Зачем нужны пунктуационные знаки в конце предложений. Кому и зачем нужны знаки препинания

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.

Как быть, если знаки препинания становятся камнями преткновения? Проще всего, конечно, как знаменитый герой из мультфильма, махнуть на них рукой и решить вовсе без них обходиться. Но что тогда произойдет?

Нет, конечно, казнить вас никто не будет. Но представьте, что вам срочно нужно узнать ответ на злободневный вопрос. Например, как организовать вечеринку для друзей. Вы забиваете свой вопрос в Интернете, а перед вами открывается страница, с верху до низу написанная без единого знака препинания. Вы просто не сможете осилить ее и дочитать до конца, а если бы и дочитали, то не смогли бы правильно понять ее смысл.

Знаки препинания – очень важные помощники в понимании письменного текста. Они придают смысл написанному, разделяют на фрагменты, облегчающие восприятие, обогащают текст интонациями и эмоциями. Эти маленькие знаки могут передать удивление, восхищение и радость, помогут подчеркнуть важность какой-либо мысли или пригласят вас придумать продолжение прочитанной истории. Вот какой большой силой обладают знаки препинания! А запомнить их совсем нетрудно, ведь их всего десять.

Знаки первой необходимости – это запятая и точка. Точка стоит в конце предложения, давая нам понять, что определенная мысль высказана полностью и пришла к своему логическому завершению. Интонационно точка передается длинной паузой. С помощью запятой выделяются вводные фразы, обращения и уточнения. Запятой разделяются перечисления, она помогает не запутаться в сложных предложениях, отделяя простые предложения друг от друга. Кроме того, запятая создает короткую паузу внутри предложения.

Восклицательный знак – любимый знак препинания даже не очень грамотных людей. Не зря на различных форумах так часто открываются темы с названием «помогите» и тремя восклицательными знаками в конце. Знак восклицания – самый эмоциональный знак, он может передать радость и злость, удивление и разочарование, предупредить о чем-то или привлечь внимание. Восклицательный знак часто употребляют вместе с вопросительным, образуя вопрос-эмоцию, или с многоточием, подчеркивая помимо восклицательности недосказанность.

Вопросительный знак, конечно же, обозначает вопрос, который может быть задан как в форме отдельного предложения, так и внутри него.

Точка с запятой помогает нам найти простые фразы в составе сложных. Обычно она нужна там, где много уточняющих оборотов, осложненных запятыми – еще одна запятая в этом случае только запутала бы наше восприятие, поэтому на помощь приходит точка с запятой.

Двоеточие обычно ставится перед перечислением, а в сложных предложениях перед второй частью, если она разъясняет первую. Также двоеточие ставится перед прямой речью.

Тире используется как связка между словами и предложениями или употребляется вместо пропущенного слова, оно может объяснить какое-либо явление или противопоставить по смыслу слова и фразы. С помощью тире можно выделить слово или часть предложения, придавая им тем самым особенный смысл.

Если мы используем в тексте цитату или прямую речь, то ее нужно обособлять кавычками. Кавычки также необходимы для выделения слов, используемых в переносном значении. Круглые скобки отделяют отвлеченную мысль, не связанную с предложением в целом. Незавершенная мысль обозначается многоточием. Многоточие побуждает нас к размышлению над продолжением текста.

Большинство писателей ставят знаки препинания, опираясь не на правила пунктуации, а на свое авторское право передавать мысль так, как они ее видят. Таким правом обладает любой человек. Но для того чтобы самостоятельно дирижировать знаками препинания, надо глубоко понимать их значение, их необходимость в тексте, надо суметь доказать себе и окружающим, что применение знаков препинания наполнено смыслом. Тогда вы сможете донести до адресата свою мысль во всей ее глубине до мельчайшего оттенка.

Источник картинки: savepic.ru

Таким вопросом задаются по большей части ученики, которым изучение пунктуации далеко не всегда даётся легко. Но если попробовать прочесть текст без знаков препинания, их роль тут же становится прозрачна и ясна. У каждого из этих незатейливых знаков есть своё предназначение и роль в тексте.

Зачем нужны знаки препинания в предложениях

Во-первых, они выполняют разделительную функцию, помогают распознать на письме предложение и его части в целом. Без них мы не сможем понять, где начало и конец, возникают проблемы с логическим восприятием. Во-вторых, знаки препинания позволяют придать эмоциональную окраску тексту. Без вопросительного или же восклицательного знака мы не смогли бы понять чувства, которые вложил автор в то или иное предложение. И, в-третьих, без знаков препинания текст был бы похож на бессмысленное нагромождение слов. Если вы попытаетесь прочесть его вслух, выйдет никому не понятная каша. Когда читаешь текст с правильной пунктуацией, то прекрасно понимаешь, где нужно сделать паузу, какую часть предложения стоит интонационно выделить, а какую прочесть без лишних остановок.

Прямая речь на бумаге

Добавить в текст динамики и живости многим писателям помогает прямая речь. Знаки препинания при этом ставятся особым образом. Используя определенный набор правил, прямую речь нужно отделить от всего текста, чтобы она не сливалась со словами автора - вот зачем нужны знаки препинания.

В школьном курсе русского языка пунктуация не изучается углублённо, поэтому если возникает желание более детально разобраться в этом вопросе, не стоит полностью полагаться на школьные знания. В обычной программе рассматривается два варианта использования прямой речи:

Завершаться она может любым из знаков препинания, кроме запятой.

Чтобы иметь в школе пятёрку за эту тему, достаточно не запутаться, где прописана прямая речь, знаки препинания расставить правильно, и понять, какую из частей начать со строчной, а какую — с заглавной буквы. Быть внимательнее и не запутаться, где и какой знак можно использовать, вам также помогут практические работы и чтение классической литературы.

Запятые в предложении. Проблема наших дней

Верное обращение с пунктуацией - признак грамотности человека, которая особенно ценится в наше время, когда большинство предпочитает довериться редакторам онлайн или же программе Word. Никто не спорит с тем, что программы оснащены базой и могут на определённом уровне справиться с орфографией, но вот с пунктуацией у большей части из них возникают проблемы.

Хотя зачем нужны знаки препинания — запятые, тире или двоеточия, когда их использование обусловлено таким большим количеством тонкостей, и если можно обойтись более простыми и односложными предложениями? В этом-то и проблема. Люди боятся знаков препинания, потому что не умеют ими пользоваться. Большинство и вовсе забывают правила русского языка через несколько лет после окончания школы, особенно если род их деятельности далёк от филологии. Кто-то не ставит нужное количество, а кто-то употребляет их слишком много. После такого хочется, чтобы запятые исчезли вовсе, но их наличие в тексте играет особую роль, которую не сможет заменить другой знак препинания.

Расстановка запятых. Как помочь себе?

Если вас озадачил вопрос собственной грамотности, и не на шутку захотелось поднять свой уровень знаний или хотя бы немного освежить правила в памяти, мы можем предложить несколько способов. Первый и самый очевидный метод - заглянуть в учебник и пересмотреть правила, прописанные в нём. В век Интернета можно запросто отыскать в сети грамматический справочник. Второй способ не менее действенный - чтение. Возьмите в библиотеке книгу, перечитайте что-то из классики. Это не только кладезь грамматически верных конструкций, но и копилка слов, а расширение словарного запаса тоже благотворно повлияет на уровень эрудированности.

И последнее - практика. Мало просто посмотреть правила и закрыть учебник, так они забудутся довольно быстро, их вытеснит другая информация. Достаточно хотя бы нескольких написанных предложений в день. Наверняка у каждого найдётся хотя бы полчаса в день на спасение и укрепление своих знаний.

Особенности изучения пунктуации в 5 классе

В начальной школе, как известно, дети получают лишь азы богатой русской грамматики, узнают про подлежащее и сказуемое, как строится предложение, из чего состоит слово, что такое знаки препинания. 5 класс становится второй ступенью. Поднявшись на неё, ребёнку предстоит более углубленно познакомиться с грамматикой и пунктуацией, лексикой и морфологией, синтаксисом и орфографией.

В средних классах детям подробнее объясняют, зачем нужны знаки препинания, обозначают их роль в тексте и предлагают набор правил, которыми они могут оперировать, чтобы правильно расставить их. Важно именно в этом возрасте втолковать чаду, насколько важна пунктуация, какое значение придаётся людям, владеющим искусством грамотного слова. Если привить ребёнку любовь и интерес к родному языку, он сам потянется к нему, изучение не будет казаться каторгой или наказанием, ведь успех в освоении языка во многом определяется желанием самого ученика постичь тонкости письма.

Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.

Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.

Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.

Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.

Сообщение Зачем нужны знаки препинания 6, 8, 9 класс

«Казнить нельзя помиловать». Фраза, знакомая, наверное, каждому человеку. Когда в мультфильме мальчику пришлось вспоминать орфографию, для того, чтобы остаться в живых. Это, конечно, немного преувеличено, но значение пунктуации все таки немаловажно в жизни грамотного и социального человека.

Для того, чтобы внятно объяснить собеседнику свои мысли , мы даже в устной речи ставим паузы в разговоре. Что уж говорить о письме. При письме важно выделить особо важную информацию, акцентировать внимание на нужном понятии или фразе. Даже для выражения своего мнения необходимы знаки препинания. Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов. Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами.

  • При помощи кавычек . После повествования ставится двоеточие и кавычки. В кавычки с двух сторон заключают диалоговую фразу и закрывают кавычки. Если повествование продолжается после прямой речи, то ставится запятая, дефис и продолжается речь.
  • При помощи дефиса . Прямая речь начинается с новой строки и начинается с постановки тире. После диалоговой речи, если после нее идет повествование, снова ставится тира, тем самым являясь разделением прямой и повествовательной речи. Так читатель сможет прочесть с необходимой интонацией диалог или цитату.

Самым распространенным знаком препинания является запятая. Она используется практически в каждом предложении. Служит разделителем однокоренных слов или целых предложений. Отделяет причастные и деепричастные обороты. Обращение к какому-либо лицу также выделяется запятыми. При перечислении каких-либо предметов или качеств не обойтись без помощи запятой. Запятую знают даже самые маленькие дети. В различных мультфильмах про знаки препинания для детей самыми главными героями как раз и являются девочка-запятая и мальчик-точка.

Когда предложение сложное по конструкции, то при перечислении возможно стоит использовать точку с запятой . Она также может служить разделителем, если в перечисляемых частях есть свои подчиненные части, отделенные запятыми.

Когда мысль заканчивается, то в конце предложения целесообразно поставить точку . Она обозначит конец одной мысли и начало следующей.

Но иногда бывает, что хочется задать вопрос в предложении. В таком случае, чтобы перевести предложение из повествовательного в вопросительное, ставится вопросительный знак в конце предложения.

Для придания большей эмоциональности предложения используется восклицательный знак. Он – неоценимый помощник в поздравительных открытках или пожеланиях. При обращении к человеку также возможно использовать знак восклицания.

Пользуясь правильно и по назначению знаками препинания можно зарекомендовать себя, как образованного, умного и социальноадаптированного человека. Поэтому стоит помнить, что расстановка знаков препинания необходима не только в учебе, но и играет немаловажную роль на протяжении всей жизни.

Сочинение по русскому языку Зачем нужны знаки препинания 4 класс

6, 7, 8, 9 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Данное произведение посвящено сражению людей из Украины за независимость и свободу своей родины. Писатель достаточно неплохо имел общее представление истории своей страны

  • Образ и характеристика князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

    Утятин - это старик со странной, нечеловеческой внешностью: у него разные глаза, он очень худой, бледный и шапку носит белую, у него ястребиный нос

  • Образ и характеристика Хлестовой в комедии Горе от ума Грибоедова

    Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

Class="clearfix">

К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.

Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.

По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.

А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.

И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!