Все о деепричастии. Деепричастие

Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: « Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Цели:
1) ознакомить обучающихся со способами образования
деепричастий совершенного и несовершенного видов;
2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;
4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Записи на экране:
Этикет, поведение, мораль, комплимент.

Эпиграф урока: «Поступай с другими
так, как ты хотел, чтобы поступали
с тобой».
(Золотое правило этики.)
^ Ход урока.
1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».
(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)
Индивидуальные задания на карточках.

^ 1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

^ 2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

^ 3-й ученик . Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
(Не) привыкайте к чудесам,-
Д.витесь им, д.витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т.нитесь.
Пр.глядывайтесь к облакам,
Пр.слушивайтесь к птицам,
Пр.клад.вайтесь к родникам,-
(Ни)что (не) повторится!
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье!
(В. Шефнер.)
А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.
- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)
(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)
- Молодцы, ребята!

    ^ Изучение новой темы.
    Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
    Перед вами таблица по теме урока.

    Деепричастие.

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

А (я), -учи

В. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
- Наши выводы совпадают с материалом учебника
- Молодцы!

    Закрепление.
    - Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
    Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
    Образуйте деепричастия совершенного вида.
    Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
    С двумя деепричастиями устно составьте предложения.
    - Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?
    Осторожно: слово!
    Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
    «Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
    А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
    Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
    Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
    (С. Львов)
    - Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
    Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
    - Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.
    (Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)
    ^ Групповая работа .
    - Сейчас будем выполнять задания по группам.
    1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

    1-я карточка.
    Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)

    1-я группа. (Встречаться) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.

    2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
- Как живёшь?
- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
- Как идёшь?
- Вот так! (По ладони два пальца.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
- Как даёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
- Как берёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
- Как шалишь?
- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
- Как грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
- Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.

- Укажите, какой глагольныйпризнак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)
положив документы в стол;
положив руку на пульт управления;
положив руку на сердце;
положив вещи в чемодан.

Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;
д) глядят;
е) кричат.

Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).
- Умеем ли мы говорить?
- Как мы говорим?
- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)

Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

Умей не только говорить, но и слушать.
Творческий диктант.
- Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
Образец : Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)
Итоги.
- Итак, ребята, подведём итоги.
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
(Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)

Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

оборот?

Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки - моя руки;
  • помыть яблоки - помыв яблоки;
  • помыться после пробежки - помывшись после пробежки .

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь ":

  • осознавать - осознавая;
  • разбивать - разбивая;
  • читают - читая;
  • старается - стараясь;
  • смеется - смеясь;
  • готовится - готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат - крича;
  • плачут - плача;
  • держим - держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":

  • быть - будучи;
  • идут - идучи;
  • ехать - едучи;
  • жалеют - жалеючи;
  • играет - играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут ;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
  • с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил - опустив;
  • помыла - помыв;
  • покрасили - покрасив;
  • вернула - вернув.

С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":

  • вытерла - вытерши;
  • принес - принесши;
  • подумали - подумавши;
  • истечь - истекши;
  • пронеслась - пронесшись .

С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":

  • улыбнулся - улыбнувшись;
  • умылась - умывшись;
  • засмеялись - засмеявшись;
  • возвратился - возвратившись .

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " " и "":

  • прочесть - прочтя,
  • отвезти - отвез - отвезя;
  • увести - увел - уведя;
  • кричат - крича .

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли - высохши/высохнув,
  • озябнуть - озябши/озябнув .

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить - подгнивая;
  • петь - распевая;
  • звать - зазывая/называя;
  • драть - раздирая;
  • ехать - поезжая;
  • бежать - забегая;
  • лезть - залезая .

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .

Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "":

  • они пошли на речку искупаться и помыться .

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!