«Что есть подлость и честь. Исследование ученика как герои романа понимают слова честь и бесчестие

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр-но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку-ров . Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис-ленными связями, но и безмерной властностью и свое-волием. Действительно, ничто не может противосто-ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше-ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре-ем Гавриловичем Дубровским , единственным челове-ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво-бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле-ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро-ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей-ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое-курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб-ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха-рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не-обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо-го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело-века, когда медведь бросился на него — Владимир вы-тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает-ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми-рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров-ский решается объясниться с Машей , которую он по-любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос-тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей-ский не намерен отступать от своего — старый воло-кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви-ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет-ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри-нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан-ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема: «Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский»»

Эпиграф урока: « Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего» Ф.М.Достоевский

Честь - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Почёт, уважение.

Нравственность внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения.

Бесчестье - поругание чести, оскорбление.

Деспотизм – неограниченная власть, произвол.

Тип урока: Обобщающий урок.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Задачи:

    Выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    Формировать культуру связной речи.

    Развивать умение рассуждать и делать выводы.

    Воспитывать нравственные качества: доброту, благородство, справедливость

Формы работы с учащимися: групповая.

Методы и приемы обучения: информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Внутрипредметные связи: перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.

Межпредметные связи: русский язык.

Вербальные средства обучения: учебники, словарь Ожегова, портрет Пушкина, наглядность.

Ход урока.

    Оргмомент.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

    Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Ф.М.Достоевского: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего».

    Выяснение цели и задач урока.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестье”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    Словарная работа.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестье”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в электронном толковом словаре .

Поиск определений в электронном толковом словаре: 1 группа – «честь», «нравственность»; 2 группа – «бесчестье», «деспотизм».

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой - невозможно. Тема чести очень важна для А.С.Пушкина. Так, эпиграфом к повести «Капитанская дочка» стали слова: “Береги честь смолоду”, т.е. с самого начала жизни.

В романе «Дубровский» главный герой - Владимир - представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

- От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

    Проверка д/з

Сопоставительная характеристика А.Г.Дубровского и К.П. Троекурова

Пересказ и выборочное чтение

Троекуров Кирила Петрович(1 группа)

- Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

- Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

- Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

- Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

- Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

- И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа - Андрею Гавриловичу Дубровскому(2 группа) .

- Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

- Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

- Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

- Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”.)

Вывод

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой.

Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

- Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

Псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей. Он громко смеётся.

Каковы были последствия ссоры двух старых друзей?

Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

- Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова.

Но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

6.Сравнительная характеристика Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Главный герой романа - Владимир Дубровский .

- Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

- Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

- Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

- Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

- Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Инсценирование эпизода «Рассказ Анны Савишны Глобовой» 4 мин

Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

- Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком.

Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Выразительное чтение эпизода «Объяснение» (глава XII) 3 мин

Прочитаем его собственное объяснение в главе. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Маша Троекурова

- Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

- Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

(Французских романов.)

- Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

- Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша - истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

- Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

Пересказ эпизода с медведем.(2 мин)

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестье. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский?

(Маша дала клятву перед Богом, она жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали.)

7.Подведение итогов.

Подведём итоги нашей беседы.

- Как понимают герои Пушкина честь и бесчестье?

Примерные ответы.

Троекуров: бесчестье, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие - стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: бесчестье - терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестье - оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестье - идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

- Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

8. Заключительное слово учителя.

Благородные и честные люди не могут жить в стране, где царствует низкопоклонство, где можно купить даже решение судей. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие, деспотизм.

Булат Окуджава (российский поэт и композитор)

Совесть, благородство и достоинство–

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство

и достоинство…

9. Объявление оценок.

10. Домашнее задание (по выбору):

1.Подготовить по 2 вопроса героям романа, которых вы бы встретили через несколько лет?

2.Составить план продолжения романа.

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

Задание №1. Определить кому из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» принадлежат слова. Оцените поступок каждого из персонажей. 1) «… а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин». 2) «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». 3) «…Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». 4) «… Я согласилась, я дала клятву,- возразила она с твердостию,- князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас». Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С. Пушкина "Дубровский". Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем.А.П. Чехов. Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.А.С. Пушкин. ЧЕСТЬ, –и, о чести, в чести и в чести, ж.1.Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей–н. чести). Задеть чью–н. ч. Суд чести (офицерский).2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём–н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому–н. Ч. и слава героям! БЕСЧЕСТЬЕ, –я, ср. (устар.). Поругание чести, оскорбление. Нанести б. кому–н. ЦЕЛОМУДРИЕ, - –я, ср. Строгая нравственность, чистота души. Кирила Петрович Троекуров «… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение…». «…выказывал все пороки человека необразованного…» «…принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…» Запись в тетрадиДля К.П. Троекурова честь – это почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству. Андрей Гаврилович Дубровский «…беден и независим…» «….прямо высказывал своё мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина…» «… а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин…» Андрей Гаврилович Дубровский Запись в тетрадиДля А.Г. Дубровского честь – это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Д. Шмаринов. 1973 «Дубровский». Глава 4. Смерть отца Дубровского. Художник Д. Шмаринов. 1973 «…Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них…» Владимир Дубровский «…Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня…» «Дубровский». Глава 12. В беседке у ручья. Художник Б. Кустодиев. 1919 Владимир Дубровский Запись в тетрадиДля Владимира Дубровского честь – это благородство, справедливость, человечность, доброе имя, высокие моральные качества. Маша Троекурова «…перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она своё воспитание…» «учитель был для нее род слуги или мастерового... » «… ее сердце не было равнодушно к достоинствам молодого француза…» Маша Троекурова «Поздно, я обвенчана… я дала клятву…» Запись в тетрадиДля Маши Троекуровой честь – это слово данное перед Богом, доброе имя, строгая мораль. Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С. Пушкина "Дубровский". Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.А.С. Пушкин. Домашнее задание (на выбор):1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»  Борис Гребенщиков - советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум» Почитатели и последователи творчества А.С. Пушкина… Эдуард Францевич Направник опера «Дубровский», 1894г.


Приложенные файлы

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

    План к теме: 1. Кто такой Шабашкин. 2. Его внешность. 3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле. 5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова. 6....

    Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская...

    В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости. Одной из важных сюжетных линий романа являет­ся история взаимоотношений Владимира Дубровско­го и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много...

    А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который...

«Повести Пушкина» - Где А.С. Пушкин создал «Повести Белкина»? Биография А.С. Пушкина 50. Наталия Николаевна Гончарова. Сказки А.С. Пушкина 50. Царскосельский лицей. «Выстрел». ГБОУ АО «Астраханский технический лицей». Сказки А.С. Пушкина 30. Три года. Сказки А.С. Пушкина 40. Царь. Выбери вопрос! Бородино. 7. Биография А.С. Пушкина 10.

«Пушкин Барышня-крестьянка» - Лиза-Бетси-Акулина. Лиза - Бетси. Григорий Иванович Муромский. Станционный смотритель. Гробовщик. И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему. Образы главных героев. «Повести Белкина». Жеманная, накрашенная и напудренная. Дочь Муромского. Образ повествователя. Прилучино. Пейзаж.

«Повесть Пушкина Метель» - «Повести Белкина». Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Кто является главным героем повести «Метель» ? Беседа. Так что же было на самом деле в церкви? Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? Цель урока: раскрыть сюжет художественного произведения. Когда игра кончается и становится страшно за героев?

«Пушкин Повести Белкина» - Устно: Проанализировать финал повести. Библейская притча. «Написал я прозою 5 повестей...». Минский в доме смотрителя. Пушкин с трудом находит своего читателя. Почти ровесники. Что может сделать человека «маленьким»? Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Станционный смотритель Самсон Вырин.

Станционный смотритель. В Выре, может быть. В красном углу - стол смотрителя. В гостях у станционного смотрителя. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. До Петербурга 69 верст". Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд.

«Дубровский урок» - Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Гриша. Восстановите последовательность эпизодов в романе: Архип. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. Антон. Тимошка. Письмо Маши князю Верейскому. Ссора Дубровского и Троекурова. Суд. Саша прячет кольцо в дупле. Агафья. Орина Егоровна Бузырёва. Пожар.

Всего в теме 29 презентаций



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!