Воды мирового океана составляют от массы гидросферы. Циркуляция воды в МО

Мировой океан – главная часть гидросферы

Эпиграф (слайд 1)

Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий… - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны! Ж. Верн

Краткий рассказ о Ж. Верне, знакомство с его книгами (слайд 2)

Объявление темы и задач урока (слайд 3)

Цели урока:

  • формировать представление о Мировом океане,
  • показать его роль в формировании природы всей Земли,
  • вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана,
  • изучить особенности распределения температур,
  • солености по поверхности океана.

I. Изучение нового материала

1) Вопросы классу:

  • Что такое гидросфера?
  • Назовите части гидросферы? (слайд 4)
  • Что такое Мировой океан?
  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (слайд 5)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.

2) Происхождение вод Мирового океана

  • Космическое – вода попала на Землю с падающими метеоритами
  • Земное – вода появилась из мантии

3) Роль океана в жизни Земли

  • колыбель жизни на Земле
  • регулятор температуры
  • поддерживает постоянство газового состава атмосферы
  • обладает свойством самоочищаться, отходы Земли уничтожаются в нем
  • вода – бесценный дар природы

4) Свойства вод океана

Соленость – количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)

Средняя соленость Мирового океана составляет 35‰

От чего зависит соленость вод в океане? (гп, реки, лед) (слайд 6)

Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты (см. стр.54, рис.24) работа с учебником (авт. И.В.Душина)

Определите по карте в учебнике средние температуры на следующих широтах:

Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный – Северный Ледовитый.

Температура воды меняется и с глубиной:

5) Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)

Типы водных масс (слайд 7)

Типы водных масс Температура Соленость Прозрачность
Экваториальные высокая низкая высокая
Тропические высокая высокая высокая
Умеренные меняется по сезонам низкая низкая
Арктические низкая средняя средняя

6) Льды в океане (слайд 8)

Морская вода замерзает при t - 2°, льды образуются в арктических и субарктических широтах. Они могут быть неподвижными и дрейфующими. Антарктида и Арктика дают большое количество айсбергов. Айсберги – громадные плавучие горы, это – кладовая чистейшей пресной воды. Антарктические айсберги живут дольше (6-12 лет) гренландских (3-4 года).

Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:

  • отражение солнечных лучей
  • охлаждение воздуха
  • образование туманов
  • затруднение судоходства морского промысла

II. Домашнее задание §7 вопросы после §7

III. Закрепление изученного

В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?

Почему Мировой океан называют “кладовой”?

Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана.

Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

Реши задачу. Сколько соли содержится в 1м воды, если соленость водоема 37 % 0 ?

Урок теме: «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части.»

Цель: формирование представления о гидросфере, Мировом океане, его составных частях.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательная:

Сформировать общее представление о гидросфере, мировом океане и его составных

частях, а так же характерных природных явлениях.

Показать значение Мирового круговорота воды в природе, картографическое

представление о размещении объектов гидросферы предусмотренных программой.

2. Развивающая:

Продолжить формирование приемов работы с картой (читать, анализировать, обобщать

информацию)

Научить рассматривать карту как объект изучения и как источник знаний.

Развивать интеллектуальные способности и умения учащихся, анализировать,

характеризовать, делать выводы и самостоятельно овладевать практическими

навыками.

3. Воспитательная:

Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной

характеристики современного человека.

Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Ход урока:

1 . Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.

А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Мы изучили тему «Атмосфера Земли», для того, чтобы проверить ваши знания по этой теме, я предлагаю поиграть в игру «Горячий стул».

Правила игры: ученик выходит к доске и садится на стул спиной к доске. Ученики в классе задают вопрос, ответом должно быть слово с доски. Например, воздушная оболочка Земли атмосфера.

На доске записаны ключевые слова по этой теме. Атмосфера, азот, кислород, осадки, температура, 2000 км, слоистые, перистые, кучевые, климат, ветер (прикрыты частями).

2. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Под звуки воды (запись)

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором.

Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам

Зовут ее …(вода)

МОТИВАЦИЯ

А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А можно ли ходить по воде?

(Посмотрите в окно)

(Можно, когда она в виде снега)

Сегодня мы продолжаем изучение оболочек Земли. Какие оболочки Земли мы знаем?

Сегодня мы будем изучать водную оболочку Земли – гидросферу. . С этой оболочкой Земли вы познакомились в курсе природоведения. Но достаточно ли этих знаний? Конечно же, нет, ведь вы узнали лишь только самые общие сведения.

И так тема нашего урока «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части. Суша в океане»

И так, откройте свои тетради запишите тему урока, наша задача одновременно сложна и объемна, изучить понятие гидросфера, выяснить каков её состав.

Познакомиться с Мировым океаном и его составными частями.

1 слайд.

Цитата:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, неведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь, ты сама наполняешь нас жизнью, радостью, которую необъяснишь нашими чувствами….Ты самое большое богатство на Свете..»

В каких трех состояниях находиться вода в природе?

(правильно в трех состояниях, жидком,твердом и газообразном)

Вода способна переходить из одного состояния в другое: из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое.

Посмотрите на карту и сделайте вывод о том какую часть нашей Земли занимают воды Мирового океана? (Слайд)

Сообщения учащихся о трех состояниях воды в природе.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная- в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

    ТВЕРДАЯ ВОДА:

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках.Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью. Самые крупные покровные ледники находятся в Антарктиде и Гренландии

    ГАЗООБРАЗНАЯ ВОДА:

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде тумана или облаков.

Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

Водяной пар есть в воздухе, но его количество может быть разным.

Учитель: Давайте внимательно посмотрим на физическую карту полушарий

- Какой цвет здесь преобладает?

- Каким цветом светиться планета Земля в бездонном космическом пространстве?

ГОЛУБЫМ! (слайд)

Это воды МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДАЮТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ТАКОЙ ЦВЕТ! (фото Земли)

(Воды М.О. занимают наибольшую часть площади Земли- это 3\4 площади планеты)

Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу

МИРОВОЙ ОКЕАН – непрерывное водное пространство вне суши.

Занимает площадь 361 млн км кв или 71 % земного шара. Средняя глубина 3800 м, максим 11022 м в Марианской впадине. В его структуре выделяют океаны, моря, заливы и проливы.

Работа со слайдами и интерактивной картой.

Части Мирового океана.

«Океаны»

ОКЕАН - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Работа по алгоритму

Мы с вами совершим путешествие по океанам.

Назовите известные вам океаны. Что бы вы хотели о них узнать в этом путешествии?

(Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан)

Класс для работы делится на четыре группы, каждая группа выбирает кораблик с названием океана. Работа проходит по алгоритму:

Индивидуальная работа; обсуждение, исправление, добавление в парах; затем аналогично в группах. При знакомстве с океанами заполняется таблица, группа вносит полученную информацию.

Отчет групп

Выходит представитель от группы и рассказывает об океане по плану:

Остальные группы слушают и записывают данные в таблицу.

Если возникают вопросы, задают их отвечающему или группе.

Данные по океанам отражаем таблице (листочки на парте)

Тихий океан

1. Какое место занимает по площади?

2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

4. Какова максимальная глубина?

Атлантический океан

    с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

3.Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Индийский океан

    с Тихим и Атлантическим

3. Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северный Ледовитый океан

    четвертое

2.с Тихим и Атлантическим

3.Северную Америку, Евразию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– А сейчас сделаем «динамическую» паузу. Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.

«МОРЯ»

Ответить на вопросы используя текст учебника стр.124 , атлас

    Что такое море?

    На какие группы можно разделить моря в зависимости от географического положения?

3. Приведите примеры морей

а) окраинных

б) внутренних

МОРЕ – обособленная участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающаяся своими природными условиями. (свойствами воды, течениями, населяющими его живыми организмами)

По особенностям географического положения выделяют три группы морей:

- окраинные - расположены по окраинам материков, такие моря широко открыты в океан, и их воды свободно сообщаются. Выписать и показать примеры окраинных морей и

внутренние

- внутренние - далеко впадают в сушу, и отделены от океана островами или группами островов (архипелагами) выписать и показать примеры внутренних морей, и соединяются с океанами или другими морями узкими проливами)

- межматериковые (между материками).

« ЗАЛИВЫ»

    Что такое залив?

    Приведите примеры заливов Индийского, Тихого, Атлантического океана?

    Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки, которые правильнее называть морями. Объясните почему.

Заливы – глубоко впадающая в сушу части океана, имеющая с ним свободный водообмен.

ПРОЛИВЫ»

    Что такое пролив?

2. Показать по карте проливы, какие части материков, островов разделяют эти проливы:

а) Берингов,

б) Дрека (350 км.),

в) Гибралтарский (14 км)

г) Татарский,

д) Лаперуза.

ИНФОРМАЦИЯ с интерактивной карты:

Пролив - узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

« Температура вод Мирового океана»

Океан поглощает тепла на 25-50% больше, чем суша, и в этом его огромная роль для живых существ всей планеты. Солнце все лето нагревает его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает тепло атмосфере. Таким образом, Мировой океан - что-то вроде «котла центрального отопления» Земли. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое. Было подсчитано, что если бы океаны не сохраняли так бережно свое тепло, то средняя температура на Земле была бы равна -21°С, а это на целых 36 С ниже той, которую мы имеем на самом деле.

Самая высокая средняя температура у поверхности воды в Тихом океане равна 19,4°С. Второе место (17,3°С) занимает Индийский океан. На третьем месте - Атлантический океан, имеющий среднюю температуру около 16,5°С. Наиболее низкая температура воды в Северном Ледовитом океане - в среднем чуть выше 1°С. Следовательно, для всего Мирового океана средняя температура поверхностных вод составляет около 17,5°С.

« Солёность океанических вод »

Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью.

Морская вода - это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая - горький. Соленость выражается в промилле (%о). Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость будет 35%о.

Количество солей, растворенных в Мировом океане, будет примерно 49,2 10 тонн. Для того чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта масса, можно привести следующее сравнение. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности всей суши, то та окажется покрытой слоем толщиной в 150 м.

Соленость вод океана не везде одинакова. На величину солености влияют следующие процессы:

    испарение воды. При этом процессе соли с водой не испаряются;

    льдообразование;

    выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость;

    сток речных вод. Соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как воды рек опресняют ее;

    таяние льдов.

Такие процессы, как испарение и льдообразование, способствуют повышению солености, а выпадение осадков, сток речных вод, таяние льдов понижают ее. Главную роль в изменении солености играют испарение и выпадение атмосферных осадков. Поэтому соленость поверхностных слоев океана, так же как и температура, зависит от климатических условий, связанных с широтой.

Соленость Красного моря - 42%о . Это объясняется тем, что в это море не впадает ни одной реки, атмосферных осадков здесь выпадает очень мало (тропики), испарение воды от сильного нагрева солнцем очень большое. Вода испаряется из моря, а соль остается. Соленость Балтийского моря не выше 1%о. Это объясняется тем, что это море находится в климатическом поясе, где меньше испарение, но выпадает больше осадков. Однако общая картина может нарушаться течениями. Это особенно хорошо заметно на примере Гольфстрима - одного из самых мощных течений в океане, ветви которого, проникая далеко в Северный Ледовитый океан (соленость 10-11%о), несут воды с соленостью до 35%0. Обратное явление наблюдается у берегов Северной Америки, где под воздействием холодного арктического течения, например Лабрадорского, понижается соленость воды у берегов.

Соленость глубинной части океана в целом практически постоянна. Здесь отдельные слои воды с различной соленостью могут чередоваться по глубине в зависимости от их плотности.

Воды, соленость которых не превышает 1%о, называются пресными.

3.Закрепление.

– Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим.

    Итоговый тестовый контроль по слайдам.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Шри–Ланка -

Калимантан –

Сахалин–

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Задание 3. Уберите лишнее?

Карибское море

Средиземное море

Бискайский залив

Остров Новая Гвинея

Задание 4. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Задание 5. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Полуостров Лабрадор -

Задания 5. Какие понятия объединяют эти названия?

Калимантан

Задание 6. Какое понятие объединяет это название и какое из них лишнее?

Бенгальский –

Гвинейский –

Мексиканский –

Гудзонов –

Задание 7. Уберите лишнее:

О. Исландия

О. Великобритания

О Мадагаскар

Задания 8. Какое понятие объединяет эти названия?

Алеутские –

Курильские –

Японские –

Антильские –

Задание 9. Какие понятия объединяют эти названия?

Сомали –

Аравийский-

Индостан –

Задание 10. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

За свою работу учащиеся и получают оценку.

Оценка за тест и задание выставляются в оценочный лист учащимися как самооценка и с учетом активности на уроке выставляются учителем в журнал.

5. Заключение

– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!

6.Домашнее задание.

Параграф 21.

Вопрос 1,2,3,4.стр.128.

Водная оболочка Земли. Она включает в себя всю воду Земли в жидком, твердом и газообразном состоянии. Гидросфера состоит из нескольких частей.

Основные части гидросферы Земли Их соотношение, %
Мировой океан 96,4
Ледники Земли 1,8
Подземные воды 1,7
Реки, озера, болота 0,01
Мировой океан занимает около 71% поверхности нашей планеты. Он делится материками на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Некоторые ученые выделяют пятый океан - Южный. Самый большой и глубокий из них - Тихий. Все океаны имеют моря, заливы, проливы.
Моря - это части океанов, более или менее отделенные от них сушей или подводными порогами, поднятиями дна. Балтийское море, например, является частью Атлантического океана, а Красное - частью Индийского.
Те моря, которые незначительно вдаются в сушу, называются окраинными (Баренцево, Карское). Но есть моря, далеко вдающиеся в сушу; с океанами они соединяются проливами. Такие моря называются окраинными (Средиземное, Балтийское).
Залив - это часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу, постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине. Атлантический океан у берегов Европы образует Бискайский залив, а Индийский, вдаваясь в сушу на юге Евразии, - Бенгальский.
Рельеф дна Мирового океана. Вдоль побережий материков тянется их подводная окраина - материковая отмель, или шельф. Ее глубины не превышают 200 м, а ширина может быть различной. Шельф - важнейшее место промысла рыбы и других морепродуктов, а также полезных ископаемых: нефти и газа. Морской шельф на расстоянии 200 миль считается территорией прибрежного государства и его собственностью.
С глубины от 200 до 2500 м довольно круто вниз уходит материковый склон, который постепенно переходит в ложе океана. Ложе океана, подобно суше, имеет равнинные участки, горы, вершины которых иногда выступают над поверхностью океана в виде островов, а также впадины - глубоководные океанические желоба.
Измерение глубин Мирового океана производится с помощью специального прибора - эхолота. В 1957 г. этим прибором была измерена самая глубокая впадина в Тихом океане - Марианский желоб (11 022 м).
Неровности дна океанов и морей изображаются на физических картах послойной окраской (различными оттенками синего цвета) и отметками глубин.
Донные отложения . Дно океанов и морей покрыто морскими осадками. По происхождению эти осадки бывают двух видов: материковые, т. е. смытые с суши (песок, глина, галька), и океанические, которые образуются в результате отмирания морских организмов. Океанические осадки накапливаются на дне в виде ила. Накопление происходит очень медленно.
Температура вод . Температура воды у поверхности океана зависит от климата (она уменьшается от экватора к полюсам), а также от мощных течений, которые могут нарушить эту закономерность. С глубиной на каждые 1000 м вода становится холоднее на 2 °С. На дне глубоководных впадин температура воды около 0 °С.
Соленость вод океана . Во всех морях и океанах вода имеет горьковато-соленый вкус. В среднем в каждом литре морской воды содержится 35 г соли. Вода внутренних морей отличается по солености и температуре от воды океанов: в морях жаркого пояса повышенная температура и соленость, а в морях умеренного пояса, принимающих в себя большой сток речных вод, соленость значительно ниже.
Лед в Мировом океане . Температура замерзания у соленой океанической воды на 1-2 °С ниже, чем у пресной. Воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. Океанический лед может быть неподвижным (связанным с сушей) или подвижным (дрейфующие льды в Северном Ледовитом океане).
Кроме льда, образующегося в самом океане, встречаются льды, отколовшиеся от ледникового покрова суши. Такими «поставщиками» льда могут быть полярные острова, остров Гренландия и конечно же «ледяной» материк Антарктида. Айсберги (от голландского ice - лед, berg - гора) Антарктиды достигают иногда 150 м в длину. Обычно основная часть айсберга находится под водой, над поверхностью он возвышается на 70-100 м. Течения перемещают айсберги по Мировому океану, где они постепенно тают.
Движение воды в океане . Волны. Как образуются волны на поверхности океанов? Под действием ветра. Его порывы как бы вдавливают поверхность океана, образуя волны высотой до нескольких метров.
Океанские течения . Вода в Мировом океане перемещается. Горизонтальные перемещения масс воды в океане в виде огромных потоков, движущихся по определенным постоянным путям (своего рода реки в океане), называются океанскими течениями. Они образуются главным образом под влиянием постоянных ветров, которые заставляют перемещаться воду в определенном направлении. Одно из самых больших океанских течений на земном шаре начинается у берегов Северной Америки в Атлантическом океане и называется Гольфстрим. Гольфстрим - теплое течение: его температура выше температуры окружающей воды. Есть в океане и холодные течения, как, например, Лабрадорское. Направления теплых океанских течений на картах обозначаются красными стрелками, а холодных - синими или черными. Океанские течения сильно влияют на климат прибрежных районов суши.
Растительный и животный мир океанов и морей богат и разнообразен, в воде обитают самые крупные животные на земном шаре - киты, также тысячи видов рыб, морских водорослей и планктон - мельчайшие растительные и животные организмы. Эти организмы содержат много питательных веществ и являются кормом для китов и других морских обитателей.
В морях Северного Ледовитого океана водятся тюлени и моржи. На островах в Беринговом море живут морские котики.
Минеральные богатства Мирового океана . Морскую воду можно назвать жидкой рудой, так как в ней растворены многие вещества, которые широко используются человеком, - поваренная соль, магний, бром и другие.
Огромные запасы нефти и газа скрыты в недрах морского дна. Люди пока не научились достаточно интенсивно использовать эти богатства.
Судоходство. Морские каналы. С каждым годом по морям и океанам перевозится все больше различных грузов. Важное значение для судоходства имеют морские каналы Суэцкий и Панамский. Первый был построен в 1869 г. и сделал возможным морской путь из Средиземного моря в Индийский океан. Панамский канал был официально открыт для судоходства в 1920 г. и в два с половиной раза сократил путь между восточным и западным побережьями Северной Америки. Морские пути сообщения на географических картах обозначаются синими пунктирными линиями, а у морских портовых городов ставится условный знак - якорь.
Современные способы изучения океанов и морей . Большое значение в изучении океана играют экспедиционные суда, оборудованные специальной аппаратурой, в частности для изучения океанического дна.
В Северном Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций.
Изучение глубин Мирового океана осуществляют с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т. п.
Наблюдения за океанскими течениями, волнами и дрейфующими льдами ведутся также из космоса.
Воды океана нуждаются в защите от загрязнения, а многие животные - от уничтожения. Главный загрязнитель вод океана - нефть, она попадает в воду при ее добыче со дна морей, при загрузке и разгрузке нефтеналивных судов, а также в результате аварий нефтеналивных танкеров. Опасны также захоронения радиоактивных веществ на дне океана.

И постоянные снега и менее 0,01% - поверхностные ( , озера, ). Незначительное количество воды содержится в и входит в состав всего живого. Гидросфера едина. Её единство в общности происхождения всех природных вод из мантии Земли, в единстве их развития, в пространственной непрерывности, во взаимосвязи всех природных вод в системе Мирового .

Мировой круговорот воды процесс непрерывного перемещения воды под воздействием солнечной энергии и силы тяжести, охватывающий , атмосферу, и живые организмы. Круговорот воды слагается из испарения с поверхности Мирового океана, переноса воздушными потоками, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков, их просачивания и поверхностного и суши в Океан. В процессе Мирового круговорота воды в природе происходит постепенное её обновление во всех частях гидросферы. Этот процесс требует различных промежутков времени: подземные воды обновляются за сотни, тысячи и миллионы лет, полярные ледники - за 8 - 15 тыс. лет, Мировой океан за 2,5 - 3 тыс. лет, замкнутые, бессточные озера - 200 - 300 лет, проточные за несколько лет, а реки за 12 - 14 суток.

Мировой океан . Под мировым океаном понимают океаны Земли:

В океанической воде растворены почти все известные на Земле вещества, но в различных количествах.

Большинство из них из-за малого количества трудно обнаружить. Основная часть растворенных в океанической воде солей - хлориды (89%) и сульфаты (почти 11%), значительно меньше карбонатов (0,5%). Поваренная соль (NaCl) придает воде соленый вкус, соли магния (Mg,Cl) - горький. Общее количество всех солей, растворенных в воде, определяет соленость воды. Она измеряется в тысячных долях - промилле.

Средняя соленость Мирового океана около 35 промилле, т.е. в каждом килограмме воды содержится в среднем 35 граммов солей. Соленость зависит, прежде всего, от соотношения количества и испарения. Понижают соленость речные воды и вода тающих льдов. В открытом океане распределение солености носит зональный характер. В , где выпадает много осадков, - она пониженная, в - повышенная, из-за высокого испарения и малого количества осадков. В умеренных и полярных широтах соленость снова понижается.

Океаническая вода обладает большой растворяющей способностью, поэтому Океан поглощает и выделяет огромное количество газов. В воде океанов и морей растворены кислород, азот, углекислый газ, сероводород, аммиак и метан.
. Зависит от широты и распределяется на его поверхности . Зональность нарушается океаническими течениями, влиянием суши, постоянными ветрами. Наибольшие средние годовые воды (27 - 28 градусов) наблюдаются в экваториальных широтах. С увеличением широты уменьшается величина , и температура вод Мирового океана понижается до 0 градусов и даже ниже в приполярных областях. Средняя же температура воды в 17,5 градусов.

Изменяется температура и с глубиной. У дна она не превышает температуру 2 градуса. Вода обладает высокой теплоёмкостью, поэтому в Океане накапливается огромное количество тепла. Только верхний 10-метровый слой океанических вод содержит тепла больше, чем вся атмосфера. Температура замерзания воды со средней соленостью 35 промилле на 1,8 градусов ниже 0.

Движение вод Океана . Вода океана находится в постоянном движении. Движение вод происходит не только на поверхности, но и с глубиной, до самых придонных слоев. Главная причина волнений поверхности Мирового океана - . Вследствие подводных и возникают сейсмические - . Обрушившись на берег, эти волны вызывают катастрофические разрушения, унося тысячи человеческих жизней.

Под действием сил притяжения и Солнца возникают периодические колебания уровня Океана - движения океанических вод.

Органический мир Океана . Этот мир очень разнообразен. В океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. По типу места обитания и образу жизни морские организмы объединяются в три группы:

планктон - пассивно перемещающиеся одноклеточные водоросли (фитопланктон) и животные (зоопланктон) - одноклеточные, рачки, медузы;
нектон - активно передвигающиеся животные (рыбы, китообразные, черепахи, головоногие моллюски и др.;
бентос - организмы, живущие на дне (бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные, морские звезды и др.).
Распределение жизни в поверхностном слое воды Океана имеет отчетливо выраженный зональный характер. Наибольшей продуктивностью отличаются широты.

1. Назовите имена мореплавателей, которые внесли значительный вклад в изучение Мирового океана.

Ответ :

Ф. Магеллан, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Х. Колумб, А. Тасман, С. Дежнёв, Васко да Гама.

2. Согласны ли вы с утверждением, что без океана на Земле не было бы жизни? Почему?

Ответ :

В воде появилась жизнь. Без воды нет жизни.

3. По карте учебника определите:

а) наиболее высокие и низкие среднегодовые температуры воды на поверхности Мирового океана.

Ответ: 0° С, 28° С.

б) различия в температурах воды на одних и тех же широтах.

Ответы: от 0° до 5° С; от 20° до 25°С.

4. Дополните схему «Различия льдов в океане».

Ответ :

5. Проведите классификацию водных масс.

Ответ :

6. По тексту учебника выделите не менее четырех причин образования течений в Мировом океане.

Ответ :

1) Действие ветра.
2) Обилие вод.
3) Влияние атмосферы.
4) Неравномерное поступление тепла.

7. Отразите на схеме различия в характеристиках океанических течений.

Ответ :

8. По тексту учебника установите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане.

Ответ: 1) Температура воды. 2) Течение. 3) Количество питательных веществ. 4) Вертикальное перемещение вод. 5) Свойства пород дна. 6) Соленость. 7) Плотность.

Приведите примеры организмов, обитающих:

а) в поверхностном слое воды.

Ответ: Планктон, водомерки.

б) в толще воды.

Ответ: Кальмары, киты, рыбы, черепахи.

в) на дне океана.

Ответ: Морские звезды, устрицы.

9. Перечислите биологические богатства Мирового океана. Можно ли считать их неисчерпаемыми?

Ответ :

В океане ведут промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Хоть биологических богатств много, но человеку стоит их разумно использовать и охранять.

10. Какие изменения могут произойти на Земле, если изменить направление основных поверхностных течений в Мировом океане (например, построить плотину в проливе между полуостровом Флорида и островом Куба)?

Ответ :

Это приведет к климатической и биологической катастрофе. Нарушится движение течений в Мировом океане. Теплое движение Гольфстрим начнет остывать и впоследствии температуры в Европе начнут падать, ведь именно это течение обеспечивает мягкий климат Европы и Скандинавского полуострова. Начнут исчезать многие виды морских организмов, изменяется многие их ареалы обитания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!