Война и мир батарея раевского описание. Сочинение Толстой Л.Н

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.


В победу и возлагает все надежды на храбрость и неустрашимость русских воинов. Все многочисленные воспоминания современников свидетельствуют о героических подвигах русских солдат и офицеров. Бородинское сражение показало, до какого героизма, стойкости и самоотверженности может подняться армия, защищающая свою родную землю, ведущая справедливую войну. Бородинское сражение изобиловало примерами...

Труда, превращающее человека в придаток машины. Он отрицает научно-технический прогресс, направленный на увеличение роскоши и удовольствий, на умножение материальных потребностей, а следовательно, на развращение человека. Толстой проповедует возврат к более органичным формам жизни, призывает к отказу от излишеств цивилизации, уже угрожающей гибелью духовным основам жизни. Учение Толстого о семье...

Жизни. В психологическом плане - это торжество человечности. 2 Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты - это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для...

... : "Цель художника... в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях". Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию "света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на...

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила все общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего Отечества.

Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

Непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев, их настроение. Победа в войне 1812 года - победа всего русского народа.

Перейдем непосредственно к данному эпизоду. События, происходящие в нем, затрагивают одного из главных героев романа - Пьера Безухова. Подъезжая к месту военных действий, Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота

Чувства, которое Пьер замечал вчера...” В этот момент Пьер чувствовал себя частью

Всех, он захотел принять участие в этих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.

Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. В этот момент Пьер растерялся. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется.

Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, возможно, уже не раз принимали участие в

Войне, они знали цену жизни, боялись ее потерять в этой кровавой войне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против другого человека, может

Быть, такого же солдата, с такими же мечтами, как и у него, но имя тому солдату - враг. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение

Отечества, с одной стороны, а с другой стороны - желание наживы, хотя, возможно,

Человек просто подчиняется приказам сверху, действуя бесцельно.

Пьеру эти чувства были непонятны, а эта война была в его жизни первой. Пьер ощущал себя лишним, “не на своем месте и без дела”, боясь опять помешать кому-нибудь. Он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостною улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.

Появление “невоенной фигуры” Пьера сначала неприятно поразило солдат. Они с

Любопытством разглядывали его, косились на его фигуру. Но это отношение к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами так же спокойно, “как по бульвару”. Солдаты приняли Пьера в свой

Круг, дав ему прозвище “наш барин”. Пьер забавлял солдат, они иногда подшучивали над

Ним, но для них стало неожиданностью, когда он заговорил с ними на равных. И это

Радовало их, недоброжелательность в их взгляде пропала. Пьеру понравились люди,

Окружающая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он

Не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел

Трупы людей, но в тот момент он не понимал этого, не заострял внимания. А теперь он

Сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов

Заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, смеялись, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в

Намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение.

Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был поглощен “в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”. Чувство торжественности постепенно затухало в нем, на место этому чувству

Приходил ужас. Пьер наблюдает за сражением, за тем, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых. Он видит, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела смерть молодого офицера, которая произошла на его глазах. Все для Пьера стало неясно и странно, взгляд его помрачнел. Вдруг неожиданный страшный толчок откинул его назад на землю, этот взрыв заставил Пьера оглянуться назад, вокруг. Все, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Вспомним то настроение, в котором мы застали его в начале эпизода, а теперь сравним его с этим моментом. То радостное чувство исчезло, испарилось, оно сменилось чувством ужаса, неосознанностью действий. Пьер бежит от этого места, куда глаза

Глядят. И в этот момент он сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не

Понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка. Он схватил офицера за горло и начал душить его. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать “Я ли взят в плен, или он взят мною?” - думал каждый из них”. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым. По-моему, это неразумно, жестоко. Толстой пытается донести до нас смысл этого столкновения и не только этого. Француз и русский в данных условиях два врага. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек с противоположными взглядами, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Чаще всего эти люди стремятся к власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей.

Чаще всего это достигается вооруженным путем. А это, в свою очередь, порождает

Смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти. Этот ужас, который

Творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось.

Вдумайтесь в эти слова, которые выходили из-под пера великого писателя: “Толпы

Раненых... с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”. Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей. Суть этого романа, этого эпизода - отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей. Он в этом эпизоде ни на каплю не приукрашивает события и в то же время не искажает действительность. Он просто рисует пером эту войну в тех красках, в которых ее видели участники: Пьер, краснорожий солдат. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди

Были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война не выход из положения, нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, из-за желания какой-то мелкой кучки индивидуумов. Это Толстой и показывает нам в этом эпизоде.

Да, враг должен покинуть территорию России, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди - вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.

До “Войны и мира” не было в русской литературе произведения, где психология всего народа была бы воплощена столь верно, и главное - была бы так близка авторскому взгляду на историю и развитие цивилизации.

Роль эпизода “На батарее Раевского” в романе Толстого велика: именно здесь мы открываем для себя отношение Толстого к войне, к ее последствиям, к ее никчемности,

Противоестественности человеческому существованию.

Бородинское сражение - одно из величайших и самых известных сражений в Русская армия проявила героизм, которым восторгаются вот уже более двух столетий. Одной из самых стратегически важных точек на поле во время Бородинского сражения была батарея Раевского, поэтому французы приложили большие усилия для того, чтобы захватить ее.

Батарея Раевского - это холм на Бородинском

Поле, с которого очень хорошо просматривались русские позиции на запад и восток, от Новой Смоленской дороги до

На самом кургане располагались 18 орудий, несколько также стояло по бокам. Немногие орудия оставались на самом холме, остальные были во фалангах позади. Руководил обороной холма генерал-лейтенант Николай Раевский, командир седьмого пехотного полка.

Батарея Раевского («Война и мир» Толстого)

Описанию самого сражения посвящено несколько глав. Пьер Безухов никогда не служил в армии и совершенно не имел представления о том, что это такое. Но он приехал на фронт из чувства патриотизма и желания не столько сражаться и убивать врагов, сколько почувствовать себя участником такого грандиозного и так много значащего для его Родины сражения.

Пьер на батарее Раевского по-настоящему знакомится с войной. Сначала он наблюдает со стороны, ничего не понимая и ощущая себя как бы не в своей тарелке, но потом непривычное зрелище захватывает Пьера.

Батарея Раевского также называлась «ключом Бородинской позиции», потому что после ее захвата многократно усложнялась оборона Русской армии. Французы заняли деревню Бородино около шести часов, выставили орудия тяжелой артиллерии на юго-востоке и начали обстрел батареи Раевского с флангов.

Первая попытка занять позицию «Батарея Раевского» была предпринята французской пехотой около 9 часов утра. Сначала две дивизии стремительно подступили с запада. Русские палили из пушек со своих позиций, но когда враг оказался на расстоянии 100 шагов, был отдан приказ стрелять, и французские ряды стали редеть все быстрее и быстрее. Вскоре противник не выдержал и побежал.

Около 10 часов утра французы сделали вторую попытку занять батарею Раевского. К тому времени подошли русские и положение у Багратионовых флешей улучшилось. Во второй атаке участвовала дивизия генерала Морана, которая стремительно выступила вперед и успела укрыться в густом пороховом дыму прежде чем была расстреляна русскими. Внезапно дивизия Морана стремительно наступила через бруствер и захватила батарею Раевского. Но русские под командованием присланного генерала Ермолова снова заставили французов бежать.

И русские, и французы понесли значительные потери. Только к первому часу дня, установив изрядную часть артиллерии на Багратионовых флешах, французы решились на третью атаку. На этот раз батарею Раевского атаковали 6 дивизий. Конница пошла в наступление и с фронта, и с тыла батареи. Но русские конные войска, стоявшие позади пехоты, отбили эти атаки. Тогда французы пошли пехотой сразу со всех сторон. Завязалась жаркая битва. В ней принимали участие Барклай де Толли и тяжелобольной генерал Лихачев. Французы понесли большие потери, но все же в начале 5-го часа захватили батарею Раевского, а русские были вынуждены отступить к Кутузовским рубежам.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат. Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было. Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно-равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль. Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее. Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих, Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь. Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой. — Да ты из каких будешь? — вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек? — Я? я?.. — сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. — Я по-настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих. — Вишь ты! — сказал один из солдат. Другой солдат покачал головой. — Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! — сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку. Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него. — Тебе куды надо-то? Ты скажи! — спросил опять один из них. — Мне в Можайск. — Ты, стало, барин? — Да. — А как звать? — Петр Кириллович. — Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску. Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер Шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте. — Ваше сиятельство, — проговорил он, — а уж мы отчаялись. Что ж вы пешком? Куда же вы, пожалуйте! — Ах, да, — сказал Пьер. Солдаты приостановились. — Ну что, нашел своих? — сказал один из них. — Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! — сказали другие голоса. — Прощайте, — сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору. «Надо дать им!» — подумал Пьер, взявшись за карман. «Нет, не надо», — сказал ему какой-то голос. В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску.

Анализ эпизода «На батарее Раевского».

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!