Кто придумал новый год. Кто придумал Новый год

Обычай праздновать наступление Нового года впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать.

Морихей попытался вернуться к своей прежней жизни, объединив практику боевых искусств с культивированием земли, преподавая в Академии Уэсиба и работая на ферме Теннодайра. Он также заинтересовался практикой сои. Он также продолжил интенсивную подготовку джиу-джитсу и фехтования. Экспедиция в Маньчжурию оказала большое влияние на Морихея. Особенно трение от смерти под стрельбой из винтов привело к открытию нового, интуитивного смысла, позволяющего ему видеть вспышки света, значительную траекторию полета пуль.

Вернувшись в Японию, Морихей часто испытывал проявления духовной силы. Морихей встретился с морским офицером, мастером кендо. Он принял вызов и победил его практически без боя, потому что ранее он ощущал направление предполагаемого сокращения. Сразу после этой встречи Морихей отправился мыть в колодец, где он испытал полное единство духа и тела. Внезапно ему показалось, что он купается в золотом свете, стекающем с небес. Это был единственный в своем роде опыт, откровение. Он чувствовал себя новорожденным, как будто его дух и тело превратились в золото.

Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина".

В этот момент он ясно видел единство вселенной с самим собой. Он также понимал другие философские принципы, на которых основывается айкидо. Когда айки-будо стал более широко известен, он привлек многих выдающихся практикующих, в том числе адмирала Исаму Такешиту. Там он остановился в резиденции бывшего премьер-министра Ямамото Гомбей, где он представил боевое художественное шоу перед аудиторией сановников. Его мастерство произвело большое впечатление на участников этого специального шоу. Он также провел три недели обучения боевым искусствам во Дворце правящего принца.

Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает "корабль-море" и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).

Затем он преподавал имперский суд, армейский и военно-морской персонал, а также людей, связанных с миром финансов. Пребывание Морихея в Токио было продлено, но летом он заболел расстройством кишечника и был вынужден вернуться в Аябе, чтобы отдохнуть. После двух лет проживания в разных местах Морихей переехал в дом возле храма Сенгаку в Курума-чо. Там он превратился в додзё в две комнаты по восемь татами.

Морихей получил виллу в Ушигоме, Вакамацу-чо, и начал строить новое додзё. За это время он основал временное додзё в Мехиродае. Техника Морихея произвела на него огромное впечатление. Он выразил свою признательность в словах: «Вот мое идеальное будо». Позже Кано отправил двух своих учеников, Джиро Такэду и Минору Мочизуки, чтобы тренироваться под Морихей.

Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию.

От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.

Первоначально празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и, в основном, было приурочено к марту месяцу (но не везде: в Древнем Египте, например, Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.

Однако он настолько рассеял свои сомнения, что Миура стал его учеником. Позже, по приглашению генерал-майора, Морихей стал инструктором Военной академии Тояма. В этот период появилось много новых учеников, в том числе Хисао Камата, Хаджиме Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава и Ринджиро Ширата. Следующие десять лет были золотым периодом для айки-будо, и из-за чрезвычайно интенсивного обучения Кобукан был известен как «ад додзе».

В течение следующих нескольких лет Морихей был очень занятым человеком. Он преподавал не только в Кобукане, но и во многих других вновь созданных додзе. Самыми важными были: Оцука Додзё в Койсикаве, Фудзими-хо Додзё в Идабаши и, расположенные в Осаке, Сонезаки Додзё, Суида Додзё и Чаусяма Додзё. Более известными учи-деши были: Шигеми Йонекава, Зензабуро Акадзава, Гозо Сиода и Тетсуми Хоши.

А в Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году - 22 июня. А летоисчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла).

Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян. За 45 лет до Рождества Христова римляне перенесли встречу Нового года с 1 марта на 1 января. И с тех пор эту ночь и следующий день они проводили в "бесчинных шумных игрищах с переодеваниями и в безумном веселии".

Благодаря рекомендации одного из его учеников, Кенджи Томита, тогдашнего главу полиции в Осаке, позже губернатора префектуры Нагано, Морихей начал обучать полицейских из района Осака. Он также все больше и больше участвовал в преподавании в доджо Газеты Асахи в Осаке. Благодаря контактам с Японским индустриальным клубом он много раз учил людей из финансового мира.

Там жили десятки студентов, воплотив идею объединения боевых искусств с фермерством. В 1930-х годах Морихей стал известным в мире боевых искусств благодаря эпохальному характеру своей системы «связи духа, разума и тела» в айки, формально называемой айки-будо. В течение этого периода Морихей интенсивно участвовал в практике кендо в Кобукан Додзё. Он сражался там с бывшим борцом сумо, Тенрю, которого он приколол одним пальцем. Морихей продолжал свои посещения Маньчжурии даже после начала Тихоокеанской войны в качестве советника различных учреждений, в том числе Университета Кенкоку.

В различных христианских странах в разные исторические периоды начало нового года отмечалось 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. Только в 1594 году французский король Карл IX приказал начинать год с 1 января; это установление постепенно распространилось по другим западным странам.

В нашей стране, где еще с 10 века Новый год отмечался 1 марта, первый раз его перенесли в 1492 году - на момент окончания уборки 1 сентября. Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.

Он продемонстрировал там в присутствии императора Пу'и. Министерство здравоохранения и социальных служб зарегистрировало Кобукан в качестве официального фонда. Ее первым президентом был адмирал Исаму Такешита. В том же году полицейская академия, в которой он учил Морихея, признал айки-будо официальным предметом обучения.

После начала войны в Тихом океане один за другим ученики из Токийского додзе отправились на фронт. Морихей назначил Минору Хираи представителем Кобукана в Секции Айки в Бутокукае. Примерно в это же время впервые появилось имя айкидо. Чтобы сохранить дух будо, который он создал для следующих поколений, Морихей основал основу организации айкидо в префектуре Ибараги. Морихей переехал со своей женой в Иваму, где до конца войны они жили скромно в адаптированном сарае.

Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.»

В Ивама Морихей начал строить то, что он называл убуйей или внутреннее святилище айкидо. Это был комплекс, включавший храм Айки и додзе под открытым небом. Сорок три божества были помещены в храм Айки в качестве опекунов айкидо. Непосредственное окружение храма было лично разработано Морихеем в соответствии с принципами Котодамы. Например, главное здание, молитвенная комната, тория и все их расположение соответствуют трем универсальным принципам, т.е. треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в науке Котодам.

Петр I в конце 1699 года постановил "По примеру всех христианских народов... считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Людям скудным хотя по дереву или ветви над воротами поставить..." То есть после 31 декабря 7208 года от сотворения мира в нашей стране началось 1 января 1700 года от Рождества Христова. В ту далекую полночь Петр I поджег первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию празднества и утверждению нового обычая. В городах вовсю зашумели маскарады и широкие народные гулянья...

Как объяснил Морихей: Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическое круговое движение, создается состояние идеальной яркости. На протяжении войны штаб Айкидо был перемещен в Ивама, где Морихей продолжал свою мирную жизнь, культивировал землю и преподавал молодым людям из окрестностей.

После войны практика боевых искусств была запрещена в течение некоторого времени, и будущее Айкидо было поставлено под сомнение. Тем не менее, Морихей поставил свою веру в айкидо, и упорно трудились, чтобы обеспечить пространство для айкидо в послевоенной Японии. Министерство образования согласилось возобновить Айкикай с измененным статутом.

А в 1918 году гражданский календарь был еще раз изменен и мы начали встречать новый год на 13 дней раньше, но.. только с 1927 года. До этого праздник был отменен как церковный и ненужный обществу, а рождественные елки строго запрещены. А уж Рождество официальным стало совсем недавно.

От римлян празднование Нового года перешло к другим народам, и каждый привносил что-то свое. Если римляне приносили в дом пальмовые ветви, то кельты, например, украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. К 16 веку эта традиция возродилась но теперь в дом приносили елку, которую украшали фольгой, сладостями и фруктами. Так родился еще один обязательный атрибут Нового Года.

Когда Морихей перешел в возрасте 70 лет, его методы начали меняться. Айкикай организовал первую послевоенную демонстрацию боевых искусств. Это произошло на крыше универмага Такашимая в Нихомбаши в Токио. Эта демонстрация длилась пять дней и произвела большое впечатление на нынешних иностранных сановников. Морихей был определенно против публичных показов. Он понимал, однако, что Япония вступила в новую эру и в конечном итоге разрешила вышеупомянутую демонстрацию в целях дальнейшего развития айкидо.

Когда акидо было хорошо установлено в народном сознании, число студентов со всего мира начало быстро расти. В самой Японии было создано много новых доджо. Айкидо также стало популярным в университетах, офисах и компаниях, объявив о своем втором золотом веке.

Звезда, которую многие укрепляют на макушке новогодней елки, - это символ Вифлеемской звезды, воссиявшей над местом рождения Иисуса Христа. Таким образом прослеживается связь Рождества и Нового Года. В советские времена елку украшали красной пятиконечной звездой – символом коммунизма.

Обычай дарить подарки под Новый год с пожеланиями удачи и счастья был установлен еще древними римлянам 1 января 153 года до н. э. Тогда же начали складываться и первые приметы. Считалось, например, что каков будет первый день, таков будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год веселиться, отложив все заботы, «одеваться красиво и во все новое».

Когда Морихей стал старше, он стал все менее и менее активным в управлении Айкикаем, оставив наследника инструктора в Хомбу Додзё. Однако он постоянно показывал свое искусство. Айкикай организовал шоу в Синдзюку в Токио. Морихей произвел большое впечатление на собравшихся зрителей с шоу под названием «Сущность айкидо».

Позже, в том же году, Морихей вместе с Йосабуро Уно, обладателем 10-го Дана в Кьюдо, получил награду Шихушошо от Императора Хирохито. Только три человека, принадлежащие к миру боевых искусств, были награждены им: мастер дзюдо Кюзо Мифунэ и мастера кендо: Кинносуке Огава и Сейджи Мочида.

Некоторые полагают, что Новый год — исключительно советский праздник, введенный в пику религиозному Рождеству. Доля правды в этом есть. В 1929 году празднование Рождества в СССР было отменено. До этого Рождество праздновали и «ленинские елки» для детей были рождественскими, а вовсе не новогодними.

С 1929 до 1935 год ни Рождества, ни Нового года в качестве праздника в Союзе не отмечалось, а в 1935 году традицию возродили с подачи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева, который публично выступил с предложением организовать детскую новогоднюю елку.

Оскар Тропловиц, родившийся в Гливице, является одним из самых интересных персонажей нашего города

Во время этого визита было сделано следующее заявление: Я приехал на Гавайи, чтобы построить «серебряный мост». Сэм Оскар Тропловиц, с чувством и благодарностью за Гливице, в котором город был обогащен его предками, основал памятник городу. Его предки быстро обрели богатство и были широко уважаемой семьей. Дед Оскара, Саломон Тропловиц, был очень известным венгерским торговцем винами. Его винный бар был расположен на Рыночной площади в Гливице под номером. Интересное число, у него было три жены. Последний из них имеет 13 потомков.

Так, с 1 января 1936 года в СССР стали праздновать Новый год. Но до 1947 года включительно 1 января было обычным рабочим днем, а новогодняя елка считалась детским мероприятием. И только с 1948 года 1 января стало полноценным праздничным и выходным днем. А 2 января стало выходным только в 1992 году.

Многие успели забыть, но в Советском союзе 31 декабря и 2 января были обычные рабочие дни. 31 декабря вплоть до 17-18 часов большинство граждан находились на работе, а потом ехали домой, быстренько резали салаты, варили заготовленные накануне пельмени и садились смотреть Голубой огонек. Следующий день — 1 января — можно было выспаться после новогодней ночи, прибраться, а 2 января — уже на работу.

Одним из его сыновей был Симон Людвиг Тропловиц - мастер кладки, со-строитель синагоги Гливице, городской советник, отец Оскара. Он жил в Гливице, пока ему не исполнилось 7 лет. Вероятно, чтобы позволить своим детям лучше учиться в большем городе, семья переехала во Вроцлав. Оскар посещал там школы, а затем начал учебу.

Следуя по стопам своего дяди, известного фармацевта, он связал свою жизнь с аптекой. Некоторое время он работал у вышеупомянутого родственника в своей аптеке в Познани. Недостаточно для амбициозного Оскара работать в аптеке, поэтому он попытался начать свой собственный бизнес. В возрасте 27 лет, благодаря финансовой поддержке семьи, он купил фармацевтический завод Карла Пола Бейерсдорфа на грани банкротства. Из небольшой лаборатории он разработал компанию, которая выпускает инновационные продукты, распространяемые по всему миру.

И только в последние годы возникли новогодние каникулы длиной целых 10 дней. Но мы отвлеклись. Новый год на самом деле был придуман совсем даже не в Советском союзе, а намного раньше.

Когда Павел Постышев в 1935 году предлагал устроить детскую новогоднюю елку, он вспоминал дореволюционные елки, которые было принято устраивать в богатых домах. И это было прямо указано в его письме, опубликованном в газете.

Поэтому вам не пришлось долго ждать изобретений. Оскар Тропловиц получил свой первый патент на процедуру сушки мази, представил производство патча для спортсменов и патч для технических клеев. Первая помада в мире была также сделана на заводе в Тропловице.

Новый продукт, основанный на эвцерите, был невероятным успехом. Когда вы пишете о Оскаре Тропловице, нельзя сказать, что он был предпринимателем, который очень заботился о своих сотрудниках. Все хотели работать с ним. Среди длинного списка удобств были: сокращенное еженедельное рабочее время от 60 до 56 часов, с предыдущей зарплатой, премией за звезды и праздничные дни, легкая работа для беременных женщин или комната для кормящих матерей.

Первый же Новый год в качестве праздника, причем именно 1 января, отметили в 1700 году по Указу — правильно, Петра Первого. Петр Первый — известный любитель европейских традиций, подсмотрел этот праздник у немцев. Но Указ Петра касался не только праздника, он также переносил день начала года. До этого очередной календарный год начинался с 1 сентября.

Тем не менее, работа фармацевтической компании была не всей жизнью Оскара, но также имела его страсть - искусство. Он также был покровителем искусств для современных молодых художников. Заказ на памятник был вручен немецкому скульптору Артуру Боку. Основной темой работы была индустрия Верхнесилезского региона, которая доминировала в Гливице и во всем регионе.

В полукруглом бассейне с фонтаном пульсирующей воды должна была подняться фигура гигантского символа развивающейся промышленности. Проект памятника был принят городскими властями. Сам скульптор выбрал место, где должен был быть установлен памятник, - он решил на постели бывшего, ныне несуществующего Дзики Клодница, рядом с главной улицей Вильгельмштрассе, которая является нынешней Победой.

В Указе Петра говорилось — «Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа.»

И в честь переноса «точки отсчета года», а также в ознаменование нового столетия, Петр распорядился украсить дома и ворота сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями, устроить на Красной площади огненные потехи, салют, поздравлять друг друга и с 1 по 7 число по ночам зажигать во дворах смоляные бочки.

При жизни Петра данная традиция усердно поддерживалась, но после смерти государя, как и ряд других его начинаний, начала быстро забываться, сохранившись главным образом в питейных заведениях, которые продолжали ставить елки, причем не на 7 дней, а порой на целый год, заменяя только перед следующим Новым годом старое дерево на новое.



Со временем елки в России стали прочно ассоциироваться с кабаком и в приличных домах их уже не ставили. Однако в 1830 году Николай Первый вернул традицию на официальный уровень, организовав «государственную елку». После этого елку начали ставить в богатых домах и традиция продолжалась вплоть до 1916 года. Такова история обычая праздновать Новый год 1 января с елкой или, первоначально, сосновыми ветвями и салютами в России.

Это немецкая традиция, привнесенная Петром Первым в 1700 году, затем полузабытая, возрожденная Николаем I в 1830 году, после Революции на некоторое время отмененная и снова возвращенная в 1935 году с подачи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева.

Начинать же отсчет года с 1 января было принято еще в Древнем Риме. Такое начало года было установлено Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал.

Примечательно, что Янус, которого изображали с двумя лицами, по сути тот же двуглавый орел, смотрящий сразу в две стороны. Можно сказать и наоборот, что двуглавый орел — это тот же Янус. Двуглавая птица — очень древний символ, поэтому сейчас трудно определить, кто появился первым — Янус или двуглавый птюч. Вероятнее всего, это выражения одной и той же древней идеи дуализма, выбора и вариативности бытия. В России, до того момента как Петр своим Указом назначил начало года на 1 января, год начинался 1 сентября, как в Византии.

А до 1492 года начало считалось с 1 марта, что является древней традицией, поскольку именно на март приходится день весеннего равноденствия, после которого день становится длиннее ночи, что всегда считалось символом пробуждения природы и началом нового сельскохозяйственного сезона, вокруг которого в прошлом была сосредоточена вся жизнь и к которому в значительной степени сводилась экономика.

Кстати, Пасха — по сути древний Новый год. И если бы не Юлий Цезарь, установивший начало года на 1 января в честь бога Януса, мы бы наверное сегодня отмечали Новый год 1 или даже 22 марта. И не наряжали бы елку, и не варили бы новогодние пельмени, а ели бы какие-нибудь новогодние куличи.

Но случилось так, как случилось. Волею великих — римского Цезаря и нашего Петра, а также благодаря Николаю I и Павлу Постышеву, в свое время вспомнившим подзабытую традицию, мы имеем волшебную новогоднюю ночь, украшенную елку, ночные гуляния, салюты, фейерверки, свечки, подарки под елкой, гирлянды, Деда Мороза и Снегурочку — пьяных и веселых, как в послепетровских кабаках.

В этом празднике удивительным образом сочетаются традиции и соверменность, древние языческие ритуалы и вполне атеистическое мероприятие, в этот день чудо может стать реальностью, а реальность — чудом. Этот праздник одинаково понятен детям и взрослым. И все это происходит ровно между католическим и православным Рождеством.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!