Явление переходности частей речи. Научно-исследовательская работа.Переходные явления в области частей речи

Переходные явления в системе частей речи – достаточно частое явление. А.М. Пешковский писал: «Переходные факты в области частей речи являются следствием того, что отдельные слова на почве звуковых изменений и изменений значения, происходящих в них самих и связанных с ними ассоциативно словах, медленно и постепенно переходят из одной категории в другую». По словам В.В. Виноградова, «в живом русском языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами своими примыкая к разным категориям». В языке, как в любом живом явлении, всё взаимодействует, Следовательно, между морфологическими классами слов нет непреодолимых преград и границы между ними подвижны.

Чтобы определить морфологическую принадлежность слова, следует опираться на его синтаксическую функцию, что особенно важно бывает в неоднозначных ситуациях. Все разделы науки о языке находятся в тесной и неразрывной связи, и все они опираются на синтаксис, поэтому на фоне синтаксического строя морфологическое оформление слова наиболее понятно. Так, переход разных частей речи в разряд имен существительных (субстантивация) устанавливается, во-первых, по их синтаксической позиции подлежащего или дополнения, а во-вторых, по способности этих слов иметь при себе определение (что свойственно всем существительным). Академик А.А. Шахматов считал, что в существительное переходит «всякая часть речи в функции подлежащего или дополнения».

Рассмотрим на примерах, какие части речи могут выступать в роли имен существительных. Наиболее частотными являются случаи субстантивации среди имён прилагательных типа столовая, прихожая, насекомое, часовой, делимое, слагаемое, постовой, дежурный, снотворное, мастерская и т.п. Такие примеры мы встречаем в пословицах, загадках:

Мокрый дождя не боится. Злой с лукавым водились да оба в яму свалились. Торопливый делает одно дело дважды. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (загадка). Счастье всегда на стороне отважных. Добрые умирают, да дела их живут. Из малого строится великое .

В роли существительных могут быть причастия, которые начинают отвечать на субстантивные вопросы и выступать в предложении в качестве подлежащего или дополнения: Провожающие толпились у вагонов. Мой дед служил в этом имении управляющим . Встречающие пришли с цветами.

Количественные числительные субстантивируются в том случае, когда опускается зависимое существительное: Получил за ответ два .

Субстантивируются все собирательные числительные со значением лица: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Все трое притихли. За один рейс шофер мог взять только пятерых . Пароход ждали только четверо . Реже субстантивируются порядковые числительные: В этой истории ты третий лишний. На первое суп, на второе – котлеты.Оба разом замолчали .

Лексемы тысяча, миллион, миллиард могут быть как количественными числительными, так и существительными. Первое значение они имеют, если обозначают число или количество чего-то: К тысяче рублей прибавим еще триста. Между нами пролегли тысячи верст. Состояние их равнялось шести миллионам рублей. Мы с ним миллион раз поругались за лето! У тебя, бабушка, миллион предрассудков! Если они не входят в состав нумеративных словосочетаний, то мы имеем дело с именами существительными: Их там была целая тысяча . (Здесь у бывшего числительного появилось определяющее слово.) На этих операциях с недвижимостью он и нажил свои миллионы . По проторенному нами пути, по нашим следам миллионам идти. (Яшин)

Местоимения, относящиеся к разрядам притяжательных, указательных и определительных, находясь при существительных, выполняют функцию определений: Эти озера мы уже проезжали. Остановились мы у самого источника, где накануне завтракали. Всякий гриб берут, да не всякий в корзину кладут. Утром все мои страхи прошли. При субстантивации меняется их синтаксическая функция: Свойсвоему поневоле друг. Вчера наши выиграли у шведов. И каждый думал о своём , припомнив ту весну… А ходят в праздной суете разнообразные не те . Всё , что было не со мной, помню. Мои еще не вернулись из отпуска. Что это у тебя? Как собака на сене: сам не ест и другим не дает. Субстантивация наблюдается и среди других разрядов местоимений: Наше я преходяще и тленно (А. Кондратьев).

Наречия, выступая в роли существительных, воспринимаются как несклоняемые слова. Они могут употребляться с предлогами, иметь при себе определения, а иногда способны к словоизменению: Мы в грозное завтра спокойно глядим (В. Сурков). Сегодня рушится тысячелетнее прежде (В. Маяковский). Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Я извлек вас из вашего далека . Вот те и вся недолга .

В функции прилагательныхмогут выступать причастия. При этом у них ослабевают глагольные признаки вида, времени, а усиливаются признаковые свойства. Нередко у них появляется переносное значение и второе определение рядом: подходящий момент (удобный); танцующая походка (легкая, грациозная); подавляющее преимущество (явное), начинающий писатель (неопытный). У девушки цветущий вид (здоровый). С рассеянным видом брат перелистывал страницы.

Чтобы отличить краткие прилагательные в форме среднего рода от омонимичных с ними наречий, надо выявить их синтаксические связи в предложении. Краткие прилагательные соотносятся с существительными-подлежащими, тогда как наречия примыкают к глаголам: Поведение его было странно (краткая форма прилагательного), Выглядел он как-то странно (наречие).

Вызывают затруднения слова в форме сравнительной степени. Следует помнить, что прилагательное в таких случаях относится к существительному и может быть заменено полной формой: Эта веревка крепче твоей . – Веревка крепкая, крепче твоей. Наречие же относится к глаголу и может быть заменено только наречием: Крепче за баранку держись, шофер! – Держись как? – крепче, или крепко.

Имена существительные активно пополняют класс наречий: без умолку, зимой, вглубь, на скаку, бегом, вверх, доверху, сплеча, по старинке, без оглядки, в отместку и т.п. Неумение разтличить их сказывается затем и на правописании: Облаком волнистым пыль встает вдали (Фет). В дали голубой столбом уж крутился песок золотой (Лермонтов). В первом случае перед нами существительное с предлогом с определяющим его прилагательным, во втором – наречие в функции обстоятельства. В поход мы отправились ранним утром . Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (Пушкин). Существительные способны переходить также в союзы (раз) , предлоги (вследствие, в течение, в продолжение, в целях, насчет, в связи, по мере и т.п.), в междометия (ужас, батюшки, матушки, боже ), в модальные слова (к счастью, к сожалению, право, словом, правда и др.).

Явления переходности обладает выразительностью, что активно используется в пословицах, афоризмах, стихотворных текстах.

От умного научишься, а от глупого разучишься. Будь малым доволен – больше получишь. Чужим богат не будешь. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. Пеший конному не товарищ. Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. Битого , пролитого да прожитого не воротишь. Из многих мало выходит одно большое много . Дорогу осилит идущий . Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет. Русский человек любит авось , небось да как-нибудь .

Жаль, что близкие бывают недалёкими. Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще. Сегодняшнее потом ведет к будущему никогда . Глядя в прошлое , обнажите головы, глядя в будущее , засучите рукава. Безумный живет будущим , слабоумный прошлым , а умный настоящим .

Я жить не могу настоящим

Я люблю беспокойные сны… (К. Бальмонт)

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить.

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть! (К. Бальмонт)

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненаречённому хотим названье дать… (В. Жуковский)

О милый гость, святое Прежде ,

Зачем в мою теснишься грудь? (В. Жуковский)

Солнце, сожги настоящее во имя грядущего , но помилуй прошедшее ! (Н. Гумилев)

Летящей горою за мною несется Вчера ,

А Завтра меня впереди ожидает, как бездна… (Н. Гумилев)

Что счастье? Чад безумной речи,

Одна минута на пути,

Где с поцелуем жадной встречи

Слилось неслышное прости (И. Анненский).

Грядущее не помирить с минувшим,

Не подружить Сегодня и Вчера . (А. Дементьев)

Умные , гордитесь неравенством с глупцами!

Честные , гордитесь неравенством с подлецами! (А. Володин)


Похожая информация.


1) наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;

2) комплексом определенных морфологических категорий;

3) общей системой (тождественной организацией) парадигм и

4) общностью основных синтаксических функций.

Примечание . Тождественная организация парадигм (полных и частных) не нарушается отсутствием частных парадигм или отдельных форм у некоторых слов или групп слов, принадлежащих к той или иной части речи. Так, отсутствие у ряда прилагательных частных парадигм кратких форм (см. § 1331) или отсутствие у непереходных глаголов форм страдат. причастий (см. § 1580) не выводит слова с подобными неполными парадигмами за пределы таких частей речи, как прилагательное и глагол.

В современном русском языке существует десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимениесуществительное; 3) имя прилагательное; 4)имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7)предлог; 8)союз; 9) частицы; 10)междометие.

Первые шесть частей речи – это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова, т. е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные, т. е. лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений (предлоги и союзы), а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения (частицы). Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок.

Внутри знаменательных слов, пересекая их основное грамматическое деление на части речи, проходит деление слов, во-первых, на собственно знаменательные (слова неуказательные ) и местоименные (слова указательные ) и, во-вторых, на несчетные и счетные. К указательным (местоименным) словам относятся слова, не называющие предмет или признак, а лишь указывающие на него, в том числе слова, указывающие на количество и количественный признак, например: я , ты , он ; тот , такой , некоторый ; там , туда ; столько , сколько . К счетным словам относятся слова, называющие количество предметов (числительные), признак по месту в считаемом ряду (порядковые прилагательные), количественные характеристики (наречия), например: пять , двое , шестой ,втрое , вдвоем . Ни среди указательных, ни среди счетных слов нет глаголов.

§ 1117. Среди знаменательных частей речи выделяются две группы: основные части речи , к которым относятся существительное, прилагательное, глагол и наречие, и неосновные части речи , к которым относятся местоимение­существительное и числительное. Основные части речи обладают всем комплексом признаков, характеризующих часть речи как особый грамматический класс слов (см. § 1116). Состав слов, входящих в эти части речи, постоянно пополняется за счет новообразований и заимствованных слов. Со стороны значения основные части речи характеризуются следующими противопоставлениями: 1) существительное как называющее предмет (субстанцию) противопоставлено всем другим частям речи – прилагательному, наречию и глаголу как называющим признак предмета или другого признака; 2) внутри частей речи, называющих признак, прилагательное и наречие, называющие непроцессуальный признак, противопоставлены глаголу, называющему процессуальный признак; 3) части речи, называющие признак, противопоставляются также друг другу в зависимости от того, называют ли они признак только предмета (глагол, прилагательное) или признак как предмета, так и другого признака (наречие).

Неосновные части речи – местоимение-существительное и числительное – это замкнутые, непополняющиеся классы слов. У местоимения-существительного система морфологических категорий близка к существительному; отличие от существительного состоит в непоследовательности выражения местоимением­существительным морфологических значений рода и числа (см. § 1271).

Числительное по своим морфологическим значениям и способу их выражения занимает промежуточное положение между существительным и прилагательным: для числительного характерна морфологическая категория падежа; система его падежных форм не отличается от системы падежных форм существительного или (у таких слов, как сколько , несколько , много , немного ) от системы форм прилагательного; однако числительное не имеет морфологических категорий рода и числа (о некоторых исключениях см. § 1369). В косв. пад. формы числительного отличаются от форм прилагательного неполнотой согласования с определяемым существительным (см. § 1366).

В зависимости от способности или неспособности слов к изменению (образованию форм) части речи знаменательных слов разделяются на изменяемые (все знаменательные части речи, кроме тех наречий, которые не образуют форм сравнит. степени) и неизменяемые (те наречия, которые не образуют формы сравнит. степени). По характеру словоизменения изменяемые части речи разделяются на склоняемые и спрягаемые . Склоняемые части речи объединяют в себе все имена: существительное, прилагательное, числительное и местоимение­существительное; все они изменяются по падежам, т. е. склоняются. Спрягаемой частью речи является глагол; все глаголы изменяются по временам, наклонениям, лицам и числам (в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам), т. е. спрягаются.

§1118. Служебные слова - предлоги, союзы и частицы не называют предметов и признаков; их лексические значения – это значения, абстрагированные от тех отношений, которые они выражают в предложении. Значение, объединяющее служебные слова в ту или иную часть речи, отличается от значения, объединяющего в одну часть речи знаменательные слова: общность служебных слов – это общность только функциональная.

Служебные слова противостоят знаменательным словам как такие слова, которые, во-первых, не имеют морфологических категорий и, во-вторых, выполняют только служебные функции в синтаксической конструкции. Служебные слова употребляются для связи слов, предложений или частей предложения, а также служат для выражения разных оттенков субъективного отношения говорящего к содержанию сообщения. Отдельные частицы участвуют в образовании аналитических форм слова.

§ 1119. Части речи – это наиболее общая грамматическая классификация слов. В пределах каждой знаменательной части речи выделяются лексико-грамматические разряды слов. Это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий. Лексико-грамматическими разрядами являются, например, в глаголе – способы действия, глаголы переходные и непереходные, разряды возвратных глаголов, глаголы личные и безличные; в существительном – существительные одушевленные и неодушевленные, собирательные, вещественные, отвлеченные и конкретные, а также собственные и нарицательные; в прилагательном – прилагательные качественные, относительные (включая притяжательные и порядковые), в наречии – наречия качественные и обстоятельственные. Многие лексико-грамматические разряды слов характеризуются неполнотой парадигм. Так, существительные, относящиеся к разрядам вещественных, собирательных и отвлеченных, являются существительными только ед. ч. или только мн. ч. (singularia или pluralia tantum), существительные собственные, как правило, не употребляются в формах мн. ч.; прилагательные относительные, как правило, не могут иметь форм сравнит. степени, а также кратких форм; глаголы, относящиеся к разряду безличных, не изменяются по лицам.

Примечание. Сама по себе неполнота парадигмы, т. е. невозможность образования ряда форм или отдельных форм слова, еще не может служить определяющим признаком при классификации слов на лексико-грамматические разряды: такая неполнота может объясняться не только особенностями лексических значений слов, но и их морфологической структурой или фонемным составом. У отдельных слов неполнота парадигм связана с практической неупотребительностью отдельных форм (например, формы род. п. мн. ч. у слова мечта , формы 1 л. ед. ч. буд. вр. у слова победить ).

§ 1120. Части речи и лексико-грамматические разряды – это группировки слов. Наряду с этим членением возможна собственно морфологическая классификация форм слов (иногда включающая и целые слова). Это – классификация на морфологические разряды. Морфологические разряды - это объединения морфологических форм слов на основе общности их словоизменительных морфологических значений, а также тех формальных средств, с помощью которых эти значения выражаются.

Выделяются следующие морфологические разряды.

1) Разряд форм, выражающих только значение падежа; сюда относятся все формы (полные парадигмы) местоимений-существительных (я , вы , кто , что ) и числительных, кроме слов один , два , оба и полтора .

2) Разряд форм, выражающих значения падежа и числа, объединяет все формы (полные парадигмы) существительных.

3) Разряд форм, выражающих значения рода и падежа, объединяет все формы (полные парадигмы) числительных два , оба , полтора .

4) Разряд форм, выражающих значения падежа, числа и рода, объединяет родочисловые падежные формы прилагательных, действит. и полных страдат. причастий и все формы (полную парадигму) счетно-местоименного слова один (одна , одно одни ).

5) Разряд форм, выражающих значения рода и числа, объединяет краткие формы прилагательных и страдат. причастий, формы прош. вр. и сослагат. накл. глагола, а также все формы слов рад , люб , горазд , должен , таков , слов типа великоват , маловат , одинёхонек , одинёшенек , радёхонек , радёшенек и слов на -енек , -онек (близенек , строгонек ).

6) Разряд форм, выражающих значения лица и числа, объединяет личные формы наст., буд. простого и буд. сложного времен.

Всем перечисленным разрядам противостоит разряд неизменяемых слов и форм слов, не выражающих значений падежа, числа, рода и лица. Здесь объединяются все наречия, формы сравнит. степени прилагательных и наречий, деепричастия и инфинитив.

Служебные слова морфологических разрядов не образуют.

Научно-исследовательская работа.Переходные явления в области частей речи. Субстантивация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

Направление: языкознание

Переходные явления в области частей речи. Субстантивация.

учащиеся 5В класса МОУ «СОШ № 24»

Руководитель: Лисовенко Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 24»

Саранск 2017

Введение………………………………………………………………………...3

1. Переходные явления в области частей речи……………………………….5

2. Субстантивация …..........................................................................................6

3. Практическая часть………………………………………………………….9

4. Выводы……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………….18

Введение

А.М. Пешковский писал: «Переходные факты в области частей речи являются следствием того, что отдельные слова на почве звуковых изменений и изменений значения, происходящих в них самих и связанных с ними ассоциативно словах, медленно и постепенно переходят из одной категории в другую. Процесс этот вечен в языке, и в тех случаях, когда процесс для данного слова закончен, когда слово уже перешло в новую категорию, мы, конечно, никакой “переходности” не видим. Но когда переход совершается на наших глазах, когда длинный процесс перехода своей серединой занял как раз переживаемую нами эпоху, тогда мы останавливаемся в недоумении над словом и не знаем, к какой части речи его отнести».

Это высказывание заставило задуматься над такими вопросами:

Что такое переходные явления в области частей речи?

  • Почему возникает такое явление, как переходность?
  • Как происходит этот процесс?

Как не ошибиться в определении части речи?

При выполнении различного рода заданий по русскому языку мы сталкиваемся с проблемой при определении морфологической принадлежности того или иного слова.

Цель исследования – рассмотреть переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные).

Задачи:

- рассмотреть основные понятия теории переходности в грамматическом строе русского языка;

- выявить причины, условия, признаки и следствия субстантивации;

  • рассмотреть явления, отражающие явление переходности, на примерах из художественной литературы для 5 класса.

Практическая часть работы представляет собой языковой анализ текстов художественной литературы для 5 класса.

Материал исследования - художественная литература для 5 класса.

Актуальность

Переходные явления в системе частей речи - достаточно частое явление. Однако школьные учебники дают об этом самое общее представление.

Для чего же нужны знания в области явления переходности?

Известно, что от умения установить морфологическую принадлежность слова зависит грамотное его написание. К тому же, правильно устанавливая связь слов в предложении, находя грамматическую основу, мы успешнее формируем и пунктуационные навыки. Не менее важным является развитие языкового чутья, внимание к языковой материи, углубление и расширение полученных знаний.

Вот почему умение определять части речи является одним из базовых.

1. Переходные явления в области частей речи

Слово, принадлежащее к определенной части речи, может утрачивать (или изменять) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, при этом оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции.

Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным. - Рабочий занял место у станка, где в зависимости от принадлежности к разным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом предложении слово рабочий обозначает признак предмета и является прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию существительных, при нем возможно определение (старый рабочий, кадровый рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего .

Процессы перехода одной части речи в другую или транспозиции называют латинскими терминами.

В современном русском языке существует 12 видов транспозиции. Но самыми распространенными являются следующие:

Переходные явления обусловлены прежде всего потребностью в более экономном, но точном выражении информации о действительности.

К причинам явлений переходности относятся следующие:

1) отсутствие в языке нужных слов и конструкций для выражения мысли;

2) стремление к экономии языковых средств;

3) потребность самой структуры языка.


2. Субстантивация

«Условия образования существительных от прилагательных таковы, что заставляют предполагать более древний обратный ход образования прилагательных от существительных»

А.А. Потебня. Из записок по русской грамматике

Наиболее частотными являются случаи перехода имен прилагательных в класс существительных.

Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно.

Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных.

К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная.

Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д.

Названия блюд: первое, второе, третье, горячее, холодное, жаркое, сладкое, а также обобщённые названия каких-то однородных видов еды :

мучное, хлебенное, мясное, рыбное, молочное, кроме этого постное, скоромное - всё это слова среднего рода и в своём основном значении они не имеют множественного числа .

Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий.

Субстантивированные прилагательные являются народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый –лось.)

Слова субъективно-оценочного характера любимый, милый, родной, дорогой , единственный.

Канцеляризмы докладная, накладная, объяснительная используются в официально-деловом стиле.

Примеры субстантивации мы встречаем в пословицах, загадках: Мокрый дождя не боится. Злой с лукавым водились да оба в яму свалились. Торопливый делает одно дело дважды. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (загадка). Счастье всегда на стороне отважных. Добрые умирают, да дела их живут. Из малого строится великое .

При субстантивации меняются морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных, их значение. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное).

Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: " светлая гостиная " , " кооперативная пельменная " , " первоклассный портной " .

В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением (" Закусочная открывается в 10 часов" – "Открыли прекрасную закусочную ") .

Субстантивация бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: " дарственная надпись" – дарственная, " ванная комната"– ванная, " нищий старец"– нищий, " закусочная икра"– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Следствия субстантивации прилагательных таковы:

1) изменяется их лексико-грамматическое значение;

2) исчезают краткие формы и степени сравнения у качественных прилагательных;

3) у субстантивированных прилагательных отсутствует определяемое существительное;

4) изменяются категории падежа, рода и числа, которые становятся признаками существительных;

5) изменяется синтаксическая функция: из определений (зависимых членов) они становятся независимыми членами предложения;

6) Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной .

7) Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных .

8) появляются омонимия, синонимия и антонимия.

3. Практическая часть.

Практическая часть нашего исследования состояла в том, чтобы найти примеры субстантивированных прилагательных в учебнике литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, рассмотреть толкование данных слов в словаре русского языка С.И. Ожегова и составить собственный словарь имен прилагательных, перешедших в имена существительные.

В учебнике литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной нами было найдено 25 прилагательных, частично или полностью перешедших в имена существительные. Это – военный, глухонемой, девичья, дурной, изробленный, леший, малый, мертвый, немой, нищий, окаянный, портной, прачечная, проезжий, прохожий, русские, рыжий, слепой, смелый, сонный, старший, старый, трудный, хлипкий, целковый.

Из них в словаре С.И. Ожегова 7 слов толкуются и как имена прилагательные, и как имена существительные (старший, военный, проезжий, портной, прохожий, русские, нищий). Слова прачечная, леший, девичья, целковый - имена существительные. Остальные 14 слов значатся как имена прилагательные и указаний на отношение к именам существительным в словаре не имеют.

1. ВОЕННЫЙ , -ая, -ое. 1. см, война. 2. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих. Военная промышленность. В. Врач (военврач). Военная форма, шинель, фуражка. В. человек (военнослужащий). В.городок (жилой комплекс, в к-ром живут военнослужащие). 3. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им. Военная выправка. Военная косточка (о человеке с крепкой воинской закалкой). 4. сущ. военный, -ого, м. Тоже, что военнослужащий .

Иные по одеянию казались военными (А. Погорельский, Черная курица, или Подземные жители)

2. ГЛУХОНЕМОЙ , -ая, -ое. Лишенный слуха и словесной речи. Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело. (И.С. Тургенев, Муму)

3. ДЕВИЧЬЯ , -ей, ж. Комната для женской прислуги в барских домах.

…А кастелянша встала да ушла в девичью (И.С. Тургенев, Муму)

4. ДУРНОЙ , -ая, -ое; дурен и дурен, дурна, дурно, дурны и дурны. 1. То же, что плохой (в 1 знач.). Д. вкус. Д. характер. Она дурна собой (некрасива). Д. признак (неблагоприятный). 2. Предосудительный, безнравственный. Дурные привычки. Д. поступок. 3. полн. ф. Глупый, придурковатый (прост.). Д. парень. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное… (Андерсен, Снежная королева).

5. ИЗРОБЛЕННЫЙ , -ая, -ое; Этот и вовсе изробленный (сноска – инвалид) (П.П. Бажов, Медной горы Хозяйка)

6. ЛЕШИЙ , -его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям.

«Вишь, глухой черт, леший!» (И.С. Тургенев, Муму)

7. МАЛЫЙ , -ая, ое; мал, мала; меньше. 1. То же, что маленький (в 1знач.). Платья на м. рост. С малыми потерями. Мал, да удал (посл.). С малых лет (с детства). Малая вода (самый низкий уровень воды при отливе). 2.только кр. ф. Недостаточный по размеру, узкий, тесный. Сапоги малы. Квартира мала для семьи. 3. То же, что малолетний (устар. и прост.). Дети малые. От мала до велика (все без различия возрастов; разг.). Мал мала меньше (о маленьких детях в многодетной семье: один меньше другого). Старый дам.(сущ.; о старом человеке и ребенке, находящихся вместе, вдвоем; разг.). 4.малое, -ого, ср. Нечто немногое или незначительное. Начать с малого. Довольствоваться малым. За малым дело стало (из-за пустяка дело останавливается).

– Не умрет, малый, - прошамкала Анисья. (К.Г. Паустовский, Заячьи лапы)

8. Мертвый лежит на траве, не шелохнется, и они сидят как мертвые (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

9 . НЕМОЙ , -ая, -ое; нем, -а, -о. 1. Лишенный способности говорить. Н. отрождения. Обучение немых (сущ.) . Когда я ем, я глух и нем (шутл.). Нем какрыба (о том, кто не выдаст тайны, умеет молчать). 2. перен. Тихий, безмолвный (книжн.). Немая ночь. Немая пучина. 3. перен. Не обнаруживаемый, не высказываемый прямо, затаенный (книжн.).

Такова ходит молва о богатырской силе немого (И.С. Тургенев, Муму)

10 . НИЩИЙ , -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н.скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная ). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

… А вы разве …нищие? – спросил я упавшим голосом.

Нищие! – угрюмо отрезал Валек (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

11. ОКАЯННЫЙ , -ая, -ое. 1. Отверженный, проклятый (устар.). О. грешник. 2.Употр. как бранное и осудительное слово (прост.).

Ох, окаянный! – облегченно вздыхает он, увидев перед собой огромный корень-выворотень. (В.П. Астафьев, Васюткино озеро)

12. ПОРТНОЙ, -огo, м. Мастер, специалист по шитью одежды. Мужской п. II ж.портниха , -и. II прил.портновский, -ая. -ое.

Копатель канав – вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин,

Под праздник молиться катит (Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

В доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи… (И.С. Тургенев, Муму)

13. ПРАЧЕЧНАЯ [шн], -ой, ж. Предприятие, занимающееся стиркой белья, а также помещение для стирки.

Всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную…(И.С. Тургенев, Муму)

14. ПРОЕЗЖИЙ , -ая, -ее. 1. Проезжающий мимо. Проезжие люди. Много проезжих(сущ.). 2. О пути: годный, предназначенный для езды. Проезжая дорога. Проезжая часть улицы.

Проезжие толкутся по дороге… (Н.В. Гоголь, Заколдованное место)

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу! (Н.М. Рубцов, Родная деревня)

15. ПРОХОЖИЙ , -ая, -ее. 1. Идущий мимо, проходящий куда-н. (устар.). П.народ . 2. прохожий, -его, м. Незнакомый человек, идущий по улице, дороге .

Случалось, тут целые дни пролетали, -

Что новый прохожий, то новый рассказ… (Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

Прохожий заснет под свои прибаутки…(Н.А. Некрасов, Крестьянские дети)

16 . РУССКИЕ , -их, ед. -ий, -ото, м. Народ, составляющий основное коренное население России.

Один сын остался и передался русским (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

17. РЫЖИЙ , -ая, -ее; рыж, рыжа, рыже. 1. Цвета меди, красно-желтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3.рыжий, -его, м. То же, что клоун И вся деревня собралась к рыжему поминать покойника (Л.Н. Толстой, Кавказский пленник)

18. СЛЕПОЙ , -ая, -ое; слеп, слепа, слепо. 1. Лишенный зрения, способности видеть, незрячий. С. старик. Школа для слепых (сущ.). 2. перен.Безрассудный, действующий или совершающийся без разумного основания. Слепо(нареч.) верить кому-н. Слепая любовь. 3. Неотчетливый, плохо различаемый(спец.). С. шрифт. 4. Совершаемый вслепую, без участия зрения, без видимых ориентиров .

Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем подарит!» (Мороз. Красный нос, Н.А. Некрасов)

19. СМЕЛЫЙ , -ая, -ое; смел, смела, смело, смелы и смелы. 1. Не знающий страха, решительный. С. человек. С. поступок. Действовать смело (нареч.) и решительно. 2. Отличающийся новизной и оригинальностью, новаторский. Смелая мысль. Смелое решение. 3. перен. Выходящий за границы принятого, приличного, вызывающий. Смелая шутка. С. туалет. 4. смело, нареч. С легкостью, безпомехи, затруднений (разг.). За столом смело поместятся пять человек. 5.смело, нареч. С полной уверенностью (разг.)

Отыщется ль смелый на подвиг опасный? (В.А. Жуковский. Кубок)

20. СОННЫЙ, -ая, -ое; -нен, -нна. 1. см. сон. 2. Погруженный в сон, спящий. Разбудить сонных детей. В доме сейчас сонное царство (все спят; разг. шутл.). 3. Вялый от желания спать, находящийся как бы в полусне. Сонное состояние. Весь вечер он сидел с. 4. перен. Бездеятельный, неподвижный. Сонная жизнь. 5. То же, что заспанный. Сонные глаза. С. вид. Сонное лицо. 6.То же, что снотворный (в 1 знач.) (устар:). Сонные капли. Сонное зелье (также об отраве). 7. Находящийся в состоянии спячки.

Сонные - Проходит он между сонными к дворцу (В.А. Жуковский, Спящая царевна)

21. СТАРШИЙ , -ая, -ее; старше. 1. Имеющий больше лет сравнительно с кем-наиболее старый или самый старый по возрасту. Старшее поколение. С. брат. С. всемье. 2. сущ. старший, -его, м. То же, что взрослый (во 2 знач.). Слушаться старших. 3. Стоящий выше других по званию, должности, служебному положению.С. научный сотрудник. С. войсковой начальник. С. лейтенант. Пойдешь застаршего (сущ.). 4. Высший по степени, значению. Старшая карта. 5. О классе, учебной группе, ученике: близкий к выпуску, к окончанию учебного курса.

Старший молвил: «Спи во гробе…» (А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Старших никого не было… (Саша Черный, Кавказский пленник)

22 . СТАРЫЙ , -ая, -ое; стар, стара, старо и старо. 1. Достигший старости. С.человек. И стар и млад (все без исключения - и старые и молодые; устар.). 2.Давний, существующий с давнего времени, долго. С. друг. С. долг. Старая истина. Старые пашни. 3. Долго бывший в употреблении. Покупка старых учебников. С. дом. Старое платье. 4. полн. ф. Уже не действительный, негодный. С. билет.. 5. Старинный, древний. Старые манускрипты. 6. Прежний, не современный, устаревший. С. порядок. Старые времена. С. режим. Старая мода. Смело ломать старое (сущ.). 7. полн. ф. Бывший прежде чего-н. другого, предшествующий. Вернуться на старую квартиру. Восстановить с. Вариант текста, о. полн. ф. Не являющийся новичком, давно где-н. находящийся, живущий, работающий. Старые ученики вместе с новичками. С. солдат (давнослужащий). 9. старо, в знай. сказ. О том, что давно известно, неново(разг.). Старо как мир (давно известно всем; книжн.).

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая (К.Г. Паустовский, Теплый хлеб)

23. ТРУДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна, -дно, -дны и -дны. 1. Требующий большого труда, усилий, напряжения. Трудная работа. Т. подъем. Больному трудно (взнач. сказ.) говорить. 2. Заключающий в себе затруднения, нелегкий. Трудное положение. Т. вопрос. Т. день. 3. С трудом поддающийся воздействию, доставляющий беспокойство. Г. ребенок. Т. характер. Т. человек. 4. То же, что тяжелый

Но самое трудное было еще впереди… (Д.Дефо, Робинзон Крузо)

24 . ХЛИПКИЙ , -ая, -ое; -пок, -пка и -пка, -пко (прост.). Слабый, хилый. X.юнец. Хлипкое здоровье Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! (В.П. Астафьев, Васюткино озеро)

25. ЦЕЛКОВЫЙ , -ого, м. (устар. и прост.). То же, что рубль.

и на другой день выслала Герасиму целковый(И.С. Тургенев, Муму)

Выводы:

В результате проведенной работы была достигнута поставленная цель: рассмотрены переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные).

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

Раскрыт термин «субстантивация»,

Выявлены причины, условия, признаки и следствия субстантивации;

  • рассмотрены явления, отражающие явление переходности, на примерах из художественной литературы для 5 класса,
  • составлен словарик субстантивированных прилагательных с использованием примеров из художественной литературы для 5 класса.

Работа над исследованием может быть продолжена по пути более полного изучения явления переходности в области частей речи. Данное исследование требует углубленного изучения, так как этот вопрос практически не рассматривается в рамках школьной программы, он актуален и мало изучен в лингвистике.

Список использованной литературы:

1. Литература. 5 класс. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – 3-е изд. – М., Просвещение, 1999.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 1993.
3. Пешковский А.М. . Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. – изд. 6-е. – М., 1938.
4. Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Пичугов Ю.С., Молодцова С.Н. Виды разбора на уроках русского языка. / Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Ю.С. Пичугов, С.Н. Молодцова. – М., НИИ школ, 1975.
5. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматическом строе русского языка и методика их изучения // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. Межвузовский сб. научных трудов. / В.В. Бабайцева. – М., 1988.
6. Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. / В.Н. Мигирин. – Бельцы, 1971.

Схематически систему частей речи можно представить следующим образом:

§ 52. Переходные явления в области частей речи

В процессе развития языка возможен переход слов одной части речи в другую. При этом меняются значения слова, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Ср.: Рабочий день окончился. - Лучший рабочий премирован. В первом случае слово рабочий отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, согласуется в роде, числе и падеже с существительным день и выполняет роль определения, поэтому оно является прилагательным. Во втором случае это слово отвечает на вопрос кто? , обозначает предмет, имеет независимый род и в предложении является подлежащим. Следовательно, это имя существительное.

Наиболее часто наблюдаются следующие переходные явления в области частей речи:

1) субстантивация - переход других частей речи в существительные. В разряд существительных чаще всего переходят прилагательные и причастия: Вошел высокий военный, косая сажень в плечах. (Сим.) У влюбленного мечты, нежны, и чисты.(Анток.)

В значении существительных могут употребляться и другие части речи: Вместо тысяч бьются двое. (Твард.) И каждый думал и мечтал о чем-то о своем.(Исак.);

2) адъективация - переход других частей речи в прилагательные. Наиболее активно адъективируются причастия. Ср.: открытое окно - открытое лицо, блестящая на траве роса - блестящая речь.Иногда адъективируются числительные (первый ученик в школе, второй сорт) и местоимения (какая-никакая родня);

3) прономинализация - переход других частей речи в местоимения. В значении местоимений могут употребляться числительные один, одна, одно (в одну из суббот), некоторые причастия, прилагательные и существительные: в данный (этот) момент, в известной (некоторой) мере;

4) адвербиализация - переход других частей речи в наречия. Чаще всего адвербиализуются в определенных условиях (при отсутствии определений) существительные в творительном падеже с временным значением или со значением образа действия. Ср.: выехали утром, встретились весной, «временами накрапывало, шли шагом - выехали ранним утром, ранней весной, покончено с тяжелыми временами, шли бодрым шагом (в первых сочетаниях выделенные слова являются наречиями, а в последующих - существительными). В значении наречий могут выступать существительные страх, ужас и т. п. Например: Мне страх не нравится, что ты поэт, что ты сдружился с славою плохою. (Ее.)

ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ В СИСТЕМЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Современная классификация слов по частям речи не может быть полной, если в ней не отражены явления перехода слов из одной части речи в другую. В результате такого перехода слова образуется новое слово, которое, в отличие от мотивирующего слова, имеет свои морфологические и синтаксические признаки.

В словообразовании такой переход получил название морфолого-синтаксического способа. Поэтому явления перехода слова из одной части речи в другую находятся на стыке двух языковых уровней - морфологии и словообразования.

Переход слов из одной части речи в другую (его называют частеречной деривацией ) осуществляется в результате длительного исторического развития языка, в языке того или иного периода отражены факты либо полного (завершенного), либо неполного (незавершенного) перехода. Например, в современном русском языке наречие напропалую, восходящее к форме винительного падежа прилагательного с предлогом на, не имеет аналога в виде мотивирующего прилагательного в форме винительного падежа с предлогом на, а наречие по-хорошему, образованное путем перехода формы дательного падежа прилагательного с предлогом по, является его грамматическим омонимом (Ср.: Лучше по -хорошему решить наш спор. - По хорошему футбольному полю приятно бегать). В первом случае произошел полный переход прилагательного в наречие, во втором - неполный. Именно неполный (незавершенный) переход слова из одной части речи в другую и составляет предмет синхронного описания явлений переходности в системе частей речи.

Следствием частеречной деривации является образование функциональных омонимов , под которыми в лингвистической литературе понимаются родственные по происхождению слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Следует различать функциональные омонимы и лексические омонимы. В отличие от функциональных омонимов лексические омонимы всегда относятся к одной части речи. Так, в словосочетаниях крепостной крестьянин и крепостной вал прилагательные крепостной - лексические омонимы, а существительное крепостной (в значении крепостной крестьянин, человек) и прилагательное крепостной в словосочетании крепостной крестьянин - функциональные омонимы.

Различают два типа частеречной деривации: узуальный , т. е. регулярный для данного периода языка, и окказиональный , который возможен только в строго определенных синтаксических условиях и является отступлением от обычных, общепринятых норм в языке. Например, в предложении А ты был ничего сегодня отрицательное местоимение ничего (форма родительного падежа) употребляется в несвойственной ему функции именной части составного именного сказуемого и выступает как функциональный омоним-прилагательное. Окказиональность такого перехода местоимения в прилагательное очевидна, так как он не является в современном русском языке регулярным и не приводит к пополнению имен прилагательных новым словом.

Окказиональный тип частеречной деривации составляет отдельный предмет исследования.

Важными признаками частеречной деривации считаются изменения общего грамматического (категориального) значения, морфологических и синтаксических свойств исходной части речи. Причем значения функционального омонима по сравнению со значениями исходного слова (части речи) относятся к разряду вторичных . Так, существительное крепостной по сравнению с исходным прилагательным крепостной приобретает вторичные значения предметности, неизменяемого рода (мужского или женского), подлежащего или дополнения в составе предложения; категория состояния весело (ему) по сравнению с исходным наречием весело (хохочет) приобретает вторичные значения состояния, главного члена безличного предложения; прилагательное цветущий (вид) по сравнению с исходным причастием цветущий (кустарник) приобретает вторичное значение признака предмета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!