Великое княжество литовское и русь. Административное устройство, социальная структура


Литва и Русь в XI - XIII веках. Образование Княжества литовского

Литва впервые упоминается под 1009 годом в одной из средневековых западных хроник.

Так, в «Кведлинбургских анналах» описывается смерть в 1009 году католического миссионера Бруно Кверфуртского (будущего св. Бонифация), убитого на границе Литвы и Руси, около нынешнего белорусского города Пинска.

Политическая и экономическая жизнь, о которой нам сообщают источники, начиная со второй половины ХII в., дышит глубокой архаикой. Распадаясь на множество разрозненных племен, литовцы уже тогда состояли из двух этнографических групп - аукштайте (верхняя Литва) и жемайте (нижняя Литва, или «Жмудь» в русских источниках). Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей мёда диких пчел. Справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли. Целью крестоносцев была христианизация языческих народов, к которым относились и литовцы. Постепенно рыцари завоевывали Прусскую землю и укрепились там, сильные как своим военным устройством, так и той поддержкой, какую они имели от папы римского и императора из Германии. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь их быт перестраивается на военный лад.

В это же время Киевская Русь представляет собой государственное образование славянских княжеств во главе с киевским князем Владимиром Святославичем Красное Солнышко. Князь Владимир поддерживает дипломатические отношения с византийским императором и папой Сильвестром II, налажены торговые отношения с сопредельными странами.

На Руси распространяется христианство, строятся соборы, возникают новые города – например, Ярославль. В городах – Чернигове, Курске, Новгороде – строятся школы для священников и простых граждан. В середине XI века на Руси было более 40 городов.

Среди них выделялись те центры, которые обладали всеми характерными чертами городской жизни. К ним относились Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога, Любеч, Переяславль, Перемышль и др. Они сложились как крупные городские центры в Х - XI вв. Все они были обнесены мощными стенами, имели сложную систему укреплений, являлись княжескими резиденциями. Сюда свозились дани, военные контрибуции. Здесь князь творил “суд и расправу”, здесь собирались судебные и торговые пошлины.

Расселение славян в XI веке шло в основном на пути «из варяг в греки», у восточных славян был общий экономический интерес. Но и в эти годы между удельными князьями были несогласия. Например, сын Владимира, князь Новгородский Ярослав Мудрый, в 1014 году отказался платить дань Киеву. Одновременно шло расселение славян к западу, в сторону от Приднепровья.

Русское население к концу XII века сильно разобщилось географически. Одновременно с тем оно должно было разобщиться и в своих политических и экономических интересах. Прежде у русского населения был один главный враг - кочевники. К концу XII века и враги появились у разных земель разные: Полоцкой земле, например, мало было дела до половцев, но зато много хлопот с Литвой; Галицкой земле и Волынской приходилось иметь дело главным образом с поляками, венграми и Литвой; Суздальской и Рязанской - с мордвой и болгарами; Новгородской - с чудью, а затем, с начала XIII века, с немцами и шведами; Чернигово-Северской не было дела до этих врагов, но зато было много дела с половцами и т. д.

В начале XIII века Русь состояла из примерно 15 княжеств. В большинстве из них интенсивно шёл процесс образования уделов. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими землями являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальская и Смоленская. На юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В 1239 году галицко-волынский князь Даниил присоединил к своим землям Турово-Пинское княжество, а в 1240 году - овладел Киевом. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237-1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками.

А на западе в XII веке, согласно древним летописям, появляются литовские княжества. Иногда они объединяются для защиты от внешних врагов, но княжества невелики, объединяющих вокруг себя население городов пока нет, но с конца XII века и с начала XIII века на границах литовской земли стали поселяться немцы, с каждым годом продвигавшиеся все дальше. Тогда процесс объединения литовских земель пошёл быстрее.

Начало объединению Литовских земель положил Миндовг (1238-1263), который в начале борьбы за абсолютную власть опирался на союз с немецкими рыцарями. В 1251 он принял христианство, и римский папа согласился дать Миндовгу королевский титул. За содействие в получении королевского титула Миндовг отписал Ливонскому Ордену свою часть Жемайтии – западной Литвы. Более того, он завещал Ордену все государство, если после его смерти не останется наследников (к тому времени у него было два сына).

Под его властью в 1236-1258 годах сложилось государственное образование на части территории современных Литвы и Белоруссии между средним течением Немана, Вилией и её притока Святой. Процесс формирования нового государства был довольно продолжительным и происходил путем династических браков, соглашений (в редких случаях захвата) между отдельными княжествами при сохранении льгот, привилегий и конкретного самоуправления (по принципу «старины не рушить, новизны не вводить").

В 1253 году Миндовг вступил в союз с галицким князем Даниилом Романовичем. Кроме того, он укрепил ранее существовавшие связи с владимиро-суздальским князем Александром Невским. Под власть Миндовга один за другим переходили западнорусские князья. Литовское королевство постепенно усиливалось.

Примерно с 1262 года оно перестало быть королевством, так как Миндовг перешёл из христианства назад в язычество и обратил оружие против своих прежних союзников. В 1263 году Миндовг был убит в междоусобной войне.

Созданное Миндовгом государство не распалось. Власть в нем принадлежала сыну Миндовга Войшелку (1264-1267). Войшелк, на сестре которого был женат сын галицкого князя Даниила Шварн, находился под русским влиянием, принял православие, поддерживал тесные контакты с галицкими и волынскими князьями, при поддержке их дружин завладел властью в Литве.

Присоединение к Княжеству литовскому великорусских земель и образование Великого княжества Литовского.

Возникновение Великого княжества Литовского относят в разных источниках от правления Миндовга (примерно 1251 год) до правления Гедемина (1316 – 1341 г.г.). Централизация и рост Княжества Литовского диктовались одной целью – выжить, находясь между Орденом, Москвой и Ордой. Поскольку к моменту возникновения государственности уровень политического, экономического и культурного развития литовцев был значительно ниже, литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Эти обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение и православие, усваивают русский язык и культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории – в Новогородке (Новогрудок – ныне город в Белоруссии).

При Гедемине столица переносится. В 1323 году впервые упоминается в письме великого князя литовского Гедимина «стольный град» Вильна (современный Вильнюс).

Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных грамотах. Формировалось федеративное государство. Во многих официальных документах того времени оно именуется Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. Например, в 1417 году великий князь Витовт использовал титул «великий князь Литвы, Жемайтии, Руси и др.», в 1440 году сын Ягайло Казимир именовался «королевич всее Литовские земли и Жомойтское и многих Русских земель».

К середине XIV в. Великое княжество Литовское было мощным государством с сильной княжеской властью, большая часть населения которого говорила на русском языке и исповедовала православие. В его состав входили многие бывшие западные уделы Киевской Руси.

Литва вела активную антиордынскую политику. В 1362 г. князь Ольгерд разбил татар в битве у Синих Вод (Подолия) и освободил от татарского господства всю Южную Русь.

В результате этой победы обширная территория современной Украины вплоть до устья Днепра вошла в состав ВКЛ. Воины Великого Княжества Литовского «…омыли копыта своих коней» в Чёрном море. Черноморское побережье между устьями Днепра и Днестра долгое время было «литовским».

Поскольку земли ВКЛ не знали татаро-монгольского нашествия, её экономические и культурные центры не были разрушены. Процессы экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения шли гораздо быстрее, чем на соседних великорусских землях. В состав ВКЛ вошли Минское и Пинское княжества, Северская, Брянская, Волынская и Киевская земли, заключён союз со Смоленским княжеством.

В этот период Вильнюс вполне мог выступить успешным соперником Москвы в собирании русских земель и восстановить единство Руси в рамках новой могучей Литовско-Русской державы. Однако в конце 70-х гг. XIV в. князь Ягайло отказывается от антиордынской политики и принимает католичество, заключив союз с Польшей.

Московское княжество с середины XIV века усиливается и возглавляет процесс объединения русских земель в единое государство.

С 1330 по 1480 годы московские князья, за редкими исключениями, - держатели ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических связей между княжествами и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

Происходит объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введённый боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва - третий Рим", "православное царство", "царь - помазанник божий").

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов ("белых свобод") в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада - составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).



Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии. В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское - соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX-XII века - развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века - усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год - литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год - победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год - объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век - значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316-1341 годы - княжение Гедимина
1362 год - Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345-1377 годы - княжение Ольгерда
1345-1382 годы - княжение Кейстута
1385 год - великий князь Ягайло
(1377-1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год - принятие Литвой католичества
1392 год - в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год - объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год - Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год - первый Привилей - свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год - «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века - образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы - выход трех редакций Литовского статута - «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487-1537 годы - проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558-1583 годы - война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год - подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую

Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год:

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья - потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы - тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368-1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало - наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился - но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века - с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» - древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии - «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но - не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский - большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV-XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV-XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей - потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных - сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии - Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния - союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI-XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto - требование единогласия при принятии законов в сейме - привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, - магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства - «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. - Ред.) равен воеводе!» - которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это - то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними - соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.
---

Великое княжество Литовское, феодальное государство, существовавшее в 13-16 вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.). В 9-12 вв. на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 упоминается союз литовских князей во главе со "старейшими" князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве. Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в В. к. Л. под властью Миндовга (середина 30-х гг. 13 в. - 1263), захватившего также некоторые белорусские земли (Чёрную Русь). Образование В. к. Л. было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала 13 в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В 14 в., в княжение Гедимина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82), . княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.). Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Великое. княж. Литовское. русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей В. к. Л. обусловили отсутствие централизации в государственном управлении. Во главе государства стоял великий князь, при нём - совет из представителей знати и высшего духовенства. В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377-92) заключил с Польшей Кревскую унию 1385. Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца 14 в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество. Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в 14 - 15 вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономической зависимости усиливался и национальный гнёт в белорусских и украинских землях. В городах развивались ремёсла и торговля. В 15-16 вв. растут права и привилегии литовских панов. По Городельской унии 1413 на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. В конце 15 в. образовалась Рада панов, фактически поставившая по привилею 1447 и по привилею великого князя Александра 1492 под свой контроль власть великого князя. Образование общешляхетского сейма (в конце 15 в.), а также издание Литовских статутов 1529, 1566 закрепили и увеличили права литовского дворянства.

Переход к денежной ренте в конце 15-16 вв. сопровождался увеличением эксплуатации крестьян и обострением классовой борьбы: участились побеги, волнения (особенно крупные - в 1536-37 в великокняжеских имениях). В середине 16 в. в имениях великого князя была проведена реформа, в результате которой усилилась эксплуатация крестьян за счёт роста барщины (см. Волочная помера). С конца 16 в. эта система вводится во владениях крупных помещиков-магнатов. Массовое закрепощение крестьян, развитие барщинного хозяйства, получение литовскими помещиками во 2-й половине 16 в. права на беспошлинный вывоз зерна за границу и ввоз товаров задерживали развитие городов.

Литовские князья с момента образования В. к. Л. стремились к захвату русских земель. Однако усиление в 14 в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины 15 в. в результате войн с Русью (1500-03, 1507-08, 1512-22, 1534-37) B. к. Л. утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях В. к. Л., обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на В., а также неудачи в Ливонской войне 1558-83 против России привели к объединению В. к. Л. с Польшей по Люблинской унии 1569 в одно государство - Речь Посполитую.

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению Западной Двины, по Неману, в области Нижней Вислы и по берегам Балтийского моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Отношения между Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с московским князем Василием I, который был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревской унии, условием которой было объединение Польского и Литовского государств в результате заключения брака между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Одним из условий этого союза было провозглашение католицизма государственной религией. Витовту удалось временно отстоять независимость Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну между Витовтом и Василием I из-за Пскова, в целом отношения между Московским княжеством и Литвой в этот период носилимирный характер. Князь Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегося Витовту внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV - начале XVI вв. Приняв в конце XV в. титул великого князя "всея Руси", Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль - всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. "вечном мире" Литовское правительство признало права России на эти земли.


Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную политику. Священная Римская империя и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить ее силы для борьбы с Турцией, представлявшей в это время значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении Турции и Крыма самостоятельную политику, отвергая попытки возложить на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

  • Дипломатический успех Западной Европы в борьбе с Империей в XVI-XVII веках.
  • Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о святом причащении.
  • Душеполезная повесть об одном послушнике, подучившем Святаго Духа молитвами отца своего духовнаго. 2. О действиях Святаго Духа и созерцании таин Его.
  • Заселение Англии бриттами – троянцами и их потомками в XIII-XIV веках новой эры
  • ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ЖИЗНИ АНГЛИИ В XII-XV ВЕКАХ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЖИЗНИ В АНГЛИИ В XVI-XX ВЕКАХ
  • В бассейне Немана, Вислы и Западного Буга балтийские, литовские племена создали к

    середине XIII в. свое раннефеодальное государство. В течение XIII–XIV вв. основная терри-

    тория бывшего Киевского государства вошла в состав нового государственного образования.

    Заполняя вакуум, созданный распадом Руси, литовцы не встретили большого сопротивле-

    ния и легко установили контроль над западными и юго-западными областями Руси. Вели-

    кий князь Литовский не вмешивался во внутреннюю жизнь завоеванных княжеств и не стес-

    нял местных институтов и традиций. Мелкие князья стали его вассалами, платили ему дань

    и служили ему во время войны, оставаясь фактически полными хозяевами своих земель,

    обладающими значительными феодальными иммунитетами. У великого князя было меньше

    земли, чем у князей и их дружинников, вместе взятых. Это неблагоприятное распределение

    богатства заставляло его внимательно прислушиваться к пожеланиям Рады (Совета), соста-

    вленной из его виднейших вассалов. Если позволительна такая аналогия, в Новгороде князь

    напоминал выборного президента. Великий князь Литовской Руси, как нередко называли

    это государство, был похож на конституционного монарха.

    Русский язык (точнее, древнерусские диалекты, в которых уже проступили некоторые

    черты будущего белорусского диалектного единства) и культура играли здесь большую роль,

    что отразилось даже в позднейшем названии – Великое княжество Литовское, русское и

    жемонтское (жемайты вошли в Литовское государство к началу XV в.).

    Под влиянием польских феодалов в условиях возрастающей угрозы со стороны немец-

    ких крестоносцев и внутренних феодальных распрей литовские князья пошли в 1385 г. на

    союз (унию) с Польшей. Уния была личной: литовский князь Ягайло женился на польской

    королеве Ядвиге и стал польским королем, взяв имя Владислав. По месту заключения в

    местечке Крево она получила название Кревской. Ее следствием стало крещение литов-

    цев-язычников в католическую веру. Литовский великокняжеский престол занял двоюрод-

    ный брат Ягайло Витовт. В 1413 г. была заключена новая польско-литовская уния, предо-

    ставившая католической церкви ряд преимуществ, что оттолкнуло от Литвы православное

    духовенство. Возникли предпосылки для перехода земель, населенных православными, из-

    под власти Литвы под власть Москвы. В начале 90-х гг. XIV в. отношения Москвы и Литвы

    улучшились благодаря династическому браку: Василий I Дмитриевич женился на дочери

    Витовта Софье. Оба княжества совместно выступали против Орды, но с переменным успе-

    хом. В 1399 г. литовско-русское войско под началом Витовта потерпело тяжелое поражение

    от татар в битве на р. Ворскле. Как уже говорилось, в 1410 г. на землях, входящих ныне в

    состав Польского государства, произошла Грюнвальдская битва. Польские, литовские вой-

    ска и смоленские полки нанесли решительное поражение Тевтонскому ордену. Орден поте-

    рял роль серьезной военно-политической силы в Прибалтике.

    Но литовская и польская народности продолжали существовать в значительной мере

    обособленно. Восточнославянское население, несмотря на межэтнические контакты, осо-

    бенно с литовцами, также сохраняло языковую и культурную самобытность. Возможно, в

    качестве нового государственного образования Польша и Литва могли бы поглотить боль-

    шую часть русского населения и устранить необходимость создания отдельного русского

    государства на землях бывшей Киевской Руси, но русское население здесь противостояло

    окатоличиванию, держась православной традиции.

    Задачу нового объединения восточных славян в едином государственном образовании

    пришлось решать самой бедной и отсталой первоначально области Руси, расположенной на

    северо-востоке у слияния Волги и Оки.


    | | | | | | | | | | | | | | 15 | | | | | | | | | | | | | | | |

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!