Я с бумагой взял нарисовал дорогу.

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул -
И яблок больше нету.


Ещё я дождик удлинил -
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.

Опубликовано: Мишкой 26.09.2018 18:51 26.09.2018

(2,50 /5 - 2 оценок)

Прочитано 1643 раз(а)

  • Стихи А.Милна в переводе Маршака

    Алан Милн — классик английской поэзии для детей. Книги его стихов пользуются большой популярностью среди детей со всего света. На нашем сайте представлены несколько его стихотворений в свободном переводе С.Я.Маршака, сохраняющем характерные интонации и ритмы …

  • Есть такие мальчики — Агния Барто

    Стихотворение Есть такие мальчики Агнии Барто. Читайте онлайн с иллюстрациями. Мы на мальчика глядим - Он какой-то нелюдим! Хмурится он, куксится, Будто выпил уксуса. В сад выходит Вовочка, Хмурый, словно заспанный. - Не хочу здороваться,- Прячет руку за спину. Мы на лавочке сидим, Сел в сторонку нелюдим, Не берет он мячика, Он вот-вот расплачется. Думали мы, думали, Думали, придумали: Будем мы, как Вовочка, Хмурыми, угрюмыми. Вышли мы на улицу - Тоже стали хмуриться. Даже маленькая Люба - Ей всего-то года два - Тоже выпятила губы И надулась, как сова. - Погляди!- кричим мы Вове. Хорошо мы хмурим брови? Он взглянул на наши лица, …

  • Лифт и карандаш — Сергей Михалков

    В новом лифте ехал Саша На тринадцатый этаж. Вместе с ним на том же лифте Ехал синий Карандаш. Поднимается кабина На тринадцатый этаж, А на стенке той кабины Что-то пишет Карандаш. Пообедал дома Саша, Вызвал …

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Сергей Михалков "Детям"
Рисунки Ф. Лемкуль
Изд-во "Детская литература" Москва, 1969 год
Тираж 150 000

Пожалуй этой книгой и завершу серию в 2014 году. Федор Лемкуль, иллюстрации к детским стихам Михалкова. Я как-то в обсуждении обещал показать книгу в которой мне крайне не понравилась трактовка художника героев книги. Это как раз Лемкуль и Михалков. Но об этом ниже, сначала посмотрите иллюстрации.
Так как я сканирую все книги, то дальше 90 разворотов.

Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, все файлы по ссылкам очень большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.
Приношу свои извинения за качество сканов, книг под сканер не ломаю.

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!).Федор Викторович Лемкуль конечно большой мастер. Как он может не нравится? Как можно не согласится с трактовкой мастера? Во-первых я не сказал, что он мне не нравится, мне очень даже нравился и нравится этот художник. У меня порядочно книг с его иллюстрациями. Во-вторых, - да так! Просто не согласен был и все, у меня в пять лет не было авторитетов (не считая родителей конечно). Мне очень нравится Лемкуль с Хармсом. Хармс абсурден, пародоксален (конечно я не знал в детстве таких слов), я бы тогда сказал "необычен, хулиганист" если хотите, и Лемкуль со своими нестандартным подходом, немножко искаженным рисунком дополняет Хармса. Но здесь! Прежде всего "Дядя Степа". Разве это "Дядя Степа"? А кто? Дядя Миша? Дядя Володя? Да причем здесь Миша... Скажите тоже. Это же просто мальчик к которому пририсовали непропорционально длинные ноги. Просто мальчик на ходулях. Разве это герой? Разве это краснофлотец? А... Не таких я себе краснофлотцев в пять лет представлял, ну или в шесть. У него лицо мальчика. Не, не герой! Вот так вот. Мамы мне не понравились из "А что у Вас?", карикатурные какие-то мамы, а ведь мама это ого-го-го!
Хотя Лемкуля я люблю и еще опубликую его другие книги, даже нашу совместную с ним работу.
К другим иллюстрациям в этой книге я был менее критичен, я бы даже сказал вообще не было негатива. Это конечно рисунки с детьми. Например "Прививка", очень жизненно, ярко, с характерами. В принципе детей в изображении Лемкуля я воспринимал любых, дети же не имеют формы, они могут быть любыми, это я уже тогда понимал. Я сам тогда не имел формы - просто был электроном, частицей-и-волной одновременно, вроде я есть и уже через секунду меня нет))).
Некоторые спрашивают, а зачем я все это пишу, свои впечатления от книг, да и уж позабылось все, сочиняешь сейчас поди взрослую отсебятину. Нет не все забылось, память она вообще странная штука. А пишу потому что не исключаю, что мои записи читают не только любители книг, но и художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы. Знают и думаю над тем что рисовать и как рисовать, хотя я высказываю сугубо личное мнение.

Федор Викторович Лемкуль
Вряд ли нужно представлять таких корифеев иллюстрации как Федор Викторович Лемкуль, но все же возможно кто-то и не знаком с этим художником. Краткая справка.
Родился в 1914 году. Его отец имел немецкие корни, а мать — английские. В ранней юности Лемкуль начал рисовать. Первоначальное художественное образование получил в московском Государственном Полиграфическом техникуме, где учился с будущим знаменитым мультипликатором — Фёдором Хитруком. Своим учителем Лемкуль считал советского графика П. А. Алякринского, который много дал молодому художнику.
В 1938 году, после окончания техникума — начал работать в различных московских издательствах и детских журналах, а когда началась Великая Отечественная война — пошел на фронт. После войны вернулся к своей профессии, всецело посвятив себя работе детского книжного графика, проиллюстрировавшего за свою жизнь более 130 изданий.
Начинал художник с работы в детских журналах "Мурзилка" и "Пионер". Первыми же работами, которые обратили на себя внимание, было оформление книг С. Баруздина "Сказка о трамвае" и М.Карема "Мой змей" (1956- 1958 гг.). Художник живо передает массовые сценки в городе, где с увлечением перечисляет детали, - люди, транспорт, дома, домашние животные. Легкие линейные рисунки удачно дополняет богатая красочная гамма. Особенно удаются Лемкулю детские фигурки, полные жизни, юмора, движения. Он любит рисовать целые хороводы ребятишек, искусно располагая их на белом поле листа. Большое внимание в своих книжках художник уделяет также пейзажу, решенному лаконично, но в то же время и довольно подробно. Одним из первых, после долгого перерыва, иллюстрирует Лемкуль детские стихи Даниила Хармса. Много сил отдал художник оформлению произведений классиков детской литературы - С.Маршака и С.Михалкова.
Долгое время возглавлял секцию графики в МОСХе. Умер 17 июня 1995 года в Москве.

Другие публикации с иллюстрациями Ф.В. Лемкуля .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!