Язык: Фонетика и фонология. Чем отличается позиционная торговля и как ее применять

Виды фонетических чередований. Фонетические чередования, в свою очередь, бывают позиционными и комбинаторными. Позиционное чередование - фонетическое чередование звуков, зависящее от их позиции (положения) по отношению к началу или концу слова или по отношению к ударному слогу. Комбинаторное чередование звуков отражает их комбинаторные изменения, обусловленные влиянием соседних звуков.

Другой классификацией выступает деление их на позиционную мену и позиционное изменение. Основным понятием для явлений фонетической природы являетсяпозиция – фонетически обусловленное место звука в потоке речи по отношению к значимым проявлениям живых фонетических законов: в русском языке, например, для гласных – по отношению к ударению или твердости/мягкости предшествующего согласного (в праславянском – по отношению к последующему jj, в английском – закрытость/открытость слога); для согласных – по отношению к концу слова или к качеству соседнего согласного. Степенью позиционной обусловленности и отличаются виды фонетических чередований.Позиционная мена – чередование, жестко происходящее во всех без исключения случаях и значимое для смыслоразличения (носитель языка различает его в потоке речи): «аканье» – неразличение фонем А и О в безударных слогах, их совпадение в /\ или в Ъ.Позиционное изменение – действует только как тенденция (знает исключения) и не распознаваемое носителем языка в силу отсутствия смыслоразличительной функции: А в МАТЬ и МЯТЬ – фонетически разные А ([[аяÿ]]и [[дä]]), но мы не распознаем этого различия; мягкое произношение согласных перед Э – почти обязательно, но в отличие от И – имеет исключения (ТЭМП, ТЭНДЭНЦИЯ).

Исторические (традиционные) чередования - это чередования звуков, представляющих разные фонемы, поэтому исторические чередования отражаются на письме. Нефонетические, непозиционные (исторические) чередования связаны с выражением грамматических (друг-друзья) и словообразовательных(друг-аружок) значений: выступают как дополнительное средство при словоизменении, (формообразовании и словообразовании. Историческое чередование звуков, сопровождающее образование производных слов или грамматических форм слов, называют еще морфологическим, поскольку оно обусловлено соседством фонем с определенными суффиксами или флексиями: например, перед уменьшительно-ласкательными суффиксами-к(а), -ок и др. регулярно чередуются заднеязычные с шипящими{рука-ручка, друг-дружок), а перед суффиксом-ыва(~ыва-) в части глаголов чередуются корневые гласные<о-а> (отработать-отрабатывать).Виды исторических чередований .

1) Собственно исторические, фонетико-исторические – чередования, отражающие следы когда-то действовавших живых фонетических процессов (палатализация, падение редуцированных, йотация и пр.);

2) Этимологические – отражающие семантическую или стилистическую дифференциацию, когда-то произошедшую в языке: РАВНЫЙ (одинаковый) // РОВНЫЙ (гладкий), ДУШОЙ//ДУШОЮ; полногласие // неполногласие, ПРЕ/ПРИ.

3) Грамматические, дифференцирующие – имеющие и на синхроническом уровне функцию дифференциации грамматических явлений: СОСЕД//СОСЕДИ (Д//Д’’) – мена твердого на мягкий противопоставляет единственное и множественное число (к этим случаям не относятся действительно разные показатели, к примеру, спряжения –И и Е, УЩ и ЯЩ, т.к. здесь перед нами – не мена на уровне звука, а оппозиция морфологических форм (то же – ИНЖЕНЕРЫ //ИНЖЕНЕРА )).Понятно, что все эти явления, имеющие разную природу, лишь условно объединяют в число «исторических» – поэтому точнее будет термин «нефонетические».

ЛЕКЦИЯ 8. Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных. Исторические чередования гласных и согласных

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях.Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП).Различают позиции:ударная – звук остается без изменений (сильная позиция);первая предударная – первая степень редукции;вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят. См. таблицу.

Не забудем про явления абсолютного начала слова, где А и О и в первой, и во второй позиции будет одинаково /\ (вместо /\ для первой и ожидаемого Ъ для второй позиции: []АПЕЛЬСИН. Э соответственно и в первой и во второй позиции будет (вместо в первой и Ъ во второй): ЭТАЖЕРКА [[т/\ж’’эркъ]].

первая позиция

вторая позиция

первая позиция

вторая позиция

*Иногда после твердых шипящих Ж, Ш, Ц в первой позиции А вместо ожидаемой /\ звучит, как Э: такие слова нужно просто запомнить – ЖАКЕТ, ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, СОЖАЛЕТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, РЖАНОЙ, ЖАСМИН, ЛОШАДЕЙ, ДВАДЦАТИ, ТРИДЦАТИ. Но это – уже не к мене, а к следующей теме (изменения), а также – в орфоэпию.

Позиционные изменения. К позиционным изменениям относятся явленияаккомодации гласных перед мягкими и после мягких согласных. Аккомодацией называется процесс взаимоприспособления звуков разной природы (гласного к согласному или наоборот).После мягкого согласного непереднерядный гласный продвигается по образованию вперед и вверх в начале произношения (прогрессивная аккомодация), перед мягким – в конце (регрессивная аккомодация), между мягким – на всем протяжении произнесения (прогрессивно-регрессивная аккомодация).

МАТ – [[МаТ

МЯТ – [[М’’˙аТ]]

МАТЬ – [[Ма˙Т’’]]

МАТЬ – [[М’’дäТ’’]]

Для звуков О, А, Э – только под ударением – возможны все 4 случая; для звуков У – и под ударением, и нет все 4 случая; для Ы и под ударением и без ударения возможны только 2 случая Ы и Ыяÿ, для И точка спереди не ставится, поскольку после твердого он не употребляется – 2 случая И иыû. Иногда вместо Ё (между мягкими) обозначаюткê– ПЕТЬ [[п’’кêт’’]]. Й и JJрассматриваются как мягкие.

Еще один случай позиционных изменений – прогрессивная аккомодация начального И в Ы, когда к корню присоединяется приставка на согласный: ИГРА – ПОДЫГРАТЬ (к изменениям это относится, так как знает исключения – ПЕДИНСТИТУТ возможно и произнесение И).

Нефонетические процессы в области гласных.

в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ

Чередование РАЗ//РОЗ относится к фонетическим типам написания и является одним из редких случаев отражения на письме не исторического, а фонетического чередования в пределах одной фонемы – сильная позиция О (под ударением, которое закономерно звучит в первой и второй позиции соответственно как /\ и Ъ, что отражается на письме как А.

Фонетические процессы в области согласных.

Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. 1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [[Т]]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [[З]](ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[[Т]]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [[Ф]]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [[С’’Т’’]]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [[ШШ]], СЧАСТЬЕ [[Ш’’Ш’’]]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [[Ч’’Ч’’]]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [[ЦЦ]]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [[ЦЦ]]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [[Ш’’Ш’’]]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [[ХК]]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [[К]]//[[К’’]]; 8) Вокализация фонемы JJ: как согласный звук jjвыступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

Примечание : В на конце причастных и деепричастных суффиксов не переходит в Ф; там так и есть Ф, ведь в сильной позиции как В оно никогда не звучит (нет чередования). То же самое – надо отличать, скажем, выпадение звука в синхронии СОЛНЦЕ и в диахронии ЧУВСТВО, где на современном уровне нет выпадения, т.к. нет чередования с полным его вариантом.

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения. 1) Ассимиляция по мягкости губных и зубных перед губными и Р перед губными (З’’ВЕРЬ, ЛЮБ’’ВИ). Старая норма требовала именно такого произношения, но сейчас, видимо, под влиянием орфографии, это не актуально. 2) Ассимиляция по мягкости перед jj: чаще всего смягчается, но, снова под влиянием орфографии, перед разделительным Ъ, обозначающим jjна стыке приставки и корня – звучит твердый согласный СЪЕСТ [[С]]; 3) Нерегулярная диссимиляция Ч перед Т или Н: ЧТО, КОНЕЧНО [[ШТ]][[ШН]](происходит не всегда – например НЕЧТО – уже только [[ЧТ]]); 4) Аккомодация по мягкости твердых перед Е – сейчас, во многих иноязычных словах, возможно и твердое произнесение согласного перед Е: МЕСТЬ [[М’’]], но ТЕМП [[Т]]. 5) Оглушение сонора в позиции на конце слова после твердого ПЕТР. 6) Вокализация сонора – приобретение сонорным согласным слогового характера в скоплении согласных – КОРАБ[[ъ]]ЛЬ, ТЕМБ[[ъ]]Р. Все указанные процессы одновременно являются и орфоэпическими, т.к. колебания закономерного произношения – и есть причина орфоэпической вариантности.

Нефонетические процессы в области согласных.

1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [[Ф]]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [[В]]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые согласные): следы Л-эпентетикум – ЗЕМНОЙ//ЗЕМЛЯ [[–]]//[[Л]]; историческая диэреза (непроверяемая) ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА; суффиксы прилагательных СК//К; окончания ОВ(ЕВ)//– (ГРАММ//ГРАММОВ).

Примечание . Мена З//С в приставках типа ИЗ, ВОЗ, РАЗ, хотя и отражается на письме, на самом деле является не историческим, а живым, фонетическим процессом ассимиляции по звонкости-глухости: просто здесь реализовано фонетическое, а не фонематическое написание.

ЛЕКЦИЯ 9. Сегментные и суперсегментные единицы. Ударение и его виды

Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно-акустической спецификой. Артикуляционно-акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.

ПРОСОДИЯ –– совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia –– ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, большим по продолжительности, чем отдельный сегмент, –– к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению. Соответственно, для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации.

Соответственно называется и раздел фонетики, изучающий эти характеристики. Поскольку их характеристики сводятся к двум видам явлений –– УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ, этот раздел распадается на два подраздела: АКЦЕНТОЛОГИЯ и ИНТОНОЛОГИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. akcentus «ударение» + греч. logos «слово, учение»). 1 .Система акцентных средств языка. 2. Учение об акцентных (просодических) средствах языка. Аспекты акцентологии: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная акцентология исследует фонетические, фонологические, грамматические свойства просодических средств. Сравнительно-историческая акцентология изучает исторические изменения акцентных систем, их внешнюю и внутреннюю реконструкцию. Теоретическая акцентология описывает системные отношения просодических средств, роль в структуре значимых единиц, языковые функции.

Центральным понятием акцентологии является ударение .УДАРЕНИЕ в широком смысле –– это любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука - в составе слога, слога - в составе слова, слова - в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств. УДАРЕНИЕ в узком смысле –– только ударение словесное

ВИДЫ УДАРЕНИЙ:

По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное, мелодическое, тоническое, тоновое). Еще говорят о количественном типе ударения.

Ударение русского типа традиционно считалось динамическим, или экспираторным. Предполагалось, что увеличенное дыхательное и артикуляционное усилие на ударных гласных отражается в их повышенной акустической интенсивности.

Возможен иной способ организации соотношения ударного и безударных слогов: гласный ударного слога удлиняется, тогда как безударные сохраняют нейтральную длительность (качество гласных при этом почти не меняется). Это языки с квантитативным (количественным) ударением. В качестве примера такого типа ударения обычно приводят новогреческий язык. В нем безударные не подвергаются редукции и отличаются от ударных только отсутствием приращения длительности. В древности многие языки обладали таким ударением.

Традиционно выделяется еще один тип ударения –– тональный. В Европе он представлен в южно-славянских (сербскохорватский и словенский) и скандинавских (шведский и норвежский) языках. Этот тип ударения связан с особым взаимодействием словесной и фразовой просодии. В большинстве языков мира начало тонального движения, реализующего фразовый акцент, совмещено с началом ударного слога. Однако возможно и возникновение двух ориентиров для размещения тонального акцента. Например, в сербскохорватском языке произошло смещение ударения на один слог влево (так называемая «ретракция»), и по месту ударения слова с бывшим ударением на втором слоге совпали с теми, которые имели начальное ударение исконно; старая же ориентация тонального акцента фразы при этом сохранилась. Поэтому в словах, где ударение не смещалось, нисходящий тон утверждения приходится на ударный гласный, а там, где оно сместилось, падение тона приходится на заударный слог, при этом падению тона часто предшествует его повышение. В результате на начальном ударном слоге оказываются противопоставлены нисходящий и восходящий тоны. Например, слова слава, сила в сербскохорватском имеют нисходящее ударение, а слованога, игла –– восходящее.

По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое .

Ударение слоговое –– выделение определенного звука в составе слога. Слоговым ударением называется изменение силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют пять типов слогового ударения:ровное , восходящее, нисходящее, восходяще-нисходящее, нисходяще-восходящее . При восходящем ударении слог характеризуется восходящей интонацией. При нисходящем ударении ударный слог характеризуется нисходящей интонацией.

Ударение словесное –– выделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения. этого слова.

Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным, выдыхательным, т.е. ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Однако экспериментально-фонетические исследования свидетельствуют, что громкость («сила») гласного зависит как от качества гласного ([а] - самый громкий, \у], [и], [ы] - самые тихие), так и от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в словесады безударный гласный сильнее, чем ударный. Поэтому существенной характеристикой словесного ударения является его длительность: ударный гласный отличается большей длительностью от безударного. Кроме того, ударный слог отличается большей четкостью: под ударением произносятся такие звуки, которые невозможны в безударной позиции.

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пил –– пли, змок –– замк и т.п.

Во многих языках ударение является фиксированным, занимая в слове постоянное место. Фиксированное ударение ориентируется на крайние позиции в слове –– либо на его начало, либо на конец. Так, чешский и венгерский языки имеют ударение на первом слоге, польский –– на предпоследнем, а большинство тюркских –– на последнем. Близкую ритмическую организацию имеют языки, в которых ударение может занимать одну из двух позиций, ориентированных на край слова, а размещение его зависит от так называемого распределения «легких» и «тяжелых» слогов. «Легкими» являются слоги, оканчивающиеся на краткий гласный, а «тяжелыми» –– слоги, имеющие либо долгий гласный, либо гласный, прикрытый конечным согласным. Так, в латыни и в арабском ударение в неодносложных словах падает на предпоследний слог, если он «тяжелый», в противном же случае оно смещается на предыдущий слог.

Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (вод –– вду). Более ограниченные акцентные возможности имеет английский язык. Как и в русском, ударение в нем разноместное, из чего следует возможность противопоставления пар типа: ўsubject "предмет" –– subўject "подчинять", ўdesert "пустыня" –– deўsert "дезертировать"; английское ударение может изменяться также и при суффиксальном словообразовании: ўsensitive –– sensiўtivity. Однако словоизменительные возможности английского языка невелики, и изменения ударения при словоизменении не происходит.

Языки обнаруживают и существенные различия в распределении градаций силы в безударной части слова. В некоторых языках все безударные слоги в одинаковой степени противопоставлены ударному, хотя краевые слоги могут иметь дополнительные усиления или ослабления. В других языках действует принцип «диподии»: более сильные и более слабые слоги идут через один, с постепенным ослаблением силы по мере удаления от вершины. Такова ситуация в финском и эстонском языках: главное ударение в них приходится на первый слог, второстепенное –– на третий, а третьестепенное –– на пятый. Ситуация в русском языке необычна: предударный слог здесь по силе уступает ударному, но превышает прочие: потакла (здесь означает редуцированное а).

Имеется еще одна возможность варьирования просодической схемы слова при «динамическом» ударении: разные фонетические параметры могут усиливать разные позиции в этой схеме. Так, в тюркских языках главной акцентной вершиной слова является конечный слог, на котором размещается интонационный акцент. Однако имеется и центр побочного усиления –– начальный слог, на который приходится громкостный акцент.

Языки без ударения (анакцентные). Во многих языках за пределами Европы явно выраженная акцентная вершина слова отсутствует, и ученые затрудняются с определением места ударения. Типичным примером является грузинский, относительно ритмической организации которого единой точки зрения нет. Существует мнение, что предположение об обязательности ритмического объединения слогов слова является ложным (В.Б.Касевич и др., С.В.Кодзасов). В его пользу говорит, в частности, история русского языка. В древнерусском значительное число форм полнозначных слов представляло собой так называемые «энклиномены» (В.А.Дыбо, А.А.Зализняк). Эти слова не имели собственного ударения и присоединялись в виде энклитик к предшествующим полноударным словам.

Функции ударения .Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср.сельский исельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

Одной из важнейших функций словесного ударения является дифференцирующая функция : ударение служит средством различения слов(мука имука, замок изамок) и разных их значений{хаос ихаос), словоформ(руки ируки), а также стилистических вариантов слова(звонишь и разг.звонишь, холодно и диал.холодно, алкоголь и проф.алкоголь,

Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным исловообразовательным . Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении(рука-руки). Подвижное словообразовательное ударение способно перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при словообразовании(лошадь -лошадка, рука –– ручка). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение:туфля, туфли.

Не каждое словарное слово имеет свое словесное ударение. Служебные слова лишь в исключительных случаях получают ударение в потоке речи, но обычно они образуют клитики. В высказывании, как правило, ударений меньше, чем слов, вследствие образования фонетических слов, в которых одним ударением объединяются служебные и самостоятельные слова.

Ударение тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте:Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр - - тактовое ударение:На сухой осине / серая ворона /... Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.

Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).

Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср.Поле за оврагом иПоле/за оврагом.

Ударение фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме):Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.

Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое иэмфатическое .

Ударение логическое (смысловое) –– ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание


Что называется позиционным чередованием звуковых единиц? Когда можно утверждать, что звуковые единицы позиционно чередуются?
Будем исходить из понятия чередования. Чередование всегда обнаруживается в составе определенной морфемы. Если одна и та же морфема в разных словах (или в разных формах одного слова) имеет частично неодинаковый звуковой состав, то налицо чередование. Крутить - кручу. Формы одного глагола, у них один корень; значение его в этих двух формах одинаково; звуковой состав тоже частично одинаков: есть общая часть кру-, но последний звук этого корня в одной форме [т’], в другой [ч’]. Это и есть чередование.
Чередование в корне крут-/кручотражено на письме. Но есть чередования, в написаниях слов не запечатленные. Например, орфография не отражает чередование в формах слов моро[с] -моро[з]ы; но все равно это - чередование.
Позиция - условие произношения звуков. Есть, например, такие позиции: гласные - под ударением, в безударном слоге после мягкого согласного, перед [л], перед паузой, согласные - на конце слова, перед [э], перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каждый звук в слове находится в какой-либо позиции.
Некоторые чередования обусловлены позицией, и они называются позиционными. Например, мена
[з] на [с] происходит на конце слова перед паузой. Действительно: моро [з] ы - моро [с], расска [з] ы -
расска[ с], ро[з]а - ро[с1, ва[з]а - ва[с]; черногла [з] а - черногла [с], чума [з] ый - чума [с], си [з] ый - си [с]; погря [з] ла - погря [с], замер [з] ла - замер[ с], обле [з\ли - обле [с], заведующий хо [з’] яйством - завхо [с], Камский авто [з] авод - КамА [с], высшее учебное [з]аведение - ву\с]. Нет слова, нет формы слова, в которых [з], попав на конец слова, не заменялся бы глухим [с].
Сама по себе, с чисто акустической или артикуляционной стороны, пауза вовсе не требует, чтобы шумный согласный перед нею был глухим. Есть много языков (украинский, сербскохорватский, французский, английский), где конечный шумный остается звонким. Чередование обусловлено не акустической или артикуляционной природой звука, а законами данного языка.
На основании чего мы заключаем, что чередование позиционно? Может быть, мы принимаем во внимание артикуляционную и акустическую наглядность взаимодействия звуков? Например, зубной перед мягким зубным сам должен быть мягким (в русском литературном языке), ср.: хвост - хво [с’] тище, куст - ку [с’] тистый, отпускать - отпу [с’] тить и т. д.
Но мнение о необходимости наглядно-очевидного уподобления звуков друг другу - неверно. Для того, чтобы признать закономерность позиционного чередования, звуковое сходство необязательно. Как частный случай оно возможно, но именно как частный. Есть случаи, когда фонетическое чередование является живым, действующим, позиционным, но сходства между звуками, вступившими во взаимодействие, нет.
Пример. В русском литературном языке [о] (ударный гласный) в первом предударном слоге после твердого согласного заменяется гласным [а]: новый - новее, дом - дома, стой - стоять и т. д. Чередование позиционно. Однако никакой акустической необходимости в таком чередовании нет. Нельзя даже сказать, что [о] заменяется в безударном слоге звуком [а], потому что [а] артикуляционно слабее, чем [о] (это объяснило бы, почему в слабых безударных слогах уместно иметь [а]). Напротив, [а] требует большего раствора ротовой полости, т. е. более энергичной артикуляции.
Вообще представлять (в качестве общего закона) причину звукового чередования в том, что один звук требует акустического или артикуляционного приспособления к себе другого звука,- большое заблуждение. Итак, о том, что позиция требует определенного чередования, догадаться по акустическо-артикуляционной сущности звуков нельзя.
По какому же надежному признаку можно отделить позиционные чередования от непозиционных? Только по одному: позиционные чередования не знают исключений. Если появляется позиция N2 вместо N1, то всегда происходит мена звука а на звук Р; естественно причиной мены считать позицию N2.
Напротив, если позиция N2 в одних словах сопровождается появлением р (вместо а), а в других не сопровождается (а остается без замены), то позицию N2 нельзя рассматривать как причину чередования ее|| р. Не она его обусловливает. Поэтому чередование, которое знает исключение, не является позиционным.
Следовательно, позиционное чередование может быть объяснено двояко: это чередование, которое осуществляется в данной языковой системе без исключения; это чередование, обусловленное позицией. Оба определения тождественны по своей сути.
Находиться в позиционном чередовании могут разные звуки, имеющие совершенно непохожие характеристики. Например, чередуются [о] (гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный) и [а] (гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный). Значительные качественные различия не мешают им быть чередующимися звуками (табл. 4):
Таблица 4

Примеры
Позиция
Члены
чередования

Дома, новее, стоять
Ударный слог
Первый предударный слог после твердого согласного

Исключений нет, т. е. нет случаев (среди общеупотребительных полнозначных слов русского литературного языка), когда во второй позиции сохранялся бы гласный [о], следовательно, чередование позиционно.
Звук может чередоваться с нулем (табл. 5):
Таблица 5

Позиция Члены
чередования
Примеры
Перед паузой 1и] стой, строй, герой, свой
После гласного перед глас нуль стоит, строит
ным [и] герои, свои

В системе согласных фонем выделяются соотносительные ряды фонем, парные по:

v Глухости – звонкости.

v Твёрдости – мягкости.

Поэтому русские согласные фонемы могут нейтрализоваться по признакам глухость/звонкость и твердость/мягкость .

Нейтрализоваться по признаку глухость – звонкость могут не все согласные фонемы. Например, одним звуком могут быть представлены фонемы <б> и <п> в позиции конца слова: дуб /дуп/, глуп /глуп/ или фонемы <в> и <ф>: ров /роф/, шкаф /шкаф/. Но не может быть представлена звуком /р/, например, никакая другая фонема кроме <р>, у нее нет пары. Значит, нейтрализоваться по признаку глухость-звонкость могут только парные фонемы. Парные фонемы по глухости – звонкости следующие: <б п б’ п’ в ф в’ ф’ г к д т д’ т’ ж ж’ ш ш’ з с з’ с’ >. Не могут нейтрализоваться по звонкости-глухости такие согласные фонемы <м м’ н н’ л л’ р р’ j ц ч х> - эти фонемы не имеют пары.

Парные фонемы, нейтрализуясь в слабых позициях, могут быть представлены глухим или звонким звуком. Нейтрализация происходит в следующих позициях:

Слабые позиции по глухости - звонкости:

1. на конце слова. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: род /рот/ и рот /рот/, глуп /глуп/ и губ /гуп/.

2. перед глухими шумными согласными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: спать /СП/ать и из парты /ИСП/арты.

3. перед звонкими шумными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в звонких согласных: из бани /ИЗБ/ и с баней /ЗБ/.

Нет нейтрализации по глухости – звонкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по глухости – звонкости:

1. Позиция перед гласным.

2. Позиция перед сонорным согласным.

3. Позиция перед [в] и [ в’].

Непарные фонемы <ч>, <ц>, <х>, , <м>, <н>, <л>, <р>, <м’>, <н’>, <р’>, <л’> не участвуют в нейтрализации, но каждая из них представлена вариациями как глухими, так и звонкими:

<ц>



Согласные фонемы могут не различаться также по признаку твердости – мягкости. Нейтрализуются согласные фонемы, парные по твердости – мягкости, в следующих позициях:

Слабые позиции по твёрдости – мягкости:

1. Зубные перед мягкими зубными (кроме /л/). Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

2. Перед /ш’/, /ч’/ нейтрализуются <н>, <н’>. Мягкая и твердая фонема реализуется в мягком /н’/.

3. Зубные перед мягкими губными. Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

Нет нейтрализации по твердости-мягкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по твёрдости – мягкости:

1. на конце слова.

2. перед гласным.

3. перед заднеязычным согласным.

Не различаются твердые и мягкие фонемы в следующих позициях:

Непарные фонемы по твёрдости – мягкости:

<к>, <г>, <х>, <ц>, <ч>, ,<л>, <л’> - данные фонемы не участвуют в нейтрализации по твёрдости – мягкости.

Согласные фонемы могут нейтрализоваться еще по одному признаку – месту образования. Фонемы <с с’з з’ т т ’д д’ ц > реализуются в зубных шумных звуках / с с’з з’ т т ’д д’ ц/. Фонемы <ш ш’ ж ж’ ч’> реализуются в передненебных шумных / ш ш’ ж ж’ ч’/. В позиции перед передненебными шумными зубные меняются на передненебные: сшить /шшить/, сжать /жжать/.

Вопросы и задания.

1. Что такое нейтрализация?

2. Заполните таблицу:

Позиции: на конце слова, позиция перед гласным, позиция перед сонорным согласным, перед заднеязычным согласным, позиция перед [в] и [ в’].

3. Назовите непарные фонемы по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

4. Определите состав фонем в следующих словах:

дом, род, рот, с ветром, без ветра, из беды, из пруда, кино.

5. Определите звуковой и фонемный состав следующих слов:

С Шурой, с Чуком, с Сашей, с Щукарем, с Зиной, с Аней.

Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (шок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:

Перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

Перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .

В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее (отпить) и нормативное ), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

В конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

Перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

Для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва) , [пLлз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .

К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

- по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух) , [по́тп`ис`] (подпись) , [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; (отбить) , [про́з`бъ] (просьба) , [гд`э́ду] (к деду) – озвончение;

- по твёрдости-мягкости . В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик) , [рLс`т`и́] (расти) . Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.

- по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.

Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Акустическая характеристика звуков
Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Согласных звуков
Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи.

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!