Возвращение в школу после летних школьных каникул. Существуют три уровня привыкания

Каникулы неизбежно подходят к концу. Перестроиться с отдыха на ежедневную учебу сложно, поэтому готовиться желательно несколько заранее. В первую очередь, за некоторое время до первого сентября пора возвращаться к строгому режиму дня. Укладывать детей спать пораньше, все интересные дела планировать на утро, чтобы появлялась мотивация вставать по будильнику. О том, как еще подготовить школьников к грядущему учебному году, рассказывает Я – Родитель.

Заранее составленное расписание недели заново приучит ребенка к четкому распорядку. В расписание хорошо включить не только увеселительные мероприятия, но и домашние занятия по .

Сейчас существует множество учебников по повторению пройденного материала для каждого года обучения. Уделите занятиям всего полчаса в день, поддерживая в ученике уверенность в знаниях. Особое внимание обратите на те предметы, с которыми у вашего ребенка возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда он спокойным и довольным.

Как подготовить первоклассника к школе?

Внезапно подросшие малыши гордо примеряют портфели и школьную форму. После приобретения важно уделить время формированию у детей необходимых в школе навыков.

Развивайте навыки самообслуживания

В первую очередь, первоклашке необходимы навыки самообслуживания. К первому классу ребенку нужно уметь быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, вовремя мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, тщательно и быстро собирать портфель. Все эти навыки нужно тренировать в игровой форме.

Поиграйте в «самолет улетает через 15 минут». За это время малыш должен, например, одеться и собрать портфель. Придумайте систему поощрений. За неделю-две до первого сентября повесьте на стене расписание недели и отмечайте звездочками дни, когда ребенок сам проснулся по будильнику, умылся и собрался.

Тренируйте общение с будущим учителем

Ребятам, которые ходят в детский сад, нетрудно переключиться с воспитателя на учителя. Сложнее «несадовским» детям, особенно, если они не посещали занятия по подготовке к школе.

Как научить ребенка выстраивать отношения с учителем?

Поиграйте дома с ребенком в «педагога и ученика», меняйтесь ролями, предлагайте ему разные ситуации на уроке и переменках.

С первых же дней в школе новоиспеченные ученики будут готовить руку к письму. Помогите своему ребенку – развивайте его мелкую моторику.

Для этого существует много игр: конструктор, сборка бус и бисера, перекатывание по столу мелких предметов на скорость, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Не каждый ребенок готов заниматься этим в одиночку. Участвуйте в его занятиях, показывайте пример.

Мотивируйте ребенка читать

Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.

Уделяйте время отдыху с ребенком

Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.

Как подготовить к школе старшеклассника?

Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу. Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых.

Вместе продумайте план профориентации

Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения .

Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия

Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.

Предложите ребенку начать вести дневник

Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.

Учите подростка планировать расходы

Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Светлана Балашова

Лето заканчивается, и приближается осень... А соответственно, и начало учебного года. Многих родителей волнует вопрос: как настроить ребенка на учебу после беззаботных летних каникул? И какие шаги нужно предпринять для того, чтобы начало учебного года не стало пыткой для всей семьи и процесс адаптации к школе прошел безболезненно. Мы расскажем вам о ключевых моментах, на которые нужно обратить внимание.

За три месяца летнего отдыха юные ученики успевают полностью отвыкнуть от жесткого школьного режима, и быстро вернуться в учебный распорядок дня им очень тяжело. Многое зависит от характера вашего чада, его возраста и темперамента, однако почти у всех детей возвращение к учебе вызывает грусть и радость одновременно. Итак, как же помочь маленькому школьнику перестроиться, избежав стресса?

Правильная мотивация

В первую очередь, нужно приложить усилия для создания правильного и позитивного настроя на учебный процесс. Для этого две последние недели августа должны быть распланированы в грамотном режиме, тогда детям будет легче настроиться на успехи в школе.

Да здравствует режим!

Режим дня позволяет школьнику в выработке условных рефлексов, которые помогают легко переключаться с одних видов деятельности на другие. Четкий режим для нужен для того, чтобы сохранялся баланс между работой и отдыхом, что очень важно для здоровья растущего организма. Что сложнее всего дается ребенку после летних каникул? Естественно, ранний подъем, ведь летом родители обычно позволяют ребенку ложиться спать поздно. Поэтому за некоторое время до 1 сентября нужно снова помочь юному ученику влиться в режим дня.

За пару недель начните поднимать ребенка с постели пораньше, предложите ему делать зарядку или сходите с ним в бассейн. Просмотр мультфильмов и компьютерные игры нужно ограничить, лучше заменить их чтением или настольными играми. Главное, приучать к режиму постепенно, не стоит отправлять свое чадо в постель в шесть часов вечера, лучше укладывать ребенка спать на 15-20 минут раньше предыдущего дня.

Чем накормить мозг?

Большое значение имеет и питание маленького школьника: меню должно быть сбалансированным и разнообразным. Детское меню обязательно должно включать в себя такие продукты, как печень, мясо, фрукты и овощи, крупы и яйца, а также молочную продукцию. Но в то же время следует ограничить употребление фаст-фуда, чипсов и газировки.

Если организм школьника будет страдать от недостатка витаминов, микро - и макро элементов и прочих полезных веществ, это обязательно скажется на умственной активности, памяти и усидчивости. Потому в последние пару недель августа нужно составить грамотный рацион, с учетом возраста и особенностей здоровья школьника. Важно и строгое соблюдение режима питания, перед школой ребенок должен полноценно завтракать, обедать между уроками и ужинать вечером.

Покупки

Будет хорошо, если ребенок примет участие в выборе и покупке школьной формы, спортивного костюма для физкультуры, тетрадок и дневников, портфеля и других канцелярских принадлежностей. Маленький школьник, вовлеченный в этот процесс, увидит больше плюсов в начале учебного года, главное - предоставить ему свободу выбора (в разумных пределах). Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его заставили ходить с родителями по магазинам, пусть вместе с ними он выберет что-то важное и полезное, но на свой вкус и усмотрение.

Общение

Никогда не упускайте из вида тревоги и проблемы вашего чада. Если заметите, что после школы ваш ребёнок огорчен или чем-то расстроен, постарайтесь выяснить, чем он обеспокоен. Школа для детей - маленькая жизнь, поэтому важно обо всем расспросить маленького школьника, что ему понравилось, а что - нет. Так вы будете знать, в чем суть проблемы и какие действия нужно предпринять, чтобы все разрешилось.

И снова за парту

Первый месяц сентября детям обычно трудно "втянуться" в учёбу и сосредоточиться на занятиях. Поэтому не стоит перегружать ребёнка дополнительными занятиями первые две-три недели от начала учебного года. Повышенные нагрузки могут оказать негативное влияние на физическое и душевное здоровье школьника. Важно, чтобы ребенок не сидел за уроками постоянно, необходимо выделять время для отдыха. Также существуют трудные предметы, которые тяжело даются почти всем детям, поэтому обязательно помогите своему чаду в изучении этих дисциплин. Он будет благодарен за то, что Вы поможете ему разобраться со сложным предметом.

В начале учебного года не стоит требовать от школьника идеального соблюдения дисциплины и успеваемости, не ругайте его за просчеты. Для него очень важны слова поддержки от родителей, он хочет, чтобы родители замечали его успехи и ценили их важность. Это будет мотивировать его на старание и прилежность.

Совет от редакции: Чаще всего, перед уходом на летние каникулы школьники получают список художественной литературы, которую нужно прочесть до сентября. Рекомендуем Вам проконтролировать выполнение этого задания, так как оно поможет сэкономить время ребенка в течение учебного года и поможет ему развить воображение, память, уровень грамотности и существенно расширит кругозор.

Когда ребёнок возвращается в школу после летних каникул, он может столкнуться с проблемой адаптации, как и при поступлении в 1 класс. Внезапно оказывается, что часть пройденного за прошлый год знаний забыто, школьник быстро устаёт от школьных нагрузок, успеваемость хромает, потому что ему трудно сосредоточиться на уроках. Обычно такие проблемы возникают, если обучению летом не уделяли внимания, не соблюдали режим, позволяя школьнику отдыхать все три месяца.

Как адаптироваться ребёнку в школе после затяжного отдыха? Развивающие курсы для детей

Несмотря на то, что лето предназначено для отдыха от школы, заниматься с детьми нужно даже на каникулах. Другое дело, что методы обучения должны отличаться от традиционных. Сегодня дошкольным развитием детей занимаются современные развивающие центры. Они ставят перед собой разные задачи: от обучения математике и письму до комплексной подготовки к школе. Какой детский центр развития лучше выбрать?

Школа ментальной арифметики Соробан® предлагает отбросить стереотипы по поводу того, какой должна быть учёба. Принципы обучения здесь отражают современный взгляд на интеллектуальное воспитание школьников. По мнению создателя крупнейшего в Украине центра развития детей, цели педагогов:

  • заинтересовать учеников, разбудить в них познавательный интерес, желание учиться;
  • заставить поверить в свои силы, на деле доказывая ученику, что его умственный потенциал не имеет границ;
  • объяснить так, чтобы каждый ученик понял и смог выполнить задание учителя;
  • научить школьников самостоятельно справляться с трудностями, решать сложные задачи;
  • показать, что учёба может быть интересной, весёлой, если правильно к ней относиться;
  • стать для своих учеников мудрым учителем и добрым другом.

Ребёнку намного проще привыкнуть к школе, если там он чувствует себя комфортно. Так вот, центр устного счёта Соробан® заботится о моральном комфорте своих воспитанников. Такой опыт очень полезен и дошколятам, потому что он формирует у малышей положительное отношение к школе, учёбе.

Какие факторы помогают ребёнку быстро адаптироваться к школе после каникул?

Легче всего осеннюю адаптацию проходят те ученики, которые готовились к новому учебному году задолго до 1 сентября. Для успешной учёбы каждому школьнику на протяжении лета нужно:

  • тренировать и развивать свои способности;
  • как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
  • расширять свой кругозор;
  • воспитывать внутреннюю дисциплину, навыки самоорганизации;
  • научиться чему-то новому, освоить науку или занятие, которое не проходят в школе.

Центр ментальной арифметики позволяет детям реализовать этот план, не ограничивая в возможности уделять время своим интересам, развиваться в разных областях знаний.

Уроки ментальной арифметики помогают школьникам в изучении математики. В школе Соробан® дети учатся считать быстрее калькулятора с помощью японской методики скоростного счёта. Это метод эффективнее занятий с репетитором. Тренировки на соробане развивают память, наблюдательность, аналитическое и логическое мышление, воображение, другие способности, которые впоследствии помогают школьнику понять точную науку. Не говоря уже о способности к быстрому устному счёту – этому не научит ни один репетитор.

Уникальная особенность методики ментального счёта в том, что она гармонично развивает все стороны интеллекта, стимулирует работу правого и левого полушарий, раскрывает гуманитарные, математические, творческие задатки. Поэтому, независимо от того, какое направление ближе ребёнку, какой профиль обучения он выберет в будущем, методика ментальной математики универсальна для всех.

Узнать больше о специфике обучения в Школе вы можете на официальном сайте .

Преимущество внешкольного обучения в школе устного счёта Соробан®:

  • минимум времени на занятия в классе и дома;
  • максимум внимания преподавателя на всех этапах обучения;
  • адаптация к существующим и подготовка к будущим учебным нагрузкам, помощь в решении задач любой сложности в любой сфере знаний;
  • органичные условия развития (социально активная среда, мотивация, поощрение учителей).

Записаться на курсы ментального счёта, включить уроки ментального счёта в расписание отдыха стоит ради того, чтобы мотивировать ребёнка, раскрыть его возможности, научить учиться. Соробан® – это полезный интеллектуальный, психологический и социальный опыт, который поможет школьнику легко адаптироваться в школе после летних каникул. Это важный этап развития для детей перед поступлением в начальную школу.

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Даже взрослому человеку требуется примерно две недели, чтобы после отпуска войти в привычную колею. Что уж говорить о детях, которые спустя три долгих летних месяца должны снова сесть за парты?

Начало нового учебного года - всегда серьёзное испытание для школьников: смена режима дня, нехватка сна, чрезмерные умственные нагрузки, а зачастую - неправильное питание и постоянные стрессы. Всё это негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии детей. Именно во время обучения в школе многие из них приобретают большую часть своих будущих хронических болезней. У 30-35% первоклассников уже имеются отклонения в состоянии здоровья, а в выпускном классе этот показатель увеличивается до 70%. Между тем, специалисты уверяют: чтобы избежать подобных проблем и помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новому режиму, достаточно следовать простым рекомендациям.

Разумные нормы

Большинство проблем, возникающих у детей с наступлением нового учебного года, носят психологический характер. Раздражительность, бессонница, резкие перепады настроения, ухудшение памяти и внимания, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и приступы агрессии сигнализируют о том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками. А если к ежедневным занятиям и бесконечным домашним заданиям прибавляются дополнительные секции и кружки, факультативы или курсы иностранных языков, риск того, что ваше чадо станет нервным и раздражительным, увеличивается в разы.

Переутомление негативно сказывается на неокрепшей нервной системе детей, поэтому нагрузки всё-таки следует дозировать. Школьник сам может выбрать себе занятие по душе - будь то спорт или уроки игры на фортепьяно. А родителям достаточно поддерживать своего ребёнка во всех начинаниях и следить, чтобы ему хватало времени и на дела, и на прогулки с друзьями.

Если школьник корпит над книжками и тетрадками с утра до вечера и совсем не отдыхает, возможно, учителя «перегибают палку» с домашними заданиями.

Нагрузка зависит от возраста ребёнка и учебного плана школы. В первом классе она составляет 20 часов в неделю, во втором-третьем увеличивается. Максимальная - в десятых-одиннадцатых классах - 36 часов в неделю. То есть если при шестидневном обучении это по шесть уроков в день, но не более, - отмечает председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева.

Учебный план, по её словам, состоит из двух частей - базисного и школьного компонента. Какие дисциплины включает последний, каждое образовательное учреждение определяет самостоятельно. В школах Улан-Удэ это в основном история, география и литература Бурятии.

То есть регионально-национальный компонент, - уточнила Афанасьева.

Где-то дополнительно изучают русский и математику, где-то - шахматы. В любом случае, родителям будет нелишним ознакомиться с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые устанавливают максимальную образовательную нагрузку для учеников разного возраста.

Первые классы - не более 4 уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить пять уроков (за счёт урока физической культуры). Продолжительность школьной недели - пять дней. Занятия проводятся только в первую смену.

2-4-ые классы - не более пяти уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить шесть уроков (за счёт физкультуры). Продолжительность школьной недели - шесть дней.

5-6-ые классы - не более шести уроков

7-11-ые классы - не более семи уроков

Продолжительность занятий для учеников всех возрастов не должна превышать 45 минут. Исключение - первоклассники: для них СанПиН устанавливает «планку» в 40 минут.

Для дополнительных занятий расписание составляется отдельно. Обычно факультативы проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. При этом временной промежуток между ними должен составлять не менее 45 минут.

Рацион под контролем

Многие родители задаются вопросом, как правильно кормить ребёнка, чтобы обеспечить его энергией, необходимой в начале нового учебного года и при этом не спровоцировать появление различных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ведь именно привычка постоянно перекусывать на ходу и нерегулярное питание зачастую приводят к развитию гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни желудка и других характерных недугов.

Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо, в первую очередь, внимательно следить, что и когда ест ваш ребёнок. Меню должно быть разнообразным и состоять из продуктов, богатых витаминами и различными микроэлементами. Прежде всего, это углеводы, содержащиеся в кашах, макаронах и зерновом хлебе: они обеспечивают организм дополнительной энергией. Очень полезны для здоровья школьников йогурты, кефир, простокваша, салаты, фрукты и овощи. А вот различные шоколадные батончики и чипсы принесут скорее вред, нежели пользу: в их состав входит большое количество вредных для организма солей, жира и глюкозы. Школьникам (особенно младшеклассникам), специалисты советуют ограничить употребление острых и жареных блюд, колбасных изделий, фаст-фуда и газированных напитков.

Дефицит витамина B1, отвечающего за нормальное функционирование нервной системы и позволяющего защитить организм от различных инфекций, можно восполнить, употребляя в пищу телятину, свинину и хлеб. Защитить здоровье глаз и кожи и укрепить иммунитет помогут витамины А и С: они содержатся в молочных продуктах, печени, куриных яйцах, зелени, помидорах, петрушке, шпинате, щавеле, моркови, абрикосах, свежих фруктах и овощах, облепихе, чёрной смородине и красном перце.

В ежедневный рацион врачи-диетологи рекомендуют включать рыбу и морепродукты: это отличный источник витаминов и микроэлементов, в том числе йода и фосфора, которые стимулируют работу головного мозга. Кстати, таким же свойством обладают грецкие орехи. В список необходимых продуктов также входят мясо, молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, крупы и макароны, сметана, сыр, яйца, творог и фруктовые соки.

По мнению врачей-диетологов, доля растительных жиров в меню школьника должна составлять не менее 30 % (от общего количества жиров). Они содержатся в растительном и сливочном масле: первое можно использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а второе - для приготовления бутербродов и заправки блюд. Несколько раз в неделю можно включать в меню жирную рыбу: в ней содержатся омега-3 кислоты, необходимые для хорошей успеваемости в школе.

Оптимальный режим питания для ученика - не менее четырёх раз в день. Постарайтесь избежать ситуаций, когда ребёнок весь день ничего не ест, а потом получает суточный объём калорий за один вечер. Ужинать рекомендуется не позже шести-семи часов вечера и за 2-2,5 часа до сна. На ночь можно выпить стакан кефира или съесть любой фрукт (например, яблоко). От сладостей на сон грядущий лучше отказаться, особенно если в семье есть склонность к ожирению.

Завтрак обязательно должен включать горячее блюдо - молочную кашу с вареньем или фруктами, омлет (с сыром или овощами) или творожную запеканку. Из напитков лучше отдать предпочтение какао, чаю с молоком или фруктовым сокам.

В качестве «перекуса» подойдут любые нескоропортящиеся продукты - фрукты и овощи в контейнере, соки, нектары, молоко, молочные коктейли, витаминизированные кондитерские изделия, крекеры или хлебобулочные изделия. Можно дать ребёнку в школу бутерброды или пирожки с отварным мясом, рыбой или сыром, главное - проследить, чтобы продукты не оказались испорченными.

Не проморгать проблему

После продолжительного летнего отдыха у детей резко возрастает нагрузка на глаза. Неудивительно, что уже в начальных классах многие ученики не могут похвастаться стопроцентным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин - «школьная близорукость». Чтобы избежать неприятных последствий, врачи советуют соблюдать простые правила профилактики:

  1. Даже ребёнку с хорошим зрением стоит делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут, а школьникам со слабой близорукостью рекомендуется давать отдых глазам каждые полчаса;
  2. Оптимальное расстояние от глаз до книги, тетрадки или компьютерного монитора - 40 сантиметров;
  3. Включите в рацион школьника полезные для зрения продукты - творог, кефир, отварную рыбу, говядину или говяжий язык, мясо индейки, морковку, капусту, чернику, бруснику, клюкву и зелень (петрушку, укроп);
  4. Следите за правильной организацией рабочего места: комната, в которой занимается ребёнок, должна быть хорошо освещена

Тяжёлая ноша

У многих школьников возникают проблемы с позвоночником - из-за неправильно подобранного или слишком тяжёлого ранца или неудобного положения тела при работе за столом. Как правильно выбрать школьную сумку, можно узнать .

Если вы заметили какие-то нарушения осанки у ребёнка, стоит проконсультироваться с врачом. Предотвратить осложнения можно при помощи простой профилактики - занятий спортом, контроля за осанкой при письме, чтении и во время работы за компьютером. Идеальная высота стола - на 2-3 сантиметра выше локтя опущенной руки ребёнка (когда он сидит), а высота стула не должна превышать высоту голени. Для сна следует выбрать ровный жёсткий матрас и маленькую низкую подушку. Детям, которые уже имеют искривление позвоночника, рекомендуется спать на ортопедическом матрасе.

Итак, как сохранить здоровье школьника?

  1. Как известно, все болезни от нервов. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, не испытывает ли ребёнок постоянное психологическое напряжение в школе и по возможности постараться оградить его от стрессов и переутомления.
  2. Обратите внимание на меню: растущий детский организм должен получать все необходимые витамины и микроэлементы. К тому же правильное питание позволит укрепить иммунитет ребёнка и, следовательно, защитит его от разнообразных заболеваний.
  3. Следите за состоянием здоровья ребёнка. При появлении любых отклонений и тревожных признаков стоит обратиться к врачу.
  4. Организуйте режим дня: школьник должен вставать и ложиться в одно и то же время. Продолжительность сна для учеников младших классов должна составлять около 10 часов, а для старшеклассников - не менее девяти.
  5. Для укрепления здоровья ребёнку полезно проводить как можно больше времени на свежем воздухе и регулярно заниматься спортом.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!