Вечный город и его жители. Внимание – самому необходимому

Мемфис, Вавилон, Фивы – все они когда-то были крупнейшими центрами, но от них осталось только имя. Однако есть города, которые существовали на протяжении всей истории человечества, от каменного века до сегодняшнего дня.

Иерихон (Западный берег Иордана)

У самого подножья Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое море расположен самый древний город на земле – Иерихон. Здесь были найдены следы поселений, относящиеся к X-IX тысячелетию до н. э. Это была постоянная стоянка культуры докерамического неолита А, представители которой и построили первую иерихонскую стену. Оборонное сооружение каменного века было высотой в четыре и шириной в два метра. Внутри него находилась мощная восьмиметровая башня, которая, очевидно, использовалась в ритуальных целях. Ее руины сохранились и по сей день.

Название Иерихон (на иврите Йерихо) по одной из версий происходит от слова со значением «запах» и «благоухание» - «реах». По другой, от слова луна – «яреах», которую могли почитать основатели города. Первое письменное упоминание о нем мы встречаем в книге Иисуса Навина, где описывается падение Иерихонских стен и взятие города евреями в 1550 году до н. э. К тому времени город уже был мощной укрепленной крепостью, чья система из семи стен представляла собой настоящий лабиринт. Неспроста - Иерихону было, что защищать. Он располагался на перекрестке трех важных торговых путей Ближнего Востока, прямо посреди цветущего оазиса с большим количеством пресной воды и плодородной почвы. Для жителей пустыни – настоящая земля обетованная.

Иерихон стал первым городом, который захватили израильтяне. Он был полностью разрушен, а все жители перебиты, за исключением блудницы Раав, которая до этого укрыла еврейских разведчиков, за что и была пощажена.

Сегодня Иерихон, расположенный на Западном берегу Иордана – спорная территория между Палестиной и Израилем, остающаяся в зоне постоянного военного конфликта. Поэтому посещение самого древнего и богатого историческими достопримечательностями города не рекомендуется.

Дамаск: «око пустыни» (Сирия

За первое место с Иерихоном борется Дамаск – нынешняя столица Сирии. Самое раннее упоминание о нем найдено в списке покоренных городов фараона Тутмоса III, который жил в 1479-1425 до н. э. В первой книге Ветхого Завета Дамаск упоминается как крупный и хорошо известный центр торговли.

В XIII веке историк Якут аль-Хумави утверждал, что город был основан самими Адамом и Евой, которые после изгнания из Эдема нашли себе пристанище в пещере крови (Магарат ад-Дамм) на горе Касьюн на окраине Дамаска. Там же произошло и первое в истории убийство, описанное в Ветхом Завете – Каин убил своего брата. По легенде, самоназвание Дамаск происходит от древне-арамейского слова «демшак», что означает «кровь брата». Другая, более правдоподобная версия гласит, что название города восходит к арамейскому слову Darmeśeq, в переводе – «хорошо орошаемое место».

Доподлинно неизвестно, кто впервые основал поселение вблизи горы Касьюн. Но недавние раскопки в Тель-Рамада, пригороде Дамаска показали, что люди заселили здешние места около 6300 лет до н. э.

Библ (Ливан)

Замыкает тройку древнейших городов – Библ, известный сегодня как Джебейль. Он расположен на берегу Средиземного моря в 32 км от Бейрута, нынешней столицы Ливана. Когда-то это был крупный финикийский город, основанный в IV тысячелетии до нашей эры, хотя первые поселения на этой территории датируются поздним каменным веком – VII тысячелетием.

Древнее название города связывают с легендой о некой Библис, которая была без памяти влюблена в своего брата – Кавна. Она умерла от горя, когда ее возлюбленный бежал, чтобы избежать греха, а ее пролитые слезы образовали неиссякаемый источник воды, который поил город. По другой версии, библосом в Греции называли папирус, который экспортировался из города.

Библ был одним из крупнейших портов античной эпохи. Он также был известен, благодаря распространению там культа Ваала – грозного бога Солнца, который «требовал» от своих приверженцев самоистязаний и кровавых жертв. Письменный язык древнего Библа до сих пор остается одной из главных загадок Древнего мира. Протобиблское письмо, распространенное во втором тысячелетии до нашей эры, до сих пор не поддается дешифровке, оно не похоже ни на одну из известных систем письменности Древнего мира.

Пловдив (Болгария)

Древнейшим городом Европы сегодня принято считать не Рим и даже не Афины, а болгарский город Пловдив, расположенной в южной части страны между Родопскими, Балканскими горами (домом легендарного Орфея) и Верхнефракийской низиной. Первые поселения на его территории датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., хотя своего расцвета Пловдив, а точнее, тогда еще Эвмолпиада, достиг при народах моря – фракийцах. В 342 году до н.э. его захватил Филипп II Македонский – отец знаменитого Александра, назвавший его в свою честь Филиппополем. Впоследствии город успел побывать под римским, византийским и османским владычеством, что сделало его вторым культурным центром в Болгарии после Софии.

Дербент (Россия)

Один из топ пятерки древнейших городов мира расположен на территории нашей страны. Это Дербент в Дагестане, самый южный и самый древний город России. Первые поселения возникли здесь еще в эпоху ранней бронзы (IV тысячелетие до н. э.). Впервые о нем упоминает известный древнегреческий историк Гекатей Милетский в VI веке до н.э., который приводит наиболее древнее название города: «Каспийские ворота». Столь романтическим именем город обязан своему географическому положению – он растянулся вдоль береговой полосы Каспийского моря – там, где горы Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь трёхкилометровую полосу равнины.

В мировой истории Дербент стал негласным «блокпостом» между Европой и Азией. Здесь же пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути. Неудивительно, что он всегда был излюбленным объектом завоеваний соседей. К нему проявляла большой интерес Римская империя – главной целью походов на Кавказ Лукулла и Помпея в 66-65 годах до н.э. был именно Дербент. В V веке н. э. когда город принадлежал Сасанидам, здесь были возведены мощные фортификационные сооружения для защиты от кочевников, в том числе и крепость Нарын-калы. От нее, расположенной у подножья горного хребта, к морю спускались две стены, призванные защищать город и торговый путь. Именно с этого времени отсчитывается история Дербента как крупного города.

Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной “Стране городов”, то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.

Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.

Аркаим – это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах “Страны городов” мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.

Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.

Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были “жители Изумрудного города”, так и здесь их называют “жители Страны городов”.

Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя “арья”. Отсюда и пошел широко известный термин “арийские народы”. Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности – “Ригведу” и “Авесту”.

Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.

Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.

Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.

В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало – 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок – 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.

Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги – в центре.

Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые “варяги бронзового века”. Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.

Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.

Одним из доказательств того, что аркаимцы были “люди не местные”, является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.

Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!

Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.

Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое – это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.

С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника “Воровская яма”. Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?

Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы – местная, а часть – явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.

Следующая особенность Аркаима – устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом – вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва – 7 метров, глубина – 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.

Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов – во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.

Дом состоял из двух частей – хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.

Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.

Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики – чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом – восточный и северный. В “новостройках” находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.

Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.

Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.

Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.

В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.

В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!

Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами – они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода – непонятно, ясно одно – паники не было.

Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа – лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища – и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: “Ищите и обрящите”!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С самого своего появления Русь славилась густонаселенными и укрепленными селениями. Славилась настолько, что варяги, которые позже стали ею править, называли славянские земли «Гардарики» - страна городов. Скандинавов поражали укрепления славян, так как сами они проводили большую часть жизни в море. Сейчас мы можем разобраться, что же такое древнерусский город и чем он знаменит.

Причины появления

Не секрет, что человек - существо социальное. Для лучшего выживания ему необходимо собираться в группы. И если раньше таким «центром жизни» становилось племя, то с уходом варварских обычаев пришлось искать цивилизованную замену.

На самом деле, появление городов в жизни людей настолько естественно, что вряд ли могло бы быть по-другому. От села или деревни они отличаются одним важным фактором - укреплениями, которые защищали поселения. Проще говоря, стенами. Именно от слова «городить» (укрепление) и пошло слово «город».

Образование древнерусских городов связано, прежде всего, с необходимостью защиты от врагов и создания административного центра для княжества. Ведь именно в них чаще всего находилась «голубая кровь» Руси. Для этих людей было важно чувство безопасности и комфорта. Сюда стекались все торговцы и ремесленники, превращая поселения в бурлящие жизнью Новгороды, Киевы, Луцки.

Кроме того, вновь созданные поселения становились прекрасными торговыми центрами, сюда могли стекаться купцы со всего света, получая обещание находиться под защитой военной дружины. По причине невероятной важности торговли города на Руси чаще всего возводились на берегу рек (например Волги или Днепра), поскольку на тот момент водные пути были наиболее безопасным и быстрым способом доставки товаров. Находящиеся на берегах рек поселения обогатились как никогда раньше.

Население

Прежде всего, город не имел возможности существовать без правителя. Это был либо князь, либо его наместник. Здание, в котором он проживал, было самым богатым светским жильем, оно становилось центром поселения. Он решал различные правовые вопросы и устанавливал порядки.

Вторая часть древнерусского города -это бояре - люди, приближенные к князю и способные влиять на него непосредственно своим словом. Они занимали различные чиновнические должности и жили в таких поселениях богаче всех, кроме разве что купцов, но те долго на одном месте не засиживались. В то время их жизнь представляла собой бесконечную дорогу.

Далее надо вспомнить про различных ремесленников всех возможных профессий, начиная от иконописцев и заканчивая кузнецами. Как правило, их жилищные помещения находились внутри города, а рабочие мастерские - за стенами, снаружи.

И последними в социальной лестнице были крестьяне, они не жили внутри поселения, а располагались на тех землях, которые обрабатывали. В древнерусский городони, как правило, попадали только по торговым или правовым делам.

Собор

Центр древнерусского города - церковь. Собор, находившийся перед главной площадью, был настоящим символом. Самое монументальное, украшенное и богатое здание, храм был центром духовной власти.

Чем больше становился город, тем большей церквей появлялось внутри него. Но ни одна из них не имела права быть грандиознее, чем главный и первый храм, который олицетворял собой все поселение. Княжие соборы, приходские и домашние церкви - все они должны были будто тянуться к главному духовному центру.

Особую роль играли монастыри, которые иногда становились буквально городами внутри городов. Часто укрепленное поселение вообще могло возникнуть именно вокруг места жительства монахов. Тогда главный храм монастыря становился доминирующим в духовной жизни города.

Соборы активно украшали, и позолоченные купола появились не просто так: их было видно за много километров, и они являлись «путеводной звездой» для путешественников и заблудших душ. Храм своей пышностью должен был напоминать людям, что земная жизнь - ничто, и истинной может считаться только Божья красота, которой и была церковь.

Ворота

Воротам, которых в укрепленных селениях было до четырех штук (по сторонам света), уделялось, как ни странно, огромное значение. Как единственный проход в древнерусский город они представляли собой огромное символическое значение: «открыть ворота» значило отдать город врагу.

Ворота пытались максимально украсить, а лучше сделать из хотя бы одних парадный въезд, через который въезжал бы князь и знатный люд. Они должны были моментально потрясать приезжего и свидетельствовать о зажиточности и счастье местных жителей. На хорошую отделку ворот не жалели ни денег, ни сил, часто ремонтировали их всем городом.

Также было принято считать их неким сакральным местом, которое защищали не только земные войска, но и святые. В помещениях над воротами часто находилось множество икон, а прямо радом с ними была небольшая часовня, цель которой было уберечь вход Волей Божьей.

Торг

Небольшая площадь, как правило, возле реки (около них основывались большинство поселений) была необходимой частью экономической жизни. Древнерусские города России вряд ли могли бы существовать без торговли, главными в которой были купцы.

Здесь, на торге, они размещали и выгружали свои товары, здесь же проходили основные сделки. Часто, уже стихийно, здесь появлялся рынок. Не тот, где торговали крестьяне, а богатое, созданное для элиты города место с множеством заграничных товаров, дорогих украшений. Он представлял не символический, а истинный «знак качества» поселения. Именно по торгу можно было понять, насколько богато поселение, ведь купец не будет простаивать там, где нет выгоды.

Хоромы

Воплощением светской власти было жилье князя или наместника. Оно было не только местом проживания правителя, но и административным зданием. Здесь решались различные правовые вопросы, проходил суд, собиралось войско перед походами. Часто это было наиболее укрепленное место в городе, имеющее защищенный внутренний двор, куда должны были сбегаться все жители в случае военной угрозы.

Вокруг покоев правителя располагались менее богатые боярские дома. Чаще всего они были деревянными, в отличие от княжьего дома, который мог позволить себе Древнерусские города были архитектурно богаты именно благодаря жилищам знати, которые старались максимально украсить свой дом и показать материальный достаток.

Простой люд же размещался в отдельных деревянных одноэтажных домах либо ютился в бараках, которые чаще всего стояли на самом краю города.

Укрепления

Как уже было сказано, города древнерусского государства создавались, прежде всего, для защиты людей. Для этого были организованы укрепления.

Вначале стены были деревянными, однако со временем все чаще и чаще появлялись каменные защитные сооружения. Понятное дело, что подобное «удовольствие» могли позволить себе только зажиточные князья. Укрепления, созданные из тяжелых заостренных сверху бревен, назывались острогами. Подобное слово изначально обозначало каждый город в старорусском языке.

Кроме самого частокола, поселение защищал земляной вал. Вообще, чаще всего поселения появлялись уже в выгодных стратегических точках. В низине город просуществовал бы недолго (до первого военного конфликта), а потому чаще всего они основывались на высоких точках. Можно сказать, что мы не знаем ничего о плохо укрепленных поселениях, потому что они моментально пропадали с лица земли.

Планировка

Для современных, весьма хаотичных и запутанных населенных пунктов, настоящий образец - древнерусский город. Крепость,в которой проживала большая часть населения, была действительно умело и точно распланирована, как диктовала бы сама природа.

По сути, города того времени представляли собой округлую форму. Посреди, как уже было сказано, возвышалось два важных центра: духовный и светский. Это главный собор и княжье поместье. Вокруг них, закручиваясь спиралью, шли богатые дома бояр. Таким образом, обвивая, например, холм, город спускался все ниже и ниже, до стен. Внутри он делился на «улицы» и «концы», которые нитями проходили сквозь спирали и шли от ворот до главного центра.

Чуть позже с развитием поселений мастерские, которые изначально находились вне основной черты, также ограждались стенами, создавая вторичные укрепления. Постепенно, с ходом веков города разрастались именно подобным образом.

Киев

Безусловно, современная столица Украины - самый известный древнерусский город.В нем можно найти подтверждение всех тезисов, сказанных выше. Кроме того, его необходимо считать первым по-настоящему крупным укрепленным селением на территории славян.

Основной город, окруженный укреплениями, находился на возвышении, а Подол занимали мастерские. Там же, рядом с Днепром, находился торг. Главный вход в Киев, его парадный въезд - это известные Золотые ворота, которые, как было сказано, имели не только практическое, но и сакральное значение, тем более что названы они так в честь врат Царьграда.

Стал духовным центром города. Именно к нему тянулись остальные храмы и церкви, которые он превосходил и по красоте, и по величию.

Великий Новгород

Древнерусские города России нельзя перечислять, не упомянув Этот густонаселенный центр княжества служил важнейшей цели: это был крайне «европейский» город. Именно сюда стекались дипломаты и торговцы из Старого Света, так как Новгород находился посреди торговых путей Европы и остальной Руси.

Главное, что мы сейчас получили благодаря Новгороду, - это несравненно огромное количество различных исторических памятников Уникальная возможность увидеть их прямо сейчас, купив билет на самолет, есть потому, что Новгород не был разрушен и захвачен во времена монгольского ига, хотя платил непомерную дань.

Широко известен так называемый «новгородский Кремль», или Новгородский Детинец. Эти укрепления долгое время служили надежным фортом великому городу. Кроме того, нельзя не упомянуть Ярославово дворище - огромный район Новгорода на берегу Волхова, где располагался торг и множество домов самых разных зажиточных купцов. Кроме того, предполагается, что именно там находилась и обитель князя, хотя найти ее в Великом Новгороде до сих пор не удалось, возможно, из-за отсутствия в истории поселения цельной княжной системы как таковой.

Москва

История древнерусских городов, конечно, не поддается описанию без присутствия в списке такого грандиозного поселения, как Москва. Она получила возможность разрастись и стать центром современной России благодаря уникальному местоположению: фактически каждый большой северный торговый путь проходил мимо нее.

Конечно же, главной исторической достопримечательностью города является Кремль. Именно с ним сейчас возникают первые ассоциации при упоминании этого слова, хотя изначально оно обозначало просто «крепость». Изначально, как и для всех городов, защита Москвы была деревянной и значительно позже приобрела знакомый нам вид.

В Кремле также находится главный храм Москвы - Успенский Собор, который прекрасно сохранился до наших дней. Его внешний вид буквально олицетворяет собой архитектуру своего времени.

Итог

Многие названия древнерусских городов здесь не прозвучали, однако и не преследовалось цели создать их список. Трех вполне хватает для наглядной демонстрации, насколько консервативны были русские люди в закладывании поселений. И не скажешь, что это качество у них имелось незаслуженно, нет, тот внешний вид, который имели города, был продиктован самой природой выживания. План был максимально практичен и, кроме того, создавал символ настоящего центра области, коими укрепленные поселения и являлись. Сейчас подобное построение городов больше не актуально, но возможно, что и про нашу архитектуру когда-нибудь будут говорить так же.

Проблемы на четверть:

Изображение русского человека, его лучших качеств.

Формирование эстетического вкуса у детей, понимание роли изобразительного искусства в жизни общества.

Добро и зло. Вера народа в победу добра над злом, дружбы и любви над враждой и коварством.

Проблемы на урок:

Мастерство зависит от трудолюбия.

Формирование умения видеть национальные особенности искусства и гуманистические основы в искусстве своего народа.

Выражение любви к своей стране.

Понимать связь времени в народном искусстве.

Задачи на урок:

Осмысление места художника в жизни людей.

Осознание своей причастности к судьбам культурных памятников, бережного отношения к культурному наследию.

Восхищение деяниями предков и современников.

Готовность в любую минуту прийти на помощь ближнему, быть добрым и отзывчивым.

Формирование художественного вкуса учеников.

Учить детей обращать внимание на содержательный смысл художественного, образного языка декоративного искусства.

Интегрированные связи:

Литература:

М. Пришвин "Моя Родина".

Каменных дел мастера.

Естественно-математический блок:

Сравнение величин, плоскостные геометрические фигуры, геометрический и растительный орнамент.

Подготовительная работа:

Экскурсия в Кремль (Коломенское, Крутицкое подворье, монастыри Москвы - по желанию)

Экскурсия в Дом - музей В.М. Васнецова.

Палаты Зарядья.

На первом уроке дети изображают образ деревянного дома при помощи гуаши и кисти, затем украшают его, используя цветную бумагу, ножницы и клей.

На втором уроке в технике аппликации изображаются храмы.

ХОД УРОКА

Опорные понятия:

Нравственные: уважение исторического прошлого своей Родины, доброта, чуткость, мудрость, талант, трудолюбие, мастерство, достоинство, гордость.

Межпредметные: характер, настроение, облик, творчество, пропорции.

Искусствоведческие: композиция, орнамент, эскиз, коллаж.

Зрительный ряд:

Слайды городов "Золотого кольца" России с изображением сохранившихся старинных центров.

Слайды с изображением типов русских домов и храмовой архитектуры Руси.

Беседа

Начиная с древности, человек в создаваемых изделиях не только удовлетворяет свои насущные бытовые нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, творит по законам красоты. Красота выступает в форме украшения предмета. Самым древним видом украшения является орнамент. На прошлых уроках мы с вами познакомились с элементами орнамента и символами, связанными представлением славян о строении мира, выполнили элементы для нашей общей работы: дома, храмы, фигуры людей в русских костюмах.

Сегодня мы используем наши знания и материалы прошлых уроков при выполнении коллективной работы "Древний город и его жители".

Появились у медведей
Очень шумные соседи:
Провели они дороги;
Что ни шаг, то дом да двор.
Из насиженной берлоги
Зверь уходит дальше в бор.
И под стенами Кремля
Пашут пахари поля,
Пашут земли деды наши
Деревянною сохой,
На приволье первых пашен
Хлеб родиться неплохой!
Водят скот и рыбу ловят,
Добывают воск и мед,
Срубы новые готовят,
И Москва растет.

Н.Кончаловская

"Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина" (К.Д. Ушинский).

Велика и прекрасна русская земля. Богата она городами и селами. По-разному строились, но всегда вырастали они в прекрасных местах русской земли. Во время прошлых уроков мы узнали:

Что русские плотники не только строили, но и украшали дома деревянной резьбой;

Что носили наши предки, какие праздники они отмечали;

Познакомились с древними городами, с тем, что каждый город неповторим по своей застройке и архитектуре;

Как возводили постройки для жилья, как развивались ремесла, торговля, как ставили храмы в память о победе над врагом.

Также мы много потрудились, и сегодня плоды наших трудов соединим в большую совместную композицию "Древний город".

Музыкальное сопровождение:

Глинка Михаил Иванович: симфоническая фантазия "Комаринская" с русскими народными темами.

Вариант: русские народные песни, соответствующего настроения.

Практическая работа (совместно-индивидуальная).

Несколько листов ватмана склеиваются друг с другом и располагаются на сдвинутых вместе столах. Поочередно группы детей по 3-4 человека подходят к листам и рисуют на них фон. Фоном служит русский пейзаж с лесами, полями и пашнями. Свободные от рисования дети вырезают из альбома избы, храмы, изображения людей в русских костюмах. Когда фон готов можно приступить к компоновке города. В обсуждении принимают участие все дети. И вот для каждого элемента найдено свое место. Теперь осталось их только приклеить. Наш город готов!

Анализ и эстетическая оценка работы.

Коллективная работа вывешивается на доску.

Удалось ли нам показать жизнь древнего города?

Какой образ рождают у вас древние храмы?

Древние храмы похожи на былинных богатырей;

Древние храмы похожи на белых лебедушек.

И сейчас можно найти на русских избах узорные наличники, крылечки, резные доски, а где люди могли подсмотреть красоту узорочья?

Эту красоту мастера могли подсмотреть в окружающей их родной природе.

В чем мудрость деревянной постройки?

Дом, как человек.

Дома богато украшены деревянной резьбой не только для красоты, но эти украшения еще и оберегали жилище от всяческих напастей.

Как можно сделать нашу работу более выразительной?

Можно придумать коллективную работу с названием "Праздник" или "Ярмарка".

Расскажите, пожалуйста, о том, что вам понравилось больше всего в ней? Понравилось ли вам работать всем вместе?

Да. Очень.

Послесловие.

Презентация используется на подготовительных уроках при изображении домов, храмов и на уроке по теме "Древний город и его жители" при сборке композиции.

Коллективная картина может создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в группе продленного дня композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Я заметила, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Дети могут быть одеты в русские костюмы, либо используются элементы народного костюма.

По мере готовности детали собираются на общем листе, и мне остается деликатно руководить созданием общей композиции. Когда первоначально запланированная часть работы выполнена, обязательно возникает потребность что-то доработать, что-то улучшить. Это может создать и углубить конфликтную ситуацию между детьми, что не принесет пользы коллективной работе. Поэтому моя задача как педагога - деликатно, профессионально организовать взаимодействие детей на данном этапе, помочь им доработать композицию так, чтобы реализованы были все позитивные идеи и предложения.

Данная тема может быть завершена индивидуальной работой с детьми. На этих занятиях возможно изготовление макетов изб и храмов из бумаги и картона, или пластилина. Такой большой объем работы успешно выполняется, если учитель ведет кружок или факультатив по своему предмету.

Презентация к данной работе находится у автора статьи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!