Что такое фольклор в литературе примеры. Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

В Бразилии характеристики романтизма очень похожи на характеристики европейцев. Существует валоризация национальной родины, только чтобы вместо средневековья искать в своем происхождении, открытии. Таким образом, бразильский национальный герой является индийцем.

Конечно, эти герои были также идеализированы, совершенны, как индейцы, так и рыцари. Вспоминая, что это была не настоящая реальность, потому что индейцы того времени были в основном мертвы. Романтики отделились от реальности, но рано или поздно идеализированная реальность вступает в конфликт с реальным миром. Это закончилось тем, что произошло в разгар романтизма, и романтики в конце концов обнаружили, что их идеальные идеалы, обещанные во время революции, не происходили. Поэтому они отчаялись, они хотели больше, чем когда-либо, избежать всего этого ужаса.

Фольклор–эо искусство, формируещееся в течение многих веков и изменяющееся от времени

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние ранне традиционного фольклора. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

На своем пике романтизм входит во времена декаданса, отмеченного предпочтением скрываться в ночи, не видя ситуации, в которой они жили. Это говорит о жизни Вертера, молодого человека, который отделился от общественной жизни, но заканчивает встречу с женщиной, в которую он влюбляется. Она уже была занята, и молодой человек страдает от этого, что он в конечном итоге убивает себя. Эти характеристики, смерть безответной любовью, социальное разделение, все это характерно для романтизма.

Эта жизнь, полная эмоций, является еще одним характерным для школы. Другая известная работа - «Путешествия на моей земле», в которой большое присутствие национализма. Александр Геркулано, Еврико, священник, исторический роман, который показывает спасение истокам.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

Он написал страстные романы «Любовь к погибели и любви к спасению». У него была типичная романтическая жизнь, он был сиротой рано, имел плохое воспитание, рано женился и расстался, имел дело с замужней женщиной, а двое попали в тюрьму, выйдя замуж за смерть мужа, сын с психическими проблемами, почти ослеп, суицидальный.

На него сильно повлияла независимость. Конечно, как и всякая работа, начинающаяся с периода, она представляет следы первого. Немного до того, как сюда приехал король Португалии, и это вызвало появление библиотек, школ, типографий и развитие прозы. Индийский романс.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Роды фольклора:Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

Националистическое и индийское отвращение к Португалии? они не хотели знать о Португалии. Их величайшими представителями были Гонсалвес де Магалхайнс. Гонсалвис Диас? которая была действительно консолидирована индийской поэзией в Бразилии. Гонсалвисс Диас был типичным бразильцем с черной, белой и местной кровью. Он совершил несколько поездок по стране, что помогло ему написать о Бразилии, которую он видел.

Именно он вложил в нашу литературу и закрепил романтическую поэзию. Его работу можно считать реализацией настоящего бразильского проекта строительства. Он, стремясь захватить чувствительность и чувства нашего народа, создал поэзию для индийского и бразильского характера, выраженную простым и доступным языком. Его стихи исследуют разнообразные метрики и ритмы, а также культивируют религиозные стихи. В своей эпической поэзии он поет героические поступки доблестных индейцев, заменяет фигуру средневекового европейского героя.

Лирика (песни, частушки);Драма (фольклорный театр)

Типы фольклора: Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса. Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система. Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

В лирике есть общие темы материнской страны, природы, Бога, индийца и безответной любви. Он отправился в Европу, чтобы учиться, но он так тосковал по своей стране, что, казалось, находился в изгнании. Текст является самым националистическим, что у Бразилии, настолько, что он является частью государственного гимна. Идеализированные стихи типичны для романтизма. В этом тексте есть Бразилия, а здесь и Европа. Есть бесчисленные пародии на эту песню.

Текст индийский, есть природа и леса. Пиага является духовным лидером племени, он обращается к воинам с речью, которую им нужно услышать, потому что боги говорили за него. Появляется призрак с черепом и змеей, и он пугает пиагу. Видение гласит, что марака вибрировала, но пиага не слушала, предсказывала что-то плохое.

Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество.

Фольклор – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Он говорит, что происходят странные природные явления и что пиага не заметил. Он говорит, что анхангас не позволял мечети пиаги и что бабочки уже бежали. В спектре используются элементы леса, чтобы определить, что должно было произойти, потому что он этого не знал.

Он сказал, что придут монстры, убьют воинов, принесут жестокость и неуважение к тому, что индейцы имеют как священное. Индейцам пришлось бы бежать, и осталось немного индейцев. Гонсалвис может сделать эти предчувствия, потому что он уже знал, что произошло.

Формальная свобода текстовых рифм и ритма, каждый стих имеет чередование тонических и безударных слогов. Автор смог помочь теме и структуре с темой. Считается самым совершенным индийским эпическим стихотворением в нашей литературе, Нарра рассказывает историю захваченного индийского воина и предпочитает стыдиться быть трусом и не умирать, чтобы спасти своего отца. Отец проклинает его и отправляет обратно, чтобы сражаться и умереть, как воин, сражающийся за свою родину и его потомков.

Признаки фольклора: Устность (не только форма распространения, а та форма, в которой пр-е оказывает наибольшее эстетическое воздействие); Безличность (автор у произведения есть, но не обозначен); Коллективность (как эстетическая категория. Качество пр-я, принимаемого коллективом, соответствует народной традиции. Коллективность = традиция + импровизация); Традиционность (произведения вкладываются на основе традиций); Вариативность (разные варианты на разных территориях); Импровизация;Народность (эстетическая категория, выражение идеалов, интересов, стремлений народа).

Жанр повествования, возникший в результате эволюции эпического жанра, является одним из самых важных из всех времен. Сегодня это происходит в основном в романе, в истории, в романе и в летописи. Его характеристика - представить историю, последовательность фактов со следующими элементами.

Время истории символа. Персонаж не соответствует действительности. Это вымысел, продукт воображения автора, хотя по этой причине он может походить на настоящего человека. Часто персонаж принимает другие аспекты, такие как. Животное, овощ или даже неодушевленное существо. Группа людей, животных и неодушевленных существ, когда ее называют коллективным характером.

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Жанры фольклора:

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Символы обозначают две основные черты. Физики, которые более очевидны, потому что они относятся к высоте, весу, цвету кожи и т.д. Психологический - понимание которого требует большего внимания со стороны читателя, поскольку оно касается идей, чувств, эмоций, воспоминаний и т.д.

Лица: Фемистокл, мэр и т.д. коллектив: две команды, два города и т.д. Не все из вас имеют такое же значение. Поэтому некоторые не получают названия, а другие лучше охарактеризованы. Фемистокл: Он пнул обеими ногами, был силен, как бык, и так далее. Колоссальный: это был креольский.

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – на виды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды на жанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. Подразделяется на: Песенные (стихотворные)

Окружающая среда состоит из пространства, в котором происходят переданные действия. Физическое - интегрируется по местам, где передаются действия: поле или город; внутренний город или мегаполис и т. д.; общественные или частные места: улица, футбольное поле, бар, площадь и т.д. культура, созданная социальными институтами в играх, будь то персонажи или сюжет, как способы действовать и реагировать, индивидуальные или групповые, обычаи, привычки, инструменты работы или досуг и т.д.

В прочитанном тексте, например, есть. Два уровня физического пространства: во-первых, город в бразильском интерьере; во-вторых, место в мэрии. Что касается следов культурного пространства: мне нравится футбол, соперничество между городами, взятки игроков, идеализация футболистов, создание легенд и рассказов, возбуждаемых Фемистоклами и т.д.

Былины; исторические песни; баллады; духовные стихи; Прозаические; Сказочная проза; Сказки о животных; Волшебные сказки; Анекдоты

Новеллы; Несказочная проза; Предания; Легенды; Былички (демонологические рассказы).

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежит столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками. Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Сюжет можно понимать как набор событий, в которых персонажи участвуют в данной среде в течение определенного времени. Они являются важными составляющими сюжета, в том порядке, в котором они появляются. Спор между двумя городами из-за футбола; Взятка передового числа одного из этих городов. Актуальность и поиск замены. Выход эмиссара, чтобы связаться с суррогатом. Ожидание города и легенды о суррогате.

В каждом повествовании есть временные ограничения для действий персонажей, или, другими словами: сюжет имеет начальный предел и конечный предел времени. Есть истории, которые продолжаются несколько мгновений; другие, один или несколько дней. Есть романы, которые охватывают месяцы или годы.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

Песни Частушки; Причитания; Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии; Обрядовые игрища; Драматические игры; Поздние театральные жанры; Театр живых актёров; Кукольный театр; Раёк;

Время может быть хронологическим или психологическим. Время хронологически, когда события естественно упорядочены во временной последовательности физического мира, как в истории Фемистокла. Время является психологическим в истории, факты которого не организованы часами или календарем, а внутренней жизнью персонажа, чтобы сказать, что происходит внутри него, как мысли, эмоции, чувства.

Истоки и формы повествований. Первоначально рассказы были разработаны в стихах. Это случай эпического и повествовательного стихотворения. Эпоха заключалась в том, чтобы возвысить национальных героев и их великие достижения. Выраженный в торжественных стихах, он раскрыл через рассказ о героических актах, национализме, героизме и изумительном.

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на: Обрядовый; Обрядовый календарный; Обрядовый семейный; Внеобрядовый.

Кроме этого различают малые жанры фольклора: паремии; Пословицы и поговорки; Загадки

А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д., фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)

Это важные эпические произведения в западной культуре. В Греции: Илиада Гомера и Одиссея, В Риме: Энеид Вергилия, В Португалии: Лузиады, Камоэ. Повествовательная поэма была композицией в стихах, которая содержала персонажей и представляла хронологическую последовательность событий с гораздо меньшим расширением, чем эпос и без его величия.

Эпик уступает место роману. Слово лиризм происходит от лиры, потому что в происхождении оно связано с песнями, которые сопровождались мелодией этого музыкального инструмента. После того, как текст был прочитан, вместо спела и музыка. Лирический текст, как повествование, является выражением индивидуума: оба являются результатом отношения между человеком и реальностью, которая его окружает. В случае индивида, в котором отношение находится между самим собой и реальностью, один из них всегда принимает большее значение и вес.

Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшиеф.ж. и на их основе рождаются новые.

Исследователи фольклора: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

В литературных текстах, выражающих такое отношение, дисбаланс между элементами приводит к двум ситуациям. Объективность: когда выражение дает больший вес реальности и, следовательно, меньшее значение для самого себя. В этом случае существа являются образными, идентичными самим себе, преобладающим денотативным языком, описательными аспектами внешнего мира. субъективность - когда выражение приписывает большее значение самому себе, чем реальности.

Здесь преобладает внутренняя жизнь самого себя: его эмоции, чувства, желания, воспоминания о прошлом. Сравнивая лиризм с повествованием, мы имеем. Лиризм: большая субъективность, повествование: большая объективность. Лирический жанр - это подлинная речь сердца, самости, которая называется лирической.

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора ?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров - похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу - рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". 9

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Подробный рассказ об отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!