Какие народы живут в евразии. Как развивались языки народов Евразии? Индоевропейская языковая семья

Численность и плотность населения

Евразия, как и Африка, считается прародиной человека. По состоянию на начало $2016$ года в Евразии проживало $5175$ млн человек, в том числе $4436$ млн в Азии и $739$ млн человек в Европе. Всего в Евразии проживает более $2/3$ общего населения планеты. В силу неоднородности природных условий Евразия населена неравномерно.

Влияние на азиатские экономики и общества было не менее глубоким. Это оказало значительное влияние на европейскую культуру и, в частности, на европейские и западные концепции Востока. В то время как европейская культура обладала концепциями и представлениями Азии со времен Геродота и Аристотеля, это «знание» было ограничено по масштабам и относилось к небольшой части Азии. Путешествие братьев Никколо и Маффео Поло, отца и дяди Марко и католических миссионеров, отправленных в суд Великого Хана, немного расширило эти знания.

Но отсутствие регулярного контакта и нехватка точной информации означали, что европейские концепции Азии была больше легендой, чем фактом, и в канун путешествия да Гамы в Индию Азия по-прежнему оставалась в значительной степени неизвестной частью мира для европейцев. До этого момента продолжающееся влияние древнегреческих источников означало, что преобладающая концепция Азии была из древних, изысканных и богатых цивилизаций, в которых доминировали централизованные имперские монархии с деспотическими формами правления.

Наиболее густо населены территории с благоприятным климатом и плодородными почвами. Такие условия наблюдаются в средиземноморском регионе и низовьях рек Азии.

    Плотность населения Евразии в среднем составляет $95$ человек на квадратный километр. В Евразии расположено большинство из самых населенных районов мира. Это, прежде всего Индо-Гангская низемнность, где с плотностью расселения $1000 \ чел/км^2$ проживает около $1$ млрд человек, а также Великая Китайская равнина, Бассейн реки Сычуань, остров Ява и область Токайдо в Японии.

    Последующие встречи с исламским миром в форме угрожающей Османской империи усилили это мнение об «чуждой» и «странности» Азии и добавили к ней религиозные подтексты. Азия воспринималась как более или менее недифференцированная сухопутная масса, где в основном климатические и экологические причины политический деспотизм, рабство, еретические и идолопоклоннические религии доминировали в неизменяемых обществах. Понятная высокая степень утонченности азиатских обществ означала, что европейцы рассматривали азиатские общества как цивилизационные.

    Среди стран наиболее густо населены Макао (Китай) – $21 \ 352 \ чел/км^2$, Монако – $19010 \ чел/км^2$ и Сингапур – $7697 \ чел/км^2$. Плотность населения резко возрастает в городах. Самыми населенными городами Евразии являются Шанхай (Китай) - $24,2$ млн человек, Карачи (Пакистан) – $23,5$ млн человек, Мумбаи (Индия) – $22,0$ млн человек, Пекин (Китай) – $21,5$ млн человек, Дели (Индия) – $18,6$ млн человек.

    Однако впечатление глубокой «инаковости» сохранялось и подкреплялось религиозными и культурными различиями, а также языковыми барьерами в общении. Трудности в продвижении европейских экономических интересов и распространении христианства в различных частях Азии подчеркивали негативное восприятие этих областей. Эти авторы изображали различные политические сущности между Возвышенной Портой в Константинополе и Цинским судом в Пекине как добрые и охарактеризованные деспотическим и произвольным правилом.

    Однако противоречивые интерпретации действительно существовали. Тенденция в мысли 18-го века предложила альтернативную интерпретацию Востока. Выдающиеся интеллектуалы Просвещения, такие как Вольтер, попытались оспаривать преобладающие негативные взгляды Азии. Ученые азиатской истории и права, такие как Абрахам-Гиацинт Анкеил-Дюперрон, опровергли восприятие отсутствия письменных законов, частной собственности, надежного правосудия и регулярного управления общественными делами на Востоке. Однако эти общие предрассудки продолжали влиять на то, как большинство жителей Запада оценивали положение азиатских стран в их масштабах цивилизационного развития.

    В то же время в Евразии есть очень малонаселенные территории. Это высокогорные и пустынные районы, такие как Тибет, Гоби и внутренние части Аравийского полуострова. Среди целых государств это Монголия, где проживает $2 \ еловека/км^2$ или Исландия с плотностью населения чуть более $3 \ человек/км^2$. На отдельных зависимых территориях европейских государств проживает менее $1 \ чел/км^2$.

    Таким образом, возникли два противоположных подхода. Один из них был явно евроцентричным и определил причины восточного «инаковости» в отрицательных терминах. Другой определил Восток как позитивную альтернативную модель, а не только другую, но во многом лучше современной Европы.

    В конце 18-го века самым распространенным восприятием Азии в Азии было то, что «неподвижное» общество. То, что ранее часто интерпретировалось положительно, поскольку теперь стабильность интерпретируется как неспособность азиатских обществ улучшать и продвигаться в той же Европе, прогрессирует. В то же время было признано, что многие азиатские страны, тем не менее, многого достигли в прошлом, с их высокоуровневыми производственными и технологическими и художественными традициями. Установленная школа мысли во Франции, Великобритании и Германии утверждала, что Азия была колыбелью цивилизации, из которой на Запад были переданы наука, философия и религиозные доктрины.

Расовый и этнический состав

Евразию населяют представители разных рас и этнических групп. Среди рас преобладают представители европеоидной и монголоидной, причем представители первой проживают в Европе, Юго-Западной и Южной Азии, а второй - в Восточной и Центральной Азии. Представители негроидной расы проживают на острове Шри-Ланка и юге полуострова Индостан.

В то же время европейцы считали, что современная Азия застаивается, а экономический и технологический разрыв между Европой и Азией расширяется, особенно в случае тех стран, которые отказались открывать свои рынки. Новые выражения вышли на язык экономики и общего дискурса, например «стационарное государство», которое часто применялось в современном Китае. Одна из попыток объяснить эту предполагаемую неподвижность обсудила экологические и культурные причины. Утверждалось, что в случае исламских стран и конфуцианского Китая сочетание климата и религиозных убеждений привело к лени, безделье и отсутствию инициативы.

Также Евразия является полиэтничной, здесь проживают представители разных народов. По языковым признакам формируются языковые группы и семьи.

Население Европы относится преимущественно к индоевропейской языковой семье, включающей германскую, романскую и славянскую языковые группы. Азия населена представителями преимущественно Сино-тибетской языковой семьи, которая состоит из китайских и тибето-бирманских групп.

Однако роль физической среды не считалась первостепенной. Признанная связь между неподвижностью, отсутствием гражданских и политических свобод и, как следствие, отсутствием индивидуальной безопасности в случае современных азиатских обществ лишь подтвердили европейские убеждения о связи свободы, прогресса и цивилизации, о чем свидетельствует современная Европа.

Эта форма синофобии стала преобладающим отношением к Китаю в конце 18 века и значительно перевела синоманию, которая вызвала «кризис европейского разума» и элемент культуры и мысли Просвещения, который уважал хорошо управляемое монархическое правительство и благородство, основанное на заслугах, а также на продвижение сельского хозяйства, нравственных учений как основы социального общения и терпимости в религиозных вопросах. Признание китайской цивилизации часто мотивировалось христианским скептицизмом.

Замечание 1

Религиозный состав населения Евразии также является неоднородным. Зарубежная Азия (по отношению к России) является колыбелью всех мировых религий. Ислам различных течений исповедует население стран Западной и Юго-Западной Азии. Индуизм наиболее распространен в Индии, буддизм – в Китае, Монголии, Корее и Японии, иудаизм – в Израиле. Большая часть населения Европы исповедуют христианство.

Китайские исторические традиции, основанные на записанных астрономических наблюдениях, предполагали хронологию исторического времени, которая была несовместима с библией, и, таким образом, передала мощное оружие тем, кто в Европе считал, что мир намного старше, чем предполагают иудейские писания. Скептицизм по отношению к христианскому, и особенно католическому взгляду на мировую историю, а также пропаганда естественной религии и толерантности способствовали синомании. Синомания была не только интеллектуальным трендом; она проявлялась - возможно, более прочно - в художественных вкусах и материальных благах.

В Евразии живут народы, относящиеся в основном к двум большим расам: жители Европы, Юго-Западной Азии, большей части Индии относятся к европеоидной расе, жители же Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии, ряд народов Северной Азии - к монголоидной. Самым многочисленным в Евразии и в мире народом являются китайцы. Европу населяют народы европеоидной расы (германский, романский и славянские языки). На континенте Евразия и прилегающих к нему островах расположены два самых крупных по численности населения государства - Китай (более 1,1 млрд. чел.) и Индия (около 0,8 млрд. чел.). Более 100 млн. человек насчитывает население каждого из пяти государств - России, Индонезии, Японии, Пакистана и Бангладеш. Средняя плотность населения Евразии - около 70 человек на 1 км2, т. е. больше, чем на любом другом материке. Но различные части Евразии, отдельные страны заметно различаются по плотности населения. Самая низкая плотность населения наблюдается на обширных холодных пространствах тундры и северной тайги, в знойных безводных пустынях Центральной Азии, Аравийского полуострова, в высокогорных районах Гималаев, Тибета, Памира. Очень высокая плотность населения в ряде стран Западной Европы. Еще плотнее заселены территории небольших по площади городов-государств (Сингапур - 4000 чел. на 1 км2). Многочисленно население стран Южной и Юго-Восточной Азии, где благоприятные природные условия для жизни людей.Среднеевропейской равнины. В Нидерландах существует поговорка: "Бог создал море, голландцы - берега". Северу Скандинавского полуострова, наоборот, свойственны поднятия. Медленные (вековые) колебания суши наблюдаются и в других районах Евразии. Исполинские размеры материка, его геологическое строение обусловили разнообразие полезных ископаемых. Наиболее богата Евразия запасами ископаемого топлива: каменного угля (нетронутые запасы на севере материка. В Евразии живут народы, относящиеся в основном к двум большим расам: жители Европы, Юго-Западной Азии, большей части Индии относятся к европеоидной расе, жители же Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии, ряд народов Северной Азии - к монголоидной. Самым многочисленным в Евразии и в мире народом являются китайцы. Европу населяют народы европеоидной расы (германский, романский и славянские языки). На континенте Евразия и прилегающих к нему островах расположены два самых крупных по численности населения государства - Китай (более 1,1 млрд. чел.) и Индия (около 0,8 млрд. чел.). Более 100 млн. человек насчитывает население каждого из пяти государств - России, Индонезии, Японии, Пакистана и Бангладеш. Средняя плотность населения Евразии - около 70 человек на 1 км2, т. е. больше, чем на любом другом материке. Но различные части Евразии, отдельные страны заметно различаются по плотности населения. Самая низкая плотность населения наблюдается на обширных холодных пространствах тундры и северной тайги, в знойных безводных пустынях Центральной Азии, Аравийского полуострова, в высокогорных районах Гималаев, Тибета, Памира. Очень высокая плотность населения в ряде стран Западной Европы. Еще плотнее заселены территории небольших по площади городов-государств (Сингапур - 4000 чел. на 1 км2). Многочисленно население стран Южной и Юго-Восточной Азии, где благоприятные природные условия для жизни людей.

Переход от Синомании к синофобии был изменением интеллектуальных установок, а не изменением вкусов в потребительских товарах. В частности, это обстоятельство внесло два обстоятельства. Общество Иисуса было дискредитировано спорами и, в конечном счете, подавлено. В результате сочувственное отношение к Китаю и китайской культуре, которое информировало писания многих иезуитских миссионеров, действующих в Китае, уменьшилось. До подавления ордена иезуиты породили значительный объем переводов и оригинальную литературу о китайской цивилизации, которая была направлена ​​на то, чтобы подчеркнуть имидж Китая как могущественной империи, тем самым ослабив важность их миссионерской деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!