Вирджиния вульф миссис дэллоуэй краткое. Вирджиния вулф - миссис дэллоуэй

Действие романа разворачивается в Лондоне, в среде английской аристократии, в 1923 г., и по времени занимает всего один день. Наряду с реально происходящими событиями читатель знакомится и с прошлым героев, благодаря «потоку сознания».

Кларисса Дэллоуэй, пятидесятилетняя светская дама, жена Ричарда Дэллоуэя, члена парламента, с самого утра готовится к предстоящему вечером в её доме приему, на который должны пожаловать все сливки английского высшего общества. Она выходит из дому и направляется в цветочный магазин, наслаждаясь свежестью июньского утра. По дороге она встречает Хью Уитбреда, знакомого ей с детства, теперь занимающего высокий хозяйственный пост в королевском дворце. Её, как всегда, поражает его чересчур элегантный и ухоженный вид. Хью всегда чуть-чуть подавлял её; рядом с ним она чувствует себя, как школьница. В памяти Клариссы Дэллоуэй всплывают события её далекой юности, когда она жила в Бортоне, и Питер Уолш, влюбленный в нее, всегда бесился при виде Хью и уверял, что у него нет ни сердца, ни мозгов, а есть одни лишь манеры. Тогда она не вышла замуж за Питера из-за его слишком придирчивого характера, но теперь нет-нет да и подумает, что бы сказал Питер, если бы был рядом. Кларисса чувствует себя бесконечно юной, но одновременно и невыразимо древней.

Она заходит в цветочный магазин и подбирает букет. На улице слышен звук, похожий на выстрел. Это врезалась в тротуар машина одного из «сверхзначительных» лиц королевства - принца Уэльского, королевы, может быть, и премьер министра. При этой сцене присутствует Септимус Уоррен-Смит, молодой человек лет тридцати, бледный, в обтрепанном пальтеце и с такой тревогой в карих глазах, что, кто на него ни взглянет, сразу тревожится тоже. Он прогуливается вместе со своей женой Лукрецией, которую пять лет назад привез из Италии. Незадолго до этого он сказал ей, что покончит с собой. Она боится, как бы люди не услышали его слов, и пытается поскорее увести его с мостовой. С ним часто случаются нервные припадки, у него возникают галлюцинации, ему кажется, что перед ним появляются мертвецы, и тогда он разговаривает сам с собой. Лукреция больше не может этого вынести. Она досадует на доктора Доума, уверяющего: с её мужем все в порядке, абсолютно ничего серьезного. Ей жаль себя. Тут, в Лондоне, она совсем одна, вдали от своей семьи, сестер, которые по-прежнему в Милане сидят в уютной комнатке и мастерят соломенные шляпки, как делала и она до свадьбы. А теперь некому её защитить. Муж её больше не любит. Но она никому и никогда не скажет, будто бы он сумасшедший.

Миссис Дэллоуэй с цветами входит в свой дом, где давно уже суетятся слуги, подготавливая его к вечернему приему. Около телефона она видит записку, из которой явствует, что звонила леди Брутн и желала узнать, будет ли мистер Дэллоуэй сегодня завтракать с нею. Леди Брутн, эта влиятельная великосветская дама, её, Клариссу, не пригласила. Кларисса, чья голова полна невеселых дум о муже и о собственной жизни, поднимается к себе в спальню. Она вспоминает свою молодость: Бортон, где жила с отцом, свою подругу Салли Сетон, красивую, живую и непосредственную девушку, Питера Уолша. Она достает из шкафа зеленое вечернее платье, которое собирается надеть вечером и которое надо починить, потому что оно лопнуло по шву. Кларисса принимается за шитье.

Вдруг с улицы, в дверь, раздается звонок. Питер Уолш, теперь пятидесятидвухлетний мужчина, только что вернувшийся из Индии в Англию, где не был уже пять лет, взлетает по лестнице к миссис Дэллоуэй. Он расспрашивает свою старую подругу о её жизни, о семье, а про себя сообщает, что приехал в Лондон в связи со своим разводом, так как снова влюблен и хочет второй раз жениться. У него сохранилась привычка при разговоре играть своим старым ножом с роговой ручкой, который он в данный момент сжимает в кулаке. От этого Кларисса, как и прежде, чувствует себя с ним несерьезной, пустой балаболкой. И вдруг Питер, сраженный неуловимыми силами, ударяется в слезы. Кларисса успокаивает его, целует его руку, треплет по коленке. Ей с ним удивительно хорошо и легко. А в голове мелькает мысль, что, если бы она вышла за него замуж, эта радость могла бы всегда быть с ней. Перед уходом Питера в комнату к матери входит её дочь Элизабет, темноволосая девушка семнадцати лет. Кларисса приглашает Питера на свой прием.

Питер идет по Лондону и удивляется, как же быстро изменился город и его жители за то время, пока его не было в Англии. В парке на скамейке он засыпает, и ему снится Бортон, то, как Дэллоуэй стал ухаживать за Клариссой и она отказалась выйти замуж за Питера, как он страдал после этого. Проснувшись, Питер идет дальше и видит Септимуса и Лукрецию Смит, которую муж доводит до отчаяния своими вечными приступами. Они направляются на осмотр к известному доктору сэру Уильяму Брэдшоу. Нервный срыв, переросший в болезнь, впервые возник у Септимуса ещё в Италии, когда в конце войны, на которую он ушел добровольцем, погиб Эванс, его товарищ по оружию и друг.

Доктор Брэдшоу заявляет о необходимости поместить Септимуса в лечебницу для душевнобольных, согласно закону, ибо молодой человек грозил покончить с собой. Лукреция в отчаянии.

За завтраком леди Брутн между прочим сообщает Ричарду Дэллоуэю и Хью Уитбреду, которых она пригласила к себе по важному делу, что Питер Уолш недавно вернулся в Лондон. В связи с этим Ричарда Дэллоуэя по дороге домой охватывает желание купить Клариссе что-то очень красивое. Его взволновало воспоминание о Питере, о молодости. Он покупает прекрасный букет из красных и белых роз и хочет, как только войдет в дом, сказать жене, что любит её. Однако решиться на это ему не хватает духу. Но Кларисса и так счастлива. Букет говорит сам за себя, да ещё и Питер навестил её. Чего ещё желать?

В это время её дочь Элизабет у себя в комнате занимается историей со своей преподавательницей, давно ставшей ей подругой, крайне несимпатичной и завистливой мисс Килман. Кларисса ненавидит эту особу за то, что та отнимает у нее дочь. Будто бы эта грузная, безобразная, пошлая, без доброты и милосердия женщина знает смысл жизни. После занятий Элизабет и мисс Килман идут в магазин, где преподавательница покупает какую-то невообразимую нижнюю юбку, объедается за счет Элизабет пирожными и, как всегда, жалуется на свою горькую судьбу, на то, что никому не нужна. Элизабет еле вырывается из душной атмосферы магазина и общества навязчивой мисс Килман.

В это время Лукреция Смит сидит у себя в квартире вместе с Септимусом и мастерит шляпку для одной своей знакомой. Её муж, опять ненадолго став прежним, каким был в пору влюбленности, помогает ей советами. Шляпка выходит забавная. Им весело. Они беззаботно смеются. В дверь звонят. Это доктор Доум. Лукреция спускается вниз, чтобы побеседовать с ним и не пускать его к Септимусу, который боится доктора. Доум пытается оттеснить девушку от двери и пройти наверх. Септимус в панике; его захлестывает ужас, он выбрасывается из окна и разбивается насмерть.

К Дэллоуэям начинают подъезжать гости, почтенные господа и леди. Кларисса встречает их, стоя на верху лестницы. Она прекрасно умеет устраивать приемы и держаться на людях. Зал быстро заполняется народом. Ненадолго заезжает даже премьер-министр. Однако Кларисса слишком волнуется, она чувствует, как постарела; прием, гости больше не доставляют ей прежней радости. Когда она провожает взглядом уезжающего премьер-министра, то напоминает сама себе Килманшу, Килманшу - врага. Она её ненавидит. Она её любит. Человеку нужны враги, не друзья. Друзья найдут её, когда захотят. Она к их услугам.

С большим опозданием приезжает чета Брэдшоу. Доктор рассказывает о самоубийстве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, что в несчастье не захотела бы попасться ему на глаза.

Приезжает Питер и подруга юности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабрикантом и имеет пятерых взрослых сыновей. Она не виделась с Клариссой чуть ли не с юности и заехала к ней, лишь случайно оказавшись в Лондоне.

Питер долго сидит в ожидании, когда же Кларисса улучит минутку и подойдет к нему. Он ощущает в себе страх и блаженство. Он не может понять, что повергает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он про себя.

317 0

Действие романа разворачивается в Лондоне, в среде английской аристократии, в 1923 г.,
и по времени занимает всего один день. Наряду с реально происходящими событиями читательзнакомится и с прошлым героев, благодаря «потоку сознания».Кларисса Дэллоуэй,
пятидесятилетняя светская дама, жена Ричарда Дэллоуэя, члена парламента, с самого утраготовится к предстоящему вечером в её доме приему, на который должны пожаловать всесливки английского высшего общества. Она выходит из дому и направляется в цветочныймагазин, наслаждаясь свежестью июньского утра. По дороге она встречает Хью Уитбреда, знакомогоей с детства, теперь занимающего высокий хозяйственный пост в королевском дворце. Её, каквсегда, поражает его чересчур элегантный и ухоженный вид. Хью всегда чуть-чуть подавлял её;
рядом с ним она чувствует себя, как школьница. В памяти Клариссы Дэллоуэй всплывают событияеё далекой юности, когда она жила в Бортоне, и Питер Уолш, влюбленный в нее, всегда бесилсяпри виде Хью и уверял, что у него нет ни сердца, ни мозгов, а есть одни лишь манеры.
Тогда она не вышла замуж за Питера из-за его слишком придирчивого характера,
но теперь нет-нет да и подумает, что бы сказал Питер, если бы был рядом.
Кларисса чувствует себя бесконечно юной, но одновременно и невыразимо древней.Оназаходит в цветочный магазин и подбирает букет. На улице слышен звук, похожий на выстрел.
Это врезалась в тротуар машина одного из «сверхзначительных» лиц королевства -принца Уэльского, королевы, может быть, и премьер министра. При этой сцене присутствуетСептимус Уоррен-Смит, молодой человек лет тридцати, бледный, в обтрепанном пальтецеи с такой тревогой в карих глазах, что, кто на него ни взглянет, сразу тревожится тоже.
Он прогуливается вместе со своей женой Лукрецией, которую пять лет назад привез из Италии.
Незадолго до этого он сказал ей, что покончит с собой. Она боится, как бы людине услышали его слов, и пытается поскорее увести его с мостовой. С ним часто случаютсянервные припадки, у него возникают галлюцинации, ему кажется, что перед ним появляютсямертвецы, и тогда он разговаривает сам с собой. Лукреция больше не может этого вынести.
Она досадует на доктора Доума, уверяющего: с её мужем все в порядке, абсолютно ничегосерьезного. Ей жаль себя. Тут, в Лондоне, она совсем одна, вдали от своей семьи, сестер,
которые по-прежнему в Милане сидят в уютной комнатке и мастерят соломенные шляпки,
как делала и она до свадьбы. А теперь некому её защитить. Муж её больше не любит.
Но она никому и никогда не скажет, будто бы он сумасшедший.Миссис Дэллоуэйс цветами входит в свой дом, где давно уже суетятся слуги, подготавливая его к вечернемуприему. Около телефона она видит записку, из которой явствует, что звонила леди Брутни желала узнать, будет ли мистер Дэллоуэй сегодня завтракать с нею. Леди Брутн, этавлиятельная великосветская дама, её, Клариссу, не пригласила. Кларисса, чья голова полнаневеселых дум о муже и о собственной жизни, поднимается к себе в спальню. Онавспоминает свою молодость: Бортон, где жила с отцом, свою подругу Салли Сетон, красивую, живуюи непосредственную девушку, Питера Уолша. Она достает из шкафа зеленое вечернее платье,
которое собирается надеть вечером и которое надо починить, потому что оно лопнуло по шву.
Кларисса принимается за шитье.Вдруг с улицы, в дверь, раздается звонок. Питер Уолш,
теперь пятидесятидвухлетний мужчина, только что вернувшийся из Индии в Англию, где не былуже пять лет, взлетает по лестнице к миссис Дэллоуэй. Он расспрашивает свою старую подругуо её жизни, о семье, а про себя сообщает, что приехал в Лондон в связи со своимразводом, так как снова влюблен и хочет второй раз жениться. У него сохранилась привычка приразговоре играть своим старым ножом с роговой ручкой, который он в данный момент сжимаетв кулаке. От этого Кларисса, как и прежде, чувствует себя с ним несерьезной, пустойбалаболкой. И вдруг Питер, сраженный неуловимыми силами, ударяется в слезы. Клариссауспокаивает его, целует его руку, треплет по коленке. Ей с ним удивительно хорошои легко. А в голове мелькает мысль, что, если бы она вышла за него замуж, эта радостьмогла бы всегда быть с ней. Перед уходом Питера в комнату к матери входит её дочьЭлизабет, темноволосая девушка семнадцати лет. Кларисса приглашает Питера на свойприем.Питер идет по Лондону и удивляется, как же быстро изменился город и егожители за то время, пока его не было в Англии. В парке на скамейке он засыпает,
и ему снится Бортон, то, как Дэллоуэй стал ухаживать за Клариссой и она отказалась выйтизамуж за Питера, как он страдал после этого. Проснувшись, Питер идет дальше и видитСептимуса и Лукрецию Смит, которую муж доводит до отчаяния своими вечными приступами. Онинаправляются на осмотр к известному доктору сэру Уильяму Брэдшоу. Нервный срыв, переросшийв болезнь, впервые возник у Септимуса ещё в Италии, когда в конце войны, на которуюон ушел добровольцем, погиб Эванс, его товарищ по оружию и друг.Доктор Брэдшоузаявляет о необходимости поместить Септимуса в лечебницу для душевнобольных, согласнозакону, ибо молодой человек грозил покончить с собой. Лукреция в отчаянии.За завтракомледи Брутн между прочим сообщает Ричарду Дэллоуэю и Хью Уитбреду, которых она пригласилак себе по важному делу, что Питер Уолш недавно вернулся в Лондон. В связи с этимРичарда Дэллоуэя по дороге домой охватывает желание купить Клариссе что-то оченькрасивое. Его взволновало воспоминание о Питере, о молодости. Он покупает прекрасныйбукет из красных и белых роз и хочет, как только войдет в дом, сказать жене, что любит её.
Однако решиться на это ему не хватает духу. Но Кларисса и так счастлива. Букет говоритсам за себя, да ещё и Питер навестил её. Чего ещё желать?В это время её дочь Элизабету себя в комнате занимается историей со своей преподавательницей, давно ставшейей подругой, крайне несимпатичной и завистливой мисс Килман. Кларисса ненавидит эту особуза то, что та отнимает у нее дочь. Будто бы эта грузная, безобразная, пошлая, бездоброты и милосердия женщина знает смысл жизни. После занятий Элизабет и мисс Килман идутв магазин, где преподавательница покупает какую-то невообразимую нижнюю юбку,
объедается за счет Элизабет пирожными и, как всегда, жалуется на свою горькую судьбу,
на то, что никому не нужна. Элизабет еле вырывается из душной атмосферы магазинаи общества навязчивой мисс Килман.В это время Лукреция Смит сидит у себя в квартиревместе с Септимусом и мастерит шляпку для одной своей знакомой. Её муж, опять ненадолго ставпрежним, каким был в пору влюбленности, помогает ей советами. Шляпка выходит забавная.
Им весело. Они беззаботно смеются. В дверь звонят. Это доктор Доум. Лукреция спускается вниз,
чтобы побеседовать с ним и не пускать его к Септимусу, который боится доктора. Доумпытается оттеснить девушку от двери и пройти наверх. Септимус в панике; его захлестываетужас, он выбрасывается из окна и разбивается насмерть.К Дэллоуэям начинаютподъезжать гости, почтенные господа и леди. Кларисса встречает их, стоя на верху лестницы.
Она прекрасно умеет устраивать приемы и держаться на людях. Зал быстро заполняется народом.
Ненадолго заезжает даже премьер-министр. Однако Кларисса слишком волнуется, она чувствует, какпостарела; прием, гости больше не доставляют ей прежней радости. Когда она провожаетвзглядом уезжающего премьер-министра, то напоминает сама себе Килманшу, Килманшу - врага.
Она её ненавидит. Она её любит. Человеку нужны враги, не друзья. Друзья найдут её, когда захотят.
Она к их услугам.С большим опозданием приезжает чета Брэдшоу. Доктор рассказываето самоубийстве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, чтов несчастье не захотела бы попасться ему на глаза.Приезжает Питер и подругаюности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабрикантом и имеет пятерыхвзрослых сыновей. Она не виделась с Клариссой чуть ли не с юности и заехалак ней, лишь случайно оказавшись в Лондоне.Питер долго сидит в ожидании, когдаже Кларисса улучит минутку и подойдет к нему. Он ощущает в себе страх и блаженство.
Он не может понять, что повергает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он просебя.И он видит её.

Год написания:

1925

Время прочтения:

Описание произведения:

"Миссис Дэллоуэй" - это четвёртый по счёту роман у английской писательницы Вирджинии Вулф, который был опубликован 14 мая 1925 года. В романе повествуется о придуманной героине - Клариссе Дэллоуэй, которая была светской английской дамой, и описывается всего один день из её жизни. Роман "Миссис Дэллоуэй" стал одним из самых известных у Вулф.

На русский язык перевод текста сделан Е. Суриц, и интересно, что в 2005 году произведение заняло место в сотне лучших англоязычных романов, которые были изданы после 1923 года. Читайте краткое содержание романа "Миссис Дэллоуэй".

Краткое содержание романа
Миссис Дэллоуэй

Действие романа разворачивается в Лондоне, в среде английской аристократии, в 1923 г, и по времени занимает всего один день. Наряду с реально происходящими событиями читатель знакомится и с прошлым героев, благодаря «потоку сознания».

Кларисса Дэллоуэй, пятидесятилетняя светская дама, жена Ричарда Дэллоуэя, члена парламента, с самого утра готовится к предстоящему вечером в ее доме приему, на который должны пожаловать все сливки английского высшего общества. Она выходит из дому и направляется в цветочный магазин, наслаждаясь свежестью июньского утра. По дороге она встречает Хью Уитбреда, знакомого ей с детства, теперь занимающего высокий хозяйственный пост в королевском дворце. Ее, как всегда, поражает его чересчур элегантный и ухоженный вид. Хью всегда чуть-чуть подавлял ее; рядом с ним она чувствует себя, как школьница. В памяти Клариссы Дэллоуэй всплывают события ее далекой юности, когда она жила в Бортоне, и Питер уолш, влюбленный в нее, всегда бесился при виде Хью и уверял, что у него нет ни сердца, ни мозгов, а есть одни лишь манеры. Тогда она не вышла замуж за Питера из-за его слишком придирчивого характера, но теперь нет-нет да и подумает, что бы сказал Питер, если бы был рядом. Кларисса чувствует себя бесконечно юной, но одновременно и невыразимо древней.

Она заходит в цветочный магазин и подбирает букет. На улице слышен звук, похожий на выстрел. Это врезалась в тротуар машина одного из «сверхзначительных» лиц королевства - принца уэльского, королевы, может быть, и премьер министра. При этой сцене присутствует Септимус Уоррен-Смит, молодой человек лет тридцати, бледный, в обтрепанном пальтеце и с такой тревогой в карих глазах, что, кто на него ни взглянет, сразу тревожится тоже. Он прогуливается вместе со своей женой Лукрецией, которую пять лет назад привез из Италии. Незадолго до этого он сказал ей, что покончит с собой. Она боится, как бы люди не услышали его слов, и пытается поскорее увести его с мостовой. С ним часто случаются нервные припадки, у него возникают галлюцинации, ему кажется, что перед ним появляются мертвецы, и тогда он разговаривает сам с собой. Лукреция больше не может этого вынести. Она досадует на доктора Доума, уверяющего: с ее мужем все в порядке, абсолютно ничего серьезного. Ей жаль себя. Тут, в Лондоне, она совсем одна, вдали от своей семьи, сестер, которые по-прежнему в Милане сидят в уютной комнатке и мастерят соломенные шляпки, как делала и она до свадьбы. А теперь некомуее защитить. Муж ее больше не любит. Но она никому и никогда не скажет, будто бы он сумасшедший.

Миссис Дэллоуэй с цветами входит в свой дом, где давно уже суетятся слуги, подготавливая его к вечернему приему. Около телефона она видит записку, из которой явствует, что звонила леди Брутн и желала узнать, будет ли мистер Дэллоуэй сегодня завтракать с нею. Леди Брутн, эта влиятельная великосветская дама, ее, Клариссу, не пригласила. Кларисса, чья голова полна невеселых дум о муже и о собственной жизни, поднимается к себе в спальню. Она вспоминает свою молодость: Бортон, где жила с отцом, свою подругу Салли Сетон, красивую, живую и непосредственную девушку, Питера Уолша. Она достает из шкафа зеленое вечернее платье, которое собирается надеть вечером и которое надо починить, потому что оно лопнуло по шву. Кларисса принимается за шитье.

Вдруг с улицы, в дверь, раздается звонок. Питер уолш, теперь пятидесятидвухлетний мужчина, только что вернувшийся из Индии в Англию, где не был уже пять лет, взлетает по лестнице к миссис Дэллоуэй. Он расспрашивает свою старую подругу о ее жизни, о семье, а про себя сообщает, что приехал в Лондон в связи со своим разводом, так как снова влюблен и хочет второй раз жениться. У него сохранилась привычка при разговоре играть своим старым ножом с роговой ручкой, который он в данный момент сжимает в кулаке. От этого Кларисса, как и прежде, чувствует себя с ним несерьезной, пустой балаболкой. И вдруг Питер, сраженный неуловимыми силами, ударяется в слезы. Кларисса успокаивает его, целует его руку, треплет по коленке. Ей с ним удивительно хорошо и легко. А в голове мелькает мысль, что, если бы она вышла за него замуж, эта радость могла бы всегда быть с ней. Перед уходом Питера в комнату к матери входит ее дочь Элизабет, темноволосая девушка семнадцати лет. Кларисса приглашает Питера на свой прием.

Питер идет по Лондону и удивляется, как же быстро изменился город и его жители за то время, пока его не было в Англии. В парке на скамейке он засыпает, и ему снится Бортон, то, как Дэллоуэй стал ухаживать за Клариссой и она отказалась выйти замуж за Питера, как он страдал после этого. Проснувшись, Питер идет дальше и видит Септимуса и Лукрецию Смит, которую муж доводит до отчаяния своими вечными приступами. Они направляются на осмотр к известному доктору сэру Уильяму Брэдшоу. Нервный срыв, переросший в болезнь, впервые возник у Септимуса еще в Италии, когда в конце войны, на которую он ушел добровольцем, погиб Эванс, его товарищ по оружию и друг.

Доктор Брэдшоу заявляет о необходимости поместить Септимуса в лечебницу для душевнобольных, согласно закону, ибо молодой человек грозил покончить с собой. Лукреция в отчаянии.

За завтраком леди Брутн между прочим сообщает Ричарду Дэллоуэю и Хью Уитбреду, которых она пригласила к себе по важному делу, что Питер уолш недавно вернулся в Лондон. В связи с этим Ричарда Дэллоуэя по дороге домой охватывает желание купить Клариссе что-то очень красивое. Его взволновало воспоминание о Питере, о молодости. Он покупает прекрасный букет из красных и белых роз и хочет, как только войдет в дом, сказать жене, что любит ее. Однако решиться на это ему не хватает духу. Но Кларисса и так счастлива. Букет говорит сам за себя, да еще и Питер навестил ее. Чего еще желать?

В это время ее дочь Элизабет у себя в комнате занимается историей со своей преподавательницей, давно ставшей ей подругой, крайне несимпатичной и завистливой мисс Килман. Кларисса ненавидит эту особу за то, что та отнимает у нее дочь. Будто бы эта грузная, безобразная, пошлая, без доброты и милосердия женщина знает смысл жизни.

После занятий Элизабет и мисс Килман идут в магазин, где преподавательница покупает какую-то невообразимую нижнюю юбку, объедается за счет Элизабет пирожными и, как всегда, жалуется на свою горькую судьбу, на то, что никому не нужна. Элизабет еле вырывается из душной атмосферы магазина и общества навязчивой мисс Килман.

В это время Лукреция Смит сидит у себя в квартире вместе с Септимусом и мастерит шляпку для одной своей знакомой. Ее муж, опять ненадолго став прежним, каким был в пору влюбленности, помогает ей советами. Шляпка выходит забавная. Им весело. Они беззаботно смеются. В дверь звонят. Это доктор Доум. Лукреция спускается вниз, чтобы побеседовать с ним и не пускать его к Септимусу, который боится доктора. Доум пытается оттеснить девушку от двери и пройти наверх. Септимус в панике; его захлестывает ужас, он выбрасывается из окна и разбивается насмерть.

К Дэллоуэям начинают подъезжать гости, почтенные господа и леди. Кларисса встречает их, стоя на верху лестницы. Она прекрасно умеет устраивать приемы и держаться на людях. Зал быстро заполняется народом. Ненадолго заезжает даже премьер-министр. Однако Кларисса слишком волнуется, она чувствует, как постарела; прием, гости больше не доставляют ей прежней радости. Когда она провожает взглядом уезжающего премьер-министра, то напоминает сама себе Килманшу, Килманшу - врага. Она ее ненавидит. Она ее любит. Человеку нужны враги, не друзья. Друзья найдут ее, когда захотят. Она к их услугам.

С большим опозданием приезжает чета Брэдшоу. Доктор рассказывает о самоубийстве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, что в несчастье не захотела бы попасться ему на глаза.

Приезжает Питер и подруга юности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабрикантом и имеет пятерых взрослых сыновей. Она не виделась с Клариссой чуть ли не с юности и заехала к ней, лишь случайно оказавшись в Лондоне.

Питер долго сидит в ожидании, когда же Кларисса улучит минутку и подойдет к нему. Он ощущает в себе страх и блаженство. Он не может понять, что повергает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он про себя.

И он видитее.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа "Миссис Дэллоуэй" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

«Миссис Дэллоуэй» - роман английской писательницы Вирджинии Вулф 1925 года об одном дне вымышленной героини Клариссы Дэллоуэй, светской женщины пост-военной Англии.

События романа происходят в 1923 году, в Лондоне и по своему времени вся картина великосветской и будничной жизни героев разворачивается на протяжении всего одного дня. Наряду с настоящими событиями, читатель знакомится с прошлым героев, благодаря их воспоминаниям о несбывшихся желаниях.
Кларисса Дэллоуэй — жена члена британского парламента Ричарда Деллоуэй готовится к великосветскому пышному приему у себя в доме. Ей 52 года, но она полна романтики и любви. К празднику необходимо купить цветы, и Кларисса идет в магазин, вдыхая упоительную свежесть раннего июньского утра. По дороге она неожиданно встречает друга детства — манерного и чопорного Хью Бреда, который теперь занимает высокий административный пост во дворце ее Величества. Хью всегда был немного агрессивен в своем обращении с Клариссой и подавлял ее. Рядом с ним она чувствовала себя ребенком. Однако он всегда был элегантен и ухожен. Кларисса вспоминает свои далекие года школьной юности в Бортоне. Тогда Питер Уорш был безответно влюблен в юную красавицу Клариссу, а Хью Бреда считал бессердечным и безмозглым, манерным снобом. Один только вид Хью бесил Уорша. В то время Кларисса отказалась принять от Питера предложение о замужестве, но теперь она думает об этом человеке. Она предполагает, как бы сейчас отреагировал Питер, увидев ее с Хью Бредом. В сердце женщины зарождаются двоякие чувства: бесконечной юности и зрелости, утраты несбывшихся надежд.

В цветочном магазине она выбирает понравившийся букет. Вдруг на улице слышен хлопок. Может быть это автомобиль премьер-министра, или принца Уэльского? А может быть, это сама королева попала в неприятную ситуацию? Вокруг аварии собирается толпа. В ней читатель знакомится с Септимусом Уоррен-Смитом, болезненным молодым человеком тридцати лет, бедно одетым и страдающим душевным недугом.

Его тревожные карие глаза внушают смятение прохожим. Септимус вышел на прогулку со своей женой Лукрецией, которая, выйдя замуж, приехала жить в Лондон из Италии. Молодая женщина не находит себе места. Она одна в Лондоне, вдали от своих сестер, которые также продолжают мастерить шляпки, что делала она до брака с англичанином. А теперь она совсем беззащитна, муж больше не любит ее. Но все равно Лукреция никому не скажет, что ее муж — душевнобольной человек.

Миссис Деллоуэй с цветами возвращается домой. В доме идет подготовка к балу, суетятся слуги, растапливается камин, накрываются столы. Возле телефона Кларисса находит записку с приглашением от миссис Брутн на завтрак. Леди Брутн, дама из высшего лондонского общества, даже не подумала пригласить Клариссу. С мыслями о своей тяжелой жизни и о муже Кларисса поднимается в спальню. И тут в памяти всплывают воспоминания о далекой юности: о беззаботной жизни с отцом в Бортоне, о ее подруге Салли Сетон, красивой, непоседливой девушке. Она достает из гардероба роскошное вечернее платье зеленого цвета, которое все — таки придется починить, так как оно разошлось по швам. Кларисса принимается за шитье.

Вдруг раздается звонок в дверь. Кларисса не верит своим глазам. Из Индии вернулся пятидесятидвухлетний Питер Уолш. Он недавно развелся и теперь хочет жениться во второй раз. В то же время Питер и сам не забывает расспросить свою давнишнюю подругу о делах, семье, жизни. Разговаривая с Клариссой, Питер сохранил свою не совсем понятную привычку жонглировать ножом с роговой ручкой. От таких жестов Кларисса чувствует себя маленькой и беспомощной девочкой перед этим чувственным человеком. И вдруг Питер в порыве тоски и чувств разрыдался перед своей подругой. Кларисса как может, успокаивает его: целует руку, хлопает по коленке. С ним она снова чувствует себя беззаботно и непринужденно. Она думает, что если бы тогда вышла замуж за Питера, а не отказала ему, то всегда была бы счастлива. До того как Питер ушел в комнату к Клариссе входит ее дочь Элизабет — темноволосая девушка семнадцати лет.

Питер прогуливается по улицам Лондона. Его удивлению нет предела: как быстро изменился город. Он засыпает в парке на лавочке. Мужчине снится его жизнь в Бортоне: то, как Деллоуэй ухаживал за Клариссой. Тогда девушка отказалась выйти замуж за Питера, несмотря на все старания снискать расположение юной особы. Питер просыпается и идет дальше. По дороге он встречает Септимуса и Лукрецию. Септимус опять явно не здоров, его припадки и галлюцинации усилились. Теперь Лукреция ведет мужа к доктору сэру Уильяму Брэдщоу. Нервные припадки появились у Септимуса еще в Италии, после войны, куда он отправился добровольцем, и где погиб его друг Эванс.

После осмотра молодого человека доктор Брэдшоу настаивает на том, чтобы Септимуса поместили в психиатрическую лечебницу, ибо того требует закон. Лукреция в смятении и пока не решается на это.
На завтраке у леди Брутн присутствуют мистер Деллоуэй и Хью Бред. Леди Брутн сообщает им, что из Индии в Лондон по важному делу вернулся Питер Уолш. По дороге домой Ричард Деллоуэй решает порадовать жену красивым подарком. Он вспоминает свои молодые годы, отчаянные попытки Питера завоевать расположение Клариссы. Ричард покупает своей жене букет роскошных алых и белых роз. Он решил, что вернется домой и скажет Клариссе, как по-прежнему сильно он ее любит. Но Ричард не решается сделать это.

А Кларисса все равно счастлива. Красивый букет сам все говорит за себя. К тому же она виделась с Питером. Что еще нужно для счастья?
А в это время дочь Клариссы Элизабет берет уроки истории у крайне несимпатичной мисс Килман. Элизабет и мисс Килман давно уже стали друзьями, и Клариссе не нравилось это. Она считает, что эта грузная и грубоватая женщина, с пошловатыми манерами отнимает у нее дочь. Мисс Кульман и Элизабет идут в магазин, где учительница покупает себе несуразную нижнюю юбку, ест слишком много пирожных, причем за счет юной Элизабет. При этом мисс Килман жалуется на свою горькую судьбу. Элизабет торопится скорее покинуть душную обстановку магазина и общество надоедливой мисс Килман.

Далее события романа переносятся в квартирку Лукреции и Септимуса Смит. Лукреция мастерит шляпку для своей подруги, а Септимусу стало немного легче. Теперь молодой человек ненадолго оказался в ясном сознании, он помогает жене советами. Шляпка выходит забавной, супруги смеются. Они счастливы. Но их семейную идиллию нарушает доктор Доум. Он хочет видеть Септимуса. Септимус боится доктора и не желает видеть его. Доум пытается оттолкнуть девушку и подняться наверх. Септимуса охватывает беспокойство и ужас. В панике он начинает метаться по комнате, выпрыгивает из окна и разбивается насмерть.

Почтенные гости собираются в доме у Деллоуэя. Кларисса по-прежнему вежлива и обходительна со всеми. Она умеет принимать гостей, но чувствует, что года берут свое. На торжественный вечер приезжает сам премьер-министр. Провожая столь именитого гостя и глядя вслед его машине, Кларисса чувствует себя Килманшей, которую она ненавидит и любит. Килманша — враг, враги нужны людям. А друзья всегда будут рядом с Клариссой, пока она им нужна. Леди Деллоуэй всегда к их услугам.

С большим опозданием приезжает чета Брэдшоу. Доктор рассказывает о самоубийстве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, что в несчастье не захотела бы попасться ему на глаза.

Приезжает Питер и подруга юности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабрикантом и имеет пятерых взрослых сыновей. Она не виделась с Клариссой чуть ли не с юности и заехала к ней, лишь случайно оказавшись в Лондоне.

Питер долго сидит в ожидании, когда же Кларисса улучит минутку и подойдёт к нему. Он ощущает в себе страх и блаженство. Он не может понять, что повергает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он про себя.

Действие романа разворачивается в Лондоне, в среде английской аристократии, в 1923 г., и по времени занимает всего один день. Наряду с реально происходящими событиями читатель знакомится и с прошлым героев, благодаря «потоку сознания».

Кларисса Дэллоуэй, пятидесятилетняя светская дама, жена Ричарда Дэллоуэя, члена парламента, с самого утра готовится к предстоящему вечером в её доме приёму, на который должны пожаловать все сливки английского высшего общества. Она выходит из дому и направляется в цветочный магазин, наслаждаясь свежестью июньского утра. По дороге она встречает Хью Уитбреда, знакомого ей с детства, теперь занимающего высокий хозяйственный пост в королевском дворце. Её, как всегда, поражает его чересчур элегантный и ухоженный вид. Хью всегда чуть-чуть подавлял её; рядом с ним она чувствует себя, как школьница. В памяти Клариссы Дэллоуэй всплывают события её далёкой юности, когда она жила в Бортоне, и Питер Уолш, влюблённый в неё, всегда бесился при виде Хью и уверял, что у него нет ни сердца, ни мозгов, а есть одни лишь манеры. Тогда она не вышла замуж за Питера из-за его слишком придирчивого характера, но теперь нет-нет да и подумает, что бы сказал Питер, если бы был рядом. Кларисса чувствует себя бесконечно юной, но одновременно и невыразимо древней.

Она заходит в цветочный магазин и подбирает букет. На улице слышен звук, похожий на выстрел. Это врезалась в тротуар машина одного из «сверхзначительных» лиц королевства - принца Уэльского, королевы, может быть, и премьер министра. При этой сцене присутствует Септимус Уоррен-Смит, молодой человек лет тридцати, бледный, в обтрёпанном пальтеце и с такой тревогой в карих глазах, что, кто на него ни взглянет, сразу тревожится тоже. Он прогуливается вместе со своей женой Лукрецией, которую пять лет назад привёз из Италии. Незадолго до этого он сказал ей, что покончит с собой. Она боится, как бы люди не услышали его слов, и пытается поскорее увести его с мостовой. С ним часто случаются нервные припадки, у него возникают галлюцинации, ему кажется, что перед ним появляются мертвецы, и тогда он разговаривает сам с собой. Лукреция больше не может этого вынести. Она досадует на доктора Доума, уверяющего: с её мужем все в порядке, абсолютно ничего серьёзного. Ей жаль себя. Тут, в Лондоне, она совсем одна, вдали от своей семьи, сестёр, которые по-прежнему в Милане сидят в уютной комнатке и мастерят соломенные шляпки, как делала и она до свадьбы. А теперь некому её защитить. Муж её больше не любит. Но она никому и никогда не скажет, будто бы он сумасшедший.

Миссис Дэллоуэй с цветами входит в свой дом, где давно уже суетятся слуги, подготавливая его к вечернему приёму. Около телефона она видит записку, из которой явствует, что звонила леди Брутн и желала узнать, будет ли мистер Дэллоуэй сегодня завтракать с нею. Леди Брутн, эта влиятельная великосветская дама, её, Клариссу, не пригласила. Кларисса, чья голова полна невесёлых дум о муже и о собственной жизни, поднимается к себе в спальню. Она вспоминает свою молодость: Бортон, где жила с отцом, свою подругу Салли Сетон, красивую, живую и непосредственную девушку, Питера Уолша. Она достаёт из шкафа зелёное вечернее платье, которое собирается надеть вечером и которое надо починить, потому что оно лопнуло по шву. Кларисса принимается за шитье.

Вдруг с улицы, в дверь, раздаётся звонок. Питер Уолш, теперь пятидесятидвухлетний мужчина, только что вернувшийся из Индии в Англию, где не был уже пять лет, взлетает по лестнице к миссис Дэллоуэй. Он расспрашивает свою старую подругу о её жизни, о семье, а про себя сообщает, что приехал в Лондон в связи со своим разводом, так как снова влюблён и хочет второй раз жениться. У него сохранилась привычка при разговоре играть своим старым ножом с роговой ручкой, который он в данный момент сжимает в кулаке. От этого Кларисса, как и прежде, чувствует себя с ним несерьёзной, пустой балаболкой. И вдруг Питер, сражённый неуловимыми силами, ударяется в слезы. Кларисса успокаивает его, целует его руку, треплет по коленке. Ей с ним удивительно хорошо и легко. А в голове мелькает мысль, что, если бы она вышла за него замуж, эта радость могла бы всегда быть с ней. Перед уходом Питера в комнату к матери входит её дочь Элизабет, темноволосая девушка семнадцати лет. Кларисса приглашает Питера на свой приём.

Питер идёт по Лондону и удивляется, как же быстро изменился город и его жители за то время, пока его не было в Англии. В парке на скамейке он засыпает, и ему снится Бортон, то, как Дэллоуэй стал ухаживать за Клариссой и она отказалась выйти замуж за Питера, как он страдал после этого. Проснувшись, Питер идёт дальше и видит Септимуса и Лукрецию Смит, которую муж доводит до отчаяния своими вечными приступами. Они направляются на осмотр к известному доктору сэру Уильяму Брэдшоу. Нервный срыв, переросший в болезнь, впервые возник у Септимуса ещё в Италии, когда в конце войны, на которую он ушёл добровольцем, погиб Эванс, его товарищ по оружию и друг.

Доктор Брэдшоу заявляет о необходимости поместить Септимуса в лечебницу для душевнобольных, согласно закону, ибо молодой человек грозил покончить с собой. Лукреция в отчаянии.

За завтраком леди Брутн между прочим сообщает Ричарду Дэллоуэю и Хью Уитбреду, которых она пригласила к себе по важному делу, что Питер Уолш недавно вернулся в Лондон. В связи с этим Ричарда Дэллоуэя по дороге домой охватывает желание купить Клариссе что-то очень красивое. Его взволновало воспоминание о Питере, о молодости. Он покупает прекрасный букет из красных и белых роз и хочет, как только войдёт в дом, сказать жене, что любит её. Однако решиться на это ему не хватает духу. Но Кларисса и так счастлива. Букет говорит сам за себя, да ещё и Питер навестил её. Чего ещё желать?

В это время её дочь Элизабет у себя в комнате занимается историей со своей преподавательницей, давно ставшей ей подругой, крайне несимпатичной и завистливой мисс Килман. Кларисса ненавидит эту особу за то, что та отнимает у неё дочь. Будто бы эта грузная, безобразная, пошлая, без доброты и милосердия женщина знает смысл жизни. После занятий Элизабет и мисс Килман идут в магазин, где преподавательница покупает какую-то невообразимую нижнюю юбку, объедается за счёт Элизабет пирожными и, как всегда, жалуется на свою горькую судьбу, на то, что никому не нужна. Элизабет еле вырывается из душной атмосферы магазина и общества навязчивой мисс Килман.

В это время Лукреция Смит сидит у себя в квартире вместе с Септимусом и мастерит шляпку для одной своей знакомой. Её муж, опять ненадолго став прежним, каким был в пору влюблённости, помогает ей советами. Шляпка выходит забавная. Им весело. Они беззаботно смеются. В дверь звонят. Это доктор Доум. Лукреция спускается вниз, чтобы побеседовать с ним и не пускать его к Септимусу, который боится доктора. Доум пытается оттеснить девушку от двери и пройти наверх. Септимус в панике; его захлёстывает ужас, он выбрасывается из окна и разбивается насмерть.

К Дэллоуэям начинают подъезжать гости, почтенные господа и леди. Кларисса встречает их, стоя на верху лестницы. Она прекрасно умеет устраивать приёмы и держаться на людях. Зал быстро заполняется народом. Ненадолго заезжает даже премьер-министр. Однако Кларисса слишком волнуется, она чувствует, как постарела; приём, гости больше не доставляют ей прежней радости. Когда она провожает взглядом уезжающего премьер-министра, то напоминает сама себе Килманшу, Килманшу - врага. Она её ненавидит. Она её любит. Человеку нужны враги, не друзья. Друзья найдут её, когда захотят. Она к их услугам.

С большим опозданием приезжает чета Брэдшоу. Доктор рассказывает о самоубийстве Смита. В нем, в докторе, есть что-то недоброе. Кларисса чувствует, что в несчастье не захотела бы попасться ему на глаза.

Приезжает Питер и подруга юности Клариссы Салли, которая теперь замужем за богатым фабрикантом и имеет пятерых взрослых сыновей. Она не виделась с Клариссой чуть ли не с юности и заехала к ней, лишь случайно оказавшись в Лондоне.

Питер долго сидит в ожидании, когда же Кларисса улучит минутку и подойдёт к нему. Он ощущает в себе страх и блаженство. Он не может понять, что повергает его в такое смятение. Это Кларисса, решает он про себя.

И он видит её.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!