Заброшенные секретные объекты ссср. Подводное убежище субмарин

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org

25.09.2014


Советская империя умерла, но её призраки до сих пор встречаются как в России, где они никуда и не исчезали, так и в Европе.

Заброшенные военные базы, пустынные больничные палаты и кинотеатры, которые сейчас находятся в тени былой славы – это незабываемые образы призраков за железным занавесом бывшего Советского Союза. Нажимайте на фото для увеличения.

Бузлуджа, Болгария





В период правления Болгарской коммунистической партии (9 сентября 1944 - 10 ноября 1989) Бузлуджа считается святыней болгарских коммунистов. 23 августа 1981 года на вершине был торжественно открыт огромный дом-памятник в честь БКП. Строительство памятника началось в 1974 году. После падения коммунизма дом-памятник БКП полностью разграблен.

Санаторий в России





Санатории в советское время были предназначены для отдыха и медицинского обслуживания «работников народного хозяйства». Теперь большинство из них либо приватизированы, либо пришли в упадок. Хотя некоторые большие предприятия до сих пор сохранили такие учреждения.



Эта больница была посторенна еще в 1898 году для лечения военнослужащих во время мировых войн. Тут лечился и Адольф Гитлер, после ранения в битве на Сомме. Во время холодной войны в группировке советских войск этот военный госпиталь был самым большим за пределами СССР. После воссоединения Германии он был заброшен из-за его «плохой истории».


Этот комплекс площадью 260 га был занят Советской Армией и в начале использовался для управления строительством и эксплуатацией Берлинской стены. В нем жило и работало около 100 тысяч человек.

Батарейная тюрьма, Эстония


Построенное в середине 19 века, как артиллерийская крепость, это здание, к счастью, не участвовало в боевых действиях. Ему была уготована другая судьба. После провозглашения независимости Эстонии в 1918 году крепость стала центральной государственной тюрьмой, коей и оставалась до 2004 года. В сталинские годы это был транзитный пункт для заключенных на их пути в ГУЛАГ.

Железнодорожное депо, Венгрия

Скрунда-1, Латвия



Неподалеку от города Скрунда во время холодной войны находился радарный комплекс, обслуживавший его персонал жил в расположенном неподалеку жилом массиве Скрунда-1. Радар перестал дейстовать 31 августа 1998 года. После демонтажа радара и вывода последних русских войск из региона в октябре 1999 года, Скрунда-1 стал городом-призраком.

Монумент дружбы, Болгария

Памятник стоит на самой высокой точке города — Журавлином холме и представляет собой массивное бетонное сооружение в форме направленного на восток радара. С одной стороны на нем изображены девушки в народных болгарских костюмах, с другой — советские солдаты в касках. Сейчас монумент находится в плачевном состоянии, за ним нет должного ухода, а большой зал под монументом стал в последнее время сборищем наркоманов.

Ирбене, Латвия


Станция космической разведки «Звездочка» была построена в 70-х. Станция представляла из себя систему из 3-х радиолокаторов, предназначенных для перехвата сигналов со спутников, подводных лодок и военных баз, а также слежки за спутниками, и для обеспечения спутниковой связи. В это же время был построен поселок Ирбене. В нем жило несколько сотен человек — военных с их семьями, но на карте поселок не был обозначен в плоть до 1993 года. В настоящее время посёлок превратился в призрак,

Пионерский лагерь, Россия





Пионерские лагеря в СССР создавались для отдыха детей, отдыха родителей от детей и пропаганды среди подрастающего поколения коммунистических идей. Сейчас, если эти площади не выкуплены частниками и организациями, многие лагеря пришли в упадок.

Припять, Украина




Припять, город с населением почти 50 тысяч человек, был полностью заброшен после аварии на близлежащей Чернобыльской АЭС в 1986 году. Теперь там правит природа и город напоминает фон для апокалиптического фильма.

Авиакладбище, Латвия



После падения СССР и демилитаризации бывших советских государств Прибалтики, рижский аэропорт стал кладбищем и музеем для военных самолетов.

Крампниц, Германия

Военный городок, находившийся в 15 минутах езды до Потсдама. Был заброшен в 1992 году.

Больница в Припяти, Украина


После аварии на Чернобыльской АЭС, больница Припяти была превращена в лагерь для пожарных и спасателей, оставшиеся ликвидировать последствия аварии и наблюдать за эвакуацией населения. Они получили самые большие дозы радиации.

Миловице, Чехия

Миловице — город в Чехии недалеко от Праги, где размещался штаб советской Центральной Группы Войск в 1968-1991 годах. Окончательно уже неиспользуемый военный городок с полигоном были упразднены в 1995 году.

Подводная лодка «Черная вдова», Великобритания


Советская подводная лодка Б-39 по прозвищу «Черная вдова» проекта 641, в натовской классификации известного как Foxtrot, уже несколько лет медленно гниет на реке Медуэй, графство Кент. Она сошла со стапелей в Советском Союзе 1 апреля 1967 года. В 1994 году, после 24 лет службы на Балтике, субмарину списали и продали частному покупателю в Великобритании.

К берегам Альбиона лодку привел капитан Виталий Бурда, 23 года командовавший ее экипажем. До 1998 года Б-39 стояла в лондонских доках в качестве плавучего музея. Затем ее перевели в Фолкстоун, где на ее борту вновь был открыт музей. В 2004 году лодку перегнали на реку Медуэй в Кент, где она до сих пор и ждет, пока для нее найдется новый дом.

«Купол» — Германия

Военный аэродром, Германия.


Построен в 1870 году в Пруссии, эта военная база прошла через многие руки прежде чем оказаться в 1994 году центром обучения пилотов советской авиации.

Лаборатория в Латвии


Слой пыли покрывает счеты, бумаги, химические вещества и посуду на заброшенной научной лаборатории в Латвии.

Ракетная база в Словакии

Советская противовоздушная ракетная база в Девинска Кобыла, Словакия. Построена в 1980-е, перестала функционировать в 1990 году. До сих пор остаётся закрытой для посещения.

Военная база в Польше

Заброшенная советская военная база в Крживе, Польша.

Спутниковый центр, Россия

Приемо-передающий РЦ ЦУ спутниковой связи Генштаба России. Позывной «Эврика». Часть была создана в ноябре 1976 года, а расформирована в декабре 2009 года.

Ребекка Личфильд — автор всех этих фотографий, родилась в 1982 году в Лондоне. Получила диплом бакалавра в области графического дизайна в University College for Creative Arts, диплом магистра в области фотографии моды в London College of Fashion и докторскую степень по визуальной антропологии в Roehampon University. Автор книги Soviet Ghosts – The Soviet Union Abandoned: A Communist Empire in Deca’.

, .

Заброшенный город: шахтерский поселок Промышленный. С развалом Советского Союза этот поселок внезапно отрезали от электричества, а правительство страны не оказало необходимой поддержки. Фото: Олег Швец



Когда водоснабжение, газ и электричество перестали работать, жители поселка просто снялись с места и ушли на поиски жилья и работы, оставив за собой дома, имущество и обломки прошлой жизни. Фото: Олег Швец



Вещи, оставленные поселенцами, сохранились и по сей день, став печальными памятниками прошлому. Фото: Олег Швец



Заброшенная база подводных лодок: объект 825.Когда-то небольшой городок Балаклава на побережье Черного моря был секретной базой подводных лодок. Фото: Russos



Даже родственники жителей Балаклавы не имели права посещать этот закрытый военный объект без специального разрешения на въезд. Фото: Russos



В 1995 году комплекс был заброшен, однако уже в 2003 на территории базы был открыт музей. Фото: Russos



Рядом с базой находится заброшенное и неохраняемое топливохранилище. Фото: Russos



Заброшенные концентрационные лагеря – каменное напоминание о массовых репрессиях, печальный памятник непосильному труду и братская могила для сотен тысяч приговоренных к смерти. Фото: angelfire.com





В большинстве стран запустение и разруха царят в заброшенных зданиях, которые в лучшие их времена использовались по прямому назначению. В Советском Союзе много зданий, которые пустовали всегда: останки незавершенных проектов, недостроенные и брошенные из-за нехватки средств или за ненадобностью. В каком-то смысле, по ним можно изучать уникальную историю – историю коррумпированного и недальновидного правительства, историю несбывшегося, проще говоря, историю того, что могло бы быть.Этот недостроенный заброшенный завод предположительно должен был выпускать бетонные панели. Московская область. Фото: EUTHANASIA



В 1997 году в ходе подготовки к проведению Всемирных юнешеских игр в Москве был одобрен проект строительства аквадрома. Площадь застройки 1,7 га, площадь здания 43500 кв. м., 12-этажное со стеклянной наклонной кровлей. Здание включает 3 подземных и 9 наземных этажей, 5 бассейнов, водные горки, легкоатлетический манеж, дворец игровых видов спорта, гостиница для иногородних спортсменов, офисы, кафе, центр лечебной физкультуры и медицины.В феврале 2002 года строительство аквадрома было заморожено. г.Москва. Фото: EUTHANASIA



Заброшенные шахты ракетных комплексов.После развала Советского Союза бывшим союзным республикам досталось сомнительное наследство: разбросанные то тут, то там шахты ракетных комплексов дальнего назначения. Фото: martin.trolle / Flickr



На фотографии изображен один из таких комплексов, находящийся в Латвии. В него вошли 4 шахты, центральный пульт управления полетами, и подземный бункер. Фото: martin.trolle / Flickr



Списанные шахты давно стали местами паломничества многочисленных туристов. Фото: martin.trolle / Flickr



Заброшенные океанские военные базы. Когда-то военные базы Владивостока считались частью системы безопасности страны: укрепление тихоокеанского побережья страны было призвано защитить СССР от возможной агрессии со стороны Японии. Фото: Шамора.info





Трудно представить, что невероятно сложные, дорогие механизмы и оборудование могут быть заброшены так же легко, как ветхое здание. Однако строители коммунизма отличились и в этой области: до сих пор в заброшенных месторождениях можно легко обнаружить ржавеющее оборудование, а огромным спутниковым антеннам, разбросанным по всей стране, видимо, суждено распасться на элементы. Фото: Avi_Abrams / Flickr









Заброшенный форт: форт Александр больше известен в народе под названием "Чумной форт". Построен 19 веке, и уже в 1869 году был исключен из состава оборонительных сооружений. Фото: anglerfish / Panoramio



В настоящий момент форт заброшен, и многочисленные посетители могут увидеть его исключительно с лодок. Даже сейчас им советуют надевать респираторы и резиновые сапоги во избежании заражения. Сейчас существует проект строительства в форте развлекательного комплекса с театральной сценой, музеем, кафе, баром, рестораном, торговой зоной.Фото: anglerfish / Panoramio



Заброшенный "морской город": Нефтяные Камни - это поселок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море.Расположен на металлической эстакаде, сооруженной в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря. Вокруг нефтедобывающих вышек построили "виртуальный город" с магазинами, аптеками, школами и другими зданиями. Все это великолепие соедниялось другс с другом мостами и эстакадами. Добыча нефти продолжается до сих пор, а вот город пришел в запустение и в данный момент не населен. Заброшенные здания понемногу возвращаются в морскую пучину. Фото: Azerbaijan International Magazine, REGION plus, Travel-Images.com, Карты Google



Заброшенная шахта: некоторые заброшенные шахты времен бывшего СССР, расположенных в окрестностях города Кыштым, не радиоактивны. Этот комплекс по добыче калиевой слюды считается заброшенным с 1961 года. Фото: Евгений Чибилев



Тогда взрыв бака выдержки радиоактивных веществ вызвал заражение радиацией радиусом в 40 км и спровоцировал эвакуацию более чем 300 тыс. шахтеров. Происшествие тщатерльно скрывалось от обществености. Фото: Евгений Чибилев



Заброшенный город шахтеров: На архипелаге Шпицберген когда-то было целое русское поселение - г. Баренцбург, и три шахты - рудник «Баренцбург» и законсервированные рудники «Грумант» и «Пирамида». По соглашению 1920 года архипелаг был передан под юрисдикцию Норвегии, однако другим государствам, в том числе традиционно присутствовавшей на островах России, разрешено пользоваться островами для любой невоенной деятельности.СССР занялось добычей угля. Фото: Erling Svensen



В начале 90-х гг. по руднику "Пирамида" было принято решение о консервации на основании убыточности шахты. Населению дали всего несколько часов на сборы. В результате их покунутые дома напоминают картинку из Чернобыля - оставленные личные вещи, книги, детские игрушки. Фото: vizion, Anne-Sophie Redisch



Заброшенные усадьбы: Заброшенные загородные дома и усадьбы, представляющие историческую и архитектурную ценность, восстанавливать не спешат. Причина проста - отсутствие должного финансирования на государственном уровне. История усадьбы Белогорка начинается с 1796 года, когда Павел I пожаловал эти земли генералу Л. Малютину, который вскоре продал их часть предводителю дворянства Царскосельского уезда Ф. Белю. В то время усадьба носила название «Горка», а после смерти владельца стала называться «Белягорка», а в начале XX века получила своё современное название. После революции усадьба была национализирована. История усадьбы тесно переплетена с историей страны. Поэт Иосиф Бродский лето перед отъездом за границу провёл в Белогорке. Места зокруг Белогорки - деревни Новсиверская и Старосиверская - связаны с именем художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Фото: The Nostalgic Glass Заброшенные территории: Абхазия - территория, считающая себя независимой от Грузии. В конце 80-х Абхазия хотела выйти из состава Грузии и стать частью России. Это и дало начало грузино–абхазскому конфликту 1992–1993 гг. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова



В 1994г. после разрушительной войны, в результате которой грузинская сторона потерпела поражение, Абхазия приобрела независимость и статус Непризнанного государства.Сейчас из-за отсутствия финансирования в стране невозможно восстановить транспортную сеть и разрушенные в ходе войны здания. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова

Аральск-7, остров Возрождения. Город-призрак, где по слухам испытывали биологическое оружие. Полностью автономный город был срочно покинут в начале 90-х.

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга (РЛС Дуга, Припять, Украина) – создана для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Строительство было закончено в 1985 году вблизи Чернобыльской АЭС.

РЛС Дуга имела циклопические размеры! Высота – 140 м, длина – 500 м. Для строительства было использовано 200 тыс. тонн металла. Станция не стояла на боевом дежурстве и не прошла испытаний.

Кольская сверхглубокая скважина (Мурманская область)- самая глубокая в мире. Ее глубина составляет 12 262 метра; диаметр верхней части - 92 см, диаметр нижней части - 21,5 см. (Архивное фото 1974 года).

Кольская сверхглубокая скважина. Так объект выглядит в наши дни. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев). Была построена, как аналог американскому проекту HAARP на Аляске, в конце 80-х.

Киевский завод электротранспорта имеет длинную историю. Открытие состоялось 1-го мая 1906 года. На фото: Цех завода в 80-х годах.

В течение 1974 – 1985 гг. с конвейера ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. А так Киевский завод электротранспорта выглядит в наши дни.

АЭС в Щелкино. Крымских секретных (и не очень) заброшенных объектов много, ведь полуостров был рубежом обороны на юге СССР и Российской империи. Эта АЭС, например, должна была снабжать электроэнергией весь Крым.

Начали строить станцию в 1974 году, а в 1987 году, после Чернобыльской трагедии стройку заморозили. Станция уже успела к тому времени занять место в книге рекордов Гиннесса как самый дорогой ядерный реактор в мире.

Объект №221, Крым – это по-настоящему секретный объект. На фото здание-муляж, которое прячет под землей цепь бункеров. Опасаясь ядерного удара руководство СССР построило бункер для Запасного командного пункта.

Тоннели объекта №221 (Крым). Кроме КП, под землю должны были эвакуироваться в случае ядерной угрозы 10 тысяч человек – офицеры и их семьи.

Крымский бункер забросили в 1992 году. По некоторым данным, он был готов на 90%.

Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок в Балаклаве. Секретный военный объект времен холодной войны. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.

Объект Объект 825 ГТС располагается в горе Таврос и является сооружением первой категории защиты (прямое попадание атомной бомбы 100 кт).

Противоатомные двери Объекта 825.

В это сложно поверить, но существуют целые кладбища техники, оставленной по разным причинам еще во времена СССР. На фото: Техника участвовавшая в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. Знакомая картина для фанатов S.T.A.L.K.E.R.

Эта печальная картина на фото – заброшенный ангар рядом с космодромом Байконур в Казахстане. Несколько лет назад ангар посетил фотограф Ральф Миребс. Собранные космические челноки Изделие 1.02 Буря - ответ СССР американским Шаттлам.

В 1988 году космический челнок Буран (изделие 1.01) совершил автоматический полет в космос. В 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 Буран был разрушен.

Распад СССР и рост бюджетных сокращений вынудил сократить и космическую программу.

Космические корабли так и остались застывшими во времени.

Здание не назовешь разрушенным, несмотря на плачевное состояние.

Так ангар выглядит снаружи.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 Лунь - советский убийца авианосцев, как называли его в США. И это было недалеко от истины. Экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара.

Лунь благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Лунь прошел большой путь от начала разработок в 70-х до передачи в опытную эксплуатацию в 1990 году. А уже в 1991 году эксплуатация была завершена.

Вот так экраноплан выглядит в наши дни. Он был законсервирован в доке в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Амдерма, РЛС Лена-М. Поселок на берегу Карского моря в советское время был центром крупнейшей военной инфраструктуры в Арктике. Здесь были установлены крупные установки радиолокации базировалась истребительная авиация.

Амдерма, пункт управления радиолокационным комплексом.

Амдерма. Шары радиопрозрачных укрытий для мобильных РЛС.

А это уже Подмосковье, наши дни. Целый арсенал военной техники, брошенной в лесу.

Подобная картина, как утверждают, не такая уж и редкость в нашей стране. Целые военные базы стоят полностью заброшенные.

Скрунда – когда-то секретная военная часть СССР – целый город Латвии стоит заброшенный. Подобных призраков много по всему бывшему союзу.

Заброшенный Восьмой цех завода Дагдизель в городе Каспийск. Испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега.

При желании на просторах бывшего СССР можно найти и заброшенные самолеты. Этот, например, недалеко от аэропорта в Риге.

Да что там самолеты! Целые аэродромы стоят бесхозные. Вот, например, в городе Воздвиженка, Приморский край.

Аэропорт, Воздвиженка, Приморский край.

Заброшенные самолеты, Воздвиженка, Приморский край.

Ракетный комплекс Р-12 Двина (Поставы). Комплекс построен в 1964 году и до 1994 года стоял на вооружении. Один из объектов времен холодной войны.

По некоторым данным, этот снимок был сделан за день до гибели К-159 во время транспортировки на утилизацию.

Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.

СССР. Среди них есть как строго засекреченные, так и не очень. Экономика многих новообразовавшихся стран не позволила потянуть содержание, обеспечение и поддержание функционирования этих стратегически важных комплексов. Некоторые государства просто не нуждались в них и не считали нужным тратить на это огромные средства из федеральной казны. Так появились брошенные военные объекты. Постепенно они разрушались и приходили в негодность.

Рассмотрим самые интересные брошенные военные объекты из огромного многообразия разбросанных по лесам и горам комплексов, свидетельствующих о былой мощи развалившейся империи. А ведь это лишь малая толика рассекреченных сооружений...

Балаклава, Крым

Хранилище подводных лодок, расположенное на территории Севастополя, поражает своими масштабами. Под его сводами могли одновременно разместиться до 14 крупногабаритных судов. Здесь находится и брошенная военная техника, и детали к ней. Данная база была возведена в 1961 году, а перестала она функционировать в 1993-м, практически сразу после распада СССР. Как говорят сведущие люди, это место было своеобразным перевалочным пунктом, куда проходили на ремонт и подзарядку подводные лодки, здесь же пополнялись боеприпасы. Балаклава строилась на столетия и, благодаря своей совершенной конструкции, способна выдерживать прямые ядерные удары. Но на сегодняшний день она пополнила список "Брошенные военные объекты бывшего Советского Союза". Сейчас от нее мало что осталось, так как жители округи разобрали ее буквально на винтики. В 2002 году местные власти объявили о намерении создать в Балаклаве музей, но дальше разговоров дело так и не пошло.

Ракетная шахта Двина, Кекава (Латвия)

После многим бывшим республикам достались такие военные объекты, о наличии которых они даже и не догадывались. Например, совсем недалеко от Риги, в лесной чаще расположились остатки мощного ракетного комплекса "Двина". Он был построен в далеком 1964 году и состоял из четырех просторных пусковых шахт, которые находились на глубине более 34 метров. В настоящее время они частично затоплены, но любой интересующийся человек может спуститься в них в сопровождении опытного сталкера, чтобы воочию увидеть, что такое брошенные военные объекты. Хотя следует хорошо подумать, прежде чем отправляться на такую экскурсию. Говорят, в шахтах осталось довольно много которое хотя и не радиоактивно, но тем не менее ядовито.

Лопатинский фосфоритный рудник (Московская область)

До этот комплекс являл собой крупное месторождение, где добывались минералы и иные вещества, применяемые в сельском хозяйстве и промышленности. После 1993 года рудник приостановил свою деятельность. Вся техника осталась ржаветь... Таким образом, огромное месторождение с гигантскими ковшами экскаваторов стало местом паломничества тысяч туристов со всего мира.

Станция изучения ионосферы (Украина)

Данный комплекс, который находится под Харьковом, был построен всего за год до распада СССР и стал ответом на создание известного американского проекта HAARP, что на Аляске. Аналог США, кстати говоря, успешно функционирует и по сей день. Огромный комплекс состоял из гигантской параболической антенны, диаметр которой составлял 25 метров, и нескольких исследовательских полей. Сейчас брошенная военная техника так и стоит на месте, напоминая печальное кладбище. Новоиспеченному украинскому государству этот дорогостоящий и энергозатратный комплекс оказался не нужен, сейчас он интересует только охотников за цветными металлами, сталкеров и туристов.

Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан)

В 40 годах прошлого века здесь начались разработки подводных месторождений. Они осуществлялись в Каспийском море, а точнее, в 42 километрах от Апшеронского полуострова. Вокруг первых платформ строились целые города, которые основывались на металлических эстакадах и насыпях. Таким образом, в 110 километрах от Баку посреди воды были возведены электростанции, девятиэтажные дома, больницы, школы и детские сады. Были здесь и хлебозавод, дом культуры и даже цех по производству лимонада. Нефтяники разбили даже маленький сквер с деревьями и зелеными насаждениями. Город Нефтяные камни занимает более 200 платформ, а протяженность улиц в целом составляет больше 350 километров.
Вскоре стала популярной более выгодная сибирская нефть, которая сразу же сделала содержание подводных морских месторождений нерентабельной. Постепенно города на воде опустели. Как это ни удивительно, но Нефтяные камни нельзя называть населенным пунктом-призраком, поскольку в нем и по сей день проживают более двух тысяч человек.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц (Московская область)

В конце 80-х годов прошлого века теряющий свои политические позиции Советский Союз решился на воплощение в жизнь потрясающего замысла. Так появился ускоритель элементарных частиц. Кольцевой туннель, длина которого составляла 21 километр, пролегал на глубине более пятидесяти метров. Географически он находится поблизости от городка физиков-ядерщиков Протвино. Это совсем недалеко от Москвы - около сотни километров по Симферопольскому шоссе. В подготовленный тоннель уже начали завозить дорогостоящую аппаратуру, но тут началась перестройка, и советский "атомный коллайдер" так и остался похороненным под землей.

Место для него подбиралось исходя из геологических соображений. Почва на этом участке идеально подходила для возведения масштабных подземных сооружений. Огромные залы были связаны с наружными частями трубами длиной до 68 метров. Над колодцем устанавливались гигантские краны грузоподъемностью до 20 тонн.

В свое время данная разработка опережала американские аналоги на девять лет. Но с распадом на исследования не осталось. Затраты на создание коллайдера можно соизмерить с расходами на огромную атомную электростанцию.

В настоящее время существуют разнообразные брошенные военные части, которые некогда являлись признаком мощи государства, а сейчас постепенно стираются с лица земли. К сожалению, восстановить их практически невозможно. Особый интерес представляют обширные военные объекты Ленинградской области, часть которых была засекречена: аэродром военно-морского флота на острове Мощный в Кингисеппском районе, заброшенные полигоны, катакомбы, бомбоубежища, заводы по производству боеприпасов, ангары и крепости... С одной стороны, вроде бы и хорошо, что все это существует, и любой человек, интересующийся историей своей страны, может увидеть эти объекты воочию. С другой, они производят удручающее впечатление: столько сил, а может быть, и жизней было положено ради их создания, теперь же многое стало ненужным и брошенным...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!