Во сколько начинается 1 урок в школе. Ко второму уроку? Во сколько должны начинаться занятия в школе

В соответствии с поручением Президента в образовательной среде Брестчины идет обсуждение и изучение возможного пересмотра графика работы общеобразовательных школ.

Единого мнения по поводу того, когда лучше начинать занятия, нет. К каждому учреждению образования здесь нужно подходить в индивидуальном порядке, учитывая его специфику, считают педагоги.

СВОЯ СПЕЦИФИКА

На ступеньках СШ №7, одной из самых престижных и старейших в Бресте, не успеваю увернуться от гурьбы устремившихся из дверей старшеклассников. Впрочем, они-то мне и нужны.

– Как вы смотрите на то, если уроки у вас будут начинаться не в 8, а в 9 часов? – интересуюсь с ходу.

– Клёво! Хоть поспим. А заканчиваться будут, как теперь?

– Это вряд ли.

– Тогда не надо, а то ни в кружки, ни в спортивные секции не успеем.

– Все учебные заведения различаются – статусом, количеством детей, условиями для организации учебного процесса. В нашей школе 49 классов-комплектов, 1260 учеников. Основное здание, которое строилось в 50-е годы прошлого века, имеет просторные рекреации и не так много кабинетов. В 90-е добавилась пристройка, где больше аудиторий и поуже коридоры. И тем не менее занятия проводятся в режиме двух смен. Первый урок первой смены начинается в 8 утра, второй смены – в 14.00, звонок с последнего урока звучит в 19.30, – директор Светлана Езерская рассказывает о технических особенностях школы. – Мы максимально загрузили первую смену, поскольку во вторую, увы, отмечается снижение успеваемости… Словом, что касается перевода начала первого урока с 8 часов на 9, для нашей школы это нереально – здесь больше возможностей у тех учебных заведений, которые работают в одну смену. Мы сможем рассматривать такой вариант разве что в том случае, если субботу сделать учебным днем.

УСПЕТЬ ВСЁ

За учебную «пятидневку» ребята среднего звена здесь должны пройти 29 часов обязательных уроков, не считая факультативов и занятий в профильных классах, общая же нагрузка – до 35 часов. У старшеклассников – до 39, у первоклашек – 24 часа. Всё надо успеть.

Оживает школа, как правило, в 7.30 – к этому времени приходят не только дежурный администратор и дежурный класс, но и начинают массово подтягиваться «рядовые» ученики. Преимущественно – малыши первых-вторых классов, которых из рук в руки учителям передают спешащие на службу родители.

Непосредственно уроки у первоклассников начинаются без пяти девять – к этому времени они успевают проснуться как следует и настроиться на серьезную работу во время утреннего классного часа или факультативных занятий.

– Еще специфика нашей школы в том, что детей к нам привозят из разных районов города – в том числе Козловичей, Гершон, Плоски, Клейников, Ковердяк… Поэтому в 7.15 они уже здесь. И нам, соответственно, приходится быть на работе, – отмечает опытный учитель начальных классов Лариса Пропушняк. – Да и тем, кто живет в центре, надо успеть ребенка накормить, одеть соответственно погоде, проводить и тогда уже спокойно отправляться на работу – как показывает практика, не каждый первоклассник способен самостоятельно закрыть дверь квартиры. Что же касается второй смены – третьих и четвертых классов, по моим наблюдениям, последние уроки, которые заканчиваются в 18.30, абсолютно не продуктивны: дети практически уже спят. И если сдвинуть время начала уроков на еще более позднее, не знаю, что мы наработаем.

А к тому же, как рассказали педагоги, до 80% детей первых-вторых классов охвачены дополнительными образовательными услугами – родителями очень востребован немецкий язык, который преподают здесь на самом высоком уровне. И, как отмечают папы-мамы, ребенок гораздо лучше усваивает материал, если занятия начинаются с 8 часов, а не после уроков. И еще: почти 90% учеников среднего звена посещают внешкольные учреждения – кружки по интересам и спортивные секции. Для этого тоже необходимо время.

Готовясь к разговору, педагоги проанализировали, много ли ребят опаздывает к первому уроку первой смены. За последнюю неделю насчитали 28 человек, в том числе лишь пять учеников начальных классов. И в большинстве случаев это было связано с работой общественного транспорта в час пик, а не с тем, что ребенок проспал. Притом, что 78% учащихся не проживают в районе родной школы.

Очень многое зависит от семьи – насколько грамотно организован режим дня. Если ребенок вовремя ложится спать, если перед сном его ничто не отвлекает, не будоражит, вопросов с недосыпанием или вялостью на уроках нет, утверждают педагоги.


ПЛЮС 300 КМ В ДЕНЬ

Александр Шеметюк сколько себя помнит, в родную Ружанскую школу ходил к 9.00 – в это время начинались уроки. Возглавив учебное заведение, привычный график менять не стал: так удобно во всех отношениях.

– Новое здание, рассчитанное на 1100 учеников, построили 30 лет назад. Так что нынешним деткам в одну смену места хватает с лихвой. На сегодняшний день их 464 – вместе с теми, которых подвозим из окрестных деревень. Свои коррективы, к сожалению, по-прежнему вносит демографический спад – за последние пять лет количество учащихся уменьшилось примерно на 100 человек, – рассказывает Александр Викторович.

Два школьных автобуса за 3-4 рейса ежедневно доставляют в городской поселок 117 учеников из 11 населенных пунктов Пружанщины, одного из самых крупных по площади районов области. Ближайшая деревня Павлово – в 3,8 км, до самой дальней Близной – 13. За весь день оба автобуса наматывают почти 304 километра.

Те ребята, которые приезжают пораньше, имеют возможность до основных занятий посетить факультативы. Развозят также партиями. Первый автобус отправляется в 14.00, последний – около 17. Расписания занятий и движения транспорта скоординированы настолько, что малыши в продленке успевают подготовить домашнее задание, а ученики постарше – позаниматься на факультативах и в кружках. Словом, ни ждать, ни догонять не приходится. А местным, ружанским, ребятишкам так и вообще благодать: утром в школу не надо вставать ни свет ни заря.

ГЛАВНОЕ – ХОРОШЕНЬКО ВЫСПАТЬСЯ

Но дело даже не столько в том, когда просыпаться, главный вопрос – сколько спать, обращают внимание медики.

– Согласно исследованиям, современный школьник спит на полтора-два часа меньше, чем пару десятков лет назад спали его родители в том же возрасте, – отмечает специалист отдела общественного здоровья Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Валентина Машенская. –Накопленный дефицит сна по пагубному воздействию на организм сравним с гиподинамией или курением. Человеческий мозг развивается до 21-летнего возраста, в том числе и во время сна, поэтому длительное недосыпание в период роста и становления организма может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга.

Хронический дефицит сна приводит к снижению умственных способностей детей. Как показал проведенный эксперимент, шестиклассники, которые спали на час меньше всего лишь в течение месяца, по своим умственным способностям и знаниям скатывались до уровня четвероклассников. Дело в том, что именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днем информацию, переводя ее в долговременную память. Отсюда вывод: чем больше человек стремится запомнить в течение дня, тем больше сна ему необходимо. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, формул, исторических дат и подобных сведений, то есть можно говорить о прямой связи недосыпания с уровнем знаний учащихся и отметками в их дневниках.


Проведенный опрос 7000 старшеклассников в одном из штатов Америки показал, что отличники в среднем спали на пятнадцать минут дольше тех, кто учился на четверки, а те, в свою очередь, на четверть часа дольше троечников. Эти данные совпадают с рядом других исследований. В школах одного из штатов Америки начало уроков перенесли с 7.25 на 8.30. Последствия были поразительными. Всего лишь один лишний час сна значительно повысил оценки учеников по математике и языку.

Кроме того, нехватка сна ведет к накоплению в организме гормона стресса, повышает риск развития депрессии в два раза, что проявляется подростковой нервностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения. Следующая проблема, связанная с недостатком сна, – это нарушение выработки определенных гормонов, регулирующих рост и развитие детей.

Итак, исследования ученых показывают, что продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10-11 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8-9 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 8 часов в сутки. При таком режиме нервная система отдыхает, а организм восстанавливается.

Ложиться же спать школьникам нужно не позже 22 часов. В этот период человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Бодрствование после 22 часов нарушает процессы восстановления организма.


В ТЕМУ

Время начала занятий в учреждениях общего среднего образования четко прописано в утвержденных в стране санитарных правилах и нормах (СанПиН). В соответствии с требованиями СанПиН, учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену и не позднее 14.00 – во вторую; оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00.

Решая вопрос с графиком занятий, надо очень грамотно соотнести интересы и детей, и родителей, и учителей, и в целом общества, подчеркнул министр образования РБ Игорь Карпенко.

Как позднее объяснили в Министерстве, администрации школ, где дети учатся в одну смену, будут рассматривать возможность начала занятий в новом учебном году с 9.00. В школах, которые работают в две смены, окончательное решение также будет приниматься на местах. При этом будут учитываться загрузка детей второй смены и рабочий график. Родители смогут привозить своих детей в школу заблаговременно. Час до занятий с ними будут заниматься педагоги: делать зарядку, проводить уроки творчества.


А КАК У НИХ?

У наших соседей – в Польше, России и Украине – время начала уроков в школе – 8.00.

Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может меняться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта начало занятий может быть перенесено на 8.30 или 9.00. В 8 часов утра учеба чаще всего начинается также в Литве и Латвии.

А вот в некоторых школах Китая дети садятся за парты в 7.30. В Японии – в 8.45. Между 8 и 9 часами утра приступают к урокам американские школьники. В Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, Таких людей называют "совами", и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире - вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня - вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе - нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе - законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, - это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное - это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:

Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.

Расписание

Таким образом, занятия второй смены заканчиваются около шести-семи вечера в зависимости от количества уроков. Если принимать во внимание тот факт, что уроки начинаются в 14:00 расписание второй смены в школе будет выглядеть следующим образом:

Естественно, шесть уроков второй смены заканчиваются поздно, поэтому школьная администрация пытается сдвинуть начало занятий на более раннее время. Например, чтобы освободить кабинет на час раньше, последним уроком для первой смены могут поставить физкультуру, иностранный язык или любой другой предмет, который проходит в специализированном кабинете.

Начальная школа

Что касается второй смены в начальной школе, естественно она начинается и заканчивается раньше. Чаще всего занятия начинаются в 12 часов дня, а заканчиваются в четыре. Хотя бывает и такое, что дети приходят на занятия и в два часа дня.

Как показывает практика, младшеклассникам труднее всего адаптироваться к новому расписанию. Конечно, заботливые родители всячески будут помогать своим детям. И рано или поздно, путем проб и ошибок будет разработан оптимальный режим дня. Ученые сходятся во мнении, что самым лучшим вариантом станет такое расписание:

  • 7:00 - подъем.
  • 7-00-7:30 - зарядка, водные процедуры.
  • 7:30-8:00 - завтрак.
  • 8:00-8:20 - короткая прогулка.
  • 8:20-10:00 - выполнение домашнего задания.
  • 10:00-11:30 - свободное время и второй завтрак.
  • 11:30-13:00 - прогулка, игры на свежем воздухе.
  • 13:00-13:30 - обед.
  • 13:30-14:00 - сборы и дорога школу.
  • 14:00-18:00 - уроки в школе.
  • 18:30-19:00 - спортивные игры на свежем воздухе.
  • 19:00-20:00 - ужин и свободное время.
  • 20:30-7:00 - сон.

Это один из наиболее оптимальных вариантов режима дня для школьников возрастом 7-8 лет. Естественно, занятия в школе могут начинаться в разное время, поэтому режим дня каждый должен менять под себя, а для этого нужно учитывать некоторые нюансы.

Приоритеты расписания

Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок - это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности. В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:

  • Здоровое питание . В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема - не менее получаса в домашних условиях.
  • Сон и отдых . Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
  • Прогулки на свежем воздухе . Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала. Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
  • Учеба . В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры. Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину - знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).

Золотая середина

Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.

Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.

В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.

В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?

Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.

Как учиться?

Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, - это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.

Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.

Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.

Вторая смена в школе, учиться после обеда - это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности. Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное - научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему.

А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки - сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена - это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.

Накануне в школах, гимназиях и лицеях было много цветов, улыбок и теплых слов: по всей стране прозвенели последние звонки. У выпускников впереди горячая пора ЦТ, а у остальных школьников три месяца летних каникул, чтобы к 1 сентября с новыми силами сесть за парты. Только в котором часу прозвенит звонок на урок? В Минске школы в большинстве своем уже определились: занятия будут начинаться в 9.00. На полчаса раньше, в 8.30, уроки стартуют в 22 учреждениях образования, еще в двух - в 8.00. Что даст это нововведение и что тут надо учитывать? Об этом говорят гости конференц-зала «СБ».

* * *

Об актуальных вопросах среднего образования в конференц-зале «СБ» говорят главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга ЛИТВИНОВА, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина КАРЖОВА, директор минской гимназии № 29 Виктор ПШИКОВ и мама троих детей Анастасия СМОЛЬСКАЯ.

И.Каржова: Санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения, четко определено: оптимальное время начала учебных занятий - 9.00. Время начала второй смены - не позже 14.00, завершения - не позже 19.30. Эти рамки определены не сегодня и даже не вчера. Осенью 2016 года мы проводили анализ времени начала уроков в школах - и получилось, что треть учреждений образования начинает занятия в 8.00, еще треть - в 8.30 и одна треть - в 9.00. Сейчас Министерство образования совместно с управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома прорабатывает вопрос возможности начала учебных занятий в соответствии с оптимальным временем, определенным СанПИНами. Рассматриваем два вариант: в тех школах, которые работают в одну смену, - с 9.00, а в тех, у которых есть вторая смена, - с 8.30, чтобы укладываться во временные рамки завершения учебных занятий. Не будет жестко определено: все в 8.30 или в 9.00. Есть специфика каждого учреждения образования: где–то сельская местность и есть подвоз, где–то много классов занимаются во вторую смену, а где–то только начальные классы. Думаю, на местах будет организована работа, чтобы изучить ситуацию.

А.Смольская: У меня один ребенок учится в первую смену, второй - во вторую, а третий ходит в детский сад. И, конечно же, мне как маме удобно иногда отправить младшего ребенка со старшим, чтобы тот по пути в школу завел в садик, работающий с 8.00. Или такая ситуация: в новых районах школы перегружены, по 17 классов в параллели, на родительских собраниях шутят, что уже спортивный зал, коридор и холл нужно разделить на классы. Получается, что дети учатся чуть ли не в три смены: одни - с 8 утра, другие - где–то с 12.00, третьи - с плюс–минус 14.00. Сложность в том, что хочется, чтобы дети еще успевали в кружки, секции и на дополнительные занятия. Особенно тяжело со второй сменой, потому что, когда ребенок приходит из школы зимой, это уже ночь. И если начало занятий во вторую смену сдвинется, дети вообще ничего не будут успевать...

В.Пшиков: Можно отмечу как директор школы? У вас здесь вопрос более широкий, в том числе инфраструктуры, строительства школ в районе. Начинаются занятия в 8 или 9 часов утра, проблемы останутся те же...

А.Смольская: В любом случае, думаю, родителям спокойнее, если ребенок ушел в первую смену к 8.00, а не так, что не знаешь, где он и как...

В.Пшиков: У нас полторы тысячи детей и два здания, причем одно - для 1 - 4–х классов. Когда я начинал, было более 2.000 учеников и вторая смена, но мы сумели разрешить ситуацию. И уже на протяжении шести лет у нас 5 - 11–е классы приходят на занятия к 9 утра. Естественно, мы просчитали все варианты, обговорили их с педагогами и родителями. Учли и тот момент, что в гимназию поступают, поэтому ездят сюда из разных уголков Минска. Сложности могут быть только у учеников 5–х классов, остальные успешно сами добираются. Когда я шел на эту встречу, еще раз спросил у ребят, устраивает ли их время начала занятий в 9.00 - все ответили положительно. Шесть уроков у нас заканчиваются в 15.00, учитывайте, что у нас перерывы по 20 минут, на отдых уходит в общей сложности около часа. Начальную школу мы перевели с 8.30, в том числе чтобы более комфортно организовать питание детей. И 90 - 95% родителей такая ситуация устраивает, возможно, еще и потому, что наша гимназия находится в центре города. Родители спокойно привозят ребенка в 8.10 - 8.15, даже если он в 8.00 приедет, в «свободном режиме» находится буквально 10 - 15 минут. Учитель приходит в школу раньше, где–то к 8.00 - 8.10. Я вижу только плюсы, если дети ходят к 9.00.


О.Литвинова: Санитарными нормами и правилами еще в 2012 году было прописано, что учебный процесс должен начинаться не ранее 8.00, оптимально - в 9.00. С точки зрения медицины для ребенка, да и для взрослого человека, самые трудные часы - утренние. А для учащегося ребенка вдвойне, так как в это время самые низкие концентрация внимания, работоспособность и способность к переключению внимания. Естественно, ребенок начинает испытывать психологический дискомфорт, а следом за ним и тревожность. Это медленные шаги на пути развития различных психосоматических заболеваний. То есть мы постоянно держим его в состоянии стресса, естественно подводим к тому, от чего вроде как должны защищать. Если мы, конечно, говорим сейчас о ребенке. Потому что большинство дискуссий сводятся к теме удобства и привычек родителей.

«СБ»: Но ведь их мнение тоже важно. Все–таки нужно учитывать реальность: в Минске, да и в других городах, первоклассник сам далеко не всегда доберется в школу.

О.Литвинова: Мы как раз и обсуждаем разные варианты. На примере минской школы мы видим, что малыши приезжают в 8.30, в 9.00 - ученики постарше. И их это устраивает. Никто не говорит о четком времени для всех: дается резерв, то есть временная разбежка.

И.Каржова: Время начала занятий в каждой школе будет определять не Министерство образования или здравоохранения. Определяет директор с учетом специфики конкретного учреждения образования. И до начала учебного года у нас есть время, чтобы все проанализировать и продумать, учитывая количество классов и количество детей, обсудить с родителями возможности организации работы. Конечно, когда ребенок в начальных классах, намного спокойнее по дороге на работу отвести его или отправить в школу. Иначе он сам будет собираться, а родители - переживать, что никому не пойдет на пользу. Должна грамотно и профессионально сработать администрация школы, изучив, сколько родителей будут по–прежнему приводить детей к 8.00, если занятия будут начинаться с 9.00. Школа будет открыта, и дети должны быть заняты, а не просто находиться в коридоре или в классном кабинете.

«СБ»: Но ведь смысл нововведения именно в том, чтобы дети больше отдыхали, а не сидели лишний час в школе.

И.Каржова: Для начала надо изучить, сколько таких детей. Если их немного, возможно, для них будет организована какая–то физкультминутка или факультативные, поддерживающие и стимулирующие занятия. Если же таких детей большинство, то подобный вариант не совсем подходит либо он недостаточно хорошо проработан. К любому решению надо подходить взвешенно и продуманно.

О.Литвинова: Есть разные типы школ. Например, школы так называемой шаговой доступности, где контингент детей в основном из ближайших домов, нуждаются в одном решении. Школы, которые при анализе состава своих учащихся увидят, что большинство детей едут из разных районов города, - им 9.00 лучше. И с точки зрения медицины это тоже лучше. Когда ребенок может встать, постепенно включиться в учебный процесс и начать его с оптимального времени. Следует сказать, что самое продуктивное время - это с 10.00 до 14.00.

«СБ»: То есть вторая смена вообще выпадает?

О.Литвинова: Нет, у второй смены тоже есть свои пики работоспособности. Это приблизительно с 16.00, после обеденного перерыва. Но понятно, что, если бы была такая возможность, конечно, все дети учились бы в первую смену.

В.Пшиков: Я бы хотел спросить у мамы школьников: вы лично согласились бы, чтобы ребенок пошел к 9 часам?


А.Смольская: Я была бы «за», чтобы все ходили к 9.00, но без второй смены. Все же я могу подстроиться, а далеко не все родители будут в восторге от того, что нужно будет водить детей в школу к девяти. Кроме того, мы не уверены, что не сдвинется время занятий второй смены...

«СБ»: Министерство уже комментировало, что якобы время начала второй смены останется без изменений.

И.Каржова: Вопрос прорабатывается с разных ракурсов. С одной стороны, это специфика учреждений образования, мнение родителей. С другой стороны, организация образовательного процесса с учетом оптимального времени начала занятий, определенного санитарными нормами и правилами, где четко прописано: начало второй смены - не позднее 14.00. Речь не идет об изменении времени ее начала и завершения. В стране в этом году около 25% школ работали в две смены, остальные - в одну.

«СБ»: Меньше станут перемены?

И.Каржова: Уменьшился интервал между первой и второй сменами.

О.Литвинова: Интервал между сменами - это время, когда можно подготовить кабинеты, чтобы туда пришли ученики. Его уменьшение никак не скажется на детях.

В.Пшиков: Самое главное - организация деятельности учебного заведения. Если директор школы вместе с родителями не продумает все тонкости, проблемы будут на каждом шагу. Любые изменения, даже продолжительность перерыва, всегда вызывали и будут вызывать реакцию родителей. Этот вопрос решается просто: найдите возможность встретиться с руководителем, или через родительский комитет, или с помощью классного руководителя. Все решаемо. Знаете, я каждый день встречаю утром детей на пороге школы и вижу, что даже к девяти опаздывают. Но значительная часть учеников безболезненно приходят за 20 и даже за 30 минут до начала занятий. Если говорить о малышне, то многих родители приводят даже в 7.50, то есть за 30 - 40 минут. Мы разрешаем детям заходить в кабинет, но обязательно есть учитель, который наблюдает за процессом.

И.Каржова: То есть с одной стороны - интересы родителей, а с другой - способность администрации школы грамотно решить организационные вопросы, убедив родителей, что нововведения пойдут только на пользу ребенку и педагогическим коллективом тут будут приняты все необходимые меры. Родителям необходимо для себя определиться: мы боимся перемен, потому что так было всегда и мы привыкли, а менять привычки достаточно сложно? Или мы хотим сохранить здоровье своих детей?


В.Пшиков: Каждая семья - это отдельная жизнь, отдельные проблемы. Я сталкиваюсь с такой категорией родителей, которые начинают рабочий день с 8.00 и раньше. Тут, повторюсь, все зависит от организации. Давайте определимся, какой процент детей будет приходить к восьми. Директору наверняка разрешат начинать занятия в 8.30, его задача - отстоять свою точку зрения.

А.Смольская: Родителей беспокоит то, что изменения в расписании первой смены затрагивают и другие вопросы. Вторая смена заканчивается поздно, допустим, будет заканчиваться еще позже. Ребенок не успеет на какие–то дополнительные занятия. Например, у моей дочки в 18.40 заканчиваются уроки, в 19.00 - кружок. Она выбегает из школы, перекусывает на заднем сиденье машины (хорошо еще не на автобусе ехать!). Все впопыхах, какое тут здоровье... Кружок два часа, то есть до 21.00. Дети, которые учатся во вторую смену, вечером не в состоянии делать уроки, а утром они спят до 12.00, если родители не проконтролируют.

«СБ»: Уже не раз звучало, что время начала занятий будет обсуждаться именно там, где две смены. Многие ли директора готовы к такой дискуссии? Или просто автоматически назначат начало занятий на 9.00?

О.Литвинова: Рядом с нами сидит директор гимназии, который рассказывает, как еще шесть лет назад организовал начало занятий в 9.00, взвесив все «за» и «против». И это всех устроило. Следующий момент - это сила привычки, поэтому, что бы нам ни предлагали, первая реакция негативная. Я часто слышу ее: «Ни за что! Нужно в восемь часов!» И тут же этот человек говорит, что, когда ребенка в школу к восьми отводил, на работу на 20 минут раньше приезжал: «Мне бы в 8.30 было бы лучше»... Например, мой рабочий день всегда начинался с 8 утра. И для меня начало занятий в 8.00 - уже поздновато. Но не подстраиваться же под меня, перенеся его на 7.00 или 7.30?

В.Пшиков: Хотелось бы, чтобы дискуссия, в том числе в интернете, была корректной. Потому что часто она, к сожалению, превращается просто в ругань. К слову, я начинал работать в сельской школе, и у нас всегда занятия начинались именно в 9.00. И я знал, что такое добраться до школы из соседних деревень, к 8.00 это было просто нереально.

О.Литвинова: Мы все же должны понять, что для нас важнее: хорошо ребенку или удобно родителям?


А.Смольская: Знаете, всегда будут недовольные, кому это не нравится. На мой взгляд, просто у каждой школы должно быть право выбора, когда ей удобно организовать учебный процесс. И здесь, к сожалению, тоже вряд ли будут учитывать здоровье ребенка.

О.Литвинова: И очень жаль. Надо обращать внимание на тему здоровья детей, как ни на какую другую. Как раз санитарные нормы и правила дают возможность посмотреть на такую составляющую.

В.Пшиков: Давайте изнутри смотреть на организацию учебной деятельности школьников. Сегодня большинство родителей возмущаются началом занятий в 9 часов не потому, что им неудобно с работой, потому что мы многое пускаем на самотек в общении с ребенком. У детей колоссальные нагрузки, которые часто не зависят от школы и которым в семьях не уделяется внимание. Мне говорят, что делали с детьми занятия до 23.00 или 24.00 - это ненормально! Естественно, придя утром в школу, такой ребенок неработоспособен.

А.Смольская: Он не будет работоспособен и в 9 утра...

О.Литвинова: Если временной интервал ночного сна увеличится, конечно, работоспособность улучшится. Средняя продолжительность сна для ученика начальной школы - 10 часов.

В.Пшиков: Мы как–то забываем об установках советской школы. Выдающийся педагог Сухомлинский писал, что школьники, прежде чем сядут за уроки, должны час–полтора погулять. Второе условие - дети младших классов должны ложиться не позже девяти вечера. Вот здесь уже зона ответственности родителя, нам ведь проще включить телевизор, дать ребенку приставку или планшет. Я сталкивался с ситуацией, когда родители говорили, что их дети не успевают делать уроки. Почему? Пять раз в неделю занятия музыкой, спортом, репетиторы, в итоге к субботе ребенок подходит никакой...

Президент Беларуси предложил рассмотреть в Парламенте вопрос о том, чтобы школьные занятия начинались не в 8 часов утра, а в 9. «Час ребенку утром поспать - это благое дело. Все равно он раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: в 7 утра проснется - раньше ляжет. Вспомните себя: часто вы раньше времени ложились спать?» - сказал белорусский лидер во время выступления в Овальном зале 7 октября.

Детский психолог Александра КИТАЕВА считает, что с психологической точки зрения искусственное прерывание сна в принципе неполезно. Любой человек, и это касается не только ребенка, должен просыпаться естественным путем: просто открывать глаза, потому что выспался. К сожалению, сегодня мало кто может себе такое позволить, поэтому будильники - суровая необходимость. Однако просыпаться от ласкового родительского голоса всегда приятнее, чем от будильника. Поэтому психолог советует родителям по возможности будить детей самим, если ребята не против этого.

Как отмечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр Виктор СОЛНЦЕВ , сон - важная составляющая здорового психоэмоционального состояния детей. Кроме того, если первоклассник спит менее 7-8 часов в сутки, его работоспособность снижается на 30%. Поэтому с медицинской точки зрения лишний час сна ребенку пойдет на пользу.

Начало занятий в школе регламентируют санитарные нормы. В них прописано, что занятия не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позже 20.00. При этом во многих учебных заведениях существует негласная рекомендация не назначать контрольные, самостоятельные, лабораторные и другие важные виды работ на первые уроки.

К слову, во многих сельских школах Беларуси занятия уже сейчас начинаются в 9.00. Первый урок в лицеях обычно ставят в 8.30. Это связано с необходимостью учесть интересы детей, которые приезжают на учебу из дальних районов крупного города, а иногда из пригорода.

Не все так просто

Директор одной из минских школ считает, что перенос начала времени занятий в школе может обернуться и неожиданными проблемами. Так, родители, чей рабочий день начинается в 8.00, столкнутся с проблемой: куда девать сына или дочь, учащихся в первом классе, до начала уроков в школе? Опаздывать на работу и приводить ребенка на занятия самому или «подключать» бабушек и дедушек?

Также более позднее начало учебного дня может вызвать проблемы в учебных заведениях, где есть вторая смена. Сдвиг утреннего графика повлияет и на начало занятий учеников второй смены, следовательно, уроки для них будут заканчиваться позже. В некоторых случаях дети будут возвращаться домой ближе к 8 часам вечера. Или урок должен будет длиться не 45 минут, а меньше.

А как у них?

В России и Украине время начала уроков в школе - 8.00. Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может изменяться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта занятия могут начинаться в 8.30 или 9.00. Чаще всего учеба начинается в 8 часов утра в Польше, Литве, Латвии.

В некоторых школах Китая уроки начинаются в 7.30, в Японии - в 8.45, в США - между 8 и 9 часами утра, а в Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!