Внутренний голос как называется. Интуиция: как услышать свой внутренний голос

У нас есть два голоса: одним мы разговариваем с людьми, и это наш внешний голос, другой голос, который звучит внутри нас и это наш внутренний голос делают свое дело – он перестает принадлежать вам, вы даже внутри себя говорите штампами, голосами других людей, иногда это даже не знакомые вам персонажи, люди из фильмов или с телевидения.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков тон вашего внутреннего голоса? Если проанализировать по времени то, что вы слышите, то, сколько в процентах, времени вы слышите критикующий, неодобрительный, жесткий голос? Сколько времени, в процентном соотношении, вы слышите одобряющий, поддерживающий голос, который помогает вам справляться с вашими делами?

2. Сравните полученный результат. Посмотрите, что вы слышите большую часть времени у себя в голове? Любовь и поддержку или отрицание и насмешку? Перевод в цифры и измерение в процентном соотношении, поможет вам быстро определить, с каким голосом внутри вас вы имеете дело.

3. Послушайте высказывания внутри вас. Этот голос принадлежит вам или он похож на голос кого-то из важных вам людей? Прислушайтесь к тону и манере высказываться. Кому, если не вам, может принадлежать данный голос?

4. Что на самом деле вы хотите слышать внутри себя? Какой тон голоса и какое содержание вы бы хотели слушать? Представьте, что вы будете внутренним «голосом» ваших детей – что бы вы хотели, чтобы они слышали от вашего внутреннего голоса?

5. Вы уже проходили упражнение на определение своей глубинной ценности. Подумайте, насколько ваш внутренний голос соответствует вашей корневой ценности? Померьте в процентном соотношении совпадение вашей ценности с внутренним голосом? Как вы думаете, ваш внутренний голос ведет вас по жизни, в соответствии с вашей глубинной ценностью или напротив, уводит вас от важных для вас вещей? Куда ведет вас ваш внутренний голос? Вам нравится тот жизненный маршрут, которым вы движетесь?

Проделав данное домашнее задание, посмотрите на ответы, которые вы получили. Подведите итого проведенному анализу – насколько ваш внутренний голос еще принадлежит вам. Это очень важно, так как у каждой из нас есть и внутренний и внешний голоса, которыми мы рассказываем сами себе истории про то, какие мы есть. Чем чаще мы внутри себя слышим голос, который говорит нам, например, что вы не очень хорошая жена или мать, то тем глубже эти истории проникают в ваше подсознание. Обратив внимание на нескончаемый внутренний разговор, вы начинаете сами определять, что вы хотите слушать и какой вы будете. Внушения от постоянно повторяемого диалога могут быть как разрушающими для вас, так и ведущие вас к вашим целям и к жизни, которую вы хотите прожить.

Но мало кто из женщин обращает внимание на качество мыслей, проносящихся в голове. Так как ваш внутренний голос рассказывает вам вашу историю все время, вы редко даже осознаете то, что вам «рассказывают» что-то, что потом оказывает огромное влияние на всю вашу жизнь. Все эти истории внушают вам образ того, какая вы. Проще говоря, мы регулярно, в день изо дня, занимаемся самогипнозом.

Кручусь с боку на бок в постели, уставшая от гудения мыслей в голове, от бесцельно прожитого дня и долго мучаясь от бессонницы… Легкое дуновение забирает мое сознание, и замолкает гудение мыслей и . Долгожданный сон...

Вдруг в самый умиротворенный момент очень отчетливо и внезапно мужской голос окликает меня по имени и что-то спрашивает.

«А?! Что?!» - вскакиваю в ужасе. Тело дрожит, сердце выскакивает из груди. Не понимаю, что происходит... Липкий пот приклеил меня к мятой простыне.
Так происходит каждую ночь. Страшно ложиться спать. Тяжело специально оттягивать время сна из-за боязни внезапных непонятных голосов. Пугает, напрягает, не дает покоя.

Ощущение сумасшествия

Я была одной из тех, кто способен «общаться с людьми» не открывая рта. Даже не обязательно присутствие самих собеседников. Я разговаривала с ними в своей голове. Иногда они сами говорили без моего «приглашения».

У меня была «способность» воспроизводить музыку, не включая ее в реальном режиме. Она в моей голове. То кружит с размахом классическая, то орет и грохочет рок. Хаотичное смешение внутренних диалогов вперемешку с музыкой вызывало жуткий дискомфорт. Голова от этого становилась тяжелой, гудящей, будто в голове пчелиный рой из озвученных мыслей.

В моей квартире происходили странные вещи. Из раза в раз были слышны шорохи или звуки падающей посуды, скрип двери. Или громкий мужской голос мог позвать меня из кухни. Когда я приходила на кухню, голос вновь звал, но уже из комнаты…

В какой-то момент я осознала, что слышу голоса в голове. Звуки и голоса настолько были реалистичны, что пугали. Мое сознание отказывалось верить, но учащение случаев с многоголосьем в голове заставляло разбираться, что происходит. И чем больше я думала об истреблении голосов, тем громче и интенсивнее внутри прокручивались бесконечные диалоги.

По ночам мне снились сны. Шумные, глумливые, раскатистые. Слышала голоса и невнятное гулкое сопровождение. Неясно было в полусне, где действительность, где сон.

Голосовые галлюцинации

Спрашивала у некоторых близких знакомых, бывают ли у них такие состояния. Пыталась себя успокоить, думая, что каждый нормальный человек слышит подобное и ничего необычного в этом нет. Расспросив пару-тройку знакомых, я поняла: слышу голоса одна. И не сыскать в мире человека, который поймет меня и скажет: «Я сам такой» , - и поведает мне потайную правду возникновения голосов.

Становилось проблематично разговаривать с людьми. Как только я задавала вопрос собеседнику, тут же переставала слышать ответ: внутренний диалог возобновлялся и абсолютно не давал шансов сосредоточиться. Человек говорит - отвечает мне, а я в это время смотрю сквозь него и уже давно веду внутренний разговор. Иногда внимательный собеседник видел мое равнодушие, отключение из беседы и благополучно ретировался.

Кому понравится общаться с человеком, который вас не слушает. Очевидны причины избегания знакомыми моей персоны. Иметь прекрасный слух и не слышать людей. Это вызывало у меня большие внутренние противоречия. Слышать голоса в голове, но не реальных людей.

Слышу голоса в голове: что делать

Рассказать кому-то, посоветоваться о том, что слышу голоса, - все равно, что признаться в своей одурелости. Все равно, что сказать: «Я чудаковата, слышу голоса. Вы меня не сторонитесь, пожалуйста. Просто я немного “шизанулась”!»

День за днем прокручивались в голове сотни диалогов, множество из них реально звучали. Я даже отвечала вслух на вопросы, которые мне задавались. Со стороны это смотрелось, как диалог без одного собеседника. А как же? Я должна ответить на возникшие вопросы - меня ведь спрашивают…

Общеизвестно, говорящих с собой и слышащих голоса зачисляют в «списки» сумасшедших. Во всяком случае, с головой у них точно непорядок. Я больна - душевно больна, - единственное, что возникло и закрепилось в моем понимании.

На сегодняшний день у меня нет ни внутренних назойливых диалогов, ни голосов. Пропали они навсегда. Сон нормальный и достаточный. Появилась энергия жить, совершать дела. Для апатии нет места. Удалось найти ту сферу деятельности, которая наполняет пустоты звукового вектора, дает толчок для умственной работы. Которая, кстати, приносит огромное, неописуемое удовольствие. Наконец, я живу.

Что бы вас ни тревожило, дайте себе шанс, приходите на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке .

Галина Поддубная, воспитатель


Раздел:

Пожалуй, каждый знает, что такое внутренний голос человека. Многие думают, что это нечто сокровенное, истинное, голос подсознания, которое уж точно знает, что нам нужно и что для нас лучше. Между тем, если внутренний голос человека говорит что-то плохое, вовсе необязательно это должно быть истиной в последней инстанции. Так что делать, когда внутренний голос говорит, — слушать его или нет?

Голос в нашей голове

Допустим, вы решили потребовать у начальника повышения по службе. Вы уже почти готовы к жаркому спору, но вдруг слышите где-то в собственной голове голос: «Лучше сиди тихо и не высовывайся, иначе вообще вылетишь с работы». Или, допустим, вам пришла в голову идея записаться на курсы живописи для любителей. Вы подумали, что такие занятия могут стать хорошим отдыхом и внесут разнообразие в серую жизнь. Но ваш внутренний голос шепчет: «Зачем тебе это в таком возрасте, ты же только опозоришься, у тебя нет ни капли таланта». Ваш энтузиазм тут же лопается, как мыльный пузырь…

Знакомая ситуация? Наверное, с чем-то подобным сталкивался каждый. Говорят, что, когда кто-то слышит голоса, ему нужно немедленно обратиться к психиатру. Но речь у нас пойдет совсем не о таком явлении. Наш внутренний голос – это внутренний критик, работающий как эффективная тормозная система. Его задачей является погашение энтузиазма, уничтожение веры в себя, стремление тянуть нас за ноги вниз. При этом он весьма изобретателен в придумывании оправданий, всегда находит какие-то поводы для бездействия.

Если внутренний голос говорит гадости, а мы позволим ему управлять своей жизнью, то проживем ее бесцветно, не попробуем ничего нового, потому что нас парализует страх и сомнения. В 99% он останавливает нас на месте, а, как известно, кто не идет вперед, тот движется назад.

Внутренний голос = интуиция?

Переоценивать значение внутренних монологов или диалогов с самими собой мы склонны потому, что часто принимаем их за свое настоящее «я», сигналы подсознания, интуицию. У некоторых людей действительно проблески интуиции случаются только в виде голосов. Они говорят, что явно слышат что-то в своей голове. Как отличить эту помощь космоса, Вселенной от внутреннего тормоза?

На самом деле это очень просто: проблески настоящей интуиции никогда не критикуют, не ввязывают вас в полемику и ничего не объясняют. Задача интуиции — защищать нас, поэтому «сообщения» от нее будут короткими и простыми: «не ходи туда-то», «пойди по другой улице», «позвони домой» и так далее. Вы не слышите в своей голове, что вам не нужно куда-то идти, потому что вы с чем-то не справитесь или заблудитесь. Интуиция не говорит: «Не ходи туда, потому что тебе угрожает опасность». А у внутреннего критика есть только одна цель — ослабить нас морально и превратить нас в свою жертву. Поэтому стоит избавиться от него или как минимум научиться его контролировать.

Как прекратить войну между ушами?

Многие люди сталкиваются с тем, что у них больше одного голоса. И это вовсе не причина ощущать себя сумасшедшим или из-за внутренних монологов скатиться в депрессию. С этим явлением нужно как-то справляться только потому, что оно блокирует реализацию мечтаний.

  1. Первый шаг к победе — это взгляд на себя с расстояния, взглядом наблюдателя, а также изменение точки зрения. Поверьте в то, что вы не игрушка, не пешка в руках космоса или мира, вы – если не единственная, то одна из главных причин собственных действий. Когда в очередной раз внутренний голос начинает говорить плохое, что нужно делать? Спросите себя, откуда это взялось. Скажите себе, что это ваш внутренний голос, но не вы сами, и верьте в это всем своим сердцем.
  2. Шаг второй – учиться позволять себе слабости, открыто признавать, что что-то пошло наперекосяк, было сделано неправильно. Это дает человеку огромную свободу, потому что ему больше не придется скрывать перед самим собой и миром собственные слабости. В любом человеке есть светлая и темная сторона, ангел и дьявол, герой и злодей. Вопрос только в том, кто победит в конкретной ситуации.

Когда внутренний голос примется нашептывать, что у вас ничего не получится, что вы ничего не умеете, энергично сами себя оборвите и скажите «стоп». Не дайте втянуть себя в эту игру мыслей и разума, отвлеките себя чем-то от них.

Практически каждый человек знаком со своим внутренним голосом, но далеко не каждый знает что такое на самом деле внутренний голос (интуиция?), и когда к нему можно прислушиваться, а когда нет.


В различных психоаналитических и психотерапевтических школах (течениях) Я-состояния называют по-разному, обычно, на практике, у человека рассматриваются три части «Я»: 1) Я-стереотипное, контролирующее, критикующее — Родительское «Я»; 2) Я-рациональное, логичное, реальное — Взрослое «Я»; 3) Я-иррациональное, фантастичное, архитипичное — Детское «Я» (оно же творческое, креативное, интуитивное).

Каждый легко может осознать, а после некоторой тренировки (наблюдения за собой и другими), и опознать свои внутренние голоса практически в любой жизненной ситуации, в том числе, и в вымышленной, не реальной.

Например , вы просыпаетесь утром по будильнику на работу, в школу, универ, но вам неохота вставать, и вы как бы слышите внутренний голос «Ребенка» — может не ходить, прогулять, надоело все…поспать бы еще… Но тут же появляется голос внутреннего «Родителя» — я тебе прогуляю, ну ка быстро из постели и на работу… Далее включается во «внутренний разговор» Взрослое «Я»…оценивает ситуацию здесь и сейчас, тестирует реальность, выстраивает прогнозы на ближайшее будущее, и принимает окончательное решение — «встаю и иду на работу»…

Все это происходит быстро, и в реальности, буквально, вы можете и не слышать эти внутренние голоса (диалог) — если, конечно, у вас нет шизофрении и вы не принимали психотропные препараты, психоделики — скорее, вы их можете почувствовать, заметить по своему поведению и некоторым мыслям.

Точно так же и в любой жизненной, в том числе стрессовой ситуации у человека возникает внутренний голос какого-то одного из эго-состояний РВД (Родитель, Взрослый, Дитя). Все зависит от того, какое Я-больше развито (наделено психической энергией , силой и властью) (тест РВД).

Стоит ли прислушиваться к внутреннему голосу, и к какому, если их три?
Конечно, слушать свой внутренний голос полезно, но нужно сначала научиться различать в себе субличности — Я-состояния (РВД). Это довольно просто, просто наблюдайте за собой: за своими мыслями, чувствами и поведением в различных жизненных ситуациях.

Да, порой довольно трудно определить в каком вы эго-состоянии в конкретный момент времени, особенно в критической, стрессовой ситуации. Но не беда, вы всегда можете проработать эту ситуацию позже, в своем воображении, ярко и красочно вспоминая прошедшую ситуацию, и просматривая ее в голове как видеоролик — в этом момент можно проанализировать, какой именно внутренний голос (РВД) вам что-то говорил и на поводу у какого Я-состояния вы пошли.

А так как ваши реакции в схожих ситуациях почти одинаковые (сказывается сценарий, программа жизни , зафиксированная в детстве), то вы легко можете прислушиваться к нужному и полезному внутреннему голосу, советчику и часто защитнику и помощнику.


Как различить внутренние голоса (РВД)?
Опознать какой именно внутренний голос сейчас говорит в вас, или кто с кем внутри вашей головы ведет диалог или спор — довольно просто, нужно только понять и запомнить как проявляется то или иное Я-состояние — их легче наблюдать у других, проецируя на себя.

Как вы уже поняли (см. выше), что внутренний голос исходящий от Родительского «Я» критикует, порицает, ругает, приказывает, запрещает, предвзято оценивает… Его «любимые» слова: надо, должен, нельзя, положено, делай — не делай, требуется, будь — не будь, и т.п. Иногда внутренний Родитель и разрешает и защищает, со словами можно…и осторожно, и т.п.

Любимые чувства и эмоции внутреннего Родителя — это гнев, злость, раздражение…иногда, умиление и радость…но редко…

Его поза и жесты, вместе с мимикой — угрожающие, надменные, высокомерные, доминирующие и т.д.

Внутренний Ребенок живет по принципу «ХОЧУ», поэтому Родительское Я-состояние и Детское являются по сути антагонистами — они часто противостоят друг другу, что может привести к конфликту внутри личности, а значит, к личностным и психологическим расстройствам человека, вплоть до неврозов и психозов.

Любимые слова детского Я-состояния — хочу-не хочу, буду-не буду…речь обычно укороченная, часто используются короткие фразы и междометия, типа Вау!, Класс!, Клево! «Супер!…Ох, Ах и т.п.

Остается Взрослое, реалистичное и рациональное эго-состояние, со своим внутренним голосом, кстати, это «Я» в гармоничной личности должно иметь право последнего голоса, т.е. принятия решения в той или иной ситуации.

Взрослое «Я» — безэмоционально и бесчувственно — как робот. Только сухая логика, интеллект и разум — подобие живого компьютера. Ровные жесты и позы, «каменная» мимика, спокойный и ровный голос… Выверенные, точные слова и фразы без «воды»… Например — «сколько время» — «пять часов»…

Это рациональное «Я» буквально воспринимает реальность, без детских выдумок и родительских стереотипов, без игнорирования ситуации «здесь и сейчас». Именно голос внутреннего Взрослого «Я» должен дать вам последнюю, решающую информацию, именно во внутреннем Взрослом вам нужно переработать голоса Родителя и Ребенка, включая требования и интуицию, и принять решение.

Однако, частая проблема в том, что у многих людей Взрослое Эго-состояние, которое, по сути, является арбитром между противоречиями Родителя и Дитя, не имеет необходимой силы и власти (энергии), поэтому люди часто попадают в психологический тупик и зависают в психологических играх , не зная какой внутренний голос слушать. Начинаются эмоционально-психологические, душевные страдания , уход в себя, апатия, пассивность и депрессии…в других случаях,

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!