечественную войну Василий Харитонов встретил в составе 195-го истребительного авиаполка, в котором и открыл счёт своих побед. К Августу 1942 года ему удалось уничтожить уже 19 вражеских самолётов. В полку его называли "охотником за бомбардировщиками".

12 Января 1943 года, в первый день наступления советских войск под Ленинградом, 6 наших истребителей, ведомые Старшим лейтенантом В. Н. Харитоновым, вылетела на перехват группы вражеских бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Стремительной атакой нашим лётчикам удалось отсечь немецких истребителей и завязать бой с бомбардировщиками. С первого захода В. Н. Харитонов уничтожил "Юнкерс-87", а в последующих сбил ещё один. Столь же успешно сражался в этом бою и Старший лейтенант В. И. Потапов. Он уничтожил 2 вражеские машины. По одному бомбардировщику подожгли Старший лейтенант А. Т. Карпов, Младший лейтенант А. Г. Андрианов и сержант П. А. Внуков.

Когда Февральским днём товарищи прибежали на самолётную стоянку, чтобы поздравить Василия Харитонова со званием Героя Советского Союза, он пог

розил им пальцем:

Хватит, ребята, разыгрывать. В 1941 году такие же остряки поздравляли меня, а Золотую Звезда получил другой Харитонов - Пётр. Харитоновых в Советском Союзе, может, поменьше, чем Ивановых, но тоже хватает.

Товарищи доказывали, что никакой ошибки быть не может, об этом уже передавали по радио и сегодня наверняка Указ будет напечатан. Всё равно от магарыча ему не отвертеться.

Ладно, ребята, - сказал Василий, - прибудет газета, тогда поговорим насчёт магарыча, а сейчас как бы за разговорами не прозевать сигнала на вылет. Сами понимаете - дежурю.

Лётчики ушли. Однако принесённая ими новость не выходила из головы. Получается, что вчерашним 20-м "Юнкерсом" он не только округлил счёт, но и отметил подписание Указа.

Двадцатый... А кажется, совсем недавно был первый. Он сбил его на втором месяце войны. Но до этого был бой, который едва не стоил жизни Василию Харитонову. Увлёкшись стрельбой по "Юнкерсу", он сам попал под огонь немецкого истребителя. Продолжать бой уже не пришлось. В крыле была большая дыра. Молодому лётчику с трудом удалось посадить машину.

В следующий раз Василий перехитрил врага. Чтобы нанести внезапный удар, немец юркнул за облако. Василий сделал то же самое, только с другой стороны. "Мессер" напоролся на пулемётную очередь и загорелся. И тут же Харитонов заметил, что другой Ме-109 атакует командира группы Кондратьева. Командир не видел этого: он был занят другим "Мессером", который пытался сбить лётчика Калижского. Харитонов атаковал истребитель, гнавшийся за Кондратьевым. Немец отвернул. Жизнь командира была спасена. Продолжая атаку, Кондратьев спас Калижского.

После этого боя Василий стал чувствовать себя уверенней. Со временем сам стал водить в бой группы истребителей. Однажды, возглавляя семёрку, увидел столько немецких самолётов, что и глазам не поверил. Уже потом стало известно, что всего их - волна за волной - шло 80 штук. Ещё до "Юнкерсов" появились "Мессеры". Нетрудно было догадаться, что истребители расчищали путь бомбовозам.

Харитонов повёл свою группу в облака. Зачем ввязываться в бой с истребителями, когда сзади наверняка идут бомбардировщики! Так оно и было. Зато уже когда приблизились "Юнкерсы", Харитонов выскочил из укрытия и сразу пошёл в атаку. Три бомбардировщика загорелись. Остальные открыли заградительный огонь.

Чтобы легче было обороняться, "Юнкерсы" построились в круг. Харитонов с товарищами прорвался в середину. Обстрел был жестокий, но немцы не выдержали отве

тного огня советских истребителей. Kpyг развалился, "Юнкерсы" начали уходить. Преследуя их, наши лётчики сбили ещё несколько вражеских машин.

В этом бою Василий Харитонов сбил 2 пикировщика врага. Третьего зажёг совместной атакой с лётчиком Андриановым, четвёртого - с Потаповым.

Однажды немецкий бомбардировщик прорвался к Ленинграду. "Юнкерс" уже был над Международным (так назывался тогда Московский проспект), ещё каких - нибудь несколько секунд - и начнёт бомбить. Василий Харитонов опередил врага - лобовой атакой заставил его повернуть обратно. Бомбы упали не на улицы Ленинграда, а в стороне от шоссе.

Бомбардировщик удирал. Харитонов тоже прибавил скорость. У линии фронта догнал врага и дал длинную очередь... Обломки "Юнкерса" догорели недалеко от Пулкова. Да, со времени первой победы было много боёв...

Взметнувшаяся в небо ракета разом оборвала мысли лётчика. Он запустил мотор и взлетел. Следом поднялись 5 его ведомых.

Не прошло и часа, как группа Харитонова вернулась. Задание было выполнено: 20 вражеских бомбардировщиков, появившихся в районе Колпина, перехвачены. Наши лётчики уничтожили 4 "Юнкерса-88". Остальные врассыпную ушли с поля боя.

Едва Харитонов выбрался из кабины, кто - то крикнул:

Читай, Фома Неверный: присвоить звание Героя Советского Союза Старшему лейтенанту Харитонову Василию Николаевичу!

Василий взял протянутую ему газету. Действительно, Указ. Всё точно - Харитонов Василий Николаевич. И рядом заметка о сбитом вчера 20-м "Юнкерсе".

К стоянке подошли ведомые Харитонова - Карпов, Потапов, Андрианов, Внуков и Небрат. Александр Карпов попросил газету. Прочитав Указ, поздравил товарища. Потом пробежал глазами заметку.

А здесь неточность. Теперь у нашего Василия не 20 сбитых самолётов, а 22. Придётся давать поправку.

На следующий день в газете появилась заметка о том, что 11 Февраля 1943 года, в день опубликования Указа о присвоении Василию Харитонову звания Героя Советского Союза, он сбил "Юнкерс-88" и "Фокке - Вульф - 190".

Потом такие "поправки" пришлось публиковать ещё не раз. К концу войны Майор В. Н. Харитонов сбил 34 немецких самолёта. (М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 18 личных и 15 групповых побед) Войну закончил в составе 27-го Гвардейского истребительного авиаполка.

Как - то, уже после войны, известный публицист А. В. Буров, давно знакомый с Харитоновым, отправился в Ленинградский аэропорт, чтобы повидаться с ним. Он знал, что,

демобилизовавшись, тот стал работать в Гражданском Воздушном Флоте. На вопрос, где найти Харитонова, один шутник сказал:

Сначала доберётесь до Рабата, а от этого марокканского порта можете напрямик, кратчайшим путём, лететь через пески Сахары до Бомако. Затем полетите в Конакри. Здесь и найдёте Харитонова.

ПО СИГНАЛУ ТРЕВОГИ

22 Июня 1941 года. Каждый из нас хотел провести день по - своему. Например, мы - молодые лётчики - истребители - собирались в это Июньское воскресенье открывать лодочную станцию, которую построили вместе с комсомольцами маленького городка в Ленинградской области, где дислоцировалась наша часть. Но, увы, в 4 часа утра прозвучал сигнал боевой тревоги, а в 9 на нашем аэродроме приземлился весь изрешечённый пулями и осколками снарядов краснозвёздный бомбардировщик Прибалтийского военного округа. Так война перестала быть для нас понятием условным. Начались суровые боевые будни.

На истребителях И-16 мы прикрывали свои войска, сопровождали бомбардировщики и штурмовики, ходили в разведку... По 6 - 8 боевых вылетов в день. И хотя в то время у противника было самолётов больше, в ленинградском небе он чувствовал себя неуютно. Мои товарищи по оружию бесстрашно дрались с фашистскими стервятниками.

В боях мы учились воевать, познавая и радость побед, и горечь утрат. Помню, как обрадовался, когда в первом воздушном бою вместе с Георгием Корниенко сбил "Юнкерс-88". И так мы были увлечены атакой, что не заметили подобравшегося к нам вражеского истребителя. На подбитой машине тогда я едва дотянул до аэродрома. Этот жестокий урок войны пошёл впрок.

С каждым днём росло наше мастерство и мы обретали боевой опыт. Всё чаще мои боевые друзья Георгий Жариков, Иван Кравченко, Иван Пидтыкан возвращались с победой.

Уже к концу 1941 года на их счету было по 5 - 6 сбитых немецких самолётов. А Евгений Воронцов первым в полку применил воздушный таран. За мужество и героизм, проявленные в этом бою, он был награждён орденом Ленина.

А всего за первые месяцы войны наша эскадрилья под командованием отличного лётчика Ивана Неуструева уничтожила 46 самолётов противника. Здесь, под Ленинградом, я был удостоен высокой награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Время неумолимо. Годы прибавляют нам седины, взрослеют и мужают наши сыновья. Сегодня они уже в солдатском строю. А Великая Отечественная война была и остается священной...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!