Январские и июльские изотермы на территории россии. Географическое распределение температуры приземного слоя атмосферы

Цифры, относящиеся к средним температурам параллелей, хотя и вскрывают некоторые общие закономерности, обладают тем недостатком, что отнесены они к математическим линиям на поверхности земного шара.

От этого недостатка можно освободиться, прибегнув к изучению карт изотерм. Нам достаточно будет ограничиться исследованием изотерм для января и июля, т. е. месяцев, которые в большинстве местностей на суше характеризуют самое холодное и самое тёплое время года. При этом мы будем пользоваться изотермами, не приведёнными к уровню моря.

Если бы поверхность земного шара была совершенно однородной (например, покрыта сплошной водной оболочкой) и перенос воздуха на Земле происходил бы только вдоль широтных кругов - все изотермы были бы параллельны экватору. Расположение изотерм, близкое к гипотетическому, можно наблюдать лишь в южном полушарии с его громадными океаническими пространствами. В большинстве же случаев ход изотерм чрезвычайно прихотливый, что свидетельствует о нарушении гипотетических условий нагревания.

Чем вызываются эти нарушения? Главным образом характером распределения суши и моря, рельефом и существованием постоянных или господствующих холодных и тёплых воздушных и морских течений. Вследствие этого одни места оказываются теплее, чем им надлежало бы быть по их географической широте, а другие холоднее, т. е. наблюдаются положительные и отрицательные температурные аномалии. Различие в нагревании суши и моря обусловлено соответственно их малой и большой теплоёмкостью, в силу чего суша нагревается быстрее и сильнее, чем море, но зато быстрее и глубже остывает.

Рассматривая карту июльских изотерм, видим:

1. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками заметно изгибаются к северу (по сравнению с их ходом на море). Для северного полушария это означает, что здесь суша нагрета сильнее, чем море, а для южного (где июль - зимний месяц) - что она холоднее моря. Над океанами средняя температура везде ниже +26°, если не считать областей, примыкающих к Антильским островам (здесь бывает до +28°), тогда как над материками имеются и значительно более высокие температуры.

2. Самые высокие июльские средние температуры обнаруживаются не над экватором, а в области пустынь северного полушария: к самым жарким местам относятся в это время Калифорния, Сахара, Аравия, Иран и внутренняя Азия. Главная причина в том, что в июле Солнце находится в зените в северном полушарии в поясе, заключённом между 23-й и 18-й параллелями: именно здесь, а также и в соседних широтах, нагрев наибольший. Имеет значение и отсутствие в перечисленных пустынных областях густого растительного покрова и малая облачность: при ясном небе голая почва нагревается особенно сильно.

Высоки в июле и абсолютные температуры на суше. В Алжире, низовьях Евфрата, Туркмении и некоторых других местах в отдельные годы бывают в июле дни, когда термометр показывает в тени более 50°. В Долине Смерти (Калифорния) 10 июля 1913 г. зарегистрирована наивысшая на земном шаре июльская температура: 56°,7.

3. На карте отражено также и влияние морских течений. Естественно ожидать, что в зимнее время наибольший изгиб изотерм будет обусловлен тёплыми течениями, а в летнее холодными, хотя те и другие, поскольку они постоянны, сказываются на изотермах круглый год. В северном полушарии изотермы вдоль западных берегов Калифорнии и Африки выпуклостью обращены к югу, - результат влияния Калифорнийского и Канарского холодных течений. Противоположно направленные изгибы изотерм в южном полушарии вдоль западных берегов Южной Америки и Африки - результат влияния холодных течений Перуанского и Бенгальского. Все эти течения далеко выносят свои струи в направлении к экватору и сильно охлаждают воздух в районе омываемых ими побережий, создавая здесь отрицательные температурные аномалии.

Обращаясь теперь к карте январских изотерм, видим:

1. Влияние Калифорнийского холодного течения и отчасти Канарского ослабело (так как в северном полушарии зима), тогда как Перуанское и Бенгэльское течения сказываются резче (так как в южном полушарии лето). С другой стороны, в северных частях Атлантического и Тихого океанов сильным изгибом изотерм в сторону полюса отражено увеличение тепловой роли тёплых течений - Гольфстрима, Куро-Сио и Алеутского.

2. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками изогнуты к югу. Следовательно, в северном полушарии суша холоднее, чем море, в южном наоборот. В январе особенно сильному охлаждению подвергаются Гренландия и северо-восток Азии. Самая низкая температура воздуха, когда-либо наблюдавшаяся на Земле, была -68° (Верхоянск). В январе над океаном нет нигде таких низких температур, как над сушей.

3. Область наибольшего нагрева находится под тропиком Козерога в центральной Австралии, южной Африке и Южной Америке. В течение января солнечный зенит проходит путь от 23 до 18° ю. ш.

Территория России расположена в нескольких климатических поясах. Большая её часть находится в умеренном климатическом поясе, в котором выделяются несколько климатических областей. Северные материковые районы и острова Северного Ледовитого океана, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря, лежат в арктическом и субарктическом поясах. В субтропическом поясе расположено Черноморское побережье Кавказа. Климат нашей страны характеризуется наличием четырёх сезонов года.

Распределение температур июля на территории России определяется в первую очередь географической широтой. Минимальные температуры (0˚ С) отмечаются на севере страны, где угол падения солнечных лучей минимален, хотя продолжительность освещения значительная (полярный день). С увеличением угла падения солнечных лучей возрастает среднемесячная температура воздуха. На широте Москвы она достигает +16˚ С, а на Прикаспийской низменности +24-28˚ С. Таким образом, изотермы июля на большей части нашей страны имеют широтное простирание.

На распределение температур января решающее влияние оказывает не географическая широта, а движение воздушных масс. Относительно тёплый в зимнее время Атлантический океан в связи с западным переносом воздуха распространяет своё отепляющее влияние вплоть до Енисея. Чем ближе к Атлантике, тем теплее. Изотермы января имеют субмеридиональное простирание: на западе страны 8˚ С, в Москве 12˚ С, в Западной Сибири 20˚ С, в восточной ниже 30˚ С.

Наиболее низкие температуры воздуха отмечаются на северо-востоке Сибири. Эта территория считается полюсом холода Северного полушария. При средней температуре января 48˚ С абсолютный минимум составил 77,8˚ С. При таких температурах воздуха резина колется, подобно стеклу, и застывает даже керосин.

Формирование столь низких температур воздуха определяется сочетанием многих климатообразующих факторов низким углом падения лучей, отсутствием отепляющего влияния океанов, сильным радиационным выхолаживанием в условиях антициклональных типов погод, скапливанием и застаиванием холодного воздуха в межгорных котловинах.

Пространственное распределение осадков в целом напоминает распределение температур января: чем ближе к Атлантике, тем осадков выпадает больше. На западе страны годовое количество влаги составляет 600-800 мм, в Западной Сибири 400-500 мм, а в Восточной 250-400 мм. Общая картина нарушается из-за разнообразия рельефа. На западных наветренных склонах гор Урала, Кавказа, Алтая количество осадков увеличивается в сравнении с их восточными склонами, а так же прилегающими частями соседних равнин. Большое количество осадков (до 1000 мм) выпадает на побережье Тихого океана. При относительно равномерном распределении осадков в течение года (за исключением области муссонного климата) максимум их выпадения на большей части территории страны приходится на лето. К фронтальным осадкам, выпадающим круглый год, в летнее время добавляются осадки конвективного происхождения.

В целом климатические условия России трудно считать благоприятными. В связи с широтным положением невелики общие запасы тепла. Там же, где тепла достаточно, имеется дефицит влаги. Большая часть пашни нашей страны находится в зоне рискованного земледелия, поскольку периодически случаются засухи. Значительная часть территории имеет экстремальные климатические условия в связи с низкими зимними температурами.

Остались вопросы? Хотите знать больше о климате России?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

5 класс

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

  1. 1 . Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность.
  2. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентирован.
  3. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
  4. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.
  5. Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

  1. Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке,— так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

  1. Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

6 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам географических координат точек

и обозначение на контурной карте местоположения своего

населенного пункта по географическим координатам.

Цели работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначить его на контурной карте.

2.Учиться правильно оформлять контурную карту.

Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа №2.

Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.

Практическая работа №3.

Определение географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин.

Цели работы:

  1. H аучиться определять по картам географическое положение океана, его относительные размеры, преобладающие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.
  2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.

Последовательность выполнения работы.

  1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана.

  1. Название океана.
  2. Его относительные размеры.
  3. В каких полушариях находится.
  4. Какие материки омывает.
  5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.
  6. Самые большие острова в его границах.
  7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф - широкий или узкий.
  8. Течения (указать холодные и теплые).

2.На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые

Им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

3 .Условными знаками (знаки легенды карты придумайте самостоятельно)

Покажите виды хозяйственной деятельности в океане.

  1. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.

7 класс

Практическая работа №1 «Определение по картам расстояния между точками, координат точек».

Цель работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты, расстояния между точками.

Последовательность выполнения работы.

Используя физическую карту мира заполните таблицу:

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели работы:

  1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.
  2. Учиться правильно работать с контурной картой.
  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

горы - Атлас, Капские, Драконовы;

нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

плоскогорье - Восточно-Африканское;

вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

  1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
  2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
  3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
  4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  1. Обозначьте на контурной карте :

Горы - Атлас, Капские, Драконовы,

Нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское,

Плоскогорье - Восточно -Африканское

Вулканы - Килимонджаро, Камерун, г. Кения

Пустыни - Сахара, Калахари, Намиб.

  1. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

8 класс

Практическая работа №1.

«Определение поясного времени»

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника.

  • Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
  • Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы

  1. I . Теоретическая часть

Изучив текст § 4 и рис. 9 на с. 24:

  1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
  2. Какое время называется местным?
  3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
  4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
  5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?
  6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
  7. В каком часовом поясе находится Ставрополь
  8. Что называется поясным временем?
  9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
  10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
  11. Какое время называют декретным, летним, московским?
  1. II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени
  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.
  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
  4. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Практическая работа №2.

«Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте».

Цели работы:

  1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
  2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы.

  1. По карте атласа « Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
  1. Как обозначены на карте типы месторождений: магматических и метаморфических? Осадочных?
  1. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые

(магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу?

Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  1. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
  1. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая

структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной

зависимости

Древние платформы:

Осадочный чехол;

выступы кристал-

лического фундамента

Осадочные (нефть, газ,

уголь…)

Магматические(…)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа №3.

«Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков».

Цели работы:

  1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2.Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы.

  1. Рассмотрите рис.39 на с.89 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.40 на с.90 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.41 на с.91 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где- меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

9 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Пр.р.№2

«Определение по картам и статическим материалам закономерностей в размещении населения»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1.Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2.Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала(карты атласа, текстовые карты, статистические материалы) , делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа « Население», текстовые карты учебника сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Пр.р.№3

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

Н.Н. Баранский.

Цели работы:

  1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких- металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино-

строения

Примеры

отраслей

Факторы

размещения

Основные

районы

размещения

Политическая карта мира .

Последовательность выполнения работы

Нанесите на контурную карту:

  1. страны гиганты.
  2. Микрогосударства.
  3. 10 стран, крупнейших по численности населения.
  4. 3 государства с монархической формой правления.
  5. 3 государства - федерации.
  6. «Большую семерку».
  7. НИС.

Укажите столицы всех нанесенных на контурную карту государств.

Для каждого задания придумайте свой условный знак.

Практическая работа №2.

Составление картосхемы размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

Цели работы:

1.Выделить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых.

2.Проверить и оценить знания основных закономерностей размещения минеральных ресурсов.

  1. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя карту атласа «Минеральные ресурсы» на контурной карте условными знаками обозначьте основные угольные, нефтегазоносные бассейны и рудные пояса, районы размещения химического сырья и алмазов.
  1. Выделите районы выгодных территориальных сочетаний полезных ископаемых.

Практическая работа №3
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Для выполнения задания использовать

1)учебник В.П.Максаковского.География,10 класс

Тема «Северная Америка»,(тема 9,параграф 2)

2)Атлас,10 класс.Экономическая и социальная география мира.(США.Экономическая карта,Экологические проблемы мира.)

3)контурная карта.(США)

Цели работы:


  1. Выделить районы загрязнения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

  2. Научиться находить пути решения экологических проблем.

Последовательность выполнения работы.


  1. Используя знания, карту атласа «Экологические проблемы мира», нанесите на картосхему районы загрязнения окружающей среды в США с указанием источников загрязнения. Знаки легенды придумайте самостоятельно или используйте знаки легенды карты атласа.

  2. Предложите пути решения выявленных экологических проблем.(на листочке, прикреплённом к карте)

Географическое распределение температуры воздуха показывают с помощью изотерм – линий, соединяющих на карте точки с одинаковыми температурами. Распределение температуры воздуха зонально, годовые изотермы в целом имеют субширотное простирание и соответствуют годовому распределению радиационного баланса.

В среднем за год самой теплой параллелью является 100 с.ш. с температурой 270 С – это термический экватор. Летом термический экватор смещается до 200 с.ш., зимой – приближается к экватору на 50 с.ш.

Территория России расположена в нескольких климатических поясах. Большая её часть находится в умеренном климатическом поясе, в котором выделяются несколько климатических областей. Северные материковые районы и острова Северного Ледовитого океана, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря, лежат в арктическом и субарктическом поясах. В субтропическом поясе расположено Черноморское побережье Кавказа. Климат нашей страны характеризуется наличием четырёх сезонов года.

Распределение температур июля на территории России определяется в первую очередь географической широтой. Минимальные температуры (0˚ С) отмечаются на севере страны, где угол падения солнечных лучей минимален, хотя продолжительность освещения значительная (полярный день). С увеличением угла падения солнечных лучей возрастает среднемесячная температура воздуха. На широте Москвы она достигает +16˚ С, а на Прикаспийской низменности +24-28˚ С. Таким образом, изотермы июля на большей части нашей страны имеют широтное простирание.

На распределение температур января решающее влияние оказывает не географическая широта, а движение воздушных масс. Относительно тёплый в зимнее время Атлантический океан в связи с западным переносом воздуха распространяет своё отепляющее влияние вплоть до Енисея. Чем ближе к Атлантике, тем теплее. Изотермы января имеют субмеридиональное простирание: на западе страны 8˚ С, в Москве 12˚ С, в Западной Сибири 20˚ С, в восточной ниже 30˚ С.

Наиболее низкие температуры воздуха отмечаются на северо-востоке Сибири. Эта территория считается полюсом холода Северного полушария. При средней температуре января 48˚ С абсолютный минимум составил 77,8˚ С. При таких температурах воздуха резина колется, подобно стеклу, и застывает даже керосин.

Формирование столь низких температур воздуха определяется сочетанием многих климатообразующих факторов – низким углом падения лучей, отсутствием отепляющего влияния океанов, сильным радиационным выхолаживанием в условиях антициклональных типов погод, скапливанием и застаиванием холодного воздуха в межгорных котловинах.

07.09.2017

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Определение координат крайних точек территории России»

Ход работы:

План характеристики географического положения страны:

1. На каком материке находится страна, в какой его части?

2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

3. В каких поясах освещенности находится страна?

4. Каковы сухопутные и морские границы страны?

5. Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?

12.09.2017

Практическая работа № 2 (обучающая)

«Решение задач на определение поясного времени»

Цель: Научиться решать задачи по определению местного и поясного времени.

Ход работы:

Для определения местного времени необходимо:

1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

1. меридиан Самары - 51º в.д.;

2. меридиан Магадана - 151º в.д.;

3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º

4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

03.10.2017

Практическая работа № 3 (обучающая)

«Выявление взаимозависимостей тектонической структуры,

Формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»

12.10.2017

Практическая работа №4 (обучающая)

"Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

1) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

14.11.2017

Практическая работа №5

" Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты

2) Сравните состояние погоды в городах по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!