Якушин, михаил нестерович. Михаил якушин

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями.


Михаил Якушин родился в 1910 году недалеко от Москвы. Первые строки биографии паренька из рабочей семьи - отражение своего времени: начальная школа, фабрично - заводское училище, ткацкая фабрика, Московский текстильный техникум.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков и служба в Бакинской истребительной авиационной бригаде (Азербайджан).

Вместе с другими лётчиками - добровольцами участвовал в национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В Испанию Якушин прибыл в Мае 1937 года. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность Лейтенант Якушин, под именем Родриго Матеа (Rodrigo Mateu), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях - бипланах И-15 с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares). Одну из побед Якушин одержал 7 Июля, когда в группе с Анатолием Серовым уничтожил итальянский истребитель Фиат CR-32 в районе Брунете.

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось!

Первую победу в ночном бою, 26 Июня 1937 года в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин . На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52 были убиты ещё в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Вслед за ним одержал победу Анатолий Серов (27 Июня). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а наше - орденами Красного Знамени.

Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага. Всего в небе Испании Михаил Якушин одержал 7 воздушных побед (по другим источникам - 5 лично и 1 в группе). Был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В Октябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС. В Июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис Капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем Подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС РККА, возглавлял отдел истребительной авиации.

22 Июня 1941 года Михаил Якушин , будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиаполк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 27 Июля 1941 года вместе с группой других военоначальников, обвинённых в провале начального периода войны).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В Июле 1941 года Майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 Октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...

С 24 Февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза Генерал - Лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, Полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко).

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями. Умер в Москве 5 Июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике "Поэма о крыльях.

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске (на востоке Московской области). В 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал подмастерьем на ткацкой фабрике. Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса. В 1932 году направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. Затем учился в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи (95-я Бакинская истребительная авиационная бригада, Закавказский военный округ).

Участник гражданской войны в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года. Летал на И-15 в составе 1-й авиационной эскадрильи. Совершил более 120 боевых вылетов, в том числе 8 ночных. Провёл 25 воздушных боёв, сбил 6 самолётов лично и 2 в составе группы. Награждён двумя орденами Красного Знамени.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М. Н. Якушин направлен для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками. После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора. Принимал участие в Советско-Финляндской войне, награждён третьим орденом Красного Знамени. В предвоенные годы участвовал в московских авиационных парадах в составе "красной пятёрки" истребителей И-16.

С 22 июня 1941 года майор М. Н. Якушин на фронтах Великой Отечественной войны. В июле 1941 года назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. В 1942 году возглавлял Отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС КА. С 24 февраля 1943 года (после гибели дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. П. Кравченко) полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией. За годы Великой Отечественной войны выполнил 13 боевых вылетов.

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. Жил в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Награждён орденами: Ленина (29.05.1945), Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937, 07.05.1940), Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945); медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944); польскими орденами Крест Грюнвальда 3-го класса и Крест Храбрых, российским орденом Жукова (07.11.1995).


* * *


Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
30.06.1937 1 "Фиат" Толедо И-15
06.07.1937 1 "Фиат" (в группе) Брунете
07.07.1937 1 "Фиат" район Мадрида
1 "Фиат" (в группе)
08.07.1937 1 "Фиат" Брунете
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо (ночью)
14.08.1937 1 Ю-52 район Мадрида
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос

Всего сбитых самолётов - 6 + 2; боевых вылетов - более 120; воздушных боёв - 25.

С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы (2 "Фиата" и 1 Ю-52 ночью), ещё несколько сбито парой и звеном.

А через год со 2-го курса был призван в армию .

Военная служба

7 мая 1932 года по мобилизации ВКП(б) вступил в РККА и направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков . После ее окончания с декабря продолжил обучение в 14-й военной школе летчиков в город Энгельс . В декабре 1934 года, по завершении обучения, он был направлен в 119-ю истребительную авиационную эскадрилью 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады ЗакВО в городе Баку , где исполнял должность младшего и старшего летчика, врид командира звена, штурмана авиаотряда .

В период с 30 мая по 20 ноября 1937 года летчиком, командиром звена и эскадрильи участвовал в национально-революционной войне в Испании . С мая по октябрь 1937 года одержал 6 воздушных побед (5 лично и 1 в составе группы). Первый пилот, сбивший самолёт противника в ночном бою (26 июля 1937 в паре с Анатолием Серовым) за что был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал» . За боевые отличия в этой войне Якушин был награжден двумя орденами Красного Знамени .

С июня 1938 года исполнял должность старшего инспектора летной инспекции Военного совета Управления ВВС РККА, участвовал в национально-освободительной войне в Китае, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис . с ноября 1939 года - инспектора-летчика истребительной авиации Летно-технической инспекции учебно-боевой подготовки ВВС Красной армии, наряду со службой, командовал особой пятеркой истребителей И-16 , предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов. С началом Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. майор Якушин был командирован на Северо-Западный фронт , где вступил в должность заместителя командующего ВВС 14-й армии . За боевые отличия он был награжден орденом Красной Звезды . По окончании боевых действий с апреля по август 1940 года принимал участие в испытании самолета И-200 (МиГ-3) на заводе № 1. В сентябре вновь назначен инспектором-летчиком истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии при НКО СССР. С марта 1941 года назначается заместителем командира 88-го истребительного авиаполка ВВС МВО .

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны майор Якушин с июля 1941 года занимал должность заместителя командира 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы , соединения и части которого принимали участие в отражении массированных налетов авиации противника на Москву . С октября 1942 года был старшим инспектором и начальником отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии, занимался распространением и внедрением опыта войны в частях, инспектировал части и школы ВВС. Неоднократно выезжал в действующую армию (на

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске Московской области (Россия) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1926 году окончил школу ФЗО, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до третьего курса.
Стал служить в Красной Армии.
Окончил Военно-теоретическую школу и Военную школу летчиков.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года, был пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Карлос Костехон».
Первым среди советских летчиков одержал ночную воздушную победу: в ночь с 25 на 26 июля 1937 года сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер).

«…Якушин молча прохаживается возле своего самолета. Все время курит, и только по этому можно догадаться, что он волнуется. Серов то и дело смотрит на часы. На востоке загораются первые звезды, в их мерцающем свете безоблачное небо кажется отполированным.
- Пора, Миша, - говорит Серов, приминая каблуком тлеющий на земле окурок.
Надевая парашют, Анатолий уточняет последние детали предстоящего полета.
- Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.
И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется…
…Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.
Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.
Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:
- Немец!
Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.
Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.
- Горит! Горит! - восторженно кричат летчики.
Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб.
Не отрываясь, все присутствующие на аэродроме продолжают смотреть в ту сторону, где только что разыгрался бой. И люди с удивлением замечают, что ночь уже не такая темная, как казалось. Ясная, замечательная ночь!
Шоферы вновь включают свет, и он буравит темноту, отодвигая ее подальше.
Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Серов отмахивается:
- Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.
Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Широко шагая, Анатолий идет навстречу ему. Оба сияют. Серов крепко обнимает своего друга:
- Поздравляю, поздравляю, Миша! А мне не повезло!
- Хватит и на твою долю, - смеется Якушин. - Уверен, что они не сразу поймут, в чем дело, и еще будут летать.
Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях!
Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации.
На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)

Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов (в том числе 8 ночных), участвовал в 25 воздушных боях, сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в составе группы). По другим данным лично сбил 3 самолета (2 Фиата-32 и 1 Ю-52), или 8 самолетов.
За сбитый ночью самолет, он был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с июня 1938 года, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Наряду со службой в боевых частях, командовал особой пятеркой истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал в составе 11-й смешанной авиационной дивизии. В должности заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Москвы, затем в 1942 году был начальником отдела лётной инспекции ВВС, начальником отдела истребительной авиации. С февраля 1943 года до конца войны командовал 215-й истребительной авиационной дивизией.
29 июня 1944 года был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги.
Участвовал в боях в Восточной Пруссии. Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.
Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 5 июля 1999 года.

Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:
30.06.1937 1 Фиат-32 Толедо лично
06.07.1937 1/2 Фиат-32 Брунете в паре с А. К. Серовым
07.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
07.07.1937 1/3 Фиат-32 Мадрид в составе звена
08.07.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо лично
14.08.1937 1 Ю-52 Испания
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос лично

Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937*, 07.05.1940, 0000), двумя орденами Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944, 0000), шестнадцатью медалями, российским орденом Жукова (07.11.1995), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Примечание:
* Орден имел порядковый № 82/"2".

    Михаил Нестерович Якушин (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета … Википедия

    Летчик истребитель, генерал майор авиации. Воевал в Испании в эскадрилье А. К. Серова, летал на И 15. Первым в ночном бою (26.07.37) сбил бомбардировщик противника. Всего сбил 7 самолетов франкистов. В 30 х годах возглавлял пилотажную группу… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушин. Иван Нестерович Якушин (1913 ?) советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол. Биография Член ВКП(б). Окончил Московский авиационный институт (1939). 1947… … Википедия

    Михаил Якушин Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    - (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета 1937 года под… … Википедия

    Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Якушин, Александр Николаевич (р. 1956) российский военачальник. Якушин, Иван Нестерович (1913 ?) советский дипломат. Якушин, Михаил Нестерович (1910 1999) советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович (1910 1997) … Википедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!