Воспитательное мероприятие "Сыны Отечества. Защитники Земли русской"

КОУВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Воспитательное мероприятие

«Сыны Отечества. Защитники Земли русской»

Провела: Косинова В.А.

Бутурлиновка 2016 г.

Цель. Создание условий для патриотического воспитания обучающихся.

Задачи.

    Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, готовности к служению Отечеству, воспитанию чувства гордости за своё Отечество, малую Родину, уважительному отношению к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, участникам боевых действий.

    Создавать ситуацию успеха, содействовать развитию способности не равнодушно воспринимать чужую боль.

Оборудование:

    Мультимедийное оборудование

    Оформление кабинета плакатами к Дню Защитника Отечества.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, какой приближается праздник, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

(Ответы детей: О войне, о солдатах, как трудно было воевать, о защитниках Родины)

Воспитатель: В канун Дня защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников земли русской. А вы знаете, что значит быть защитником ? Вам интересно будет подумать об этом? Как вам кажется: это понятие появилось только сейчас, или пришло из прошлого?

Ответы ребят. (Во все времена приходилось защищать свою Родину)

Воспитатель: Тема защиты Отечества волнует все поколения. Хочется, чтобы и вы не остались сегодня равнодушными.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

Отечество... (карточка).

Воспитатель: Какое однокоренное слово вы можете подобрать к слову Отечество.

(Отец)

Воспитатель: Значит, отечество – это “земля отцов”. А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и “земли отцов”, и приходит время – и сыновья создают живой щит на пути врага.

(карточка) Сыны Отечества.

Ребята, а какие синонимы вы можете подобрать к слову “Отечество”?

Ответы обучающихся: (Родная земля, отчизна, земля народа, край, где родился, Родина)

Карточка: земля русская

Воспитатель: Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

Карточка: Защитники земли русской.

Воспитатель: А теперь вы сами сможете сформулировать название нашего мероприятия.

Дети определяют тему и пишут на доске тему воспитательного мероприятия - Тема: “Сыны Отечества. Защитники земли русской”

Воспитатель: У каждого из нас есть маленькая Родина, тот уголок, где мы родились, где живём, и который остаётся в нашем сердце навсегда. У нас - это наш Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка с красивой богатой природой, добрыми и отзывчивыми людьми.

Давайте сегодня вспомним солдат, тех, кто в разные времена нашей жизни вставал на защиту Отечества, выполнял свой долг перед Родиной.

Ребята, скажите - какие вы знаете войны?

(Ответы детей: Великая Отечественная, Чеченская, Афганская.)

Воспитатель:

Великая Отечественная война началась 1941 году, когда без предупреждения фашистская Германия напала на Советский Союз.

Каждой семьи коснулась та далёкая война. Живущие ныне помнят родных, сложивших головы в боях за Родину, почитают своих дедов, вернувшихся с войны победителями и восстановивших из пепла разрушенную страну, вдохновенно трудившихся для счастья будущих поколений.

Жители нашего района внесли достойный вклад в Великую Победу. Четыре тысячи наших земляков не вернулись домой с полей сражений. На плитах мемориала в станице Казанской высечены их имена. Сегодня каждый из нас отдаёт дань памяти не вернувшимся с войны героям. А ветеранам, которые дожили до наших дней, мы кланяемся и говорим спасибо за победу, за нашу мирную жизнь

Показ презентации “След на Земле”

Воспитатель: Время летит неумолимо. Великая Отечественная война закончилась уже давно. Выросло новое поколение, которое не знает ни боёв, ни грохота взрывов. Но в памяти нашего народа никогда не изгладятся подвиги обычных русских солдат.

Много горя, голода и лишений приходилось терпеть солдатам на войне, но как выдавалась свободное от боёв время, в минуты отдыха, для поднятия духа обязательно звучали шутки и, конечно же музыка.

Воспитатель: Войны вспыхивают и в наше время, поэтому армия должна постоянно быть в боевой готовности и в любое время встать на защиту своего народа, суметь постоять за него.

Воспитатель :

Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Через эту войну прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека из них получили звание Героя Советского Союза. Свыше 15 тысяч советских солдат погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной войны.

Сегодня мы отдаём дань глубокого уважения всем, кто проявил стойкость и мужество, и с честью выполнил поставленные командованием задачи. И, конечно, вспоминаем тех, кто исполнил долг перед Родиной ценой собственной жизни.

Воспитатель :

Почти каждый слышал о войне в Чечне. Сколько ненужных и страшных смертей русских солдат, которые честно выполняли свой долг перед Родиной и выполнили его до конца!

Война в Чечне принесла много горя обеим сторонам. Сейчас в России не осталось практически ни одной семьи, в которой отцы, сыновья, дяди, племянники, просто знакомые или соседи не были бы как-нибудь связаны с этой войной.

Первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат, милиционеров и сотрудников других силовых структур. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц. Потери Федеральных сил оцениваются как 12-15 тысяч солдат и офицеров. В общей сложности 200 тысяч чеченцев за 2 конфликта.

Показ презентации “Дело чести”

Воспитатель: Мы с вами сейчас посмотрели презентации, в которых обычные люди, не жалея своих жизней защищают рубежи нашей Родины.

На экране вопросы:

    Какие эмоции вызвал у вас просмотр презентаций?

    Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе?

    Что нужно для счастья всех людей, живущих на ЗЕМЛЕ?

Воспитатель: Послушав ваши ответы, можно сделать вывод, что все вы испытали чувство волнения, гордость за наших солдат, горечь потери.

Вы хотели бы воспитать в себе патриота своей Родины, чувство гордости за своё Отечество, свою малую Родину. Иметь активную жизненную позицию, быть готовым к служению Отечеству, т. е. в любую минуту встать на защиту Родины.

Долг каждого русского парня - служба в рядах вооружённых сил.

(На экране фото Защитники.)

Воспитатель : (читает стих)

Будущий солдат

Россия огромная страна,
В ней армия отважна и сильна
Мальчишки смелые растут
И вовремя на помощь ей придут
Мы только немного подрастём,
Мы в армию российскую пойдём,
Мы будем доблестно служить
И Родиной мы будем дорожить.
Мальчишка – будущий солдат.
И хода нет ему назад.
Мальчишка – будущий герой,
Он за друзей всегда горой.

Воспитатель: А ещё вы сказали, что для того, чтобы были счастливы все люди, нужен мир во всём мире.

На экране строки стихотворения

Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.

Звучит песня “Солнечный круг”

Воспитатель: Ребята я поздравляю вас, будущих защитников Отечества с праздником, желаю вам мира во всём мире!

А вы поздравьте дома своих родных - пап, дедушек и братьев.

Аленушка, вороги!

Из гущи малинника за десятком ордынских воинов следили две пары ребячьих глаз.

Когда ордынцы проехали, ребята юркнули в глубь леса. Здесь было безопасно. Паренек сел на кучу валежника, взглянул на сестренку.

Аленка, ведь они к нам в деревню идут!

Девочка только кивнула. Стояла она немного боком, прислушивалась, и брату из–под ее белого платочка, повязанного по–бабьи, узелком под подбородок, был виден только веселый вздернутый носик.

Аленушка, - девочка оглянулась, - если тропой через болото бежать, обогнать ворогов можно?

Нет, Павлуша, они на конях, едут по торной дороге. Где же их обогнать! - девочка запнулась на полуслове. - Придем мы из леса, батюшки с матушкой нет, а от родимой избушки одни угольки тлеют…

Павлуша сидел нахмурясь, раздумывая, потом встал, сказал, как взрослый:

Значит, задержать ордынцев надо. Ты беги тропой, поднимай всполох. В случае чего наши мужики первый десяток ворогов перебьют, а остальных пугнуть придется.

Что ты затеял, Павлуша? - Девочка вцепилась в холстину его рубашки.

Ничего, сестренка, беги. Я как–нибудь выкарабкаюсь. Ордынцы в лесах, что совы в полдень.

Что ты затеял? - повторила Аленка, не отпуская его.

Паренек хлопнул себя ладонью по колчану.

Лук у меня с собой. Я без него в лес не хожу.

Крепко обняв сестренку, он оттолкнул ее.

Аленка опустила голову, мгновение стояла молча, потом в последний раз взглянула на брата и покорно пошла прочь.

Быстрее, Аленушка!

Девочка от этого оклика рванулась вперед. Павлуша посмотрел ей вслед, вздохнул: - Козочка, - и полез в гущу ельника. Отсюда из темноты, из–под низко опущенных густых еловых лап, прогалина дороги казалась яркой, солнечной полосой. Павлуша затаился, сквозь частую сетку ветвей глядел на дорогу, тревожно прислушивался к сухому потрескиванию хвои под лаптями, точно это потрескивание враги могли услыхать.

Перехватило дыхание, руки чуть–чуть дрожали, но едва он услышал топот копыт, едва увидел врагов, сразу же стало легко: и мыслей страшных нет, и руки не дрожат. Поднял лук. Наложил стрелу. Вгляделся.

Передовому воину, видимо, было жарко: кольчужная бармица, вместо того чтобы спадать от шлема на плечи, приподнята и ремешком к шлему прихвачена. Павлуше хорошо были видны смуглое, блестящее от пота лицо ордынца, его небольшая черная бородка и белая полоска шеи под ней, проглядывавшая из раскрытого ворота рубахи. В эту белую полоску Павлуша и прицелился, медленно, осторожно натянув тетиву.

Свистнула стрела.

Голова татарина дернулась в сторону. Он крикнул на весь лес каким–то странным захлебывающимся воплем и повалился с седла. Остальные стали, как вкопанные, озирались по сторонам; вдруг в задних рядах кто–то взвизгнул, пустился наутек, и так велик был страх степняков перед русским лесом, что и все остальные ордынцы помчались за ним следом.

Надо было уходить, а Павлуша с дрожью косился на лежащего в пыли врага и не в силах был сдвинуться с места, а когда опомнился, поздно было.

Подняв щиты, готовые к бою, прямо на него по дороге двигались тесные ряды врагов. Может быть, еще можно было юркнуть в чащу, где уж тут биться, но мальчишеский задор взял свое. Павлуша пустил вторую стрелу. Она щелкнула в щит передового, отскочила. В ответ полетели вражьи стрелы. Одна впилась Павлуше в плечо. Паренек не сдержался, громко охнул, попытался бежать, но ордынцы, разглядев в ельнике его белую рубаху, били уже прицельно, и новая стрела ударила в грудь. У мальчика потемнело в глазах. Он метнулся в сторону, но спрятаться за стволы не поспел, третья стрела попала ему в голову. Видимо, стрела была на излете, она только глубоко царапнула да сорвала шапку, но Павлуше и этого было довольно, и, как в черный омут, он головой вниз упал в зеленую заросль папоротников.

http://www.сайт/

3 июня 2013 года выдающемуся русскому математику, мыслителю, публицисту, общетсвенному деятелю, академику Игорю Ростиславовичу Шафаревичу - 90 лет!

Яркие математические способности Игоря Ростиславовича Шафаревича проявились уже в школьные годы. После окончания школы он был сразу принят на последний курс Московского государственного университета и окончил его в 1940 г. В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, докторскую — в 23 года. Стал работать в Математическом институте им. В.А.Стеклова Академии наук СССР (теперь РАН). С 1960 по 1995 г. — заведующий отделом алгебры; с 1995 г. — главный научный сотрудник и советник РАН.С 1943 по 1975 г. преподавал в Московском государственном университете. Был отстранён от преподавания в связи с написанием открытых писем в защиту А.И.Солженицына (февраль 1974 года) «Арест Солженицына» и «Изгнание Солженицына» и участие в издании «Из-под глыб» — сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени.

В 1958 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1991 г. — академиком РАН. Лауреат Ленинской премии (1959). Иностранный член Академии Деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США.Почётный доктор университета Париж XI (Орсэ).

Влияние И.Р.Шафаревича на отечественную и мировую математику огромно. Оно измеряется не только его личным вкладом в алгебру, теорию чисел и алгебраическую геометрию, но и тем магнетическим влиянием, которое он оказывал на молодёжь в течение многих десятилетий своими университетскими лекциями, семинарами, книгами, неповторимым умением раскрыть талант. Каждый из его многочисленных учеников может вспомнить путь, пройденный рядом с Игорем Ростиславовичем, как счастливейший этап в своём творческом становлении. Многие из них стали кандидатами и докторами наук.

С конца 1960-х годов Игорь Ростиславович принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических репрессий, выступает в защиту жертв гонений по политическим мотивам, свободы религии и прав верующих в СССР. Он отказывался (с полным на то основанием) принимать ту мораль, которую навязывало ему государство, и свою идею он нашёл в Русском Народе…

Шафаревич известен как автор историко-философских трудов, часть которых оцениваются либералами как антисемитские и конспирологические. Основные работы: «Социализм как явление мировой истории» (1974), «Русофобия» (1982), «Две дороги — к одному обрыву» (1989), «Русофобия: десять лет спустя», «Россия и мировая катастрофа», «Духовные основы российского кризиса ХХ века» (2001), «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)» (2002), «Будущее России» (2005). В своих трудах Игорь Ростиславович вскрыл корни самых трагических событий и духовного распада в нашей стране.

В работе «Две дороги — к одному обрыву», направленной и против коммунизма, и против западной демократии, он пишет: «В заключение ещё один беглый взгляд из более отдалённой перспективы на современный кризис. Он безконечно обострился, приобрёл взрывной характер в последние десятилетия, но корни его очень древние — это итог развития, длящегося десятки тысячелетий… Вряд ли у нас сейчас есть хоть какие-то основания предугадать, как человечество выйдет из кризиса. Но возможно по крайней мере освободиться от мёртвых схем, которые не дадут этот выход увидеть. Одной из таких схем и представляется мне противопоставление командной системы западному пути как двух диаметрально противоположных выходов, из которых только и возможен выбор».

Вслед за французским историком О.Кошеном Шафаревич в своей книге «Русофобия» формулирует применительно к России понятие «малый народ» — такой слой людей, которые противопоставляют себя всему остальному народу, с презрением относятся к его традициям и тем самым утверждают своё право распоряжаться этим народом как материалом для собственного творчества. В России ядро «малого народа» составило еврейство. Усилиями «малого народа» разрушаются «интегрирующие механизмы», позволяющие «большому народу» ощущать себя и действовать как единое целое. Подвергаются осмеянию и делаются предметом ненависти русская история, вера, историческая власть, армия. Создаётся множество антирусских мифов, внушаемых народу. Народ как бы парализуется, становится беззащитной жертвой небольших агрессивных групп.

«Народ вообще — это громадный организм, — говорит Игорь Ростиславович, — очень трудно воспринимаемый и учитываемый. В нём что-то за прошедшие годы сильно изменилось. Общее настроение СМИ тогда исходило из представления о Западе как о безусловном благе. Сейчас же нет политика, который бы не говорил, что он патриот. Конечно, всё это только слова, но сдвиг в области фразеологии отражает перемены миросозерцания народа. Язык порождает мышление, мышление ведёт к действию…

Сегодня наша страна находится в точке бифуркации, как витязь на распутье. Либо мы станем на путь, который был начат со времени Ивана Калиты и особенно его внука Димитрия Донского, либо окончательно победит власть международного капитала, который, кстати, скоро может погибнуть. Запад сейчас постоянно находится в состоянии страха. И эти страхи сменяют один другой. Таким образом, западная цивилизация постоянно живёт ожиданием близкого конца». (Из интервью Шафаревича, опубликованного в журнале «Русский Дом», №№8 — 9, 2012.)

Мы сердечно поздравляем нашего большого друга с юбилеем!
Желаем Вам, Игорь Ростиславович, душевного и телесного здравия, Божией помощи в трудах на благо нашего Отечества, духовной крепости, многая и благая лета! Так держать, Игорь Ростиславович!
«Русский Дом»

«Гениальный сын земли Русской» - эти слова, выбитые по-французски на розовом граните могильной плиты парижского кладбища Батиньоль, - короткая и ёмкая характеристика сути величайшего певца Фёдора Ивановича Шаляпина. К этому можно разве что добавить слова Д. Веневитинова - «сын богов, любимец муз и вдохновения!».

История отечественного вокально-сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы ставшего равным ему по умению вживаться в образ. Недаром его называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Владимир Немирович-Данченко любил приводить кем-то произнесённые слова: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Народный по званию и по признанию

Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого на днях отметил Русский мир, оказался в числе первых граждан молодой страны Советов, удостоенных звания «Народный артист Республики», в компании с композитором Александром Глазуновым и певцом Леонидом Собиновым. Было это в 1919 году.

Со дня смерти Шаляпина (1873-1938) прошло 75 лет, но интерес к нему и к его творчеству не ослабевает. Он продолжает оставаться эталоном оперного певца мирового уровня. И конечно, гордостью российской культуры.

В богатой событиями биографии певца особое место занимает Крым. Пожалуй, нигде нет такого количества памятных мест, связанных с его именем. Полуденный край певец полюбил всем сердцем и при малейшей возможности устремлялся туда, чтобы отдохнуть душой на лоне природы, пообщаться с многочисленными друзьями, которых здесь приобрёл.

Лавровый венок от ялтинской публики

Первый концерт в Ялте Фёдор Шаляпин дал 16 сентября 1898 года. Его выступление в городском театре произвело настоящий фурор среди почтенной публики. Рецензент газеты «Крымский курьер» назвал его «певцом-художником в самом серьёзном значении этих слов». А было Шаляпину тогда всего 25 лет. Позже он отметит, что эти лестные слова в провинциальной газете стали первым признанием его таланта. Аккомпанировал ему молодой пианист Сергей Рахманинов, которого впереди тоже ждала мировая слава. А в зале сидел Антон Павлович Чехов. Публика долго не отпускала певца со сцены, а потом надела на него лавровый венок.

Следующий приезд был через четыре года, в разгар весны. Шаляпин гостит на даче Максима Горького «Нюра» в Нижнем Мисхоре. Охотно поёт для гостей. Вместе с Горьким навещает Чехова, где встречается с Буниным, Скитальцем, Сулержицким, Немировичем-Данченко, Спендиаровым. На импровизированных концертах в чеховском доме поёт под аккомпанемент сестры писателя Марии Павловны.

Приезжая в разные годы в Ялту, Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара, среди которых Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба). Особенно любила здешняя публика в его исполнении романсы и русские народные песни.

Скала в подарок

Побывав впервые в Гурзуфе в 1913 году на даче Константина Коровина, с которым его связывала нежная дружба, певец был очарован этим местом.

В 1916 году он привёз сюда семью и поселился в имении «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой, вдовы известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог Владимира Ильича Березина.

Из воспоминаний дочери Шаляпина Лидии: «Мы снимали прелестную виллу «Орлиное гнездо», стоявшую высоко над морем, откуда открывался вид на весь залив, где солнце отражалось миллионами ослепительных звёзд. Недалеко от берега в море возвышались два скалистых островка - Адалары, слева гора Аю-Даг, а в середине самого пляжа мысом выступала знаменитая Пушкинская скала...»

На это скале Шаляпин загорелся идеей построить замок искусств, чтобы собирать там талантливую молодёжь, проводить концерты мировых знаменитостей. Но продать скалу Соловьева сначала категорически и довольно резко отказалась.

Однако буквально через несколько дней поменяла решение. Вот как рассказывала об этом дочь певца артистка Московского театра имени Вахтангова Ирина Фёдоровна Шаляпина, отдыхавшая в октябре 1969 года в санатории «Нижняя Ореанда»: «Однажды... решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще, - повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна...

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг... он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском - такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу...

Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

У обоих были слёзы на глазах, но это были слёзы радости и счастья! Скала была подарена, но для полной законности права собственности на землю были составлены документы о приобретении участка за один рубль!»

Проект замка искусств выполнил друг Шаляпина известный архитектор Иван Александрович Фомин (по его чертежам построен Дом правительства в Киеве). Были начаты и строительные работы, следы которых видны до сих пор. Но начавшаяся революция и гражданская война помешали осуществить задуманное. Шаляпин с горечью пишет об этом в автобиографической книге «Маска и душа»: «Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: ещё найдётся какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: « А где он возьмёт Пушкинскую скалу? « . Но это, конечно, не шутка. Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодежью. В каком-нибудь Охайо или на Рейне этот замок искусства не так меня прельщает. Я не создал своего театра, придут другие - создадут. Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» .

Все четыре эскиза к проекту шаляпинского замка хранятся в московском Музее архитектуры имени А.В. Щусева. А скалу с тех пор называют Шаляпинской.

«Уезжать надо...»

Он со всей обречённостью понял это в наступившие смутные времена, когда многие поспешили покинуть страну. Решение последовать примеру друзей и знакомых Шаляпину далось трудно. Подтолкнул диалог с Константином Коровиным. Приглашённый на очередное выступление - перед непонятным воинским подразделением «конные матросы», Шаляпин поинтересовался у друга: «А что это такое - конные матросы?» И получил лаконичный ответ: «Не знаю, что такое конные матросы, но уезжать надо...»

В воспоминаниях Шаляпина читаем: «Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...»

Заключив контракты на несколько лет вперёд, он 29 июня 1922 года уехал на гастроли. Оказалось - покинул Родину навсегда.

Приехавшая в 96 лет в Москву его дочь Марина Шаляпина-Фредди на вопрос, как отец ощущал себя на чужбине, ответила: «Конечно, он был абсолютно русским человеком и тосковал по России. Ему было тягостно, что он был от нее отлучён... Но спасало искусство, то, что он до последнего дня выступал - на эстраде и в театре».

Священная память

Через много лет вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы Шаляпин и Коровин и теперь встречают посетителей на входе в Дом творчества художников имени К.А. Коровина.

В парке санатория «Гурзуфский» в советские времена была создана аллея знаменитостей, на которой рядом с бронзовыми бюстами Адама Мицкевича, Леси Украинки, Антона Чехова, Владимира Маковского установлен и бюст Шаляпина. Увидеть его тогда мог каждый интересующийся историей и культурой. Теперь это - закрытая частная территория: аллея, как и два памятника Пушкину, упрятана за высоким забором.

Имя Фёдора Шаляпина увековечено на мемориальной доске, что на фасаде Ялтинского театра им. А.П. Чехова. В фойе на втором этаже театра - его барельеф.

В Новом свете есть Шаляпинский грот, в котором он, по легенде, пел. Здесь проходят фестивали имени певца.

Мог ли подумать бедный писарь, выходец из крестьян Вятской губернии Иван Шаляпин, отдавший сына «в люди» сначала к сапожнику, а потом к скорняку, что тот прославит их род на века. Что судьба подарит его Фёдору, наделённому творцом уникальным голосом, жизнь бурную, увлекательную, наполненную высоким смыслом...

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Шаляпина создатель наделил ещё и литературным даром. В этом легко убедиться, взяв в руки его книгу «Маска и душа», написанную во Франции, где певец остался в 1922 году.

В последний раз великий певец вышел на сцену в июне 1937 года в Париже в образе Бориса Годунова. Он волновался, как никогда. Ему уже сильно нездоровилось, и после концерта Федор Иванович ушёл за кулисы бледный, с дрожащими руками. В 1938 году Шаляпин умер от болезни крови. Страстное желание вернуться на родину не осуществилось. Лишь в 1984 году его прах был привезён из Франции и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фото - http://forum.vgd.ru/post/614/36665/p1119733.htm; Н. Носков и автор

ЗАРЕВА

«Снова зарева полыхают над Русью! Снова тропами Бату–хана идет Орда, лошадиными копытами вытаптывая русские поля! Снова волчьи стаи крадутся по следам Орды! Возвращаются, возвращаются времена Бату–хана!»

Так думал старый Хизр, сидя у походного костра.

Тогда зимой Мамай и слушать не стал Хизра, когда тот, прискакав с Темиром, про мир с Азис–ханом говорить начал. Эмир в ответ лишь зубами заскрежетал. Ничем не хотел Мамай делиться с Азис–ханом: ни улусом Джучи – Золотой Ордой, ни славой разгрома Руси. Так понял его Хизр; но старику не сиделось – каменный кремль Москвы из головы не шел. А тут поползли слухи, что Булат–Темир, захвативший Булгарскую землю и отпавший от Золотой Орды, на Русь походом собрался. Хизр, не задумываясь, бросился в Булгары.

Пока Мамай с Азис–ханом грызутся, Булат–Темир разгромит Нижний, Городец, приволжские княжества. Тут–то и не дать Булат–Темиру уйти обратно. Повернуть его на Москву, пока там кремль недостроен. Сжечь Русь, развеять пепел.

Уезжая, Хизр упорно звал Темира с собой:

– Увидишь, – говорил он, – вернется Булат–Темир победителем, задушит Азиса, пришибет Мамая, Орда вновь станет единой и могучей.

Но Темир только посмеивался:

– Нет! Нет! Премудрый Хизр, Мамай лучше нашего знает час, когда можно будет повернуть орды на Русь. Я останусь с эмиром.

Хизр плюнул и ускакал один.

И вот ныне сбывается желанное: поход, стремительные дневные переходы, короткие стычки с русскими мужиками, а по вечерам отдых от ратных трудов.

Так думал Хизр, лежа на ковре перед костром.

Костер был не простой: жарко горели избы русской деревни. Хизр щурился на огонь, усмехался довольный, как сладкую песню, слушая мольбы и стоны старухи, которую он приказал запереть в горящей избе. Вон она просунула руки в волоковое окошко, ловит пустоту.

«Нет, старая, сгоришь! В окно тебе не выбраться: узко».

Сбываются заветы Чингис–хана. Грозны и горячи, как огонь, слова его: «…Счастливей всех на земле тот, кто гонит разбитых врагов, грабит их добро, любуется их слезами, слышит стоны поверженных…»

По завету Чингиса Хизр и старуху надумал сжечь, чтоб все было, как во времена Чингис–хана или Бату–хана.

Так велит Великий Джасак – закон, данный монголам самим Чингисом: «Каждый, кто посмеет дать одежду или пищу полоненному без позволения победителей, да предается смерти!» Старуха свое заслужила. Вышла из леса и села у дороги. Никто ее не тронул – польститься не на что – дряхла, а когда мимо гнали русских пленников, она развязала котомку и стала подавать им куски хлеба. Нарушила закон, и да будет так, как велит Великий Джасак!



Старуха, видимо, обессилела и больше не металась по избе.

Хизр повернулся на другой бок. Жара его разморила. Лениво ползли мысли: «Надо бы в огонь молодую бросить, а еще лучше пленного руса так–то сжечь, небось и громче и дольше выли бы, но русы закоренели в непокорстве, уходят в леса, в недоступные дебри, рабов мало, и потому они дороги».

От огня сладко ныли старые кости, морила дрема, но Хизр спать не стал, дождался, когда с треском обрушилась подгоревшая крыша избы и искры взлетели, будто рой огненных пчел, в ночное небо. Из пламени вырвался последний предсмертный вопль, затих.

Хизр даже на локте приподнялся, вглядываясь. Не удастся ли различить в пламени обгорелые кости старухи. Нет! Где там! Пляшут, пляшут духи огня…

Хизр откинулся на ковер, сладко зевнул и опять пробормотал все то же:

– Вновь встали над Русью зарева грозных времен Бату–хана!

Где–то рядом за ближними кустами пировали обнаглевшие, ожиревшие от человечины волки.

Слыша их грызню, Хизр, уже засыпая, подумал: вновь волки идут за ордой. Так же вот ночами у самых костров орды Чингисовой грызлись когда–то волчьи стаи…

– Аленушка, вороги!

Из гущи малинника за десятком ордынских воинов следили две пары ребячьих глаз.

Когда ордынцы проехали, ребята юркнули в глубь леса. Здесь было безопасно. Паренек сел на кучу валежника, взглянул на сестренку.

– Аленка, ведь они к нам в деревню идут!

Девочка только кивнула. Стояла она немного боком, прислушивалась, и брату из–под ее белого платочка, повязанного по–бабьи, узелком под подбородок, был виден только веселый вздернутый носик.

– Аленушка, – девочка оглянулась, – если тропой через болото бежать, обогнать ворогов можно?

– Нет, Павлуша, они на конях, едут по торной дороге. Где же их обогнать! – девочка запнулась на полуслове. – Придем мы из леса, батюшки с матушкой нет, а от родимой избушки одни угольки тлеют…

Павлуша сидел нахмурясь, раздумывая, потом встал, сказал, как взрослый:

– Значит, задержать ордынцев надо. Ты беги тропой, поднимай всполох. В случае чего наши мужики первый десяток ворогов перебьют, а остальных пугнуть придется.

– Что ты затеял, Павлуша? – Девочка вцепилась в холстину его рубашки.

– Ничего, сестренка, беги. Я как–нибудь выкарабкаюсь. Ордынцы в лесах, что совы в полдень.

– Что ты затеял? – повторила Аленка, не отпуская его.

Паренек хлопнул себя ладонью по колчану.

– Лук у меня с собой. Я без него в лес не хожу.

Крепко обняв сестренку, он оттолкнул ее.

Аленка опустила голову, мгновение стояла молча, потом в последний раз взглянула на брата и покорно пошла прочь.

– Быстрее, Аленушка!

Девочка от этого оклика рванулась вперед. Павлуша посмотрел ей вслед, вздохнул: – Козочка, – и полез в гущу ельника. Отсюда из темноты, из–под низко опущенных густых еловых лап, прогалина дороги казалась яркой, солнечной полосой. Павлуша затаился, сквозь частую сетку ветвей глядел на дорогу, тревожно прислушивался к сухому потрескиванию хвои под лаптями, точно это потрескивание враги могли услыхать.

Перехватило дыхание, руки чуть–чуть дрожали, но едва он услышал топот копыт, едва увидел врагов, сразу же стало легко: и мыслей страшных нет, и руки не дрожат. Поднял лук. Наложил стрелу. Вгляделся.

Передовому воину, видимо, было жарко: кольчужная бармица, вместо того чтобы спадать от шлема на плечи, приподнята и ремешком к шлему прихвачена. Павлуше хорошо были видны смуглое, блестящее от пота лицо ордынца, его небольшая черная бородка и белая полоска шеи под ней, проглядывавшая из раскрытого ворота рубахи. В эту белую полоску Павлуша и прицелился, медленно, осторожно натянув тетиву.

Свистнула стрела.

Голова татарина дернулась в сторону. Он крикнул на весь лес каким–то странным захлебывающимся воплем и повалился с седла. Остальные стали, как вкопанные, озирались по сторонам; вдруг в задних рядах кто–то взвизгнул, пустился наутек, и так велик был страх степняков перед русским лесом, что и все остальные ордынцы помчались за ним следом.

Надо было уходить, а Павлуша с дрожью косился на лежащего в пыли врага и не в силах был сдвинуться с места, а когда опомнился, поздно было.

Подняв щиты, готовые к бою, прямо на него по дороге двигались тесные ряды врагов. Может быть, еще можно было юркнуть в чащу, где уж тут биться, но мальчишеский задор взял свое. Павлуша пустил вторую стрелу. Она щелкнула в щит передового, отскочила. В ответ полетели вражьи стрелы. Одна впилась Павлуше в плечо. Паренек не сдержался, громко охнул, попытался бежать, но ордынцы, разглядев в ельнике его белую рубаху, били уже прицельно, и новая стрела ударила в грудь. У мальчика потемнело в глазах. Он метнулся в сторону, но спрятаться за стволы не поспел, третья стрела попала ему в голову. Видимо, стрела была на излете, она только глубоко царапнула да сорвала шапку, но Павлуше и этого было довольно, и, как в черный омут, он головой вниз упал в зеленую заросль папоротников.

14. ПО ЗАКОНУ ЧИНГИС–ХАНА

К Булат–Темиру из передовой сотни прискакал гонец. Увидя его, Хизр подхлестнул лошадь и догнал хана. Булат–Темир сидел в седле вполоборота, повернув желтое, жирное лицо к гонцу. Волосы закинуты за сухие хрящеватые уши, и оттого кажется, что хан все время настороженно прислушивается.

Гонец говорил:

– Второй десяток вел храбрый нукер Газан. Он был старый и опытный воин с глазами ястреба, с ушами рыси, нюхом красной лисицы, но в проклятых русских лесах ничто не помогло Газану: едва он миновал поворот дороги, как его ударила стрела руса. Воины его десятка ускакали обратно, подняли тревогу.

Булат–Темир, ударив лошадь плетью, пустил ее во весь опор вперед. Хизр поскакал за ним. Догнать передовую сотню было не долго – хан не любил тащиться в хвосте орды. Прискакав, хан обжег взглядом сотника. Тот заюлил, начал кланяться, многословно и нудно восхвалять хана и, наконец, вымолвил, что рус, стрелявший в Газана, пойман.

– Где он? – спросил хан, хмурясь.

Один из воинов тотчас же подъехал к Булат–Темиру. Рядом с ним, на запасной лошади сидел скрученный веревками пленник. Сидел он, видимо, через силу, ордынец поддерживал его за кушак. Пленник так измазан кровью и землей, что трудно разобрать, седые или просто светлые волосы, молодое или старое у него лицо. Только потому, что не было у него бороды, а скрючившаяся на седле фигурка была уж очень мала, Булат–Темир понял: пленник – отрок, и пуще прежнего насупился. Кивнул переводчику:

– Спроси, сколько ему лет.

– С весеннего Егория пошел пятнадцатый год, – ответил мальчик.

– Зачем стрелял?

– В нашу деревню вы идете. Сестра побежала всполох поднять, а вас задержать надо было, а то нагрянули бы, как снег на голову. У нас орды не ждали.

Булат–Темир все больше мрачнел. Обратись к нойону, командовавшему передовой сотней, он спросил, добрались ли разведчики до деревни.

Сотник, бледнея под пристальным ханским взглядом, указал рукой на дым, тянувшийся из–за леса.

– Деревня пуста. Русы ушли и сожгли ее.

Павлуша тоже вглядывался в дымный столб. И по тому, как боязливо смотрел в лицо хану нойон, показывая на дым, Павлуша понял: Аленушка успела опередить врагов. Откуда и силы взялись! Паренек выпрямился. Дерзко уставился на хана да еще посмел улыбаться.

– Спроси его, – вновь приказал переводчику Булат–Темир, – что ему так весело? Спроси, что он перед смертью скалится?

Парнишка, услышав вопрос, толкнул пятками коня, подъехал к хану и, превозмогая медленно наползавшую слабость, еще раз заставил себя улыбнуться прямо в глаза хану.

– Не пугай меня, князь ордынский! Когда ваши схватили меня, я уже знал, что смерть моя не за горами. Видать, так мне на роду написано. Лишь бы не зря помереть. Вот и глядел я на дым, и горько мне было. Думал я, что ордынцы жгут мою родную деревню, а теперь вижу – опоздали супостаты! Значит, не зря я муку принял! Значит, волен я нынче в свой смертный час смеяться над тобой, князь ордынский.

Мальчик говорил торжественно и напевно, словно былину слагал.

Хан не дослушал переводчика. Бешеным гневом исказилось его обычно бесстрастное, надутое важностью лицо.

– Заладил! Князь ордынский, князь ордынский! Скажи этому русскому волчонку – я не князь, а хан Булгарской Орды.

Переводчик торопливо забормотал:

– Зря задираешься, парень, зря гневишь Булат–Темира. Не князь он, а царь. Так его и величать надлежит.

Через силу, чуть внятно, но с прежней дерзостью мальчуган бросил полные ненависти слова:

– Скажи царю, мне на него плевать! Честить его не стану! – Пленник качнулся и упал бы с седла, не подхвати его переводчик.

– Что он сказал?

Переводчик долго упирался, не смел перевести последние слова Павлуши, а когда наконец перевел, хан рванулся к пареньку, вынимая из ножен саблю. Но наперерез хану бросился Хизр.

– Остановись, Булат–Темир! Что радости зарубить отрока, посмеявшегося над тобой? Это сделать успеешь. Заставь его сначала плакать. Излови всех русов, что ушли из его деревни, поруби их при нем, а потом руби его самого. Дабы умер он с отчаянием в сердце!

Булат–Темир остановился, посопел, медленно вложил в ножны саблю. Потом одним движением грозно нахмуренных бровей разогнал столпившихся вокруг воинов и спросил Хизра:

– Отвечай, мудрый Хизр, что делал Чингис с воинами десятка, бросившего одного из своих?

– Казнил смертью, – не задумываясь, ответил Хизр.

– Что делал он с теми, кто бежал с поля боя?

– Если бегство не было общим, казнил смертью.

– Ты, старик, помнишь закон Чингиса. Кое–кто его забыл? Я им напомню! Позови ко мне сотника.

Нойон, подходя к хану, в мыслях призывал милость Аллаха, а увидав в желтых, рысьих глазах Булат–Темира гневный огонь, помертвел и молитвы забыл.

Но хан не кричал, не грозил, не хватался за плеть, а только сказал негромко:

– Воинов десятка нукера Газана связать и привести ко мне!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!