Водные богатства нашего края окружающий 2 часть. Универсальные учебные действия

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома

Части реки

Исток - начало реки

Русло - углубление по которому течет река.

Устье - место, где река впадает в другую реку, в озеро или море

Приток - мелкие рек, и впадающие в главную реку.

На вершинах гор снег и ледники начинают таять с приходом весны. В это время температура значительно повышается. Так образуются водные потоки, которые стекают вниз по склонам. Немного ниже маленькие ручьи объединяются. Объединившись, мелкие ручейки набирают силу и текут быстрее, увлекая за собой частицы земли и обломки скал. Возникает горный поток. Достигнув долины, то есть более ровной местности, а потом и пологой равнины, поток замедляет ход. Он превращается в реку.

Водные богатства вашего края

Водные богатства Московской области
Территория области входит в водосборные бассейны Волги и Оки. Регион отличается густой речной сетью и обилием озер - насчитывается более 2 тыс. рек общей протяженностью почти 10 тыс. км.
На севере области реки Лама, Яхрома, Дубна, Сестра относятся к притокам реки Волги. Важнейшими водными артериями являются: река Ока с притоками - Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр; река Москва с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра и р.Клязьма с притоками - Воря, Шерна. На реке Москве и канале построены водохранилища - Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Клязьминское, Учинское и др. Более 350 крупных озер. Важнейшими из них являются: Тростенское, Нерское, Круглое - на Московской возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое - расположены среди верховых и переходных болот Мещерской низменности.
Северо-западные и западные районы области богаты подземными водами. Наибольшую водоресурсную роль играют Рузско-Звенигородское и Сестринско-Истринское месторождения вод. За счет подземных источников обеспечивается 85% потребности районов в воде.

Водные богатства Хабаровского края
Хабаровский край с востока омывается водами Охотского и Японского морей. Наш край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод. На территории Хабаровского края есть реки и озёра. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и около 58 тыс. озер. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна. Основные притоки реки Амур на территории края – река Бурея, река Уссури, река Амгунь, река Гур, река Горин, река Силинка, река Березовая.

Водные богатства Челябинской области
Область расположена на водоразделе трёх бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства. Реки в большинстве маловодны. Из 3602 рек, протекающих по территории области, общей протяженностью 17926 км, 90% рек относятся к очень малым, длиной менее 10км. Здесь протекают реки бассейна Волги: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим со своими притоками.Одним из источников пополнения водных ресурсов являются водохранилища. Особо крупные водохранилища - Аргазинское, Шершневское, Верхнеуральское, Магнитогорское, Нязепетровское. Территория области богата озёрами, их насчитывается около 1300. Наиболее крупные из них - Тургояк, Чебаркуль, Иртяш, Аракуль, Сугомак, Иткуль, Синара, Сунгуль, Киреты, Большие Касли, Большая Акуля, Зюраткуль. В ряде районов обнаружены минеральные источники. В Чебаркульском, Каслинском и некоторых других районах имеются радоновые источники, в Нязепетровском районе найдены железистые источники, а в районе Пласта известны выходы мышьяковых вод.

Водные богатства Тульской области
К наиболее крупным и широко известным рекам области относятся Ока, Упа, Дон, Красивая Меча и Непрядва. Ока - крупнейшая река области. Это второй по величине приток Волги и седьмая река по длине и обширности бассейна в Восточной Европе.
Озер в Тульской области немного. Большинство озер карстовые. Они возникли в результате растворения гипса и известняков и заполнения провалов грунтовыми и межпластовыми водами.
На территории области больше распространены искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Пруды в Тульском крае сооружались издавна. Крупные пруды - водохранилища в XVII - XVIII вв. возводились при металлургических заводах. Из сохранившихся до наших дней - Дубенский пруд, которому более 250 лет. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского. В настоящее время в Тульской области имеются 652 пруда.
Наиболее крупными водоемами в области являются водохранилища, которые созданы, в основном, для водоснабжения промышленных предприятий. Любовское водохранилище, Пронское водохранилище, Черепетское водохранилище, Шатское водохранилище, Щекинское водохранилище.
Территория Тульской области исключительно богата минеральными водами. Широкой известностью пользуются краинские сульфат кальциевые и сульфидные воды и лечебные грязи, на базе которых функционирует курорт "Краинка" Суворовского района. Основные лечебные факторы курорта это минеральные воды и торфяная грязь.

Водные богатства Самарской области
Водные богатства Самарской области представлены рекой Волгой и ее притоками. В пределах области река представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области - 364 км. Насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, более 1000 водохранилищ и прудов.
Наиболее крупные реки: Самара, Сок, Чапаевка, Большой Кинель, Уса, Чагра, Большой Иргиз. Почти все реки области питаются в основном за счет атмосферных осадков.

Водные богатства Пермского края
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермский край занимает первое место на Урале. Реки относятся к бассейну одной реки - Камы, крупнейшего левого притока Волги. По длине Кама (1805 км) - шестая река в Европе. Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва. Основной источник питания рек Западного Урала - талые воды. В регионе крупные водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. По количеству озер Прикамье уступает другим уральским регионам. Самые большие озера находятся на севере Пермского края: Чусовское, Большой Кумикуш, Новожилово. Болота в Пермском крае распространены широко, как верховые, так и низинные.

Водные богатства Свердловской области
Водные богатства представлены бассейнам семи основных рек, пересекающих границу области: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. В питании рек преимущественное значение имеют талые снеговые воды, доля которых составляет 65-75%. Крупнейшими водохранилищами в Свердловской области являются - Белоярское водохранилищеи Рефтинское. Всего в области насчитывается 18 414 рек общей протяженностью 68 тыс. км, 135 водохранилищ, более 1200 прудов, 2500 озер. Область обладает достаточно большими потенциальными ресурсами подземных вод. Крупнейшие бассейны подземных вод области (Тагильский, Ивдельско-Тошемский, Сосьвинский и др.)

Водные богатства Кировской области
Кировская область обладает значительными водными богатствами. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа - Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева - Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др. Озёр на территории области - 4,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень, Орловское, Мусерское. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское, Большое Кирсинское.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Реки : Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь, Сходня, Химка.
Озера : Белое, Черное, Святое Канал имени Москвы.

2) Заполните таблицы.

2. С помощью учебника составь схему.

  • Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

  • Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Дорогие ребята!

Реки, озера, пруды, моря, каналы, океаны - любые водные ресурсы это самое главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима для жизни людей, животных и растений. В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности.

Берегите воду! Защищайте водные ресурсы от загрязнения и будущие поколения будут вам благодарны!

Величайшая держава Россия по водным богатствам уступает только Бразилии. В связи с этим на нашу страну накладывается важная и особая ответственность в том, что касается охраны, бережного отношения и пользования водными ресурсами.

Немного о проблемах

В достаточном ли количестве для жизнедеятельности водное богатство нашего края?

Во всем мире растет дефицит чистой воды. Статистика утверждает, что на сегодня каждому четвертому жителю Земли не хватает одного стакана воды. Примерно более полумиллиона людей ощущают нехватку воды.

Большие просторы территории России имеют богатые природные ресурсы. Водные богатства нашего края могут вызвать еще больший мировой интерес к нашим ресурсам.

Проблемы, связанные с обеспечением водой, затрагивают и Россию, так как распределение подземных и поверхностных вод по всей территории страны неравномерно. Густонаселенные (составляют 80 % общего населения страны) - Центральный, Приволжский и Южный регионы - имеют всего лишь 10 % водных ресурсов от всех объемов. Поэтому сейчас имеет огромное значение рациональное использование и регулирование водных ресурсов.

Как и везде в мире, основными потребителями вод являются предприятия энергетической промышленности. Однако проблема не в этом, а в том, что воду нашу в больших объемах захватывает иностранный капитал. Сегодня огромные мощности водных ресурсов принадлежат иностранным компаниям (70 % и более). Это связано с тем, что российские руководители и инженеры наших предприятий заменяются иностранцами.

Водные богатства нашего края: статистика

Россия - первая на планете по запасам поверхностных и подземных Это составляет более 20 % ресурсов всего мира. Объёмы речного стока в среднем в год по России около 4270 км³, что составляет примерно 30 тысяч м³ в год на одного человека нашей страны.

Всего водное богатство нашего края насчитывает более 2,5 млн. рек (127 тыс. используются); 2 млн озёр; около 30 тыс. водохранилищ; 37 систем (самых крупных) перераспределения стока между бассейнами; почти 5 тыс. месторождений с подземными водами. Запасы всех разведанных месторождений вмещают около 33 км³ в год.

Основные источники воды размещены на территории (в Сибири и на Дальнем Востоке). В этих районах проживает всего лишь 1/5 часть населения России и, соответственно, сконцентрирована меньшая часть сельскохозяйственного и промышленного потенциала страны.

В количественном отношении российские водные ресурсы складываются из статических (вековых) и вновь возобновляемых запасов.

Доля рек России составляет 22 % от мирового уровня, озер - 30 %, болот - больше 1/4, ледников - меньше 1 %, а подземных вод - более 5 %.

Всего в объемных значениях суммарные природные ресурсы пресных вод нашей страны составляют примерно более 10100 км з /год. Причем основной объем составляют воды речного стока (более 41 %) и почвенные воды (примерно 34 %).

Размещение ресурсов по территории России. Водное богатство нашего края, его качество

Водные ресурсы России достаточно велики. И все же многие регионы России уже имеют и будут иметь серьезные проблемы с водообеспечением экономики и населения. Причина в основном в неравномерном распределении водных ресурсов по всей территории, которые не везде соответствуют потребностям, и высокой степени загрязнения вод.

Водное богатство нашего края в основном размещается на крупнейших реках: Обь (Сибирь); Енисей (Сибирь); Лена (Сибирь); Амур (Россия, Китай, Монголия); Волга (Россия, Казахстан); Колыма (Якутия); Дон - одна из древнейших (Тульская область); Хатанга (Красноярский край); Индигирка (впадает в Северный Ледовитый океан); Северная Двина (Вологодская область); Кама - самый большой приток р. Волга (европейская часть России).

У России богатые ресурсы водные. Объект нашего края - река Обь - имеет самую большую протяженность среди всех рек России - 5410 км.

Качество воды многих водных объектов сейчас неудовлетворительно. На сегодня классифицируются как “загрязненные” следующие крупные реки: Волга, Кубань, Енисей, Печора, Дон, Урал, К классу “грязных” относятся: Обь, Миасс, Терек и ряд других. Их загрязнение ухудшает качество воды для питья.

Ресурсы Сибири, Красноярский край

Водные богатства находятся в бассейне Северного Ледовитого океана. Основные притоки главной реки края Енисея: правые — Туба, Кан, Мана, Большой Пит, Курейка, Ангара, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска, Хантайка; левые — Большая Хета, Абакан, Елогуй, Сым, Турухан.

Здесь также протекают и Кеть (среднее и верхнее течения), которые относятся к бассейну р. Обь. На севере Красноярского края расположены крупные реки — Хатанга (Северо-запад Восточной Сибири), Таймыра, Пясина.

Питаются все реки за счет таяния снега в горах весной и летом, также и за счет дождей. Многие из рек пригодны для сплава и судоходства в связи с их полноводностью. Многие реки обладают гидроэнергетическими ресурсами.

Также на территории края есть большие озера, расположенные на Северо-Сибирской низменности. Это и Пясино. Несколько озер находится на Среднесибирском плоскогорье (Лама, Кета, Глубокое, Хантайское и пр.). На реках Ядун и Курейка имеются самые крупные

Богатейшие водные ресурсы нашей страны отличаются величиной и разнообразием, неравномерностью размещения по территории (наибольшая концентрация в малообжитых районах с неблагоприятными климатическими условиями, и в то же время истощение запасов в уже хорошо обжитых районах).

Тема

Раздел: Путешествия

Водные богатства нашей планеты

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки

Задачи

- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Формировать понятие река и её части.

2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.

3.Узнавать их по описанию.

4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Познавательные УУД

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные результаты

1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Основные понятия

Исток, русло, устье, притоки

Межпредметные связи

Русский язык, математика, музыка.

Ресурсы:

1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

3. Глобус, карта

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5. Сайт Infourok

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Окружающий мир Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём

Мое настроение

Оценоч ный лист Этап урока Оценка 1. Проверка домашнего задания 2. Определение темы урока, постановка задач 3. Открытие новых знаний 4. Применение новых знаний 5. Закрепление знаний

Правила работы в группах Говори только по делу спокойно и ясно Выслушай каждого, не перебивай Не говори одновременно с другими Убедись, что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени Будь доброжелателен и терпим

Проверка домашнего задания 1 группа: 1) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - ….. 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов?

Проверка домашнего задания 2 группа: 1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ……… 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края?

Проверка домашнего задания 3 группа: 1) На равнинах можно встретить возвышения - ….. 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?

Кругом вода, а с питьём беда.

Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их?

Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный... .

Тема урока: Водные богатства

Река Водохранилище Море Океан Пруд Озеро Канал

Водоемы Естественного происхождения Искусственного происхождения Озеро Река Море Океан Канал Пруд Водохранилище

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края

Мое настроение



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!