Юный космонавт. Физкультурное занятие «Отряд юных космонавтов

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.

Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.

Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.

К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос - это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» - невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.

Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры, и ученые, и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.

Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.

Юный космонавт.

В детстве многие мечтали

В звёздный космос полететь.

Чтоб из этой звёздной дали

Нашу землю осмотреть.

Повидать её просторы,

Реки, горы и поля,

Глянуть в умные приборы,

Доказать – живу не зря.

Полетать по звёздной черни,

Осмотреть леса, моря.

Не наврал ли нам Коперник,

Что вращается земля?

Космонавты, вон, летают,

Возвращаются назад.

Все «героя» получают,

Ходят звёздами блестят.

А вот я не понимаю,

Почему я не герой.

Так же, как они летаю,

Я ведь парень боевой.

Круглый год, весной, зимою

В космосе летаю я.

А космический корабль мой

Называется - ЗЕМЛЯ!

советский

Интересно

Интересный факт

12 апреля 1961 года человек впервые покорил космос. С космодрома Байконур впервые в мире стартовал советский космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Старт корабля « » был произведён в 09:07 по московскому времени с космодрома ; позывной Гагарина был «Кедр». Этот полет был историческим событием мирового уровня и не все было гладко и легко. Предлагаю прочитать интересные факты о первом полете человека в космос:

Первый полет в космос готовили в спешке, поскольку от разведки поступило сообщение, что американцы планируют запуск космического корабля на конец апреля. Руководство СССР не могло этого допустить и дало команду опередить американцев любым способом.

Одним из ключевых параметров при отборе первого космонавта был рост не более 170 см, и вес не более 70-72 кг. Требования к росту и весу возникли из-за технических ограничений на космический корабль «Восток».

Интересно , что предварительно было подготовлено три сообщения о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе с просьбой помощи в поиске, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане, и третье - «Трагическое», если Гагарин погибнет.

До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, в районе села Смеловка.

Интересный факт , после полета Первому космонавту лейтенанту Гагарину присвоили звание майора. И в новостях передали о Майоре Гагарине, покорившем космос, а день 12 апреля стал международным днем космонавтики.


Для детей группы общеразвивающей направленности 6-7 лет.
Цели:
-дать почувствовать себя участниками подготовки космонавтами к полету на планеты, проверить свои возможности в соревновании с другими детьми;
- формировать уважительное отношение ко всем людям, имеющим отношение к ракетно – космической отрасли России, желание быть похожими на них.
Задачи:
- Доставить радость и удовольствие;
- закрепить умение быть ответственными, организованными, целеустремленными;
- повторить игры и игровые упражнения на развитие быстроты и ловкости с использованием нестандартного оборудования, развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости
- побудить к творческому выполнению заданий, демонстрируя спортивные умения и навыки.
Образовательная область «Здоровье»: прививать любовь к физкультуре, развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю при выполнении движений.
Образовательная область «Социализация»: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности, взаимодействие с другими членами команды, взаимовыручка, подчинение правилам игры;
Образовательная область «Труд»: привлекать детей к уборке физкультурного инвентаря: мальчиков крупный, девочек мелкий. Образовательная область «Познание»: почувствовать себя участниками подготовки космонавтами к полету на планеты, проверить свои возможности в соревновании с другими детьми.
Образовательная область «Музыка»: развивать чувство ритма, умение выполнять перестроения.
Образовательная область «Безопасность»: формировать навык безопасного поведения в играх-эстафетах, играх парами.
Оборудование:
Стойки 3шт., стойки горизонтальные 3шт., мешочки с песком 2шт, обручи подвесные, обручи средние3шт., конструктор большой 8 элементов, накидка – плащ 1шт., шары двух цветов,2 корзинки, пластмассовые «лыжи», свисток.
Ход занятия:
(1 слайд) Титульный
Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на вещи, которые лежат в спортивном зале. Предлагает подумать, кому они могли бы принадлежать. Дети предлагают свои версии.
Воспитатель: Да! Это элементы космической одежды.
А, кто из вас хочет полететь в космос? Все дети хотят. (2 слайд)
Воспитатель: (вовлекает детей в беседу). Что такое космос?
- Как называются люди, которые летают в космос? (3 слайд)
- Кто такие космонавты?(4 слайд)
-Стать космонавтом может любой человек?
Ответы детей: (Нет, только лучшие)
Воспитатель: Да! Чтобы стать космонавтом, нужно сначала окончить школу, потом учиться в лётном училище, затем в военной академии. Из всех курсантов выбирают самых умных, выносливых. Ведь полет очень тяжелый, и человеческий организм испытывает колоссальные нагрузки.
Мне сказал конструктор главный:
- Будет взлет не очень плавный…..
Будет сердце, может быть,
Часто в пятки уходить….
Задеру повыше пятки,
Вот и будет все в порядке!
И тогда за весь полет
Сердце в пятки не уйдет.
А.Шальгин
Ребята, кто хочет стать космонавтами?
А каких космонавтов вы знаете?(5слайд) (Юрий Гагарин и др.)
А вы знаете, кто первая женщина – космонавт? (Валентина Терешкова).
(6 слайд)
Значит, наши девочки тоже смогут стать космонавтами!

Сразу на космодром нам еще, конечно, рановато. Мы сначала отправимся центр подготовки космонавтов.

Звучит музыка. Дети выполняют упражнения в движении. (7 слайд)

Дружно в ногу мы идем

Прямо голову несем,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

(Дети выполняют ходьбу с перешагиванием горизонтальных стоек, ходьба змейкой между вертикальных стоек)

А теперь бегом – бегом-

Чтоб набрать большой разгон

И взлететь на небеса,

Чтоб увидеть чудеса!.....

Е. Дудина.

(Медленный бег змейкой между стоек, бег с преодолением препятствий, ходьба с дыхательными упражнениями)

Что ж, ребята, тренировку

Провели вы очень ловко!

(8 слайд) Ходьба по кругу, перестроение в круг.

А для того что бы отправиться в космическое путешествие нужен капитан – самый быстрый и сообразительный и сейчас мы посмотрим кто же из вас самый быстрый и ловкий. Поможет нам в этом игра «Космонавты»

Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие).

Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается. Игра повторяется 2-3 раза

Воспитатель:

Я знаю, что у вас есть команды. Дети перестраиваются в 2 колонны.

Ваши команды будут называться «Белка» и «Стрелка»(9слайд)

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так назвали ваши команды?

В честь первых собак – космонавтов.

Воспитатель:

Сейчас мы проведем командные соревнования, проверим вашу силу, глазомер, ловкость, которые так необходимы в полете.

Команды, на старт! (10слайд)

Подарил ракету папа,

Да, игрушка хоть куда!

Запускаю я ракету –

Попадаю не туда!?

Проводится соревнования «Запусти метко ракету»

Бросить мешочек с песком так, чтобы попасть в вертикальный обруч.

Вы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов!

Экипаж ракеты вашей

В космос вылететь готов?

Проводится соревнования «Дружный экипаж»

У каждого члена команды в руках по одной геометрической фигуре из большого конструктора. Надо поочереди перенести фигуры в заданный квадрат и сложить так, чтобы получилась ракета.

Проводится игра « Собери космический мусор»(11 слайд)

Ну, а сейчас поговорим

О том, что всем знакомо.

Что очень часто мы сорим

И в космосе, и дома.

Дружно за руки возьмёмся

И порядок наведём,

Мусор быстро уберём!

Пусть запомнят люди в мире-

Чистота – вот наша жизнь!

2 корзинки с цветными шариками смешиваются на ковре. Задание: собрать шарики по цвету в свою корзину в « космической обуви»

«Черная дыра»… Что это такое? (12 слайд)

Всем нам непонятное,

Страшное и злое….

Дыра всегда стремится

Планеты поглотить

И страшным притяженьем,

Как сетью, захватить,

Летят себе планеты,

А время их прошло –

Ведь их подстерегает

Космическое зло!...

Мы с вами будем соревноваться на скорость и ловкость, кто сможет убежать от «черной дыры». А водящего – «черную дыру» - определит считалка:

По порядку все планеты

Назовет любой из вас:

Раз – меркурий,

Два – Венера,

Три - Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон.

Проводится игра «Черная дыра»

Ребенок (водящий в черном плаще) должен «затянуть» планету - ребенка (догнать и коснуться рукой). Игра повторяется 3-4 р.

Дети под спокойную музыку идут по залу, выполняя дыхательные упражнения: « Космическое пространство», «Комета», «Звездная пыль».

Воспитатель:

Вы все показали свою силу, ловкость, смекалку, глазомер. Проявили такие важные качества для космонавта, как взаимовыручка, умение подчинятся правилам, уступать, если этого требует дело. Я думаю, вы готовы вступить в команду «Юных космонавтов», а когда подрастете, полетите куда захотите.

И на память о нашей «космической» тренировке хочу вручить «Удостоверение юного космонавта».

Классный час, посвященный Дню космонавтики для учащихся 1-2 класса

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели:

➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

➣ Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

1. Выставка рисунков детей и иллюстрации по теме.

2. Выставка книг о космосе.

3. Аудиозапись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

Ход классного часа

Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.

Правильно, День космонавтики.

«Освоение космоса»

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов - искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

Как он называется? (Луна)

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть - ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои - космонавты на виду

Им на земле спокойно не живётся,

Их почему - то вечно тянет ввысь,

Им звёзды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий - космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой или со мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит...

Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Песня: Знаете, каким он парнем был?

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.

Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.

А что они там делают?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Крылья космической станции - это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?

Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.

Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м - на всю длину фала - «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое - до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.

Нил Армстронг (1969г.) - американский астронавт, первым высадился на Луну.

Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

30 апреля 2011 г. Первый космический турист Дэннис Тито. Американский бизнесмен заплатил за полет около 20 млн долларов.

Разгадайте кроссворд (подсказки в картинках)

Кроссворд.

1. Женщина - первая полетевшая в космос? (В. Терешкова)

2. Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Ю. А. Гагарин)

3. Кто совершил первым выход в открытый космос? (А. А. Леонов)

4. Космонавт полет, которого продолжался 1 сут. 1 ч. 18 мин. (Г. Титов)

5. Первая собака, полетевшая в космос? (Лайка)

6. Американский космонавт первым, высадившийся на Луне? (Н. Армстронг)

Подведение итогов. Награждение и поощрение активных участников классного часа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!