Введение в географию (Землеведение). I этап

1 урок в 10 классе.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе.

Введение.

Урок-лекция.

ЦЕЛИ:

  1. выявить актуальность географической науки на современном этапе,
  2. ознакомить учащихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико - географами,
  3. сформировать новое географическое понятие «ойкумена».

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

ХОД ЛЕКЦИИ:

  1. Актуальность географической науки.

География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.

Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.

Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.

Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.

Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.

Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание сложно проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.

Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к информатизации. Возникло важное направление географической науки – геоинформатика. Широко разрабатываются самые разные геоинформационные системы. Их активно используют при разработке социально-экономического будущего различных территорий, городов и сельской местности. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и в мониторинге состояния окружающей среды.

Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.

  1. Методы географических исследований.

Новые требования практики вызвали к жизни и новые методы географических исследований. Помимо таких традиционных методов, как статистический, картографический, исторический, все большее распространение получают точные математические методы исследования. Применение этих методов, в свою очередь, позволило перейти к математическому моделированию многих физико- и экономико-географических явлений и процессов. В последние годы географы все шире начинают использовать космические методы исследования нашей планеты.

  1. Объекты изучения экономической и социальной географии.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.

В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.

Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.

  1. Земля – место обитания человека.

Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.

Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы .

Ойкумена – заселенная человеком часть Земли. Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ внесли свою лепту в освоение планеты. Недаром Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: страница 5-7.


I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Инфо

Название учебника книги:

Предмет учебника: География

Класс ученика: 5 класс

Издательство книги: русское слово…

Частей (учебников) книги: 1 учебник.

Год выпуска учебника, книги: 2013 год

Страниц в учебнике: 160 страниц.

Формат учебника: файл в pdf.

Объем (пособия) учебника: 34.4 МБ.

Мелкое описание учебника (пособия):

Учебник (пособие) озаряет географические темы, они всегда помогут школьникам (учащимся в 5-м классе) познакомиться с географией не только как предмет местонахождения скажем материка, но и как наукой, узнать об освоения Земли и истории ее открытия. Учебник соответствует всему стандарта государственного образования. Учебник специализирован для общеобразовательных учреждений: лицеев, школ и гимназий…

Домогацких Е.М. География 5 класс, чтение в онлайн

География и введение в географию, всё эти сведения собраны в данной книге. Нет, здесь рассуждать не имеет смысла об этой обязательной школьной дисциплине, а лишь доведём до вашего сведения, как прилежно можно обучаться при помощи учебника в режиме онлайн.

Так, ученическое пособие от автора Домогацких имеет двадцать восемь параграфов, которые кажется, имеют совсем немного информации, на самом деле всё в учебнике говорит об обратном. Просто, она здесь выложена достаточно компактно, чтобы ученики легко её смогли усвоить. И когда вы начнёте читать книжку онлайн, то хорошо запомните каждую фразу, ведь география очень важная наука нужная всему обществу. Тем более те фразы, которые легко дадут ответы на бесконечные вопросы, должны легко усваиваться на всех занятиях по этому предмету.

Объект, предмет, понятия и методы географии. Характеристика системы географических наук. Анализ основных достижений географии в разные периоды ее развития. Особенности Земли как планеты солнечной системы, свойств и состава ее географической оболочки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

на тему: Введение в географию (Землеведение)

1. Дайте определение географии. Почему в определении географии важно различать объект исследования и предмет?

География - это система естественных и общественных наук, изучающих природное и производственное географические комплексы и их компоненты.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные явления - физическая география, так и науки, изучающие общественные закономерности -- социально- экономическая география.

Предмет географии -- это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.

Определение географии выглядит так: география -- это система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.

Географические науки объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общность конечной цели. Эта цель состоит в комплексном исследовании природы, населения, хозяйства.

Таким образом, география объединяет в себе две очень разные ветви, поэтому географы и предпочитают говорить: не географическая наука, а система географической науки, и даже системы географических наук.

2. Охарактеризуйте систему географических наук

В системе "География" выделяются:

Естественные науки, к которым принято относить физическую географию в полном смысле этого слова (включая ландшафтоведение, общее землеведение и палеогеографию), климатология, геоморфология, гидрология суши, гляциология, океанология, геокриология, а также география почв и биогеография,

Общественные географические науки - это региональная и общая экономическая география, география сельского хозяйства, география отраслей хозяйства (география транспорта и география промышленности), политическая география и география населения,

Картография - это техническая наука, которая к тому же входит в систему современных географических наук благодаря историческим причинам и общности главных задач с прочими географическими науками.

Также к географии принято относить страноведение.

3. Почему картографию относят к интегральным наукам?

Модельно-познавательная концепция рассматривает её как науку о познании действительности посредством картографического моделирования, а саму карту - как модель действительности. Согласно коммуникативной концепции, картография считается наукой о передаче пространственной информации, а карта - каналом информации, средством коммуникации. Концепция картосемиотики рассматривает картографию как науку о языке карты, а саму карту - как особый текст, составленный с помощью условных знаков (написанный на языке карты).

Постепенно в современной картографии начинает преобладать тенденция конвергенции, происходит сближение разных точек зрения на предмет картографии, наблюдается интеграция представлений о модельных, коммуникативных, языковых функциях карт и картографии.

В 1980-х гг. стала формироваться интегральная геоинформационная концепция, согласно ей картография рассматривается как наука о системном информационно-картографическом моделировании и познании геосистем. Она тесно связана с геоинформатикой, науками о Земле и обществе. Карта предстает как образно-знаковая геоинформационная модель действительности, иначе говоря, она одновременно и инструмент познания, и способ аналогового моделирования действительности, и средство передачи информации в цифровой форме.

4. Что такое «Географический кругозор»?

Географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.

5. Дайте определение понятия «Географическая картина мира»

Географическая картина мира - это целостное представление о мире в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает.

6. Каковы основные достижения географии в античное время? Назовите имена наиболее выдающихся ученых-географов античного периода

Открытие формы Земли.

Знание о форме нашей планеты были чрезвычайно важны для дальнейшего развития географии и особенно для создания достоверных карт. В античные времена (VIII ст. до н. н.э. - ИVст. н. н.э.) наивысшее развитие знаний, в том числе и географических, был в древней Греции. Тогдашние путешественники и купцы сообщали о вновь открывшимся земли. Перед учеными встала задача - свести эти разнородные сведения в одно целое. Но первое, что важно решить, какой Земли - плоской, цилиндрической или кубической - касаются полученные данные. Греческие ученые задумывались над многими? Почему? " Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из виду? Почему наш взгляд наталкивается на какую преграду - на линию горизонта? Почему с поднятием вверх горизонт расширяется? Представление о плоскую Землю не давали ответа на эти вопросы. Тогда появилисьгипотезыо форме Земли. В науке гипотезами называют не доказаны предположения или догадки.

Географическая литература и карты.

Полученные путешественниками и мореплавателями сведения о ранее неизвестных земли обобщали греческие ученые-философы. Они написали немало произведений. Первые географические труды создали Аристотель, Эратосфен, Страбон.

Первые сведения о украинские земли.

ВVст. до н. э греческий путешественник и историк Геродот побывал в Северном Причерноморье - там, где сейчас находится Украина. Все увиденное и услышанное в ходе этой и других путешествий он изложил в 9-ти книгах "Истории". За это наследие Геродота называют отцом истории. Однако в своих описаниях он сообщил немало географической информации. Сведения Геродота есть ли не единственной достопримечательностью географии юга Украины. На те времена там была большая страна Скифия, Размеры которой вызвали наибольшее удивление заморского гостя. Веками люди узнавали из "Истории" Геродота о Европе, Азии и Африке. Нам ученый грек оставил достоверные сведения о нашей местности. Руководствуясь ими и позднейшими на 500 лет показаниямСтрабона, Мы получили четкое представление о нашу землю.

7. Чем знаменита эпоха Великих географических открытий?

Открытие Америки и «Южного моря»

Первое кругосветное плавание

Завершение открытия нового света

Северостровосточный морской путь

Поиски Южного материка

10. Охарактеризуйте выдающиеся достижения русской географии начала ХIХ века

8. Образование Русского географического общества и его вклад в развитие географии. Вклад А.И. Воейкова и В.В. Докучаева в развитие географии?

Всероссимйская общемственная организамция «Румсское географимческое омбщество» (сокращённо ВОО «РГО») -- географическая общественная организация России, основанная 18 августа 1845 года.

9. Охарактеризуйте основные направления развития географии в Советский период

В Советское время было продолжено изучение географии нашей страны. Создавались новые научные школы.

Традиции и новаторство - таковы важнейшие черты Советской географии. Можно выделить несколько периодов.

I период. После революции обнаружилась первая трудность - отсутствие карт. Была проведена гигантская работа по созданию карты миллионного масштаба территории страны. Работы начались в 1918 году, закончились в 1946 году. Всего было составлено 180 листов карты. Например, была заново положена на карту береговая линия Северного Ледовитого океана (СЛО). При этом с одной стороны были открыты новые острова (Северной Земли), с другой -- установлены, то есть «закрыты» старые (остров Васильевского к западу от Новосибирских островов). Этот остров был нанесен на карту в 1912 году известным полярным исследователем Б.А. Вилькицким, а в 1936 году на месте острова оказалась мель. Было также установлено, что легендарные острова «Земли Санникова» (к северу от Новосибирских островов) и «Земли Андреева» (к западу от острова Врангеля) не существуют.

В горных странах были определены высотные отметки, открыты высочайшие вершины СССР - пик Коммунизма - 7 495 м, пик Ленина - 7 134 м, выявлены новые хребты, уточнено расположение горных систем.

Особенно большие открытия сделаны на северо-востоке страны. Например, установлено, что так называемый хребет Черского на самом деле представляет из себя горную систему из 9 параллельных цепей. Впервые положен на карту хребет Сунтар-Хаята. В Средней Азии подробно изучалась «Крыша мира» -- Памир, были засняты труднодоступные горные области - например, хребты Академии наук, самый длинный в СССР ледник Федченко, подробно исследовалась Камчатка. Впервые были составлены точные карты, открыт уникальный район гейзеров.

Вся страна стала ареной деятельности геодезистов, которые нередко были первопроходцами. В настоящее время на всю территорию СНГ имеются точные карты, значение которых огромно. Современные подробные специальные карты создаются на основе аэрофотосъемки и космической съемки. Все хозяйства обеспечены специальными картами почв, лесов, масштаба 1: 10 000, 1: 25 000.

II период. Грандиозная работа проведена по изучению Арктики. Освоение северных районов требовало знания природных ресурсов, надежного транспортного обслуживания. Но для этого необходимо было знать особенности природы северных морей, дрейфа льдов и др. Может ли Северный Морской путь, о котором мечтал еще Ломоносов, быть надежной транспортной магистралью? Первым положительным ответом на этот вопрос стал сквозной рейс «Сибирякова» в 1932 году.

В 1934 году из Владивостока в Мурманск за одну навигацию по Северному Морскому пути (СМП) прошел ледокол «Литке». В 1939 году состоялся первый в истории двойной сквозной рейс ледокола «Иосиф Сталин». география наука земля

В изучении Арктики целая эпоха связана с дрейфующими станциями, получившими романтическое название «Северный полюс» -- «СП». Историю «СП» в 1937 году открыла станция «СП -- 1». Её возглавил легендарный человек, герой Арктики и затем - герой Великой Отечественной Войны -- И.Д. Папанин (1894 -- 1986). В дрейфе принимали участие: геофизик Е.К. Федоров, океанолог П.Г. Ширшов, радистЭ.Т. Кренкель. Станция получила массу интересных данных о дрейфе льдов, глубинах океана, особенностях морских вод (соленость, температура и др.), изучала магнитные явления.

С тех пор прошло много времени, но по-прежнему дрейфуют во льдах станции, в 1987 году это бала 29 - ая.

Огромную роль в исследовании Севера сыграли летчики. Подвижные «прыгающие» отряды не без риска садились на лед, проводили комплекс наблюдений. В 1937 году В.П. Чкалов совершил перелет через Северный полюс относительной недоступности (к северу от острова Врангеля).

Практически вся акватория СЛО стала доступной для плавания ледокольных судов после создания атомных двигателей. Успешные рейсы на географический Северный полюс выполнили атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь». Сейчас в Арктике работает целая система наземных и дрейфующих станций. Наблюдения проводятся также с самолетов, специально оборудованных, ледоколов. Спутники и ракеты контролируют состояние погоды. Эта огромная информация автоматически обрабатывается. Всю научно-организаторскую работу в Арктике контролирует Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт.

III период. Важным достижением в изучении природной среды является заново созданная после революции система наблюдений. К ней относится сеть метеорологических станций, обсерваторий, гидрологических постов - на специальных площадках изучается сток воды, а на береговых станциях -- влияние морского волнения на берег.

Исследования в заповедниках. Комплексные - климат, растительность, животный мир. Геологические музеи.

Большим достижением явилось создание «Водного кадастра СССР», в котором обобщены данные обо всех реках и озерах страны. Создание справочников по климату различных территорий.

Масштабные работы выполнены и обобщены по водному балансу, агроклиматологии. По климату, рельефу, почвам, растительности и другим компонентам природной среды созданы обобщающие монографии.

В 1937 году был создан Большой Советский атлас мира, в 1950 - 1953 году - трехтомный Морской атлас, атлас теплового баланса, в 1964 году - Физико-географический атлас мира, составлен климатический атлас, атлас сельскохозяйственный и многочисленные другие специальные атласы как страны в целом, так и отдельных республик, краев и областей.

Изданы серии книг, содержащие комплексную физико-географическую или экономико-географическую характеристику страны и регионов, например, серия «Советский Союз».

10. Методы географии

Методы географических исследований -- способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии -- Николая Николаевича Баранского -- это второй язык географии. Карта -- уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов -- один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами -- самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений -- все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка -- большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей -- важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать

многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

11. Солнечная система. Особенности Земли, как планеты солнечной системы. Движения Земли и их следствия

Сомлнечная системма -- планетная система, включающая в себя центральную звезду -- Солнце -- и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

Движение Земли вокруг Солнца: смена времен года - климат Земли изменяется в течении года; Земля вращается вокруг солнца за год(365 дней); Изменение скорости движения Земли при прохождении разных участков орбиты Земли - разные процессы в природе в разное время года.

Движение вокруг своей оси: Смена дня и ночи; Возникновение приливов и отливов; разничное в один и тот же момент местное время на различных меридианах.

12. Понятие Географической оболочки. Свойства Г.О

Географическая оболочка - это материальная система, возникшая на земной поверхности в результате взаимодействия и взаимопроникновения насыщенных организмами литосферы, атмосферы и гидросфера.

Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.

13. Атмосфера. Строение и состав

Атмосфера - это внешняя газовая оболочка Земли.

Строение:

Экзосфера

Термосфера(ионосфера)

Мезосфера

Стратосфера

Тропосфера

Состав: Атмосфера состоит из постоянных и переменных компонентов. К постоянным относится азот(78% по объему), кислород(21%) и инертные газы(0,93%). Постоянство количества активных компонентов азота и кислорода определяется равновесием между процессами выделения свободного кислорода и азота и их поглощением в ходе химических реакций. Инертные газы не участвуют в реакциях, происходящих в атмосфере. Переменными составляющими являются диоксид углерода, водяной пар, озон, аэрозоли.

14. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы

Воздушные массы -- большие объёмы воздуха в нижней части земной атмосферы -- тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров, характеризующиеся примерной однородностью температуры и влагосодержания по горизонтали.

Циркуляция атмосферы -- совокупность воздушных течений над земной поверхностью. Воздушные течения по своим масштабам изменяются от десятков и сотен метров (такие движения создают локальные ветра) до сотен и тысяч километров, приводя к формированию в тропосферециклонов, антициклонов, муссонов и пассатов. В стратосфере происходят преимущественно зональные переносы (что обуславливает существование широтной зональности).

15. Факторы климатообразования

Факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.

Солнечная радиация -- фактор, определяющий поступление солнечной энергии на те или иные участки земной поверхности. Количество тепла обусловливается геграфической широтой. От количества тепла напрямую зависят все жизненные процессы на Земле, а также другие показатели климата -- давление, облачность, осадки, циркуляция атмосферы и т.д.

Циркуляция атмосферы -- фактор, предопределяющий движение воздушных масс как по вертикали, так и по земной поверхности. Благодаря этому осуществляется межширотный обмен воздуха, а также перераспределение его от поверхности в верхние слои атмосферы и наоборот. Воздушные массы переносят облака, что определяет осадки; они в значительной мере перераспределяют давление, температуру и влажность воздуха, образуют ветры.

Рельеф -- фактор, качественно изменяющий влияние двух первых климатообразующих факторов. Горные поднятия и хребты имеют специфический температурный режим и режим осадков в зависимости от экспозиции, ориентации склонов и высоты хребтов. Они могут отражать большое количество солнечной энергии, создавать обширные затененные горные районы, а наиболее высокие вершины, удаленные от равнины на тысячи метров, солнечной энергии получают меньше и нередко покрыты льдами и снежниками в течение года. Горы служат механическими преградами на пути движения воздушных масс и фронтов, в ряде случаев являются границами климатических областей, иногда изменяют характер атмосферы или исключают возможность обмена воздухом. На поверхности Земли немало районов, где благодаря этому выпадает или очень много осадков, или их недостаточно. Так, сухость Центральной Азии объясняется тем, что по ее окраинам возвышаются мощные горные системы.

16. Структура, строение гидросферы. Свойства природных вод

Гидросфера-это совокупность всех вод Земли: материковых, океанических и атмосферных. В состав гидросферы включаются все природные воды Земли, участвующие в глобальном круговороте веществ, в том числе подземные воды в верхней части земной коры, атмосферная влага и вода живых организмов (В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, 1991). Верхняя граница гидросферы проводится по поверхности океана, так как пары воды в атмосфере составляют очень небольшую часть гидросферы. Нижняя граница проводится по дну океана, в литосфере - по границе распространения подземных вод, т.е. на глубине несколько сот метров. Химически связанная вода - это вода в минералах, в состав гидросферы она не включается. По мнению В.Н. Михайлова и А.Д. Добровольского границы гидросферы совпадают с границами ГО, так как гидросфера это непрерывная оболочка, образованная при взаимодействии всех геосфер ГО.

Гидросфера занимает 361 млн. км 3 и содержит 1 454 000 тыс. км 3 воды. Главная масса воды сосредоточена в океанах - 1370,0 млн. км 3 , или 94,2% (97,2% по другим данным) всей воды гидросферы, из них около 35 тыс. км 3 приходится на айсберги.

Второе место занимают подземные воды - 60 млн. км 3 (4,12%). В зоне активного водообмена циркулирует около 4 млн. км 3 . По мнению ученых, в 10-15 километровой толще литосферы находится около 150 млн. км 3 воды, не участвующей во влагообороте, но представляющей собой резерв жидкой воды.

Третье место по объему воды занимают полярные ледники, в них сосредоточено 24 млн. км 3 воды. В полярных ледниках заключено около 90% запасов пресной воды на Земле.

Поверхностные воды суши сосредотачивают небольшую долю воды планеты. Объем озерной воды оценивается в 279 тыс. км 3 , рек всего в 1,2 тыс. км 3 .

Вода -- прекрасный растворитель кислот, щелочей и солей, многих газов, в том числе таких важных для жизни, как кислород и углекислый газ. В то же время вещества, не содержащие в своих молекулах заряженных или поляризованных групп, практически нерастворимы в воде. Способность взаимодействовать с водородными связями воды делит все вещества на гидрофильные -- растворимые или, как минимум, смачиваемые водой, и гидрофобные - нерастворимые и даже активно, с высвобождением энергии, вытесняемые водой и водными растворами. Сочетание гидрофильных и гидрофобных свойств различных органических веществ используется живыми организмами для создания очень прочных структур ультрамикроскопических размеров -- клеточных мембран и других «молекулярных конструкций», обеспечивающих протекание важнейших жизненных процессов на клеточном уровне.

Хотя пресная вода составляет небольшую часть всей воды на Земле, она в значительной мере определяет уровень и саму возможность жизни на суше, и ее качество имеет самое непосредственное значение для человека и его хозяйства. В зависимости от горных пород, подстилающих водоемы и водотоки, природные воды могут иметь не только различную общую соленость, но и сильно отличаться по содержанию разных элементов, по кислотности и содержанию взвешенных частиц. Это, как и отличия в температуре, сезонных изменениях состава, содержания растворенных газов и других физико-химических характеристиках природных водоемов, в значительной мере определяет как общее «количество жизни» в них, так и наличие у водных растений и животных различных приспособлений, выработанных длительной эволюцией. Эти приспособления охватывают все уровни организации жизни, от биохимических процессов на клеточном уровне и физиологической регуляции систем органов до морфологических характеристик и особенностей поведения, связанных с периодическими изменениями состояния водоемов.

17. Границы литосферы. Динамика литосферы

Земная кора

Верхняя мантия

Нижняя мантия

Внешнее ядро

Внутреннее ядро

18. Биосфера. Почвенный покров

Биосфера - это особый объем географической оболочки, своеобразная надсфера, объединяющая практически все геосферы, где существует или существовала жизнь.

Верхняя биологически активная оболочка земли принято называть почвой. Важнейшим ее качеством является плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений и тем самым для использования земли в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Известный русский ученый В.В. Докучаев выделял пять факторов почвообразования: материнскую породу, растительные и животные организмы, климат, рельеф местности, возраст страны. Разнообразные их сочетания приводят к образованию многих тысяч видов и разновидностей почв. Качество почв определяется их физическим состоянием, механическим и химическим составом, содержанием гумуса и многими другими параметрами. Их благоприятное сочетание достигается за счёт проведения комплекса различных мелиоративных мероприятий. Главным показателем качества земель, используемых в сельском хозяйстве, является их плодородие, способность обеспечить необходимые для роста и развития растений водный, воздушный и пищевой режимы. Плодородные почвы отличаются хорошей влагоемкостью, большим содержанием активного гумуса, агрегированной почвенной массой, богатой полезной микрофлорой.

19. Этапы развития географической оболочки

Ученые выделяют три исторических этапа в развитии географической оболочки.

Первый этап -- геологический (или добиогенный). Это самый ранний этап истории Земли. На этом этапе сначала жизни еще не было, а потом, хотя она и появилась, но все еще не оказывала существенного влияния на географическую оболочку. Жизнь была представлена исключительно простейшими организмами, и они не оказывали существенного влияния на формирование географической оболочки. В атмосфере было очень мало молекулярного кислорода, зато было много углекислого газа.

Этот этап длился с момента образования Земли (где-то 4,5 млрд лет назад) до примерно 600 млн лет назад. То есть этот этап самый длительный, он продолжался около 3 млрд лет.

Во время геологического этапа произошло формирование земной коры, появились материки, жизнь зародилась в океане и достигла своего расцвета там.

Второй этап -- биологический. Он начался примерно чуть мене 600 млн лет назад. В это время атмосфера и гидросфера стали такими как сейчас, появился озоновый слой, жизнь распространилась по суше, образовалась почва. На развитие географической оболочки существенное влияние оказывали живые организмы. Происходило формирование горных пород, имеющих органическое происхождение. Третий этап -- антропогенный (современный). Точный момент появления человека неизвестен, однако ученые считают, что антропогенный этап развития географической оболочки начался примерно 40 тысяч лет назад, когда человек начал оказывать заметное влияние на природу.

20. Законы и закономерности географической оболочки

В развитии ГО существуют свои закономерности и характерные черты: целостность, ритмичность и зональность, круговороты вещества и энергии. Целостность ГО проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных. Ритмичность природных явлений заключается в повторяемости сходных явлений во времени. Примеры ритмичности: суточные и годовые периоды вращения Земли. Зональность - закономерное изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам. Она вызывается вращением шарообразной Земли с определенным наклоном оси вращения вокруг Солнца.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия о природном комплексе. Анализ объекта изучения физической географии - географической оболочки нашей планеты, как комплексной материальной системы. Особенности учения о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Жизнь и путь Н.Н. Баранского в науке, его вклад в советскую, российскую экономическую и социальную географию. Основные работы Н.Н. Баранского и их значение для географической науки, для развития теории и практики экономической и социальной географии.

    презентация , добавлен 22.03.2011

    Общая характеристика социально-экономической географии как системы географических наук, изучающей территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Характеристика основных трудов Л. Гвичардини, М. Ломоносова, Б. Варениуса, В. Кирилова.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Основные предпосылки развития географической науки. Метод научного объяснения мира от Аристотеля, который основывается на использовании логики. География в эпоху Великих географических открытий. Становление современной географии, методы исследований.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Понятие экономической географии и регионалистики как науки, некоторые аспекты их развития и применения. Особенности предмета, объекта, методов и области их изучения. Специфика и направления современных тенденций развития экономической географии.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2013

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Предмет и цели обучения географии. Связь методики обучения географии с другими науками. Понятие о содержании географического образования. Место страноведения в системе обучения. Примеры применения курса страноведения в географии на примере Никарагуа.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

3 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

4 слайд

Описание слайда:

Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» - Земля и «графо» - пишу. Хотелось бы добавить, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Глава 1

5 слайд

Описание слайда:

1.1. Кто такие географы? Географ - специалист по географии. Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география? География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть. Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

6 слайд

Описание слайда:

Глава 2 Какую форму имеет глобус? Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. Какую он имеет окраску? Почему? На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

7 слайд

Описание слайда:

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? При вращении на месте остаются полюса: северный и южный. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки. Как называют «главный пояс Земли»? «Главный пояс земли» - экватор». Что вы скажете о вертикальных линиях? Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

8 слайд

Описание слайда:

Глава 3 Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

9 слайд

Описание слайда:

Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Линии расположены параллельно. Как их можно назвать? Параллели. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Четыре океана на земном шаре: Тихий, Атлантический,Индийский и Северный Ледовитый. Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

10 слайд

Описание слайда:

Глава 4 Глобус не всегда был таким, как сейчас. Создателем первого глобуса был Немецкий географ Мартин Бехайм. Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты. По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Нет, глобусом в путешествии пользоваться неудобно.

11 слайд

Описание слайда:

Глава 5 В пути нужен другой помощник. Это географическая карта. Некоторыми видами географических карт мы уже пользовались: Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге. Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

12 слайд

Описание слайда:

5.1. Сравним глобус и карту полушарий. Что между ними общего? На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Глобус - это целый шар, а на карте две половинки. Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Западное полушарие и Восточное полушарие. Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!