Всероссийская проверочная работа по географии год. Всероссийская проверочная работа

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- География 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по географии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий работы Вы можете использовать необходимые карты атласов.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов , во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Астрахань
Мурманск
Воронеж

Астрахань, Воронеж, Мурманск

2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карьере, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?

Ответ: ____________________________________________________________

Европейский Север

3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения
иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры,
под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан
2) Республика Коми
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область

4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и
выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части
России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера
предложений, в которых указаны верные сведения.

1) 12 апреля на всей Европейской части России ночные температуры будут выше 0 °С.
2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.
3) В Ростов-на-Дону пришла настоящая весна, даже ночью температура будет выше 10 °С.
4) На Пермь надвигается холодный фронт, на следующий день ожидается существенное похолодание.
5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: __________

5. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года
в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Нижневартовск
Усть-Илимск
Пермь

Ответ: ____________________________________________________________

Усть-Илимск, Нижневартовск, Пермь

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:
«Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон – до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству
достопримечательностей».

Ответ: ____________________________________________________________

Приморский край

7. На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8
до 20 часов по местному времени.
Используя карту, определите, в каких из перечисленных
регионов к 15 часам московского времени голосование уже закончится. Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)

Ответ: __________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения

По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.

Список слов (словосочетаний):
1) эмиграция
2) урбанизация
3) рождаемость
4) иммиграция
5) смертность
6) экономическая интеграция

А – 1; Б – 4; В – 3

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице,
в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России
в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России,
ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________

В ответе говорится о неправильном выводе Ильи.
В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства.
ИЛИ
Рост объёмов происходил только в 2014 г.
Пример ответа
В Великобритании рост объёмов наблюдался лишь в 2014 г.,
в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы
(в % к предыдущему году) не превышают 100%

10. Дмитрий включил радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

Землетрясение магнитудой 6,6 произошло в префектуре Тоттори, расположенной на западе острова Хонсю. Об этом сообщило Национальное метеорологическое агентство страны. Очаг землетрясения залегал на глубине 10 км. Метеорологическое агентство изначально предупредило жителей об угрозе цунами, однако позднее отменило её. Между тем, предупреждают власти, сохраняется опасность обрушения зданий и возникновения пожаров.

Дмитрий не услышал начало сообщения и не понял, на территории какой страны произошло
землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: ____________________________________________________________

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к
каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А Б В

12. Цены на нефть, от которых в значительной степени зависит развитие экономики России,
определяются согласованностью позиций стран ОПЕК. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами ОПЕК.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно указаны три страны – члены ОПЕК (Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
Примеры ответов
Саудовская Аравия, Эквадор, Нигерия
Иран, Алжир, Ангола

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за последние 10 лет показатель
ресурсообеспеченности нефтью США возрос с 11,0 до 11,9. Используя данные таблицы,
объясните, с чем это связано.

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Разведанные
запасы нефти,
млрд т
3,6 3,7 3,7 4,2 5,4 5,9 6,6
Добыча нефти,
млн т в год
377 412 445 493 498 522 566
Численность
населения, млн
человек
299 309 311 313 316 317 322

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что за указанный период страны разведанные запасы нефти в США увеличились в большей степени, чем возросли объёмы её добычи.
Примеры ответов
Запасы нефти возросли в 1,83 раза, величина добычи всего в 1,5 раза.
Темпы прироста запасов были выше, чем темпы роста добычи

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

ОХОТСКОЕ МОРЕ СТАЛО ПОЛНОСТЬЮ РОССИЙСКИМ

В ноябре 2013 года Россия доказала свои права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Комиссия ООН по границам континентального шельфа официально передала России документ о признании российским континентальным шельфом анклава площадью 52 тысячи квадратных километров в Охотском море. В состав российского шельфа был включён участок, который до сих пор не принадлежал ни одной из стран. Он считался «открытым морем», и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. Теперь на его ресурсы распространяется исключительно юрисдикция России. Российское законодательство теперь распространяется и на ресурсы,
которые находятся под дном Охотского моря.

14. Назовите один (любой) субъект Российской Федерации, имеющий выход к Охотскому морю.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно называется один любой субъект РФ, имеющий выход к Охотскому морю (Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область)

15. Как изменилась государственная территория России в результате события, о котором говорится в тексте?

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе говорится о том, что государственная территория России увеличилась (указание на то, что она увеличилась на 52 тыс. кв. км не является обязательным)

16. Объясните, почему до 2013 года участок в центре Охотского моря считался «открытым
морем» и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых
государств.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что до 2013 г. этот участок не считался частью континентального шельфа России,
ИЛИ
о том, что центр Охотского моря находился на большом расстоянии от берегов России, за пределами её 200-мильной экономической зоны

17. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы.
Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.
Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями.
Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Наличие сформулированной точки зрения по вопросу
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по второму критерию.)
В ответе сформулирована точка зрения учащегося

Раскрытие причинно-следственных связей
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между деятельностью человека и глобальными изменениями климата:
причина – конкретный вид хозяйственной деятельности человека (тепловая энергетика, сельское хозяйство и т.п.) – и два следствия:
1) повышение содержания парниковых газов в атмосфере;
2) повышение общепланетарной температуры.
ИЛИ
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между естественными природными явлениями и глобальными изменениями климата: причина – увеличение солнечной радиации;
выбросы парниковых газов из вод и со дна Мирового океана, из толщ земной коры – и два следствия:
1) повышение общепланетарной температуры;
2) повышения содержания углекислого газа в атмосфере

Географическая грамотность
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по критерию К2)
Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях),
ИЛИ
присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ВПР - аббревиатура, которая так настораживает сегодняшних школьников. В то же время В сероссийская П роверочная Р абота - прекрасная возможность оценить подготовку учащихся. Проект был запущен сравнительно недавно, например ВПР по географии в 2017 году проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Стоит ли бояться такой проверки и как успешно её пройти?

Материалов и различных демоверсий ВПР для подготовки учеников 10 и 11 классов не так много, в связи с чем возникает множество вопросов. Сколько заданий в каждом варианте? Какие разделы курса географии охватывает работа? Как грамотно построить учебную деятельность, чтобы получить наилучший результат?

Отсутствие необходимой информации и новизна данного проекта не позволяют чувствовать уверенность в успешном прохождении испытания. Предлагаем вам решение, которое поможет не только познакомиться с требованиями в рамках ВПР по географии, но и освоить материалы, необходимые для успешного выполнения работы.

О тренажёре

Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов:

  1. Источники географической информации.
  2. Население мира.
  3. Мировое хозяйство.
  4. Природопользование и геоэкология.
  5. Регионы и страны мира.
  6. География России.

Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребёнка, учитель экономит время на просмотре работ.

Кроме того, мы предлагаем материалы, полностью соответствующие по структуре, форме и последовательности заданий ВПР. Для ученика это возможность объективно оценить уровень своих знаний и психологически подготовиться к испытанию. Для лучшего закрепления навыков работы материалы представлены в трёх вариантах, решение которых придаст уверенности и поможет показать, насколько ученик готов к ВПР и ЕГЭ.

Тренажёр для ученика

Для ученика мы подготовили 3 бесплатных онлайн-тренажёра. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется автоматически. Предлагаем попробовать свои силы!

Кроме того, дополнительно разработаны 3 варианта проверочной работы , которые вы сможете распечатать и провести пробный ВПР в 10 или 11 классе: изучить формат, последовательность, время, отводимое на их выполнение; объективно оценить свой уровень знаний и уверенно себя чувствовать на аттестации.

Методические комментарии оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий - что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Знание только тогда становится знанием,

Когда оно приобретено усилиями своей мысли,

А не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы .

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  • каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. официальный информационный портал ЕГЭ.

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  • опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.

ВПР по географии состоит из семнадцати заданий, включающих в себя все аспекты школьного курса географии, а именно:

  1. География как наука - ее источники и методы
  2. Население мира
  3. Регионы и страны мира
  4. Мировое хозяйство
  5. Природопользование
  6. География России

Система оценок

Максимально возможный балл за работу – 22. На ее выполнение дается два урока (90 минут).

12 заданий относятся к базовому уровню, а 5 – к повышенному.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по географии в 11 классе проверяет знание природы нашей страны. В нем нужно располагать три приведенных города в порядке, определяемом данным критерием – например:

  • В порядке увеличения длительности светового дня в первый день лета;
  • В порядке расположения выше по течению реки Дон.

Если города распределены правильно – ставится 1 балл, если нет – 0.

Задание 2

Во втором задании необходимо дать ответ на один вопрос – о том, карты какого экономического района России нужно использовать для нахождения определенной информации. Приводится ситуация – например:

  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для оценки экономико-географических условий развития предприятий по переработке нефти в Татарстане?
  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для определения географических условий добычи угля на территории Чукотского АО?

В ответе нужно указать только район – например, Поволжье или Дальний Восток. Для успешного выполнения данного задания надо хорошо знать экономические районы страны и входящие в них субъекты. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для того чтобы справиться с третьим заданием ВПР по географии, нужно разбираться в хозяйстве России – знать, где находятся основные морские порты, металлургические комбинаты, крупные АЭС и ГЭС.

Задается вопрос – например, в каких городах находятся крупнейшие сахарные заводы. Приводится перечень из 6 субъектов России, из которых для ответа нужно выбрать 3.

Верный ответ оценивается 1 баллом.

Задание 4

В четвертом номере необходимо работать с картой погоды – например, вот такой:

Далее приводится пять утверждений о погоде; необходимо выбрать только те, которые соответствуют карте, и записать их в ответ. Количество верных ответов не указано. Правильный ответ приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 5

Данное задание также связано с темой «Природа России», однако оно связано с климатическими показателями – температурой, увлажненностью. В нем тоже нужно расставить три города в определенном порядке согласно условию. Приводим пример:

Для того чтобы рассчитать систему отопления, в России используется показатель «отопительный период» - та часть года, когда средняя температура воздуха за сутки не превышает +8 градусов Цельсия. Расставьте нижеследующие города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода (начните с того города, где его продолжительность минимальна): Ростов-на-Дону, Архангельск, Смоленск.

За верный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

Шестой номер работы проверяет, как хорошо одиннадцатиклассники знают регионы России – ее субъекты, их достопримечательности, географические характеристики. В задании дается краткое описание какого-либо субъекта – например:

Эта область имеет большой потенциал для развития туризма, особенно таких его направлений, как промышленный (экскурсии на предприятия) и научно-познавательный. С точки зрения научно-познавательного туризма особенно интересны города Касли (центр художественного литья из чугуна) и Златоуст (исторический центр оружейного производства). Один из крупнейших промышленных комплексов страны – Магнитогорский металлургический комбинат – подходит для развития промышленного туризма.

В ответе нужно указать тот субъект, о котором идет речь. Если это сделано правильно – ученик получает один балл.

Задание 7

В этом задании проверяется, как хорошо ученики знакомы с системой часовых поясов России. Приводится карта часовых поясов и дается текст условия – например:

Во время выборов депутатов Государственной Думы избирательные участки начинают работу в 8 часов, а заканчивают – в 20 часов по местному времени. При помощи карты определите, в каких из указанных субъектов в 5 часов 30 минут утра по московскому времени голосование уже началось.

Задание 8

В восьмом задании ВПР по географии приводится текст, где пропущены некоторые слова (обычно пропущено 3 слова). Далее идет перечень из 6 слов, откуда надо выбрать те, которые можно вставить на месте пропусков. Каждое слово из этого перечня может быть использовано только один раз. Пример:

По данным на 1 января 2017 г., в Эстонии на постоянной основе проживало 1 317 800 человек, что на 1850 человек больше, чем в январе 2016 г. Основной прирост населения был обеспечен за счёт превышения числа _____________(А) над числом _____________(Б). При этом значение показателя_____________(В) населения по-прежнему остаётся отрицательным – показатель смертности (15 300 человек) превышает показатель рождаемости (13 900 человек). Ещё более заметной стала тенденция старения населения Эстонии.

Список слов:

  1. Урбанизация
  2. Миграционный прирост
  3. Естественный прирост
  4. Эмигранты
  5. Средняя продолжительность жизни
  6. Иммигранты

Если все три слова вставлены верно, ученик получает 1 балл, если же есть хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

Задание 9

Данное задание предполагает анализ небольшой таблицы – например, вот такой:

В условии приводится вывод, сделанный на основе таблицы – для данной таблицы он такой:

В отличие от США, в Бразилии ежегодно происходило уменьшение объемов ВВП.

В ответе необходимо написать, является ли приведенное утверждение верным, и дать обоснование своему мнению. Если в ответе подробно и четко расписано, почему вывод является верным или неверным – ставится 1 балл.

Задание 10

Для того чтобы хорошо справиться с десятым заданием ВПР по географии и не потерять баллы, нужно иметь общее представление о различных странах мира. В условии приводится ситуация, когда кто-то включил радио, по которому передавалась новостная сводка о какой-либо стране, но, поскольку он слушал не сначала, то не понял, о какой стране идет речь. Пример новостной сводки:

Одним из последствий землетрясения стал прорыв дамбы на реке Кларенс. Власти обратились к жителям с призывом перебраться на возвышенности. Посольство России в Веллингтоне сообщает, что среди пострадавших при землетрясении граждан нашей страны нет.

Если страна определена правильно – ученик получает 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание также проверяет общие знания о странах мира и их географических и экономических характеристик. В нем нужно проводить соответствие между странами и ее особенностями, занося ответы в небольшую таблицу. Пример:

Установите соответствие между страной и особенностью ее хозяйства.

Как видно, цифры могут быть использованы более одного раза. Если соответствия проведены верно – ставится 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки баллы за это задание не начисляются.

Задание 12

Двенадцатое задание тоже связано со знанием мирового хозяйства – в основном международных организаций и отраслей специализации различных стран. Приводится описание какой-либо организации – например, БРИКС или форума стран-экспортеров газа; в ответе необходимо указать три страны (кроме России), которые входят в описываемую организацию.

Если три страны указаны правильно – ответ оценивается в 2 балла, если же одна из указанных стран не относится к организации – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 13

Тематика тринадцатого задания аналогична предыдущим – мировое хозяйство. Необходимо проанализировать таблицу, связанную с добычей ресурсов в какой-либо стране, и ответить на вопрос, связанный с динамикой какого-либо показателя – например, для нижеприведенной таблицы вопрос звучит так:

За 11 лет показатель ресурсообеспеченности Австралии медными рудами возрос с 25,8 до 91,7 года. Опираясь на представленные в таблице данные, объясните, чем это обусловлено.

В ответе нужно провести краткий анализ таблицы – например, в данном случае можно написать, что разведанные запасы возросли в 3,6 раз, а добыча выросла всего на 30 тысяч тонн в год. За указанный период темпы прироста разведанных запасов выше, чем темпы роста добычи.

В последнем предложении обязательно нужно сделать вывод! Если в ответе говорится и об изменении запасов, и об изменении добычи с наличием вывода – ставится 2 балла, а если ученик просто констатирует изменения показателей и не пишет вывод – 1 балл. В других случаях баллы за задание не ставятся.

После этого в работе приводится небольшой текст, на основе которого составлены последующие три задания – например, вот такой:

В 2016 г. на одном из крупнейших предприятий Череповецкого района – ООО «Автоспецмаш» – ввели в эксплуатацию новый цех. Имеющееся оборудование позволило по индивидуальным заказам изготавливать уникальные крупногабаритные детали для техники, которая пользуется спросом у многих предприятий (в том числе местных). Завод известен производством различных видов продукции: роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), электропечей и т.д. Одним из преимуществ ЭГП региона, в котором расположен г. Череповец, является его положение на границе трёх географических районов России.

Задание 14

В четырнадцатом задании ВПР по географии нужно определить географическое положение того, о чем говорится в тексте. В данном случае вопрос будет звучать так: «В каком субъекте РФ находится город Череповец?» . Однако вопрос не всегда о субъектах – например, если речь об островах, могут спросить, в каком океане они находятся, а если об Охотском море – какие субъекты РФ имеют к нему выход. Верный ответ оценивается одним баллом.

Задание 15

В данном задании тоже требуется дать ответ на вопрос по теме текста. Для приведенного выше текста он звучит так: «На границе каких географических районов России располагается та область, где находится город Череповец?» . Вопрос 15 задания может быть любым – как о географическом положении, так и о каких-либо процессах или явлений, изучающихся в школьном курсе географии. Например, для другого варианта он звучит так: «Назовите антропогенную причину маловодья на Байкале» . За правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 16

В последнем задании, связанном с текстом, задается более сложный вопрос, требующий развернутого ответа размером в пару предложений. Для нашего текста он звучит так: «Объясните, какая особенность промышленности города Череповца поспособствовала созданию нового производства в этом городе» . Дать правильный ответ на вопрос можно только при наличии определенного багажа географических знаний; он приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Заключительное задание ВПР по географии – самое «высокоценное»: максимальный балл за его выполнение – 4. В условии описывается некоторая ситуация, связанная с темой природопользования. Главное в ситуации – наличие нескольких точек зрения на проблему; учащемуся нужно сформулировать собственную позицию (чаще всего нужно выбрать одну из предложенных позиций) и записать ее, приводя обоснования. Ответ должен быть логичным и выглядеть как небольшой текст. Главное – указать собственную позицию и подкрепить ее аргументами, основанными на знании географии. Пример задания:

Существует несколько точек зрения относительно оценки последствий роста масштабов производства и использования биотоплива для окружающей среды. Согласно одной из них, увеличение масштабов производства и применения такого топлива полностью соответствует задачам сохранения окружающей среды. Согласно другой – увеличение производства биотоплива не отвечает этим задачам. Выберите одну из данных точек зрения и приведите два любых аргумента, подтверждающих ее.

Ответ оценивается по критериям:

К1 – Наличие сформулированной точки зрения. Если точка зрения сформулирована – ставится 1 балл, если нет – 0.

Баллы по данному критерию ставятся только в том случае, если по критерию К2 выставлен 1 или 2 балла!

К2 – Раскрытие причинно-следственных связей. 2 балла по этому критерию ставят в том случае, если в ответе приводится два грамотных аргумента, подтверждающих выбранную позицию, и четко прослеживается логическая цепочка, отображающая причинно-следственные связи – в нашем случае, между использованием биотоплива и состоянием окружающей среды. Если же логическая цепочка прослеживается не полностью, то есть причинно-следственные связи раскрыты только для одного аргумента – ставится 1 балл. Если же причинно-следственные связи не раскрыты вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию (и, соответственно, по предыдущему тоже).

К3 – Географическая грамотность. 1 балл ставится, если в работе отсутствуют ошибки в употреблении географических терминов, в демонстрации знаний связей и закономерностей и фактические ошибки, либо допущена 1 такая ошибка. В остальных случаях баллы по данному критерию не выставляются.

Получить положительный балл по этому критерию возможно только при наличии 1 или 2 баллов по критерию К2!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!