Воеводы год. Появление и распространение

26.10.2013 12464

Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».

Воеводы

В XVII веке человек, стоявший во главе города, и особенно приграничного города был совершенно не похож на администратора в современном понимании этого слова. Между тем, именно, от него напрямую зависела судьба нескольких тысяч человек: их жизнь, имущество, хозяйство. Воевода был опорой царской власти в провинции, важнейшей частью общества, представителем элиты, русской аристократии той эпохи, но при этом, он оставался тесно связан с народом, с людьми самых разных чинов, званий и служб, вступая с ними в постоянный контакт. Именно, в этом персонаже допетровского общества отразились особенности русской государственност и своей эпохи.

Что представлял собой русский воевода? Обыкновенно, когда речь заходит о воеводах старой Руси вспоминается образ глупого и ленивого взяточника, обирающего население. Этот образ нашел отражение в поговорке: «Наказал Бог народ – послал воевод». Для негативной оценки деятельности воевод есть основания, однако в повседневной жизни их облик предстает перед нами совершенно иным.

Жизнь любого воеводы до поступления в службу, т.е. до 15-16 лет нам практически неизвестна. Личная жизнь воеводы вообще освещается документами довольно скупо. Дело в том, что эта жизнь не отличалась разнообразием и стояла на заднем плане. Настоящая жизнь воеводы – это государева служба. Вне службы этот человек не представляет своего существования, служба составляет основную и важнейшую часть его бытия. Русский воевода, как правило, ничем не интересуется. У него нет личных интересов, увлечений, он – это его служба.

Несмотря на то, что о молодых годах воеводы мы ничего не знаем, ясно, что он с самого раннего возраста готовится к военной карьере. Неграмотность среди воевод – явление редкое, поскольку умение писать и читать приносит большую практическую пользу администратору. Воевода к 16 годам должен обладать необходимыми военными знаниями, умением лично сражаться и организовывать служилых людей. Есть сведения, согласно которым будущий воевода свои детские годы проводил с отцом. Он ездил по городам и на практике учился всем хитростям воеводской службы. Достигнув служебного возраста 15-20 лет, сын воеводы посылался в полки на военную службу, и лишь затем, рано или поздно ему предлагалось стать городовым воеводой.

Воевода присылался в город на 2-3 года. Он мог повлиять на выбор места своего назначения. Присмотрев подходящий город, воевода посылал в Разрядный приказ (ведомство, которому он подчинялся) челобитную, содержащую обоснование своего желания получить назначение, именно, в это место. Несмотря на то, что обстановка на степном пограничье была небезопасной, многие воеводы стремились попасть в местные города, и даже соревновались друг с другом в стремлении убедить дьяка, возглавлявшего приказ, отдать предпочтения именно ему . Иногда воевода посылал своих людей или ехал лично к дьяку, чтобы решить это дело «посулом», т.е. дать взятку. Употребляя различные средства борьбы за место, или попав случайно в какой-либо город, воевода получает, наконец, приглашение явиться в Москву.

Любая поездка в столицу, ко двору государя – большое событие в жизни воеводы. Здесь он должен показать себя во всем блеске, продемонстрирова ть свою готовность к верной службе. Не редко, обычно до середины XVII века, воевода степного пограничья допускался до «государевой руки». Например, воронежский воевода Иван Васильевич Волынский и его помощник («товарищ») Семен Васильевич Урусов 9 мая 1626 года были приняты Михаилом Федоровичем . Царь, как правило, интересовался здоровьем воеводы, желал ему хорошей службы.

В приказе воеводе вручался наказ от имени царя. В наказе воеводе предписывалось доблестно защищать Российские рубежи, следить за состоянием крепости, беречь город и его жителей, не обижать местное население, а «держать ласку и привет добрый» .

С наказом воевода ехал к месту службы – в город на степном пограничье. С собою, кроме обычных вещей, он возил книги, тетради и столбцы, в которых упоминалось о его прежних службах, а также о службе его родственников и предков. Все это везлось в больших сундуках, на тот случай если воевода затеет тяжбу с таким же, как он стражем степи за руководящее место во время неожиданной войны с татарами. Такие войны возникали здесь постоянно. При отражении удара татар иногда разрядный приказ предписывал городовым воеводам совместные военные действия. Воеводы при этом четко придерживались «мест», положенным им родовитостью.

Вот воевода в городе. Прежде всего, он являлся в Приказную избу к воеводе, которого предстояло сменить, и показывал ему «расписную грамоту», в которой подтверждалась смена власти в городе. О его приезде знали и заранее готовили опись, содержащую перечень казенного имущества, описание состояния крепости, сведения о служилых людях и другая подобного рода информация. Затем воевода уже сам, лично отписывал в Москву о своем приезде и вступлении в должность.

В ближайшие дни после приезда воеводы к нему приходила делегация от представителей местного мира. В состав делегации входили старосты слобод, лучшие дворяне, представители духовенства. Здесь многое зависело от воеводы. Взаимодействие его как администратора с местным обществом играло большую роль. Воевода получал от делегации «корм», размеры которого устанавливались традицией сложившейся в городе. Корм состоял из ветчины, сыра, хлеба, алкогольных напитков и прочего. «Корм» подносился воеводе нерегулярно. Вообще-то, после каждого нового назначения городовому воеводе выплачивалось приличное жалование . Кроме того, воевода – крупный помещик или вотчинник, он имеет стабильный доход.

Двор воеводы, где ему предстояло провести 1-2 года своей жизни в городе, находился, обычно, за пределами главной крепости города. Здесь он жил с семьей, женой и детьми. Семья сопровождала воеводу на службе, вместе с ним переезжая из города в город и рискуя часто попасть в плен, сгореть в огне пожара или погибнуть от татарской стрелы.

В крепости, располагавшейся в центре города, находилась Приказная изба, где работал воевода. Приказная изба представляла собой деревянное двухэтажное здание. На первом этаже находилась приемная, здесь сидели подьячие, помогавшие воеводе. Наверху располагалась комната воеводы, в которой хранились сундуки с многочисленной документацией. Часто документы сырели, портились или использовались воеводой не по назначению.

Воевода обычно умел писать, но на службе прибегал к этому умению крайне редко. Например, лебедянский воевода Прон Коптев сетовал в 1649 году на то, что у него в подчинении нет подьячего. Старый подьячий умер, а нового найти сложно, так как грамоты в городе никто не знает. Но П. Коптев все-таки не собирался писать документы лично, он заставлял делать это одного из помещиков уезда . В повседневной жизни писать воеводе приходилось часто. Он писал родственникам, приказчику, коллегам по службе, но писать документы в Москву решительно не хотел. Частная переписка воевод показывает, что во всех случаях грамотность воевод была не самой лучшей, а почерк очень сложен для прочтения .

Воевода часто предстает перед нами как строитель. Сейчас трудно понять, откуда у русских воевод брались навыки строительного дела, но факт остается фактом: каждый воевода был в той или иной степени строитель. Русские города-крепости в степи строились по плану и смете, составленными воеводами, и под их бдительным руководством. Основателем города Воронежа стал воевода Семен Федорович Сабуров-Папин, город Ливны был построен Владимиром Васильевичем Кольцовым-Мосаль ским, а Елец Андреем Дмитриевичем Звенигородским и Иваном Мясным . Воевода отвечал за состояние укреплений, руководил возведением валом, острогов и прочих сооружений, строившихся для того, чтобы помешать татарам. Иногда воевода, прибыв в город и осмотрев, докладывал о необходимости ремонта или переноса города на новое место . Для возведения преград кочевникам в 1647 году всем миром воронежцы под руководством воеводы Василия Тимофеевича Грязного строили дубовые надолбы по левым берегам рек Воронежа и Дона длиной более семи километров. Кроме того, воронежцами был вырыт ров глубиной более двух метров, сооружены тарасы – деревянные дубовые срубы, насыпанные землей.

Главнейшая обязанность воеводы степного пограничья – организация обороны города и уезда от татарских набегов. Он отвечал за сохранение жителей и города от татар. Воевода почти ежедневно контролировал патрульную («сторожевую») службу в уезде. Выслушивал отчеты «станичных голов», командовавших патрулями. Воевода ждал вестей о приходе татар. Весной русские выходили в степь выжигать траву, чтобы татарским коням нечего было есть. Служилые люди валили деревья в местах татарских переправ, рыли рвы в степи, сажали на эти рвы колючий и густой тёрн, не дававший лошадям проехать.

Крупные походы татар на Россию случались нечасто и обычно об этом всегда знали заранее в Москве. А вот небольшие удары татарской конницы происходили очень часто, по несколько раз в год. Их то и ждал городовой воевода.

Когда татары вторгались в уезд, воевода с тревогой слушал доклад о действиях неприятеля. Главная задача воеводы – спасти население и организовать оборону города, и, конечно, сообщить в другие города. Обычно воевода посылал отряд местных служилых людей против неприятеля, а сам организовывал оборону города. Но нередко бывали случаи, когда воевода, узнав о приближении татар, лично садился на коня и возглавлял контрудар русских.

Так в 1632 году крупный татарский отряд обрушился на город Лебедянь. Утром 26 августа Лебедянь была взята в осаду. Посад города оказался плохо укрепленным, и местный воевода Иван Скорняков-Писаре в решил не выжидать, когда неприятель зажжет слободы. Воевода дал бой татарам возле города. Лебедянцы отбили от крепости татар, и даже взяли несколько человек в плен.

Крупный набег на Курск был совершен зимой 1645-1646 годов. От основного корпуса татарской армии отделилась тысяча ногайцев, которая перешла реку Сейм у самого Курска и зажгла окрестные сёла. Ногайцы ворвались в Ямскую слободу Курска, грабили и жгли местные дома, часть жителей слободы оказалась в плену.

Тогда воевода князь Семен Романович Пожарский лично во главе курских ратников выступил навстречу степнякам. Битвы с татарскими войсками кипели в окрестностях города, селах и деревнях. Князь Пожарский, отогнав ногайцев от стен Курска, сумел в одной из схваток пленить полководца Элмурзу. 23 декабря воевода лично отбил у татар угнанный полон — 439 человек. После этих успехов князь С. Р. Пожарский не стал отсиживаться в крепости, а поспешил на выручку жителям уезда, который разоряли татарские отряды. После многочисленных удачных схваток курский воевода соединил свои войска с отрядом из Рыльска, тоже возглавляемый воеводой. Воеводы атаковали крымских царевичей и одержали победу. Благодаря решительным действиям курского и рыльского воевод свободу получило 2 700 русских пленников.

8 июля 1647 года татарский отряд численностью около тысячи человек напал на Воронежский уезд. Воевода Василий Тимофеевич Грязной сам вывел ратных людей против нападавших. Он держал оборону по левому берегу Дона, и неприятелю не удалось переправиться к городским полям, набег татар был отбит, русские пленники освобождены.

Заслуживает упоминания служба воеводы Андрея Васильевича Бутурлина. Ему удалось удержать Ливны, когда город осадил татарский «царевич» с огромной армией. Он даже умел совершать удачные вылазки и захватывать «языков». В 1637 году стольник Бутурлин был направлен на южную границу во главе отряда – перекрыть Изюмский шлях. Под его руководством была построена крепость в степи – Яблонов. Татары постоянными ударами стремились помешать строительству крепости. Иногда численность татарских отрядов доходила до 1000 человек. Бутурлин руководил обороной крепости и даже организовывал вылазки. За постройку Яблонова А.В. Бутурлин получил награду от государя: соболей, золотой ковш, ткани и 50 рублей.

В 1645 году А.В. Бутурлин был назначен воеводой в Воронеж. Состояние городских укреплений оставляло желать лучшего. Жители уезда во время набегов татар не спешили ехать в крепость, а укрывались в лесах. В городе отсутствовала дисциплина, а некоторые служилые люди совершенно не знали ратного дела, не умели стрелять из пищалей. Воронежский воевода организовал починку укреплений Воронежа. 7 июля 1646 года татарский отряд численностью в 600 человек обошел русские сторожи и подошел к городу. А.В. Бутурлин спешно собрал ратных людей и выступил против татар. Русские одержали победу и преследовали татар пять верст. В этом году продолжились нападения татар, которые воронежцы успешно отбивали. Воронежский уезд часто подвергался татарским набегам. Местные воеводы Ф.Ю. Арсеньев, И.Я Кушелев, А.В. Бутурлин, В.Т. Грязной лично выводили служилых людей для боя с татарами . Умелыми действиями воевода спасал сотни жизней, рискуя своей.

Война с татарами составляла значительную часть повседневной жизни воеводы, но у него были и другие проблемы, касающиеся, прежде всего, организации многочисленных сборов с местного населения. Воеводе также с трудом удавалось заставлять местных жителей исполнять многочисленные службы, за которые он отвечал перед Москвой. Это, например, строительные работы, выпас государевых лошадей, поставка продуктов питания ко двору, строительство стругов, обработка десятинной пашни, сопровождение переселенцев, содержание турецких и крымских послов, сбор хлеба, соли, хмеля для казенных нужд, ремонт мостов, дорог, обеспечение подвод для войск и проч. Понятно, что население, и без того измученное войной с татарами, очень негативно относилось ко всем этим обязанностям и податям, что, безусловно, сказывалось на отношении народа к воеводе. Его часто обвиняли в том, что проводимые им различного рода сборы есть не что иное как его личная затея, предпринимаемая с целью наживы. Фигура царя считалась сакральной, и в целом царь в сознании населения был положительным персонажем. Поэтому люди считали виновниками своих бед бояр и воевод. К воеводе часто приходили «с большим невежеством» и открыто обвиняли в обмане царя и народа.

В 1648 году в степных городах ходили слухи о беспорядках в Москве. Никто ничего толком не знал, но слух очень скоро принял резкую антивоеводскую форму: население говорило, что царь издал указ воевод и их сторонников «побивать камнями» . Это было тяжелое время для воеводы. Многие из воевод южных уездов боялись выйти на улицу, некоторые покидали города, несмотря на то, что срок службы еще не истек.

Несмотря на трудности, воевода старался поддерживать свой авторитет в городе. Иногда он прибегал к угрозам, действовал силой, либо лестью. Его можно понять, поскольку его работа требовала признания от общества. В 1647 году ливенский воевода Фёдор Абросимович Лодыженский — представитель старого рода, одной из ветвей Рюриковичей, был посажен на несколько дней в тюрьму за неудачный местнический спор . Его авторитет, конечно, сильно пошатнулся.

Иногда воевода вступал в конфликт с местным миром, а точнее с его частью. Как показывает практика, он не всегда выходил победителем в таких делах.

Повседневная жизнь воеводы проходила в постоянных заботах о службе. Конечно, иногда, в эти заботы вклинивалась и личная выгода. Тем не менее, городовой воевода не должен восприниматься однозначно как негативная или положительная фигура. Вся его жизнь – это «радение о государевом деле». Многое зависело от личных качеств администраторов.

Домашняя жизнь воеводы ничем не отличалась от жизни простого служилого человека. Даже боярин был в определенной степени служилым человеком и «радел о государевом деле». Беглый взгляд на повседневное существование городового воеводы, обнаруживает нам порядок и устройство государства, в котором он жил. Московское государство было милитаризованным, по сути, и это прямым образом сказывалось на жизни его жителей. Воевода стремился получить должность, часто вступая в споры и тяжбы по поводу места или должности, которое не сулило материальных выгод, но зато демонстрировала государю его годность и готовность к службе.

Примечания:

1. Об этих случаях см.: Камараули Е.В. Южнорусская приказная изба как учреждение местного управления во второй половине XVII века. Воронеж, 2009. С. 17-41.
2. Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004. С. 166.
3. Примеры наказов: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 541. Л. 12-50, 270-307,11-113, 427-453 и др.
4. Козляков В.Н. Получали ли жалование городовые воеводы? //Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 96-113.
5. РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Л. 221.
6. Например, переписка воевод степного пограничья сохранилась в фондах ГАВО: ГАВО. Ф. И – 182. Т. 2. Оп.1. Д. 4, 69, 161, 554.
7. Разрядная книга 1475-1605 г. М., 1989. Т.3. Ч.3. С. 2-37.
8. Например, воевода А.В. Бутурлин ратовал о переносе Ельца на новое место: РГАДА. Ф. 210. Оп.1. Д. 275. Л. 464-466.
9. РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 272. Л. 54-65.
10. ПСЗ. Т.3. СПб., 1830. № 87. С. 280.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы и их окружение в XVI-XVII веках. Воронеж, 2007. С. 98-103.
12. Там же.
13. РГАДА. Ф. 210. Д. 327. Л. 473.
14. Пясецкий Г. Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. Орёл, 1893. С. 122.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

воевода

Воевода(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнегонаместника, и третье - явилось приПетре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжескойдружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначатьИван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядныйприказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, “смотрением”; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губернияхЕкатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

С.Ю.

________________________________________

Что такое Воевода? Значение и толкование слова voevoda, определение термина

1) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

2) Воевода - - военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

3) Воевода - - в допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

4) Воевода - - правитель на местах, назначаемый царём

5) Воевода - - военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

6) Воевода - - 1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

7) Воевода - (слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

8) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин " воевода " обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

9) Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. На Руси - с 10 в. В Русском государстве - во главе полка, отряда (конец 15 - начало 18 вв.), города (середина 16 в. - 1775), провинции (1719-75).

Воевода

Военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

Военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

В допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

Правитель на местах, назначаемый царём

Военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Затем воеводами стали называть и наместников государя в городах .

В России

Воеводы на Руси делились на ратных и местных воевод (наместник), иногда совмещавший административную и военную функции в управлении государства и вооружённых сил (в войске).

Воевода у обоза

Назначались начальниками при войсковом обозе.

Воевода у бежа

То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться.

Опричный воевода

Главный начальник войск или стражи, учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричны . Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем.

Годовые и сроковые (срочные) воеводы Приписные и провинциальные воеводы

Позже в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство.

Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин : разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и так далее. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа . Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов» .

В Соликамске сохранился дом воеводы 1688 года постройки, в настоящее время - музей и памятник архитектуры .

Воеводские знамёна

Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги , в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных . Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.

Отмена воеводского правления

В других странах

Этот термин использовался также в средневековых Чехии , Боснии , Болгарии , Венгрии , Литве , Лужице , балтийском славянском Поморье , землях полабских славян , Хорватии , Сербии , Молдавии , Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника, или правителя земли. Из славянских языков слово заимствовано в румынский, венгерский и некоторые другие.

То же самое в верхнелужицком (одном из языков лужицких сербов - слово Wójwoda , помимо собственно «воевода» , означает также «герцог» , то есть правитель определённой земли. А словом Wójwodstwo обозначается «герцогство» , то есть отдельная область, земля.

В Новое и Новейшее время

Македония и Болгария

В Македонии , Болгарии и Сербии командующие повстанцами во время османского владычества также назывались воеводами (макед. војвода ; болг. войвода ).

Сербия

На майской Ассамблее в Сремских Карловцах (13 - 15 мая 1848), ссылаясь на привилегию 1691 года, сербы провозгласили создание Сербской Воеводины и избрали Стевана Шупликаца воеводой сербским. Эти действия были позже признаны австрийским императором, и Шупликац был признан в качестве воеводы. Решением австрийского императора, в ноябре 1849 года, новая провинция была создана как политический наследник сербского воеводства. Новое воеводство существовало с 1849 года по 1860 год и титул великого воеводы (Grosswojwod) принадлежал императору Францу Иосифу I. После ликвидации воеводства в 1860 году, Франц-Иосиф I сохранил титул великого воеводы воеводства Сербии вплоть до своей смерти в 1916 году. Его преемник император Карл I, также сохранил титул великого воеводы до конца Австро-Венгерской монархии в 1918 году.

Во время Балканских войн и Первой мировой войны этот термин использовался для обозначения высшего воинского звания в сербской армии (выше генералов - как эквивалент фельдмаршала в других армиях). Это звание официально присваивалось только шести людям.

В этот же период в сербской военизированной организации четников использовали этот термин для обозначения её высших командиров - Войин Попович, Воя Танкосич и Коста Печанац. Вновь он был использован в этой качестве четниками во время Второй мировой войны.

В России

В 1922 году, на завершающем этапе Гражданской войны в России в «белом» Приамурье были установлены должности земского воеводы (командующего Приамурской земской ратью) и воевод групп (командиров корпусов).

В Польше

В Польше наиболее крупные административные округа до сих пор называются воеводствами . Воеводы, назначаемые Советом министров, являются представителями центральных властей в воеводствах.

  • Один из островов (англ.) русск. Аляски , в своё время открытой и освоенной русскими , называется Воеводский (Woewodski, 56°33′22″ с. ш. 133°00′22″ з. д.  /  56.55611° с. ш. 133.00611° з. д.  / 56.55611; -133.00611 (G) (Я) ).
  • Под названием «Воевода» известна одна из модификаций стратегических ракет , стоящих на вооружении в Российской Федерации.

См. также

Напишите отзыв о статье "Воевода"

Примечания

Литература

  • Успенский, Гаврила. Опыт повествования о древностях русских. Харьков, 1818.
  • Алексушин Г. В. Во главе Самары. Самара: Самарский дом печати, 1999.
  • Семенов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV - первой половине XVII в. Екатеринбург, 2006.
  • Наказы Сибирским воеводам в XVII веке. Исторический очерк. Составил преподаватель Ташкентской женской гимназии Кулешов В. Издание второе, иждивением Г. В. Юдина . Типография Я. А. Иванченко. Болград. 1894.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Воевода

– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!