Военные изобретения времен первой мировой войны. Электромагнитная пушка в морском флоте

После окончания Второй мировой СССР и США начали соревнование в перекачке мозгов из Германии

Проиграв Вторую мировую, Германия вынуждена была не только выплатить репарации и расстаться с частью территорий, но и выдать союзникам все свои научные наработки. Победители конфисковали не менее 346 тысяч немецких патентов.

Грузите документы тоннами

Счет изъятой технической и научной документации велся не по количеству страниц, а… в тоннах. Наибольшее усердие проявили американцы: по официальным данным, ими было вывезено полторы тысячи тонн документов. Старались не отставать от них и англичане, и Советский Союз.
При этом, прежде чем на Европу опустился «железный занавес», а в риторику вошел термин «холодная война», американцы охотно делились добытыми документами и описанием немецких технологий. Специальная комиссия регулярно публиковала сборники немецких патентов, которые мог купить любой желающий: и американские частные компании, и советские торгпредства.


ME-262, первый реактивный самолет в истории, принявший участие в боевых действиях
Охота за документами дополнялась масштабной вербовкой немецких научных кадров. Потенциал для этого и у СССР, и у США был, хоть и разный. Советские войска заняли большие немецкие и австрийские территории, где не только располагались множество промышленных и научно-исследовательских объектов, но и проживали ценные специалисты. У Штатов было другое преимущество: множество немцев мечтали уехать из растерзанной войной Европы за океан.
Американские спецслужбы провели две специальных операции – «Скрепки» (Paper clips) и «Сплошная облачность» (Overcast), в ходе которых частым гребнем прочесали немецкое научно-техническое сообщество. В результате к концу 1947-го на новую родину поехали жить 1800 инженеров и ученых и более 3700 членов их семей. Вернер фон Браун, впоследствии создававший американские ракеты, действительно был лишь верхушкой айсберга.
Факт: Президент США Гарри Трумэн приказал не брать в Штаты ученых-нацистов. Однако исполнители в спецслужбах, понимавшие, как на самом деле делаются дела, творчески переосмыслили это распоряжение. В результате вербовщикам было приказано отказывать в переселении ученым-антифашистам, если их знания бесполезны для американской промышленности, и не обращать внимания на «вынужденное сотрудничество» ценных кадров с нацистами.
Советский Союз старался не отставать от западных друзей, и тоже активно приглашал в гости немецких ученых. В результате более 2000 технических специалистов отправились знакомиться промышленностью восточного соседа-победителя. Однако, в отличие от США, абсолютное большинство из них вскоре вернулись на родину. Еще пять тысяч немецких инженеров работали на СССР, не покидая пределов фатерлянда.


Штандартенфюрер сс, кавалер рыцарского креста, барон манфред фон арденне.
ДЛЯ СПРАВКИ: На благо советской науки успели потрудиться:
доктор Петер Тиссен – директор института физической химии и электрохимии (Институт кайзера Вильгельма);
барон Манфред фон Арденне – крупнейший немецкий специалист в области ядерной физики, обладатель 600 изобретательских патентов, первооткрыватель метода газодиффузионного выделения изотопов урана. После войны его дважды наградят Сталинской премией;
известный химик Макс Фолльмер;
нобелевский лауреат физик Густав Герц;
оружейник Хуго Шмайссер,
директор научного отдела компании «Ауэр» Николаус Риль;
заместитель Вернера фон Брауна по вопросам радиоуправления и электротехники Гельмут Греттруп.

Оружие и технологии

К концу войны в Германии на различных стадиях разработки находилось 138 типов управляемых ракет. Наибольшую пользу СССР принесли захваченные образцы баллистической ракеты «Фау-2», созданной Вернером фон Брауном. Переработанная и избавленная от ряда «детских болезней» ракета получила название Р-1. Работами по доведению немецкого трофея до ума руководил будущий отец советской космонавтики – Сергей Королев.


Слева – немецкая «фау-2» на полигоне пеенемюнде, справа – советская р-1 на полигоне капустин яр
Также советские специалисты активно изучали экспериментальные зенитные ракеты «Вассерфаль» и «Шметтерлинг». Впоследствии СССР приступил к выпуску своих зенитно-ракетных комплексов, которые неприятно удивили своей эффективностью американских пилотов во Вьетнаме.
В СССР были вывезены немецкие реактивные двигатели Jumo 004 и BMW 003. Их клоны получили название РД-10 и РД-20. Именно они поднимали в небо первые советские реактивные истребители МиГ-9.
Паротурбинный авиационный двигатель Гельмута Вальтера, работавший на перекиси водорода, оказался… прекрасной силовой установкой для советских высокоскоростных торпед. Переводили установку из одной стихии в другую немецкие специалисты, которыми руководил бывший подчиненный Вальтера Франц Статецки. В 50-е годы паротурбинными установками на перекиси водорода оснащались и подводные лодки 617-го проекта, а в торпедах они использовались до 2000-х годов.
Невозможно переоценить вклад немецких ученых в развитие советской ядерной программы. Вместе с фон Арденне в Страну Советов было вывезено оборудование из его личной лаборатории и берлинского Кайзеровского института. Несколькими эшелонами в Подмосковье доставили огромное количество реактивов, измерительных и вспомогательных приборов. Среди прочего немцы привезли центрифугу для газодиффузионной очистки изотопов урана, схемы исследовательского реактора и реактора-размножителя, а также 15 тонн очищенного урана.
Нельзя сказать, что до прибытия фон Арденне в СССР ничего не знали о ядерной физике. Работы в этом направлении велись с 1943 года. Однако немецкие наработки на годы, если не на десятилетия, ускорили создание советской ядерной бомбы.


В собранном виде ак-47 и stg-44 выглядят как братья-близнецы Однако зенитные и баллистические ракеты, реактивные истребители, ядерные реакторы и многие другие виды вооружений, попавшие в СССР, были еще сырыми и требовали доработки. В некоторых случаях советским и немецким конструкторам приходилось по отдельным фрагментам восстанавливать очень сложные устройства и агрегаты, которые попали к американцам или были уничтожены перед капитуляцией Германии.
Если бы СССР не имел собственной научной школы и высокоразвитой промышленности, – никакие трофеи не помогли бы ему выйти на новый уровень научно-технического развития. Хрестоматийный пример – создание автомата Калашникова, АК-47. На первый взгляд он очень похож на штурмовую винтовку Stg-44, которую еще в 1942 году разработал Хуго Шмайссер.
В пользу версии о заимствовании говорит и тот факт, что на оружейный завод в Ижевске, где работал знаменитый советский конструктор, после войны было доставлено более полусотни Stg-44 и десять тысяч страниц технической документации. Более того: сам Хуго Шмайссер некоторое время жил в Ижевске.
Казалось бы: у немцев забрали штурмовую винтовку, доработали ее в их присутствии, а затем назначили русского изобретателем перспективного автомата. Однако на деле конструктивно АК-47 и Stg-44 довольно сильно отличаются друг от друга.
Сам Хуго Шмайссер никогда не заявлял о плагиате со стороны Калашникова. На вопросы о том, чем он занимался в Ижевске, конструктор отвечал, что «дал русским пару советов». Есть предположение, что они помогли советским коллегам освоить технологию холодной штамповки деталей, благодаря которой АК-47 можно было производить с минимальными трудозатратами.
Примерно то же произошло с более сложными образами немецкой оборонки: и ракеты, и реактивные самолеты требовали чрезвычайно больших доработок, а начавшаяся в годы «холодной войны» гонка вооружений очень быстро съела немецкий научно-технический задел в советском ВПК.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета - пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) - бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные - от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии - гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем - корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого - только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение - четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

Любая война является движущей силой для ускорения технического прогресса. В то же время, не все изобретения, сделанные во время военных действий, направлены на убийство людей.

Вспомним же, какие наиболее известные изобретения были сделаны в период Второй Мировой войны.

Джип (1940)

Во время Второй мировой войны армия США, нуждавшаяся в быстром и легком вездеходе, призвала американских производителей создать рабочий прототип такой машины. Первой откликнулась компания Willys. Само название «Джип» появилось как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей «Виллис-МВ» (Willys) и однотипных с ними машин «Форд GPW» (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы «Виллис» из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.

Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр однажды сказал, что Америка не смогла бы выиграть Вторую мировую войну без джипов Willys. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях союзников, общий тираж которых достиг 620 тыс. экз.

В СССР в 1941-1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года – первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «Иван-Виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны.

Цифровой электронный компьютер (1942)

Первый в мире цифровой электронный компьютер построили профессор Джон Атанасов и аспирант Клиффорд Берри в Университете штата Айова в период между 1939 и 1942 годах. Они представили ряд новшеств в вычислительной технике, в том числе двоичную арифметическую систему, параллельную обработку информации, разделение памяти и многое другое. Фундаментальной особенностью машины стало выполнение определённого изменяемого набора инструкций (программы) без необходимости физической переконфигурации. И хотя изобретателям так и не удалось завершить разработку (Атанасов ушёл в действующую армию), их машина оказала большое влияние на Джона Мокли, создавшего двумя годами позже ЭВМ ЭНИАК.

А уже в начале 1943 года успешные испытания прошла первая американская вычислительная машина Марк I, предназначенная для выполнения сложных баллистических расчётов американского ВМФ. В конце этого же года заработала английская вычислительная машина специального назначения Колосс. Машина работала над расшифровкой секретных кодов фашистской Германии. В 1944 году немец Конрад Цузе разработал ещё более быстрый компьютер Z4, а также первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль.

Акваланг (1943)

Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован еще в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. В 1878 году Генри Флюсс изобрёл первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород. Однако вскоре у водолазов возникли проблемы, связанные с тем, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20 метров и время его вдыхания должно быть ограничено.

В 1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 кгс/куб.см. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании. Позже офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера, поставив вместо одного баллона для сжатого воздуха два.

Аппараты с замкнутой схемой дыхания пользовались большой популярностью всеми воюющими сторонами. Однако акваланг в современном виде (с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе) был изобретен только в 1943 году двумя французами – морским офицером Жаком-Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.

Одно из немногих изобретений, никак не связанных с войной. Название игрушки-пружинки происходит от швед. slinky — загадочный, гладкий и извилистый. Созданная в 1943 году в США Ричардом Джеймсом из металла чёрного цвета, игрушка также известна под именем «Андамания».

Считается, что её можно перекидывать из руки в руку и тем самым успокаивать нервы. Так же она умеет «шагать» вниз по ступенькам. Настоящая пружинка Слинки до сих пор производится только в США и бывает только круглой формы и одного цвета. Пластиковые Слинки производились из цветного пластика, а металлические окрашивались по специальной технологии. В 90-х появилось много подделок из Юго-Восточной Азии в форме сердечек, звёздочек и бабочек, часто окрашенных в цвета радуги. Круглая форма оригинальной Слинки, как металлической, так и пластиковой, обусловлена тем, что пружинки другой формы не умеют «шагать» ровно по лестнице, поэтому с ними не так интересно играть.

ЛСД (1943)

Еще одно изобретение, не имеющее отношение к войне. LSD-25 впервые получил в 1938 швейцарский химик Альберт Хофман, но психотропные свойства этого соединения были обнаружены случайно, в 1943 году. 19 апреля 1943 доктор Альберт Хофманн преднамеренно, первым из людей, принял ЛСД. Тремя днями ранее он случайно, ещё не зная о действии диэтиламида, впитал некоторое количество вещества подушечками пальцев. В этот день он преднамеренно принял 250 мкг вещества. Через некоторое время начали проявляться симптомы, которые он уже ощущал ранее — головокружение и беспокойство. Скоро эффект стал настолько силён, что Альберт не мог более составлять связные предложения и, под наблюдением своего ассистента, уведомлённого об эксперименте, отправился на велосипеде домой. Во время поездки он ощутил эффекты ЛСД, тем самым, сделав этот день датой первого в мире психоделического опыта с ЛСД. 22 апреля он написал о своём эксперименте и опыте, а позже поместил эту заметку в свою книгу «ЛСД — мой трудный ребёнок».

В 1960-е активно велись исследования ЛСД. Преданными огласке оказались эксперименты, проведённых ЦРУ (США) в рамках программы «МК Ультра». Воздействие ЛСД также исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность получили исследования Станислава Грофа и Тимоти Лири. Сам же изобретатель, который называл ЛСД «лекарством для души», умер в 2008 году в возрасте 102 лет.

Турбовинтовой двигатель (1945)

Первый турбовинтовой двигатель был разработан еще в середине 30-х годов профессором Технического университета в Берлине А. С. Гебребрг Вагнером. Став главой отдела самолетов на «Junkers Flugzeugwerke» он надеялся, что сможет дать боевому самолету высочайшие летно-технические характеристики.

И только 18-й образец реактивного истребителя Gloster Meteor, на котором вместо штатных турбореактивных были установлены турбовинтовые двигатели Rolls-Royce RB.50 «Trent», смог подняться в воздух 20 сентября 1945 года.

Ядерное оружие (1945)

Первым человеком, который запатентовал ядерную бомбу, стал Лео Силард в 1934 году. Но заняться разработкой ядерного оружия на практике ученых подтолкнули события Второй Мировой. В США с этой целью 17 сентября 1943 года был создан так называемый Манхэттенский проект, к которому были привлечены многие выдающиеся учёные-физики, в том числе беженцы из Европы.

К лету 1945 американцам удалось построить 3 атомные бомбы, 2 из которых были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, а третью испытали незадолго до этого. 16 июля 1945 года в Нью-Мексико было проведено первое в мире испытание атомной бомбы, получившее название «Тринити» (Троица). А уже 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» сбросил на японский город Хиросима урановую атомную бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила по разным оценкам от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. 9 августа 1945 года, плутонивая атомная бомба «Толстяк» была сброшена на город Нагасаки. Её мощность была значительно больше и составила 15-22 килотонны, что было связано с более совершенной конструкцией бомбы.

Отсюда

Пожалуйста

Военные технологии, которые появились в период Второй мировой войны, серьезно повлияли на ход истории. Пенициллин дал толчок развитию медицины. Ракетная техника, тяжелые танки и ядерная бомба — оборонной промышленности. Однако были и мирные изобретения, которые мы используем по сей день.

Микроволновка использовалась военными и была огромной

Во время Второй мировой войны инженер Перси Спенсер работал в США в компании Raytheon, которая разрабатывала радиолокационное оборудование.

Однажды Спенсер тестировал излучатель сверхвысокочастотных волн да так заработался, что забыл перекусить. По одной из версий, шоколадный батончик в его кармане расплавился под действием волн. Есть также предположение, что это был бутерброд, лежавший на магнетроне. Инженер догадался, что причиной нагрева стали волны, и начал тестировать другие продукты.

В 1946 году Спенсер получил патент на микроволновую печь. Война закончилась, люди снова учились жить мирно. И в компании Raytheon понимали, что объем военных заказов теперь снизится.

Год спустя инженер сконструировал первую СВЧ-печь — Radarange . Она отличалась от сегодняшней компактной «печки», потому что была высотой с человека и вырабатывала мощность в 3 кВт. Это в два раза больше современных аналогов. Первоначально Radarange могла лишь размораживать продукты. Для домохозяек устройство было слишком неудобным и дорогим — три тысячи долларов. Поэтому первые СВЧ-печи использовали в военных столовых и госпиталях.

Только в 1955 году американская компания Tappan Company представила первую бытовую микроволновку.

Результаты жутких исследований использовали для улучшения спасательного жилета

Немецкий ученый Зигмунд Рашер запомнился миру чудовищными исследованиями в лагерях пленных Дахау и Аушвиц. Медик ставил опыты на людях, подвергая их мучениям. В большинстве случаев подопытные погибали в ходе одного эксперимента, некоторых ждала судьба оказаться в руках ученого повторно.

Нацистский ученый искал пределы человеческих способностей, чтобы вывести средство для создания идеальных солдат. Он экспериментировал с изменением воздушного давления, создания вакуума в камере и воздействия экстремальных температур на человека.

Исследуя, как переохлаждение влияет на организм, Рашер помещал пленных в ледяную воду и смотрел, как они погибали в агонии. Так Рашер выяснил, что смерть наступает из-за переохлаждения мозжечка . Результаты жутких исследований впоследствии использовали для создания спасательных жилетов.

Прежде они просто надевались через голову, а пластины были зашиты в жилет. Теперь жилеты изготавливают с подголовьем, препятствующим погружение затылка в воду.

Электронную музыку придумали математики

Британский математик Алан Тьюринг хоть и работал в тылу, но считается полноценным героем Второй мировой. Он — гениальный дешифратор, сумевший разгадать код шифровальной машины «Энигма». Об этом даже сняты художественные фильмы. Но ученого можно назвать первопроходцем и в мире электронной музыки.

Для дешифровки кода «Энигма», Тьюринг работал с гигантской машиной Bombe , разработанной по его спецификациям. После успешной операции по разгадке кода, Алан продолжил исследования в области информатики. И в 1951 году он впервые воссоздал музыку, уже используя гигантский компьютер Mark 2.

Работая с помощью ленты, машина расшифровывала восемь заданных инструкций. Во время операций, система издавала характерный звук, похожий на гудок. Узнав об исследованиях ученого, школьный учитель Кристофер Стрейчи смог запрограммировать машину играть несколько мелодий — гимн Великобритании, «Baa, Baa, Black Sheep» и In the Mood Гленна Миллера. Таким образом, с помощью тандема двух математиков появились первые электронные композиции.
Одну из первых записей даже удалось восстановить.

Fanta появилась в Германии из-за запрета на «колу»

Во время Второй мировой войны на территории Германии работало подразделение Coca-Cola. Однако в 1940 году антигитлеровская коалиция ввела экономические санкции против Германии. Так под запрет попал необходимый для изготовления «колы» сироп.

Начальник завода Макс Кайт бездействовать не мог. Война войной, но любители газированного напитка были и на этой линии фронта. Кайт перебирал варианты, из чего можно делать газировку прямо в Германии. Ингредиенты нашлись идеальные, потому что были дешевы. Яблочный жмых оставался после создания сидра, а молочная сыворотка — от сыроваренного производства.

Оставалось малое — придумать название. Макс Кайт призвал на помощь подчиненных. «Используйте всю вашу фантазию» — произнес он, а по-немецки фантазия — Fantasie. Один из сотрудников, Йё Книпп, ухватился за эту идею: «Фанта!»

Пойло желтого цвета мало походило на современную газировку, но оставалось популярным в Германии и после отмены эмбарго и разгрома Гитлера. Дошло до того, что в 1960 году головной офис Coca-Cola приобрел торговую марку Fanta.

Пружинка «Слинки» появилась случайно, после падения

В военное время военно-морской инженер США Ричард Джеймс работал над прибором, уменьшающим качку на военных судах. Для разработки устройства он экспериментировал с напряженностью пружин. В 1943 году, работая с материалом, Джеймс выронил один из «образцов» на пол. На глазах у изумленного военного инженера пружинка начала «шагать». Очарованный собственной находкой, Ричард Джеймс отнес диковинное изобретение своей жене Бетти. Супруга увидела в пружине будущую игрушку, а после и нашла для нее название. Покопавшись в словаре, Бетти наткнулась на шведское слово Slinky, означающее нечто загадочное, изящное, плавное.

Придав игрушке максимальный лоск, на который только способна пружина, Джеймс в 1945 году решает взять кредит в 500 долларов на производство первой партии «Слинки». Война на тот момент уже была закончена и люди больше всего хотели радости. Посещая ярмарки игрушек, жители США обращали внимание на занятную «шагающую» пружину. После появления на выставках в Филадельфии в 1946 году «Слинки» стала настоящим хитом.

Это тоже интересно:

Вторая мировая война подарила человечеству ряд изобретений, в том числе и не связанных с военной промышленностью. Научно-технический прогресс в XX веке был обусловлен усилиями физиков, врачей и инженеров, работавших на благо фронта. «Футурист» представляет восемь изобретений войны, которыми мы пользуемся до сих пор.

Космическая программа

Немецкое «оружие возмездия» (Vergeltungswaffe), по некоторым оценкам, унесло жизни более 2,5 тыс человек. При его производстве погибло в 8 раз больше. Тем не менее, эта зловещая амбициозная программа по созданию баллистических ракет, управляемых авиационных бомб и ракетопланов для бомбардировки английских городов подарила человечеству орбитальные полеты, высадку на Луне и космические телескопы. С запусков трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начались советские и американские ракетные программы.

«Фау-2», в спешке спроектированная Вернером фон Брауном, была довольно сырой баллистической ракетой. 20 % собранных экземпляров отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась, а отклонение от цели составляло около 10 км. По сути, она предназначалась не для уничтожения, а для запугивания мирных жителей. Однако основным преимуществом этой одноступенчатой ракеты было жидкое топливо и инерциальная навигация. Топливо в камеру сгорания подавалось с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза. Горючее на основе воды и этанола смешивалось с жидким кислородом и создавало необходимую тягу. Эта смесь продолжала использоваться и после войны: американская ракета Redstone PGM-11 использовала ту же самую конфигурацию топлива и оставалась в эксплуатации до 1964 года. Первый в Австралии спутник WRESAT отправился в космос в 1967 году на одной из таких ракет. Большую часть полета ракеты была неуправляема, однако ее траекторию корректировала система из двух гироскопов.

«Фау-2» стала образцом для советских баллистических ракет серии «Р». На базе легендарной «семерки» («Р-7») была создана ракета-носитель «Восток», отправившая в космос Юрия Гагарина. Американская программа Hermes, изначально предназначенная для создания собственных баллистических ракет, позже переориентировалась на модернизацию «Фау-2». Вернер фон Браун, попавший в плен к американским солдатам, считается «отцом» космической программы США. Под его руководством был запущен первый американский спутник «Эксплорер». А в 1961 году фон Браун возглавил лунную программу.

Первый программируемый компьютер

Британская служба радиоперехвата сталкивалась со сложнейшими немецкими шифрами. Код «Энигма», который употребляли в полевых условиях, за время войны был хорошо изучен. Однако шифр, который создавался шифровальной машиной Лоренц, оставался для криптологов загадкой. Расшифровать код Лоренца было стратегически важной задачей, так как с его помощью кодировало сообщения высшее немецкое командование. Британские криптологи называли немецкие зашифрованные сообщения «рыбой», но эти послания получили индивидуальную кличку - «Тунец».

Благодаря ошибке немецкого шифровальщика, который отправил два незначительно отличавшихся друг от друга сообщения, удалось выяснить, что машина Лоренц - это типичное шифровальное устройство, состоящее из вращающихся колес. Но колес в нем вдвое больше, чем в «Энигме» - их было 10. Ключ шифрования определялся исходным положением колес. Пять колес прокручивалось регулярно, а пять - нерегулярно. Два дополнительных, моторных колеса, контролировали нерегулярное вращение.

Чтобы зашифровать данные, машина Лоренц использовала команду XOR. Она генерировала пять пар псевдослучайных битов (1 или 0) и выводила 1, если только один из символов был равен 1, в противном случае результат равен 0. Так что 1 XOR 0 = 1, но 1 XOR 1 = 0. Каждый символ в машине Лоренц компилировался с псевдослучайными битами, например: 10010 XOR 11001 = 01011. Самое важное в этом алгоритме то, что машина фактически дважды шифровала данные.

Для расшифровки кода Лоренца британский инженер Томми Флауэрс и его команда создали электронную программируемую вычислительную машину Colossus («Колосс»). Компьютер состоял из 1500 электронных ламп, что делало его самой большой ЭВМ того времени. Модернизация Colossus Mark II из 2500 ламп считается первым программируемым компьютером в истории ЭВМ.

До создания Colossus на расшифровку сообщений уходило несколько недель, теперь же результат становился известен уже через несколько часов. Машина полностью функционировала к моменту высадки в Нормандии в 1944 году. Благодаря «Колоссу», в частности, стало ясно, что союзники успешно дезинформировали немецкие войска. После войны Черчилль отдал приказ уничтожить все компьютеры, однако в 1994 году инженерам удалось восстановить рабочий вариант Colossus Mark II по фотографиям. Благодаря этой работе стало известно, что полувековая ЭВМ работает примерно с той же скоростью, что и ноутбук с процессором Pentium 2.

Турбореактивные самолеты

Хотя сэр Фрэнк Уиттл получил патент на турбореактивный двигатель еще в 1930 году, разработка не особенно интересовала британское правительство, и работа продвигалась медленно. Третий рейх по-настоящему продвинул эту технологию, и Messerschmitt Me.262 стал первым истребителем с турбореактивным двигателем. Немецкий Arado Ar 234 был первым реактивным бомбардировщиком и последним нацистским самолетом, пролетевшим над Англией в апреле 1945 года. К концу войны был выпущен однодвигательный реактивный истребитель Heinkel He 162 («Воробей»), который спроектировали в кратчайшие сроки - за 90 дней.

Ядерное оружие

Потенциальные возможности ядерной энергии были известны давно. Но именно во время Второй мировой войны появилась возможность испытать их на практике. Первая атомная бомба была создана в США. В 1941 году Энрико Ферми завершил теорию цепной ядерной реакции, а через два года под руководством физика Роберта Оппенгеймера и генерала Лесли Гровса стартовал Манхэттенский проект. Две бомбы, созданные в ходе проекта, были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года. По оценкам, непосредственно в ходе бомбардировки было убито от 150 тыс. до 244 тыс. человек. Проблема распространения смертоносного ядерного оружия породила множество дискуссий. Однако без этого открытия не было бы ядерной энергетики.

Радионавигация

Первая технология радиолокации (Radio Detection and Ranging) была разработана в 1930-х годах Робертом Ватсоном Уоттом и Арнольдом Уилкинсом. Она позволяла предотвратить угрозу воздушной бомбардировки. Историки говорят, что исход Битвы за Британию, возможно, был предопределен благодаря опоре британцев на радарные системы обороны и решению Германии сосредоточиться на бомбардировке городов. В результате Британия смогла разглядеть немецкие бомбардировщики, пока они находились на расстоянии до 100 миль и сконцентрировать силы.

Пенициллин


Говард Флори (слева) наблюдает раненого солдата, проходящего курс лечения пенициллином в Американском военном госпитале в Нью-Йорке в 1944 году

Пенициллин был выделен еще в 1928 году Александром Флемингом благодаря беспорядку в его лаборатории. Ученый обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить вещество, которое разрушило клетки. Исследование о бактерицидных свойствах пенициллина было опубликовано в 1929 году, однако попытки получить антибиотик в чистом виде и улучшить его качество были безуспешными. Лишь через 10 лет австралийский ученый Говард Флори возглавил исследования по медицинскому пенициллину. Вместе с небольшой группой ученых, в которую входил Эрнст Борис Чейн, они разработали к 1941 году сложный препарат, который успешно прошел испытания. За это исследователей наградили Нобелевской премией, вместе с ними был награжден и Александр Флеминг.

Акваланг

Первый акваланг был изобретен еще в 1866 году, он применялся в шахтах, где воздух был загрязнен. В 1878 году появилось устройство для длительного нахождения под водой с замкнутой схемой дыхания. Из выдыхаемого водолазом воздуха удаляется углекислый газ и по потребности добавляется чистый кислород из контейнера. В те времена не было известно, что чистый кислород под давлением становится токсичным. Несмотря на опасность, во Вторую мировую войну акваланги с замкнутой системой дыхания являлись штатным спасательным оборудованием для подводного флота. Однако морской офицер Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян, работавшие в оккупированной немцами Франции, в 1943 году смогли создать аппарат с открытой схемой дыхания, где выдох производится непосредственно в воду. Этот тип акваланга был гораздо безопаснее.

Слинки

Одна из самых популярных и прочных игрушек в мире была изобретена случайно во время Второй мировой войны американским военно-морским инженером Ричардом Джеймсом в 1943 году. Он пытался выяснить, как пружины могут использоваться для хранения важного и дорогого оборудования в море. Инженер случайно уронил одну из пружин и отметил ее интересный ход. После войны игрушка стала чрезвычайно популярной: к концу XX века было продано 250 миллионов экземпляров.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!