Виды эмоций человека. Техника применения метода допуска страданий

    Понятие об эмоциях и чувствах.

    Виды чувств.

    Эмоциональные реакции и состояния.

    Высшие чувства.

    Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» - очень близкие и чаще всего неотде­лимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции - это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство - это черта личности, относительно устойчивое отно­шение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радо­сти за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций жела­тельности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , кото­рый полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций

Э = (-П)/(H-C)

где Э - эмоции,

П - потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «–»),

Н - информация, необходимая для удовлетворения по­требности,

С - информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

    если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

    если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;

    если С = 0, то Э - максимальна, так как при наличии по­требности нет никакой информации о том, как ее удовлетво­рить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не собы­тие, а его ожидание»;

    если С больше Н, то возникают положительные эмоции. П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую

ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не от­меченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладате­лем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелей­ших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой форму­лы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмо­ций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и от­рицательные (вызывают неприятные переживания). Следует отметить, что личные и общественные оценки зна­ка эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно - это отрицатель­ная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положи­тельная;

    птенические (вызывают активность человека) и астениче­ские (сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние);

    В. Вундт предложил классификацию по трем направле­ниям:

а) удовольствие - неудовольствие;

б)напряжение - разрядка;

в) возбуждение - торможение.

4)Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундамен­ тальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональ­ных проявлений трудно дать единую классификацию эмо­ций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональ­ная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 - улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица - глаза или рот - определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фото­графии лица одного и того же человека, где изображались различ­ные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различ­ных эмоций.

Задача испытуемых - определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительно­го периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэто­му иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее эмо­циональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить нес­колько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление вы­разительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его дей­ствия безрассудны. По окончании аффективной вспышки насту­пают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс - это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напря­жения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на чело­века стресс может и мобилизовать ресурсы организма для дости­жения высоких результатов, например, в спортивных со­стязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматиче­ских заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

    реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

    стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

    истощение.

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в си­туации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность че­ловека выносить длительные эмоциональные напряжения, пло­хая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутрен­них проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психо­логия не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям, обществу, в основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широ­ком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными про­цессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятель­ности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомне­ние, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:

«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испы­тать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлин- ский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуаль­ном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутрен­ний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического нас­лаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенно­стью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональ­ным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция - крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 ме­сяца - «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчи­вы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удив­ление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно форми­руются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная лите­ратура - всем хорошо известные способы развития эмоциональ­ной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональ­ное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позво­лит им в дальнейшем лучше понимать других людей.Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль ска­зок. Чтение сказок - это никак не просто интересное времяпре­провождения, а один из способов развития внутреннего мира са­мого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно исполь­зовать самые разнообразные способы и приемы.

ЛЕКЦИЯ 4. Психология возрастных различий

Как уже наверняка стало понятно из наших первых уроков по представленной теме, актёрское мастерство является очень интересной и увлекательной творческой деятельностью. Но в то же время и очень сложной деятельностью, т.к. требует от любого человека, который в неё вовлечён, максимального раскрытия своего творческого потенциала, что, в свою очередь, подразумевает активизацию и мобилизацию всех психических ресурсов, и в особенности - умения выражать и передавать переживаемые эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что ремеслом актёра, в огромной степени, является умение управлять своими эмоциями.

Согласно Станиславскому, ремеслом является применение актёром уже готовых актёрских штампов, воспринимая которые зритель может однозначно определить, какие эмоции испытывает персонаж в данный момент времени. Причём, акцент должен ставиться именно на внешние проявления внутренних переживаний. Об умении актёра воспроизводить эмоции и пойдёт в речь в представленном вашему вниманию уроке.

Изучив данный урок, вы узнаете о том, что такое эмоции и чем они характеризуются, какие существуют базовые эмоции и как он проявляются внешне. Но главное - вы познакомитесь с различными способами и методами управления эмоциям, которыми так богато актёрское ремесло. В уроке будут подробно описаны основные эмоции и чувства, представлены упражнения и рекомендации, способствующие тренировке их воссоздания и проявления (мимике, жестам, позам и т.п.), а также будут рассмотрены несколько эффективных техник управления эмоциями, применяя которые вы научитесь быстро воспроизводить любые эмоциональные состояния в любой момент. Эмоции актёров - это эмоции людей, а этот урок сделает вас настоящим мастером управления эмоциями, что позволит вам использовать этот уникальный навык не только на сцене, но и в своей повседневной жизни.

Эмоциональный процесс

Эмоциональный процесс является психофизическим процессом, который мотивирует и регулирует деятельность человека (мышление, восприятие, поведение) и отражает субъективное значение различных ситуаций и объектов для человека, выражаясь в его сознании в виде переживаний. Несмотря на это определение, в научных кругах бытует огромное количество разных взглядов на саму природу эмоциональных процессов, и какого-то одного конкретного определения этому феномену нет, и понимать эмоциональные процессы всегда следует из того, в каком контексте они рассматриваются.

Классификация эмоциональных процессов разными учёными также происходит по-разному. Есть даже теории, которые берут за основу существование вообще только одной эмоции, которая просто зависит от определённых факторов и вызывает различные переживания. Большинством же исследователей среди эмоциональных процессов выделяются несколько основных - это аффекты, эмоции, чувства и настроения. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.

  • Аффекты - являются кратковременными интенсивными эмоциональными процессами, которые сопровождаются изменениями на физиологическом уровне. Например, внезапный испуг.
  • Эмоции - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем первые, и отражают субъективное значение ситуаций (но не конкретных объектов) для человека. Например, ощущение тревоги.
  • Чувства - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем аффекты, и отражают субъективное значение для человека конкретных объектов. Например, любовь.
  • Настроения - являются продолжительными эмоциональными процессами низкой интенсивности. Например, скука.

Причинами для возникновения различных эмоциональных процессов, как несложно заметить, может послужить что угодно: события, ситуации, явления, предметы, люди, животные, мысли и т.п. Если же говорить относительно актёрского мастерства, то можно сказать, что эмоциональные процессы служат основой всех возникающих у актёра эмоций, и только умение управлять этими процессами делает возможным по-настоящему правдоподобное переживание, интерпретацию и репрезентацию мастером перевоплощений любых образов и ролей.

Учитывая то, что наш урок посвящён именно управлению эмоциями, нам следует немного побеседовать о том, что такое эмоции и перечислить базовые эмоции человека.

Эмоции и базовые эмоции

Эмоция является эмоциональным процессом, характеризующимся средней продолжительностью и отражающим субъективную оценку существующих или возможных ситуаций человеком. Как и большинство других психических явлений, они мало изучены и разными специалистами понимаются по-разному. Отсюда следует, что данное определение не является всеобъемлющим и общепринятым.

Эмоции характеризуются рядом признаков:

  • Валентность - положительная или отрицательная окраска. Кстати, научно подтверждено, что отрицательные эмоции превалируют у человека над положительными, и их количество в несколько раз больше.
  • Интенсивность - сила, с которой эмоции переживаются.
  • Стеничность - эмоции могут быть побуждающими к активности (стеничными), например, радость, или расслабляющими, парализующими (астеничными), например, тоска.
  • Содержание - эмоции могут отражать различные аспекты значений ситуаций, которые их вызывают.
  • Физиология - фактор, отражающий воздействие эмоций на человека на физиологическом уровне и вызывающий определённую реакцию организма.
  • Мимическая обратная связь - эмоции могут вызывать непроизвольные проявления на уровне мимики. Однако и мимика может вызвать определённые эмоции, т.е. связь является двухсторонней.

Здесь же следует заметить, что учёными выявлена сильнейшая связь между эмоциями и стрессом, что означает, что наиболее сильные эмоции, независимо от валентности, оказывают на организм человека утомляющее воздействие и приводят к состоянию стресса, что, при продолжительном воздействии, может даже вызывать проблемы на психическом, физиологическом и других уровнях.

Что такое базовые эмоции?

Базовые эмоции - это основной набор эмоций, присутствующих у каждого человека. На сегодняшний день не существует какой-либо общепринятой классификации эмоций, и одни учёные склоняются к тому, что базовые эмоции существуют, другие же отрицают факт их существования. Но большинство специалистов всё же склоняются к тому, что они есть, а для того чтобы определить, является ли эмоция базовой, имеется несколько определяющих параметров:

  • Базовые эмоции имеют фундамент на нервном уровне
  • Базовые эмоции проявляются на уровне мимики
  • Базовые эмоции осознаются человеком и отчётливо переживаются им
  • Базовые эмоции являются результатом эволюционно-биологических процессов
  • Базовые эмоции оказывают на человека организующее и мотивирующее воздействие

Существуют и другие характеристики, которые следует учитывать при определении базовых эмоций, но они являются второстепенными.

Определить базовые эмоции пытались и пытаются многие исследователи, но какого-то одного их списка пока не создано. Но, несмотря на это, есть несколько основных классификаций, наиболее популярной из которых можно назвать классификацию Кэррола Изарда. Именно её мы и рассмотрим.

Классификация базовых эмоций по Изарду

Согласно Кэрролу Изарду, имеется одиннадцать базовых эмоций, а любые другие являются их комбинацией и модификацией, и возникают на их основе. Ниже приведён список базовых эмоций. Базовые эмоции по Изарду:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Отвращение
  5. Презрение
  6. Горе-страдание
  7. Интерес-волнение
  8. Смущение

Радость

Радость - относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией.

Улыбка, желание заниматься активной деятельностью, ярко выраженная жестикуляция, учащённое сердцебиение, стремление к общению, хорошее настроение.

Как вызвать радость: для того чтобы взывать у себя радость, можно подумать о чём-нибудь приятном (о каком-то радостном событии), воспроизвести в памяти приятные воспоминания, пообщаться с человеком, у которого хорошее настроение, купить что-то, о чём давно мечтали, в общем, сделать что-то, что вызывало, вызывает или может вызвать у вас приятные эмоции.

Удивление

Удивление является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. Говоря более научным языком, удивлением можно назвать адекватную реакцию на отклонение от нормы. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в страх, интерес или радость.

Физиологические и внешние проявления: поднятые брови, округлённые глаза, разомкнутые губы, в другом случае - сведённые брови, наклонённая вперёд голова, при сильном удивлении - пересекающие лоб морщины.

Как вызвать удивление: основным способом вызвать у себя удивление является воспроизведение физиологических проявлений. Чтобы упростить себе задачу, можно мысленно представить что-то, что могло бы вас удивить: какой-то предмет, человека, ситуацию. Проще говоря, чтобы удивиться, нужно сделать вид, что вы удивлены.

Печаль

Печаль - это эмоция, занимающая промежуточное положение между тоской, грустью и унынием, и способная склоняться то к одному, то к другому, то к третьему. Возникает в случае возникновения каких-либо огорчающих человека обстоятельств.

Физиологические и внешние проявления: сведённые брови и приподнятая их внутренняя часть, натянутые уголки верхних век, опущенные уголки губ, вертикальные морщины между бровей, горизонтальные морщины в центре лба, иногда - слёзы, пассивное поведение, желание остаться наедине с собой.

Как вызвать печаль: взывать у себя печаль можно довольно просто: для этого нужно подумать о каком-либо печальном, грустном, трагическом событии в своей жизни, попытаться почувствовать то, что вы чувствовали тогда, когда это событие произошло, и постараться задержаться в этом состоянии, прочувствовать его как можно глубже, чтобы эмоция печали проявила свои внешние признаки.

Гнев

Гнев - это эмоция с яркой отрицательной валентностью. Чаще всего гнев вызывается несправедливостью по отношению к человеку и желание эту несправедливость немедленно устранить.

Физиологические и внешние проявления: сведённые и опущенные брови, если гнев доходит до предела, то внешняя сторона бровей взмывает вверх, суженые или, наоборот, выпученные глаза, напряжённые веки, напряжённые и сомкнутые губы, в других случаях возможен оскал, напряжённые мышцы шеи и подбородка, огромная мотивация к активным действиям, иногда неадекватным, желание воздействовать на объект гнева физически.

Как вызвать гнев: вызвать у себя эмоцию гнева можно очень просто: нужно подумать о чём-либо, вызывающем у вас откровенное чувство протеста и несправедливости, вспомнить конфликтную ситуацию или человека (если такой есть, конечно), действия которого вызывают у вас негативные эмоции. В случае с гневом очень хорошо помогает воспроизведение физиологических проявлений.

Отвращение

Отвращение представляет собой сильную форму неприятия, отрицательно окрашенное чувство. Возникает в случаях, когда человек сталкивается с чем-то, что ему очень неприятно с моральной, физической, эстетической точки зрения.

Физиологические и внешние проявления: сильно приподнятая верхняя губа, поднятая или опущенная, но выпученная нижняя губа, приподнятые щёки, суженые глаза и немного опущенные брови, морщины у переносицы, желание отвернуться, отмахнуться, отойти подальше.

Как вызвать отвращение: вызвать у себя отвращения очень легко, если постараться во всех деталях представить в своём воображении что-нибудь очень неприятное: какие-либо объекты, ситуации, проявления и поведение людей, запахи, привкусы, картинки и т.д. Легко выразить эмоцию отвращения, просто воспроизведя внешние её проявления. Скорее всего, необходимые внутренние переживания возникнут у вас сами собой.

Презрение

Презрение является отрицательно окрашенным чувством, которое возникает по отношению к какому-либо объекту, проявляющему поведение или качества, которые сам испытывающий отвращение человек не позволяет демонстрировать себе и которые кажутся ему крайне неприемлемыми. Нередко отвращение связано с чувством превосходства одного человека над другим и может перейти в гнев и даже в ненависть.

Физиологические и внешние проявления: признаки схожи с признаками отвращения, но в них чаще всего отсутствует симметрия, напряжённые уголки губ, сомкнутые губы, выдвинутый вперёд и/или приподнятый подбородок, желание выразить своё отрицательное отношение, указать на неправоту.

Как вызвать презрение: вызвать презрение немного сложнее, чем вышеназванные эмоции, но, конечно, можно. Для этого лучше всего так же, как и ранее, воссоздать в воображении образ какого-либо человека, поведение или качества которого вызывают у вас отрицательные эмоции, и проявить которые вы сами себе не позволяете. Для этого прекрасно подходят образы людей, совершающих низкие, лживые поступки.

Горе-страдание

Горе представляет собой отрицательно окрашенную эмоцию, связанную с ощущением потери. Нередко синонимами горя являются скорбь и печаль. Страдание же, в свою очередь, является совокупностью очень неприятных и мучительных физических или эмоциональных ощущений.

Приподнятая внутренняя сторона бровей, сведённые брови, опущенные уголки губ, морщины на лбу, в других случаях - сомкнутые челюсти, оскал, откинутая или опущенная голова, сжатые кулаки, напряжённое тело, слёзы.

Как вызвать горе-страдание: т.к. данная эмоция является очень сильной, вызвать её довольно просто: во-первых, можно воспроизвести внешние проявления, во-вторых, представить себе какую-либо физическую боль, в-третьих, можно воссоздать в воображении очень трагическую ситуацию из своей жизни (жизни другого человека) и погрузиться в испытываемые в связи с этим переживания.

Стыд

Стыд - это эмоция с отрицательной окраской, связанная с каким-то неприемлемым скрытым или явным поступком или качеством самого человека, который испытывает стыд, или с другим человеком, за которого ему становится стыдно.

Физиологические и внешние признаки: оцепенение, желание остаться одному, скованные движения, пассивность или желание убежать, чувство вины, напряжённое дыхание, опущенные глаза, морщины на лбу, сжатые губы, покраснение лица как следствие обильного притока к нему крови.

Как вызвать стыд: чтобы вызвать у себя эмоцию стыда, достаточно представить, что вы совершили что-то очень плохое или непристойное и все, кто находится рядом, об этом узнали. Очень хорошо почувствовать стыд позволяет представление себя голым на обозрении большого количества людей, которые над вами смеются. Также легко воспроизвести данную эмоцию, если отразить её физиологические признаки.

Интерес-волнение

Интерес представляет собой эмоцию с положительной окраской. Интерес связан, преимущественно, с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему. Волнением в данном контексте можно назвать совокупность внутренних переживаний, связанных с чем-либо.

Физиологические и внешние признаки: немного сморщенный лоб и чуть сдвинутые брови, нередко учащённое сердцебиение и дыхание, сомкнутые или, наоборот, чуть приоткрытые губы, желание обладать, стремление к физическому контакту, пристальный взгляд, повышенная концентрация на объекте интереса, в случае сильного волнения - повышенное потоотделение, дрожь в конечностях, заикание, сбивчивое дыхание.

Как вызвать интерес-волнение: взывать у себя эмоцию интереса довольно просто: можно представить, что вам очень хочется больше узнать о человеке, с которым вы находитесь рядом, или о каком-то предмете, ситуации, событии, явлении, воспроизвести физиологические признаки интереса, думать о том, что интересно, говорить об этом, собирать необходимую информацию и т.п. Если нужно вызвать волнение, то можно подумать о каком-то важном предстоящем событии, или же о том, которое уже произошло, но представить себе в том состоянии, в котором вы находились ещё до этого.

Вина

Вина - это эмоция с отрицательной окраской, возникающая вследствие совершения некоего поступка, который представляется человеку несущим негативные для него самого или для других последствия. Чаще всего появляется у человека в отношении чего-то, сделанного конкретно им, что отличает эмоцию вины от эмоции стыда.

Физиологические и внешние признаки: опущенные или бегающие в стороны глаза, опущенная голова, глубокое дыхание, желание остаться наедине с собой, появление румянца на лице, дрожащий голос, иногда - задранный подбородок и презрительный взгляд, но нежелание встречаться глазами с другими.

Как вызвать вину: человек может вызвать у себя ощущение вины, во-первых, если представит, что он совершил какой-либо поступок, который будет причиной страданий других людей или его самого. Во-вторых, если в точности воспроизведёт физиологические признаки эмоции вины. Также можно вспомнить что-то из прошлого, за что чувствовал себя виноватым: какие-то действия, сказанные слова, совершённые поступки. Эмоция вины тесно связаны с эмоцией стыда, поэтому, можно прибегнуть к способам, которые позволяют вызвать именно эту эмоцию.

Как несложно заметить, эмоции тесно взаимосвязаны друг с другом и, в подавляющем большинстве случаев, позволяют одному человеку понять, что чувствует в данный момент другой человек. Но если актёр будет на сцене проявлять только те эмоции, которые в действительности чувствует в данный момент времени, это может крайне отрицательно отразиться на качестве его игры. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций (связанных с выражением эмоций) во время репетиций, спектаклей, съёмок в кино, да и вообще в жизни, полезно обучиться некоторым техникам управления эмоциями. Но для начала об этих техниках нужно узнать. Именно этому мы и посвящаем заключительный раздел нашего урока.

15 техник управления эмоциями

1. Якорение

Техника « » берёт своё начало в нейролингвистическом программировании и поэтому является одной из самых результативных, когда речь заходит об управлении эмоциями. Она обладает потрясающей силой воздействия человеком, как на окружающих, так и на себя самого. По этой причине мы рассмотрим её несколько подробнее, чем все нижеследующие.

Смысл данной техники заключается в том, что в процессе простых, но регулярно выполняемых действий человек вызывает определённое эмоциональное состояние и закрепляет (производит якорение) его, посредством, так называемого, ритуального действия. Если говорить проще, то создаётся условный рефлекс, позволяющий через выполнение определённого действия входить в нужное состояние. С помощью якорения можно вызывать любые эмоции.

Первым делом, нужно создать подкрепление, т.е. вызвать нужное эмоциональное состояние, вспоминая какой-либо соответствующий ему прошлый опыт из жизни. Затем, в момент наивысшей интенсивности этого состояния, нужно выполнять определённое действие, придуманное заранее. Это может быть скрещивание пальцев, прикус губы, щипание кожи и т.д. Важно, чтобы об этом действии знали только вы. Проделав такую процедуру несколько раз, вы создаёте якорь, который в дальнейшем будет моментально вызывать нужную эмоцию. Процесс этот очень простой, но требует регулярного и систематического закрепления.

Итак, техника якорения такова:

  • Вызываете желаемое состояние, обратившись к своей памяти. Представляйте его во всех деталях, визуализируйте, чувствуйте его, проникайтесь этим ощущением полностью, стараясь достигнуть пиковой точки.
  • В момент достижения пиковой точки совершаете заранее придуманное действие. Старайтесь придумать такое, которое ни с чем и никогда не спутаете и наверняка не сделаете спонтанно. Повторите эту последовательность несколько раз, делая между каждым «подходом» небольшие паузы, пока находитесь «на пике».
  • После этого отвлекитесь, чтобы войти в обычное эмоциональное состояние. Сделайте паузу на некоторое время (полчаса/час) и дайте состоянию утихнуть. Затем повторите первые два пункта и снова отвлекитесь.
  • Повторяйте процедуру регулярно (10, 20, 30…100 раз), чтобы якорь стабильно закрепился. Итогом станет возможность взывать любую нужную вам эмоцию определённым действием.

2. Техника противоположного действия

Данный метод применяется для управления эмоциями высокой интенсивности. Он основан на замене переживаемых эмоций противоположными им по значению действиями. Причём, выполняемые действия не должны подавлять или тормозить переживаемое состояние, но должны просто выражать другое.

В качестве примера можно использовать состояние повышенного эмоционального возбуждения, когда человек, по какой бы то ни было причине, испытывает эмоциональный всплеск, который выражается в чрезмерной психической активности. Чтобы этот всплеск подавить, пользуясь техникой противоположного действия, нужно поудобнее расположиться на кресле или диване, расслабиться, замедлить дыхание, подумать о чём-нибудь спокойном и приятном. Некоторое время спустя, вы заметите, что ваше состояние сменилось с эмоциональной возбуждённости на спокойствие и умиротворение.

3. Техника мышечной разрядки

Эта техника помогает избавиться от напряжения и связанных с ним эмоций. Очень удобно применять её, когда ощущается прилив каких-либо отрицательно заряженных эмоций, например гнева, злости и т.п.

Применять её очень просто: как только вы почувствовали, что вами начинают овладевать негативные (или позитивные) эмоции, нужно резко и быстро напрячь все мышцы тела (или какую-то определённую группу мышц) и пробыть в таком состоянии до тех пор, пока не почувствуете, что сил находиться в напряжении больше нет. После этого мышцы начнут расслабляться самопроизвольно, а уходящее напряжение будет забирать с собой энергетический потенциал начавших развиваться эмоций.

4. Техника выявления и обозначения эмоциональной реакции

Предлагаемая техника представляет собой основной метод управления эмоциями, а именно: распознавание и выявления текущих эмоциональных состояний. Но этот метод по-своему сложен, т.к. требует о человека максимальной активизации способности к самонаблюдению и описанию своих психических проявлений.

Техника применения этого метода состоит из нескольких шагов:

  1. Определение и описание породившего эмоцию события
  2. Определение и описание придаваемого событию значения
  3. Определение и описание связанных с эмоцией ощущений
  4. Определение и описание движений, вызванных эмоцией
  5. Определение и описание того влияния, которое эмоция оказывает на вас

Пошаговое выполнение этих инструкций, во-первых, уже само по себе снимет большую часть эмоционального напряжения, а во-вторых, позволит вам адекватно и рационально оценить своё поведение и предпринять необходимые для устранения эмоции действия. Кстати, этот же метод можно использовать и для того, чтобы вызывать у себя какую-либо эмоцию. Но для этого нужно иметь чёткое представление о базовых эмоциях человека, чтобы было возможным воспроизвести нужные элементы.

5. Техника применения метода допуска страданий

Бытует мнение, что иногда человеку, чтобы справиться с отрицательной эмоцией, нужно позволить проявиться тем действиям, которые она вызывает. Данный метод основывается на том, что те переживания, которые сопутствуют негативной эмоции, можно и нужно просто перетерпеть.

Например, вы чувствуете гнев или злость и хотите покричать, что-то разбить, ударить кого-то. Делать этого ни в коем случае не нужно. Необходимо просто принять эту эмоцию такой, какая она есть, позволить ей быть. Через время вы заметите, что эта эмоция начнёт угасать, а позже исчезнет совсем. А зная о том, какие психические страдания может причинить отрицательный эмоциональный заряд, вы можете намеренно воспроизвести ту или иную эмоцию в случае необходимости, например, когда требуется воспроизвести поведение разъярённого человека.

6. Техника выявления барьеров, мешающих изменить эмоции

Во многих случаях изменить эмоции человеку мешают определённые барьеры. Они могут быть связаны с привычным образом действий, потаканием своим слабостям, защитой своего эго, сохранением статуса в обществе и т.д. Техника выявления барьеров делает возможным эти барьеры выявить, произвести их оценку, прийти к пониманию того, что вами движет и сделать на основе всего этого соответствующие выводы, которые позволят повлиять на своё эмоциональное состояние путём волевых усилий.

Как только вы почувствовали, что где-то в глубине вашего существа начинает зарождаться отрицательная эмоция, и вы не можете её перебороть, постарайтесь переключить своё внимание на определение её истинных причин: почему она возникает у вас, что мешает вам её изменить, какие факторы на это влияют. Такой анализ позволит вам не только научиться выявлять барьеры, но и лучше узнать себя и особенности своей личности. Впоследствии это пригодится вам в практике актёрского мастерства, т.к. поможет, например, освободиться от сценических зажимов, каких-либо комплексов и т.п. препятствий, мешающих раскрыться вашему актёрскому таланту.

7. Техника простого выявления эмоций

Ещё одна техника, относящаяся к основным. Её целью является овладение навыком смотреть своим эмоциям в лицо, а не искать от них спасения. Когда человек осознаёт свои эмоциональные состояния, у него всегда есть выбор, как отреагировать на ту или иную ситуацию и что почувствовать.

Осваивать данную технику нужно с простого записывания событий, которые вызывают у вас различные переживания, проявления этих переживаний, особенности их воздействия на вас и ваше поведение. Проделывая это, вы научитесь выявлять присущие вам типичные реакции на определённые эмоции. Зная такую информацию о себе, вы сможете в любой подходящий момент не только нейтрализовать состояния, которые не хотели бы переживать, но и продуцировать те, которые вам необходимы в настоящий момент времени. Представьте только, какое влияния окажет на ваши актёрские данные умение воспроизводить или гасить эмоциональные состояния!

8. Техника снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»

В случаях воздействия на человека стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций повышается и его эмоциональная реактивность, т.е. человек начинает реагировать на всё очень быстро, порой, не отдавая себе отчёта в том, что делает. Основополагающим фактором здесь является умение сохранять эмоциональный баланс в любых жизненных ситуациях. Это и есть «эмоциональная разумность», которая предупреждает перенапряжения любого рода.

Чтобы стало возможным всегда и везде контролировать свой эмоциональный баланс, нужно не только стараться постоянно находиться в состоянии осознанности, но и учитывать такие факторы как правильное питание, здоровый сон, утренняя зарядка, воздержание от алкоголя и наркотиков и т.п. В совокупности, это окажет на вас потрясающее воздействие. Составьте сами для себя оптимальный «режим жизни». Если вы будете придерживаться особых правил, способствующих улучшению вашего образа жизни, это непременно отразится, как на вашем эмоциональном состоянии вообще, так и на умении его контролировать, что, в свою очередь, будет для вас преимуществом в актёрском амплуа и в жизни.

9. Техника увеличения количества событий, вызывающих положительные эмоции

Умение управлять эмоциями основывается, помимо всего прочего, на том, что отрицательные эмоции способствуют плохому самочувствию человека и наоборот. Конечно, можно изменить восприятие эмоций, но эмоции в любом случае останутся. Данная техника подразумевает овладение навыком контроля над тем, что вызывает негативные эмоции.

Главным и основным приёмом этой техники является увеличение положительных событий, которые происходят в жизни человека. Это можно осуществлять путём целенаправленного совершения каких-либо действий или организации мероприятий, доставляющих радостные переживания. Систематическая практика этого может даже привести к тому, что ваш образ жизни изменится в корне. Но первоначальным результатом станет то, что вы начнёте замечать больше хороших событий, которые происходят в вашей жизни. А это значит, что и ваш общий настрой на любую деятельность будет позитивным, а все начинания будут увенчиваться успехом, т.к. во всём вам будет сопутствовать энтузиазм и раскрытие творческого потенциала.

10. Техника безоценочного восприятия эмоций

Эта техника рассчитана на снижение интенсивности эмоций путём безоценочного их восприятия. Основополагающим принципом здесь является то, что, когда человек не выносит никаких суждений относительно своих эмоций, он, тем самым, не позволяет их психической энергии овладеть своим сознанием.

Применяется данная техника довольно просто: в момент возникновения сильной эмоции, не поддавайтесь её воздействию, не придавайте ей ни хорошей, ни плохой оценки, сконцентрируйтесь на дыхании, посмотрите на свои эмоции со стороны. Просто отмечайте все изменения, мысли, суждения об этих эмоциях, помните о том, что вы наблюдаете за собой. Можете даже постараться спрогнозировать возможные перемены, которые могли бы быть, если бы вы поддались переживаниям. Этот навык можно успешно применять и в реальной повседневной жизни, и в той, которую вы ведёте, находясь в образе, играя, например, в спектакле или в кино, т.к. позволяет входить в любые эмоциональные состояния путём воспроизведения их деталей.

11. Техника уменьшения психологической вовлечённости в текущее эмоциональное состояние

Представляемая техника базируется на утверждении о том, что ещё большее переживание возникшей отрицательной эмоции только усугубляет ситуацию, ведь начиная сопереживать сам себе, человек индуцирует появление связанных с базовой второстепенных эмоций, которые увеличивают потенциал первой, принося ещё большие страдания. Из этого следует, что любую негативную эмоцию нужно и можно тормозить, уменьшая свою психологическую вовлечённость в неё.

Так же, как и во многих предыдущих техниках, первой задачей здесь является умение вовремя заметить возникновение эмоции. Как только вы почувствовали, что эмоция появилась, не давайте себе выстроить привычную цепочку последующих реакций. Например, если вы почувствовали вину, то за ней непременно последует грусть, разочарование, самобичевание и т.д. Чтобы этого не произошло, «затормозите» свою эмоцию, не пускайтесь в дальнейшие размышления, не выносите суждений, не оценивайте. Просто примите состояние, как оно есть. Подумайте о чём-нибудь отвлечённом, приятном, приносящем противоположные - положительные эмоции и т.д. Если вы не будете вовлекаться в отрицательное состояние, его интенсивность со временем начнёт угасать и сойдёт на «нет». Этот навык будет вам полезен, как в жизни, так и на сцене.

12. Техника уменьшения физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями

Данная техника схожа с техникой снижения чувствительности, рассмотренной выше. Здесь наиболее важным является умение распознавать физические состояния, которые делают человека в той или иной мере предрасположенным к воздействию эмоциональных состояний.

Для того чтобы определить, как физические состояния влияют на ваши эмоции, нужно задать себе несколько важных вопросов:

  1. Каким образом то, как я питаюсь, влияет на моё самочувствие?
  2. Каковы кратковременные и долговременные последствия переедания и недоедания?
  3. Каковы кратковременные и долговременные последствия употребления мной алкоголя, медикаментов и т.п.?
  4. Каким образом на моё самочувствие влияет мой сон?

Ответы на эти вопросы должны показать вам действительно положение вещей, а именно: как вышеупомянутые факторы в общем и целом влияют на ваше эмоциональное состояние, и как эти состояния изменяются, в зависимости от перемены показателей этих факторов. На основе этого вы сможете определить наиболее подходящий вам образ жизни, включающий сон, диету, употребление или неупотребление алкоголя и т.п. Правильно составленный режим непременно будет способствовать возникновению преимущественно положительных эмоций и улучшению жизни, а также будет оказывать влияние на вашу продуктивность, как в повседневной жизни, так и в актёрском мастерстве.

13. Техника «Вторая пара глаз»

Используя эту технику, вы сможете, так сказать, разделяться надвое и овладеете навыком смотреть на себя со стороны, что позволит вам более критично оценивать себя, свои поступки и эмоциональные переживания, видеть их суть и изменять по своему усмотрению.

Применение этой техники подразумевает то, что вы позволяете всему происходящему идти своим чередом. При этом, основная часть вашего внимания должна быть направлена на вас самих. Нужно наблюдать за своими реакциями, проявлениями, действиями и т.д. Воспитывайте в себе внутреннего наблюдателя, который должен быть максимально критичным и беспристрастным. Наблюдение за собой позволит вам, по необходимости, производить корректировки своих психических проявлений, а значит, в любой ситуации вы будете держать себя и своим эмоции под контролем, что является огромным преимуществом не только в состоянии нахождения в сценическом образе, но и в жизни вообще.

14. Техника глубокого дыхания

В основе рассматриваемой техники лежит дыхание т.к. оно тесно связано с нервной системой человека. Дыхание - это основа жизни, и то, как дышит человек, оказывает непосредственное влияние на любые переживаемые им состояния и эмоции.

Практика этой техники - это практика дыхательных упражнений, являющихся регуляторами состояний. На сегодняшний день существует очень много упражнений на дыхание, в которых люди совершают, главным образом, глубокие вдохи и выдохи. Вот одно из таких упражнений:

  • Нужно ровно сесть и сделать на счёт четыре глубокий вдох через нос, затем на счёт четыре выдох через рот.
  • На вдохе сначала поднимается левая нога, на выдохе - опускается. После этого - правая нога. И так по очереди.
  • Нужно сделать по четыре подхода для каждой ноги.

Применение данной методики позволит вам понизить интенсивность любой эмоции и войти в состояние равновесия и умиротворённости. Она является очень эффективной, т.к. её можно применять практически всегда и везде.

15. Техника сознательного управления эмоциями

Это последняя техника, которую мы рассмотрим. Главным её принципом является сознательное и намеренное управление своими эмоциональными состояниями, позволяющее человеку держать под контролем все возникающие эмоции и их последующие проявления.

В любой ситуации, когда вы почувствуете, что возникает какая-либо сильная эмоция, сделайте небольшую передышку. Это значит, что нужно самому себе сказать: «Мне нужно подумать», «Я хочу перенести этот разговор», «Пора сделать паузу» или что-то подобное, что позволит вам на какое-то время абстрагироваться от переживаемого состояния и «разложить в голове всё по полочкам». Определите для себя временной лимит, в течение которого сможете осознать своё состояние и оценить его. Это станет стимулом к вхождению в состояния повышенной осознанности, во время которого вы сможете успокоиться и сделать необходимые выводы. Очень удобно применять данный способ для изучения эмоций, что в будущем позволит вам нейтрализовывать их или, наоборот, намеренно вызывать.

На основе приведённых нами в этом уроке техник мы можем сделать вывод о том, что существует множество способов оказывать влияние на свои эмоции. Из всех рассмотренных техник вы можете выбрать ту, которая наиболее подходит именно вам, развивать её, изучать её особенности и применять в повседневной жизни. Важно помнить одно важное правило: человек сам выбирает - быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.

Что же касается управления эмоциями вообще, то следует заметить, что этот навык является необходимым человеку не только в тех случаях, если он актёр, но и в вообще в повседневной жизни. Умение управлять эмоциями может пригодиться и для публичных выступлений и для ведения переговоров, и для воздействия на людей, и для успешного ведения бизнеса, и для выстраивания дружеских или любовных отношений, и даже для таких вещей, как звукозапись, фотосессии, интервью и т.п.

Тренируйтесь, учитесь управлять своими эмоциями и познавайте себя! Мы желаем вам успехов в жизни и в актёрской деятельности!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

На эту тему написано уже очень красиво и много, а конкретных предложений все так и нет. Рассуждения о контенте, онлайн-чатах и ​​абстрактных интерактивах - на этом все собственно и заканчивается. При этом вопрос остается очень живым для дизайнеров, маркетологов и пиарщиков.

В этой статье отделим мух от котлет – разберемся почему, как и зачем, приведем проверенные способы для вовлечения пользователя, которые вы сможете использовать сегодня.

Говорить преимущественно буду о веб-дизайне, так как сам представитель оной касты.

Зачем вовлекать?

Не втыкаете? Тогда начнем с теории, иначе дальше будет только сложнее. Знаете - пропускаем.

Все дело в информационном шуме, который умножается вокруг человека каждый год: оповещения, сообщения, звонки, реклама и все в таком духе. И каждый тянет одеяло на себя. Скорее всего, даже при чтении этой статьи ваше внимание попытаются перехватить.

При этом всем, у каждого подопытного вырабатывается «противоядие» к раздражителям. Говоря проще - на окружающий спам в лоб и банальщину в рекламе человеку становится просто все равно.

Этим объясняется ужасающая динамика, контраст и пестрящая картинка в современных фильмах. Внимание человека все сложнее удержать, потому что он уже живет в мире нескончаемого сюрреализма в режиме онлайн.

Но бизнесу, особенно в интернете, нужно что-то с этим делать. Именно поэтому вопрос сейчас стоит не столько в клиенте, сколько в конкуренции за его внимание. Даже пресловутая модель AIDA наполовину состоит из внимания и интереса.

Короче говоря: автопилот нужно уметь сбивать. И, хвала небесам, - дизайн как раз решает эту задачу.

Как действовать?

Констатируя очевидное - человек пока не стал конченым роботом, который бы действовал строго по загруженным инструкциям. Поэтому наш инструмент - чувства и эмоции. Впечатление, удивление, эмпатия, даже раздражение - при умелой эксплуатации сойдет все.

Ладно, хватит воды. Теперь перейдем к принципам вовлечения.

Смысл этого способа заключается в том, чтобы перестать грузить пользователя избыточной и косвенной информацией .

Подавайте все строго по теме и порционно, чтобы с каждым шагом пользователь чувствовал приближение к решению своей проблемы. При этом желательно, чтоб он ничего не делал: крутил мышку либо нажимал одну кнопку.

Звучит хоть и просто, но применяется очень редко. И нет, ссаный лендосик с мертвыми словесными и структурными конструкциями - это не оно.

Теперь представьте беднягу, который озабочен покупками для своей и без того несчастной стройки, и, не дай бог, пытается все держать в голове.

Характеристики, которые могут накопиться при покупке простого строительного кирпича

Не хочу показать избыточно храбрым, но может стоит перейти сразу к делу, без тонких маркетинговых извращений с акциями, возрастом компании, консультантам и дать ему нужный кирпич?

Есть неплохой пример по теме, хоть и типографика тут плохая, но сам принцип хорошо работает: http://teplo.tn.ru/ . Пользователю не нужно самостоятельно отсекать ненужное, сражаясь с навалом фильтров. Здесь есть элемент геймификации, приятные иллюстрации и порции информации, которые легко прожевать.

teplo.tn.ru/lp/step1.php

Такого же принципа можно придерживаться и при разработке продуктовых страниц. Выстраивать всю информацию по мере возникновения вопросов у потребителя в голове, не заставляя рыскать по сайту.

Из прототипа нашего нового проекта: выделять ошибки не в отдельный блок или страницу, а рассказать о них в процессе, ведь именно так они и возникают

Есть и другие решения. Стартап www.landbot.io предлагает максимально привычную форму коммуникации - чат.

Вместо того, чтобы бросить перед пользователем сотню полей, категорий или вариантов ответов, бот «задает» вопросы и предлагает ответы сам, а пользователь выбирает нужное в знакомой для себя диалоговой форме.

Резюмируя: подаем информацию порциями, делаем ее максимально соответствующей ожиданиям, используем простейшие интерфейсные решения.

Речь пойдет о видимой части дизайна - визуализации. Но, нас не интересуют категории «красиво» или «некрасиво», вы ведь не заказчик из убогих шуток про дизайнеров, правда?

Контраст - внешний и внутренний.

Во второй: сделать сайт выпуклым по отношению конкурентам. Еще раз говоря на русском - сделать так, чтоб при любом количестве вкладок, рассеянном внимании и раздражителях, человек выпал из своей натасканности от удивления. Когда критические фильтры будут сбиты - начнется реальное знакомство.

Так выглядит наше решение для агентства, которое занимается рекламой на автотранспорте.

Помимо того, что есть динамичная анимация, которая работает на привлечение внимания, мы сделали сайт кислотным и буквально контрастным.

Но, даже этого было бы мало, если бы страничка была просто прикольной внутри. Решение выпуклое по отношению к рынку, даже если откинуть анимации и само описание услуг компании.

Первое впечатление от сайтов без погружения в детали

Зайду с другой стороны, чтоб донести свою мысль. В самом начале я говорил о том, что проблема сейчас не столько в спросе, сколько в конкуренции за внимание потребителя. Контекст меняется прямо сейчас.

Хозяйке на заметку: Студии, агентства, дизайнеры и почти весь рынок живет в парадигме, которую еще лет 20 назад озвучил Артемий Лебедев. Звучало это так «Дизайн должен быть красивым, удобным, эстетичным, правильным, не потеряв по дороге смысл». Время шло, и сам Лебедев отредактировал концепцию, а остальные так и топчутся на месте.

Ну или почти все. В 2017 году я познакомился с понятием «веб-брутализма» и это отличный пример того, что нужно уметь реально выйти за рамки своих UI представлений об интерфейсе.

В арсенале есть чисто выставочные проекты без особой цели:

http://twistudio.fr/lespassantes

А есть вполне работающие и осмысленные, при чем не абы кого, а гигантов в медиа-среде, как сайт Bloomberg. Желающие узнать о брутализме больше могут почитать .

https://www.bloomberg.com/europe

Смысл и задача - первостепенна. Сайт может быть шумным, пестрым, некрасивым и неудобным и неэстетичным, если это будет работать на нее.

Теперь абсолютно обратный пример тому, что я говорил о порционной подаче информации - резкое перенасыщение и гипертрофированный шум. При этом контент должен продолжать работать на цель, а приоритеты-осознанно расставлены.

Переходя сразу к примерам, отмечу, что практически каждым из описанных мною способов пользуется какая-либо социальная сеть.

Фейсбук стреляет насмерть - либо уйдешь, либо точно найдешь что-то интересное

Ютуб совмещает и «выстрел дробью» и способ «провести за руку» в одном флаконе.

Наверняка и вы, готовив какой-то важный отчет, ловили себя на мысли, что уже пол часа занимаетесь какой-то хренью, а прямо сейчас смотрите как «Альпака охраняют индеек от лис».

По окончанию ролика ютуб предложит другое видео и справа выстрелит абсолютно разносортной подборкой

Социальные сети - понятно, а как быть простым смертным? Этот способ особенно хорош для интернет-магазинов. Расставить приоритеты, сделать сетку товаров интересной, рассказать о товаре с другой стороны, показать наглядно разницу одного товара с другим.

Есть примеры, где это реализовано очень аккуратно. Буквально, чтоб разбавить сетку и сделать ее интереснее:

https://www.artlebedev.ru/jsantel

А где-то треш, угар и карнавал. Пример, конечно же, максимально острый, но самое то для иллюстрации принципа.

Божечки, где я? https://www.lingscars.com

Почти любой дизайнер посчитает делом чести рассказать о том, как на примере выше все ужасно: шрифты, цвета, карточки, фото. Его бы воля, и тут все стало бы «правильным» пиксель в пиксель и по линейке, с аккуратными иконками. Я предлагаю смотреть с другой стороны - автопилот сбит. А значит решение работает.

И нет, если у вас много всего просто накидано в кучу, то это не выстрел дробью. Это сравнимо с человеком, который бубнит себе что-то под нос, без расстановки, эмоций и интереса к своей же речи.

Что-то вроде этого:

Все примерно одинаково кричащее, при это все товары поданы очень нейтрально, оформление безликое и не вызывает интереса

Итак, сайт может взывать к эмоциям и любопытству, даже за счет того, что он очень «болтливый». При том его речь должна быть очень интересной, насыщенной, с расстановкой и по сути дела. Накидать разной чепухи, которая кажется вся одинаково важной и полезной - не тоже самое.

Картинка с пачкой взята с сайта студии Артемия Лебедева раздел «Мозг»

Добавьте в ваши отношения с клиентом сюжет, общую историю, какой-то связывающий вас элемент. Это именно тот случай, когда продукт может не только вовлекать, но и заставляет делиться, думать и вспоминать.

Такие решения не требуют больших ресурсов, хорошо подходит для акций, розыгрышей и временных предложений.

https://face.tinkoff.ru

Чисто технически, то что сделал Тинькофф банк - элементарно. Подгрузка фотографии из социальных сетей и набор разных глупостей. Все гениальное-просто, и вся моя френдлента в какой-то момент была заполнена постами с этим розыгрышем.

Похожие штуки очень любят новостные сайты, особенно meduza.io, вот один из последних примеров:

https://meduza.io/games/chto-nas-zhdet-v-2018-m

Сам принцип можно развивать гораздо глубже, интереснее и дальше. С учетом технологий, которые сейчас есть в веб, можно найти более прикладные и полезные решения.

У нас такого очень мало, но все-таки я нашел сайт, который неумело и вряд ли осознанно, но всё-таки использует такой принцип.

Персональная связь с брендом усиливает связь, увеличивает интерес к продукту и является отличным поводом для расшаривания в социальные сети.

На десерт у нас осталось чувство эмпатии. Идея заключается в том, чтоб разогреть сопереживание и создать чувство участия в происходящем. Расскажите пользователю, что стоит за решением, в чем его ценность или особенность, что под «капотом» вашей деятельности.

Форматов и способов достаточно: видео, сайты, статьи, обращения от первого лица. Например, стартап иногда требуетне сухую выкладку о преимуществах продукта, а историю о том, какую проблему вы решили исправить и как к этому пришли.

Историю можно представить в голове, пережить ее вместе с вами, в конце концов почувствовать, что за проектом стоит точно такой же живой человек.

На нашей практике есть как минимум два случая, когда ударным аргументом для обращения в нашу студию стало видео с рассказом о решении. Кейс сам по себе работает хуже.

Если говорить конкретно о веб-дизайне, то для таких случаев есть очень подходящий формат лонгридов. Историю конечно же нужно уметь подать последовательно, расставив уместно анимации, иллюстрации, факты и интересные детали, которые хочется изучить.

И тогда это начинает работать.

http://enso.readymag.com/eames/classical-architecture

Отдельного внимания заслуживают отзывы. Одна часть считает, что вроде как отзывы нужны и на них обращают внимание. Другая – что на своем сайте отзывы не работают. Прекрасная иллюстрация того, что люди просто не понимают зачем их делают. В итоге мы получаем что-то такое:

Но, стоит над этим поработать: убрать формальное расположение, избавиться от мертвых визуальных конструкций, выделить конкретного автора, оставить ясное сообщение, разместить большие атмосферные фотографии или видео. Благодаря этому мы создадим непосредственную связь слов и автора. И по сути тот же контент начнет работать совершенно иначе.

Приятно же, что теперь ты пользуешься те ми же инструментами, что и сотрудники больших компаний

Для продажи курсов, обучения или тренингов отзывы могут стать самой ударным решением. Рассказ от живого человека, как с помощью вашего контента он решил проблему, может быть значительно эффективнее любых описаний курса, его преимуществ и содержания. Как раз пока писал статью VK выкатили интересное обновление:

Нам не столько важно убедить в том, что у нас на сто процентов положительный сервис, сколько вовлечь - дать понять, что к нам приходят люди с ровно те ми же проблемами, страхами и заботами, и им здесь помогают.

www.booking.com

В общем-то все это дело внимание привлекает, но в финале мы получаем раздражение и негатив. В конце концов человеку можно и молотком по голове ударить, внимание ой как привлечем, толку то с этого?

Я не буду спорить, вероятно в каких-то случаях это даже уместно, если это осмыслено. Но, это сложность 8 из 10, и выглядят такие решения очень агрессивно.

Когда вовлечение не работает

Так случается если за креативом не стоит ничего кроме самой идеи создать яркую игрушку, которую просто заметят. Из этого делаем вывод, что любое решение должно как-то подчеркивать продукт или раскрывать его преимущества. А вслед за этим должна быть простроенна коммуникация или продажа.

Почему не стоит бояться экспериментов

На конкурентом рынке, особенно наш предприниматель, живет в парадигме «лишь бы не стало хуже», а все нетривиальные и непривычные для себя решения режутся на стадии зародыша возражением «не для российского рынка».

И что самое страшное, без аналитической и глубокой работы с каналами продаж (в нашем случае с сайтом) есть большая вероятность слить все 100% бюджета , из которых ранее можно было потратить на работу с инструментами 10–20%, а остальные 80% потратить эффективно.

Не нужно ждать, когда решения появится у самого ближайшего конкурента. Япривел способы, испытанные гигантами рынка и социальными сетями уже десятки лет назад, просто переформатировав немного под веб.

И если мы беремся отвлекать, вовлекать, манипулировать и как-то задевать эмоции человека, давайте делать это выгодно для обеих сторон, тогда и мир станет для нас самих на капельку лучше:)

Бросайте чемоданы закостенелых принципов и страхов, снимите огрубевшую кожу. Технологии кидают вам новую дорогу, вставайте на нее или уже завтра вы не узнаете когда-то знакомый и любимый вам рынок.

Предполагается, что наши эмоции имеют корни в так называемых драйвах - основных физиологических врождённых потребностях, как - то: голод, жажда, сексуальное влечение, потребность в выведении продуктов жизнедеятельности, избегание боли и поиск удовольствия (комфорта). Почему именно такой список, думаю, объяснять не надо.

Но появилась необходимость более эффективного способа мобилизации энергии (силы) для выживания, стимулирования и направления физической, а со временем, и мыслительной активности, для отбора сигналов, действующих на восприятие мира. Эмоции и чувства стали выполнять постепенно эти функции - по крайней мере, у высокоразвитых животных это уже можно наблюдать.

  • Как результат, возникли первые эмоции, и ставшие базовыми для всех остальных чувств и переживаний - как ответ на потребность выживать и познавать мир.

Теорий происхождения чувств и взглядов на то, какие эмоции считать первичными и основными, существует немало - вы с ними сможете ознакомиться самостоятельно, если понадобится. Я же сообщу вам то, что кажется мне убедительным и, главное, полезным для применения на практике.

Я выделяю следующие базовые эмоции, лежащие в основе всех иных человеческих чувств. По моему мнению, их семь: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление. Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.

Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.

Печаль - реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.

Злость (гнев) - то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

Страх - реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.

Отвращение - реакция отторжения.

Удивление - сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

Как результат, удивление приводит к быстрой смене предыдущих эмоций - реакций, к перемене прежнего действия или его быстрому прекращению.

Эмоции чащу всего проявляются во взаимодействии, усиливая, подавляя друг друга, или перетекая из одной в другую. Так страх, наверняка, часто был связан с отвращением и злостью, а интерес переходил в радость. С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни, стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции.

Как эмоции превращаются в чувства?

Естественно, теперь причины возникновения этих эмоций стали более разнообразными, ситуации их возникновения усложнились, и к этим семи эмоциям добавилось много нового. Тогда для чего нужно сейчас это выделение базовых эмоций и прослеживание причин их первоначального возникновения?

Все это можно использовать, сравнивая с математикой или географией, как систему координат. А так же, используя сравнение с едой, можно сказать, что эти семь эмоций являются основными базовыми ингредиентами наших современных разнообразных чувственных и вкусовых переживаний. И понимание их происхождения помогает нам класть те или иные (и не класть плохо совместимые) составляющие в нужный момент и на нужных пропорциях в наши эмоциональные блюда и чувственные коктейли, чтобы готовить их грамотно: хорошего качества и на пользу себе. Как готовится такой коктейль переживаний?

Выбор этой системы координат - семь основных эмоций - позволяет нам с вами подобрать ключики к многочисленным чувствам и переживаниям, количество которых уже трудно посчитать. Слава богу (или природе, или нам самим), от животных предков мы ушли далеко. И потому эмоциональная наша жизнь стала намного сложнее, да и выше указанные эмоции мы уже переживаем не только в тех случаях.

Ряд психологов - исследователей, а так же писателей или философов, называют среди основных человеческих эмоций так же и стыд, и испуг, и надежду, и презрение, и любовь... Спору нет, в нашей жизни эти чувства (и не только) играют немалую роль, и по лицам и поступкам людей читаются хорошо.

Даже маленькие дети начинают некоторые их этих чувств выражать на самом раннем этапе своего развития. Но мне эти чувства кажутся уже производными от тех семи основных, и потому в этой книге для простоты разбора и понимания я семь основных эмоций буду называть именно эмоциями, а остальное - производное от них, путем ли смешения, изменения интенсивности, направленности или наложения на действие (об этом позже) - чувствами и переживаниями.

Например, такое чувство, как презрение образуется из двух фундаментальных эмоций, как гнев и радость: злюсь на объект презрения и одновременно радуюсь, что лучше его. Из тех же эмоций состоит азарт, но в иных пропорциях и с направлением внимания на будущее: гнев на препятствие и радость от представления о том удовольствии, что будет получено в результате преодоления этого препятствия.

В ненависти есть элементы гнева и удивления, к тому же и интереса. А любовь (одна из её разновидностей) состоит из интереса и радости: интерес - влечение к объекту и радость от соединения с ним (принятия его). При желании люди добавляют к этому чувству и страх, и печаль, и гнев, и удивление, и получаются иные виды любви, хотя в основе этого чувства лежат именно эти две фундаментальные эмоции. Как ни крути: если нет интереса или радости, то нет и любви, а что-то получается совсем иное, хотя возможно и порождённое этим чувством. Но об этом - в отдельной главе.

Таким образом, по аналогии с музыкой, где семь нот становятся основой для создания бесконечного количества вариантов сочетаний звуков и мелодий, семь основных эмоций становятся базой для создания бесконечных и разнообразных переживаний, чувств и настроений.

Вполне резонно может возникнуть вопрос, а не лишит ли этот логический разбор и эта классификация наши эмоции их неповторимости, яркости и силы, не сделает ли нашу жизнь скучной и чувственно бедной?

Но ведь понимание, из чего и как создаётся музыка, не лишает людей, слушающих её, способности наслаждаться мелодиями и звуковыми сочетаниями, и при этом помогает лучше понимать музыку и даже её сочинять, совершенствуясь в этом.

Точно так же понимание законов рождения и изменения наших чувств не лишает нас способности их переживать. К тому же оно добавляет возможность испытывать именно те чувства, которые мы выбираем (то есть слушать нужную нам музыку), и помогать другим чувствовать рядом с нами то, что нам кажется необходимым или оптимальным для общения (музыку, которую лучше слушать вместе).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!