Юдифь: Трагедия в современном театре.

Действие пьесы происходит в небольшом немецком городке первой половины XVIII века. В доме столяра Антона, известного своими трудолюбием и бережливостью, две женщины, мать и дочь. Они начали утро с примерки и обсуждения старого подвенечного платья, а закончили разговорами о болезни и приготовлении к смерти. Мать только что оправилась после тяжёлого недуга, за это она благодарит Бога. Она не знает за собой никаких грехов, но все равно должна достойно обрядиться к «небесному венцу», пока ей отпущено время. Она беспокоится о сыне Карле, который и на работу раньше всех уходит, и с работы позже всех приходит, а деньги сберечь и с толком потратить не умеет, вечно у матери просит. А у неё хватает денег только на скромное хозяйство.

Мать идёт в церковь помолиться за дочь, которой пора замуж. Клара наблюдает за матерью в окно и загадывает, кто у неё первым на пути попадётся. Зловещие сны совсем замучили Клару, она чувствует свою вину перед родителями. Первым оказывается могильщик, вылезающий из только что вырытой могилы.

В это время к девушке приходит её жених Леонгард, с которым она виделась последний раз две недели назад, и эта встреча оказалась роковой для неё. Тогда в городок вернулся Фридрих, первая любовь Клары, уезжавший учиться на «секретаря». В своё время мать запретила Кларе мечтать о Фридрихе, и обручилась она с другим, чтобы не «засиживаться в девках». Леонгард стал ревновать к Фридриху и, чтобы заглушить старую любовь, постарался «привязать к себе покрепче своё самое драгоценное сокровище», что и совершил довольно грубо. Когда Клара, чувствуя себя осквернённой, пришла домой, она застала свою мать во внезапном приступе смертельной болезни. Теперь девушка знает, что ей «на белом свете не жить», если Леонгард срочно не женится на ней, дабы никто не узнал о её грехе. Но отец, согласно своим принципам, отдаст свою дочь за того, кто её не только любит, но и «хлеб в доме имеет». Леонгард успокаивает Клару, он пришёл просить её руки, так как только что получил всеми правдами и неправдами завидное место казначея, а значит, и жену прокормить сможет. Он хвастается невесте, как ловко и беззастенчиво, оттолкнув и обманув другого, более достойного, добился этого места. Прямодушная Клара не скрывает своего негодования, но отныне она «прикована» к этому человеку моралью добропорядочного бюргерства. Но Клара не знает всех истинных мотивов прихода жениха. Леонгард прослышал, что мастер Антон вложил немалые деньги в дело своего бывшего хозяина и учителя, а тот обанкротился и умер, оставив после себя большую семью. Леонгарду необходимо выяснить, «неужто денежки уплыли», не становится ли Клара бесприданницей.

Отец уже знает о новой службе жениха и проявляет полную откровенность в изложении своих денежных дел, проверяя его. Мастер Антон давно понял, что лишился своих денег, но принял для себя решение не взыскивать их с больного старика, который безвозмездно обучил его хорошему ремеслу. На похоронах мастер порвал долговую расписку и незаметно сунул её в гроб - пусть тот «спит спокойно». Потрясённый Леонгард все же показывает полную готовность жениться и без приданого, и честный мастер протягивает ему руку.

Между тем в доме собирается вся семья, за исключением Карла. Отец всегда им недоволен, особенно если тот играет где-то в карты на деньги, добытые тяжким трудом. Мать, как обычно, заступается за сына. А Леонгард, отгородившись от всех газетой, лихорадочно соображает, как бы ему не свалять дурака с женитьбой. Неожиданно в доме появляются судебные исполнители, объявляя, что Карл посажен в тюрьму по обвинению в краже драгоценностей в доме купца. Мать падает замертво. Воспользовавшись суматохой, Леонгард убегает. Только мастер Антон с трудом сохраняет самообладание. Он ждёт новых ударов судьбы. А вот и письмо с нарочным от жениха дочери - с разрывом помолвки. Отец советует дочери забыть «подлеца», но, замечая её отчаяние, начинает подозревать неладное. Он заставляет дочь поклясться у гроба матери в том, что она «такая, какою быть должна». Едва владея собой, Клара клянётся, что никогда не опозорит отца.

Мастер проклинает преступного сына, поносит весь мир и самого себя. Он уверен, что в глазах «всех честных людей» выглядит теперь неудачником и обманщиком. В будущее мастер страшится заглядывать, но надеется, что его дочь станет женщиной, достойной своей матери, тогда люди простят ему вину за сбившегося с пути сына. Если же будет не так, если люди покажут пальцами на Клару, она должна знать - отец покончит с собой, он не сможет жить на свете, где «люди только из жалости не плюют в его сторону». Дочь не хуже отца знает нравы своей среды и также беззащитна перед ней. Поэтому она и терзается, преступив её законы. Клара сама готова умереть, лишь бы отец прожил весь срок, отпущенный ему Богом.

В отсутствие отца Клара неожиданно узнает, что брат обвинён по ошибке, он освобождён. Первая мысль несчастной - теперь грех лежит на ней одной.

Тут в дом приходит секретарь Фридрих, все ещё тоскующий по любимой девушке. Он не понимает, что может связывать её с весьма незавидным женихом. А она рвётся к Леонгарду, другого пути нет, «он или смерть». Ошеломлённый секретарь пытается удержать её. Тогда Клара открывает ему своё сердце, ведь она не переставала любить Фридриха все эти годы, но теперь должна связать себя с другим. Окрылённый её признанием, секретарь тут же просит Клару стать его женой, остальное уладится. Когда же бесхитростная девушка признается ему в своём грехе, он, отступая, произносит, что «через такое» переступить не сможет. С решимостью рассчитаться с негодяем за честь Клары секретарь уходит.

Подгоняемая слабой надеждой, Клара идёт к Леонгарду. Она во что бы то ни стало должна стать его женой, чтобы не свести в могилу отца. Хотя брак с Леонгардом - это горе для неё, так пусть же Бог поможет ей в этом; если не в счастье, так хотя бы в горе, если так велит судьба.

Леонгард уже готовит подступы для женитьбы на дочери бургомистра. Ему жаль Клару, но каждый должен «нести свой крест». Он никак не ожидает прихода девушки. Клара возвращает ему его письмо, ведь брат оправдан, и препятствий к браку нет. Она умоляет его жениться, иначе отец узнает о бесчестии дочери и убьёт себя. Тут Леонгард задаёт ей страшный вопрос - может ли она поклясться, что любит его так, как «девушка должна любить мужчину, который навеки свяжет себя с нею узами брака?». Как честный и очень прямой человек, Клара не может дать ему такой клятвы. Но она клянётся ему в другом, в том, что, любит она его или нет, он не почувствует этого, ибо найдёт в ней полную жертвенность и повиновение. Клара обещает, что долго не проживёт, а если он захочет раньше избавиться от неё, то может купить ей яду, она сама его выпьет и сделает так, чтобы соседи ни о чем не догадались.

Страстная мольба Клары встречает холодный отказ. Затем следуют снисходительные увещевания, обвинения в адрес отца, раздарившего приданое дочери. Этого Клара уже не желает слушать. Она благодарит Леонгарда за то, что позволил заглянуть в его душу - на «самое дно преисподней», теперь она может умереть спокойно. Клара приняла решение и в тот же день «покинет этот мир».

К пребывающему в полной нерешительности Аеонгарду врывается Фридрих с двумя пистолетами - драться за честь Клары. Негодяй погибает на дуэли.

Освобождённый из тюрьмы Карл приходит домой и делится с сестрой своей мечтой. Он хочет уйти в море от этих мещанских будней, где ему дозволено лишь «стучать, пилить, приколачивать, есть, пить и спать». Клара рада брату, но она готовится уйти из жизни и обращается к Богу со словами: «...Я иду к тебе, только чтоб спасти отца!» Она бросается в колодец, надеясь, что люди примут это за несчастный случай. Но одна девушка видела, как Клара прыгнула сама. Отец, узнавший об этом, воспринимает поступок дочери как свой позор. Напрасно отомстивший за Клару Фридрих объясняет ему причины самоубийства дочери. Он не смягчается, ведь согрешившая дочь не сумела скрыть свой грех и оградить отца от осуждающей молвы. Погруженный в свои мысли, он говорит: «Этого мира мне уже не понять!»

Время делает из артефактов матрешки…

Проблема трагедии в современном театре — тема, которая с легкостью могла бы послужить предметом диссертации на соискание степени кандидата (а может и доктора) наук. Между тем, именно ее еще до начала действия на сцене, буквально с порога, ставит перед нами Хабаровский театр юного зрителя, открывший 69-ый театральный сезон спектаклем «Юдифь».


Что вообще есть трагедия? Каковы современные театральные формы ее воплощения? Есть ли сегодня выход из всеобщего сарказма и бесконечной иронии? Спрашивает нас… а собственно говоря, кто тот человек, который ни с того ни с сего задает эти вопросы по ходу действия? «Современник» — так представляет его нам программка. И если Петр Нестеренко в этой роли выглядит, как некий Теоретик искусства, то его «напарника», Виталия Ильченко (ассистента режиссера, между прочим, а не актера), скорее можно назвать интернет-сёрфером. Благодаря его способностям быстрого поиска информации зритель периодически узнает краткие сведения по «истории вопроса» и тому, каков меседж режиссера в той или иной сцене (весьма обидный, между прочим, для внимательного зрителя ход).

Трагедией, недоступной именно современникам, обозначил ТЮЗ жанр своей постановки. Не совсем понятно, конечно, кто именно имеется в виду: современники трагедии или мы с вами. Но и в том и в другом случае хочется возразить. Да, мир значительно изменился, но ведь это вовсе не значит, что тогда или сейчас в нем нет места рефлексии, року, Поступку… Чтобы вспомнить сюжет ветхозаветной легенды большинству из нас действительно нужна помощь Википедии, но ведь нам по-прежнему знакомы такие понятия как личность, воля, подвиг… Впрочем, именно на поведении большинства делает акцент режиссер-постановщик спектакля, немец, Ральф Хензель, настойчиво подчеркивая в спектакле безликость и ведомость масс.

Причем, не важно, идет ли речь о войске Олоферна или «непокорившихся» жителях Ветилуи. Они слишком быстро отчаиваются и слишком быстро находят нового лидера. Художнику Павлу Оглуздину как нельзя лучше удалось представить на сцене эту двуликость. Сцены военной муштры и отчаяние осажденного города с одной стороны диаметрально отличаются друг от друга, с другой — фактически близнецы. Не случайно военные шинели на поверку оказываются одеждой горожан Витилуи, а под тем и другим то и дело мелькают «обезьяньи шкурки». Наверное, это их лица-маски имела в виду Земфира, сочиняя свое знаменитое: Эти серые лица не внушают доверия…

Среди безликой толпы есть лишь два лица — две личности, два героя. Олоферн (заслуженный артист России Александр Молчанов) и Юдифь (Дарья Добычина). Досье на каждого из них известно уже около трех десятков веков. Он великий полководец, одно имя которого наводит оцепенение и на противников, и на союзников. Она молодая иудейка, разгневанная бездействием мужчин своего города. Он смертельно устал и жаждет умереть от руки равного. Она, истерзанная и обессиленная, готова добиться уважения ценою собственной чести.

Нужно сразу сказать, Юдифь Фридриха Геббеля, пьеса которого послужила основой для спектакля, - это не то, знакомое нам джорджоневское воплощение чистоты и праведности. Это, скорее, Жанна д"Арк, которой движет провидение и вера в собственную избранность. Прекрасная и полубезумная, как Офелия прирафаэлиттов, она все-таки женщина. И если в лагерь противника ее приводит желание спасти свой народ, то на убийство она решается лишь после того, как лично унижена и раздавлена Олоферном. Ее поступок — не героизм бесстрашного воина, но месть женщины, неспособной простить поругание. Дарья Добычина, в актерской судьбе которой столь значимая роль встречается впервые, — стопроцентное попадание режиссера. Каким-то сверхъестественным образом она сумела соединить эти два полюса характера Юдифи и заставила поверить зрителя в исключительность и абсолютную реальность своей героини.

Образ Олоферна не менее значителен. В лучших традициях эпохи романтизма, он болен сплином, слишком много рефлексирует и жаждет заглянуть в глаза собственной смерти. Но он готов перегрызть горло любому, кто встанет на его пути завоевания территории, женщины, власти… Александр Молчанов в этой роли далек от возможно ожидаемого образа вельможного, непомерно гордого ассирийца в исполнении Федора Шаляпина. Он молод, подтянут, современен, пожалуй, даже слишком притягателен. Его неизменные атрибуты: меч, женщины, вино. Его величие порабощает окружающий. Но Олоферн не просто жестокий полководец, он философ, задающий «проклятые» вопросы и ищущий на них ответы острием собственного меча. Не случайно по ходу действия на сцене то и дело появляется капуста, кочаны которой, то ли срубленными головами, то ли разбившимися надеждами, разлетаются вдребезги по всей сцене.

Неожиданно современным оказывается и музыкальный ряд спектакля. «Все войны мира» теперь проходят под аккомпанемент грозной и величественной музыки Rammstein. Она же создает особое настроение и в «стоп-кадрах» боя обезьян, и в совершенно роскошном «театре теней» — сцене подготовки Юдифи к ночи с Олоферном. Глядя на эти сцены, понимаешь, для чего к созданию этого спектакля был приглашен режиссер по пластике Александр Зверев. Но если агрессивная и такая знакомая сегодняшней молодежи музыка немецкой группы — явный реверанс в адрес родины режиссера, то в пении отчаявшихся жителей Витилуи видна (а точнее слышна) мастерская работа музыкального руководителя постановки Елены Кретовой. От удивительной по силе и проникновенности сцены молитвы перехватывает дух, и мурашки бегают по коже.

И как-то совершенно отчетливо становится ясно, что эта история (за исключением мелких нюансов) могла бы произойти когда угодно, где угодно и, в общем-то, с кем угодно. Не даром же, на афише место головы Олоферна остается, скажем так, вакантно… Странно даже, что в фойе зрителей встречает экспозиция с репродукциями, а не картонный макет для фотографирования, где каждый хоть на мгновение может почувствовать себя ассирийским полководцем.

Перечитывать давно известные истории всегда непросто. Но как ни странно, ТЮЗ продолжает отыскивать музыкальные и пластические средства, чтобы донести до современного зрителя знакомые сюжеты и вечные истины.

P.S.
Как ни крути, а каждый век так или иначе накручивает еще одну спираль смыслов на эту (да и любую другую) ветхозаветную легенду. И как без эпилога невозможно уяснить суть «Бесов» Ф.М. Достоевского (уж простите за сравнение), так и этот спектакль, а точнее роль тех самых Современников (которых, к слову сказать, нет в режиссерской версии спектакля), была бы не ясна вовсе, не будь в этой постановке послесловия... В конечном счете, не важно, какое отношение к нам сегодняшним имеет та, ветхозаветная, Юдифь: мать она нам, любовница или сестра. Не важно даже играет она всего лишь эту роль или по-настоящему требует благодарности за содеянное… Пафос трагедии в любую эпоху требует эмоциональной возвышенности и патетики. А вот придать всему этому современные театральные формы — задача, справиться с которой, под силу не каждому театру. Хабаровскому ТЮЗу это вновь удалось!

фотобонус:


За фото мерси боку Катерине Пятковской ( greenkatya )

«Книги Юдифи» , еврейская вдова , спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев .

Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке , «красива видом и весьма привлекательна взором» (Иудифь. ). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен. считает датой этого подвига примерно 589 год до н. э.

Начиная с эпохи Возрождения образ пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические коннотации.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ «Юдифь на пиру в лагере Олоферна», «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»

    ✪ Юдифь в европейском искусстве

    ✪ Кранах Старший, "Юдифь с головой Олоферна"

    Субтитры

Легенда

После победы над мидийским царем Арфаксадом ассирийский царь Навуходоносор , правивший в Ниневии, послал военачальника Олоферна завоевывать страны от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе, покарать обитавшие к западу от Ассирии народы за неповиновение; в их число попали и израильтяне . Олоферн разорил Месопотамию , Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Узнав о приближении ассирийцев, израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины , оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим. Вождь аммонитян Ахиор отговаривал его от карательного похода в Иудею, обещая ему поражение, если израильтяне по-прежнему будут верны единому Богу - пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля»; его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.

Тем временем молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась вместе со служанкой (которая несёт большой мешок кошерной пищи ) в стан ассирийцев. Она молится Богу, просит Его помочь осуществить свой замысел, умывается, умащается благовониями, надевает праздничное платье, украшает себя, «чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят её» (Иудифь. ).

Остановившим её воинам в лагере противника Юдифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату Ветилуи. Придя в шатёр Олоферна, она рассказала ему, что израильтяне будто бы нарушили заповеди Бога, а значит, лишили себя Его защиты и обречены на поражение. Подчёркивая своё благочестие, она пообещала Олоферну помочь наказать отступников и провести его войско к Иерусалиму . За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Там она проводит 3 дня, ночью идёт со служанкой в долину Ветилуи, купается там в источнике, и чистой возвращается в лагерь.

На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн напился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, - и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. ).

Голову вывешивают на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветилуи выступить против ассирийского войска; подчинённые Олоферна отправились за своим военачальником, и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками израильтян, отступив за Дамаск .

Юдифь вернулась в Ветилую, где поселилась в своём имении. Многие желали видеть её своей женой, но она отказалась вступать во второй брак. Она прожила 105 лет, пользуясь всеобщим уважением. Юдифь погребли в пещере в Ветилуи, где было захоронение её мужа Манассии.

Почитание

В еврейской традиции история отражена в пении в первую и вторую ханукальные субботы пиюта «Ми камоха аддир айом ве-нора» («Кто, как не Ты, велик непревзойденным величием»), - обычай, сохранившийся и поныне в некоторых общинах. Он представляет собой сокращенное изложение содержания книги Иудифь.

В католической литургии «Кантик Юдифи» («Химнус кантемус Домино», Иудифь. ) исполняется в ходе вечернего богослужения в среду .

Толкование

История в средневековье трактовалась как символизирующая торжество Девы над дьяволом и как победа чистоты и смирения над похотью и гордыней . Как и многие другие библейские жены, Иудифь стала типологическим предшественником Девы Марии.

Была составлена следующая типология, объединённая общей темой. Во 2-й и 3-й историях главными действующими лицами являются женщины, через которых Бог оказал помощь Израилю, в других она также является орудием победы :

  1. Дева Мария побеждает дьявола
  2. Юдифь обезглавливает Олоферна
  3. Иаиль убивает Сисару
  4. Томирис обезглавливает царя Кира (история из Геродота)

Она входит в число Mulier sancta - святых жен, персонифицирует Церковь и многие добродетели - Смирение, Правосудие, Мужество, Целомудрие. Олоферн, в свою очередь символизирует пороки - Гордость, Распутство, Тиранию. Женский пол сделал её примером типичного библейского парадокса «силы в слабости», через это она соотносится с Давидом, победившим Голиафа и спасшим родной город от вражеской армии.

Навуходоносор рассматривается не как исторический персонаж, действующее лицо истории, а лишь как человек, бросивший вызов Богу, а военачальник Олоферн является его орудием .

Иудифь становится символом сопротивления, иудейского в частности, позже - вообще патриотического. В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции.

Современные версии

Выдвигается предположение, что под видом служанки Юдифь сопровождал изгнанный Олоферном военачальник Ахиор, и именно он с двух ударов легко отрубил голову полководцу .

«Книга Иудифи»

Этот текст, как считается, был написан на основе более ранних устных преданий в середине II века до н. э. иудеем, жившим в период второго храма (538 г. до н. э. - 70 г. н. э.), в годы патриотического подъёма - во время восстания Маккавеев , либо в конце персидской эпохи, в годы великого восстания (362 г. до н. э.), разразившегося в царствование Артаксеркса II , которое распространилось и на Израиль .

Исходя из того, что время действия относится к восемнадцатому году царствования Навуходоносора (Иудифь. ), и ко времени первосвященства Иоакима, Библейская энциклопедия архимандрита Никифора датирует время действия около 589 года до н. э.

Книга Юдифи с литературной точки зрения - один из лучших образцов литературы эпохи Второго храма . Она написана прозой и состоит из 16 глав. Книга имеет 2 поэтических включения - молитва Юдифи перед тем, как отправиться в лагерь Олоферна (глава 9), и благодарственная молитва Израиля после бегства врага (глава 16) .

Второканоничность

Первым комментатором книги был Рабан Мавр в IX веке .

Языковые версии

Греческий текст. Книга сохранилась лишь в греческом переводе - Септуагинте , оригинала на иврите нет. Книга дошла в 4 основных греческих версиях, восходящих к одному оригиналу на иврите. Главные - (1) Codex Vaticanus и (2) Codex Alexandrinus , Codex Sinaiticus . «Многочисленные гебраизмы в греческом тексте с определенностью свидетельствуют, что греческий текст восходит к оригиналу на иврите. Более того, в греческом переводе содержится транслитерация слов на иврите, отражающая характерную для Эрец-Исраэль орфографию» .

Латинский текст. С греческого текста был сделан перевод на арамейский язык (этот перевод называемый Иеронимом «халдейским» утрачен ). Именно эта версия легла в основу латинского перевода блаженного Иеронима - Вульгаты (IV-V вв.) . Греческая версия на 84 стиха длиннее латинской. Иероним пишет, что он сделал перевод «с халдейского» второпях, за одну ночь, стараясь передать ощущение, а не переводить дословно (magis sensum e sensu, quam ex verbo verbum transferens) . Он добавляет, что его версия отличается, и что он передал на латыни только то, что он точно понял на халдейском. Арамейской версии, по которой работал Иероним, не сохранилось. У Иеронима очевидна путаница в именах старейшин (Иудифь, 6:11, 8:9, далее в 15:9 - Иоахим превращается в Элиахима), изменен список предков Иудифи, напутаны географические названия (2:12-16). В Вульгате Навуходоносор правит 13 лет, в Септуагинте - 18. В греческом тексте есть длинное обращение Олоферна к царю .

Пример разночтений
Септуагинта, 2:27 Вульгата, 2:17
καὶ κατέβη εἰς πεδίον Δαμασκοῦ ἐν ἡμέραις θερισμοῦ πυρῶν καὶ ἐνέπρησε πάντας τοὺς ἀγροὺς αὐτῶν καὶ τὰ ποίμνια καὶ τὰ βουκόλια ἔδωκεν εἰς ἀφανισμὸν καὶ τὰς πόλεις αὐτῶν ἐσκύλευσε καὶ τὰ παιδία αὐτῶν ἐξελίκμησε καὶ ἐπάταξε πάντας τοὺς νεανίσκους αὐτῶν ἐν στόματι ρομφαίας. et post haec descendit in campos Damasci in diebus messis et succendit omnia sata omnesque arbores ac vineas fecit incidi
Потом спустился на равнину Дамаска, во время жатвы пшеницы, выжег все нивы их, отдал на истребление стада овец и волов, разграбил города их, опустошил их поля и избил всех юношей их острием меча (Синодальный перевод) И после этих деяний он спустился в нивы Дамаска во дни жатвы, и предал весь урожай огню, и заставил все деревья и виноградники вырубить (дословный перевод)
Протестантская Библия короля Якова восстанавливает нумерацию Септуагинты (например, 2:27: Then he went down into the plain of Damascus in the time of wheat harvest, and burnt up all their fields, and destroyed their flocks and herds, also he spoiled their cities, and utterly wasted their countries, and smote all their young men with the edge of the sword).

Ивритский текст. Существующие 2 еврейские версии (полная и сокращенная) были сделаны в Средние века (вероятно, обратный перевод). Полная практически дословно совпадает с греческой, короткая в корне отличается. Переводы появляются начиная с X-XI вв., причём делаются они преимущественно с латыни. Короткая версия была обнаружена недавно, и имеет всего 40 строк, она весьма любопытна для объяснения загадок текста (подробнее см. подраздел Версии датировки ). Записанная длинная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью Танаха , и оказав влияние на мидрашистскую литературу. Затем книга была включена в Септуагинту . Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Ктувим она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи - ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.

Также известны древние переводы книги - сирский и латинский, известный под именем италийского (Vetus Latinus) .

Жанр книги, вымысел и анахронизмы

Католические теологи в большинстве своем воспринимали «Книгу Иудифи» как фактическое повествование, не аллегорический текст. Даже такой скептик, как Йан, считает, что перечисление предков Иудифи в 15 коленах не имеет цели для создания вымышленного персонажа . Отцы Церкви всегда воспринимали книгу как историческую; так, блаженный Иероним, хоть и исключал её из еврейского канона, без сомнений считал её реальным персонажем .

Однако «Книга Иудифи» содержит ряд исторических анахронизмов , и большинство учёных оценивают её как вымысел - притчу , или даже первый исторический роман . Как в историческом романе, сцены книги оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей. В данном случае это царь Навуходоносор , фигурирующий также в «Книге Даниила» . Самые первые строчки - это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора , царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии …». Известный католический экзегетист дом Август Келмет (1672-1757) указывает, что восприятие истории как реального факта сталкивается с очень серьёзными трудностями, в первую очередь, из-за запутанных указаний текста. Исторические и географические факты часто ошибочны .

Неясности

  • главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось. Кроме того, в действительности Навуходоносор был вавилонским, а не ассирийским царем.
  • родной город Юдифи называется Ветилуя , о нём говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею. Это место - загадка. По описанию текста - это большой город с улицами и башнями (7:22,32) и способна противостоять долгим осадам. Находился он в долине Ездрилона и охранял путь к Иерусалиму. Ни следа подобного поселения не сохранилось. Скорее всего - вымышленный географический пункт , хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh, Mithilia . Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Шхема .
  • поход Навуходоносора в Иудею был успешным, завершился взятием Иерусалима и разграблением Иерусалимского храма. Поход царя Ассирии Синаххериба (в Библии - Сеннахирим) на Иерусалим действительно закончился чудесным спасением иудеев и поражением ассирийского войска, но эта история описана в Библии совсем иначе (4Цар. ).
  • излагаемые события приурочены ко времени возвращения из пленения вавилонского, когда уже не существовало ни Мидии, ни Ассирии . Хотя эпоха - время Навуходоносора, то есть времени царей иудейских, по 5:22, 8:18-19 можно предполагать аллюзию на время после реставрации. При этом царя над Палестиной нет (), только первосвященник Иоахим (Элиахим), а в , упоминается синедрион .
  • Гидасп (Ύδάσττης) - река, упоминающаяся в книге Иудифь, I, 6 рядом с Евфратом и Тигром и страною Эламом. Полагают, что Г. тождествен с эламитской рекой Choaspes (Хоасп), которая, по мнению некоторых комментаторов, соответствует реке «Medus Hydaspes», упоминаемой у Вергилия (Georgica, IV, 211). - Ср.: Bl.-Che., II, 2137; Fritzsche, в Bibellexicon, III, 151 .
  • книга полна смеси персидских, греческих и иудейских имен.
  • Ахиор, царь Елимейский (1:6) - упоминание сомнительное, человек с аналогичным именем есть в книге Бытия (14:1)
  • Вагой, евнух Олоферна - имя, взятое из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (XI, vii, 1), так звали осквернителя Храма.
  • собственно, имена (Иудифь - «иудейка», Ахиор - «брат света», Ветилуя - возможно «святое место» («Bethel» - дом Господень, Иерусалим (?) или от ивритского «дева» бетула ) - звучат как символические имена, а не реальные. В речи Иудифи к Олоферну (9:12,15) очевидна путаница между Ветилуей и Иерусалимом.
  • упомянутая выше генеалогия Иудифи в трёх основных греческих кодексах варьируется .

Версии датировки

Согласно рассказам «Книги Иудифи» события подвига Юдифи относятся к восемнадцатому году царствования Навуходоносора и периоду первосвященства Иоакима. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора датирует эти события около 589 года до н. э.

Католические комментаторы предлагают выходить из путаницы несколькими способами. Консервативный критицизм предполагает, что книга все же описывает исторические факты. Ошибки же в географии и именах вызваны переводчиками и переписчиками оригинального текста, которые жили долго после событий и не разбирались в реалиях. Келмет, таким образом, предполагает, что с Навуходоносором ошибки нет, а под именем царя Арфаксада подразумевается царь Мидии Фраорт, чьё имя, как доказал Вигоро, легко искажается таким образом. Сам Вигоро, однако, согласно с ассирийскими находками, отождествляет упомянутого Навуходоносора с Ашшурбанипалом , современником Фраорта. Это позволяет ему соотнести события с периодом плена Манассии (2Пар. ). Эта кампания, которую возглавлял Олоферн, описана в источниках времени Ашшурбанипала. Это позволяет объяснить аллюзии на пленение - реставрация действительно была, но Манассии, а не Ездры. Упоминания синедриона сомнительны .

Таким решением дилеммы не удовлетворены некоторые комментаторы, они считают, что ошибки передаточного звена не могут быть явственным объяснением проблемы. Эти авторы, как католические, так и протестантские, не намереваясь утверждать, что это целиком вымысел, предполагают, что реальная историческая подоплёка есть. Июдифь - не мифический персонаж, её подвиг долго жил в памяти потомков, однако в письменном виде она была оформлена много времени спустя, когда большинство реальных фактов были забыты. Информация расплывчата, стиль же композиции, речей, напоминает книгу Маккавеев, а также псалмы Второго храма (ср. 7:19 и Псалтырь, 105:6, 7:21 и Пс 78:10, 93:2; 9:6, 9, и Пс 19:8; 9:16 и Пс 146:10; 13:21 и Пс 105:1). Первосвященник Иоахим должен быть отождествлен с отцом Элиашиба, значит, жил во времена Артаксерса Великого (464-424 до н. э., «Иудейские древности», 11:6-7) .

Короткая ивритская версия, обнаруженная доктором Гастером и датируемая им XI веком н. э., отчасти решает проблему: в ней всего 40 строк, нет множества подробностей и имен, в том числе Олоферн, Ветулия и Ахиор, а враги больше не ассирийцы, а Селевкид Антиох Эпифан , современник Маккавеев, осаждающий собственно Иерусалим. Иудифь там не «вдова», а «дева», букв. «ветилуя», что могло потом превратиться в название города. Есть версия, что этот «конспект» мог быть оригиналом, на базе которого расцвечена вымышленными подробностями полная версия. Это объяснило бы и маккавейскую расцвеченность стилистики, и тему эффективности молитвы (ср. 6:14-21; 7:4; 2 Мак 15:12-16) . В иудаистической традиции история Юдифи вообще связывается с борьбой против эллинистической Сирии, а не Ассирии, и относится ко временам Хануки .

Юдифь в мировой культуре

История Юдифи является одной из тем, к которым в европейской литературе и живописи обращаются наиболее часто. В Средневековье увлекались упорядочиванием событий Священной истории, Ренессанс же видел в Юдифи храбрую героиню, тогда как барокко притягивала связь ужасного и эротического в этой истории .

В изобразительном искусстве

В европейском искусстве принято было иллюстрировать несколько эпизодов этой истории, но чаще всего Юдифь изображалась с мечом в правой руке и головой Олоферна в левой. За её плечами обычно пишут служанку, для того, чтобы отличать её от Саломеи , которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. (Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом - это знаменитый пример, приведённый Э. Панофским , о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии). Либо же Юдифь может быть написана в активном действии - опускающей голову Олоферна в корзину, прикрытую тканью, которую держит служанка. Собака - символ преданности, иногда её сопровождает.

Намного реже, начиная с XVI века, она изображается в процессе убийства.

  • Один из ранних циклов - миниатюры Библии Сан Паоло фуори ле Мура (Рим, IX в.). Затем несколько эпизодов изображены на северном портале собора в Шартре (XIII век) и Сен-Шапель (XIII век).

    В эпоху Возрождения картина её победы являлась парной к сюжетам «Самсон и Далила» и «Аристотель и Кампаспа». Это сопоставление доказывает, что тогда эта тема являлась также аллегорией несчастья мужчины, оказавшегося в руках женщины, замышляющей коварство, так же, как и сюжет Томирис .

    В живописи Нового Времени эта тема популяризируется с «Возвращения Иудифи» Сандро Боттичелли (ок. 1470). Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Принадлежность Олоферна к ассирийцам ассоциировалась у итальянцев с их извечным врагом - турками, и делала изображение над ним особенно приятным для их глаз.

    В эпоху Контрреформации сюжет неожиданно становится также прообразом аллегории Кары - выражение победы над грехом .

    • В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист Марко Марулич (1450-1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.

      Как символ гордости и сластолюбия Олоферн упоминается в «Кентерберийских рассказах» Чосера и в «Божественной комедии» Данте, где помещён в чистилище на Уступе Гордыни. С XVI века сюжет становится популярным среди протестантов, которые интерпретируют историю Юдифи как аллегорию победы праведности над пороком. Мартин Лютер особо рекомендовал этот сюжет для драматургов . Также любят его ренессансные авторы. Образ сохранил свою популярность в XVII-XIX вв.

      • Одна из ранних пьес - драма (1489 г.), поставленная в городе Песаро (Италия) местной еврейской общиной.
      • Поэма о Юдифи Лукреции Торнабуони (вторая половина XV в.).
      • Религиозная эпическая поэма «Юдита»,

Фридрих Хеббель

ЮДИФЬ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Олоферн.


Военачальники Олоферна

Телохранители и воины Олоферна.

Посол Навуходоносора.

Ливийские послы.

Месопотамские послы.

Мирза - служанка Юдифи.

Старейшины города Ветилуи.

Священники ветилуйские.
Озия |
Ассад |

Даниил - брат Ассада, слепой и немой | ветилуйские

Самайя - друг Ассада | горожане

Иошуа |


Делия - жена Самайи |

Самуил - древний старец |

Его внук |

Ахиор - военачальник моавитянский.

Верховный жрец ассирийский.

Слуги Олоферна, стража Олоферна, ветилуйские горожане, женщины, дети.

Действие происходит в городе Ветилуе и его окрестностях.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Лагерь Олоферна. Впереди справа палатка Олоферна. Рядом другие палатки. Толпы воинов. Верховный жрец. На заднем плане горный хребет, в горах виден город. Олоферн выходит из палатки, окруженный военачальниками и телохранителями. Раздается музыка. Он делает знак, музыка смолкает.

Олоферн . Жертву!

Верховный жрец . Какому божеству?

Олоферн . Кому вчера приносили жертву?

Верховный жрец . Мы бросили жребий по твоему приказу, и жребий выпал Ваалу.

Олоферн . Значит, Ваал сегодня сыт. Принесите жертву богу, которого все вы знаете и все-таки не знаете.

Верховный жрец (громким голосом ). Олоферн приказал принести жертву богу, которого все мы знаем и все-таки не знаем.

Олоферн (смеясь ). Это бог, которого я чту превыше всех. (Совершается жертвоприношение ) Телохранитель!

Телохранитель . Что угодно Олоферну?

Олоферн . Тот из моих воинов, у кого есть жалоба да своего начальника, пусть выйдет вперед. Объяви об этом.

Телохранитель (проходит по рядам солдат ). У кого ость жалоба на начальника, пусть выйдет вперед. Олоферн желает его выслушать.

Один из воинов . Я жалуюсь на своего начальника.

Олоферн . За что?

Воин . Во время вчерашнего сражения мне удалось захватить рабыню, такую красивую, что я остановился в смущении, не решаясь дотронуться до нее. Начальник пришел вечером в мою палатку, когда меня не было, увидел девушку и зарубил ее за то, что, она не покорилась ему.

Олоферн . Казнить начальника. (Конному стражнику .) Быстро! И воина тоже. Взять его. Но пусть начальник умрет первым.

Воин . Ты хочешь убить меня вместе с ним?

Олоферн . Ты слишком дерзок. Я хотел испытать вас своим приказом. Если позволить вам жаловаться на начальников, кто запретит начальникам жаловаться на меня?

Олоферн . Нищий, нашедший корову, знает, что она принадлежит королю. Король не обязан рассыпаться а благодарностях. Однако я награжу тебя за старания, ибо нынче я милостив. Можешь напиться допьяна моим лучшим вином перед казнью. Уведите его.

Конная стража уводит воина.

(Одному из военачальников ) Прикажи седлать верблюдов.

Военачальник . Они оседланы.

Олоферн . Разве я уже отдал приказ?

Военачальник . Нет, но я ждал этого приказания.

Олоферн . Кто ты такой, что осмеливаешься читать мои мысли? Я не потерплю угодливости. Сперва моя воля, потом ваша покорность, но не наоборот. Запомни это.

Военачальник . Прости. (Уходит.)

Олоферн . Все искусство в том, чтобы не дать им понять себя, всегда оставаясь загадкой. Вода этим искусством не владеет: воду можно остановить, соорудив плотину. Реку можно направить по другому руслу. И огонь не владеет этим искусством: он до того унизился, что варит похлебку любому проходимцу и каждый повар знает его природу. Даже солнце не овладело этой премудростью: люди высмотрели его пути, и всякий портняжка измеряет время по длине тени. Я этим искусством владею. Они ходят за мной по пятам, заглядывая в каждую щелку души, пытаясь превратить любое слово в отмычку, раскрывающую тайны сердце. Но мой нынешний день никогда не похож па вчерашний, я не такой глупец, чтобы трусливо поклоняться самому себе, самовлюбленно повторяясь день за днем. Завтрашний Олоферн с хохотом рубит сегодняшнего на куски и пожирает его. Жить - это не значит просто есть, пить и спать. Это значит - каждый день рождаться снова и снова. Когда я гляжу на этот сброд, мне все время кажется, что я один живу, а они ощущают свою жизнь лишь когда я рублю им руки и ноги. Они это чуют, но боятся приблизиться ко мне и подняться до меня и потому трусливо отступают, и бегут, как звери от огня, чтоб не спалить усы. О, если бы хоть один дерзнул выйти мне навстречу! Я обнял бы такого врага и, повергнув его во прах, сам упал бы, погибая с ним вместе. Что такое Навуходоносор? Высокомерное ничтожество. Бурдюк, переполненный жиром. Ассирия и Олоферн - вот на чем он держится. Я покорю ему мир, а потом лишу его власти.

Военачальник . Прибыл посол нашего великого владыки.

Олоферн . Немедленно привести его сюда.

Военачальник уходит.

(Про себя.) Шея, довольно ли в тебе гибкости, чтобы склониться? Навуходоносор печется о том, чтобы ты не разучилась гнуться.

Входит посол Навуходоносора.

Посол . Навуходоносор, пред которым все живое лежит во прахе, чья мощь и власть простирается от восхода и до заката шлет, благосклонный привет своему полководцу Олоферну.

Олоферн . Смиренно ожидаю приказании властителя.

Посол . Навуходоносору угодно, чтобы отныне люди почитали богом лишь его одного.

Олоферн (горделиво ). На это решение, его вдохновила весть о моих новых победах?

Посол . Навуходоносор приказал, чтобы отныне жертвы приносились лишь ему, а алтаря и храмы других богов предавались огню.

Олоферн (про себя ). Один вместо многих - как удобно. И удобнее6 всего самому царю: бери блестящий шлем и молись своему отражению. Смотри только, чтобы живот не схватило, а то, чего доброго, скорчишь рожу и сам себя напугаешь. (Вслух .) Надеюсь, у Навуходоносора в этом месяце не болели зубы?

Посол . Мы благодарим за это богов.

Олоферн . Ты хочешь сказать, его самого?

Посол . Навуходоносор приказал, чтобы каждое утро па рассвете ему приносили жертву.

Олоферн . Сегодня, к несчастью, уже поздно. Мы принесем ему жертву вечером, на закате.

Посол . Навуходоносор приказал тебе, Олоферн, беречь себя и не рисковать жизнью понапрасну.

Олоферн . Да, приятель, если бы мечи могли рубить сами, без нас. А кроме того, ничто так не вредит моему здоровью, как беспрестанные возлияния в честь владыки. Не могу же я от них отказаться!

Посол . Навуходоносор сказал, что никто не может заменить такого слугу, как ты. Ты должен беречь себя.

Олоферн . Хорошо, я буду любить и беречь себя согласно приказаниям моего повелителя. Целую край его одежды.

Посол Навуходоносора уходит.

Телохранитель!

Телохранитель . Что угодно Олоферну?

Олоферн . Нет бога, кроне Навуходоносора. Объяви об этом.

Телохранитель (проходит по рядам воинов ). Нет бога, кроме Навуходоносора!

Олоферн . Жрец, ты слышал приказ?

Верховный жрец . Да.

Олоферн . Иди и разрушь изображение Ваала, которое мы таскаем за собой. Обломки дарю тебе.

Верховный жрец . Как могу я разрушить то, чему поклонялся?

Олоферн . Пусть Ваал защищается. Одно из двух: либо ты разрушишь статую, либо будешь повешен.

Верховный жрец . Я разрушу ее. (Про себя.) На пей золотые браслеты. (Уходит .)

Олоферн . Да будет проклят Навуходоносор. Да будет проклят за великую мысль, которая осенила его, но которую он способен лишь извратить и выставить па посмеянье. Я-то понял давно, что единственное предназначение человечества - породить бога из лона своего. А как бог, порожденный людьми, докажет им, что он бог? Есть лишь одно средство: стать для этих тварей вечным бичом, с корнем вырвать из сердца сострадание и страх и трусливый трепет перед безмерностью цели, давить и обращать их во прах, чтобы и в предсмертных корчах из их груди исторгались вопли восторга! Навуходоносор устроился лучше: глашатай провозгласит его богом, а мое дело - доказать, что он бог.

Верховный жрец проходит мимо.

Ты разрушил статую Ваала?

Верховный жрец . Она погибла во пламени. Бог да простит меня.

Олоферн . Нет бога, кроме Навуходоносора. А тебе я приказываю измыслить этому доказательства. За каждую идею ты получишь унцию золота. Даю тебе три дня сроку.

Верховный жрец. Надеюсь, что сумею выполнить твой приказ. (Уходит .)

Входит один из военачальников.

Военачальник . Послы царя просят выслушать их.

Олоферн . Какого царя?

Военачальник . Прости, но невозможно запомнить имена всех царей, униженно склоняющихся пред тобою.

Олоферн (бросает ему золотую цепь) Впервые слышу слово «невозможно» с удовольствием. Введи их.

Военачальник уходит.

Входят послы из Ливии.

Ливийские послы (падают на колени ). Царь Ливийский повергается во прах пред тобой, если ты соблаговолишь войти в столицу его державы.

Олоферн . Почему вы пришли сегодня, а не вчера?

Ливийские послы . О господин!

Олоферн . Что было причиной - большое расстояние или малое почтение?

Ливийские послы . О, горе нам!

Олоферн . (про себя ) Гневом полна душа моя, гневом против Навуходоносора. Я должен быть милостивым, чтобы эти жалкие черви не возомнили себя причиною моего гнева. (Вслух.) Встаньте и скажите вашему царю…

Военачальник (входя ). Послы из "Месопотамии.

Олоферн . Пусть пойдут.

Военачальник уходит. Входят Месопотамские послы

Месопотамские послы (падают ниц ). Месопотамия готова покориться великому Олоферну, если в награду за это он явит ей свою милость.

Олоферн . Я одаряю народы милостью, но не торгую ею!

Месопотамские послы . Нет-нет! Месопотамия покорится тебе на любых условиях, она лишь смоет надеяться на милость.

Олоферн . Не знаю, смогу ли я оправдать ваши надежды. Вы слишком долго медлили.

Месопотамские послы. Нам пришлось пройти долгий путь.

Олоферн . Все равно. Я поклялся, что уничтожу парод, который придет поклониться мне последним. Я сдержу клятву.

Месопотамские послы . Мы не последние. Мы слышали в пути, что евреи - единственный парод, готовый оказать сопротивление.

Олоферн . Тогда передайте вашему царю, что я принимаю изъявление его покорности. Условия он узнает от военачальника, которого я пришлю. (Обращаясь к ливийским послам ) Вашему царю скажите то же. (Снова к месопотамским послам .) Кто такие евреи?

Месопотамские послы. Господин, это племя безумцев. Ты же видишь, они дерзают сопротивляться. Безумие их тем очевиднее, что они поклоняются богу, которого не могут ни видеть, ни слышать. Неизвестно, где он обитает, по они приносят ему жертвы, словно он взирает па них с алтаря столь же дико в грозно, как наши боги. Живет этот народ в нагорной стране.

Олоферн . Какие обитаемые ими города, много ли у них войска, в чем их крепость и сила, кто поставлен над ними царем?

Месопотамские послы . О господин, эти люди скрытные и недоверчивые. Мы знаем про них не больше того, что они знают про своего бога. Они избегают общенья с другими народами. С нами они не стали бы ни есть, ни пить, разве только сражаться.

Олоферн . Зачем ты говоришь, если не можешь ответить па мой вопрос? (делает знак рукой.)

Месопотамские послы уходят, низко кланяясь.

Пусть военачальники моавитян и оммонитян явятся ко мне.

Телохранитель уходит.

Олоферн . Я уважаю народ, готовый оказать сопротивление. Жаль, что мне приходится уничтожать все, что вызывает во мне уважение.

Входят военачальники, среди них Ахиор.

Что это за народ, живущий в нагорной стране?

Ахиор . Господин, я знаю этот народ и скажу тебе истину о нем. Евреи достойны презрения, когда выходят на бой с копьями и мечами. Оружие ломается у них в руках, как тростник, ибо собственный их бог ломает его, не желая, чтобы они сражались и пятнали себя пролитой кровью. Он мнит сам уничтожить их врагов. Но евреи внушают ужас, когда поклоняются своему богу, как он им приказал: падают па колени, посыпают голову пеплом, испускают жалобные вопли, проклиная себя самих. Тогда кажется, что весь мир стал другим, природа забыла свои законы, невозможное оказалось возможным, море расступилось и воды стали как стены, открыв дорогу, а с неба падает манна и свежие ключи бьют из песков пустыни.

Олоферн . Какое же имя носит бог?

Ахиор . Произнести имя бога для них богохульство. Чужестранцев они за это убивают.

Олоферн . Какие у них города?

Ахиор (указывал на город в горах ). Ближайший город называется Ветилуя, видишь, вот он. Там они засели и собираются защищаться. А главный город этой страны называется Иерусалим. Я был там и видел храм еврейского бога. Равных ему нет на земле. Когда я смотрел в изумлении на этот храм, мне показалось, словно чья-то длань легла мне на плечи и придавила к земле. Я вдруг опустился на колени, сам не знаю, как и почему. Они чуть не побили меня камнями, ибо, поднявшись, я ощутил непреодолимое желание вступить в священный храм, а за это карают смертью. Красивая девушка преградила мне путь и предупредила об этом. Не знаю, из жалости ко мне или из боязни, что храм будет осквернен язычником. А теперь выслушай меня, о повелитель, и не пренебрегай моими словами. Прикажи разузнать, не согрешил ли еврейский народ против своего бога. Если есть в них это заблуждение, мы смело можем напасть на них, и бог дарует нам победу и повергнет их к твоим стопам. Но если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы господь не защитил их, - иначе мы для всей страны станем предметом поношения. Ты грозный полководец, по еврейский бог могуч. Даже если среди защитников города и нет равного тебе по доблести, их бог может помутить твой разум, в ты восстанешь сам на себя и сам себя погубишь.

Олоферн . Что побуждает тебя пророчествовать - страх или хитрость? Я мог бы наказать тебя за то, что ты осмеливаешься бояться еще кого-то, когда рядом с тобой я. Но я не сделаю этого. Ты сам произнес свой приговор. Что будет с евреями, то будет и с тобой. Взять его, но не причинять никакого вреда.

Ахиора берут под стражу.

А когда город будет взят, убейте его и принесите мне голову. Я дам за нее столько золота, сколько она весит. (Возвысив голос .) А теперь вперед, на Ветилую.

Войско идет на приступ.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Покои Юдифи. Юдифь и Мирза сидят за ткацким станком.

Юдифь . Что ты скажешь об этом сне?

Мирза . Ах, да послушай же, что я тебе говорю!

Юдифь . Я шла и шла, торопилась, сама не зная куда. Иногда я останавливалась в задумчивости, и на душе у меня было тяжело, будто я совершаю великий грех. «Прочь, прочь!» - повторяла я и спешила дальше.

Мирза . Эфраим прошел сейчас мимо. Он был печален.

Юдифь (не слушая ее ) Вдруг я оказалась на высокой горе, голова закружилась, а солнце было совсем рядом, и я гордо смотрела ему прямо в глаза. Внезапно я заметила, что стою у самого края пропасти, мрачной бездонной расщелины, полной густого тумана. У меня не было сил ни отойти, ни стоять спокойно. Я пошатнулась и сделала шаг вперед, крича от страха: «Боже, боже!» «Я с тобой!» - раздался голос из бездонной глуби, нежный и ласковый. Я прыгнула в пропасть, и ласковые руки подхватили меня, и невидимые обьятия сомкнулись, несказанное блаженство наступило. Но я была слишком тяжела, он не удержал меня, и я стала погружаться все глубже и глубже, слышала его плач, горючие слезы капали мне па ланиты.

Мирза . Я знаю толкователя снов. Позвать его?

Юдифь . Увы, это запрещено законом. Но такими снами нельзя пренебрегать. Послушай, что я думаю: когда человек лежит погруженный в сон, расслабленный, в самозабвенье, то предчувствие будущего вытесняет все мысли и образы, связанные с настоящим, и то, чему быть суждено, скользит тогда над спящей душой, как тень, приготавливая ее, предостерегая и утешая. Оттого события нашей жизни так редко, почти никогда не застают нас врасплох: мы твердо надеемся на добро и заранее дрожим, предчувствуя горе. Я часто спрашивала себя: не точно ли так же грезит человек в последнее мгновение перед смертью, предчувствуя ее?

Мирза . Отчего ты не слушаешь, когда я говорю тебе об Эфраиме?

Юдифь . Оттого что мужчины мне противны!

Мирза . Но ты же была замужем.

Юдифь . Я открою тебе тайну. Мой муж был безумен.

Мирза . Не может быть, я бы это заметила.

Юдифь . Либо он был безумен, либо я ужасное, страшное существо, внушающее страх даже самой себе. Помнишь, мне не было и четырнадцати, когда меня выдали за Манассию. Ты помнишь этот вечер, ты сопровождала меня. С каждый шагом давящая тяжесть ложилась мне на душу - то мне казалось, что я сейчас умру, то думалось, что жизнь только начинается. А вечер манил и увлекал неодолимо, теплый ветер приподнимал мое покрывало, словно говорил: «Час настал». Но я натягивала покрывало на пылающее лицо, мне было стыдно. Отец шел рядом, он был серьезен и что-то говорил, но я не слушала. Иногда я поднимала на него глаза и думала: «Манассия, должно быть, не похож на него». Разве ты ничего не заметила? Ты ведь была рядом.

Мирза . Я тоже стыдилась - вместе с тобой.

Юдифь . Наконец меня привели в его дом, и старуха мать торжественно вышла навстречу. Нелегко было назвать её матерью: мне казалось, что моя мать слышит это в могиле и ей больно. Потом ты умастила меня благовонными маслами, и мне опять показалось, что это смерть и меня умащивают, как покойника. Да и ты сказала, что я побледнела. И вот вошел Манассия и взглянул да меня, сперва смущенно, потом дерзко. Он взял меня за руку и хотел что-то сказать, но не смог. И тут меня охватило жаром, все запылало во мне. Прости, что я говорю про это.

Мирза . Ты закрыла лицо руками, а потом вдруг выпрямилась к бросилась ему на шею. Как я испугалась!

Юдифь . Я видела это, и мне стало смешно. Мне казалось, что я гораздо умней тебя. Но слушай дальше. Мы вошли в брачный покой. Старуха совершала странный обряд, бормотала что-то похожее на благословение. Мне снова стало тяжело и страшно, когда я осталась одна с Манассией. Три светильника горели. Он хотел погасить их. «Оставь, оставь», - сказала я умоляюще. «Дурочка», - ответил он и хотел обнять меня. Тут первый светильник погас, мы и не заметили. Он поцеловал меня. Погас второй светильник. Манассия вздрогнул, и меня охватила дрожь, но он рассмеялся и сказал: «Третий погашу я сам». «Скорей, скорей», -повторяла я, меня знобило. Он погасил третий светильник. Я скользнула в постель, луна ярко светила мне прямо а лицо. Манассия воскликнул: «Я вижу тебя ясно, как днем!» - и сделал шаг ко мне. Вдруг он остановился. Казалось, черная рука протянулась из-под земли и схватила его. Мне стало жутко. «Иди, иди сюда!» - воскликнула я, забыв всякий стыд. «Не могу», - ответил он мрачно и глухо. И повторил: «Не могу!» - глядя па меня широко раскрытыми от ужаса глазами. Потом отошел, шатаясь, к окну и пробормотал слова: «Не могу, не могу». Казалось, он видел не меня, а что-то странное, чуждое и ужасное.

Мизра . Несчастная!

Юдифь . Я «рыдала, чувствуя себя оскверненной, в эту минуту я ненавидела и презирала себя. Он стал говорить мне ласковые слова, я снова протянула к нему руки, но он начал тихо молиться, не приближаясь ко мне. Сердце мое остановилось, кровь будто оледенела. Я тщетно пыталась постигнуть сама себя и постепенно погрузилась в сон - с таким чувством, словно сейчас только и начала просыпаться. Наутро Манассия стоял у моего ложа и глядел на меня с бесконечным состраданием. Мне стало тяжело, я задыхалась - и вдруг что-то оборвалось внутри, я дико захохотала и вздохнула легче. Мать глядела па меня презрительно и мрачно, видно было, что она подслушивала нас ночью. Мне она не сказала ни слова, только зашепталась с сыном в углу. «Чепуха! - воскликнул од вдруг громко и гневно. - Юдифь - настоящий ангел». Он хотел поцеловать меня, но я отстранилась, а он как-то странно покачал головой, словно так и должно быть. (После долгой паузы .) Полгода я была его женою, и он ни разу не прикоснулся ко мне.

Юдифь . Мы жили рядом, чувствуя, что мы друг другу не чужие, но что-то мрачное, странное стояло между нами. Иногда в его глазах было такое выражение, что я начинала дрожать от страха, готовая убить его, чтобы только избавиться от этого взгляда, впивавшегося мне в душу, как ядовитая стрела. Ты помнишь, три года назад, во время жатвы ячменя, он вернулся с поля больной, и через три дня я поняла, что он умирает. Мне казалось, что он обокрал меня и теперь собирается бежать; я ненавидела его за эту болезнь, за эту смерть, как за гнусный обман и святотатство. Он умирал, а я твердила про себя: «Он не смеет умереть, не смеет, унесть свою тайну в могилу. Надо собраться с силами в спросить наконец». «Манассия, - сказала я, склонившись над ним, - что это было, тогда, в нашу первую брачную ночь?» Его темные глаза уже закрылись, он с трудом поднял взгляд, и я содрогнулась: взгляд поднялся из глубин мертвого тела, как из могилы. Он долго смотрел на меня, потом сказал: «Да, да, да, теперь я могу тебе это сказать, ты...» И тут между памп стала смерть и навеки замкнула ему уста - будто испугалась, что я, недостойная, узнаю эту тайну. (После долгой паузы .) Видишь, Мирза, либо Манасспя был сумасшедший, либо я кончу безумием.

Мирза . Как страшно!

Юдифь , Ты ведь знаешь, что я иногда бросаю работу, оставляю ткацкий станок, падаю на колени и начинаю молиться. За это меня называют благочестивой и богобоязненной. А я просто ищу спасения от своих мыслей и обращаюсь к богу. Моя молитва - это вроде самоубийства: я бросаюсь в вечность, как в глубокую воду…

Мирза (делает усилие и переводит разговор па другое ). В такие минуты лучше смотреть в зеркало. Блеск твоей юной красоты разгонит мрачные привидения.

Юдифь . Глупая, какой плод может питаться самим собой? Лучше не быть молодой и красивой, чем красоваться в одиночестве. Женщина - ничто. Лишь благодаря мужчине она становится чем-то - матерью. Только родив ребенка, женщина может отблагодарить природу за дарованную ей жизнь. Проклятье тяготеет над бесплодными, а надо мною вдвойне: я не жена и не дева.

Мирза . Кто же тебе мешает красоваться для других, для любимого мужа? Благороднейшие юноши ищут твоей благосклонности.

Юдифь (очень серьезно ). Ты ничего не поняла. Красота моя как ядовитый плод. Вкусивший его обезумеет и погибнет.

Образ Юдифь драматург взял из Библии: сюжет об убийстве иудейской вдовой Юдифь ассирийского полководца Олоферна, взявшего в осаду ее родной город Ветилуй. Образ у Геббеля сильно отличается от библейского прототипа. Юдифь разгневана бездействием мужчин города, она слышит рассказы о грозном Олоферне, которого никто не может победить. В лагерь полководца ее ведет долг перед согражданами, но еще интерес женщины к незаурядному мужчине.

Ю. у Геббеля почти влюблена в ассирийца еще до встречи с ним. Она действует на свой страх и риск, чувствуя себя божьей избранницей, но, увидев Олоферна, забывает о своей миссии. Ю. заворожена словами Олоферна о силе, которой все дозволено, увлечена его дерзким вызовом небесам: «Сила! Сила - в ней-то все и дело!» Ю. - романтическая героиня, но образ ее более тонко психологически разработан, чем женские характеры романтической драмы.

В этом проявилось влияние популярных в то время романов Жорж Санд. Ю., невольно восхищаясь Олоферном, забывает о том, что он враг ее народа, виновник гибели многих сограждан, в ней пробудилось земное чувство любви. Однако Олоферн недооценивает гордость Ю., силой увлекая ее на ложе, хотя она готова была следовать за ним добровольно. Насилия Ю. простить не может и, униженная, убивает его, единственного, кого сочла себя достойным. В глазах сограждан Ю. – героиня-освободительница. Она же хочет, чтобы сограждане убили ее. Последние слова Ю.: «Я не хочу родить Олоферну сына».

Впервые трагедия была поставлена в Берлине, позже в Вене в роли Ю. выступила жена Геббеля Кристина. Роль исполняли известные немецкие актрисы: Тилла Дюрье и Агнеса Штрауб.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!