Виды лирик. Роды и жанры литературы

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...Скучно, грустно... Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Сонет


Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как шутя живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли замкнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

БОГО Ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах Божества,Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто все Собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы нарицаем - Бог!Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планет,Хотя и мог бы ум высокий,Тебе числа и меры нет!Не могут Духи просвещенны,От света Твоего рожденны,Исследовать судеб Твоих:Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,В Твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хао́са бытность довременнуИз бездн Ты вечности воззвал;А вечность, прежде век рожденну,В Себе Самом Ты основал.Себя Собою составляя,Собою из Себя сияя,Ты свет, откуда свет исте́к.Создавый все единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.Ты цепь существ в Себе вмещаешь,Ее содержишь и живишь;Конец с началом сопрягаешьИ смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся,Так солнцы от Тебя родятся.Как в мразный, ясный день зимойПылинки инея сверкают,Вратятся, зыблются, сияют,Так звезды в безднах под Тобой.Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой - как нощь пред днем.Как капля, в море опущенна,Вся твердь перед Тобой сия;Но что мной зримая вселенна,И что перед Тобою я? -В воздушном океане оном,Миры умножа миллиономСтократ других миров, и то,Когда дерзну сравнить с Тобою,Лишь будет точкою одною;А я перед Тобой - ничто.Ничто! - но Ты во мне сияешьВеличеством Твоих доброт;Во мне Себя изображаешь,Как солнце в малой капле вод.Ничто! - но жизнь я ощущаю,Несытым некаким летаюВсегда пареньем в высоты.Тебя душа моя быть чает,Вникает, мыслит, рассуждает:Я есмь - конечно, есь и Ты.Ты есь! - Природы чин вещает,Гласит мое мне сердце то,Меня мой разум уверяет;Ты есь - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,Поставлен, мнится мне, в почтеннойСредине естества я той,Где кончил тварей Ты телесных,Где начал Ты Духов небесныхИ цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!-Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? - Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие́;Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! в бессмертие Твое́.Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моейВоображении бессильныИ тени начертать Твоей.Но если славословить должно,То слабым смертным невозможноТебя ничем иным почтить,Как им к Тебе лишь возвышаться,В безмерной разности терятьсяИ благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,Завелись среди белого дня.Все, над чем я смеялся когда-то,Все теперь восхищает меня!Жил я шумно и весело - каюсь,Но жена все к рукам прибрала,Совершенно со мной не считаясь,Мне двух дочек она родила.Я был против. Начнутся пеленки...Для чего свою жизнь осложнять?Но залезли мне в сердце девчонки,Как котята в чужую кровать!И теперь с новым смыслом и цельюЯ, как птица, гнездо свое вьюИ порою над их колыбельюСам себе удивленно пою:-Доченьки, доченьки,Доченьки мои!Где ж вы, мои ноченьки,Где вы соловьи?..Много русского солнца и светаБудет в жизни дочурок моих,И что самое главное - этоТо, что Родина будет у них!Будет дом. Будет много игрушек.Мы на елку повесим звезду.Я каких-нибудь добрых старушекСпециально для них заведу.Чтобы песни им русские пелиЧтобы сказки ночами плели,Чтобы тихо года шелестели,Чтобы детства - забыть не могли!Правда, я постарею немного,Но душой буду юн, как они!И просить буду доброго Бога,Чтоб продлил мои грешные дни.Вырастут доченьки,Доченьки мои...Будут у них ноченьки, будут соловьи!А закроют доченьки оченьки мои,Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма


В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечиИ вдвоем с ко мне не пришедшимСорок первый встречаю год,Но Господняя сила с нами,В хрустале утонуло пламяИ вино, как отрава жжет...Это всплески жуткой беседы,Когда все воскресают бреды,А часы все еще не бьют...Нету меры моей тревоги,Я, как тень, стою на порогеСтерегу последний уют.И я слышу звонок протяжный,И я чувствую холод влажный.Холодею, стыну, горюИ, как будто припомнив что-то,Обернувшись в пол оборотаТихим голосом говорю:Вы ошиблись: Венеция дожейЭто рядом. Но маски в прихожейИ плащи, и жезлы, и венцыВам сегодня придется оставить.Вас я вздумала нынче прославить,Новогодние сорванцы.Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия


Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;Усталый селянин медлительной стопоюИдет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,В туманном сумраке окрестность исчезает...Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,Лишь слышится вдали рогов унылый звон.Лишь дикая сова, таясь под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.

Баллада


Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномСлушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Роман в стихах


Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ"Приятель, отчего присел?"-"Злодей корону на меня надел!" -"Что ж! я не вижу в этом зла!"-"Ох, тяжела!"Василий Жуковский

Лимерик


Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер. Главное, что его композиция подчинена строгим правилам. В первой строке называется персонаж, а также упоминается, откуда он родом. Во второй рассказывается, что он совершил, либо какая-то его особенность. Оставшиеся строчки посвящены последствиям этих действий или свойств героя.

Жил-был старичок из Гонконга,Танцевавший под музыку гонга.Но ему заявили:«Прекрати это - илиУбирайся совсем из Гонконга!»Эдвард Лир

Лирика — один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы — субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, то есть целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера.

«Самовыражение» («самораскрытие») поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» не сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою («Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе...» А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа («Бородино» М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы («К морю» А. С. Пушкина, «Лес» А. В. Кольцова, «В саду» А. А. Фета).

В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою («Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т. д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. («Памяти Добролюбова» Н. А. Некрасова, «Письмо к женщине» С. А. Есенина, «Подкупленный» Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX—XX веков — стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).

Послание — лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, «Письмо матери» С. А. Есенина).

Элегия — стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия («Признание» Е. А. Баратынского, «Редеет облаков летучая гряда...» А. С. Пушкина, «Элегия» Н. А. Некрасова, «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина).

Сонет — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа — своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли («Поэту», «Мадонна» А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. Н. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова).

Эпиграмма — небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского,

B. С. Соловьева, Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев.

Романс — лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина).

Эпитафия — надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе C. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Н. Ф. Щербины).

Стансы — небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Стансы» («В надежде славы и добра...») А. С. Пушкина, «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...») М. Ю. Лермонтова, «Стансы» («Я о своем таланте много знаю») С. А. Есенина и др.

Эклога — лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева).

Мадригал — небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника.

Лирическое произведение можно анализировать либо целостно — в единстве формы и содержания, — наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста.

Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи.

Еще В. Г Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» отмечал, что лирическое произведение «нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка».

Лирика — субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя — и современника, и в последующих поколениях.

Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать «своими словами», лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все — «содержание»: последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа — язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно.

В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике.

Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами «любил» (повторяется трижды), «любовь», «любимой».

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека.

В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка — один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: «Да только воз и ныне там!» (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»); «Послушай! ври, да знай же меру» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»); «Куда ж нам плыть?» (А. С. Пушкин. «Осень»); «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской...» (М. Ю. Лермонтов); «Вот приедет барин — барин нас рассудит» (Н. А. Некрасов. «Забытая деревня»); «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Ф. И. Тютчев); «Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно» (Н. А. Некрасов. «Подражание Шиллеру»); «И вечный бой! Покой нам только снится» (А. А. Блок. «На поле Куликовом»); «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» (С. А. Есенин. «Письмо к женщине»); «...Не ради славы, ради жизни на земле» (А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»).

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Лирика – один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого – внутренний мир, собственное "я" поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы – субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, т.е. целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера. "Самовыражение" ("самораскрытие") поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина "...Вновь я посетил..." нс сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою ("Я помню чудное мгновенье..." А. С. Пушкина, "О доблестях, о подвигах, о славе..." А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа ("Бородино" М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни ("Зимнее утро" А. С. Пушкина, "Прозаседавшиеся" В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы ("К морю" А. С. Пушкина, "Лес" А. В. Кольцова, "В саду" А. А. Фета). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою ("Поэт и гражданин" Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. ("Памяти Добролюбова" Н. А. Некрасова, "Письмо к женщине" С. А. Есенина, "Подкупленный" Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX–XX вв. – стихотворение : написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева). Послание – лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера ("К Чаадаеву", "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина, "Письмо матери" С. А. Есенина). Элегия – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия ("Признание" Е. А. Баратынского, "Редеет облаков летучая гряда..." А. С. Пушкина, "Элегия" Н. А. Некрасова, "Не жалею, не зову, не плачу..." С. А. Есенина). Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа – своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли ("Поэту", "Мадонна" А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. II. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова). Эпиграмма – небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского, С. Соловьева,

Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев. Романс – лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, Μ. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина). Эпитафия – надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе С. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Η. Ф. Щербины). Стансы небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Стансы" ("В надежде славы и добра...") А. С. Пушкина, "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") М. Ю. Лермонтова, "Стансы" ("Я о своем таланте много знаю") С. А. Есенина и др.

Эклога – лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева).

Мадригал – небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Η. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника. Лирическое произведение можно анализировать либо целостно – в единстве формы и содержания, – наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста. Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи. Еще В. Г. Белинский в статье "Разделение поэзии на роды и виды" отмечал, что лирическое произведение "нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка".

Лирика – субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя – и современника, и в последующих поколениях. Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать "своими словами", лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все – "содержание": последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа – язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно. В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике. Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении "Я вас любил: любовь еще, быть может..." А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами "любил" (повторяется трижды), "любовь", "любимой".

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка – один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: "Да только воз и ныне там!" (И. А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак"); "Послушай! ври, да знай же меру" (А. С. Грибоедов. "Горе от ума"); "Куда ж нам плыть?" (А. С. Пушкин. "Осень"); "Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской..." (Μ. Ю. Лермонтов); "Вот приедет барин – барин нас рассудит" (Н. А. Некрасов. "Забытая деревня"); "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" (Ф. И. Тютчев); "Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно" (Н. А. Некрасов. "Подражание Шиллеру"); "И вечный бой! Покой нам только снится" (А. А. Блок. "На поле Куликовом"); "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье" (С. А. Есенин. "Письмо к женщине"); "...Не ради славы, ради жизни на земле" (А. Т. Твардовский. "Василий Теркин").

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).

Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи. Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими. В основе лирики - ду. Умки и переживания лирического героя. Термин"лирический герой"ввел. Ю. Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем. Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.

Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки. В стихотворении. В. Симоненко"Не верь мне"влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:

Слова ясны, только мне известны

В бормотание скучную перелью

Свою улыбку в холодной усталости

Бездумно, безголовый утоплю

И буду глупо обридаты

И неуместно ныть почему-то

Но когда нужно будет зарыдать

Я гомерически, тупо засмеюсь

Важное место в лирических произведениях занимает прямая авторская характеристика. В. Симоненко обращается к обывателю со словами;

Вас не будит тревога утрам

В мозг ваш не упивается пот

ядовитых чудо-занавесками

Вы закрыли от себя мир

Вы премудрые, много знаете

Вы умеете все,

Анекдотами зеваете

Когда взрывом землю трясет

Часто используется в лирических произведениях автохарактеристики:

Когда я буду даже седой

и жизнь моя пойдет туманом

я тебе буду красивой

а для кого-то, может, никакой

А для кого-то злой, упрямой

еще для кого-то ведьмой, коброй

А между прочим, если откровенно

это была я глупой и доброй

(Л. Костенко,"Между прочим")

Важную роль в раскрытии характера лирического героя играет описание внешности:

Ты, наверное, богатая, девушка

прячет в уголках губ капризную улыбку

Что похожа на пивзамерзлу калину

(В. Вовк,"Баллада о девушке, которая была осень")

Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор,. С. Бройтман называет это лирическое"я", которое не совпадает с лирическим героем. В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.

Такое горячее листья осенью. Пече ладони

Скрипят тоскливо ясени. Спросонья

Такс горячее листья осенью будто мечты, что были. Но не сбылись

(X. Керита,"Такое горячее листья осенью")

В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении

В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как"я"или"мы"На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события. В таких произведениях, по словам. Л. Гинсбург, лирическая личность"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы"В стихотворении X. Керита"Время забыл о моем существовании"ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:

Время забыл о моем существовании,. Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги. Подо мной большая. Земля,. И сама я, как птица тугокрилий. Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.

О лирическое"я"мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом. По мнению. С. Бройтмана,"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя. В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".

Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания. Лирика - найсубьективниший род литературы. Диапазон лирики - широкий. Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания. Характерная особенность лирического произведения - лаконизм. Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе"Лирика, - писал теоретик романтизма. Ф. Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым. Здесь необходимо единство чувства"1. Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.

Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму. Лирические произведения в прозе встречаются редко ("Стихотворения в прозе"И. Тургенева,"Твои письма всегда пахнут увядшими розами"Леси Украинская, поэзия в прозе. Ю. Потому оршоша-Кумятский.. Боршоша-Кум"ятського).

распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки. Основное средство изложения - размышление. В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека. В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы. Встречаются и драматические элементы (диалоги). Итак, лирика использует средства других родов литературы. Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека. В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации. В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом ("Солнце заходит"Т. Шевченко,"Каменщики"И.. ФранкоКаменярі" І.. Франка).

Есть"ролевая"лирика. В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица. Интересно использовал форму ролевой лирики. П. Тычина в"Письмах к поэту"Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.

Лирика как литературный род сформировалась в. Древней. Греции, высокого уровня развития достигла в. Древнем. Риме. Известными античными поэтами были. Пиндар,. Сапфо,. Анакреонт,. Гораций,. Овидий. В эпоху. От дродження появляются произведения. Петрарки,. Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию. Гете,. Байрона,. Шелли,. Шевченко,. Пушкина,. Франко,. Леси Украинскиеїнки.

украинского лирика развилась из народной песни. Песни легендарной. Маруси. Чурай. Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики:. Известным постом-лириком был. Сковорода. Значительный вклад в развитие украинс ской"лирики внесли. П. Тычина,. М. Рыльский,. В. Сооюра,. А. Малышко,. Д. Павлычко,. В. Симоненко,. Лина. Костенко,. П. СкунцП.. Скунць.

Виды и жанры лирики

А. Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность:"1. Род - лирика 2. Вид -

а) стихотворная, или поэзия;

б) драматизированные, или ролевая;

в) прозаическая (миниатюры и большие формы)

3. Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)

Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои. Ранов иди. Например:

1 род - лирика; разновидности рода:

а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);

б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);

в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.)"

Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических. В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности. Вероятные и другие иерархические цепи. Да, и интимная лирика может быть любовноною.

Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы. В эпоху античности одой называли хоровую песню. Выдающимся классиком одической поэзии был. Пи. Индар (V века до н.э). Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь. Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в. Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии. Оды. Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод). Римский поэт. Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах. Венеру,. Вакха, императора. Октавиана. Августа. В эпоху. Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов"Плеяды", во главе которой стоял известный французский письме нник. Ронсар, который издал книгу"Оды"(1550 г). Ода была любимым жанром классицистов. Они считали оду высоким поэтическим жанром. Н. Буало в труде"Искусство поэтическое"изложил правила одописання. По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя. Известными одописцямы были. Клопшток,. Шиллер (Германия),. Ломоносов,. Кантемир (Россия),. Байрон (Англиямеччина),. Ломоносов,. Кантемір (Росія),. Байрон (Англія).

В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И. Котляревский"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю. Алексею. Борисовичу. Куракину"). В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды. Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од. Горация ("К. Гараська","К. Пархома"). В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко. Известный цикл от. С. Крыжановского ("Ода человеку","Ода дереву","Ода скорости","Ода библиотеке"). К жанру оды обращались и. Муратов, и. Драч. В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.

И. Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией. Известны три формы от:

1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;

2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;

3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой

Существовали одические строфы из двенадцати стихов

Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды. Аполлона, впоследствии. Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в. Сформировался как жанра. Спарте (VII в до н.э). Авторами. Пеано были. Алкман,. Вакхилид,. Пинда. Піндар.

Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя. В. Древнем. Египте и. Греции в гимнах славили богов (культовые гимны). Афродиту,. Артемиду и героев (военные гимны). В. Киевской. Руси слагали гимны в честь князей. В средневековье приобрели популярность религиозные гимны. Античные гимны имели особую композицию. Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги. Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы. В. Древней. Греции гимны были сюжетнымюжетними.

В Украине роль национальных гимнов выполняли"Завещание"Т. Шевченко,"Вечный революционер"И.. Франко. Гимном независимой Украины является"Ще не вмерла Украина"(слова. П. Чубинского, музыка. М. Вербицкого)

канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров. Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки. Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца. Жанр канцон и использовали. Данте,. Петрарка,. Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко. В Украине канцоны известны по переводам. И.. Франко и. М. Бажан.. Бажана.

Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания. Псалмы были популярны в эпоху барокко. Известны псалмы. Г.. Сковороды ("Сад божественных песен"),. Т. Шевченко ("Давыдов е псалмы"). С определенными изменениями этот жанр использовали. П. Тычина ("Псалом железу"),. Есть. Маланюк ("Псалмы степи"зу"), Є.. Маланюк ("Псалми степу").

Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви. Н. Буало писал, что мадригал должен дышать"нежностью, сладостью и любовью"Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен. Он появился в эпоху. Возрождения. Авторами мадригалов были. Петрарка,. Боккаччо. Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв. В поэзии позднего времени использовался редко. Автором украинской мадригалов были. Климентий. Зиновиив,. О. Конисский,. М. Старицкий,. Ольга. Петровна, и. Франко,. Леся Украинской,. Александр. Олесь,. Олег г. Ольжындр. Олесь,. Олег. Ольжич.

Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу. Дионису, впоследствии другим богам и героям. Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами. Расцвет дифи ирамба связан с творчеством. Пиндара и. Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта. Ариона. Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи. Рамбам перестал существовать. Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.

Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики. По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном. Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение. О. Пушкина"Брожу ли я вдоль улиц шумных"Авторами стансов является. М. Рыльский,. Б. Кравцов и. М. Винграновский. В творческом наследии. Б. Кравцива является сборник"Сонеты и стансы. С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971-1973)".

Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв. Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете. В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с"дамой сердца"Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже. Талантливыми создателей альбома были. Укдела. Баккалария,. Бертран де. БорБертран де. Борн.

Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов. Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством. Омара. Хайяма и. Абу. Саьида. Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются. Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке. Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики. Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.

К жанру рубаи обращались. Д. Павлычко,. О. Пахарь,. Галина. Тарасюк,. В. Базилевский. Особенностям рубаи посвящено исследование. Елены. Семочкин"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века"(2005 p" (2005 p.).

Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э. Авторами епиталам были. Сапфо,. Феокрит,. Катулл. К этому жанру обращались. В. Тредиаковский, и. Северянин, он встречается в творчестве. М. РильськогРильського.

Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары. Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание. Она была распространена в. Исп нии и. Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.

В поэме. Леси Украинский"Старая сказка"рыцарь. Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы. Изидоры. К жанру серенады обращались. М. Вороной,. Есть. Гребенка,. С. Черкасенко

Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике. Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию. В. Древней. Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников. Отечества. Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки. В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь. Баранович,. Варлаам. Ясинский,. Феофаы. Прокопович). В литературе XX века появились эпитафии. В. Еллана-Голубого. В. Симоненко,. М. Сома. Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.

Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики. В. Древней. Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером. История эпиграммы связана с именами. Эз зопа,. Платона,. Сапфо,. Симонида,. Анакреонта, в римской литературе -. Маршала,. Ювенала. Эпиграмма была популярной в творчестве. Г. Смотрицкого,. А. Римши. Этот жанр использовали. И. Франко,. В. Самойленко,. В. Сос ю-ра,. Д. Белоус,. В. Симоненко,. П. Осадчуюо,. П.. Осадчук.

Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания. Элегия появилась в. Древней. Греции в VII в до н.э. Малая форму элегического дистиха. Архилох,. Тиртей,. Солон писали патриоты ични элегии,. Мимнерм - интимные. Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций,. Тибулл,. Овидий). Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М. Петренко,. В. Заб елая). Известные элегии-исповеди (С. Руданский), элегии-думы (Т.. Шевченко), элегии-песни (Л. Глебов). Есть элегии в творчестве. И.. Франко ("Майови элегии"),. Леси Украинский ("К моему фортеп" ("Элегия о кольце ночи","Элегия о кольце любви"). К этому жанру обращаются современные поэты (П. Тычина,. А. Малышко, и. Драч,. Лина. Костенко). Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как. Г. Сивоконь ("Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як. Г.. Сивокінь ("Давні

украинской поэтики"),. В. Маслюк ("Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине"),. Елена. Ткаченко ("Украинская классическая элегия")

Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек. В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической. Основоположником жанра был римский поэт. Гораций, автор послания"К. Писонив"К жанру послания обращались. Т.. Шевченко ("И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание","Гоголю","Марку. Вовчку","К. Основьяненко"), и. Франко ("Товарищам из тюрьмы","Молодому другу"),. Леся Украинской (этого жанра является в творчестве. П. Тычины,. М. Рыльского,. М. Драй-Хмары,. В. Сосюр. Вірші цього жанру є у творчому доробку. П.. Тичини,. М.. Рильського,. М.. Драй-Хмари,. В.. Сосюри.

Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть. Маланюк -"К портрету. Мазепы",. Д. Павлычко -"Александр. Довженко",. М. Рыльский -"Шевченко"). В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.

Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в. Мыслями есть произведения. Т. Шевченко"Зачем мне черные бровей вы","Тяжело жить на свете", цикл стихов. М. Петренко"Думы и песниетренка "Думи та співи".

Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями. В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф). Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.

Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную. В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы. Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи. В 50-70-х годах XX века в жанре философского с. Монеты работали. М. Рыльский,. А. Малышко,. П. Шестов.. Тичина.

Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами. В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой. Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления. В украинской поэзии медитации писали. Лазарь. Баранович,. Г. Сковорода,. Т.. Шевченко,. П. Кулиш, и. Франко,. М. Рыльский. М. Зеров,. Б-И. Антоныч,. Лина. Костенко,. П. Мовчан,. Игорь. Калинец Ігор. Калинець.

Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера. Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки. Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами. Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления. К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б. Пастернак -"Зимняя ночь",. Лина. Костенко -"Осенний день, осенний день, осенний"інній день, осінній...").

В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление. Образцом такой лирики является стихотворение. Лины. Костенко"Осенний день, осенний день, осенний"

Осенний день, осенний день, осенний!

О синий день, о синий день, о синий!

Осанна осени, в печаль

Неужели это осень, осень, о!

Последние астры спину залились болью

Ген, ковер, сотканный из птиц, летит над полем

Багдадский вор лето украл, багдадский вор

И плачет конек среди трав - нет мелодий

Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль. Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей. В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.

Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо

Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов

Сатирическая лирика. Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека. В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания. Первые образцы этого жанра находим у римского поэта. Ювеналнала.

"В эпоху классицизма, - отмечает. Т. Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой. В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир,. Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов,. Сумароков,. Державин). Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру. Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет. По наблюдению. Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.

Научная лирика. Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент. Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3. Гиль. В"". Трактате о слове"(1869 г) он писал о необходимости соединить. Уват в художественном произведении науку и искусство. Образцом научной поэзии есть произведение. Тита. Лукреция. Кара"О природе вещей"Гораций ("К. Писонив"),. Н. Буало ("Искусство поэтическое") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства. Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют. М. Доленго ("Объективная лирика. Схемы и диагнозы", 1923 г),. В. Полищук ("Гениальные кристаллы"). Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов. Научные проблемы осмысливает. И. Драч ("Баллада о. ДНК","Чернобыльская. Мадонна"). Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо. РКИ"В космическом оркестре"П. Тычины,"Число"М. Желаемая. Научная поэзия может иметь философский (П. Антокольский -"Четвертое измерение", и. Сельвинский -"Космическая соната"), медитативный (Л. Вышеславский -"Звездные сонеты"), публицистический (И. Драч -"Баллада о. ДНК") характеркий - "Космічна соната"), медитативний (Л.. Вишеславський - "Зоряні сонети"), публіцистичний (І.. Драч - "Балада про. ДНК") характери.

Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми

При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация. Выделяют следующие жанры:

1. Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства ("Золотой гомон"П. Тычины,"Любите Украину"В. Сосюры,"Любому парламента"П. Скунца)

В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую ("Антиглобалистичне"П. Скунца) и патриотическую ("Мне все равно"Т. Шевченко) тематики

2. Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:

а) любовная - о любви как состояние души лирического героя ("Так никто не любил"В. Сосюры);

б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник"Золотой ябко"Д. Павлычко);

в) семейная ("Седая ласточка"Б. Олейника);

г) лирика дружбы ("Без вожаков"П. Скунца)

3. Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб. Лины. Костенко"Над берегами вечности")

4. Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания ("Молитва"Т. Шевченко,"Мой храм"Зореслава)

5. Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы ("Осень на. Гуцульщине"Ю. Боршоша-Кумятский,"Опять дождь под окнами сокрушается"X. Керита)

6. Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки ("Кавказ"Т. Шевченко,"С звонкого - в глухие"П. Скунца)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!