Венецианский купец читать краткое содержание.

Венецианский купец Антонио находится в печали. Его друзья, Саланио и Саларино, объясняют его беспокойство несчастной любовью или из-за кораблей с товаром. Но Антонио не согласен с этими объяснениями. В сопровождении Лоренцо и Грациано приходит родственник и близкий друг Антонио — Бассанио. Саланио и Саларино уходят. Грациано пытается развеселить Антонио, но это ему не удается. Грациано уходит вместе с Лоренцо. Антонио остается один со своим другом Бассанио. И Бассанио признается, что вел разгульный образ жизни и теперь у него нет денег и он хочет попросить их у Анонио, чтобы отправиться в поместье к Порции в Бельмонт, к богатой и красивой наследнице, в которую влюблен и хочет на ней жениться. Денег наличных у Антонио нет, но он предлагает другу взять кредит на его.

В Бельмонте Порция своей служанке Нериссе жалуется, что она по завещанию отца не имеет права ни выбирать жениха, и ни отказывать. По завещанию ее мужем будет тот, кто угадает в каком из трех ларцов лежит её портрет. Нерисса перечисляет многих женихов, но Порция каждого высмеивает. Вот только о Бассанио, который был воином и ученым, она с нежностью вспоминает.

В Венеции Бассанио находит купца Шейлока, которого просит, под поручительство Антонио, одолжить ему деньги на три месяца. Но Шейлок знает, что все состояние Антонио сейчас находится в море. Приходит Антонио. Шейлок его ненавидит за пренебрежение к своему занятию, ростовщичеству и к своему народу. В разговоре с Антонио Шейлок напоминает об его оскорблениях в его сторону. Антонио деньги в долг всегда давал без процентов. Вот и Шейлок, чтобы подружиться с Антонио, даст ему деньги в долг без процентов, но под залог, фунт мяса Антонио, который он в случае неустойки сможет вырезать из любой части тела купца. Антонио нравится такая шутка. Бассанио все это не нравится и он просит Антонио не заключать сделку. Шейлок уверяет, что от такого залога все равно ему не будет пользы, а Антонио говорит, что долг он отдаст раньше назначенного срока.

В дом Порции приезжает принц Марокканский, чтобы попытаться отгадать один из ларцов. Испытание требует клятвы, которая заключается в том, что если его постигнет неудача, то он никогда не будет ни к одной женщине свататься.
В Венеции Ланчелот Гоббо, это слуга Шейлока, хочет убежать от хозяина. Он хочет пойти в слуги к Бассанио, который слывет очень щедрым человеком. Бассанио принимает на службу Ланчелота. Также Бассанио берет Грациано с собой в Бельмонт. Ланчелот прощается с дочерью своего бывшего хозяина — Джессикой. Джессике стыдно за своего отца. Ланчелот обязуется передать письмо, в котором описан план побега из дома, возлюбленному Джессики Лоренцо. Джессика с Лоренцо убегает из дома, взяв с собой драгоценности и деньги отца. ¬ Им помогают Саларино и Грациано. Бассанио и Грациано хотят по быстрее уплыть в Бельмонт.

В Бельмонте принц Марокканский выбрал золотой ларец, считая, что только там может находится портрет девушки. Но в нем вместо портрета лежит поучительные стихи и череп. Принцу приходится уйди.
В Венеции Саланио и Саларино смеются над злостью Шейлока, который узнал, что его дочь сбежала и прихватила драгоценности. Тем временем становится известно, что в Ла-Манше утонул один из кораблей Антонио.
В Бельмонт приезжает принц Арагонский. Он выбрал серебряный ларец, но в нем лежат стихи и изображение кокой-то рожи. Принц уходит. Становится известно, что приехал молодой венецианец с богатыми подарками. Нерисса думает, что это Бассанио.
Саланио и Саларино разговаривают об новых убытках Антонио. Приходит Шейлок, и они наедятся, что даже Антонио просрочит выплату денег, то Шейлок не возьмет его мясо. В ответ Шейлок говорит, что свой долг он возьмет, так как Антонио в свое время издевался над ним.

Саларио и Саларино уходят. Приходит еврей Тубал, которого Шейлок отправлял на поиски дочери. Но Тубал не смог ее найти. Он только рассказал слухи о транжирстве Джессики. Шейлок в шоке от убытков. Он узнает, что Джессика обменяла на обезьяну, перстень, который ему подарила его покойная жена. Шейлок проклинает Джессику. Он находит утешенье в слухах об убытках Антонио.
В Бельмонте Порция просит Бассанио повременить с выбором, так как она боится его потерять, если он сделает ошибку. Бассанио наоборот хочет быстрее испытать судьбу. Они друг другу признаются в любви. Приносят шкатулки. Бассанио выбирает свинцовый ларец в нем лежит портрет Порции и поздравление в стихах. Бассанио и Порция готовятся к свадьбе, так же к свадьбе готовятся и Нерисса с Грациано. Порция отдает жениху перстень в качестве залога взаимной любви. Такой же подарок делает Нерисса Грациано.

Приходят Джессика с Лоренцо и гонец, привезший письмо от Антонио. В письме купец говорит о том, что все его корабли утонули, что он обеднел и, что он остался денег должен ростовщику. Шейлок выплаты, страшного залога. Антонио, говорит, чтобы Бассанио приехал к нему попрощаться, перед смертью. Порция заставляет жениха ехать на помощь другу, чтобы тот предложил Шейлоку любые деньги за жизнь Антонио. Грациано и Бассанио едут в Венецию.
В Венеции Шейлок радуется мысли о мести. Антонио готов к смерти, но хочет увидеться с Бассанио.
В Бельмонте Порция становится наследницей поместья. Со служанкой она уходит для молитвы в монастырь, а сама собирается в Венецию. К своему кузену доктору права Белларио, она отправляет слугу, который должен принести ей мужское платье и бумаги.

Шейлок радуется своей победе в суде. Бассанио предлагает выплатить долг в двойном размере, но это не помогает. Глава зовет доктора Белларио, чтобы перед вынесением решения посоветоваться с ним. Шейлок натачивает нож. Входит Нерисса, переодетая в писца, и передает письмо от Белларио, в котором говорится о том, что он не может приехать по состоянию здоровья и для совета рекомендует главе вызвать из Рима коллегу — доктора Бальтазара. Порция переодевается в доктора. Она пытается уговорить Шейлока на милость, но получает отказ. Бассанио не знает, что делать. Он готов жертвовать всем, даже бушующей супругой. Грациано тоже готов на все. Шейлок готов взять свой залог. Но в последний момент судья напоминает Шейлоку, о том, что он должен взять только мясо Антонио, и только ровно фунт и без капли крови, иначе ему, при нарушении условий, полагается по закону жестокое наказание. И Шейлок соглашается на выплату суммы долга в тройном размере, но судья на это не соглашается, так как об этом не оговаривалось, он уже отказался от денег.

По венецианским законам при покушении на гражданина республики Шейлок обязан отдать тому половину своего состояния, а вторую часть, в качестве штрафа он должен отдать в казну. Теперь жизнь еврея зависит только от милости главы. Шейлок не собирает просить милости, но его оставляют вживых и дают штраф. Антонио отказывается брать у еврея половину положенной ему суммы, но с условием, что после смерти еврея, эта половина будет Лоренцо завещана. Шейлок обязан завещать все свое имущество зятю и дочери. А в качестве награды вымышленные судьи забирают перстни у своих мужей.

Джессика и Лоренцо в Бельмонте готовятся к возвращению своих хозяев.
Нерисса, Порция, их мужья, Антонио Грациано, встречаются саду. Они разговаривают и видят, что мужья потеряли дареные ими перстни. Жены говорят, что они их отдали женщинам, но мужья клянутся, что этого не делали. Женщины продолжают разыгрывать мужей, говоря, что спать теперь они будут с судьей и писцом. Но потом показывают перстни. Порция и Нерисса сознаются, в том, что разыграли их. Порция отдает письмо Антонио, в котором говорится, что все его суда в сохранности. Нерисса отдает Джессике и Лоренцо акт, в котором Шейлок отписывает все свои богатства им. Все заходят в дом, чтобы выслушать подробности приключений Нериссы и Порции.

Является его – «Венецианский купец», английское название которой «The Merchant of Venice». Шекспироведы полагают, что свой шедевр драматург написал в 1596 году. Автором пьеса обозначена как комедия, однако трагизм одного из главных героев, относит пьесу к разряду драм. Предположительно первая постановка пьесы была показана массовому зрителю в 1598 году, а ее первое издание в печати вышло в 1600 под названием «Превосходнейшая история о венецианском купце», а далее шла расшифровка содержания. Также было объявлено, кем написана пьеса.

Если говорить об ее создания, то при ее написании автор воспользовался первой новеллой со сборника «Пекороне», автор новеллы анонимный, и она относится ко второй половине XIV века. Пьеса автора как бы содержит несколько намеков на сенсационные процессы, которые проходили с придворным врачом, который был одним из претендентов на португальский престол, но проживал он в Лондоне. Именно Родриго Лопес и Антонио Переса, в свое время, были обвинены в попытке отравления королевы Елизаветы. Канцлер королевы Елизаветы - лорд Берли, получает от них два письма, в которых явно усматривается их знакомство с «Венецианским купцом», именно так называли врага монархии Эссекса.

Говоря о самой пьесе, то действие в ней происходит как в Венеции, так и в Бельмонте. Молодой повеса Бассанио, который постоянно находится в долгах, принимает решение жениться на красавице Порции. Девушка не только красавица, но она еще и богата. Доля воплощения своей мечты в реальность прохвост просит помощи у своего друга Антонио, который является венецианским купцом. Антонио не отказывает в просьбе своему другу и у еврея-ростовщика занимает для этого деньги. Условия договора между сторонами были таковыми, что если купец в срок не вернет занятые им деньги, то Шейлок в счет погашения долга получает право вырезать из тела купца фунт мяса.

Получив необходимую сумму, Бассанио отправляется к девушке, где ему приходится угадать ларец. Согласно завещанию отца девушки, ее мужем станет тот, кто правильно угадает ларец, и повеса с задачей справляется полностью. Молодые люди женятся. На свадьбу отправляется и Лоренцо, а его спутницей становится Джессика – дочка ростовщика, которая сбежала от тирании своего отца. Корабли Антонию терпят крушения, а срок возвращения долга неумолимо приближается. Узнав историю, как были получены деньги, Бассанио спешит на помощь своему другу.

Для того чтобы разрешить спор, ростовщик обращается в суд, который признает законными его требования на получение неустойки. Представители фемиды предлагают ростовщику быть благоразумным и гуманным, однако из-за того, что тот ненавидел молодого человека его решение остается неизменным. Тайно покинувшие свое поместье Порция и служанка под видом знатока законов и его секретаря приезжают на заседание суда. И в это время Порция поворачивает дело так, что ростовщик из истца превращается в обвиняемого по делу в покушении на жизнь христианина. Еврей по милости суда получает жизнь, однако половину своего состояния он вынужден будет отдать Антонио. Кроме того по решению суда Шейлок должен принять христианство.

Кроме главных героев пьесы, она представлена второстепенными персонажами которых насчитывается около семнадцати.

Пьеса неоднократно ставилась ведущими театрами и режиссерами мира, начиная с 1701 года. Среди постановщиков следует отметить Джона Гранвилля и Чарльза Маклина, в его оригинальной интерпретации пьесы. К великому творению гения обращались и Веймарский национальный театр, и японская труппа Каваками, Дублинский и Парижский национальные театры, а также многие известные в мире труппы. Россия также не осталась в стороне. Первая постановка купца была поставлена в Александринском театре в 1860 году, а Малый театр впервые обратился к постановке творения гения в 1877 году. Пьеса шла на многих сценах бывшего Советского Союза. В спектакле в разные годы были заняты известные российские актеры, среди которых хочется отметить И. С. Платона, О. Л. Книппер, М. Ф. Ленина, А.И. Пельтцера.

Также в разные годы были проведены экранизации пьесы, первая из которых состоялась в 1911 году в Италии. Пьеса «Венецианский купец» и сейчас является актуальной и привлекает к себе настоящих ценителей сценического искусства.

В пьесе содержатся намеки на вызвавший довольно бурную реакцию процесс: придворного врача Родриго Лопеса, португальского еврея, вместе с жившим в Англии претендентом на корону Португалии Антонио Пересом, обвиняли в попытке отравления королевы Елизаветы. Лопес, в чьей виновности, по некоторым свидетельствам, не оставалась уверенной сама королева, был казнен 7 июня 1594 года. Шекспир даже употребляет латинское слово lupus (волк), похожее на испанскую и португальскую фамилию Лопес, которая, собственно, произошла именно от этого слова.

В тексте есть и намек на победу английского флота под Кадисом. Сведения об этой победе достигли Англии в июле 1596 года. Автор XVIII века Ричард Фармер доказал в своем эссе, что при написании речей Шейлока на суде Шекспир использовал сборник «Руководство красноречия», составленный французом Александром Сильвеном. Там же Сильвен посвятил целую главу истории еврея, который, как и Шейлок, требовал от христианина фунт мяса в уплату долга. Перевод этого сборника вышел в Англии все в том же году. Наконец, в письмах к Роберту Сесилу от 27 октября и 10 ноября 1596 года Фрэнсис Дэвисон издевательски называет графа Эссекса «святым Гоббо», используя фамилию комического героя Ланчелота Гоббо, слуги Шейлока. Пьеса к тому времени явно уже была поставлена. Все приведенные факты позволяют легко датировать «Венецианского купца» второй половиной 1596 года.

Комедии Шекспира, как правило, не публиковались (в отличие от трагедий и исторических хроник), что, видимо, показывает недолгий интерес к ним публики. Издание «Бесплодных усилий любви» можно объяснить тем, что пьеса не могла не вызывать интереса у аристократов (даже не посещающих общедоступный театр) - это позволяло издателям повысить цену. «Венецианский купец», адресованный гораздо более широкой аудитории, представил собой исключение. Он был издан в 1600 году под названием «Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса; и с получением руки Порции посредством выбора из трех ларцов. Как она неоднократно исполнялась лорда-камергера слугами. Написана Уильямом Шекспиром». Второе издание 1619 года явно основывалось на первом; сохранено было даже название, только без указания на постановку. Тексты мало отличались друг от друга; очень близки они и к тексту в Первом фолио.

Легко предположить, что уже издание 1600 года не было пиратским, что труппа просто решила издать текст комедии, вышедшей к тому времени из репертуара. Но почему так не поступали с другими комедиями? Если же пьесу издавали все-таки «пираты», как они могли добыть настолько точный текст? Ни один пайщик труппы никогда бы не стал с ними сотрудничать, а остальные актеры рукописью не располагали.

Загадку может разрешить предположение, что текст именно данной пьесы - вероятно, скопированную рукопись - предоставил «пиратам» брат Шекспира (см. Шекспир Эдмунд), и это позже сделало их обоих врагами.

История о ростовщике, который хочет вырезать, согласно условиям векселя, фунт мяса у не заплатившего ему должника, и соединение этой истории с очень необычным сватовством молодого человека, ради которого и был взят долг, - распространенный средневековый сюжет, отраженный во многих произведениях.

Однако Шекспир мог использовать в качестве источника только новеллу 1 (день IV) из сборника Джованни Фиорентино «Овечья голова», составленного около 1378 года, но изданного лишь в 1558-м. Английский перевод «Овечьей головы» вышел в 1632 году, однако Шекспир мог прочитать сборник в оригинале или заказать перевод нужной ему новеллы.

Только в новелле Фиорентино упомянуты город Бельмонт и кольцо, которым был награжден судья за свой успех.

Сватовство у Фиорентино было совсем другим и напоминающим по духу и стилю «Декамерон» Боккаччо. Герой новеллы Джанетто познакомился в Бельмонте с красивой, молодой, богатой вдовой. Она ставит своим женихам условие: те должны овладеть ею в первое ночное свидание; если это не удастся, они обязаны отдать ей все свое состояние. Корыстная вдова во время ужина подливает женихам снотворное, что, естественно, лишает их всякой возможности чего-то добиться. Джанетто уже дважды проиграл, но, благодаря денежной поддержке купца Ансальдо, чьим воспитанником он является, делает третью попытку. Служанка, испытавшая к нему симпатию, рассказывает ему о снотворном, и Джанетто незаметно выливает приготовленный для него напиток, благодаря чему добивается поставленной цели.

Шекспир заменил малопривлекательный образ вдовы на обаятельный образ Порции, а для описания сватовства использовал мотив трех ларцов, с которым мог быть знаком как по латинскому сборнику новелл «Римские деяния», созданному в XIII веке и переведенному на английский в 1577 году, так и по пьесе «Еврей», чей текст не сохранился, но сюжет известен благодаря его описанию в книге Госсона «Школа обманов» (1579). Существовала еще и пьеса Томаса Деккера «Венецианский еврей», однако ее текст также не сохранился. Дата написания и постановки этой пьесы неизвестна, поэтому возможно, что она была написана уже после комедии Шекспира.

Шекспир внес и другие изменения в сюжет Фиорентино (о некоторых будет упомянуто позже), а, кроме того, немало добавил от себя.

Произведения о евреях, содержащие нападки на них, появлялись нередко, причем в самых разных жанрах. Популярный писатель Энтони Манди выпустил в 1580 году роман о бессердечном ростовщике и похищении его дочери. Существовала баллада (неизвестно, была ли она вдохновлена комедией Шекспира или появилась раньше) о еврее Герунтии и жестоком характере приобретенного им векселя. Пьеса неизвестного автора «Три лондонские дамы», изданная в 1584 году, где был изображен душевный и благородный еврей, представляла собой одно из редких исключений.

Бесспорное влияние на Шекспира оказала трагедия Кристофера Марло «Мальтийский еврей». В образе Шейлока можно найти общее с главным героем этой пьесы Вараввой, оттуда же заимствована и тема любви еврейской девушки к христианину. Несколько выражений просто повторены Шекспиром.

Бассанио сильно расстроил свое финансовое положение из-за слишком пышного образа жизни. Его друг, купец Антонио (Бассанио соответствует Джанетто из новеллы Фиорентино, Антонио же - Ансальдо, но у героев Шекспира нет разницы в возрасте и связывают их не отношения, напоминающие родственные, а дружба), давал ему немало денег, однако сейчас всё состояние купца вложено в морскую торговлю. А Бассанио надо как можно быстрее ехать в Бельмонт, чтобы добиться брака с Порцией. Он еще не делал никаких попыток, но уверен в своем успехе.

Поэтому он обращается к ростовщику Шейлоку и берет у него в долг три тысячи дукатов на три месяца. Антонио должен дать за друга поручительство по векселю. В разговоре с Антонио и Бассанио Шейлок вспоминает библейского Иакова (также и героя иудейской Торы), эпизод, когда тот, применив хитрость, приобрел большое количество ягнят и козлят. Отвечая на вопрос Антонио, какое этот рассказ имеет отношение к ростовщичеству, Шейлок поясняет, что, как и Иаков, заставляет свое богатство «плодиться».

Иаков (впоследствии Израиль) был очень предприимчивым и хитрым человеком. Он купил у своего старшего брата Исава, пришедшего домой очень голодным после тяжелой работы, право первородства за чечевичную похлебку, а затем, воспользовавшись слепотой своего отца Исаака, который вряд ли бы все это одобрил, получил от того благословение, потому что умело выдал себя за Исава.

Шейлок восхищается Иаковом, который в итоге стал преемником Авраама и Исаака. Обсуждая поручительство на векселе, Шейлок предлагает Антонио указать в качестве неустойки при неоплате долга в нужный срок право вырезать у того фунт мяса из любой части тела - разумеется, «в шутку» (здесь и далее перевод Т. Щепкиной-Куперник), ведь фунт человеческого мяса не имеет никакой ценности.

Шейлок якобы стремится помочь, сам отказывается от процентов. Бассанио не хочет, чтобы друг шел ради него на такое; он предпочитает остаться без денег. Однако Антонио уверен в том, что спустя всего два месяца, «за тридцать дней до срока», он получит сумму, раз в десять превышающую долг. Он соглашается.

Надо сказать, что Шекспир четко дал понять, почему Шейлок сделал такое странное и дикое предложение. Ростовщик делает это после того, как Антонио сказал, что не дает денег в рост: долги у него берут без процентов. Со своим другом, безусловно, он поступал именно так. Но не мог же Антонио, с самого начала показанный в качестве удачливого купца, давать деньги в долг без процентов кому ни попадя, рискуя этих денег лишиться. Все дело в том, что на протяжении многих веков христиане не имели права заниматься ростовщичеством; это разрешалось делать только евреям. Даже после того, как Генрих VIII позволил христианам занятие ростовщичеством, устоявшаяся за столетия неприязнь не могла, конечно, исчезнуть. Поэтому многие ростовщики-христиане прибегали к тому же способу, который использовался и во времена запрета. Получавший долг сразу подписывал в векселе не полученную сумму, а ту сумму с процентами, которую он должен вернуть (якобы именно столько он взял в долг). Зрители Шекспира прекрасно все знали: кто-то из них пользовался услугами подобных ростовщиков, а остальные слышали об этом. Им было понятно, что «нелегальный» ростовщик Антонио и законный ростовщик Шейлок являлись конкурентами, представителями двух противоречащих друг другу направлений.

Но проблема состояла не только в деловом конфликте. Джордано Бруно, который в 1584 году побывал в Англии, рассказывал, что любой еврей, проходя по лондонским улицам, мог быть подвергнут оскорблениям и издевательствам. Шекспир отразил это в своей пьесе.

Шейлок рассказывает, что Антонио называл его псом, плевал на его кафтан, плевал в лицо, гнал пинками, когда тот проходил мимо крыльца. Многие оскорбления происходили на Риальто - острове, где находилась венецианская биржа. По без сомнения искреннему признанию Шейлока он «все сносил с пожатьем плеч покорным: / Терпенье - рода нашего примета». Однако и терпенью бывает предел.

Иль, низко поклонившись, рабским тоном,
Едва дыша и с трепетным смиреньем
Сказать:
«Синьор, вы в среду на мет плевали,
В такой-то день пинка мне дали, после
Назвали псом; и вот, за ши ласки
Я дам взаймы вам денег», -

иронизирует Шейлок.

Антонио в ответ заявляет, что и сейчас готов поступить с ним так же, но не видит в этом причин не давать себе и своему другу денег:

Когда же дружба ищет
Приплода от бесплодного металла?
Скорее одолжи их как врагу,
Чтоб, если обанкротился, спокойно
Взыскать с него.

Он сам провоцирует Шейлока на этот фунт мяса. Шейлока оправдать нельзя. Но можно ли оправдать Антонио?

В первой сцене третьего акта Шейлок четко объясняет свои действия Саланио и Саларино. Он говорит, что Антонио его опозорил, насмехался и над его убытками и его барышами, оскорблял его народ, препятствовал его делам, охлаждал его друзей и разгорячал врагов. «...А какая у него была для этого причина? Та, что я еврей? Да разве у еврея нет глаз? Разве у еврея нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей?.. Если еврей обидит христианина, что тому внушает его смирение? Месть! Если христианин обидит еврея, каково должно быть его терпение по христианскому примеру? Тоже месть! Вы нас учите гнусности, - я ее исполню. Уж поверьте, что я превзойду своих учителей!». В новелле Фиорентино мотивировка действий ростовщика отсутствовала.

В XIX веке, когда положение евреев в Европе значительно улучшилось, этот монолог (особенно его начало) стал восприниматься как одна из первых в мировой литературе защит евреев, как самая выдающаяся из таких защит. В игре Эдмунда Кина, Чарльза Макреди, Генри Ирвинга Шейлок, которого ранее вообще изображали в комической одежде, становится трагическим героем, мстителем за свой народ (первым такую трактовку предложил в XVIII веке актер Чарльз Маклин).

Иного мнения о монологе Шейлока придерживался Александр Аникст. Аникст делал особый упор на то, что свой монолог Шейлок произносит прозой, а, следовательно, тот является комическим. Но ведь и Гамлет высказывает прозой множество серьезных мыслей. Конечно, «Гамлет» был написан пять лет спустя, но что мешало Шекспиру применить такой же прием и раньше?

Шекспир не создавал пьесы, защищающей евреев. Просто, сочиняя слова Шейлока, он вжился в его образ, да и вообще стремился его понять. Не случайно, размышляя о многогранности героев Шекспира, Пушкин выбрал именно Шейлока. Он писал: «У Мольера скупой - скуп - и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Уже говорилось, что у Шейлока есть общее с героем Марло Вараввой. Но еще больше между ними различий. Варавва - откровенный злодей; одни перепады между восприятием Шейлока то как отрицательного и даже комического персонажа, то как трагического героя показывают глубину его образа. Шекспир не стал разделять негативное отношение к евреям, которое было у Марло и многих других. Он не разоблачал порочность евреев и не создавал антиеврейской пьесы.

Во втором акте появляется Джессика, дочь Шейлока. Она убегает из дома отца вместе со своим возлюбленным Лоренцо, одетая в мужской костюм (это было второе подобное переодевание в комедиях Шекспира; особый колорит таким приемам придавало то, что каждую героиню играл мальчик). Все было бы очень романтично, если бы одновременно Джессика не украла у отца бриллиант, купленный им во Франкфурте за две тысячи дукатов, и другие драгоценные камни. Украла она и бирюзовое кольцо, которое Шейлок хранил в память об умершей жене, это был подарок, сделанный ею еще до их свадьбы (впоследствии Джессика обменяла кольцо на обезьянку).

Шейлок, естественно, переживает все это, проклинает дочь. Однако его друг и родственник Тубал сообщает гораздо более приятную для него новость: один из кораблей Антонио потерпел крушение. Несколько кредиторов Антонио, приехавшие вместе с Тубалом, клянутся, что купец должен обанкротиться. У Шейлока после побега Джессики только усиливается ненависть к Антонио. Кроме того, он очень четко формулирует ситуацию: «когда его не будет в Венеции, я буду волен делать дела, как хочу».

Тем временем Бассанио добивается в Бельмонте свадьбы с Порцией. Еще во второй сцене первого акта Порция, беседуя со своей служанкой Нериссой, иронически отзывалась о многочисленных женихах. Когда же Нерисса вспомнила о приезжавшем в город венецианце, Порция тут же назвала имя Бассанио и отозвалась о нем очень хорошо. Теперь она просит Бассанио помедлить, боясь, что он ошибется, открывая один из трех ларцов (открыть надо тот, где находится портрет Порции). Недавно потерпели неудачу принцы Марокканский и Арагонский, открывшие ларцы с золотом и серебром. Порция не может подсказать Бассанио правильный выбор, дабы не нарушить завещание отца. Он все же уговаривает ее пустить его к ларцам и поступает правильно, открыв ларец со свинцом.

Довольно наивным выглядит укоренившееся у многих суждение, что таким образом Шекспир обличал золото и серебро. Это типично фольклорный мотив: побеждает тот, кто выбирает не красивое и ценное, а то, что не имеет таких достоинств. Не случайно лежащий в ларце свиток начинался с фразы: «На внешность ты не стал смотреть» (свиток в ларце с золотом с фразы: «Не все то злато, что блестит»).

Да и о каком обличении золота, серебра, богатства можно говорить, если еще в начале пьесы Бассанио, очень высоко оценивая красоту Порции, начал все-таки с упоминания о том, что она богатая наследница? Не за любовью он ехал в Бельмонт, а за деньгами, которых ему так не хватало. Уподобление же страха ошибиться пытке на дыбе - это не страх любви, а страх игрока.

У умной Порции возникали сомнения, она спрашивала: «Боюсь, что говорите вы под пыткой, когда людей принуждают говорить все, что угодно» (перевод В. Комаровой). Бассанио называл свою пытку счастливой, потому что палач учит, как отвечать, чтобы получить освобождение.

При помощи этих мрачных сравнений Шекспир показал все с предельной точностью. Однако Бассанио удалось отбиться и заморочить Порции голову. Интересны и рассуждения о женской красоте, изрядно смягченные во многих изданиях эмендацией Джона Пейна Кольера. Бассанио говорит о фальшивой красоте, которую можно купить, - о дорогих нарядах и золотистых кудрях, снятых с головы умершей красавицы. И продолжает: «Итак, украшение - позолоченный берег опаснейшего моря, красивый шарф, скрывающий красоту индианки» (перевод В. Комаровой).

Сопровождавший Бассанио Грациано (друг и его, и Антонио) вместе со служанкой Нериссой также решили пожениться.

В Бельмонт неожиданно приезжают Лоренцо, Джессика и посланец Салерно, привезший Бассанио письмо от Антонио. Бассанио узнает, что все корабли погибли, а вексель уже просрочен (некоторые шекспироведы удивлялись, как Бассанио мог об этом забыть, но он ведь был убежден Антонио, что тот сумеет заплатить раньше). Антонио ни на что не рассчитывает и только просит друга увидеться с ним перед его смертью. Недаром в начале пьесы Антонио говорил о непонятной тоске. Это было предчувствие - точно так же Ромео, собираясь на бал у Капулетти, где он познакомился с Джульеттой, томился предчувствием беды.

Порция говорит, что надо заплатить шесть тысяч или даже больше и выкупить вексель. Она призывает Бассанио срочно ехать в Венецию с ее деньгами, и он, конечно, соглашается. Порция вместе с Нериссой собирается ехать вслед за ним, скрывая это от всех.

Антонио уже арестован, начинается суд, на котором присутствует и Бассанио. Дож Венеции сочувствует Антонио и осуждает Шейлока; при появлении Шейлока дож выражает надежду, что тот проявит «видимость злодейства... лишь до развязки дела», а потом простит Антонио. Шейлок, конечно, отрицает это. Хорошо подготовившись, он утверждает, что, отказав ему, власти ввергнут в опасность законы республики. Шейлок напоминает: у сенаторов Венеции есть немало купленных рабов (наличие рабства в средневековой Италии, о котором рассуждал еще Петрарка в своих письмах, малоизвестно). В ответ на призыв отпустить тех на волю любой может ответить: «Они - мои рабы». Точно так же Шейлок оценивает и свои права на фунт мяса. Дожу остается лишь отложить заседание, пока не приедет доктор прав Белларио, за которым он послал для решения дела. Ему сообщают, что приехал посланник с письмом от доктора.

Появляется Нерисса в одежде писца и передает письмо. В нем доктор Белларио сообщает о своей тяжелой болезни и рекомендует на свое место молодого римского законоведа Бальтазара, которого он ознакомил с делом и просмотрел вместе с ним множество книг. Бальтазар разделяет его мнение и изложит его.

Под именем Бальтазара появляется Порция. В новелле Фиорентино роль судьи исполняла жена Джанетто - аналогично поступает и Шекспир.

Порция призывает Шейлока быть милосердным, но признает, что, если он продолжает требовать, суд Венеции не может запретить его иск. Шейлок по-прежнему непреклонен. Тогда Бассанио предлагает удвоить сумму; он готов даже удесятерить ее. Если же Шейлок не согласится и на это, Бассанио призывает власти нарушить закон, совершая малый грех «для высшей правды». Порция замечает, что изменить установленный закон нельзя, ведь это создаст прецедент и вызовет много ошибок Ее слова вызывают восторг у Шейлока, который сравнивает ее с Даниилом - знаменитым библейским мудрецом и пророком, символом судьи. Порция говорит, что Шейлок может получить у Бассанио деньги; ростовщик отвечает, что дал клятву небу. Поскольку вексель просрочен, ничего изменить нельзя.

Приговор уже объявлен; выяснилось, что Шейлок сам принес с собой весы для того, чтобы взвесить фунт мяса. Порция просит его оплатить работу хирурга, который должен перевязать раны, иначе Антонио истечет кровью. Однако выясняется, что об этом ничего не сказано в векселе. Новый призыв Порции к милосердию, естественно, не действует на Шейлока.

Антонио произносит предсмертный, как ему кажется, монолог, обращаясь к Бассанио. Он не жалеет, что пострадал из-за помощи другу, просит и того не жалеть об этом. Бассанио в ответ вспоминает, что женат на женщине, которую любит как жизнь. Но и ее, и свою жизнь, даже весь мир он готов отдать в жертву для того, чтобы спасти Антонио. Порция, которую Бассанио, конечно, не узнал, замечает:

Жена была б не тень благодарна,
Услышав, чем вы жертвовать хотите.

Когда мысль Бассанио повторяет Грациано, за его жену вступается Нерисса, а Шейлок высказывается в сторону о браках христиан и тут же вспоминает, что его дочь вышла замуж за христианина, непроизвольно показывая, как он до сих пор переживает это свое горе.

Тут Порция наносит неожиданный удар, судя по всему, вдохновленный отказом Шейлока нанять хирурга. Она указывает, что вексель не дает Шейлоку ни капли крови. Он имеет право вырезать фунт мяса, но, если при этом он прольет кровь, все его состояние по закону должно отойти Венецианской республике. Судью, которого до этого восхвалял только Шейлок, теперь уже восхваляет Грациано. Оказавшийся в проигрышном положении ростовщик соглашается взять утроенную сумму долга. Бассанио уже достает деньги, но Порция заявляет: Шейлок должен получить только неустойку. Восхищенный Грациано называет Порцию новым Даниилом и благодарит Шейлока за то, что ростовщик подсказал ему слово.

Порция продолжает свою атаку на Шейлока. Она вспоминает закон, согласно которому иностранец, каковым из-за своей национальности является Шейлок, прямо или косвенно покусившийся на жизнь гражданина Венеции, должен отдать потерпевшему половину своего имущества, другая же половина уходит в казну республики. Вопрос о жизни преступника должен решать дож. Не дожидаясь просьбы Шейлока, дож сохраняет ему жизнь, подчеркивая, что хочет показать различие их чувств. Антонио, призывая венецианские власти взять с Шейлока только штраф, обещает отдать (но лишь после смерти Шейлока) полученную половину мужу Джессики Лоренцо. Он просит заставить Шейлока принять христианство и немедленно, «по доброй воле», завещать свое имущество Джессике и Лоренцо. Дож с этим соглашается, обещая в противном случае отменить свое прощение. Шейлок не протестует; он лишь признается, что чувствует себя плохо и просит отпустить его, а документ для подписи прислать ему домой. Его отпускают.

Дож приглашает Порцию отобедать у себя, но та отказывается, объясняя, что должна срочно ехать в Падую. Дож предлагает Антонио наградить судью, справедливо произнеся перед уходом: «Мне кажется, вы перед ним в долгу». Порция не принимает предлагаемых ей денег; она просит лишь два подарка на память: у Антонио перчатки, а у Бассанио перстень, который сама же ему подарила. Бассанио отказывается сделать такой подарок; выслушав же упреки Порции, объясняет, почему. Порция замечает, что жена Бассанио, узнав, чем был заслужен этот перстень, не могла бы разгневаться, и уходит вместе с Нериссой. Антонио советует другу подарить судье перстень; тот просит Грациано догнать судью и отдать ему подарок, а если возможно, привести в дом Антонио, куда друзья сейчас отправляются.

Юристы неоднократно отмечали якобы несостоятельность судебных аргументов Порции. Кровь, мол, должна считаться частью тела, так как она неотделима от него. Тела - да, но не мяса, о котором было указано в векселе. То же, что Шейлок косвенно посягнул на жизнь Антонио, отрицать невозможно. По-прежнему переодетые Порция и Нерисса ищут дом Шейлока, чтобы передать ему акт. Там их и обнаруживает Грациано. Порция объясняет, что отобедать вместе с Бассанио и Антонио для нее невозможно, но перстень с благодарностью принимает.

Как верно заметила Валентина Комарова, «если бы целью драматурга было возбудить к поверженному Шейлоку сочувствие, то его уход после суда в подавленном и болезненном состоянии мог бы служить финалом». Однако Шекспир создает пятый акт, где Шейлок вообще отсутствует.

Этот небольшой акт, действие которого происходит в Бельмонте, открывается диалогом Лоренцо и Джессики («В такую ночь»), который может послужить основой для оперного дуэта. Диалог романтизирует Джессику, но все же ее образ заслуживает особого разговора.

Уже описанные ранее поступки Джессики не могут ее украшать. Как говорилось, она - далеко не единственная героиня Шекспира, которая переодевалась в мужские платья (лишь в этой пьесе так поступают Порция и Нерисса). Но у таких героинь, как Джулия («Два веронца»), Розалинда («Как вам это понравится»), Виола («Двенадцатая ночь»), непринужденность и игривые шутки сочетаются с деликатностью, трогательностью, нежностью (о Порции и Нериссе нельзя этого сказать потому, что они в мужских одеждах были заняты серьезными делами). Джессика, наоборот, ведет себя развязно и бесстыдно, одни ее пикантные шутки про собственный «стыд» говорят о многом.

Генрих Гейне в своей книге «Женщины и девушки Шекспира» посвятил Джессике целую главу, где подверг ее образ жесткой критике (в первую очередь, из-за отношения к отцу, но не только). По мнению Гейне, «у нее нет души, есть только ищущий приключений ум».

Над ней потешается Ланцелот Гоббо, который покинул дом Шейлока и стал слугой в Бельмонте. Джессика тут же доносит на него своему мужу. Единственный сюжет последнего акта связан с подаренным перстнем и копирует новеллу Фиорентино. Но у Шекспира тема стала двойной. Начинает ее Нерисса, которая тоже подарила перстень Грациано, а он отдал его писцу судьи (то есть ей самой). Требует показать свой перстень и Порция; она уже прямо обвиняет мужа в том, что он подарил перстень женщине. Бассиано объясняет в ответ, что подарил его судье, и слышит, что, если Порция встретится с судьей, то возьмет того к себе в кровать. Нерисса намерена так же поступить с писцом.

Затем она передает перстень Антонио, который возвращает его Бассанио. Порция «признается», что спала с судьей за этот перстень. Нерисса говорит Грациано, что тоже спала за перстень с писцом. Тут же Порция объясняет, отдавая письмо из Падуи от Белларио, что судью и писца изображали они с Мериссой. Их разговор в конце четвертого акта показывает, что все это была игра, вызванная поступками мужчин, которые нарушили свои клятвы.

Нерисса соответствует служанке из новеллы, хотя и не играет такой важной роли. По аналогии, если та служанка вышла замуж за Ансальдо, Нерисса должна выйти замуж за соответствующего ему Антонио. Однако Антонио говорил во время суда, что он женат, а решение о браке Нериссы и Грациано было принято уже давно. Да и ясно, что брак Антонио со служанкой не казался Шекспиру естественным.

Комический характер последнего акта, эпизоды с участием Ланцелота Гоббо несколько смягчают пьесу. Но все же она заметно отличается от других комедий, созданных в те же годы. Не случайно Валентина Комарова в своей последней книге открыла заметкой про «Венецианского купца» главу «Сатирические и "проблемные" драмы», поместив комедию в один ряд с «Троилом и Крессидой», «мрачной» «Мера за меру».

Сложность «Венецианского купца», ошибочное отношение к пьесе как к антисемитской, которое возникло в XX веке, привело к тому, что в Советском Союзе одна из самых популярных на Западе комедий Шекспира не ставилась; долго она не ставилась и после распада СССР. Лишь в последние годы в Москве был дважды поставлен «Венецианский купец».

Уильям Шекспир

«Венецианский купец»

Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить её беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио — Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда же это не удаётся («Мир — сцена, где у каждого есть роль, — говорит Антонио, — моя — грустна»), Грациано удаляется вместе с Лоренцо. Наедине со своим другом Бассанио признается, что, ведя беспечный образ жизни, остался совершенно без средств и вынужден опять просить у Антонио денег, чтобы отправиться в Бельмонт, поместье Порции, богатой наследницы, в красоту и добродетели которой он страстно влюблён и в успехе сватовства к которой уверен. Наличных денег у Антонио нет, но он предлагает другу найти кредит на его, Антонио, имя.

Тем временем в Бельмонте Порция жалуется своей служанке Нериссе («Чёрненькая»), что по завещанию отца не может ни выбрать, ни отвергнуть жениха сама. Ее мужем станет тот, кто угадает, выбирая из трёх ларцов — золотого, серебряного и свинцового, в каком находится её портрет. Нерисса начинает перечислять многочисленных женихов — Порция ядовито высмеивает каждого. Только о Бассанио, учёном и воине, когда-то навестившем её отца, она вспоминает с нежностью.

В Венеции Бассанио просит купца Шейлока ссудить ему три тысячи дукатов на три месяца под поручительство Антонио. Шейлок знает, что все состояние поручителя вверено морю. В разговоре с появившимся Антонио, которого он люто ненавидит за презрение к своему народу и к своему занятию — ростовщичеству, Шейлок напоминает о бесчисленных оскорблениях, которым Антонио подвергал его. Но поскольку сам Антонио даёт взаймы без процентов, Шейлок, желая снискать его дружбу, тоже даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог — фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части тела купца. Антонио в восторге от шутки и доброты ростовщика. Бассанио полон дурных предчувствий и просит не заключать сделки. Шейлок заверяет, что от подобного залога ему все равно не будет никакой пользы, а Антонио напоминает, что его суда придут задолго до срока платежа.

В дом Порции прибывает принц Марокканский, чтобы выбрать один из ларцов. Он даёт, как требуют условия испытания, клятву: в случае неудачи не свататься больше ни к одной из женщин.

В Венеции слуга Шейлока Ланчелот Гоббо, беспрерывно балагуря, убеждает сам себя сбежать от хозяина. Встретив своего слепого отца, он долго разыгрывает его, затем посвящает в своё намерение наняться в слуги к Бассанио, известному своей щедростью. Бассанио соглашается принять Ланчелота на службу. Соглашается он и на просьбу Грациано взять его с собою в Бельмонт. В доме Шейлока Ланчелот прощается с дочерью бывшего хозяина — Джессикой. Они обмениваются шутками. Джессика стыдится своего отца. Ланчелот берётся тайно передать возлюбленному Джессики Лоренцо письмо с планом побега из дома. Переодевшись пажом и прихватив с собой деньги и драгоценности отца, Джессика убегает с Лоренцо при помощи его друзей — Грациано и Саларино. Бассанио и Грациано спешат отплыть с попутным ветром в Бельмонт.

В Бельмонте принц Марокканский выбирает золотую шкатулку — драгоценный перл, по его мнению, не может быть заключён в иной оправе — с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Но в ней не портрет возлюбленной, а череп и назидательные стихи. Принц вынужден удалиться.

В Венеции Саларино и Саланио потешаются над яростью Шейлока, узнавшего, что дочь обокрала его и сбежала с христианином. «О дочь моя! Мои дукаты! Дочь / Сбежала с христианином! Пропали / Дукаты христианские! Где суд?» — стенает Шейлок. Одновременно они обсуждают вслух, что один из кораблей Антонио затонул в Ла-Манше.

В Бельмонт является новый претендент — принц Арагонский. Он выбирает серебряный ларец с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В нем изображение дурацкой рожи и насмешливые стихи. Принц уходит. Слуга сообщает о прибытии молодого венецианца и присланных им богатых подарках. Нерисса надеется, что это Бассанио.

Саларино и Саланио обсуждают новые убытки Антонио, благородством и добротой которого оба восхищаются. Когда появляется Шейлок, они сначала издеваются над его потерями, затем выражают уверенность, что, если Антонио и просрочит вексель, ростовщик не потребует его мяса: на что оно годится? В ответ Шейлок произносит: «Он меня опозорил, <…> препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? <…> Если нас уколоть — разве у нас не идёт кровь? <…> Если нас отравить — разве мы не умираем? А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить? <…> Вы нас учите гнусности, — я её исполню…»

Саларино и Саларио уходят. Появляется еврей Тубал, которого Шейлок посылал на поиски дочери. Но найти её Тубал не смог. Он только пересказывает слухи о мотовстве Джессики. Шейлок в ужасе от убытков. Узнав, что дочь обменяла перстень, подаренный ему покойной женой, на обезьяну, Шейлок шлёт Джессике проклятье. Единственно, что его утешает, — слухи об убытках Антонио, на котором он твёрдо намерен выместить свой гнев и горе.

В Бельмонте Порция уговаривает Бассанио помедлить с выбором, она боится потерять его в случае ошибки. Бассанио же хочет немедленно испытать судьбу. Обмениваясь остроумными репликами, молодые люди признаются друг другу в любви. Вносят ларцы. Бассанио отвергает золото и серебро — внешний блеск обманчив. Он выбирает свинцовый ларец с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь» — в нем портрет Порции и стихотворное поздравление. Порция и Бассанио готовятся к свадьбе, так же как и полюбившие друг друга Нерисса и Грациано. Порция вручает жениху перстень и берет с него клятву хранить его как залог взаимной любви. Такой же подарок делает наречённому Нерисса. Появляются Лоренцо с Джессикой и посланец, который привёз письмо от Антонио. Купец сообщает, что все его корабли погибли, он разорён, вексель ростовщику просрочен, Шейлок требует выплаты чудовищной неустойки. Антонио просит друга не винить себя в его несчастьях, но приехать повидаться с ним перед смертью. Порция настаивает, чтобы жених немедленно отправился на помощь Другу, предложив Шейлоку за его жизнь любые деньги. Бассанио и Грациано отправляются в Венецию.

В Венеции Шейлок упивается мыслью о мести — ведь закон на его стороне. Антонио понимает, что закон не может быть нарушен, он готов к неизбежной смерти и мечтает только о том, чтобы повидать Бассанио.

В Бельмонте Порция поручает своё поместье Лоренцо, а сама вместе со служанкой удаляется якобы в монастырь для молитвы. На самом деле она собирается в Венецию. Слугу она отправляет в Падую к своему кузену доктору права Белларио, который должен снабдить её бумагами и мужским платьем. Ланчелот подсмеивается над Джессикой и принятием христианства. Лоренцо, Джессика и Ланчелот обмениваются шутливыми репликами, стремясь превзойти друг друга в остроумии.

Шейлок наслаждается своим триумфом в суде. Призывы дожа к милосердию, предложения Бассанио оплатить долг в двойном размере — ничто не смягчает его жестокости. В ответ на упрёки он ссылается на закон и в свою очередь упрекает христиан за то, что у них существует рабство. Дож просит ввести доктора Белларио, с которым хочет посоветоваться перед вынесением решения. Бассанио и Антонио пытаются подбодрить друг друга. Каждый готов пожертвовать собой. Шейлок точит нож. Входит писец. Это переодетая Нерисса. В переданном ею письме Белларио, ссылаясь на нездоровье, рекомендует дожу для ведения процесса своего юного, но необычайно учёного коллегу — доктора Бальтазара из Рима. Доктор — это конечно же переодетая Порция. Она сначала пытается умилостивить Шейлока, но, получив отказ, признает, что закон на стороне ростовщика. Шейлок превозносит мудрость юного судьи. Антонио прощается с другом. Бассанио в отчаянии. Он готов пожертвовать всем, даже горячо любимой супругой, лишь бы это спасло Антонио. Грациано готов к тому же. Шейлок осуждает непрочность христианских браков. Он готов приступить к своему омерзительному делу. В последний момент «судья» останавливает его, напоминая, что он должен взять только мясо купца, не пролив при этом ни капли крови, к тому же ровно фунт — ни больше ни меньше. При нарушении этих условий его ждёт по закону жестокая кара, Шейлок соглашается на выплату тройной суммы долга — судья отказывает: в векселе об этом ни слова, еврей уже отказался от денег перед судом. Шейлок соглашается на выплату одного лишь долга — опять отказ. Мало того, по венецианским законам за покушение на гражданина республики Шейлок должен отдать ему половину своего достояния, вторая идёт как штраф в казну, жизнь же преступника зависит от милости дожа. Шейлок отказывается просить милости. И все же ему сохраняют жизнь, а реквизицию заменяют штрафом. Великодушный Антонио отказывается от положенной ему половины с условием, что после смерти Шейлока она будет завещана Лоренцо. Однако Шейлок должен немедленно принять христианство и завещать все своё имущество дочери и зятю. Шейлок в отчаянии соглашается на все. В качестве награды мнимые судейские выманивают у своих одураченных мужей перстни.

Лунной ночью в Бельмонте Лоренцо и Джессика, готовясь к возвращению хозяев, приказывают музыкантам играть в саду.

Порция, Нерисса, их мужья, Грациано, Антонио сходятся в ночном саду. После обмена любезностями выясняется, что молодые мужья утратили дарёные перстни. Жены настаивают, что залоги их любви были отданы женщинам, мужья клянутся, что это не так, оправдываются изо всех сил — все напрасно. Продолжая розыгрыш, женщины обещают разделить постель с судьёй и его писцом, лишь бы вернуть свои подарки. Потом сообщают, что это уже произошло, и показывают перстни. Мужья в ужасе. Порция и Нерисса признаются в розыгрыше. Порция вручает Антонио попавшее ей в руки письмо, в котором сообщается, что все его суда целы. Нерисса передаёт Лоренцо и Джессике акт, которым Шейлок отказывает им все свои богатства. Все идут в дом, чтобы там узнать подробности приключений Порции и Нериссы.

Купца венецианского Антонио окутала печаль. Саланио и Саларино, друзья купца, начинают перечислять варианты, которые могли бы огорчить их друга, но ни один их вариант не подходит. Они уходят, но приходит друг Антонио – Бассанио. Он обращается с просьбой одолжить денег, что б тот мог отправится в Бельмонт к богатой наследнице, в которую он очень сильно влюблён и намерен на ней свататься. Наличный денег у купца при себе нет, и он предлагает другу взять от его Антонио денежный кредит – сумму, необходимую тому на дорогу и сватовство.

В Бельмонте служанка Порции Нериссе выслушивает жалобы хозяйки на счёт женихов. Отец завещал, что Порция не вправе отвергать или выбирать жениха. Если человек приходит свататься и угадывает, в каком из трёх ларцов спрятана её фотография, то по завещанию её отца он станет её мужем. К сердцу девушки приглянулся только один Бассанио, которого она видела вместе со своим отцом, когда Бассанио приехал его навестить. Прибивает принц Марокканский что б испытать счастья с ларцами. Его уведомляют, что по условию, если он не найдет портрет, он теряет право свататься к женщинам. Все взвесив, он, опираясь на своё мнение о ценностях, выбирает золотую шкатулку. Но портрета Порции он не находит в ней, когда отрыл, и вынужден ухать, разочаровавшись, дамой.

Тем временем в Венеци Ланчелот Гоббо, прислуживая ростовщику Шейлоку, надумывает уйти от хозяина и служить, насколько верны слухи, доброму Бассанио. Тот берёт Ланчелота к себе на службу, и соглашается взять его с собой в Бельмонт. Сама же дочь Шейлока Джессика, которой не нравится промысел отца, сбегает из дому вместе с любимым Лоренцо, прихватив с собой немного денег и отцовских драгоценностей.

К Порции в Бельмонт приезжает очередной жених – принц Арагонский, но и он терпит неудачу. Тут слуга сообщает хозяйке, что в порт прибыл корабль с Венеции, на борту которого Бассанио, желающий свататься к принцессе. Порция сильно опасается, что суженый не сможет выбрать правильный ларец, пытается отговорить его или хотя бы подождать. Между ними разгорается очень серьёзный и сердечный разговор, в конце которого они признаются друг другу в любви. Не в силах больше терпеть, Басанио просит внести ларцы. Они сделаны из трёх видов: золотой, серебренный и свинцовый. Думая, что в чувствах нужно откинуть внешний блеск, Бассанио открывает свинцовый и достаёт с него портрет Порции. Девушка безмерно счастлива, что любимый справился с заданием и молодые объявляют о помолвке. К Бассанио являются Джессика и Лоренцо, которые привезли от Антонио послание, что все его корабли затонули, ни один не добрался до берега, он стал нищим, просрочил выплату долга Шейлоку, за что тот требует огромную неустойку. Порция настаивает, что если б не Антонио, то она бы не встретилась с любимым, и настаивает, что б Бассанио вернулся к другу и погасил все его задолженности перед Шейлоком. Всё хорошо заканчивается и Антонио стаёт свободным. Он едут в Бельмонте, где их приезда уже ждут. Порция предоставляет Антонио письмо, где сказано, что все его торговые судна целые, а Джесике акт, в котором все своё состояние её отец передаёт ей.

Венецианский купец

(The Merchant of Venice) - Комедия (1596 ?, опубл. 1600)

Английская литература

И. А. Быстрова

Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить ее беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио - Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда же это не удается («Мир - сцена, где у каждого есть роль, - говорит Антонио, - моя - грустна»), Грациано удаляется вместе с Лоренцо. Наедине со своим другом Бассанио признается, что, ведя беспечный образ жизни, остался совершенно без средств и вынужден опять просить у Антонио денег, чтобы отправиться в Бельмонт, поместье Порции, богатой наследницы, в красоту и добродетели которой он страстно влюблен и в успехе сватовства к которой уверен. Наличных денег у Антонио нет, но он предлагает другу найти кредит на его, Антонио, имя.

Тем временем в Бельмонте Порция жалуется своей служанке Нериссе («Черненькая»), что по завещанию отца не может ни выбрать, ни отвергнуть жениха сама. Ее мужем станет тот, кто угадает, выбирая из трех ларцов - золотого, серебряного и свинцового, в каком находится ее портрет. Нерисса начинает перечислять многочисленных женихов - Порция ядовито высмеивает каждого. Только о Бассанио, ученом и воине, когда-то навестившем ее отца, она вспоминает с нежностью.

В Венеции Бассанио просит купца Шейлока ссудить ему три тысячи дукатов на три месяца под поручительство Антонио. Шейлок знает, что все состояние поручителя вверено морю. В разговоре с появившимся Антонио, которого он люто ненавидит за презрение к своему народу и к своему занятию - ростовщичеству, Шейлок напоминает о бесчисленных оскорблениях, которым Антонио подвергал его. Но поскольку сам Антонио дает взаймы без процентов, Шейлок, желая снискать его дружбу, тоже даст ему ссуду без процентов, лишь под шуточный залог - фунт мяса Антонио, который Шейлок в качестве неустойки может вырезать из любой части тела купца. Антонио в восторге от шутки и доброты ростовщика. Бассанио полон дурных предчувствий и просит не заключать сделки. Шейлок заверяет, что от подобного залога ему все равно не будет никакой пользы, а Антонио напоминает, что его суда придут задолго до срока платежа.

В дом Порции прибывает принц Марокканский, чтобы выбрать один из ларцов. Он дает, как требуют условия испытания, клятву: в случае неудачи не свататься больше ни к одной из женщин.

В Венеции слуга Шейлока Ланчелот Гоббо, беспрерывно балагуря, убеждает сам себя сбежать от хозяина. Встретив своего слепого отца, он долго разыгрывает его, затем посвящает в свое намерение наняться в слуги к Бассанио, известному своей щедростью. Бассанио соглашается принять Ланчелота на службу. Соглашается он и на просьбу Грациано взять его с собою в Бельмонт. В доме Шейлока Ланчелот прощается с дочерью бывшего хозяина - Джессикой. Они обмениваются шутками. Джессика стыдится своего отца. Ланчелот берется тайно передать возлюбленному Джессики Аоренцо письмо с планом побега из дома. Переодевшись пажом и прихватив с собой деньги и драгоценности отца, Джессика убегает с Лоренцо при помощи его друзей - Грациано и Саларино. Бассанио и Грациано спешат отплыть с попутным ветром в Бельмонт.

В Бельмонте принц Марокканский выбирает золотую шкатулку - драгоценный перл, по его мнению, не может быть заключен в иной оправе - с надписью: «Со мной получишь то, что многие желают». Но в ней не портрет возлюбленной, а череп и назидательные стихи. Принц вынужден удалиться.

В Венеции Саларино и Саланио потешаются над яростью Шейлока, узнавшего, что дочь обокрала его и сбежала с христианином. «О дочь моя! Мои дукаты! Дочь / Сбежала с христианином! Пропали / Дукаты христианские! Где суд?» - стенает Шейлок. Одновременно они обсуждают вслух, что один из кораблей Антонио затонул в Ла-Манше.

В Бельмонт является новый претендент - принц Арагонский. Он выбирает серебряный ларец с надписью: «Со мной получишь то, чего ты заслужил». В нем изображение дурацкой рожи и насмешливые стихи. Принц уходит. Слуга сообщает о прибытии молодого венецианца и присланных им богатых подарках. Нерисса надеется, что это Бассанио.

Саларино и Саланио обсуждают новые убытки Антонио, благородством и добротой которого оба восхищаются. Когда появляется Шейлок, они сначала издеваются над его потерями, затем выражают уверенность, что, если Антонио и просрочит вексель, ростовщик не потребует его мяса: на что оно годится? В ответ Шейлок произносит: «Он меня опозорил, <...> препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? <...> Если нас уколоть - разве у нас не идет кровь? <...> Если нас отравить - разве мы не умираем? А если нас оскорбляют - разве мы не должны мстить? <...> Вы нас учите гнусности, - я ее исполню...»

Саларино и Саларио уходят. Появляется еврей Тубал, которого Шейлок посылал на поиски дочери. Но найти ее Тубал не смог. Он только пересказывает слухи о мотовстве Джессики. Шейлок в ужасе от убытков. Узнав, что дочь обменяла перстень, подаренный ему покойной женой, на обезьяну, Шейлок шлет Джессике проклятье. Единственно, что его утешает, - слухи об убытках Антонио, на котором он твердо намерен выместить свой гнев и горе.

В Бельмонте Порция уговаривает Бассанио помедлить с выбором, она боится потерять его в случае ошибки. Бассанио же хочет немедленно испытать судьбу. Обмениваясь остроумными репликами, молодые люди признаются друг другу в любви. Вносят ларцы. Бассанио отвергает золото и серебро - внешний блеск обманчив. Он выбирает свинцовый ларец с надписью: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь» - в нем портрет Порции и стихотворное поздравление. Порция и Бассанио готовятся к свадьбе, так же как и полюбившие друг друга Нерисса и Грациано. Порция вручает жениху перстень и берет с него клятву хранить его как залог взаимной любви. Такой же подарок делает нареченному Нерисса. Появляются Лоренцо с Джессикой и посланец, который привез письмо от Антонио. Купец сообщает, что все его корабли погибли, он разорен, вексель ростовщику просрочен, Шейлок требует выплаты чудовищной неустойки. Антонио просит друга не винить себя в его несчастьях, но приехать повидаться с ним перед смертью. Порция настаивает, чтобы жених немедленно отправился на помощь Другу, предложив Шейлоку за его жизнь любые деньги. Бассанио и Грациано отправляются в Венецию.

В Венеции Шейлок упивается мыслью о мести - ведь закон на его стороне. Антонио понимает, что закон не может быть нарушен, он готов к неизбежной смерти и мечтает только о том, чтобы повидать Бассанио.

В Бельмонте Порция поручает свое поместье Лоренцо, а сама вместе со служанкой удаляется якобы в монастырь для молитвы. На самом деле она собирается в Венецию. Слугу она отправляет в Падую к своему кузену доктору права Белларио, который должен снабдить ее бумагами и мужским платьем. Ланчелот подсмеивается над Джессикой и принятием христианства. Лоренцо, Джессика и Ланчелот обмениваются шутливыми репликами, стремясь превзойти друг друга в остроумии.

Шейлок наслаждается своим триумфом в суде. Призывы дожа к милосердию, предложения Бассанио оплатить долг в двойном размере - ничто не смягчает его жестокости. В ответ на упреки он ссылается на закон и в свою очередь упрекает христиан за то, что у них существует рабство. Дож просит ввести доктора Белларио, с которым хочет посоветоваться перед вынесением решения. Бассанио и Антонио пытаются подбодрить друг друга. Каждый готов пожертвовать собой. Шейлок точит нож. Входит писец. Это переодетая Нерисса. В переданном ею письме Белларио, ссылаясь на нездоровье, рекомендует дожу для ведения процесса своего юного, но необычайно ученого коллегу - доктора Бальтазара из Рима. Доктор - это конечно же переодетая Порция. Она сначала пытается умилостивить Шейлока, но, получив отказ, признает, что закон на стороне ростовщика. Шейлок превозносит мудрость юного судьи. Антонио прощается с другом. Бассанио в отчаянии. Он готов пожертвовать всем, даже горячо любимой супругой, лишь бы это спасло Антонио. Грациано готов к тому же. Шейлок осуждает непрочность христианских браков. Он готов приступить к своему омерзительному делу. В последний момент «судья» останавливает его, напоминая, что он должен взять только мясо купца, не пролив при этом ни капли крови, к тому же ровно фунт - ни больше ни меньше. При нарушении этих условий его ждет по закону жестокая кара, Шейлок соглашается на выплату тройной суммы долга - судья отказывает: в векселе об этом ни слова, еврей уже отказался от денег перед судом. Шейлок соглашается на выплату одного лишь долга - опять отказ. Мало того, по венецианским законам за покушение на гражданина республики Шейлок должен отдать ему половину своего достояния, вторая идет как штраф в казну, жизнь же преступника зависит от милости дожа. Шейлок отказывается просить милости. И все же ему сохраняют жизнь, а реквизицию заменяют штрафом. Великодушный Антонио отказывается от положенной ему половины с условием, что после смерти Шейлока она будет завещана Лоренцо. Однако Шейлок должен немедленно принять христианство и завещать все свое имущество дочери и зятю. Шейлок в отчаянии соглашается на все. В качестве награды мнимые судейские выманивают у своих одураченных мужей перстни.

Лунной ночью в Бельмонте Лоренцо и Джессика, готовясь к возвращению хозяев, приказывают музыкантам играть в саду.

Порция, Нерисса, их мужья, Грациано, Антонио сходятся в ночном саду. После обмена любезностями выясняется, что молодые мужья утратили дареные перстни. Жены настаивают, что залоги их любви были отданы женщинам, мужья клянутся, что это не так, оправдываются изо всех сил - все напрасно. Продолжая розыгрыш, женщины обещают разделить постель с судьей и его писцом, лишь бы вернуть свои подарки. Потом сообщают, что это уже произошло, и показывают перстни. Мужья в ужасе. Порция и Нерисса признаются в розыгрыше. Порция вручает Антонио попавшее ей в руки письмо, в котором сообщается, что все его суда целы. Нерисса передает Лоренцо и Джессике акт, которым Шейлок отказывает им все свои богатства. Все идут в дом, чтобы там узнать подробности приключений Порции и Нериссы.

Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997


Который "дух времени усвоил" ("Уиндзорские насмешницы", I, 3) и, распустив свою феодальную свиту, затеял прибыльную аферу. Раздел 1. Вопрос периодизации творчества зрелого периода Шекспира Было время, когда пьесы Шекспира группировали по сюжетам: и получалась группа комедий, группа трагедий, хроники из английской истории, римские трагедии. Эта группировка вполне искусственна: соединяя в...

Есть человек. Писал же сам А. Блок: «Догматизм, как утверждение некоторых истин, всегда потребен в виде основания (ибо надо же исходить из какого-нибудь основания)». Отмеченная В. Шекспиром в «Кориолане» (II, 3) «разномастность умов, разлетающихся по разным направлениям», и определяется разномастностью представлений людей о том, что есть человек. Как справедливо заметил Лаэрт: «Враг есть и там, ...

Менее 400 случаев принципиально иных возможностей перевода. 6.2 Сонеты Шекспира и их связь с трагедиями Анализ переводов трагедий Шекспира невозможно без прочтения его сонетов. Вот почему нам кажется, что именно на примере переводов сонетов мы в достаточной степени сможем увидеть русскую традицию в переводах с языка Великого Барда. Как говорит адыгская пословица, все село не бывает глупым. ...

Так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены… Расцвет творчества В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней - «Венецианский купец» - первая комедия, которую...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!