Языков родина краткое содержание. Анализ стихотворения Николая Языкова «Родина

Стилистика произведения близка к исторической балладе
благодаря высокой культуре языка.
Это смелая песнь лирической души, оформленная в
четырехстопный амфибрахий.
Стопа трехсложная, с ударением на втором слоге.
Подобно торжественной оде читается "Родина".
Стихотворение состоит из шести строф-восьиистиший,

Уместный, возвышенный пафос с изобилием красноречивых
эпитетов производит нужное впечатление.
С помощью восклицательных отрывков передается читателю сила
патриотических чувств автора.
стремительный стиховой темп

Выразительные поэтические средства, которыми пользуется поэт,
необычайно разнообразны.
Яркие сравнения, красочные эпитеты,
смелые метафоры; предметы юношеских дней;
сердца первые порывы; голос лиры вдохновенной;
дедов времена; красноречивые места

необычное сочетание эпитетов с определяемым словом,
яркие, красочные, точные эпитеты, придающие стихам особенную
эмоциональность: полуночная природа; пышные брега; радостные воды;
прибережной дубравы
стилистически-контрастные фигуры: "волшебница-мечта мне оживляет
и рисует "(олицетворение)
сравнение-"Всё мило мне, как жар стихов,
Как жажда пламенная славы,
Как шум прибережной дубравы
И разыгравшихся валов!
И сердца первые порывы;"
"русская природа..." как наших дедов времена,
И величава и грозна
И благодатна, как свобода"

Анафора-Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!

Россия для поэта является личным символом свободы.
В стихотворение вплетаются былинные мотивы древних славян –
"дедов времена".
Боевая сила и мощь духа народа служат для автора лучшим вдохновением.
В последнем десятистишии автор несколько отклоняется от народной темы.
Лилета и поцелуи, рассвет молодости занимают его мысли.
Дама с необычным именем Лилета – безликий образ женщины в лирических произведениях.
Влюбленное, полное жизни сердце Языкова с упоением принимает дары жизни.
Нет тоски в его строках, только "красноречивые места" любимых краев.

«Родина» , по утверждению автора статьи в лермонтовской энциклопедии, является одним из самых замечательных произведений русской лирики XIX в. Написанное в последний год жизни, оно привлекло к себе внимание еще до публикации. Об этом стихотворении восторженно говорили В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов. Существует предположение, что поводом к созданию «Родины» послужило стихотворение Хомякова «Отчизна» — в одной из редакций стихотворение М. Ю. Лермонтова имело такое же название.

Можно сказать, что «Родина»- отнюдь не первое произведение поэта, посвященное теме Отечества, эта тема всегда была близка ему, так, например, первое напечатанное по воле автора и с его ведома стихотворение, «Бородино» , посвящено той же теме.

Главная. мысль стихотворения уместилась в одной строчке: «Люблю отчизну я, но странною любовью! » Любовь к отечеству для русского художника не новость; однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет «странною любовью» .

Мотив «странной любви» разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью» , противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины — простым картинам родной природы, русской деревни. Заявляя о своей

любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого... — русская природа и народная жизнь.

Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинских большей красочностью, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: «желтая нива» и «белеющие березы». «Родина» свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный реалистический пейзаж.

Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения русской деревни. Для поэта родина — в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой.

Срезными ставнями окно.. .

Антитезность решения темы в стихотворении «Родина» подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой «странной любви» выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение: «…но я люблю…люблю скакать в телеге…люблю дымок спаленной жнивы…с отрадой…смотреть до полночи готов»

Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то «Родина» соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить «Первое января» , «Прощай, немытая Россия» , «Выхожу один я на дорогу». Лермонтовская «Родина» будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова.

Одним из поэтов, для которого тематика родины занимает важное место в творческих трудах, был Николай Языков. И звучит этот мотив в его стихах громко, открыто, с неподдельными эмоциями патриота. Чуть переступивши порог двадцатилетия, еще полный юношеского задора и беззаботности, поэт в 1825 году пишет осмысленное, восторженное признание – «Родина».

Уместный, возвышенный пафос с изобилием красноречивых эпитетов производит нужное впечатление. С помощью восклицательных отрывков передается читателю сила патриотических чувств автора.

Описание природы России, ее величавых просторов – с этого начинается стихотворение. «Любовь очей» – для поэта его родная земля. Красотой ночных пейзажей пленяется взор Языкова, даже ненастные погодные дни восхищают сердце романтика. Как любит поэт сочинять рифмованные строки, такой же сильной любовью он пылает к образам своей страны. Вроде бы все просто в живой природе: поля, леса, реки… Но сколько величия усматривает лирический герой в этих землях, бескрайних и бушующих, так же «величава» история русского народа.

Россия для поэта является личным символом свободы. В стихотворение вплетаются былинные мотивы древних славян – «дедов времена». Боевая сила и мощь духа народа служат для автора лучшим вдохновением. В последнем десятистишии автор несколько отклоняется от народной темы. Лилета и поцелуи, рассвет молодости занимают его мысли. Дама с необычным именем Лилета – безликий образ женщины в лирических произведениях. Влюбленное, полное жизни сердце Языкова с упоением принимает дары жизни. Нет тоски в его строках, только «красноречивые места» любимых краев.

Стилистика произведения близка к исторической балладе благодаря «высокой» культуре языка. Это смелая песнь лирической души, оформленная в четырехстопный ямб. Подобно торжественной оде читается «Родина». Не удивительно, что впоследствии была написана музыкальная композиция под строки стиха. Мастер зарисовки национальных пейзажей Языков представляет Россию гордой, непокорной страной.

Вольнолюбивый революционный романтик, русский поэт Н.М. Языков клянется воспевать родившую его землю: ее живописные красоты и ее героев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!