Вольга и микула краткое. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии

Значение МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

Микула Селянинович - былинный богатырь -крестьянин. Вариант имени - Викула - объясняется переходом губного носового "м" в губной неносовой в олонецком говоре. Гораздо разнообразнее отчество Микулы: Селянинович, Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович. Из этих форм наибольшее право на архаичность принадлежит форме Селягинович (Селягинов). Как не совсем понятная, она могла быть осмыслена в форму Селянинович; наоборот, из формы Селянинович невозможно объяснить появление формы Селягинович, со средним звуком "г". Формы Селягин и Селягинович выводятся Вс. Миллером из старинного слова сельга, встречающегося в XIV в. и обозначающего нивы, запущенные под траву и лес. Название сельга до сих пор существует в Олонецкой губернии. Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, - и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья. В былинах о встрече Вольги с Микулой (Рыбников, I, ¦ 3 и 4), II, ¦ 1 и 60; Гильфердинг ¦ 32, 55, 73, 131, 195) эта встреча, по-видимому, составляла в первоначальном плане лишь эпизод в рассказе о похождениях богатыря Вольги Сеславьича; но в дошедших до нас былинах личность чудного силача-пахаря выступила так ярко на первый план, что совсем обесцветила личность Вольги. Его похождение с некоторыми городами, ради которых он собственно предпринимает с дружиной поездку из Киева, обыкновенно скомкано в нескольких стихах, так что между началом былины, рассказывающим о рождении богатыря Вольги, знамениях природы, уходе зверей, птиц, рыб, обучении и наборе дружины храброй, и окончанием ее оказалось несоответствие. Начало заставляет слушателей ожидать необычайность подвигов от Вольги, но эпизод - встреча с Микулой - поглощает весь интерес, и былина кое-как сводит конец с началом. Лучший вариант былины Трофима Рябинина (Рыбников, I, ¦ 3; Гильфердинг ¦ 73) можно найти во всякой хрестоматии. Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем по профессии, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыгрывающим род земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Микула Селянинович встречается также в одной побывальщине, записанной Рыбниковым (т. I, стр. 39, примечание). Здесь Святогор не может догнать на коне пешего путника, не может поднять носимой им сумки. В сумке оказалась тяга земная, а путник называет себя Микулой Селяниновичем. На вопрос Святогора, как ему узнать судьбину Божию, Микула посылает его к Сиверским горам, где Святогор находит свою суженую. Новейшие исследователи предполагают, что фабула былины могла быть бродячим сюжетом, занесенным в наш эпос извне. Непосредственный источник былины до сих пор не удалось открыть, хотя в параллелях чудесному пахарю, встречаемому царем, нет недостатка в сказаниях европейских и восточных. Так, академик Веселовский сравнивал Микулу Селяниновича с византийским императором Гугоном, которого встречает пашущим Карл Великий в западноевропейском сказании о хождении Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Всев. Миллер указал личность, сходную с Микулой Селяниновичем, в восточных сказаниях об Александре Македонском (Искандере), обработанных в поэме персидского поэта Низами (см. "Материалы для истории былинных сюжетов", IX. "К былине о Микуле Селяниновиче", "Этнографическое Обозрение", 1892, кн. XIII - XIV, стр. 120 - 126). Больших результатов достигло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее северно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бытовым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и др., где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (ср. описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга; 3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями; 5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Ореховец - древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль; 6) упоминание реки Волхова в одном варианте (Рыбников, I, стр. 24); 7) быть может, выше разобранное отчество Микулы от слова сельга; 8) смешение между рассматриваемой былиной и другими несомненно новгородскими (так, Вольга имеет отчество Буслаевич [Гильфердинг, ¦ 91]; Садко сводится с Вольгой и Микулой [Гильфердинг, ¦ 2]); 9) наконец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. Кроме литературы, указанной в статье "Богатыри", ср. Квашнин-Самарин (в журнале "Беседа", ¦ 4, стр. 96); Ал. Веселовский ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1881, февраль, стр. 364, и 1888, май, стр. 76); М. Халансий ("Русский Филологический Вестник", 1881, ¦ 4, стр. 270); Всев. Миллер "К былинам о Вольге и Микуле" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, ноябрь). Вс. Миллер (умер).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    богатырь-пахарь, герой русских былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    Селянинович, один из героев русских былин, богатырь-пахарь. Известны два былинных сюжета о нём: "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени — Викула — объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком говоре. …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    ? знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени? Викула? объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула …
  • МИКУЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИЌУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ, герой рус. былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула Селянинович", …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Тимофеев (Алексей Васильевич) - поэт (1812 - 1883); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом …
  • СВЯТОГОР в Краткой биографической энциклопедии:
    Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах …
  • ВЕЛЬЯМИНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (МИКУЛА ВАСИЛЬЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Вельяминов Николай (по летописям - Микула Васильевич) - сын тысяцкого Василия Вельяминова. Несмотря на измену старшего брата, Николай Вельяминов …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …
  • ФОЛЬКЛОР в Литературной энциклопедии.
  • ТИМОФЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    1. Алексей Васильевич — поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б. Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился …
  • ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1856-1910) российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    поэт (1812—83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. генерал-губернаторе. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэт (1812?83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий – и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит

Вольге, что мужики в этих городах – разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.

Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.

Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.



  1. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями...
  2. Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые...
  3. Былины – это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах...
  4. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х...
  5. Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит...
  6. В прологе рассказывается, как автор “надел <…> грубую одежду, как будто <…> был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы послушать о его чудесах”....
  7. Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”....
  8. Мудрые ответы Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется...
  9. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве. Микула Селянинович...
  10. У. Ленгленд Видение о Петре Пахаре В прологе рассказывается, как автор “надел грубую одежду, как будто был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы...
  11. Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам,...
  12. Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к...
  13. В Петербурге, в богатом доме Звездинцевых, перед зеркалом долго любуется собой красивый и развратный лакей Григорий, лениво отзываясь на многократные зовы Василия Леонидыча, хозяйского сына,...
  14. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.

После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.

Вывод (мое мнение)

Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.

Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий - и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах - разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками. Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придётся взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает ещё десяток молодцов, но и тем не удаётся выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович. ПЕРЕЙТИ НА САЙТОни приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.

Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.


Микула Селянович и Вольга фото

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!