Возненавидь отца и мать? Свт. Кирилл Иерусалимский

"Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», село Сарафоново, Ярославский муниципальный район.
В статье рассмотрена роль родителей в воспитании гармонично развитого ребенка. Какой вклад вносит мать в воспитание детей, какую роль играет отец в воспитании сына и дочери. Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность.
Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку), внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать ошибок.
Но привязанность может быть и негативной и удерживать взросление ребенка. Нездоровая привязанность формируется тогда, когда мать пренебрегает интересами и потребностями ребенка, выбирает контролирующий стиль воспитания, относится к ребенку с чуткостью только в моменты его болезни. Эти дети, став взрослыми осознают, что для того, чтобы получить любовь и заботу надо заболеть. У них отмечается страх оказаться не нужными. Это может привести к отсутствию друзей, боязни делать что-то новое, проявлять инициативу.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и малыша?
- предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре;
- уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности;
- с первых дней жизни младенца и в дальнейшем будьте внимательны к нему. Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.
Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает, берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и окружающих людях.
Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.
Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.
Роль отца в воспитании сына и дочери различна.
Роль отца в воспитании сына
Папа в жизни мальчика очень важен, потому что он является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы, не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем, займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если у ребенка что-то не получилось, она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком - два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте уверенны - Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком, умеющим преодолевать и не страшиться жизненных препятствий!

Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно понимать «почитай отца и мать твою»? Какой в это вложен Божий смысл? Спасибо за ответ.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов) :

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других - об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: "Не убий", "Не укради" и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: "да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле". Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это - наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов - грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков - неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле - как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

Б ожьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти» . Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной» . Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Прощайте их

Наверное, самый важный способ почтить родителей – это прощать их. Придется признать, что совершенных родителей не бывает. Все родители так или иначе не дотягивают до планки ожиданий, выставленной их детьми. Да что греха таить, даже до своей собственной планки они не дотягивают. Наши родители согрешили против нас. Они поступали немудро, требовали от нас невозможного, говорили и делали то, что ранило нас. Именно из-за этого многие дети вырастают в людей с багажом гнева и горечи, не способных оставить позади ошибки и грехи своих родителей.

Лучший способ почитать родителей – простить их. И это можно сделать, если мы служим и подражаем нашему всепрощающему Спасителю. В Библии мы видим, как Иисус прощает тех, кто наносил Ему раны. В тот самый момент, когда гвозди вонзались в Его плоть, Он произносит: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 22:34). Когда мы стоим у подножия Креста и размышляем о нашем Спасителе, как мы посмеем не прощать своих родителей? Мы чтим отца и мать, относясь к ним с благодатью и прощением.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Уважайте их на людях и в уединении

Третий способ почитать отца и мать – проявлять уважение к ним на людях и в уединении. В одной из проповедей Тим Келлер призывает детей: «Уважайте желание родителей увидеть себя в вас!» Родителям важно видеть, каким образом они положительно повлияли на своих детей, отражение в них своих ценностей и способностей. «Вы не представляете, как важно отдавать им должное там, где это возможно. Вы не представляете, как важно иногда просто сказать: «Знаешь, распоряжаться деньгами я научился у тебя». Или: «Знаешь, папа, ты меня всегда учил поступать вот так… И я теперь только так и делаю.»» Это кажется чем-то простым, но именно это приносит радость нашим родителям.

Мы можем говорить такие слова лично в разговорах наедине, а можем говорить об этом публично, когда за семейным праздничным столом нужно «толкнуть речь» или произнести тост. Деннис Рейни даже призывает детей написать «официальное письмо» родителям, которое потом следует прочесть перед ними вслух. Мы можем почитать родителей через уважение к ним.

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них» . Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Обеспечивайте их

И последнее, мы почитаем родителей, заботясь о них материально. В 1 Тим. 5 мы читаем, как Павел дает Тимофею советы по заботе о вдовах в церкви. В своих инструкциях Павел упоминает два принципа: дети должны «вернуть должок» своим родителям (4) и христиане, не помогающие своим членам семьи поступают хуже неверующих (8). Все толкователи этого отрывка в один голос утверждают, что данные принципы распространяются на детей и их пожилых родителей. В некоторых церквях что-то является обычным делом, а других церквях то же самое вызывает разделения. Стотт однажды заметил, что «африканские и азиатские культуры, где семья – это все родственники, в этом вопросе являются живым обличением всему западу» .

Когда дети маленькие, Бог их обеспечение возлагает на родителей (2 Кор. 12:14). Но, по словам Стотта, «когда родители стареют и слабеют» , роли меняются местами. Хьюз пишет: «Христианские дочери и сыны несут ответственность за финансовую заботу о вдовах и, как видно из текста, за финансовую заботу о беспомощных родителях и бабушках с дедушками» . Уильям Баркли говорит похожие слова: «Воспитание детей требует огромных жертв со стороны родителей, и это честно, когда дети готовы в свою очередь идти на жертвы ради своих родителей» . Можно еще вспомнить отрывок из Ев. от Марка 7:9-13, когда Иисус ругает фарисеев за отказ заботиться о родителях.

Подписывайтесь:

Возможно, никакая другая форма «почтения» не дается так тяжело западному миру, как эта. Но все довольно просто: Библия призывает христиан к ответственности за заботу о членах своей семьи. И эта заповедь равным образом распределяется и на родителей маленьких детей, и на детей пожилых родителей.

Заключение

Бог призывает детей всех возрастов проявлять почтение к отцу и матери и не бесчестить их. Он призывает нас почитать их из почтения к Нему Самому. Он призывает нас быть людьми, уважающими Его власть через уважение к родителям, которых Он посчитал уместным дать нам. Каким образом Бог призывает вас лично проявлять почтение к вашим родителям?

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Отец и мать – естественные воспитатели детей.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители – пример ему…

С. Брант

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально. В основе такого распределения ролей лежат природные качества мужчины и женщины: чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребёнку; физическая сила и энергия отца.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребёнка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами экспериментов над человекообразными обезьянами американского зоопсихолога Г.Ф. Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. К ним внесли «искусственных» матерей – проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Когда они выросли и дали потомство, то стало ясно, что замена была неполноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение. Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.

Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребёнка, и характер отношения матери к ребёнку в данный период не безразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребёнка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают, что возникновение и усугубление некоторых психических расстройств у ребёнка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Следующий пример доказывает правоту сказанного.

«Катерина была единственной дочерью в семье. Казалось бы, она должна была стать любимицей своей матери, однако этого не случилось. Мать, не получив сама в детстве любви и ласки, с самого рождения отвергала малышку. При избытке грудного молока она не захотела кормить дочь грудью, «чтобы грудь не потеряла формы», не брала ее лишний раз на руки, «чтобы не избаловать дочь». Первое время малышка сильно плакала, стараясь хоть как-то привлечь внимание матери, но затем крики стихли, девочка, что называется, ушла в себя. Катя росла замкнутой, не по годам серьезной. Она быстро стала самостоятельной. Когда дочь достигла подросткового возраста, родители развелись. Катя осталась с отцом, которого очень любила. Мать стала мстить за это дочери, обзывала самыми грязными словами и отвергала попытки девочки к сближению. Девушка была в отчаянии. Чтобы как-то унять непрекращающуюся боль, она посвятила всю себя карьере, достижению успеха, материального благополучия. Про себя она думала, что её успехи, смягчат ожесточённую мать. Катерина стала искать любовь в окружающих её людях. Ей хотелось получать её всё больше и больше. Для этого она создала имидж привлекательной и успешной женщины; ей нравилось ловить на себе восторженные взгляды мужчин, чувствовать их интерес к себе. Тем не менее ей самой было страшно полюбить по-настоящему.» (Морозова Е. «Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты»).

Отец не может так интимно сжиться с ребёнком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребёнок – отец мужчины. Именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние годы изменилась значительно в лучшую сторону. Современные папы проводят с детьми больше времени, и это благотворно влияет на их развитие. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых участвовали в повседневном уходе за ними на первом году жизни, меньше боятся незнакомых людей, более общительны.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский.

Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин явное превосходство в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идёт по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребёнка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребёнок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями; видя пример поведения родителей, их взаимоотношения, трудовое сотрудничество друг с другом, ребёнок строит своё поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине, воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребёнка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Если в семье нет отца, то это сказывается на развитии мальчика и девочки, является препятствием к гармоничному половому развитию ребёнка. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на формирование представлений о собственной семье и впоследствии негативным образом скажется на семейных отношениях. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. Отсюда имеет под собой реальную почву большая феминизация мужчин.

Таким образом, отец и мать – самые первые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

2. Роль матери в воспитании детей.

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она моет, стирает, готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, в связи с тем, что в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина-мать сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

  1. репродуктивная – биологическое воспроизводство, продолжение рода;
  2. хозяйственно – бытовая – уход за всеми членами семьи;
  3. функция организации досуга – в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;
  4. - экономическая – по мнению социологов в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет.
  5. - эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) – женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи.
  6. - воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье – материнство. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие - признание их «мужского достоинства» одновременно.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь (в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем - это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.

3. Роль отца в воспитании девочек и мальчиков.

Во все времена, во всех культурах роль отца в воспитании ребенка первых лет жизни оценивалась в лучшем случае, как второстепенная. Особенно это касалось воспитания в раннем детстве. Мужчина, как известно, прежде всего, кормилец, а заниматься младенцем должна женщина. В наше время, когда мать может выполнять обе эти функции, определить роль отца стало сложнее. Многие ученые, исследовавшие эту проблему, тоже недооценивали роль отца в воспитании. Однако, несмотря на то, что исследований, касающихся функции отца как воспитателя, немного, в большинстве из них демонстрируется важность взаимодействия отца с ребенком для его нормального развития. Косвенным свидетельством важности тесных эмоциональных связей между отцом и новорожденным с момента рождения являются полученные в последние годы данные о влиянии раннего контакта на привязанность отца к младенцу. Вначале в большом количестве экспериментов было установлено, что матери, которым сразу же после рождения ребенка предоставляют возможность контакта с ним, раньше проявляют большую привязанность к нему, чем матери, которым дают ребенка через некоторое время после родов. А повлияет ли такой ранний контакт на привязанность отца? Для ответа на этот вопрос шведский психолог Маргарет Редхольм провела специальное исследование на группе из 45 детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения. По правилам клиники, в которой проводилось исследование, новорожденных сразу помещали на сутки в специальный прозрачный инкубатор. Отцам 16 детей разрешили некоторое время после родов смотреть на своих новорожденных в инкубаторе. Отцам остальных детей разрешили помимо этого, 10-минутный непосредственный контакт с младенцами в любой желанной для них форме. Для этого новорожденных на 10 минут помещали на специальный столик, где отцы могли «познакомиться с младенцами так, как им этого хочется».

После этого жизнь младенцев протекала по обычным правилам в клинике, и в положенное время они были выписаны домой. Через месяц в домашних условиях психолог проводил контрольное исследование. Он приходил домой и просил отцов поиграть с ребенком так, как они обычно это делают.

Игры отца с ребенком в течение 6 минут снимались на кинопленку, после чего кинозапись изучалась и оценивалась психологом, не знавшим цели эксперимента. Психолог отмечал, сколько времени, как держит отец ребенка во время игры (лицом к себе, спиной к себе и т. д.), сколько и как гладит ребенка, его лицо, головку, тельце и т. д. Оказалось, что отцы, которым дали возможность соприкосновения со своим ребенком сразу после рождения, были более раскованны. Играя с ними через 3 месяца, они больше гладили лицо, головку и конечности младенца, меньше держали его спиной к себе, чем отцы другой группы, только наблюдавшие за своими младенцами в инкубаторе. Автор из этого сделал вывод, что общение с ребенком в первые часы после родов увеличивают привязанность отца к ребенку.

Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи.

Впрочем, Мэри Эйнсворт, инициатор экспедиции в Уганду с целью изучения детей раннего возраста, установила, что уже в младенческом возрасте некоторые дети демонстрировали большую привязанность к отцу, чем к матери. Очевидно, это связано с тем, что в отдельных случаях отец больше времени проводит с ребенком и чаще чем мать, ухаживает за ним.

Рассмотрим теперь более конкретно, какова роль отца в воспитании ребенка.

Некоторые психологи считают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт или недовольство, в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи. Именно от матери эту «скорую помощь» ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать поддержки.

Когда у ребенка хорошее настроение, а его непосредственные потребности удовлетворены, он с удовольствием вступает в контакт с другими взрослыми, например, с отцом. Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра. Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому нет и года, начинает понимать простейшие команды – «возьми», «дай», «на» и др.

Возникает ли подобное разделение функций само собой или родители берут на себя разные обязанности сознательно? Оказалось, что многие современные отцы считают, что именно игра с малышом входит в круг его обязанностей, а матери полагают, что, прежде всего они должны осуществлять уход за детьми. Однако эта житейская позиция чаще всего возникает в семьях, где растет мальчик. В свою очередь, родители девочек не считают, что в воспитании должно существовать подобное разделение ролей. Значит, роль и функции отца в воспитании, по крайней мере, в некоторых ситуациях могут определяться полом ребенка? Вполне понятно, что отцы по-разному относятся к своим детям, в зависимости от того, мальчик это или девочка, а дети, в свою очередь, склонны выбирать в качестве образца родителя своего пола.

Своеобразие функций отца в воспитании часто выявлялось при обследовании семей с разными типами отношений между супругами. Выяснилось, что в тех случаях, когда мать является главой семьи, мускулатура сыновей в возрасте 3-х лет была очень слабо выражена. Это значит, что пассивные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Специально отметим, что важными являются именно нерешительность и пассивность отцов, а не их участие в традиционно женской работе по дому (стирка, уборка).

Часто психологи обследуют и так называемые неполные семьи, в которых отец длительное время отсутствовал либо в связи с разводом, либо по каким-то иным причинам. Оказалось, что мальчики, выросшие в таких семьях, бывают порой излишне агрессивны, им свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим, вести себя импульсивно. Вместе с тем они не обращают внимания на последствия такого поведения. Этому факту, подтвердившемуся в многочисленных психологических исследованиях, даются разные объяснения. Некоторые ученые считают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие полагают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятий о добре и зле.

Помните, ведь именно к отцу пришел крошка-сын, чтобы выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Вместе с такими общими представлениями формируются и более конкретные, например, что дозволено и что запрещено. Подобные вещи, правда, связаны во многом и с возрастом.

В этом смысле интересны наблюдения за поведением маленьких детей и их отцов у бушменов – одного из австралийских племен. Если двухлетний ребенок бил отца прутиком, то отец рассматривал эту ситуацию как чисто игровую и даже поощрял подобную активность сына. Однако уже через несколько лет такие действия полностью запрещаются, а ребенка при их повторении наказывают. Так мальчик уясняет, что разрешено, а что нет.

Более распространенным, однако, является другое объяснение того, почему мальчики, воспитывающиеся без отцов, часто ведут себя агрессивно. Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у подростков как бунт против излишней зависимости от матери, есть, как бы, выражение поиска своего мужского «я». Полагают, что агрессивность в этих случаях есть проявление собственно мужских черт, бессознательная попытка продемонстрировать свою мужественность. Заметим, что большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей, где росли мальчики.

А что происходит в семьях, где мать одна воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако в юности у них возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем общении с молодыми людьми. Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти того, кто соответствовал бы их возвышенному идеалу, некоего «рыцаря без страха и упрека». Эти девочки не имели возможность наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной в повседневной жизни.

Б. Спок пишет по этому поводу: «Девочка в раннем возрасте, глядя на отца, узнает как общаться с представителями другой половины человечества… Для многих подобные вещи не кажутся особенно важными лишь потому, что мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся». Чем больше времени уделяет отец общению с дочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем.

До сих пор мы в основном говорили о влиянии отца на развитие личности в эмоциональной сфере ребенка. Существуют, однако, данные, свидетельствующие, что присутствие или отсутствие отца может сказываться и на интеллектуальном развитии. Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского – гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.

А способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Вопрос в наше время далеко не риторический. Во многих странах по разным причинам (развод, смерть матери, усыновление и т. д.) отцы вынуждены воспитывать детей сами, и подобные случаи не единичны.

Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично. Общие трудности, возникающие у отцов-одиночек, связаны с недостатком терпения и нехваткой времени, а также постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов воспитания. Вместе с тем отцы-одиночки более ответственно относятся к детям, изменяя свое отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, чрезмерная загруженность, связанная с работой по дому и постоянное чувство усталости (никто в этом случае не отменяет основную работу на производстве) – одна из главных трудностей для многих отцов. Как пишет один из социологов, обследовавших подобные семьи, в целом их опыт показал, что отцы в современном обществе не всегда готовы взять на себя функции единственного воспитателя своих детей, так как этому их никто никогда специально не обучал. То, что отец в одиночку может воспитывать ребенка, еще не означает, что такая ситуация является нормальной для ребенка. В полноценной семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей внимание, заботу. Кроме того, ребенок может наблюдать взаимоотношения между отцом и матерью, что очень важно для его социального развития. Но в любом случае от желания самого отца зависит, станет ли он настоящей опорой для ребенка, сможет ли оказать реальную помощь матери в его воспитании.

4. Типы отца и матери.

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей взаимодействия между родителями и детьми. Но во всех стилях явно прослеживается смещение акцента в сторону ребенка, ставшего полноценной фигурой в связке «родитель-дитя». По параметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы.

В современной литературе приводятся разные типологии мам и пап. Так, психотерапевта
А.И. Захарова интересуют типы мам с точки зрения их «содействия» развитию у детей неврозов и различных невротических реакций. Об этом можно прочитать в его книге «Неврозы у детей и подростков» (Л., 1988). Психологи выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения
(А.Я. Варга).

Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.

Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.

По этим же параметрам выделяются типы пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

«Папа-мама» - это по-матерински заботливый папа, который берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме - то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

«Мама-папа» - папа, который главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

«Карабас-Барабас» - злой, жестокий папа, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика – излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти... Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет забот жены (что хотела - то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, который любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. На первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. - М., 1993.
  2. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004.
  3. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
  4. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с
  6. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. – 2003
  7. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: ACADEMIA, 2005. - 363 с.

Слово «ПОЛ» (не тот пол, который моют, а тот, который мужской и женский) означает «ПОЛОВИНА», «половинка». То есть и мужчина, и женщина – это только половина чего-то. Две половинки. Одинаково нужные, но совсем не одинаковые. И только вместе они составляют Целое, называемое Семьей, без которой не может обойтись ни один ребенок.

Хотя мой пятилетний сосед Сашка живет на первом этаже, окна его квартиры расположены высоко: это скорее бельэтаж. Под их балконом самый высокий человек мог бы пройти, не сгибаясь. Мог бы! Если бы Сашкин папа не оборудовал там овощехранилище. Кроме того, он застеклил балкон, для чего сделал большую деревянную приставную лестницу. Когда она стала уже не нужна, папа все-таки оставил ее снаружи, прибив к деревянной обшивке балкона: для детей – чтобы было где лазить. И карабкаются на Сашкин балкон, кроме самого хозяина, и Дениска, и Таня, и даже Максим, хотя он толстый и неуклюжий.
Быстрее и ловчее всех получается у Дениса. Конечно, Сашка из кожи вон лезет, чтобы его перещеголять, но вот… Упал наш Сашка! Упал и заревел.
Из дома выскочила мама, обняла Сашку, гладит его и утешает. Вышел, не торопясь и заранее посмеиваясь, и папа.
Мама – ему:
- Ну, видишь: что я тебе говорила! Убери ты эту идиотскую лестницу: они тут себе шеи посворачивают!
Папа молчит, похмыкивает, весело смотрит на сына.
- Но пока не свернул? Ну, Шурка, давай: покажи, как ты умеешь лазить…
- Мало ему? – хочешь, чтоб он вообще убился?!
Но папа не поддается на провокацию, не отвечает маме.
- Ну, давай… Только учти: был дождь, понял? - лестница мокрая – следи за своими ногами, чтоб не скользили. Ну!..
Сашка проглотил слезы, подошел к лестнице, посмотрел на нее со злостью, как на врага.
- Не могу этого видеть! – сказала мама и ушла домой.
А Сашка полез, сначала осторожно, потом все увереннее. Залез на балкон, выглядывает оттуда веселый, как воробей весной, кричит:
- Урра! Залез!!! Ха-ха-ха! Я залез-залез-залез!!
А внизу стоит папа и улыбается гордо.
За Сашку можно быть спокойным: у него и папа такой, каким и должен быть Настоящий Отец, и мама такая, какой должна быть Настоящая Мать.

У Отца и Матери – разные функции, разные роли по отношению к ребенку.
Всякий малыш нуждается, во-первых, в поддержании, сохранении, защите своей жизни и, во-вторых, в развитии, человеческом росте. Это две сильнейшие потребности любого маленького человека – да и любого человека вообще.
Мама, в основном, обеспечивает защиту. Папа – развитие.
Связь матери с ребенком изначально – инстинктивно-биологическая. В чем, кстати, нет ничего обидного для женщин. Это их особенность – в отличие от мужчин. Можно даже сказать, что это их преимущество.
Слитность матери и ребенка не случайно стала символом полного и абсолютного слияния двух существ в одно. Ребенок сначала является частью своей матери в самом что ни на есть буквальном смысле. Он появляется внутри матери, в ее теле, живет там. Мать за него ест и за него дышит. Ее кровь – это буквально и его кровь. Задолго до его появления на свет женщина ощущает свое дитя как часть самой себя, как новую жизнь в себе самой.
Рождение ребенка не приводит к резкому и мгновенному изменению в ощущениях матери. Теперь ребенок вне ее тела, однако все еще ощущается как часть себя. Дитя по-прежнему беспомощно, не может обойтись без мамы ни дня. И женщину по-прежнему привязывает к ребенку мощный инстинкт.
Древние китайцы говорили: «Все, что есть в животных, есть и в человеке» (правда, они добавляли: «Но не все, что есть в человеке, есть в животных»). У животных тоже есть «родительский инстинкт». Есть он и у людей.
Инстинкт – это сложный психический автоматизм, который заложен изначально и изменить его невозможно.
Как действует материнский инстинкт, например, тогда, когда маленькое существо подвергается опасности?
Если малыш закричал, заплакал или как-то по-другому позвал на помощь, у матери возникает строго определенное эмоциональное состояние – беспокойства, тревоги. Возникает автоматически (независимо от нее самой). Чтобы избавиться от беспокойства, нужно сделать так, чтобы ребенку стало хорошо.
Точно так же этот инстинкт действует у всех животных, хотя, разумеется, сами действия человека – существа разумного – и животного могут сильно отличаться друг от друга.
Иногда материнский инстинкт связан с агрессией. Вот почему так опасно встретить в лесу медведицу с медвежонком. Стоит пушистому малышу испугаться, как медведица яростно бросается на защиту, не разбирая того, есть ли объективные причины для испуга ее «чада» или нет. Плохо будет тому, кто подвернется ей под лапу, потому что «защита нападением» также инстинктивна: писк малыша, который воспринимается матерью как результат агрессии с чьей-то стороны, вызывает у нее сильнейшую ярость - и эта ярость ищет выхода.
Известный этолог К. Лоренц однажды описал поведение медведицы в зоопарке, когда ее медвежонок вдруг испугался кого-то из посетителей. Добраться до «обидчика» мамаша не могла, тогда она бросилась на росшее в вольере дерево и исцарапала его когтями. Хотя дерево, строго говоря, ни в чем не было виновато.
Так действует инстинкт. То, что матери так приятно ласкать малыша, гладить его, чувствовать его, прикасаться к нему – это действие инстинкта. Повторяю, здесь ничего плохого нет, более того, это очень хорошо. Но в то же время не надо заблуждаться – это проявления скорее нашей биологической, чем собственно-человеческой природы.
Кстати, материнский инстинкт есть – и может внешне проявляться – и у маленьких девочек (все инстинкты врожденные, они есть в нас изначально, но могут до поры до времени как бы «спать», а потом «просыпаться»). Девочки обожают ласкать и тетешкать котят и других пушистых милых маленьких зверьков, а также кукол, пупсиков – а это в значительной мере проявление материнского инстинкта!
У мужчин же такого инстинкта нет. Просто нет, и все тут.
Вот почему всякая женщина, кроме отдельных редких «особей», которых правильнее всего было бы назвать «извращенками», любит свое дитя. А будет ли любить ребенка мужчина – это всегда вопрос. Потому что нет инстинкта. А значит, все зависит от самого человека: он сам выбирает свое отношение, свои чувства.
Мужчина в этом смысле (но – только в этом!) - по природе своей более свободное существо, чем женщина. Хотя это тоже не преимущество, просто такая особенность.
Основная роль мужчины – способствовать росту человеческих сил ребенка: росту уверенности, силы, смелости и пр. И тут не до сантиментов: да, малыш может и «упасть», ему может быть больно.
Но не надо думать, что все мужчины – такие безжалостные. Просто для них не это главное. Нормальному здоровому мужчине ребенок дорог как определенная потенция. Он никогда не забывает о том, кем БУДЕТ его ребенок, кем он СТАНЕТ. Важнее всего – чтобы малыш двигался, менялся, становился лучше, сильнее. А на этом пути не обойтись без отдельных «ушибов».
Вот почему мужское воспитание бывает довольно суровым, чтобы не сказать жестким. Если вы читали «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, я думаю, вы со мной согласитесь.
Хотя это не значит, что мужчина меньше любит своего ребенка. Он любит по-другому – но, как правило, не менее сильно, чем женщина.

Что такое для каждого из нас МАМА?
Это блаженное тепло и защищенность. Это то единственное в мире существо, которое принимает нас такими, какие мы есть, - какими бы мы ни были. Мать не только одинаково любит своего успешного ребенка и неудачника, красавца и калеку – она даже больше любит калеку и неудачника, потому что они больше нуждаются в ее любви. Гениальная формулировка В. Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что» - идеально подходит именно для материнской любви.
Мать – это как Солнце. Оно согревает нас не за какие-то наши заслуги, а просто так. И мы всегда вправе рассчитывать на это тепло, что бы с нами ни случилось.
Есть интересное наблюдение: люди, которым очень плохо (в лагерях, в больницах), часто спят ВО ВНУТРИУТРОБНОЙ ПОЗЕ! То есть подогнув колени к подбородку и обхватив их руками (поза, очень похожая на позу плода в утробе матери).
Когда человеку плохо, он, оказывается, жаждет вернуться не только К матери, но даже – В мать! Потому что это дает максимальное чувство защищенности и согретости.

Что такое для нас ОТЕЦ?
Это образец. Тот, на кого хочется быть похожим. Тот, перед кем стыдно: стыдно проявить слабость, трусость, показать себя неумелым, неудачником. Стыдно нарушить какие-то правила (например, нравственные законы). Даже ПАМЯТЬ о давно умершем отце – если это был Настоящий Отец – способна именно так влиять на уже вполне взрослых людей. Настоящий Отец – это всегда нравственный авторитет и дисциплинирующая, сдерживающая сила.
Отец любит ребенка за его достижения. За то, что ему удалось сделать самому. Это любовь-уважение: уважение и любовь здесь неразрывно слиты.
А уважение надо заслужить. Тут все зависит от самого ребенка.
А материнская любовь не зависит от ребенка и ее нельзя заслужить. Зато ничего и не нужно делать, чтобы она была. Ведь Солнце светит всем и греет всех – а не только тех, кто чего-то достиг.
Без этого света, без этого тепла нельзя жить. Но только потреблять чье-то тепло – еще не значит быть Человеком.

Мы знаем, что дети могут быть более и менее развитыми.
Могу авторитетно заявить, что и мы, взрослые, бываем более и менее развитыми. В частности, вполне можно говорить о РАЗВИТОЙ МАТЕРИ и РАЗВИТОМ ОТЦЕ.
Развитая мать – та, которая научилась господствовать над своими инстинктами. Не уничтожать их в себе – это невозможно, а если бы было возможно, то было бы похоже на самоубийство. Беспокойство за ребенка, страх за него останутся навсегда. И навсегда ваше дитя – сколько бы ему ни было лет – останется для вас ребенком, существом, которое нуждается в вашем тепле, в вашей защите.
Однако Развитая Мать – Настоящая Мать – умеет не давать воли своему беспокойству, своему страху. Она управляет своими инстинктивными эмоциями; с помощью других, специфически человеческих, чувств и мыслей овладевает ими.

Ведь ребенок развивается, постепенно УХОДЯ ОТ МАТЕРИ (вернее, сначала ИЗ МАТЕРИ, а уже потом – от матери). Такова жизнь. По мере взросления растет уверенность ребенка, растут его возможности – он учится обходиться без матери, своими силами. Настоящая Мать не только понимает, что это хорошо, но и радуется за своего ребенка и не мешает ему УХОДИТЬ ОТ НЕЕ.
Если же инстинкт полностью господствует в душе женщины, то ее любовь может стать мощной тормозящей силой, может стать барьером в развитии ребенка. Особенно – если нет отца или это «ненастоящий отец» (равнодушный к ребенку или «баба в штанах»).
Я могу привести реальный пример Настоящей Матери – это Марина Филипповна Ходорковская. «Я горжусь своим сыном и каждый день умираю от страха за него», - как-то сказала эта замечательная женщина. «Ненастоящая мать» в такой ситуации, в какую попала Марина Филипповна, не испытывала бы гордости за своего сына. Вот почему эта женщина ведет себя с таким достоинством, так хорошо владеет собой, как бы ей ни было тяжело. Ее человеческая гордость за сына помогает ей держать в узде свой страх за него.
А Развитого Отца отличает такая же сильная любовь к ребенку, заинтересованность в его жизни, как и мать. Как я уже говорил, у мужчин такие чувства приобретаются, а не даются от природы. В то же время Настоящий Отец в своих чувствах НЕЗАВИСИМ от ребенка: отец стремится ребенка формировать, вести вперед – а не оберегать. Для него важнее, кем станет ребенок, а не хорошо ли ему в данный момент.
Настоящая Мать довольна и счастлива, когда ее дитя счастливо, когда ему хорошо. Настоящий Отец доволен своим ребенком, когда тот соответствует определенным требованиям, предъявляемым к нему.
Между прочим, Настоящий Отец не обязательно должен быть образцом мужественности в соответствии с обывательскими представлениями: не обязательно должен быть похож на Шварценегера. Один из Гениальных Отцов, изображенных в художественной литературе, - Аттикус Финч («Убить пересмешника» Харпер Ли) – это пожилой слабосильный человек, которого дети даже стесняются, потому что он никогда не играет в футбол, потому что он физически слабый.
Однако этот человек обладает огромным влиянием на своих детей, потому что его отличает большая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА. Он прекрасно владеет собой: он «всегда одинаковый: дома, и на улице, и в офисе» - всегда изысканно вежлив и сдержан. Именно такое поведение мужчины воспринимается детьми как поведение сильного человека, которого надо уважать.
Женщина же может позволить себе яркие проявления эмоций, но важно, контролирует ли она их и – какие это эмоции.
Кстати, я думаю, что Настоящая Мать умеет быть в какой-то мере матерью и для… своего мужа! А он – в какой-то мере Отцом для своей жены. Особенно, если их родителей уже нет на Земле.

Мы все любим своих детей. Потому что мы все: и мужчины, и женщины - люди.
Но мы разные – и поэтому любим их по-разному.
Какая любовь лучше? Нельзя сказать. Лучше – когда у ребенка есть и та, и другая.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!